Меню Услуги

Гражданско-правовое регулирование института усыновления в международном и внутригосударственном праве


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологическая характеристика института усыновления (удочерения) в Российской Федерации

1.1. Понятие института усыновления (удочерения) в Российской Федерации и характеристика участников правоотношений по усыновлению (удочерению)

1.2. Процедура усыновления (удочерения) по российскому законодательству

1.3. Правовые последствия усыновления (удочерения)

Глава 2. Специфика процедуры усыновления российских детей иностранными гражданами

2.1. Основные нормативные положения и особенности международного усыновления

2.2. Правовое положение органов и организаций иностранных государств, осуществляющих деятельность по усыновлению (удочерению) на территории Российской Федерации

2.3. Характеристика субъектного состава и порядка международного усыновления

Заключение

Библиография

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что семья играет важную роль в социализации личности. Для полноценного и всестороннего развития ребёнку необходимо расти и развиваться в кругу семьи, поскольку только семья может обеспечить ребёнка необходимым уровнем заботы, воспитания, развития. В ситуациях, когда по каким-либо причинам ребенок лишён родительского попечения (например, родители лишены родительских прав или уклоняются от возложенной на них обязанности по воспитанию ребёнка), возникает необходимость создания для несовершеннолетнего таких условий, которые максимально бы восполняли отсутствие семьи.

Для реализации этой задачи законодательством РФ предусмотрено несколько форм воспитания, на которые передаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Наиболее благоприятной, и, как указано в законе, приоритетной формой воспитания, является усыновление (удочерение).

Однако на практике нередко возникают случаи, когда передать ребёнка на воспитание в семью граждан РФ не представляется возможным. С этой целью предусмотрена возможность усыновления российских детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ (международное усыновление). Данная мера является вспомогательным механизмом при реализации права детей на жизнь и воспитание в семье.

В последние годы наблюдается тенденция к снижению числа международных усыновлений (удочерений). Так, в 2006 г. гражданами иностранных государств было усыновлено 6 689 российский детей, а в 2012 г. — 2 604. В 2013 году детей, оставшихся без попечения родителей выявлено 68770 человек.

Хотя статистика по усыновлениям за 2014 год еще не опубликована, ее можно спрогнозировать на основе данных предыдущих лет и статистики Минюста и Верховного суда России за первые шесть месяцев 2014 года. Так, в 2011 году судами было удовлетворено 18 161 заявление об усыновлении и органами ЗАГС было зарегистрировано 19 828 усыновлений, при этом в данный период было усыновлено 10 816 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2013 году по сравнению с 2012 годом сохранилась тенденция уменьшение числа вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, однако число переданных на воспитание в семьи граждан возросло на 2,4 % (в 2012 году устроено в семью 61,4 тыс. детей, в 2013 г. — 62,9 тыс. детей).

По состоянию на 15 января 2015 года в федеральном банке данных числятся 84 600 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Еще в июле прошлого года их насчитывалось 91 266 человек, а в концу года объем банка данных снизился на 6,4% и составил 85 426 записей о сиротах. Однако, тенденция по уменьшению количества сирот сохраняется в связи со снижением числа выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, которое наблюдается с 2006 года, а не благодаря росту усыновлений.

Число усыновленных детей продолжает снижаться после принятия Госдумой Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», известного более как «закон Димы Яковлева». Данным законом гражданам США запретили усыновлять детей из России. На тот момент США занимали лидирующую позицию среди других иностранных государств, граждане которых усыновляли детей из России. Так, в 2011 году американцами были приняты в свои семьи 956 российских детей.

Исключение США из числа стран, граждане которых имеют право на усыновление детей из России, не привело к замещению доли США другими странами, в результате чего число детей, нашедших семью за рубежом, снизилось примерно в 2,3 раза: с 3400 детей в 2011 году до 1488 детей в 2013 году. Не привело это и к росту усыновлений детей россиянами. Если в 2011 году общее число усыновленных детей составило 10 816 человек, то в 2013 году их число уменьшилось до 8245 человек.

Изменения, внесённые в Семейный кодекс РФ, в соответствии с которыми запрещено передавать российских детей на усыновление лицам, состоящим в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешён, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке, так же создали определенные прецеденты. В результате стала невозможной передача детей на усыновление в такие страны как Франция, Великобритания, Нидерланды. Несмотря на то, что число случаев международного усыновления сокращается, нельзя говорить о том, что данный правовой институт теряет свою актуальность. Напротив, в свете последних изменений в СК РФ можно говорить о том, что актуальность возросла, потому как ещё не сформировалась практика применения новых положений, а также не дана оценка данным изменениям в доктрине права. Этими и многими другими аспектами обусловлена актуальность выбора темы настоящего дипломного исследования.

Целью данной работы является всестороннее изучение института усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей, а также такого вспомогательного механизма как международное усыновление.

Для реализации поставленной цели автором предопределены следующие исследовательские задачи:

исследовать институт усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей гражданами РФ, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства;

определить понятия и сущности усыновления (удочерения) детей;

изучить субъектный состав, порядок и правовые последствия внутригосударственного и международного усыновления;

рассмотреть особенности реализации международного усыновления;

провести анализ проблем, имеющихся в правовом регулировании института усыновления (удочерения) и предложить рекомендации по их решению;

охарактеризовать судебную практику по вопросу реализации института усыновления.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере регулирования усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей.

Предметом исследования выступают нормы семейного, гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующие правоотношения по усыновлению, а также нормы международного права, научные исследования и практика применения данных норм в деятельности судебных органов.

При проведении исследования нами были использованы такие методы познания, как анализ, синтез, диалектический, историко-юридический, сравнительный, системный и иные методы научного познания.

Теоретической основой исследования выступают фундаментальные положения таких наук, как философия, теория государства и права, римское право, история отечественного государства и права, гражданское право, а также семейное право.

При написании дипломной работы использовались труды таких ученых, как М.В. Антокольская, Л.М. Пчелинцева, И.В. Летова, А.М. Нечаева, К.Ю. Бородич, Е.Ю. Князева, Э.В. Арутюнова, Л.Б. Прудникова, Е.А. Татаринцева, Н.Г. Кепова, Е.А. Крапивенская, А.В. Вишнякова, Я.В. Абрамова, Л.А. Кузьмичева, О.А. Красавчиков, О.А. Кабышев, И.Филипеску, А.Г. Гойхбарг, Г.Ф. Шершеневич и других.

Относительно степени научной разработанности исследуемой темы необходимо отметить, что на сегодняшний день имеется достаточно большое количество работ, посвященных данной тематике, однако мнения ученых в данной области имеют противоречивый характер по некоторым вопросам, а потому требуют дальнейшего научно-практического исследования.

Глава 1. Теоретико-методологическая характеристика института усыновления (удочерения) в Российской Федерации

1.1. Понятие института усыновления (удочерения) в Российской Федерации и характеристика участников правоотношений по усыновлению (удочерению)

Институт усыновления (удочерения) является одним из наиболее древних и значимых институтов в области защиты прав и законных интересов детей.

Этот правовой институт уходит своими корнями в Римскую Империю. Первые упоминания об усыновлении можно найти в трудах римского юриста Домиция Ульпиана.

В становлении усыновления в России как немаловажного института К.Ю. Бородич, Е.Ю. Князева выделяют четыре этапа, каждый из которых выделен в зависимости от степени разработанности законодательства по данному вопросу.

Первый период (II в. до н.э. — 20-е гг. XIX в.) можно назвать периодом зарождения и развития института усыновления. Он характеризуется тем, что возникают отношения, которые копируют «естественные семейные узы», и возникает необходимость правового регулирования таких отношений, для того, чтобы упорядочить и обеспечить интересы, как усыновленного, так и членов семьи усыновителя.

Первое упоминание в летописи об установлении опеки над несовершеннолетним ребенком относится к 879 г. После смерти родителей опекунами становились те ближайшие родственники, которые в роде занимали место умерших.

Второй период становления законодательства об усыновлении с иностранным элементом (20-е гг. XIX в. — 1939 г.) можно охарактеризовать тем, что начинает развиваться международное усыновление, но при отсутствии достаточно разработанного законодательства в данной области, число усыновленных российских детей иностранцами оставалось небольшим.

Третий период развития международного законодательства об усыновлении (1939 — 1993 гг.) характеризуется резким скачком международного усыновления. После окончания Второй мировой войны, а также войны в Северной Корее возросло количество детей, оставшихся без родительского попечения. При усыновлении детей иностранцами возникли проблемы, связанные с различиями, существовавшими в законодательстве разных стран. Усыновление производилось с существенным нарушением норм права.

Для устранения таких нарушений потребовалось разработать ряд международных соглашений, которые были призваны урегулировать наиболее острые проблемы, возникающие при усыновлении детей иностранцами. Так, в 1965 г. в Гааге была подписана Конвенция «Об юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении».

Современный этап развития института усыновления, четвертый, начинается с подписания в 1993 г. «Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления». В основу данной Конвенции легли основополагающие принципы, закрепленные в «Конвенции о правах ребенка», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН.

На современном этапе развития государства законодательство, регулирующее правоотношения по усыновлению (удочерению), разработано достаточно хорошо, что позволяет говорить о том, что Российская Федерация максимально защищает и гарантирует права и законные интересы детей, оставшихся без попечения родителей.

На внутригосударственном уровне институт усыновления (удочерения) регулируют такие нормативные правовые акты, как Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об опеке и попечительстве», Постановление Правительства РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием», ФЗ «Об актах гражданского состояния», Гражданским процессуальным кодексом РФ, а также многими другими.

В российском законодательстве нет легального определения термина «усыновление». В Кодексе о браке и семье, действовавшего до принятия СК РФ, понятие «усыновления» не раскрывалось, а лишь содержались нормы, которые устанавливали субъектов, описывали процедуру, а также правовые последствия усыновления детей, оставшихся без родительского попечения.

СК РФ, принятый в 1995 г., по сей день не раскрывает данный термин. С принятием ФЗ от 28.06.1998 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» ч. 1 ст. 124 была дополнена указанием на то, что усыновление является приоритетной формой устройства детей.

Понятие «усыновление» не раскрыто так же в доктрине права. Среди ученых, занимающихся изучением данного вопроса, не сложилось единого мнения относительно понятия. Усыновление рассматривается с разных позиций, с разных ракурсов.

Так, Г.Ф. Шершеневич указывал, что под усыновлением следует понимать «признание за посторонними лицами юридического положения законных детей, имитация семьи со стороны недостающего потомства». А.Г. Гойхбарг отмечал, что усыновление есть «создание искусственных семейных отношений за отсутствием по общему правилу естественной связи».

Усыновление можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле под усыновлением (удочерением) понимается форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являясь приоритетной. Это связано с тем, что, воспитываясь в семье, ребенок получает необходимый уровень воспитания, культуры, а также различных социальных знаний и навыков, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие несовершеннолетнего.

Рассматривая усыновление в узком смысле можно привести определение Л.М. Пчелинцевой. Она указывает, что под усыновлением (удочерением) понимается юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками с одной стороны и усыновленным ребенком — с другой возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению. Таким образом, усыновление является одновременно как правообразующим, так и правопрекращающим юридическим фактом. Данную позицию поддерживает также Э.В. Арутюнова.

С таким мнением нельзя не согласиться по следующим причинам. Российское законодательство в области усыновления, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних закрепляет положения, которые лишь подтверждают данную позицию Л.М. Пчелинцевой.

В соответствии с ч. 1 ст. 137 СК РФ, усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

В ч. 1 ст. 1147 ГК РФ сказано, что при наследовании по закону усыновленный и его потомство с одной стороны и усыновитель и его родственники — с другой приравниваются к родственникам по происхождению (кровным родственникам). Таким образом, нормы семейного и гражданского законодательства лишь подтверждают правообразующий характер усыновления.

Говоря о правопрекращающем характере усыновления, необходимо привести положения ч. 2 ст. 137 СК РФ: усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам).

Также, в подтверждение данной позиции, выступает ч. 2 ст. 1147 ГК РФ: усыновленный и его потомство не наследуют по закону после смерти родителей усыновленного и других его родственников по происхождению, а родители усыновленного и другие его родственники по происхождению не наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства.

Таким образом, при усыновлении, с одной стороны, права и обязанности прекращаются, с другой — возникают. Это необходимо для того, чтобы обеспечить баланс прав и интересов усыновителей, усыновленных детей, а также интересы кровных родственников усыновленных детей.

Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод, что под усыновлением следует понимать юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и усыновленными детьми возникают права и обязанности равные правам и обязанностям кровных родителей и детей.

Так как под усыновлением, в первую очередь, понимается форма воспитания, то необходимо рассмотреть, в чем же заключается отличие усыновления от иных форм воспитания детей, указанных в законе (передача под опеку или попечительство, передача в приемную или патронатную семью).

Для того чтобы провести сравнение, необходимо выделить основания, по которым такое сравнение будет проведено.

Во-первых, усыновление как форма воспитания отличается по основанию возникновения правоотношений.

Во-вторых, различен характер правоотношений.

В-третьих, права и обязанности субъектов при установлении каждой конкретной формы воспитания различны, в силу содержания правоотношений.

В соответствии со ст. 125 СК РФ, правоотношения по усыновлению возникают на основании решения суда, вступившего в законную силу.

В свою очередь, в силу ч. 6 ст. 11 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве», основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.

Передача несовершеннолетнего на воспитание в приемную и патронатную семьи, осуществляется на основании договора. Договоры о приемной семье и патронатном воспитании заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (ч. 1 ст. 152 СК РФ; ч. 1 ст. 13 Закона г. Москвы «Об организации опеки, попечительства и патронажа в г. Москве»).

Таким образом, закрепление в законе положений о том, что решение о передаче несовершеннолетнего принимается исключительно судом, позволяет сделать вывод о том, что усыновление является одной из наиболее сложных форм воспитания, требующей всестороннего контроля. Законодатель, понимая, насколько важным является обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, отводит суду главную роль, в определении судьбы ребенка, возлагая на него обязанность по контролю за соблюдением всех этапов процедуры усыновления. При выявлении судом нарушений, он вправе отказать в установлении усыновления, с целью недопущения нарушения прав и законных интересов ребенка.

По характеру правоотношений усыновление также выделяется среди иных форм воспитания. Так как усыновление является своего рода «имитацией» семьи, то оно не может быть ограничено временными рамками. С этой целью усыновление не ограничено сроками в отличие от опеки (попечительства), а также приемной и патронатной семьи.

Опека устанавливается над малолетними несовершеннолетними в возрасте до 14 лет. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

Договор о приемной семье заключается на определенный срок и должен содержать срок действия такого договора, но, не устанавливая при этом минимальный и максимальный срок.

Договор о патронатном воспитании (патронатной семье) заключается на указанный в нем срок. Так, например, Закон г. Москвы «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» устанавливает, что договор о патронатном воспитании может быть заключен на срок от трех месяцев до одного года. Однако в интересах ребенка указанный срок может быть продлен. В свою очередь, Закон Оренбургской области «О патронатном воспитании» таких сроков не устанавливает. Ст. 5 данного закона указывает лишь на то, что в договоре устанавливается срок, на который дети передаются на патронатное воспитание. Таким образом, законом субъекта РФ может быть установлен как конкретный срок, так и без определения такого срока.

Что касается прав и обязанностей усыновителей и усыновляемых детей, то необходимо отметить, что, так как данная форма воспитания является прообразом «кровного родства», то и права и обязанности между усыновителями и усыновленными приравнены к отношениям родителей и детей. Права и обязанности родителей и детей подробно регламентированы в разделе IV СК РФ. Так, в соответствии с Главой 11, дети имеют право жить и воспитываться в семье, право на защиту и другие. В свою очередь, родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, обязаны заботиться о здоровье. Закрепление таких прав снова подтверждает ту позицию, что усыновление направлено на максимальное приближение условий воспитания к семейному.

Права опекунов (попечителей) и подопечных детей регламентированы в СК РФ, ГК РФ, ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также в законах субъектов, закрепляющих положения об опеке и попечительстве. СК в ст. 148 закрепляет перечень прав детей, среди которых есть такие права, как право на воспитание в семье опекуна (попечителя), право на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя). Опекун (попечитель), в свою очередь, не может ограничивать право ребенка на общение с его родителями и другими родственниками, имеет право и обязан заботиться о здоровье ребенка, его физическом развитии, может представлять интересы ребенка.

Семейное воспитание всегда было и будет необходимым элементом для нормального развития ребенка. Именно поэтому, в России институт усыновления (удочерения) играет немаловажную роль.

С целью максимальной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, государство обязано с особой ответственностью подходить к выбору «семьи» для ребенка, который по различным причинам остался без родительского попечения.

Закон четко определяет круг субъектов, которые участвуют в процессе усыновления, предъявляя к каждому субъекту определенные требования. Каждый субъект в процессе усыновления играет важную роль, и отсутствие одного из них может привести к грубому нарушению прав ребенка.

Следует особо указать, что противоречащей Конституции России была признана норма семейного законодательства, в которой запрет на усыновление ранее судимыми гражданами признается безусловным.

К числу участников правоотношений по усыновлению (удочерению) относятся: несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей; усыновители; органы опеки и попечительства; суд; прокурор; операторы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; органы ЗАГС; органы и организации иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ (в случае, если речь идет о международном усыновлении).

В законодательстве РФ четко закреплены положения, определяющие, какой же ребенок может быть передан на усыновление (удочерение).

На усыновление передается ребенок, который, по определенным причинам, остался без родительского попечения. Такими причинами могут быть: лишение родителей родительских прав или ограничение в них, признание родителей недееспособными, отказ родителей взять своих детей из образовательных, медицинских организаций, а также в иных случаях, когда жизнь и здоровье несовершеннолетних ставятся под угрозу, причем в данном случае речь идет, о, так называемом, институте временной или оперативной, опеки .

В соответствии с п. 2 ст. 124 СК РФ, усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

На усыновление могут быть переданы только несовершеннолетние дети. В соответствии с п. 1 ст. 54 СК РФ, ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Лица, достигшие 18-летнего возраста, не могут быть переданы на усыновление, так как выступают самостоятельным субъектом права: обладают полной дееспособностью. Это означает, что такие лица самостоятельно могут приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Как указано в абз. 3 п. 1 ст. 123 СК РФ, при устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Данные положения выступают подтверждением того, что усыновление осуществляется, в первую очередь, в интересах ребенка. Это необходимо для нормального формирования ребенка как личности, без угрозы для физического, нравственного и культурного развития. Именно семейное воспитание дает возможность найти индивидуальный подход к каждому ребенку, с учетом его личностных, психических, физических и национальных особенностей.

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» (Далее — Постановление Пленума ВС от 20.04.2006 г. № 8), дается разъяснение, что следует понимать под интересами детей. Под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, там и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития. Данная норма направлена на то, чтобы ребенок как можно быстрее и легче прошёл адаптацию, не испытывал трудностей в общении с новой семьей. Это является важной и неотъемлемой частью гарантии со стороны государства прав ребенка.

В соответствии с п. 3 ст. 124 СК РФ, не допускается усыновление братьев и сестер разными лицами. Исключение составляют лишь случаи, когда это необходимо в интересах детей.

К интересам детей, в обеспечение которых возможно такое усыновление, Пленум Верховного суда РФ в п. 13 Постановления от 20.04.2006 г. № 8 указал, отнес такие как:

а) неосведомленность детей о своем родстве;

б) дети не проживали и не воспитывались совместно;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

в) дети находятся в разных организациях детей-сирот;

г) дети не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья.

Также, Пленум ВС РФ, дает разъяснения о том, что так как закон прямо не закрепляет, что данное правило распространяется только на полнородных братьев и сестер, его следует применять и к случаям усыновления разными лицами неполнородных братьев и сестер.

Таким образом, данная мера направлена на реализацию права ребенка на жизнь и воспитание в семье, а также право на общение с родственниками, в данном случае, братьями и сестрами, как полнородными так и неполнородными.

Что касается лиц, желающих стать усыновителями, то к ним закон предъявляет строгие требования, с целью, чтобы максимально обезопасить ребенка от негативного влияния.

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

— лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

— супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

— лиц, лишенных родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

— бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине, а также иных лиц, указанных в данной статье.

В 2013 г. ст. 127 СК РФ была дополнена положением, в соответствии с которым не могут быть усыновителями лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке. Таким образом, данное положение установило правило, которое запрещает усыновление российских детей иностранцами состоящих в однополом браке.

Данное положение было внесено в СК РФ после того, как ряд стран, в частности, Франция, закрепили на законодательном уровне возможность заключения брака между лицами одного пола. Такое положение вещей противоречит основам культуры, морали, а также публичному порядку РФ.

Также изменения, внесенные в ст. 127 СК РФ, запрещают передачу на усыновление детей гражданам государства, признающего однополые браки, если они не состоят в браке традиционном. Такие лица, потенциально могут в будущем вступить в союз с лицом своего пола. Таким образом, данная норма направлена на пресечение возможности воспитания российских детей в нетрадиционных семьях, что противоречит понятиям культуры, морали и нравственности в РФ.

Изменения 2013 г. коснулись также лиц, которые по состоянию здоровья не могут усыновить (удочерить) ребенка. До внесения изменений, не могли быть усыновителями лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права либо которые совместно проживают в жилом помещении с лицами, страдающими заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. После внесения изменений норма стала носить несколько иной характер.

В соответствии с действующей редакцией п. 1 ст. 127 СК РФ, не могут быть усыновителями лица, которые по состоянию здоровья не могут усыновить (удочерить) ребенка. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может быть усыновителем установлен в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью». К таким заболеваниям относятся, в частности, наркомания, токсикомания, алкоголизм, заболевания и травмы, приведшие к инвалидности первой группы и др.

На наш взгляд, исключение из перечня лиц, которые имеют заболевания, представляющие опасность для окружающих, является нецелесообразным. Существует ряд заболеваний, при которых создается угроза жизни и здоровью, не только для ребенка, но и для лиц, совместно проживающих с ними. Во исполнение ст. 51 Жилищного кодекса РФ, было сформирован перечень заболеваний, при которых исключено совместное проживание, в силу того, что под угрозу поставлено жизнь и здоровье людей. К таким заболеваниям относятся, например, эпилепсия с частыми припадками, активные формы туберкулеза и др.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что при наличии указанных заболеваний, у лиц, проживающих совместно с усыновителями, допускается усыновление несовершеннолетних детей. При таком усыновлении под угрозу будет поставлено здоровье ребенка, что может негативно сказаться на его физическом развитии. Таким образом, мы находим необходимым дополнить п. 1 ст. 127 СК РФ, изложив дополнение в следующей редакции:

«лиц, которые совместно проживают в жилом помещении с лицами, страдающими заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, при их наличии у лиц, совместно проживающих в жилом помещении, устанавливается Правительством Российской Федерации».

В данном случае, речь идет о Постановлении Правительства РФ «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в квартире».

Для обеспечения интересов ребенка, так же не допускается усыновление одного и того же ребенка лицами, не состоящими в браке.

А.М. Нечаева считает, что данное положение неоправданно, поскольку высок процент граждан, фактически проживающих одной семьей, хотя и не зарегистрировавших свои отношения в установленном законом порядке, но желающих усыновить ребенка. По мнению автора, суду в таких случаях необходимо учитывать такой фактор, как длительность совместного проживания таких граждан.

Л.М. Пчелинцева, в свою очередь, говорит о том, что запрет на усыновление детей лицами, не состоящими в браке, зарегистрированном в установленном законом порядке ясен и вытекает из содержания ст. 123 СК РФ, устанавливающей приоритет семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, которое при ином решении данного вопроса обеспечить не удастся. Более того, усыновление ребенка двумя лицами, не состоящими в браке, может вызвать в последующем дополнительные нравственные страдания для ребенка из-за двусмысленности и неопределенности его положения.

С таким мнением нельзя не согласиться, так как при усыновлении ребенка лицами, не состоящими в браке, у ребенка могут возникнуть неверные представления о браке и семье, а также о семейном воспитании. Такое положение вещей может привести к неправильному формированию идеалов семьи у ребенка. Хотя тенденция современности показывает, что одинокие состоятельные лица, или живущие без официальной регистрации брака и не имеющие возможности по медицинским показанием иметь детей, вполне могли бы претендовать на усыновление, если жилищные, социальные и иные нормативы ими соблюдены.

Чтобы стать усыновителями несовершеннолетнего ребенка, кандидаты в усыновители обязаны пройти психолого-педагогическую и правовую подготовку, по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов РФ. Подготовку указанных граждан осуществляют органы опеки и попечительства.

Как указало Министерство образования и науки РФ, рекомендуемая длительность курса подготовки должна составлять не более 3 месяцев, в группах численностью не более 25 человек. В то же время допускается и подготовка кандидатов в индивидуальном порядке. По окончании курса подготовки, кандидаты в усыновители обязаны пройти итоговую аттестацию, в форме собеседования. При успешном прохождении данного собеседования кандидатам в усыновители выдается свидетельство о прохождении подготовки.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственная политика направлена на максимально быструю и качественную подготовку будущих кандидатов, закрепляя положение об итоговой аттестации усыновителей. Подготовка необходима для того, чтобы будущие усыновители четко понимали всю ответственность, а также вникли в тонкости психологии и педагогики, так как не все кандидаты обладают достаточными знаниями в воспитании детей.

Что касается разницы в возрасте между ребенком и усыновителем, закон дает четкие указания на этот счет. Согласно ст. 128 СК РФ, если усыновителем является лицо, не состоящее в браке, то разница в возрасте должна составлять не менее шестнадцати лет. Данная мера направлена на то, чтобы отношения между детьми и усыновителями были максимально похожи на отношения родителей и детей, по возрастному параметру.

В то же время, по причинам признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. Как указал Пленум ВС в п. 8 Постановления от 20.04.2006 г. № 8, такими причинами может быть особая привязанность ребенка к лицу, желающего его усыновить, если ребенок считает это лицо своим родным родителем и др. Закон не устанавливает конкретных случаев для снижения указанной возрастной границы, т.к. в каждом конкретном случае необходимо действовать в интересах несовершеннолетнего. Но, одновременно, Пленум указывает, что сокращение 16-летней разницы в возрасте должно позволять усыновителю обеспечить ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Таким образом, если судом будет установлено, что даже в случае, если ребенок имеет особую привязанность к лицу, желающему его усыновить, но разница в возрасте не позволяет кандидату обеспечить необходимый уровень жизни и развития ребенку, в усыновлении будет отказано.

Требования о разнице в возрасте, указанной в п. 1 ст. 128 СК РФ, не распространяется на отчима (мачеху) ребенка. Данное положение не противоречит вышеуказанной норме, ведь оно изначально направлено на создание полноценной семьи, на формирование нормальных семейных взаимоотношений.


Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!