Заявка на расчет
Меню Услуги

Групповой психологический тренинг как средство развития эмоционального интеллекта студентов педагогического колледжа. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница:   1   2   3


2.1. Теоретические аспекты организации и проведения группового психологического тренинга

Считается, что первые тренинговые группы были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп.

Тем не менее, временем возникновения группового психологического тренинга принято считать 50-е годы XX века, когда М. Форверг разработал новый метод, основой которого были ролевые игры с элементами драматизации и который был назван социально-психологический тренинг (СПТ). В ходе своих экспериментов М. Форверг сделал вывод об эффективном влиянии СПТ на повышение интерперсональной компетентности за счет интериоризации измененных установок личности и их переноса на профессиональную деятельность [13].

В отечественной литературе опыт проведения СПТ отражен в публикациях Ю.Н. Емельянова [41], Л.А. Петровской [78], А.С. Прутченкова [80] и др.

Анализируя понятие «тренинг» в доступной нам литературе, мы  увидели, что единого определения  понятия у исследователей на сегодня не существует.

Рассмотрим, как определяется понятие «тренинг» в работах разных психологов.

Как пишет А.А. Осипова, в широком смысле под СПТ «понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции» [72,с.338].

А.А. Осипова указывает, что «СПТ направлен на овладение определенными социально-психологическими знаниями, развитие коммуникативных способностей, рефлексивных навыков, способности анализировать ситуацию, поведение, состояние как членов группы, так и свои собственные, умения адекватно воспринимать себя и окружающих» [72, с.338].

При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах [72].

И.В. Вачков определяет групповой психологический тренинг как «совокупность активных методов практической психологии, которые используются для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии» [22,с.15].

И.В. Вачков отмечает, что для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы используется довольно большой круг терминов, границы области применения которых весьма размыты: групповая психотерапия, психокоррекционные группы, группы опыта, тренинговые группы, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории. По словам автора, наиболее часто разнообразные формы групповой работы обозначаются понятием «тренинговые группы» [Там же, с.17].

И.В. Вачков добавляет, что тренинг – это не  столько только метод развития способностей личности, сколько метод развития  самых разнообразных психических структур и личности в целом.

Ю. Н. Емельянов отмечает: «…термин «тренинг»… в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением»[41,с.34]. Следуя этому подходу, автор  предлагает четко разграничивать учебный и тренировочный аспекты в работе группы.

Т.В.Зайцева справедливо считает, что «традиционно психологический тренинг применяют для развития навыков самопознания, самопонимания, рефлексии, изменения отношения к себе, другим, выработке навыков саморегуляции, развития эмоциональной гибкости, для улучшения социальной адаптации участников, углубления опыта интерпретации поведения других людей»[45,с.8].

Сущность группового тренинга по-иному представлена в работах М.Р.Битяновой, которая выделяет такие существенные характеристики этого вида работы практического психолога: «Психологический тренинг — не любая форма групповой работы, это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния» [9,с.42].

М.Р. Битянова, определяет психологический тренинг как форму активного обучения, которая позволяет  человеку самому формировать навыки и умения «строить социальные межличностные отношения, продуктивную учебную и другую деятельность, анализировать возникающие ситуации со своей точки зрения и с позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности» [9,с.43].

В.В. Кузовкин  в своем диссертационном исследовании пишет: «Расширение границ использования понятия «групповой психологический тренинг» связано, прежде всего, с увеличением диапазона целей. И хотя единой классификации не существует, но целями специально организованных тренингов становятся развитие навыков саморегуляции, обучение новым психологическим технологиям, отработка новых поведенческих паттернов и личностного роста» [53,с.106].

В  работах по теории психологического тренинга  мы находим  подтверждение тому, что тренинг как эффективный способ воздействия на личность в целом, воздействует, прежде всего, на отдельные составляющие самосознания личности [23,31,46,55,57,75,78].

Мы можем встретить аналогичную  позицию у В.Т.Кондрашенко и Д.И.Донского при рассмотрении основных этапов работы в Т-группе [51].

В.Э. Пахальян [75], делая обзор различных точек зрения на понимание сущности тренинга, обращает внимание на еще одну точку зрения психологов Лебедевой Н. М., Луневой О. В., Стефаненко Т. Г., которые  рассматривают и дают наиболее общее понятие тренингу как специальным образом организованную групповую работу, направленную на достижение определенной цели [58].

Таким образом, мы видим, что единого понимания у психологов понятия «тренинг» не существует, но, поскольку оно актуально на сегодня, то можно представить определение данного явления в обобщенном виде таким образом: под тренингом понимается активный и эффективный метод психологического воздействия на личность, позволяющий ей  продуктивно обучаться новым формам взаимодействия, поведения, различным умениям и навыкам, а также развивать свои способности, осуществлять личностный рост и др.

Тренинг имеет ряд специфических   характеристик, поэтому он становится все более  и более привлекателен, и его активно используют в работе с разными категориями людей.

Ссылаясь на В.В. Кузовкина, можно отметить, что для группового психологического тренинга характерны кратковременность его существования (от нескольких дней до нескольких недель). Особое значение здесь придается непосредственным переживаниям участников, их самопознанию и осознанию того, что происходит вокруг. Обсуждения строятся по принципу «здесь и теперь»,  т.е. анализируются события, происходящие непосредственно в группе по возможности без обращения к прошлому опыту участников. В групповом психологическом тренинге поощряется исследовательское, заинтересованное отношение к действительности, а  также  способность быть и оставаться самим собой во взаимодействиях с различными людьми. Условием успешной работы группового психологического тренинга является климат взаимного  доверия, стимулирующий участников на установление межличностных отношений, на которые они, как правило, не решаются в обыденной жизни, и помогающий пониманию протекающих в группе процессов. Различные направления группового психологического тренинга роднит между собой общее  понимание принципов и элементов групповой динамики [53].

В своих работах  И.В. Вачков [22] указывает на специфические черты тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии. Таковыми специфическими чертами тренинга являются:

— соблюдение ряда принципов групповой работы;

— нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

— наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);

— определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

— акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;

— применение активных методов групповой работы;

— объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, словесная рефлексия;

— атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

Кроме выше сказанного, И.В. Вачков [22] полагает, что тренинги, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того психологического  направления, которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Он выделяет несколько таких парадигм:

— тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;

— тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

— тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

— тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Исходя из целей и задач нашего исследования наиболее эффективным, на наш взгляд, представляется понимание тренинга как формы активного обучения, целью которого является передача психологических знаний, а также развитие способностей, умений и навыков.

Цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов. Разнообразие целей связано с тем, что подходов к пониманию тренинга много и все они отличаются друг от друга.

Ссылаясь на Л.А. Петровскую [78] и К. Рудестама [88], И.В. Вачков [24] выделяет общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:

— исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;

— улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

— изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;

— развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

— содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Для достижения  выше названных  целей И.В. Вачков и С.Д. Дерябо . [24] отмечают важность решения следующих задач в процессе  проведения ГПТ:

  1. Задача формирования системы представлений клиента. Принципиальное отличие тренинга заключается в ориентации не на передачу знаний как таковых, а на формирование системы представлений клиента. Система представлений, по мнению авторов, является основой понимания человеком тех или иных объектов и явлений, а также взаимосвязей между ними. Представления – это только такая усвоенная информация о мире, которая используется человеком для понимания мира и на основе которой он выстраивает свое поведение в мире.
  2. Задача формирования системы субъективных отношений. В самом общем виде под субъективным отношением И.В. Вачков и С.Д. Дерябо понимают субъективно окрашенное личностью отражение взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира (объективные отношения с миром получают свое субъективное отражение). Иными словами, субъективное отношение возникает к тем объектам, которые способствуют или препятствуют удовлетворению тех или иных потребностей человека. Субъективное отношение, по их словам, открывается самому человеку в разных аспектах, существует в разных формах. Например, критерием его наличия является значимость объекта, в эмоциональной сфере оно переживается как чувство, желание, при понимании объекта проявляется как смысл, в аспекте направленности личности как ценность, при регуляции поведения как установка (на неосознаваемом уровне) или как аттитьюд (на осознаваемом), а при самоопределении по отношению к социальному окружению как диспозиция.
  3. Задача формирования умений. По И.В. Вачкову и С.Д. Дерябо главная черта умения это способность человека применять свои знания, навыки и т.д.

Кроме того, тренинг проводится при соблюдении определенных принципов, которые принимаются группой. В работах психологов находим  принципы тренинговой работы, которые приводим ниже.

Как утверждает И.В. Вачков [22], результативность тренинга зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов. Он отмечает те из них, которые характерны для большинства тренинговых групп:

  1. «Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем, по мнению И.В. Вачкова, способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.
  2. Искренность и открытость. Автор отмечает, что самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.
  3. Принцип Я. И.В. Вачков говорит о том, что основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я чувствую…», «мне кажется…». Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.
  4. Активность. В группе отсутствует такая возможность, как пассивно «отсидеться». Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.
  5. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – это естественное этическое требование, которое является  обязательным условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.

В свою очередь А.С. Прутченков [80] предлагает следующие основные принципы организации группового психологического тренинга:

  1. Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения  на  занятиях группы,  основанного на взаимном уважении участников.  В случае доминирования одного из участников или  нескольких членов группы общение теряет характер подлинного диалога и переходит в русло монолога, что противоречит самой  природе тренинга.
  2. Принцип добровольного участия как во всем тренинге, так  и  в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности  в  ходе работы группы. Принудительно личностные изменения в положительном смысле, как правило,  не происходят и не следует требовать этого от участников.
  3. Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает более продуктивно, и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, т.е. в ней постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии.
  4. Принцип погружения. Продолжительность занятий должна быть определена в самом начале работы. Наибольший эффект достигается при работе крупными временными блоками-погружениями на 3-4 часа за одно  занятие или даже более.  Это обусловлено тем, что много времени теряется на «размораживание» участников, их эмоциональное вхождение в групповые процессы после длительного перерыва в занятиях.
  5. Принцип изолированности. Безусловным требованием является полная уверенность участников в том, что их никто не подслушивает.
  6. Принцип свободного пространства. В помещении для занятий должна быть возможность свободного передвижения участников, их расположение по кругу, объединения в микрогруппы по 3-5 человек,  по 7-8 человек, а также для уединения.

 В то же время каждый  автор — специалист в области  ГТП останавливает свое внимание на том или ином аспекте  групповой тренинговой работы [7, 8,17,23,43,51,53,58,70,80 и др].

Завершая рассмотрение понятия тренинг и его характерных свойств, хочется отметить, что в литературе, посвященной проблеме тренинга  существует наряду с понятием «тренинг» и понятие «тренинговые занятия». Ссылаясь на работу М.Р. Битяновой, можно увидеть, что данные понятия разделяются автором на два понятия: применительно к учебной или образовательной  деятельности [9].

Кроме того, существуют параллельно работающие понятия «групповая терапия», «коррекция», «обучение и групповой  психологический тренинг», которые имеют и общие характеристики и  различия.

Чтобы более глубоко понять специфику группового психологического тренинга, необходимо показать характер его отличий от других способов работы практикующего психолога. Приведем отличия (см. таблицу 2) ГПТ и   групповой психотерапии по И.В. Вачкову [22]:

Таблица 2

Вид психологической работы Цель Участники Результат
1 Групповой психологический тренинг Оказание психологический помощи Здоровые люди, невротики Получение

эмоционального опыта, развивающее  обучения

2 Групповая психотерапия Лечебное воздействие (лечение) Невротики, люди с пограничным состоянием Снятие пограничного состояния, может быть  ремиссия состояния

Таким образом, из анализа доступной нам научной и методической литературы мы выяснили, что понятие тренинг не однозначно в своем определении, но, тем не менее, при множественном определении  явления сущность понятия «тренинг»  сводится к одному: это эффективный метод психологического консультирования  или совокупность методов и приемов, формирующих определенные умения  личности и имеющие целью изменение чего-либо в человеке — участнике тренинга.

Изучив литературу по проблеме тренингов,  мы увидели, что ГТП – это активный метод психологической работы с личностью или группой лиц, когда  у участников ГПТ с помощью предлагаемых на тренинге ситуаций, упражнений, рефлексии начинают активно развиваться и формироваться новые качества, способности, появляется изменение личностного роста, способность регулировать свои и чужие проявления в межличностных отношениях и др.

Мы видим, что групповой психологический тренинг в качестве метода активного воздействия актуален сегодня в работе с клиентами, имеющими различные личностные проблемы.

Сегодня существует большое разнообразие конкретных методических подходов к ГПТ, но, тем не менее, хочется выделить основную идею, которая объединяет  все виды  групповых тренингов: с помощью группового тренинга можно открывать новые возможности в развитии личности и актуализировать ее потенциал.

2.2. Методические аспекты группового психологического тренинга как средства развития эмоционального интеллекта личности

Основу методических аспектов группового психологического тренинга в качестве эффективного метода  по развитию у личности ЭИ составляют особенности  традиционной организации и стадии процесса ГПТ, а также средства воздействия, которые используются в ходе прохождения участниками группы совместно с  тренером этих стадий.

Характеристика организации процесса ГПТ. В доступной нам литературе, посвященной особенностям организации процесса группового психологического тренинга в целом, и, в частности о ГПТ как методе развития ЭИ, отечественными авторами написано немного литературы.

Однако в настоящее время появился социальный запрос на проведение тренингов по развитию ЭИ. В связи с этим стали развиваться  различные кампании и организации, которые проводят такого рода тренинги для развития ЭИ у сотрудников кампаний. В основной своей массе – это бизнес — тренинги. Тем не менее, наметилась тенденция для использования ГПТ в образовательной среде с целью развития ЭИ у студентов вузов и учащихся школ [9,17,35,65,67, 70,97,и др.].

В большей степени авторы более подробно рассматривают стадии самого процесса  ГПТ (вне зависимости от цели). Однако надо отдавать себе отчет в том, что эффективность ГТП по развитию ЭИ у участников тренинга и психологической работы  в целом во многом зависит от того, как будет организован процесс, предваряющий проведение ГПТ и сам процесс тренинга.

В этом плане наибольшую помощь могут оказать   такие источники, в которых авторы очень подробно рассматривают структуру тренинга, методы воздействия, условия, в которых проходит сам ГПТ [8,17,22,43,46,53,58,70 и др.].

В методические аспекты психологического тренинга как
средства развития эмоционального интеллекта личности включаются такие составляющие как организационная работа, время проведения, этапы или фазы, которые участники ГПТ проходят в процессе работы, сама структура тренинга, программа, психотехнические приемы, подбор упражнений, роль ведущего (тренера).

Р. Кочунас считает, что для тренера работа в группе начинается задолго до первой встречи с ней. Перед тем, как организовать группу, психолог должен обдумать целый ряд важных вопросов, от которых зависит удачный отбор участников в группу и ее психотерапевтическая эффективность [52].

Л. Тобиас, характеризуя время, которое участник проводит на тренинге, говорит о нем, что оно очень сжатое и концентрированное, и многие участники тренинга очень субъективно воспринимают то, что с начала занятий прошло не 3-5 дней (как обычно длится тренинг), а гораздо больше: в несколько раз. Это можно объяснить только тем, что за этот короткий промежуток времени происходит очень много внутренних событий. И когда  приходит окончание тренингу, то люди начинают отчетливо ощущать то, что они нашли или приобрели в процессе тренинга,  и у них возникает вновь желание продолжить занятия [96].

Мы согласны с В.В. Кузовкиным, который в своем  диссертационном исследовании утверждает, что «с точки зрения процесса, осуществляемого во временном континууме, тренинговая группа проходит в своем развитии определенные этапы, которые характеризуются конкретными качественными переменными психологического содержания, влияющие на личностный рост отдельно взятого участника тренинга» [53].

Эти фиксируемые, общие для всех групп психологического тренинга моменты развития, получившие специальные названия, являются удобными интервалами, в рамках которых многие авторы осуществляют анализ процесса. Наблюдаемая фазовость в развитии групп, соответствующая изменениям качественных психологических характеристик группы, является своеобразным индикатором сигнализирующим руководителю о необходимости смены стратегии, тактики, психологических приемов, адекватных наличному этапу группового развития» [53,с.107-108].

В.В. Кузовкин в своем диссертационном исследовании, посвященном проблемам тренинга личностного роста, дает этапы, которые проходит  участник ГПТ с целью изменения личностного роста. Мы находим методологическую схему выше названных этапов, которая «совпадает с представлениями об экстериоризации – интериоризации, опосредованном овладении своим поведением (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев)» [53,с.100].

Приведем  кратко описание этапов тренинга, данное автором [53,с.100-102] (авт. в сокращении):

  1. Установление терапевтического контакта (рапорта), субъект-субъек­тных диалогических отношений. Общение служит основным условием интериоризации, поэтому для успешного прохождения дальнейших этапов необходимы субъект-субъектные, диалогические отношения, в которых общение принимает наиболее продуктивную форму.
  2. Экстериоризация структуры ориентировочной деятельности клиента. Здесь происходит прояснение проблемной ситуации клиента, выявление «зап­роса», первичная ориентировка в системе условий и уровня ЛР клиента.
  3. Переориентировка, т.е. ориентировка в структуре ориентировочной деятельности, когда клиент по-новому осмысля­ет экстериоризованные структуры, переживает на чувственном уровне и переоценивает собственный опыт.
  4. Трансформация экстериоризованных структур для последующей интериоризации. В процессе совместной практической деятельности психолога и клиента, при использовании культурных опосредующих орудий совершаются психотехнические действия.
  5. Интериоризацияпереход новой структуры ориентировоч­ной деятельности во внутренний план, который приводит, в част­ности, к изменению жизнедеятельности клиента и, возможно, к разрешению проблемной ситуации, что ведет к ЛР. Присвоение новых форм поведения по А.Н. Леонтьеву.
  6. Верификация («проверка жизнью») достигнутых изменений, которая, в сущности, уже выходит за рамки процесса консульти­рования, но является необходимой частью процесса ЛР.

Далее В.В. Кузовкин пишет, что «все вышеперечисленные этапы происхо­дят во временной протяженности не последовательно, сменяя друг друга, а накладываясь, друг на друга и пересекаясь. Мы можем только говорить о преобладании того или иного процесса (этапа) в данном конкретном промежутке времени» [53,с.102].

Кроме того, в процессе психологического тренинга происходит изменение личностных качеств участника, моделей поведения, которые  участник ГПТ далее переносит на те жизненные ситуации, в которых он оказывается. Это процесс достаточно сложный. Рассмотрим, что происходит в процессе воздействия ГПТ на участника.

И.В. Вачков в своей книге «Психология тренинговой работы» [23]  пишет о том, что любой тренинг, являясь активным  методом работы психолога, направлен на то, чтобы помочь  всем участникам ГПТ освоить какую-либо  новую деятельность.  Но это происходит в определенных условиях. К ним относятся, по мнению И.В. Вачкова[23,с.18], следующие: «человек должен:

1) хотеть это делать;

2) знать, как это делать и

3) уметь это делать».

Т.е. ГПТ решает такие задачи как:

  1. Мотивирование участника и формирование у него позитивных отношений к новой деятельности.
  2. Формирование системы представлений участника.
  3. Формирование у участника соответствующих умений.

 Под умениями И.В. Вачков понимает  «способность человека управлять применением имеющихся у него представлений, отношений и навыков в соответствии с условиями конкретной ситуации. Умения могут быть трех основных типов: технологические, стратегические и диспозиционные» [23,с.19].

По мнению В.В. Кузовкина, «главной категорией  на психологическом  тренинге  выступает категория изменения. Тренинговое воздействие направляется на достижение позитивных изменений участников, повышение степени их «конгруэнтности» с собой и окружающей средой. Изменения происходят под воздействием тех игровых упражнений, которые предлагаются участникам в зависимости от цели ГПТ» [53,с.99].

ГПТ, как правило, основан на активном взаимодействии  всех участников и их общении. Тренеру-психологу необходимо  таким образом организовать  взаимообщение, чтобы оно было максимально полезным каждому  и не нанесло  вреда участникам тренинга, и тем более не вызвало отрицательных эмоций и отторжения.

М.Р. Битянова считает, что «к традиционным нормам тренингового занятия могут относиться: работа в кругу, правила «одного микрофона» и «поднятой руки», ведение записей в специальной тетради, принятие мнения каждого сидящего в кругу, право на собственное мнение и его аргументирование» [9,с.54]

Перечисленные автором  нормы могут носить как организационный, так и содержательный характер. Правильно, если с самого начала участникам предложена определенная структура таких занятий. У участников тренинга есть возможность адаптироваться к  структуре и начать понимать внутреннюю логику и значение того, что происходит в процессе ГПТ.

«Классическую» базовую структуру  психологического тренингового занятия находим у М.Р. Битяновой [9]. Данная структура выглядит следующим образом:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка.
  3. Рефлексия прошлого занятия.
  4. Введение в тему сегодняшнего занятия (в основное содержание).
  5. Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия.
  6. Рефлексия прошедшего занятия.
  7. Домашнее задание или «мостик» в следующую встречу.
  8. Ритуал прощания.

В.Ю.Большаков считает, что многие тренеры-психологи, работающие с группами в рамках самых различных течений и школ, выделяют 4 стадии развития группы:

I. Знакомство участников группы друг с другом и тренером.

II. Стадия агрессии (фрустрационная).

III. Стадия устойчивой работоспособности.

IV. Стадия распада группы (умирание) [14,с.32]

Применительно к задачам группы, в качестве главной стадии автор рассматривает третью стадию устойчивой работоспособности, а две первые считает подготовительными. Четвертая стадия, как правило, внимания к себе не привлекает.

Сказанное  В.Ю. Большаковым не означает, что в реальных условиях стадии будут следовать одна за другой с правильными интервалами в указанной последовательности. Данное  означает лишь, «что специфические социально-психологические механизмы действуют таким образом, что группа в своем развитии должна пройти эти стадии, если этому не помешают какие-либо другие механизмы, а их в мире более чем достаточно»[Там же,с.33].

В работе М.А. Манойловой [67,с.32] встречаем следующие этапы тренинга по развитию ЭИ, которые обозначены в авторской программе по обучению студентов педагогического вуза.

  1. Знакомство участников, создание доверительной атмосферы, раскрепощение участников.
  2. Лабилизация группы – намеренное создание фрустрации участников, связанной с повышением мотивации развития эмоционального интеллекта.
  3. Содержательный этап (конструктивной работы). Содержит процедуры,  направленные на формирование и закрепление основных составляющих эмоционального интеллекта и их реализацию в педагогической деятельности и общении.
  4. Подведение итогов. Окончательное закрепление полученных умений и навыков, завершение работы группы».

Психологический тренинг может вполне  быть рассмотрен как  эффективная форма развивающей работы психолога-консультанта с детьми, подростками и юношеским возрастом  в образовательном процессе. Но преувеличивать  его роль в данном качестве не стоит. Настоящий психологический тренинг, выстроенный по канонам своего жанра, в  образовательном  учреждении возможен скорее в исключительных, чем в типичных ситуациях деятельности психолога-консультанта.

Мы согласны с мнением М.Р. Битяновой, что «эти самые типичные ситуации не позволяют воплотить в жизнь ряд принципов тренинговой работы, как-то: добровольность, конфиденциальность происходящего в группе, психологическая безопасность участников, постоянство состава, определенная длительность каждой встречи, конечность существования группы и др.

Тренинг так устроен: он предполагает открытость. Нельзя иначе, так как открытость — важнейшее условие того, что человек в процессе тренинговых занятий будет готов к изменению, развитию, движению в отношении самого себя» [9,с.18].

Создавать в образовательном учреждении, тем  более, когда обучаются в едином образовательном пространстве несовершеннолетние подростки и люди юношеского возраста, какие- либо условия для безопасной открытости очень сложно. Нет  абсолютно полной гарантии, что информация о происходящем на тренинговой группе не станет известной и доступной большинству людей, которые не были участниками тренинга.

У студента, который прошел  работу в  тренинговой группе в колледже, могут возникнуть трудности с применением новых знаний и умений в жизни, так как вокруг него есть свидетели того, как он отрабатывал то, что было предложено в  конкретных упражнениях тренинга.

И для того, чтобы соблюдать принципы добровольности и постоянства состава, психологу-консультанту нужно проявить просто чудеса изобретательности: с одной стороны, собрать в группу только желающих (это значит -после учебных занятий и с разрешения родителей), с другой стороны -удерживать собравшихся в группе, несмотря на  учебную загруженность, наличие друзей вне группы, поздний час или свободный день, и тд.

Проведение полноценного  эффективного тренинга предполагает, что участники пришли на тренинг по желанию, далее остаются его постоянными членами самостоятельно, на внутренней своей мотивации, что у них и у психолога есть возможность работать вместе в комфортном изолированном помещении (не в учебной аудитории) хотя бы от 1,5 до 2 часов или  3–4 часа в неделю (подряд) после окончания занятий, «что участники ничего, никакого содержания не выносят вовне группы и, кроме того, что после окончания тренинга они продолжают спокойно общаться друг с другом уже на ином, не на столь глубоком уровне» [9,с.22].

В.В. Кузовкин как  специалист-психолог  клиентоцентрированного подхода в психологии, справедливо отмечает, что «важное  значение  в ходе проведения ГПТ придается непосредственным переживаниям участников, их самопознанию и осознанию того, что происходит вокруг. Все обсуждения строятся по указанному  выше принципу «здесь и теперь»,  т.е. анализируются события, происходящие непосредственно в группе по возможности без обращения к прошлому опыту участников. В ГПТ поощряется исследовательское, заинтересованное отношение к действительности, а  также  способность быть и оставаться самим собой во взаимодействиях с различными людьми» [53,с.106].

Нельзя не согласиться с В.В. Кузовкиным, который  пишет, что условием успешной работы группового психологического тренинга является «климат взаимного  доверия, стимулирующий участников на установление межличностных отношений, на которые они, как правило, не решаются в обыденной жизни, и помогающий пониманию протекающих в группе процессов.

Различные направления группового психологического тренинга роднит между собой общее  понимание принципов и элементов групповой динамики» [Там же, с.106].

К средствам воздействия, которые используются в ходе прохождения участниками группового психологического тренинга совместно с тренером всех стадий  конкретного тренинга, относятся приемы и методы, которые используются тренером во время тренингового взаимодействия. К ним можно отнести, прежде всего: эмпатирование, эмоциональное высвобождение, реагирование тренером на позитивные и негативные эмоции, визуализация и др.

Кроме того,  как правило, сама группа становится средством и формирует собственный импульс гораздо  эффективнее, нежели когда усилия предпринимаются  только со стороны тренера.

Таким образом, с одной стороны, тренер хочет и  пытается понять, что говорит, чувствует  и эмоционально проживает  участник тренинговой  группы. Тренер должен сообщить это понимание группе, облегчить и обезопасить групповую деятельность каждого члена группы, подтолкнуть его к активному самоисследованию, рефлексии, с другой — в первую очередь, сами члены  тренинговой группы берут на себя роль обучать и консультировать самих себя.

В.В. Кузовкин пишет, что основным методом в группе психологического тренинга является «свободная  дискуссия  без  предварительно принятого плана, сочетающаяся с ролевыми играми, психогимнастикой и другими приемами. Все элементы групповой динамики обсуждаются в процессе работы, так как в них наиболее ярко выражается специфика системы отношений, установок, особенностей поведения и др. и могут рассматриваться при этом как основные темы групповой дискуссии. Использование в ходе занятий видеозаписи существенно повышает эффективность тренингов, предоставляя участникам наряду с обратной связью, полученной от других членов группы, объективную обратную связь» [53,с.109].

Больше значение  на ГПТ придается и психотехническим методам. И в связи с этим В.В. Кузовкин, описывая психотехнические методы, указывает, что все психотехнические методы «имеют ключевую и ведущую идею, объединяющую их: стремление помочь индивиду в его личностном росте путем устранения ограничений, комплексов, приобретения новых личностных качеств и способностей, ценностей, навыков, актуализации потенциала; это идея изменения, саморазвертывания трансформации личностного Я на основе нового опыта и готовности к восприятию нового опыта, ведущего к личностному росту» [54, с.99].

В.В.Кузовкин  считает, что «каждый психо­технический метод предполагает встречу двух людей, либо одного человека с группой людей, принимающих социальные роли «психолога-консультанта» («психолога-психотера­певта», «ведущего группу», «тренера», «фасилитатора» и т.д.) и «клиента» («участника группы»), с целью достижения определенных положительных измене­ний в образе жизни клиента, актуализации и обретения личностных способностей или активизации личностного роста» [5,с.99].

Таким образом, мы видим, что психологический тренинг требует соблюдение  определенных принципов, условий, правил, и  имеет  целью изменения и развитие  каких-либо способностей, качеств, представлений  индивида.

Подводя  некоторые итоги изучения литературы по методологии и методике ГПТ можно сказать, что клиент (участник ГПТ) будет иметь пользу от  конкретного тренинга, если в ходе ГПТ получит представление о предмете тренинга, сформирует личностное отношение к тому, чему  учат и учатся на тренинге, отработает какие-либо психотехники, опробует различные модели поведения, и самое важное, «проживет» эмоционально различные ситуации для того, чтобы приобрести умения в ходе самого тренинга, чтобы далее пользоваться приобретенным  умением, способностью в живой жизненной ситуации.

Особенности ГПТ по развитию ЭИ.  Исходя из анализа доступной нам литературы по проведению тренингов, можно констатировать, что ГПТ, являясь активным методом психологической помощи участникам тренинга, имеет единые требования и составные части при проведении и построении программы, которые характерны для любого тренинга.

Отличия существуют лишь в цели  конкретного тренинга и подборе психотехнических упражнений, которые и работают на цель — конечный результат проведения ГПТ.

Безусловно, успех любого ГПТ зависит от мастерства тренера, целевой аудитории, мотивации и подготовленности участников тренинга к тому, что будет происходить в процессе программы  ГПТ.

Любой ГПТ имеет  общепринятые законы и принципы, которые действуют от начала и до конца  каждого тренинга, но существуют  и свои принципы и законы,которые варьируются в зависимости от цели.

Тренинг по развитию ЭИ может строиться по смешанной  модели ЭИ и модели способностей ЭИ, которые существуют на сегодня в психологической науке. Так, ГПТ по развитию ЭИ в нашем случае, основан на модели способностей (модель Д. Мейера, П. Сэлловэя, Д. Карузо и  модель М.А. Манойловой), а значит, взятые нами для экспериментальной проверки парциальные составляющие ЭИ определили и построение программы ГПТ.

За критерии исследования ЭИ в эксперименте  мы взяли  ряд  параметров межличностного и внутриличностного взаимодействия личности, обозначенные в модели ЭИ  М.А. Манойловой, которые, на наш взгляд, очень важны  в профессиональной деятельности учителя начальных классов и являются его профессиональной компетенцией. Эти параметры авторской модели М.А. Манойловой имеют следующие парциальные показатели:

  • осознание своих чувств и эмоций,
  • управление своими чувствами и эмоциями,
  • осознание чувств и эмоций других людей,
  • управление своими чувствами и эмоциями.

Исходя из данных показателей, и строилась вся  Программа развития ЭИ в  экспериментальной тренинговой группе студентов педагогического колледжа. Кроме того, в основу  Программы тренинга по развитию ЭИ студентов педагогического колледжа был положен  авторский Тренинг М.А. Манойловой по развитию ЭИ студентов педагогического вуза.

Несмотря на то, что ГПТ по развитию ЭИ имеет классический вариант структуры, принципы и порядок проведения, хочется отметить некоторые особенности тренинга по развитию ЭИ.

Изучив программы тренингов по развитию ЭИ [7;35;55;68;70;74;98], хотим, выделить те особенности, которые отличают тренинг по развитию эмоционального интеллекта участников от других видов ГПТ.

К  особенностям можно отнести, на наш взгляд, следующие, актуальные  именно для этого вида тренинга аспекты, которые необходимо учитывать при проведении тренинга по  проблеме развития ЭИ:

  1. На тренинге осуществляется максимальная практическая направленность: тренинг строится как комплексе групповых и индивидуальных упражнений, обучение происходит  через практику:10% — методики и инструменты, 90% — практика.
  2. В процессе тренинга идет активная целенаправленная работа с эмоциональной сферой личности, с различными эмоциями. Поэтому у участников тренинга может возникнуть тревожность и быстрая утомляемость.
  3. В программу тренинга необходимо включать большое количество упражнений по снятию эмоционального напряжения участников.
  4. Очевидно, что для тренинговых программ, ориентированных на развитие эмоциональной сферы, важно учить участников фиксировать и анализировать свои чувства и чувства других людей.
  5. Расширение диапазона эмоциональных реакций  личности в процессе тренинга по ЭИ связано с сочувствием, состраданием, умением понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями, преодолением в себе эгоцентрических жизненных установок.
  6. Обучение приемам управления эмоциональным поведением и экспрессивным реагированием позволяет участникам тренинга  преодолеть психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению.
  7. Основой для упражнений являются случаи из жизни самих участников, что позволяет каждому участнику понять свои ошибки и выстроить правильный алгоритм действия. Большое внимание уделяется послетренинговым мероприятиям, цель которых – помочь использовать полученные навыки в реальной жизни.
  8. После работы над осознанием собственных эмоций участники группы переходят к изучению невербальных ключей, по которым можно судить об эмоциональном состоянии другого человека.
  9. В процессе тренинга по развитию ЭИ идет отработка способности распознавать невербальные ключи через выполнение серии упражнений на определение эмоционального состояния разных людей по микроэкспрессии. При этом используется режим обратной связи: после каждого задания испытуемому сообщается, правильно он ответил или нет.
  10. В процессе данного тренинга идет активное развитие навыков эмпатии и коммуникативных способностей личности.
  11. В тренинге по развитию ЭИ показано участвовать людям, не имеющим каких-либо пограничных психических нарушений: например, субдепрессий, скрытых лавированных депрессий (у личностей с определенной акцентуацией черт характера, эмоционально возбудимых и неустойчивых либо склонных к депрессивным реакциям), реакций на кризис, посттравматический стресс и т.п. Такой участник  не способен легко обучаться, если он находится в болезненном, депрессивно-невротическом состоянии.
  12. Каждое занятие (а может быть и упражнение), тренинга по развитию ЭИ, предполагает обязательную осведомленность тренера об эмоциональном состоянии участников, их самочувствии  «здесь и сейчас», чтобы вовремя откорректировать эмоциональное состояние  каждого.
  13. Выполнение (по желанию участника) творческого домашнего задания необходимо для того, чтобы  участник в процессе выполнения еще раз прожил и осознал те эмоции,  управление которыми необходимо ему в межличностном и  во внутриличностном взаимодействии.
  14. Идеальное количество участников до 6 человек — оптимальное для качественной проработки личностных задач по заданной теме.
  15. Открытый формат тренинга позволяет участникам смело экспериментировать, пробовать, задавать вопросы, не боясь «потерять лицо».
  16. Сочетание форматов ГПТ и коучинга, направленного на  осознание каждым участником своей модели реальности и понимание причин запуска эмоций и «застревания» в определенных ситуациях. Зная причины, участник тренинга может изменить следствие.

Кроме выше перечисленных особенностей, мы находим у С.П. Деревянко  еще и рекомендацию по соблюдению условия невключения в тренинговую группу участников с высоким уровнем  сформированности ЭИ и его составляющих частей [34].

И.Н. Андреева объясняет  такую рекомендацию тем, что «усиленное развитие способности к пониманию эмоций других людей может стимулировать значительное повышение чувствительности, способствующее проявлению депрессивной и пессимистической окраски настроения в напряженных ситуациях межличностного общения» [7,с.158].

В своей работе И.Н. Андреева  пишет, что «если говорить о теоретическом обосновании программы совершенствования эмоциональной компетентности, то оно наиболее целесообразно в рамках гуманистического, поведенческого и когнитивного направлений» [7,с.156].

Так, в работе «Азбука эмоционального интеллекта» [7]  читаем о том, как можно построить программу тренинга  по развитию ЭИ в различных психологических направлениях. Так, в гуманистической психологии «предпочтение отдается эмоциональным аспектам, чувствам, а не интеллектуальным суждениям, оценкам» [Там же, с.156].

В таком случае, тренинг  по развитию у участников ЭИ может быть направлен на стимулирование более полного выражения чувств личности, которые связаны с внутренним «Я», как по вербальным, так и невербальным каналам, различение и распознавание объектов чувств, опознание переживаний подавляемых человеком ранее или искажаемых  им по каким-то причинам. Результатом такого тренинга будет реорганизация «Я»-концепции «путем ассимиляции ранее не проработанных переживаний (ТЛР), развитие способностей к рефлексии и саморегуляции, эмпатии и фасилитативному влиянию (ТНУ)» [7, с.156].

Если тренинг организован и проводится в рамках поведенческой психологии, то акцент переносится на произвольные способы управления эмоциями и их экспрессивным выражением. В таком случае, методы развития ЭИ «предполагают формирование стереотипов эмоционального поведения, соответствующих социально приемлемому реагированию, овладение приемам саморегуляции и навыкам самоконтроля» [7, с.156].

Конечный результат тренинга по ЭИ – научение способам эмоционального поведения и экспрессивного реагирования в различных жизненных ситуациях.

При составлении программы тренинга по ЭИ в когнитивной психологии в центр ставится возможность научения новым способам эмоционального мышления, которое стимулирует понимание эмоций и эффективное управление ими.

У И.Н. Андреевой в работе также встречаем перечисление наиболее продуктивных методов развития ЭИ личности, к которым автор относит: игру, арттерапию, психогимнастику,  поведенческую терапию, дискуссионные методы, моделирование, проигрывание ролей, обратную связь, демонстрации, проектирование и др. [7]. Перечисленные методы широко используются авторами тренингов по развитию ЭИ.

В заключение хочется отметить, что сегодня  в психологической литературе целенаправленное развитие ЭИ личности приравнивается к формированию эмоциональной компетенции участника ГПТ.

Таким образом, мы видим, что ГПТ по развитию ЭИ личности имеет общие аспекты со структурой традиционного тренинга, принципами его проведения. Тем не менее, групповой психологический тренинг по ЭИ имеет и свои отличия, связанные с особенностью эмоциональной сферы участников.

Выводы по главе 2

В результате теоретического и методического обоснования группового психологического тренинга как эффективного средства развития эмоционального интеллекта у студентов педагогического колледжа как профессиональной компетенции, мы подходим к следующим выводам.

  1. При работе со студентами педагогического колледжа при формировании у них профессиональной компетенции – развитие эмоционального интеллекта, одним из успешных методов психологического консультирования может оказаться групповой психологический тренинг, что находит свое подтверждение в работах И.Н.Андреевой, М.Р. Битяновой, И.В. Вачкова, В.В. Кузовкина, В.Э. Пахальяна, и др.

Эти работы дают нам многоплановую картину того, что предлагает нам групповой психологический тренинг как эффективное средство  развития эмоционального интеллекта у студентов педагогического колледжа – будущих учителей начальных классов.

  1. Групповой психологический тренинг представляет собой определенным образом структурированное взаимодействие (наличие этапов – как последовательных шагов по достижению цели), в процессе которого создаются условия, позволяющие студентам педагогического колледжа эффективно развивать свой эмоциональный интеллект, подразумевающий межличностное и внутриличностное взаимодействие, что дает возможность будущим учителям начальной школы  активно и осознанно формировать такую профессиональную компетенцию, гуманистическое и эмпатийное взаимодействие с обучающимися, распознавание эмоций ребенка и управление собственными эмоциями в процессе  субъект-субъектного взаимодействия.
  2. Основными психологическими механизмами в групповом психологическом тренинге являются условия, которые создает психолог-консультант (тренер, коуч) во время тренинговых взаимоотношений, которые позволяют участникам группы осуществлять конструктивные личностные изменения.

Такими определенными условиями являются отношения участников тренинга, точнее то, что воспринимается личностью, как искренность, честность, эмпатию, фасилитацию, понимание и безусловное позитивное отношение к ней. И если в установках тренера присутствует необходимость создания этих условий, и его деятельность в отношениях с участниками группы на тренинге строится на основании этих установок, то у участников отмечается положительная динамика изменения их эмоционального состояния.

  1. Сама ситуация воздействия имеет четко структурированный характер (т.е. тренер совместно с группой проходят ряд последовательных этапов), а самим тренером осознано применяются апробированные психологические методики и упражнения, направленные на разрешение заявленных проблем, более того, направленные на создание выше обозначенных условий. Однако надо отдавать себе отчет в том, что эффективность группового психологического тренинга во многом зависит от того, как будет организован процесс, предваряющий саму работу на тренинге и не менее важным является то, как данный тренинг будет завершен.
  2. Знания особенностей организации и стадий процесса группового психологического тренинга, а также средств воздействия, которые используются в ходе прохождения участниками группы совместно с тренером этих стадий, позволяют осуществлять эффективное психологическое воздействие в процессе которого создаются необходимые и достаточные условия для развития эмоционального интеллекта у студентов педагогического колледжа в процессе межличностного и внутриличностного взаимодействия.
  3. ГПТ по развитию ЭИ имеет, на наш взгляд, в свои характерные особенности, которые необходимо знать ведущему данного тренинга.

Страница:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф