Меню Услуги

Гражданско-правовое регулирование института усыновления в международном и внутригосударственном праве. Часть 4.

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите Ваш номер WhatsApp:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
WhatsApp
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Напишем вам на whatsapp, без звонков
Перезвоним вам для уточнения деталей

Страницы:   1   2   3   4


Процедура международного усыновления начинается с подачи иностранным гражданином, лицом без гражданства заявления о выдаче заключения о возможности быть усыновителями. Иностранный гражданин обязан приложить к заявлению документы, предусмотренные п. 6 Правил передачи детей на усыновление, а также дополнительно приложить:

1) документ компетентного органа иностранного государства, подтверждающий отсутствие в законодательстве государства, гражданином которого является кандидат в усыновители, принятия союза, заключенного между лицами одного пола, браком. Данное правило введено в действие в феврале 2014 г. и распространяется на лиц, которые на момент подачи заявления не состоят в браке. Такая мера направлена, с одной стороны, на недопущение усыновления детей-граждан РФ лицами, которые потенциально могут вступить в брак с лицами своего пола, а с другой стороны, направлена на недопущение формирования у ребенка искаженных представлений о браке и семье, культуре и нравственности;

2) документ, подтверждающий отсутствие судимости, выданный на территории государства, гражданином которого является кандидат в усыновители.

Также ГПК РФ предусматривает обязательное представление заключение компетентного органа государства, гражданином которого является усыновитель об условиях жизни и о возможности быть усыновителями, разрешение компетентного органа на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.

В случае, если заявителем данные документы предоставлены не были, суд выносит определение об оставлении заявления без движения и устанавливает срок для исправления недостатков.

Так, например, определением судьи Ростовского областного суда от 06.06.2014 г. было оставлено без движения заявление граждан Великобритании, проживающих в Испании, по тем основаниям, что в нарушение ч. 2 ст. 2171 ГПК РФ к нему не было приложено разрешение компетентного органа страны проживания усыновителей на въезд усыновляемого ребенка в Испанию и его постоянное место жительство на территории этого государства.

Таким образом, для иностранцев, апатридов, а также граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории РФ, предусмотрено представление двух заключений о возможности быть усыновителями: выданное в РФ, и выданное в государстве, гражданином которого является усыновитель, или в котором он имеет постоянное место жительства.

Такая мера направлена на то, чтобы не допустить ситуации, когда по законодательству гражданской принадлежности лица оно может принять ребенка на усыновление, а по законодательству РФ – усыновление невозможно.

В свою очередь, закон не обязывает лиц без гражданства, которые постоянно проживают на территории РФ, представлять дополнительные документы, а возлагает обязанность представить такие же документы, как и граждане РФ.

Таким образом, можно сделать вывод, что в отношении института усыновления для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории действует национальный режим (п. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Такое положение вещей можно объяснить тем, что хотя апатриды и не имеют юридически закрепленной правовой связи с РФ, однако проживая на ее территории подчиняются законам РФ, а следовательно по своему правовому положению ближе к гражданам РФ, нежели иностранные граждане.

Иностранные граждане также, в соответствии со ст. 4 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», также подпадают под национальный режим, однако в сфере усыновления закон предъявляет к ним более строгие требования, выражающиеся в предоставлении дополнительных документов.

Для того чтобы не допустить ошибок при принятии решения об усыновлении лицами, которые не являются гражданами РФ, законом предусмотрено положение, в соответствии с которым кандидаты в усыновители обязаны представить пакет документов, подтверждающих отсутствие каких-либо факторов, препятствующих усыновлению ребенка из РФ. Такие лица представляют органам опеки и попечительства документы, подтверждающие состояние здоровья, финансовую состоятельность, наличие навыков общения с детьми.

Однако, законом не предусмотрена обязанность представления документа, который бы подтверждал законность осуществления деятельности органов и организаций иностранных государств, осуществляющих деятельность по усыновлению на территории РФ.

В силу того, что лица, которые обращаются в такие органы и организации не обладают достаточным уровнем знаний, которые позволили бы им однозначно понять является ли деятельность каждой конкретной организации законной, или же направлена, вопреки воли закона, на извлечение прибыли или иные незаконные цели.

С целью недопущения принятия судом решения, которое в последствие может быть отменено по основанию незаконности осуществления деятельности по усыновлению органами и организациями иностранных государств, необходимо закрепить норму, которая обязала суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству истребовать в Министерстве образования и науки РФ заверенную в установленном порядке копию разрешения на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации.

В настоящее время, как указано в ГПК РФ, суд по своему усмотрению может потребовать представления иных документов, помимо прямо указанных в законе. Однако на практике документы, подтверждающие факт аккредитации представительства иностранной организации по осуществлению деятельности по усыновлению судом не запрашиваются. Если деятельность данных организаций является не соответствующей закону, то нельзя говорить о законности самого международного усыновления.

На основании вышеизложенного мы считаем, что необходимо на законодательном уровне предусмотреть необходимость истребования судом документа, который подтверждает факт прохождения иностранной организацией по осуществлению деятельности по усыновлению на территории РФ аккредитации.

Необходимость предоставления в суд такого документа заключается в недопущении участия в процессе международного усыновления организаций, не имеющих разрешения в целях охраны прав и законных интересов ребенка.

С этой целью целесообразно внести изменения в п. 1 ст. 272 ГПК РФ, изложив его в редакции:

«В случае, если заявителями являются иностранные граждане, лица без гражданства, граждане РФ, постоянно проживающие за пределами РФ, суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству истребует в федеральном органе исполнительной власти заверенную в установленном порядке копию разрешения на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ».

Введение такого положения позволит отсеять организации, цель деятельности которых не отвечает требованиям закона и пресечь случаи незаконного усыновления. Стоит предположить, что в результате закрепления такой нормы снизится количество организаций, не имеющих вышеуказанного разрешения, а, следовательно, снизится количество нарушений, связанных с незаконным осуществлением деятельности по усыновлению.

Следующим этапом международного усыновления является судебное рассмотрения заявления об усыновлении российских детей иностранными гражданами, апатридами, а также граждан РФ, постоянно проживающих за ее пределами.

Законом предусмотрена исключительная подсудность по делам, связанным с усыновлением детей — граждан РФ иностранцами, лицами без гражданства, гражданами РФ, постоянно проживающими за ее пределами. При этом под невозможностью изменения исключительной подсудности понимается невозможность изменения как указанной в международном договоре исключительной подсудности, так и закрепленной во внутреннем национальном законодательстве.

Некоторые двусторонние договоры РФ прямо закрепляют правила об исключительной подсудности. Например, п. 3 ст. 21 Договора между РФ и Латвийской республикой установлено, что исключительная компетенция судов не может быть изменена соглашением сторон.

В соответствии с п. 2 ст. 403 ГПК РФ, суды РФ рассматривают дела особого производства, если гражданин, в отношении которого подается заявление об усыновлении (удочерении) является российским гражданином или имеет место жительства на территории РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 269 ГПК РФ, граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, подают заявление соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (в отличие от граждан РФ, которые подают заявление в районный суд по месту жительства или месту нахождения ребенка). Для таких заявителей не предусматривается возможность изменения родовой подсудности дел об усыновлении в зависимости от их места жительства.

Помимо правил о подсудности, к международному усыновлению применяются также правила об обязательной легализации документов, выданных, составленных или удостоверенных в соответствии с иностранным правом.

Существует 3 вида легализации иностранных официальных документов: консульская легализация; апостилляция (предусмотрена Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 05.10.1961г.); легализация в порядке, установленном международными договорами.

Способ удостоверения иностранных официальных документов зависит от того, является ли государство участником Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов. Для Российской Федерации вышеуказанная Конвенция вступила в силу 31.05.1992 г. В случае если государство не является участником данной конвенции, официальные документы легализуются путем консульской легализации.

Консульская легализация в РФ представляет собой процедуру, предусматривающую удостоверение подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания.

В случае, если государство является участником Конвенции отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, то легализация происходит путем проставления на документе апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Форма апостиля является единой для всех государств-участников, и представляет собой квадрат со стороной не менее 9 см, текстом из десяти пунктов и заголовком «Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)» на французском языке.

Как указал Пленум Верховного суда, исследуя представленные заявителями письменные документы и давая оценку их достоверности, суду необходимо обращать внимание на соблюдение порядка проставления апостиля, а именно: апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом, он должен соответствовать образцу.

Обобщение судебной практики в 2011 г. показало, что суды проверяют документы, представляемые заявителями, на предмет их надлежащего оформления.

Таким образом, суды всесторонне исследуют представленные заявителями документы на предмет их соответствия законодательству о легализации иностранных документов, с целью недопущения принятия судом решения, основанного на документах, не имеющих юридической силы на территории РФ.

Усыновление (удочерение) российских детей иностранцами производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель. В случае, если усыновителями являются лица без гражданства или граждане РФ, постоянно проживающие за ее пределами — в соответствии с законодательством государства, на территории которого они имеют постоянное место жительства на момент подачи заявления об усыновлении.

Также, положения о применимом праве могут содержаться в международных договорах, которые затрагивают вопросы усыновления. Так, например, Договор между РФ и Латвийской Республикой предусматривает, что при усыновлении применяется законодательство Договаривающейся Стороны, гражданином которой является усыновитель или на территории которой он имеет постоянное место жительства.

Применение иностранного законодательства обусловлено прежде всего тем, чтобы уже на стадии судебного разбирательства приблизить правовой статус усыновляемого ребенка к статусу гражданина государства, гражданство которого имеет усыновитель.

В решении суда об удовлетворении заявления об усыновлении или об отказе в удовлетворении такого заявления должна быть ссылка на право, подлежащее применению. Однако, следует отметить, что судьи нередко пренебрегают данной необходимостью. Так, по данным на 23.12.2014 г. анализ иностранного законодательства отсутствовал в 380 решениях, что составляет 16,1% решений, вынесенных с удовлетворением заявления.

Для того чтобы применить в судебном процессе нормы иностранного права, суду необходимо установить их содержание в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.

Так как российские судьи не могут и не должны знать содержание норм иностранного права, законом предусмотрена возможность обращения за содействием и разъяснениями в Министерство Юстиции РФ или в другие компетентные органы, а также вправе привлечь экспертов в области иностранного права конкретного государства.

В силу п. 1 ст. 166 СК РФ, а также п. 3 ст. 272 ГПК РФ, суд вправе предложить заинтересованным лицам предоставить документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права. Такие лица вправе, но не обязаны, предоставить такие документы, в целях обоснования своей позиции по тому или иному вопросу, возникающему в ходе судебного рассмотрения заявления об усыновлении.

В случае, если по каким-либо причинам не представилось возможности установления содержания норм иностранного права, применяется законодательство Российской Федерации.

Необходимо также отметить, что содержание ст. 166 СК РФ соответствует положению ст. 15 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22.01.1993 г.), в которой указано, что центральные учреждения юстиции Договаривающихся Сторон по просьбе предоставляют друг другу сведения о действующем или действовавшем на их территориях внутреннем законодательстве и о практике его применения учреждениями юстиции.

Также, за помощью в разъяснении и установлении содержания норм иностранного права, суд вправе обратиться в Министерство иностранных дел РФ, которое в пределах своей компетенции вправе давать разъяснения по вопросам международного права (пп. 19 п. 6 Положения о Министерстве иностранных дел РФ).

Таким образом, с целью максимальной «правовой адаптации» ребенка в государстве, гражданином которого является его усыновитель (имеет постоянное место жительства), законом предусмотрена обязанность по изучению норм иностранного права. Все это позволяет сделать вывод, о том, что закрепление в законе таких положений направлено на всестороннее соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних детей, являющихся гражданами РФ.

Заканчивается второй этап международного усыновления вынесением судом решения об удовлетворении заявления об усыновлении либо об отказе в удовлетворении такого заявления.

Третий, постсудебный этап, как и на внутригосударственном уровне, так и при международном усыновлении, начинается с того, что суд, в течение 3-х дней со дня вступления решения суда в законную силу направляет копию решения суда в орган ЗАГС по месту принятия решения суда для государственной регистрации усыновления.

Помимо государственной регистрации усыновления в компетентных органах РФ, закон предусматривает обязательную постановку ребенка на учет консульскими учреждениями РФ на территории иностранного государства.

Порядок постановки на учет детей консульскими учреждениям определен Правилами постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Согласно Правилам постановки детей на учет консульскими учреждениями РФ, постановка на учет осуществляется в течение 3-месяцев со дня въезда на территорию государства места проживания усыновителей. С заявлением о постановке на учет вправе обратиться усыновители несовершеннолетнего, т.к. именно он и являются законными представителями со дня вступления решения суда в законную силу. К заявлению о постановке на учет усыновители обязаны приложить 2 фотографии ребенка, копию свидетельства об усыновлении, а также документ удостоверяющий личность усыновителя.

По желанию усыновителей постановка на детей на учет может быть осуществлена и до выезда из РФ, через Консульский департамент Министерства иностранных дел РФ. После этого, Департамент передает полученные документы в консульское учреждение по месту проживания усыновителей. За осуществление контроля за постановкой на учет детей отвечают органы и организации иностранного государства, которые представляли интересы усыновителя на территории РФ.

Для того чтобы не допускать нарушений при постановке детей на учет, Правилами предусмотрено, что Министерство образования и науки РФ каждые 6 месяцев передает информацию об усыновленных детях в консульские учреждения РФ на территории иностранного государства. В свою очередь, консульские учреждения в конце каждого календарного года отчитываются перед Министерством образования и науки РФ о детях, которые фактически были поставлены на учет.

Таким образом, предусмотрен двойной контроль за постановкой усыновленных детей на учет: с одной стороны Минобрнауки РФ направляет списки усыновленных детей, с другой — консульства отчитываются о фактически проведенных мероприятиях по постановке не учет.

Также, на консульские учреждения РФ на территории иностранных государств передают в компетентные органы РФ сведения об отмене усыновления, о переустройстве детей в другую семью, о гибели усыновленных детей, насилии над усыновленными детьми, а также об иных случаях нарушения прав и законных интересов детей.

В последнее время случаи насилия над усыновленными детьми из России, а также смерти по вине усыновителей-иностранцев участились. Так, например, в июле 2008 г. в результате халатного отношения, погиб ребенок усыновленный в России гражданами США — Дима Яковлев. Ребенок был обнаружен через несколько часов в бессознательном состоянии в машине усыновителя Ч. Хариссона, который оставил его без присмотра и ушел на работу .

Также, в 2005 г. был установлен факт смерти девочки, также усыновленной гражданами США. Как сообщил консульский отдел Посольства РФ в США, девочке были нанесены побои. В результате полученных травм, несовместимых с жизнью, девочка скончалась. В результате случившегося усыновительнице П.С. Хилт было предъявлено обвинение в убийстве, за которое в штате Вирджиния предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 40 лет).

Таким образом, при нарушении прав и законных интересов усыновленных детей, сведения об этом незамедлительно передаются в Министерство образования и науки РФ для проведения проверки по факту данного нарушения и выяснения обстоятельств случившегося, ведь юридически ребенок находится под защитой Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 26 ФЗ «О гражданстве РФ», ребенок при усыновлении его иностранными гражданами сохраняется российское гражданство. Гражданство РФ может быть прекращено только в общем порядке по заявлению усыновителя. При этом государство с целью недопущения ситуации, при которой ребенок может стать лицом без гражданства, может отказать в прекращении гражданства РФ, если есть опасения предполагать, что ребенок не приобретет гражданства государства, гражданином которого является усыновитель. Например, такие опасения могут возникнуть при усыновлении ребенка лицом без гражданства.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что процедура международного усыновления отличается спецификой и сложностью, обусловленной участием в процедуре иностранного элемента. Все нюансы, предусмотренные законодательством РФ, а также международно-правовыми актами, направлены на всестороннюю охрану и защиту прав российских детей при их усыновлении иностранцами, апатридами, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами РФ.

Заключение

В данной работе автор предпринял попытку раскрыть такой институт семейного права, как институт усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, международного усыновления. В настоящей дипломной работе была проанализирована Главы 19 и Раздел VII Семейного кодекса РФ, которая закрепляет основные положения, касающиеся внутригосударственного и международного усыновления. Однако необходимо отметить, что институт усыновления регулируется не только Семейным кодексом РФ, но также Гражданским кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, а также рядом федеральных законов, подзаконных актов и нормами международного частного права.

Как следует из результатов исследования, в отечественном законодательстве достаточно хорошо разработаны нормы, регламентирующие институт усыновления на внутригосударственном уровне. Международное усыновление (удочерение) в последнее время все чаще подвергается совершенствованию, направленному на недопущение нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних. В свете последних изменений, запрещающих международное усыновление в ряд иностранных государств, заметно снизилось число детей, усыновляемых иностранцами, лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающих за пределами территории РФ.

Выводами теоретического характера явились следующие положения.

Первое. Закрепляя на федеральном уровне данный институт, государство реализует важнейшее право детей — жить и воспитываться в семье, понимая важность и необходимость данной формы воспитания. Воспитание в семье всегда является наиболее благоприятным для несовершеннолетнего, так как именно воспитание в семье представляет для развития ребенка наивысшую ценность. Воспитываясь в семье, ребенок учится взаимодействовать с окружающими его людьми, получает необходимый уровень культуры. Понимая важность семейного воспитания, законодатель предусмотрел формы устройства детей, помогающие, при необходимости, реализовать принцип приоритета семейного воспитания.

Второе. Нами убедительно доказано, что в РФ создан мощный механизм усыновления, который от начала и до конца подробно регламентирован законом. Наличие описанных субъектов позволяет выявить обоснованность усыновления, соответствие усыновления интересам несовершеннолетнего ребенка, а также позволяет всесторонне обеспечить права и законные интересы детей, оставшихся без попечения родителей.

Третье. Законодательно установлен чётко определенный круг субъектов, участвующих в процессе усыновления. Каждый субъект, выполняя отведенную ему роль, способствует принятию судом верного решения об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявления об усыновлении, с целью обеспечения и защиты прав и законных интересов ребёнка.

Четвёртое. Процедура усыновления (удочерения) включает в себя множество последовательных действий, направленных на верное принятие судом решения, об обоснованности и необходимости усыновления, основываясь на приоритете обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

Отсутствие какого-либо необходимого действия со стороны усыновителей, а также органов опеки и попечительства и иных субъектов, может привести к отказу суда в удовлетворении заявления об усыновлении.

Пятое. Тайна усыновления охраняется государством. Так, нормы о недопущении разглашения тайны усыновления предусмотрены семейным и уголовным законодательством. Однако законом четко не определено, с какого именно момента, сведения, относящиеся к тайне усыновления (удочерения) детей подлежат правовой охране. Таким моментом целесообразно считать момент вынесения судом решения, а не момент вступления решения в законную силу.

Шестое. Исследовав опыт зарубежных стран, особенно Италии, можно в качестве положительно опыта, который может быть воспринят на российской почве, заимствовать специфику разрешения вопроса, связанного с тайной усыновления; так же полагаем возможным внедрить в России процедуру предусыновления.

Седьмое. В целях соблюдения прав и законных интересов детей, законом подробно регламентирована процедура как внутригосударственного, так и международного усыновления. Особого внимания заслуживает процедура международного усыновления, ведь в данном случае идет речь о возможности передачи ребенка под юрисдикцию иностранного государства. Полагаем, что необходимо, чтобы процедура усыновления соответствовала как законодательству Российской Федерации, так и законодательству государства, гражданином которого является усыновитель либо на территории которого лицо имеет постоянное место жительства.

А деятельность компетентных органов иностранных государств может быть направлена лишь на содействие в устройстве несовершеннолетних граждан РФ на воспитание в семьи иностранцев, а также иных предусмотренных законом лиц, и недопущение осуществления этой деятельности на возмездной основе.

Выводами практического характера явились следующие положения.

Первое. В законе не сформулировано определение «усыновления». В связи с этим, ученые подходят к изучению данного термина с различных позиций. Усыновление можно рассматривать как юридический акт, как форму воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, как правоотношение, как юридический факт. Однако при таком разнообразии подходов необходимо помнить, что усыновление является многоаспектным институтом, и не может быть рассмотрен лишь с одной позиции.

Необходимо закрепить в СК РФ определение усыновления. Для этого следует дополнить п. 1 ст. 124 «Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)», изложив его в следующей редакции:

«1. Усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Под усыновлением следует понимать юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и усыновленными детьми возникают права и обязанности равные правам и обязанностям кровных родителей и детей».

Второе. Считаем, что необходимо на законодательном уровне предусмотреть необходимость истребования судом документа, который подтверждает факт прохождения иностранной организацией по осуществлению деятельности по усыновлению на территории РФ аккредитации.

Необходимость предоставления в суд такого документа заключается в недопущении участия в процессе международного усыновления организаций, не имеющих разрешения в целях охраны прав и законных интересов ребенка.

С этой целью целесообразно внести изменения в п. 1 ст. 272 ГПК РФ, изложив его в редакции:

«В случае, если заявителями являются иностранные граждане, лица без гражданства, граждане РФ, постоянно проживающие за пределами РФ, суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству истребует в федеральном органе исполнительной власти заверенную в установленном порядке копию разрешения на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ».

Введение такого положения позволит отсеять организации, цель деятельности которых не отвечает требованиям закона и пресечь случаи незаконного усыновления. Стоит предположить, что в результате закрепления такой нормы снизится количество организаций, не имеющих вышеуказанного разрешения, а, следовательно, снизится количество нарушений, связанных с незаконным осуществлением деятельности по усыновлению.

Библиография

 

  1. «Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей» (Заключена в г. Гааге 19.10.1996) // СЗ РФ. 2013. № 32. Ст. 4297.
  2. Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (Заключена в г. Гааге 29.05.1993) // Международное частное право. Сборник документов. — М.: БЕК, 1997. — С. 712-720
  3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. выпуск XLVI. 1993.
  4. «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейными уголовным делам» (Заключена в г. Минске 22.01.1993) // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1472.
  5. Договор между РФ и Итальянской Республикой «О сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей» (Подписан в г. Москве 06.11.2008) // СЗ РФ. 2010. № 5. Ст. 462.
  6. Договор между РФ и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Рига. 03.02.1993 г.) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1932.
  7. Договор между РФ И Республикой Кыргызстан «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 14.09.1992 // Бюллетень международных договоров. 1995. № 3.
  8. Договор между РФ и Литовской Республикой «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (Подписан в г. Вильнюсе 21.07.1992) // СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1712.
  9. «Консульский устав Российской Федерации» от 05.07.2010 г. № 154-ФЗ (ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. 2010. № 28. Ст. 3554.
  10. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
  11. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФЗ РФ от 02.07.2013 № 167-ФЗ (ред. от 25.11.2013 г.) // СЗ РФ. 2013. № 27. Ст. 3459.
  12. ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ» от 28.12.2012 № 272-ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7597.
  13. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 01.01.2015) «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. 28.04.2008. № 17. Ст. 1755.
  14. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г.) // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.
  15. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62 (ред. от 31.12.2014 г.) // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
  16. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
  17. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. от 01.01.2015) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. № 78. 20.04.2001.
  18. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 01.04.2015 г.) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  19. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» от 27.06.1998 № 94-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3014.
  20. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
  21. Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340.
  22. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // СЗ РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
  23. Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.
  24. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 01.01.2015 г.) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
  25. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
  26. Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей в 2012 — 2017 годы» от 01.06.2012 № 761 // СЗ РФ. № 23. Ст. 2994.
  27. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28.12.2012 № 1688 // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 3). Ст. 7860.
  28. Указ Президента РФ «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» от 11.07.2004 (ред. от 21.12.2013) // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2880.
  29. Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 (ред. от 21.07.2014) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» // СЗ РФ. 15.04.2002. № 15. Ст. 1434.
  30. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью или патронатную семью» от 14.02.2013 № 117 // СЗ РФ. 2013. № 36. Ст. 4577.
  31. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» от 16.06.2006 № 378 // Российская газета. 2006. — № 131.
  32. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 654 (ред. от 16.12.2014) «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // СЗ РФ. 2006. № 46. Ст. 4801.
  33. Постановление Правительства РФ «О полномочиях Министерства образования и науки РФ по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» от 10.03.2005 г. № 123 (ред. от 04.11.2006) // СЗ РФ. 2005. № 11. Ст. 950.
  34. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства» от 29.03.2000 № 275 (ред. от 10.02.2014 г.) // СЗ РФ. 2000. № 15. Ст. 1590.
  35. Письмо Минобрнауки России «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» от 24.08.2012 № ИР-713/07 // Вестник образования. 2012. № 18.
  36. Форма заявления Утверждена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 423» от 14.09.2009 г. № 334 // «Российская газета». 2009. № 252.
  37. Приказ Министерства образования и науки от 13.08.2012 № 611 «О выдаче разрешения на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_12/m611.html (дата обращения 05.04.2015).
  38. Приказ Министерства образования и науки от 06.08.2010 № 836 «О выдаче разрешения на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_10/m836.html (дата обращения 05.04.2015).
  39. Закон г. Москвы «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» от 14.04.2010 № 12 (ред. от 07.05.2014 г.) // Ведомости Московской городской Думы. 2010. № 6. Ст. 134.
  40. Закон Оренбургской области «О патронатном воспитании» от 19.11.2001 г. № 364/340-II-ОЗ (ред. от 11.03.2013) // Южный Урал. 2001. № 226. С. 4.
  41. «Кодекс о браке и семье РСФСР» (утв. ВС РСФСР 30.07.1969) // Ведомости ВС РСФСР. 1969. № 32. Ст. 1397. Документ утратил силу.
  42. Антокольская М.В. Семейное право: учебник. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002.
  43. Арутюнова Э.В. Понятие и правовая природа усыновления [Электронный ресурс]. Доступ из системы КонсультантПлюс // Электронное периодическое издание Справочная Правовая Система КонсультантПлюс. (дата обращения 30.03.2015).
  44. Бородич К.Ю. Усыновление детей – граждан России иностранными гражданами. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Москва, 2005.
  45. Викут М.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. – М.: «Издательство Юрайт», 2013.
  46. Гойбах Г.А. Сравнительное семейное право. – М.: НКЮ РСФСР, 1925.
  47. Дьяков С.В., Кадников Н.Г. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (научно-практический, постатейный). – М.: — Юриспруденция, 2013.
  48. Зеличенко Ю.Л. История становления законодательства в сфере международного усыновления // Вестник ТГПУ. – 2007. – Выпуск 7 (70).
  49. Кепова Н.Г. Усыновление в системе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2012.
  50. Князева Е.Ю. Правовое регулирование усыновления детей – граждан Российской Федерации иностранными гражданами. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Москва, 2006.
  51. Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. – М.: Волтерс Клувер, 2006.
  52. Марышева Н.И. Еще раз к вопросу о международном усыновлении // СПС «Система ГАРАНТ».
  53. Нечаева А.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юрайт», «Юрайт-Издат», 2011.
  54. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.
  55. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. 5-е изд., перераб. – М.: Норма, 2008.
  56. Смолина Л.А., Задесенская Я.В. Усыновление (удочерение) в Италии и Франции: возможность использования зарубежного опыта отечественным законодателем // Семейное и жилищное право. 2014. № 3.
  57. Чучаев А.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). – М.: «КОНТРАКТ», 2012.
  58. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. – М.: Спарк. – 1995.
  59. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2014 № 1-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Аникиева» // СПС «КонсультантПлюс».
  60. Бюллетень судебной практики по гражданским делам Свердловского областного суда (первый квартал 2014 г.). Опубликовано на Официальном сайте Свердловского областного суда: http://oblsud.svd.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=80 (дата обращения 02.04.2015).
  61. Обзор практики рассмотрения в 2014 г. областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ // СПС «КонсультантПлюс».
  62. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2013 № 37 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Российская газета. № 288. 20.12.2013.
  63. Обзор практики рассмотрения в 2013 г. областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ (утв. Президиумом Верховного суда РФ 22.05.2014) // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 8. август. 2014.
  64. Обзор практики рассмотрения в 2012 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».
  65. Обзор Верховного суда РФ Практики рассмотрения в 2011 г. областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ // СПС «КонсультантПлюс».
  66. Определение Нижегородского областного суда от 08.04.2008 г. по делу № 33-1609 // СПС «КонсультантПлюс».
  67. Справка Кемеровского областного суда от 01.01.2005 г. № 01-03/19-35 // СПС «КонсультантПлюс».
  68. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» от 20.04.2006 № 8 (ред. от 17.12.2013 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 6.
  69. Информационное сообщение Пресс-службы Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс] URL: http://www.usynovite.ru/structure/messages/ (дата обращения 25.03.2015).
  70. Пресс-релиз Министерства образования и науки РФ от 12.07.2005 г. По факту гибели ребенка, усыновленного гражданами США, супругами Хилт [Электронный ресурс]: http://www.usynovite.ru/structure/messages/press1/ (дата обращения 27.03.2015).
  71. Официальный сайт справочно-правовой системы Гарант.ру: http://www.garant.ru/infografika/602710/ (дата обращения 02.04.2015).


Страницы:   1   2   3   4


 

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите Ваш номер WhatsApp:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
WhatsApp
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Напишем вам на whatsapp, без звонков
Перезвоним вам для уточнения деталей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *