Заявка на расчет
Меню Услуги

Групповой психологический тренинг как средство развития эмоционального интеллекта студентов педагогического колледжа. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница:   1   2   3


3.1. Организация экспериментального исследования эффективности группового психологического тренинга как средства развития эмоционального интеллекта у студентов педагогического колледжа

Замысел экспериментального исследования. С целью исследования ГПТ как  эффективного средства  развития эмоционального интеллекта у студентов, будущих специалистов — учителей начальных классов, было проведено экспериментальное исследование.

Задачи экспериментального исследования:

  1. Разработать дизайн исследования.
  2. Подобрать батарею тестовых методик для изучения динамики развития эмоционального интеллекта у студентов, обучающихся по педагогическим специальностям в педагогическом колледже, и изменений, происходящих с со студентами в результате воздействия ГПТ на развитие ЭИ или отсутствие такового.
  3. Провести диагностику развития ЭИ у студентов педагогического колледжа, подвергавшихся воздействию ГПТ, до и после воздействия, в период  обучения в естественных условиях образовательного процесса учебного заведения в течение с сентября по ноябрь 2012 года включительно.
  4. Провести сравнительный анализ полученных результатов, сделать выводы.

Гипотеза исследования: 

  1. ГПТ является эффективным средством развития эмоционального интеллекта у студентов, обучающихся по педагогическим специальностям в педагогическом колледже.
  2. У студентов, участвующих в ГПТ, процесс развития эмоционального интеллекта происходит более динамично за счет научения их анализу собственных эмоциональных состояний, коммуникативному и поведенческому взаимодействию, в отличие от студентов, не участвующих в групповом психологическом тренинге.

Хотелось бы отметить, ссылаясь на диссертационное исследование  В.В.Кузовкина [53], что наш эксперимент по обозначенной проблеме носит характер квазиэксперимента формирующего типа (далее – эксперимент).

В след за В.В. Кузовкиным, мы утверждаем, что, с одной стороны, «несмотря на наличие в исследовании каузальной гипотезы, оно ограничено в управлении независимой переменной как причинно-действующим фактором», «процессы, происходящие в личности участника ГПТ, гораздо богаче, чем мы можем предположить изначально. В результате чего мы не можем говорить о полном экспериментальном контроле переменных». Исходя из сказанного, мы можем говорить о квазиэкспериментальном характере нашего исследования. С другой стороны, мы организуем воздействия, что позволяет говорить о  формирующем характере нашего исследования.

В качестве независимой переменной в эксперименте бралось наличие или отсутствие воздействия посредством ГПТ с целью развития эмоционального интеллекта у студентов педагогического колледжа.

Зависимыми переменными выступили в нашей работе  параметры развития эмоционального интеллекта (составные компоненты структуры ЭИ), определяемые тестовыми методиками. В частности, внутриличностный и межличностный показатель развития ЭИ.

Эксперимент проводился в  государственном бюджетном образовательном учреждении  среднего профессионального образования Педагогический колледж № 8 «Измайлово»  со студентами 2 курса специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» в течение трех месяцев  в рамках образовательного процесса (с сентября по ноябрь  2012 года включительно).

Для проведения экспериментальной работы была определена контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ). Всего участвовало в КГ и ЭГ 30 студентов.

Программа развития ЭИ включала следующие аспекты исследовательской деятельности: диагностика начального уровня ЭИ, развитие ЭИ в тренинговой группе (ЭГ), выполнение творческих заданий, рефлексию студентов, диагностику  завершающего этапа квазиэксперимента.

Первоначально была проведена диагностика 30 студентов обеих групп (ЭГ- 15 человек  и КГ- 15 человек) посредством использования тестов на алекситимию — методика TAS; методики на определение уровня ЭИ: тест  Н.Холла, авторская тестовая методика М.А. Манойловой.

Студентам ЭГ было предложено пройти групповой психологический тренинг для развития ЭИ.

КГ составили студенты, не участвующие в групповом психологическом тренинге по развитию ЭИ. Они также прошли итоговую диагностику с помощью выше названных тестовых методик.

Вся программа  по развитию эмоционального интеллекта студентов педагогического колледжа была построена в три этапа и равномерно распределена по времени:

 Первый этап ( с 03.09.2012 по12.09.2012 г.г) – психологическое просвещение (проведено 3 занятия по 2 часа каждое) – 6 час

Второй этап (с 13.09.2012 по 29.10.2012 г.г.) – тренинговые занятия в течение  двух месяцев с частотой проведения 1 раз в две недели по 4 часа в день (16 час)

Третий этап (с 01.11. 2012 по 29. 11.2012 г.г.) – два тренинговых занятия методом погружения в течение  двух дней с частотой проведения 1 раз в две недели 6 часов в день (12 час).

На выполнение  четырех самостоятельных творческих домашних заданий отводилось по 1 часу (4 часа). Общее количество часов Программы развития ЭИ составило – 38 час.

Сложность проведения тренингов  заключалась в том, что студенты находились в естественных условиях образовательного процесса, а, следовательно, тренинги были дополнительной временной нагрузкой к еженедельной  семестровой учебной нагрузке для участников ГПТ, что, естественно, удлиняло учебные дни студентов.

В связи с этим мы вынуждены были соблюдать достаточно большой временной разрыв между отдельными тренингами, заполняя эти перерывы творческими домашними заданиями, чтобы сохранить максимально положительное эмоциональное состояние, полученное участниками  в ходе ГПТ. Это дало возможность не ослабить мотивацию участников ГПТ.

Групповые занятия проходили в отдельном, хорошо освещенном, изолированном от мешающих внешних факторов помещении, оборудованном мебелью и техническими средствами обучения, использовались компьютерные технологии.

Помещение было достаточно просторным, что  позволяло участникам располагаться по кругу, взаимодействовать и двигаться активно в пространстве данного помещения.

Экспериментальное исследование эффективности группового психологического тренинга по развитию у студентов педагогического колледжа ЭИ предполагало два замера у экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ):

  1. Перед проведением группового психологического тренинга по развитию ЭИ
  2. После проведения группового психологического тренинга по развитию ЭИ

Замеры проводились в ЭГ и КГ в одно и то же время. С разницей лишь в том, что с КГ групповой психологический тренинг не проводился.

С целью оценки психоэмоционального состояния студентов и определения уровня ЭИ было использовано несколько психодиагностических методик.

Приведем их  описания и характеристики.

Тест «МЭИ» Манойловой М.А. («Методика диагностики эмоционального интеллекта»). Разработанная методика диагностики ЭИ представляет собой опросник, состоящий из 40 вопросов-утверждений. Обследуемому предлагается оценить степень своего согласия с каждым утверждением по 5-балльной шкале.

Опросник содержит 4 субшкалы и 3 интегральных индекса: общего уровня ЭИ, выраженности внутриличностного и межличностного аспектов ЭИ.

Тест помещен в приложение. (См. Приложение № 1)

С целью стандартизации авторской методики диагностики эмоционального интеллекта проведено обследование (2004-2005гг.) на репрезентативной выборке мужчин и женщин в возрасте от 17 до 65 лет, работающих в различных сферах профессиональной деятельности – педагогов, психологов, медицинских работников, служащих, рабочих, студентов Псковской области. Общий объем выборки составил 719 респондентов.

Тест Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта (Методика Н. Холла / русскоязычный перевод И.Н. Андреевой). Методика предложена Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

Тест на эмоциональный интеллект показывает, как человек использует эмоции в своей жизни, и учитывает разные стороны эмоционального интеллекта: отношение к себе и к другим, способности к общению; отношение к жизни и поиски гармонии.

Методика состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

  1. Эмоциональная осведомленность.
  2. Управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность).
  3. Самомотивация (скорее это как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14).
  4. Эмпатия.
  5. Распознавание эмоций других людей (скорее — умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Тест размещен в Приложении (См. Приложние № 2)

Статистическую обработку результатов исследования проводили методами математической статистики.

Для подтверждения выдвинутой в работе гипотезы при обработке полученных данных был использован непараметрический критерий U – критерий Манна – Уитни. Его возможно использовать для сравнения независимых выборок.  С помощью U-критерия можно сравнивать выборки с малым числом наблюдений (от 3).

Вторым критерием, который был использован для статистической обработки результатов является Т-критерий Вилкоксона (Уилкоксона). Он также является непараметрическим статистическим критерием и применяется для проверки различий между двумя выборками парных измерений.

С помощью этого критерия возможно установить выраженность изменений, то есть  определить является ли сдвиг показателей в одном направлении более интенсивным, чем в другом.

Расчеты по данному критерию заключаются в следующем: для каждого испытуемого вычисляется величина изменения признака. Все изменения упорядочиваются без учета знака. Затем ранги «получают» знак, суммируются, и в результате получается значение Т- критерия Вилкоксона.

Для каждого респондента необходимо сопоставить абсолютные величины выраженности сдвигов в ту или иную сторону. Для получения результатов необходимо сначала ранжировать все абсолютные величины сдвигов, а затем суммировать ранги.

Если сдвиги в том или ином направлении происходят случайно, то суммы их рангов окажутся примерно равными. Если интенсивность сдвигов в одну сторону больше, то сумма рангов абсолютных значений сдвигов в противоположную сторону будет намного ниже, чем это может быть при случайных изменениях. Значимость изменений фиксировалась в ЭГ (n=15) и КГ (n=15). Различия считались статистически значимыми при р < 0,05 .

3.2. Результаты экспериментального исследования эффективности группового психологического тренинга как средства развития эмоционального интеллекта у студентов педагогического колледжа

Рассмотрим результаты эксперимента, с учетом того, что в экспериментальной группе в качестве психологического воздействия проводился ГПТ, а в контрольной группе такое воздействие  отсутствовало.

Результаты психодиагностики по тесту  Н. Холла на определение уровня  эмоционального интеллекта. Рассмотрим динамику изменений в ЭГ и КГ по показателям теста Н.Холл.

Из таблицы 3 видно и можно констатировать следующую динамику изменений по показателям теста Н.Холла на срезе 2-х замеров в результате психодиагностики, проведенной в ЭГ:

— если в первой серии замеров в среднем уровень интегрального ЭИ   едва достигает 40,26 баллов (39 б и менее — низкий), в то время как по парциальным показателям методики, мы видим разброс от 4,86 до 10,13 баллов, что составляет низкий и средний уровень развития составляющих ЭИ (8 – 13б — средний; 7б и менее – низкий), то во второй серии мы наблюдаем, значительное повышение по всем заявленным шкалам и, как говорилось выше, различия являются статистически значимыми.

Таблица 3 Результаты сравнительного анализа средних показателей в ЭГ по тесту  Н.Холла

Шкалы Интег_ур_ЭИ Шк_эмоц_освед Шк_упр_своим_эмоц Шк_самомот Шк_эмпатия Шк_распозн_эмоц_др_люд
Замер 1

Средние значения

40,27

 

9,8

 

4,87

 

7,27

 

10,13

 

8,87

 

Замер 2

Средние значения

68,8

 

14,8

 

11,27

 

13,07

 

14,4

 

15,27

 

Уровень значимости P<0,01 P<0,01 P<0,01 P<0,01 P<0,01 P<0,01

На качественном уровне это выражается в повышении интегрального ЭИ до 68,8 баллов, что, в свою очередь, является очень высоким средним показателем (высоким считается 70 баллов и выше). Другими словами, показатели  ЭГ остались в рамках средней категории, но если до воздействия значения граничили с нижним уровнем этой категории, то после проведения ГПТ, показатели ЭГ стали граничить с высокой категорией ЭИ. Что касается парциальных показателей, то наблюдается разброс показателей от 11,26 до 15,26 баллов (высокий уровень начинается с 14 баллов).

Необходимо отметить, что по шкалам Управление собственными эмоциями и Самомотивации произошел переход из категории низких значений в категорию средних. Это означает, что после проведения ГПТ, участники тренинга улучшили свои навыки в управлении собственным эмоциональным состоянием, то есть стали лучше разбираться в собственных чувствах и эмоциях, и научились лучше манипулировать ими, а также научились лучше манипулировать мотивами собственного поведения. На поведенческом уровне это проявляется в адекватности выражения собственных эмоций в наличной ситуации, а также адекватном проявлении собственных эмоций в ответ на реакции других людей. Таким образом, логичным выглядит и поднятие до среднего уровня показателя Самомотивации, которая понимается как наличие мотивации к выполнению деятельности и самодисциплина.

Остальные парциальные показатели ЭИ: Эмоциональной осведомленности, Эмпатии, Распознания эмоций других людей перешли из категории средних значений в категорию высоких. Это означает, что участники ГПТ научились отлично распознавать собственные эмоции в самых мельчайших их проявлениях, а также научились сопереживать другим людям, понимая даже самые тонкие оттенки их эмоционального состояния, и понимая мотивы, стоящие за теми или иными поступками других людей.

Как видно из таблицы 4 значимых различий в КГ не обнаруживается.

Таблица 4 Результаты сравнительного анализа средних показателей в КГ по тесту  Н.Холла

Шкалы Интег_ур_ЭИ Шк_эмоц_освед Шк_упр_своим_эмоц Шк_самомот Шк_эмпатия Шк_распозн_эмоц_др_люд
Замер 1

Средние значения

40,26 8 3,73 7,93 10,06 10,4
Замер 2

Средние значения

40,8 8,53 3,67 8,13 10 10,4
Уровень значимости НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ

Можно констатировать следующую динамику изменений по показателям теста Н.Холла на срезе 2-х замеров в результате психодиагностики, проведенной в КГ: — если в первой серии замеров в среднем уровень интегрального ЭИ   едва достигает 40 баллов (39 б и менее — низкий), в то время как по парциальным показателям методики мы видим разброс от 5 до 13 баллов, что составляет низкий и средний уровень развития составляющих ЭИ (8 – 13б — средний; 7б и менее – низкий), то во второй серии мы наблюдаем, что фактически повышения не произошло ни в уровне интегрального ЭИ, ни по парциальным показателям методики.

Согласно показателям, как первой серии замеров, так и второй участникам КГ присущ средний (ближе к низкому) интегральный показатель ЭИ. Парциальные показатели: средний уровень Эмоциональной осведомленности, низкий уровень Управления собственными эмоциями, низкий уровень Самомотивации, правда, стоит отметить, что во втором замере уровень немного вырос и перевалил за планку среднего уровня, однако при отсутствии уровня значимости данного сдвига можно утверждать, что сдвиг является незначительным и имеет случайный характер. Касательно шкал Эмпатии и Распознавания эмоций у других людей, то они находятся на среднем уровне.

Таким образом, можно предположить, что участники КГ, согласно имеющимся показателям по методике Н. Холла, не будут иметь больших проблем при общении, но будут испытывать сложности с управлением собственными эмоциями в самых разнообразных ситуациях, связанных с социальным взаимодействием, а также с собственной безынициативностью, то есть будут иметь сложности при принятии решений и выработке ответа в ситуациях социального взаимодействия.

Резюмируя сказанное по группам КГ и ЭГ, можно с уверенностью утверждать, что по результатам второй серии замеров повышение результатов  ЭГ является более значительным, нежели в КГ.

Таким образом, после сравнения результатов 1 и 2 замеров в ЭГ и КГ можно отметить  значительную разницу в развитии ЭИ у студентов, прошедших ГПТ. Интегральный показатель вырос на 16% и составил в среднем 68,8 баллов, в то время как в КГ после 2 замера вырос на 0,54 б и составил менее 1%.

Проведем сравнительный анализ в группах испытуемых (ЭГ и КГ) по тесту Холла с использованием Т-критерия Вилкоксона.  Т.е. выявим выраженность изменений произошедших в ЭГ и КГ.

Сравнивая результаты КГ (1 и 2 замеры) по тесту Холла
с использованием  Т-критерия Вилкоксона (таблица 5) можно констатировать, что значимых изменений в КГ не произошло ни по одному показателю.

Таблица 5 Уровни статистической значимости по Т-критерию Вилкоксона в КГ
по тесту  Н. Холла

  Интег_ур_ЭИ Шк_эмоц_освед Шк_упр_своим_эмоц Шк_самомот Шк_эмпатия Шк_распозн_эмоц_др_люд
Z -,886(a) -1,315(a) -,182(b) -,816(a) -,333(b) ,000(c)
Asymp. Sig. (2-tailed) ,376 ,188 ,856 ,414 ,739 1,000

Из представленных в таблице 5 результатов видно, что значимые различия в контрольной группе не были обнаружены ни в одной из шкал теста Н.Холла. Также, стоит отметить, что уровень значимости ни по одной из шкал не достиг не только значимого уровня, но и уровня статистической тенденции, которая начинается при  Sig=0,09. Это означает, что эмоциональный интеллект, как интегративный общий показатель, так и его отдельные составляющие, которыми являются: Эмоциональная осведомленность, Управление собственными эмоциями, Самомотивация, Эмпатия и Распознавание эмоций у других людей не имеют быстрого собственного роста, в отсутствие направленного воздействия. Другими словами, даже взаимодействие между экспериментальной и контрольной группой в их свободное время, которое ни как не контролировалось в данном исследовании, не обеспечило роста ЭИ у КГ.

Как видно из таблицы 6, представленной ниже, сравнение 1 и 2 замеров ЭГ показало наличие значимых различий по всем шкалам теста Холла: Интегративный уровень ЭИ, Эмоциональная осведомленность, Управление собственными эмоциями, Самомотивации, Эмпатии, Распознавания эмоций у других людей.

Наиболее примечательным в результатах ЭГ явилось не только получение значимых различий по всем представленным шкалам методики Н.Холла, но и крайне высокий уровень значимости, который говорит о больших различиях между испытуемыми экспериментальной группы «до» и «после» заявленного воздействия, которым являлся ГПТ.

Таблица 6 Показатели статистической значимости по Т-критерию Вилкоксона в ЭГ по тесту  Н. Холла*

  Интег_ур_ЭИ Шк_эмоц_освед Шк_упр_своим_эмоц Шк_самомот Шк_эмпатия Шк_распозн_эмоц_др_люд
Z -3,410(a) -3,424(a) -3,413(a) -3,308(a) -3,420(a) -3,414(a)
Asymp. Sig. (2-tailed) ,001 ,001 ,001 ,001 ,001 ,001

a  Based on negative ranks.

b  Wilcoxon Signed Ranks Test

*Примечание: Жирным шрифтом выделены значимые различия, установленные по Т-критерию Вилкоксона в экспериментальной группе.

Как видно из таблицы 6, направленность всех изменений в группе имеет строго возрастающий характер, то есть средний показатель в каждой шкале во втором замере всегда выше, чем в первом, что говорит о комплексности и эффективности воздействия ГПТ. Резюмируя результаты по всем шкалам, стоит отметить, что были получены значимые различия на уровне P<0,01 (Sig.= 0,001).

Результаты теста «МЭИ» М.А.Манойловой («Методика диагностики эмоционального интеллекта»). Рассмотрим динамику изменений в ЭГ и КГ по показателям теста «МЭИ» М.А.Манойловой.

Из таблицы 7 видно и можно констатировать следующую динамику изменений по показателям теста «МЭИ» М.А.Манойловой на срезе 2-х замеров в результате психодиагностики, проведенной в КГ:

— по шкале Осознания своих чувств и эмоций были получены значения 5,2 и 4,93 в первом и втором замере. Оба этих показателя находятся крайне близко друг к другу и относятся к разным категориям: к категории низких значений и средних. Однако подобные флуктуации не могут привнести видимых качественных различий, поэтому понимание собственных чувств и эмоций и умение их опознавать и называть находится на границе низкого и среднего уровня;

Таблица 7 Результаты КГ уровня ЭИ по тесту  «МЭИ» М.А.Манойловой(по Т-критерию Вилкоксона)*

Шкалы Осозн_своих_чувств_эмоц Упр_своими_чувств_эмоц Осозн_чувств_эмоций_др_людей Упр_чувств_эмоц_др_людей Внутриличн_аспект_ЭИ Межличност_аспект_ЭИ Интеграл_показатель_ЭИ
Замер 1

Средние значения

5,2 5,27 3,13 2,53 10,47 5,4 16,13
Замер 2

Средние значения

4,93 5,93 2,8 3,8 10,87 6,53 17,4
Уровень значимости НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ

— по шкале Управление своими чувствами и эмоциями были получены значения 5,27 и 5,93 в первом и втором замере. Оба показателя относятся к самому низу группы средних значений;

— Осознание чувств и эмоций других развито крайне плохо у КГ, показатели обоих замеров 3,13 и 2,8 относятся к низким значениям. Стоит отметить тот факт, что аналогичные низкие значения были обнаружены и у ЭГ;

— Управление чувствами и эмоциями других у КГ развиты плохо: 2,53 и 3,8 относятся к группе низких значений. Соответственно, манипулировать эмоциями других людей, создавать действующие мотивы для поступков участники КГ не могут;

— Внутриличностный аспект ЭИ развит хорошо и находится наверху среднего уровня: 10,47 в первом замере и 10,87 во втором. Это означает, что участники КГ способны на более чем посредственном уровне контролировать себя, относиться к ситуации и другим людям непредвзято и беспристрастно;

— Межличностный аспект представлен в КГ на низком уровне 5,4 и 6,53 в первом и втором замере. Участники КГ плохо способны оценивать ситуацию взаимодействия и оценивать участника интеракции;

— Интегральный показатель ЭИ в КГ находится на границе среднего уровня и высокого: 16,13 и 17,4 в первом и втором замере. Участники КГ имеют нормальный уровень ЭИ и не испытывают проблем в общении, однако и не являются мастерами коммуникаций. В общем виде, можно сказать, что участники данной группы коммуникативно компетентны. Они имеют развитые отдельные компоненты ЭИ, при недоразвитии других.

Многие показатели ЭИ во втором замере возросли, что может быть вызвано взаимодействием экспериментальной и контрольной групп, в свободное время, и обмена знаниями и навыками. Однако значимых различий при применении математических критерииев найдено не было ни по одной шкале, что говорит о крайне низком эффекте подобного опосредованного обучения.

Сравнивая результаты КГ (1 и 2 замеры) по тесту М. Манойловой
с использованием  Т-критерия Вилкоксона (таблица 8) можно констатировать, что не только не было выявлено значимых изменений в КГ ни по одному показателю, но и и статистической тенденции, что говорит о необходимости внешнего вмешательства, каким является ГПТ, и в отсутствии ГПТ развитие социального интеллекта идет относительно медленно. Тот факт, что экспериментальная и контрольная группа имели возможность свободного общения и взаимодействия между экспериментальными сериями, никак себя не обнаружил. Если подобное опосредованное воздействие и имело место, то оно имело столь малый эффект, что никак не отразилось на общегрупповой статистике.

Таблица 8 Показатели статистической значимости по Т-критерию Вилкоксона в КГ по тесту «МЭИ» М.А.Манойловой

 

               

Осозн_своих_чувств_эмоц Упр_своими_чувств_эмоц Осозн_чувств_эмоций_др_людей Упр_чувств_эмоц_др_людей Внутриличн_аспект_ЭИ Межличност_аспект_ЭИ Интеграл_показатель_ЭИ
Z -,569(a) -,114(b) -,039(a) -1,303(b) -,370(b) -,343(b) -,157(b)
Asymp. Sig. (2-tailed) ,569 ,909 ,969 ,193 ,712 ,732 ,875

*Примечание: жирным шрифтом выделены значимые изменения по показателю до и после замеров.

Из таблицы 9 видно и можно констатировать следующую динамику изменений по показателям теста «МЭИ» М.А.Манойловой на срезе 2-х замеров в результате психодиагностики, проведенной в ЭГ:

Таблица 9 Результаты сравнительного анализа в ЭГ по тесту  «МЭИ» М.А.Манойловой

Шкалы Осозн_своих_чувств_эмоц Упр_своими_чувств_эмоц Осозн_чувств_эмоций_др_людей Упр_чувств_эмоц_др_людей Внутриличн_аспект_ЭИ Межличност_аспект_ЭИ Интеграл_показатель_ЭИ
Замер 1

Средние значения

5,6 2,67 2,33 1,73 8,27 4,07  

12,33

 

Замер 2

Средние значения

7,93 8,8 4,47 4,47 16,73 8,93 25,67
Уровень значимости P<0,05 P<0,01 НЕТ P<0,05 P<0,01 P<0,05 P<0,01

— если в первой серии замеров в среднем уровень интегрального ЭИ   12,33 балла, то во второй серии он достигает уровня 25,67. Стоит отметить, что оба значения соответствуют высоким значениям, однако, находятся в разных концах шкалы высоких значений. Естественно, что показатель в 12,33 балла находится в самом низу высоких показателей, на границе со средними значениями, а 25,67 является крайне высоким значением. Таким образом, высокий уровень эмоционального интеллекта предполагает отсутствие или незначительное различие в иерархической зависимости отдельных компонентов, все формы интегративно проявляются на всех уровнях. Эмоциональный интеллект считается высоко развитым при условии, что все формы представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности. Поэтому мы продолжаем рассматривать и составные элементы ЭИ;

— по шкале Осознания своих чувств и эмоций были получены значения 5,6 в первом замере, что является средним показателем, и 7,93 во втором замере, что является высоким показателем. Соответственно, повышение данного показателя для участников экспериментальной группы повлекло за собой следующие последствия: участники ЭГ приобрели более развитое эмоциональное самосознание, способность жить «в унисон» со своими внутренними эмоциями, хорошее понимание роли чувств в работе и в общении. Адекватная осведомленность об эмоциональных качествах, психологических характеристиках состояний личности и их роли в профессиональной деятельности, что является важным критерием продуктивности деятельности;

— по шкале Управление своими чувствами и эмоциями в первом замере участники ЭГ имели значение 2,67, что соответствует категории низких значений, однако второй замер показал значение 8,8, что является категорией высоких значений. Таким образом, произошли следующие сдвиги в структуре ЭИ в ЭГ: развивается способность управлять своими эмоциями и чувствами, умение принимать и контролировать чувства и эмоции. Появляется возможность использовать свои эмоции для достижения поставленной цели. Высокий уровень развития самоконтроля, глубокое осознание собственного психоэмоционального состояния в данный момент и понимания происходящего в окружающем мире позволяет чувствовать себя комфортно и эффективно вести себя. Высокий уровень развития толерантности предполагает осознание человеком необходимости позитивного отношения к себе, осознание толерантной и интолерантной составляющих самого себя, что также говорит и о высокой рефлексии, позволяющей подобное осознание. Получило дальнейшее развитие умение управлять собой, повысилась наблюдательность, которая проявляется в умении подмечать малозаметные, существенные эмоциональные особенности партнеров по общению. Повысился уровень развития управления своими чувствами и эмоциями, позитивное мышление, которое характеризуется единством позитивных эмоций и управлением поиском решения задач в профессиональной сфере. Позитивное мышление является показателем оптимистичного понимания мира, других людей и самого себя;

— по шкале Осознание чувств и эмоций других людей значимых различий найдено не было, а показатели 2,33 и 4,47, полученные в первом и втором замере соответственно, находятся в области низких значений. Это говорит об отсутствии навыков понимания чувств других людей, внешних выражений эмоций и чувств, не понимании мотивов поступков других людей. И, что важно отметить, данный результат рассогласовывается с показателями по тесту Н.Холла, в котором существует аналогичная шкала, и по ней были обнаружены значимые различия, причем, на крайне высоком уровне. В данной ситуации, мы лишь можем предположить либо случайные флуктуации, которые могли иметь место в группе из 15 человек, либо же предположить существование проблем в конструктной валидности одного из использованных нами тестов. Однако такие предположения являются за пределами наших целей и задач, поэтому мы постараемся опираться на другие показатели, которые не получили подобных разночтений, а данную спорную шкалу Понимания чужих эмоций и чувств будем считать нуждающейся в уточнении;

— по шкале Управление чувствами и эмоциями других людей были получены следующие значения: 1,73 и 4,47 в первом и втором замере соответственно. Оба значения относятся к категории низких значений, однако рост данного показателя является статистически подтвержденным и свидетельствует о сильном положительном сдвиге. Показатель второго замера находится на границе с средними значениями. Тем не менее, испытуемые в ЭГ так и не научились за время проведения ГПТ управлять действиями другого человека, принимать решения, не ущемляя интересы другого, но и удовлетворяя свои желания и стремления;

— по шкале Внутриличностный аспект ЭИ были получены значения 8,27 и 16,73 в первом и втором замере. Первый показатель относится к средним значениям, а второй к высоким. Это означает, что участники ГПТ стали более адекватно оценивать окружающих, избавились от большой доли предвзятости в суждениях, и способны более беспристрастно оценивать ситуацию социального взаимодействия и выносить собственные суждения;

— по шкале Межличностный аспект ЭИ были получены результаты 4,07 и 8,93, что относится к низким и средним значениям. Это означает, что участники ГПТ улучшили свои способности в понимании социальной ситуации, и стали более грамотно себя вести в ситуации интеракции, то есть взаимодействия с партнером по общению;

— по Интегральной шкале ЭИ были получены значения 12,33 и 25,67 в первом и втором замере, что говорит об общем положительном эффекте ГПТ и повышении суммарного уровня ЭИ. Другими словами, мы наблюдаем рост общей коммуникативной компетентности, в которую входят все выше названные параметры. Что касается уровня этого показателя, то показатель первого замера соответствует средним значениям, а второго – высоким.

Сравнивая результаты ЭГ (1 и 2 замеры) по тесту М. Манойловой
с использованием  Т-критерия Вилкоксона (таблица 10) можно констатировать, что значимые различия были получены по всем шкалам, кроме шкалы Осознание чувств и эмоций других людей.

Таблица 10 Показатели статистической значимости по Т-критерию Вилкоксона в ЭГ по тесту «МЭИ» М.А.Манойловой *

Test Statistics(b)

Осозн_своих_чувств_эмоц Упр_своими_чувств_эмоц Осозн_чувств_эмоций_др_людей Упр_чувств_эмоц_др_людей Внутриличн_аспект_ЭИ Межличност_аспект_ЭИ Интеграл_показатель_ЭИ
Z -2,140(a) -3,358(a) -1,481(a) -2,210(a) -3,353(a) -2,138(a) -3,409(a)
Asymp. Sig. (2-tailed) ,032 ,001 ,138 ,027 ,001 ,033 ,001

*Примечание: жирным шрифтом выделены значимые изменения по показателю до и после ГПТ.

Также, необходимо отметить, что уровень значимости, в данном случае, колеблется и по шкале Осознание своих чувств и эмоций достигает уровня значимости P<0,05 (Sig=0,032), что говорит о 5% возможности ошибки в принятии положения о наличие значимых различий по данному показателю.

Однако, учитывая тот факт, что в экспериментальной группе было 15 испытуемых, мы допускаем возможность роста коэффициента значимости при повышении числа испытуемых.

Что касается направленности полученных различий, то исходя из средних значений, представленных в таблице 10, можно говорить о положительной динамике, то есть росте показателя Осознания своих чувств и эмоций у ЭГ после проведения ГПТ. Аналогичная ситуация наблюдается и в случае со шкалой Управление чувствами и эмоциями других людей. Уровень значимости достиг P<0,05 (Sig=0,027), что, также, говорит о 5% возможности ошибки.

Касательно направленности различий видно из таблицы 10, что ГПТ повышает данный показатель, и средние значения во втором замере значимо превосходят значения в первом.

Последней шкалой в методике М. А. Манойловой, в которой уровень значимости достиг уровня P<0,05 (Sig=0,033) – это шкала Межличностный аспект ЭИ. Направленность различий по-прежнему свидетельствует об эффективности ГПТ, что выражается в повышении средних значений, по заявленной шкале, во втором замере по отношению к первому.

По шкалам Управление своими чувствами и эмоциями, Внутриличностный аспект ЭИ, Интегральный показатель ЭИ уровень значимости достиг P<0,01 (Sig=0,001), что говорит о наличии лишь 1% возможности ошибки в принятии положения о наличии значимых различий по данным показателям, что, в свою очередь, является максимальным уровнем значимости и не вызывает сомнений в достоверности полученных результатов.

По направленности различий из таблицы 10 видно, что средние значения во втором замере выше, чем в первом, что свидетельствует о наличии положительного эффекта ГПТ в экспериментальной группе.

Таким образом, после сравнения результатов 1 и 2 замеров в ЭГ и КГ можно отметить  значительную разницу в развитии ЭИ у студентов, прошедших ГПТ, что еще более ярко представлено на рис.12. Интегральный показатель вырос на 9% и составил в среднем 25,67 баллов, в то время как в КГ после 2 замера вырос на 1,23 балла и составил менее 1%.

Чтобы еще более удостовериться в значимости полученных результатов, подтверждающих эффективность ГПТ мы решили провести сравнение результатов ЭГ  и КГ по замерам посредством теста М.А. Манойловой с использованием  критерия Манна-Уитни.

Как видно из представленных результатов (таблица 11), значимых различий обнаружено не было при сравнении первых замеров КГ и ЭГ, что позволяет говорить о более или менее одной стартовой точке, с которой можно рассматривать дальнейшие результаты межгруппового сравнения. Группы же являются приемлемо однородными и уравненными.

Таблица 11 Сравнение результатов 1-х замеров ЭГ  и КГ (тест М.А. Манойловой) с использованием  критерия Манна-Уитни

Test Statisticsb
  Осозн_своих_чувств_эмоц Упр_своими_чувств_эмоц Осозн_чувств_эмоций_др_людей Упр_чувств_эмоц_др_людей Внутриличн_аспект_ЭИ Межличност_аспект_ЭИ Интеграл_показатель_ЭИ
Mann-Whitney U 94,000 74,500 102,000 92,000 98,000 100,500 96,000
Wilcoxon W 214,000 194,500 222,000 212,000 218,000 220,500 216,000
Z -,772 -1,579 -,437 -,853 -,602 -,499 -,686
Asymp. Sig. (2-tailed) ,440 ,114 ,662 ,393 ,547 ,618 ,493
Exact Sig. [2*(1-tailed Sig.)] ,461a ,116a ,683a ,412a ,567a ,624a ,512a

*Примечание: жирным шрифтом выделены значимые изменения по показателю до и после замеров.

Из представленных результатов в Таблице 12 видно, что при сравнении вторых замеров в группах ЭГ и КГ были получены два значимых результата. Значимые различия были получены по шкале Осознание своих чувств и эмоций, уровень значимости составил P<0,05 (Sig=0,041), направленность различий, судя по представленным средним значениям, свидетельствует об эффективности ГПТ, так как средние значения выше в ЭГ, чем в КГ.

Таблица 12 Сравнение вторых замеров

Test Statisticsb
  Осозн_своих_чувств_эмоц Упр_своими_чувств_эмоц Осозн_чувств_эмоций_др_людей Упр_чувств_эмоц_др_людей Внутриличн_аспект_ЭИ Межличност_аспект_ЭИ Интеграл_показатель_ЭИ
Mann-Whitney U 63,000 73,500 74,000 107,500 64,000 87,000 75,000
Wilcoxon W 183,000 193,500 194,000 227,500 184,000 207,000 195,000
Z -2,059 -1,622 -1,610 -,208 -2,014 -1,060 -1,560
Asymp. Sig. (2-tailed) ,039 ,105 ,107 ,835 ,044 ,289 ,119
Exact Sig. [2*(1-tailed Sig.)] ,041a ,106a ,116a ,838a ,045a ,305a ,126a
Средние раноговые знач. ЭГ 18,80 18,10 18,07 15,83 18,73 17,20 18,00
Средние раноговые знач. КГ 12,20 12,90 12,93 15,17 12,27 13,80 13,00

Также, были обнаружены значимые различия по шкале Внутриличностный аспект ЭИ, уровень значимости составил P<0,05 (Sig=0,045), что также свидетельствует об эффективности ГПТ.

По остальным шкалам методики М. А. Манойловой значимых различий обнаружено не было, несмотря на очевидное для качественного анализа наличие различий в средних значениях, которые во всех шкалах выше у ЭГ, чем у КГ.

Как видно из сравнения результатов  развития уровня ЭИ в двух группах студентов результаты после проведения ГПТ  в ЭГ значительно выше, чем в КГ, где  ГПТ не проводился. По всем парциальным показателям  и интегральному показателю уровень ЭИ в ЭГ вырос на 50% (в среднем на 18 б), а в КГ произошли незначительные изменения, так как студенты не участвовали в ГПТ. Разница по КГ между 1-м и 2-м замером, тем не менее, составляет 5% (3б). Диапазон баллов по каждой шкале: min —   — 20 баллов,  max –  + 20 баллов.

Выводы по 3 главе

Результаты экспериментального исследования позволяют отметить следующее:

  1. В ЭГ произошли более значимые изменения, чем в КГ, что позволяет отметить эффективность ГПТ и заключить, что гипотеза экспериментального исследования подтверждается: у студентов, участвующих в ГПТ, процесс развития эмоционального интеллекта происходит более динамично за счет формирования у них умений анализа собственных эмоциональных состояний, коммуникативного и поведенческого взаимодействия, в отличие от студентов, не участвующих в ГПТ.
  2. При анализе результатов исследования с использованием Т-критерия Вилкоксона и критерия Манна-Уитни, можно констатировать следующие положения:

— изменения в ЭГ могут быть связаны с эффектом воздействия ГПТ, эффекта фона и естественного развития, а в КГ изменения связаны с действием эффекта фона и естественного развития. Под эффектом фона предполагались любые изменения, связанные с отношениями в группе, которые не контролируются исследователем. Под естественным развитием понимаются изменения у испытуемых, которые связаны с естественным межличностным взаимодействием и внутриличностным развитием в образовательном процессе. Под эффектом воздействия ГПТ предполагались более существенные (значительные) изменения в ЭГ по сравнению с КГ;

— в КГ значимые изменения установлены только по двум показателям: алекситимическая шкала и  по тесту Манойловой – показатель «Осознание чувств и эмоций других людей», что может быть связано с фактором фона и естественным развитием испытуемых, т.е. изменения  эмоционального интеллекта и ощущений личности более динамичны и могут быть определены активным межличностным взаимодействием и субъективными ощущениями испытуемых.

  1. Применение группового психологического тренинга позволяет значительно развить такие способности студента, как осознание своих и чужих эмоций, управление эмоциями других людей и владение собственными эмоциями, проявлении эмпатии. Участие в ГПТ помогает межличностному и внутриличностному аспектам развития эмоционального интеллекта.
  2. Использование ГПТ в качестве эффективного метода психологического консультирования позволяет помочь студентам сформировать эмоциональную компетенцию, которая является одной из важных составляющих профессиональной деятельности.
  3. Использованные в экспериментальном исследовании психодиагностические средства показали достаточную «чувствительность» к исследуемому воздействию, в качестве которого выступил ГПТ, что позволило зафиксировать изменения, которые произошли у студентов — участников группового психологического тренинга.

Заключение

В выпускной квалификационной работе на основании анализа отечественной и зарубежной литературы нами была выявлена сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект», исследованы существующие модели эмоционального интеллекта в зарубежных и современной отечественной психологических школах.

Мы также систематизировали представления о групповом психологическом тренинге, обосновав его теоретические и методические аспекты, и провели экспериментальную проверку его как эффективного средства  развития эмоционального интеллекта у студентов, обучающихся в педагогическом колледже.

Основные выводы, полученные в результате работы, можно сформулировать следующим образом.

  1. Эмоциональный интеллект как совокупность способностей можно и нужно развивать у обучающихся в процессе образования. Результатом развития ЭИ будут психические новообразования личности, проявляющиеся в межличностном и внутриличностном аспектах жизнедеятельности индивида.
  2. Знание сущности и содержания «эмоциональный интеллект», а также особенностей проявления его у личности поможет спланировать целенаправленную работу по формированию его у студентов – будущих учителей начальной школы в качестве профессиональной компетенции.
  3. Теоретический анализ моделей эмоционального интеллекта показал, что развитие эмоционального интеллекта личности повышает ее адаптацию в окружающей социальной действительности, стрессоусточивость, эффективность межличностного взаимодействия.
  4. Согласно результатам теоретического и экспериментального исследований ГПТ является эффективным средством психологической помощи и представляет собой определенным образом структурированное взаимодействие, в процессе которого создаются условия, которые позволяют студентам педагогического колледжа активно развивать и формировать эмоциональную компетенцию, что дает им возможность психологически грамотно формировать свое профессиональное взаимодействие с другими участниками образовательного процесса и в результате сделать позитивные шаги в  личностном и профессиональном развитии.
  5. Использованные в экспериментальном исследовании психодиагностические средства показали достаточную «чувствительность» к исследуемому воздействию, в качестве которого выступал ГПТ, что позволило зафиксировать изменения, которые произошли у студентов-испытуемых ЭГ по сравнению со студентамииспытуемыми КГ. Следовательно, они могут быть включены в арсенал психодиагностических средств психолога для оценки изменений, происходящих при применении ГПТ в комплексной работе по развитию эмоциональной культуры обучающихся в педагогическом колледже. А само применение ГПТ позволит оптимизировать развитие эмоционального интеллекта студентов в образовательном процессе.
  6. В связи с вышесказанным мы можем утверждать, что цель исследования достигнута, задачи исследования решены и гипотеза исследования подтверждена.
  7. Опираясь на положительные результаты нашего исследования, мы можем рекомендовать ГПТ как эффективное средство развития ЭИ у студентов, обучающихся по педагогическим специальностям. Проведенная экспериментальная работа в педагогическом колледже позволяет рассматривать создание системы развития ЭИ  студентов в образовательном процессе, помогая будущим специалистам формировать профессиональные компетенции и достигать высоких результатов во внутриличностном и межличностном взаимодействии.

Список литературы

  1. Авидон И., Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. – СПб.: Речь, 2010. — 256 с.
  2. Андреева И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии.- 2008.- N 5. — С. 83-93
  3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопр. психол. — 2006. -N 3.- С. 78-86.
  4. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция 26-27 ноября 2004 г, г. Смоленск: в 2ч. Ч.1. — Смоленск: Изд-во СГпу, 2004.- С.22-26.
  5. Андреева И.Н.О синтетической теории эмоционального интеллекта [Электронный ресурс]. // Психология человека в современном мире. Том №2. — М., 2009. /http://www.ipras.ru/engine/documents/document1987.pdf.
  6. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта.- СПб.: БХВ — Петербург, 2012. — 288 с.
  7. Андреева И.Н. Развитие эмоциональной компетенции педагога // Психология образования сегодня: Теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции /  Под ред. С.И. Коптевой, А.П. Лобанова, Н.В. Дроздовой. – Мн., 2003. – С.166-168.
  8. Березовская Т.П. Психологический тренинг как эффективная форма развития эмоционального интеллекта сотрудников // Проблемы управления.- 2008.-№1(26). — С.216-219.
  9. Битянова М.Р. Организация психоло­гической работы в школе. / Изд. второе, испр. — М.: Совершен­ство, 1998. — 298 с. (Практическая психоло­гия в образовании).
  10. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. — М.: «Совершенство», 1998. — 352 с.
  11. Бодалев А.А. Об одаренности человека как субъекта общения // Психология. — 1999. — N 1. — С. 24-29.
  12. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. — 472с.
  13. Большой психологический словарь / сост и общ ред Б. Мещерякова и В. Зинченко. — 4-ое изд.- СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК; М.: Олма-ПРЕСС.-2009.
  14. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры.-СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 384с.
  15. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. – 544 с. – (Психология для студента).
  16. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психол. Журнал. Т. 18 -1997. — N 2. — С.18-32.
  17. Бука Т.Л., Митрофанова М.Л. Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения: Учебное пособие. — М.: Институт Психотерапии, 2008. -144 с.
  18. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. — СПб.: Питер, 2002. — 256 с. — (Серия «Эффективный тренинг»).
  19. Вайсбах Х. Эмоциональный интеллект. — М.: Лик Пресс, 1998.-160 с.
  20. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. — М.:Лик Пресс,1998.- 324 с.
  21. Вахрушева Л. Н. Выраженность структурных и качественных характеристик эмоционального интеллекта на этапе юности и ранней зрелости. /Автореф. на соиск. зв канд псих наук. — М., 2011.
  22. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга [Электронный ресурс]. — М.: Ось-89, 2005. — 256 с.
  23. Вачков И.В. Психология тренинговой работы [Электронный ресурс]. — М.: Эксмо, 2007. — 417 с.
  24. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
  25. Вилюнас, В. К. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2004. — 496 с.
  26. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во Московского университета, 1990. — 283 с.
  27. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 142с.
  28. Выготский Л.С. Мышление и речь. — Изд. 5-ое испр. — М.: Издательство «Лабиринт», 1999. — 352 с.
  29. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Тезисы науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения». — СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1999. — С. 25-26.
  30. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. — СПб.: Издательство «Речь», 2001. -346 с.
  31. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. — СПб.: Питер, 2008. — 176 с.
  32. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управлять людьми на основе эмоционального интеллекта. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2010. — 302 c.
  33. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с англ. А.П.Исаевой. – М.: АСТ: Москва: Хранитель, 2008. – 478 с.
  34. Деревянко С.П. Эмоциональный интеллект: проблемы категориальности // Психология в современном информационном пространстве: материалы международной научной конференции / Смол. гос. ун-т. — Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. — Ч. 1. — С. 108-112.
  35. Деревянко С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах// Психологический журнал. — 2008. — №2. — С.79-84.
  36. Дружинин В.Н. Метафорические модели интеллекта // Психол. журн. — Т. 20. — 1999. — N 6. — С. 44-52.
  37. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. -М.: ИП РАН; Academia, 1996. – 224 с.
  38. Дружинин В. Н. Психология общих способностей — СПб.: Издательство «Питер», — 368 с.: (Серия «Мас­тера психологии»)
  39. Дружинин В.Н. Тот самый Векслер. [Электронный ресурс] // Школьный психолог. — 2001. — №6. /www/ 1september.ru.
  40. Егоров И.А. Влияние уровня эмоционального интеллекта руководителей организации на выполнение управленческих функций: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05.- М., 2006. — 119 с.
  41. Емельянов Ю.Н.Активное социально-психологическое обучение. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 168 с.
  42. Жуков Ю. М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности: дис. … д-ра психол. наук. — М., 2003. —  356 с.
  43. Жуков Ю.М., Петровская Л А., Растянников П. В.Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. — 96 с.
  44. Зазыкин В.Г. Основы психологической проницательности. — М.: Тривола, 1997. — 84 с.
  45. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга: психологический тренинг как инструментальное действие. — СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. — 80с.
  46. Захарова Г.И. Теория и методика психологического тренинга: Учебное пособие. — Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2008. — 44с.
  47. Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2011. — 461с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
  48. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. — 740с.
  49. Каццолино М. Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак/ пер с итал. — Харьков: Издательство «Гуманитарный Центр», 2009. — 248 с.
  50. Кипнис М.Тренинг коммуникации. – М.: Издательство «Ось-89», 2004. – 64 с.
  51. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Минск: Изд.: Навука i тэхника, 1993. – С. 42-50.
  52. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия — 6 изд. — М.: Академический проект, Трикста, 2008. — 464с. (Серия:Gaudeamus)
  53. Кузовкин В.В. Психотехнический подход  к активизации личностного роста в подготовке офицеров запаса. /Диссертация на соиск. звания канд псих наук. – М.: 2002. -182 с.
  54. Кузнецова К.С. Педагогическое сопровождение младших школьников в процессе формирования эмоционального интеллекта / Атореф на соиск уч степен канд пед наук. — Саратов, 2012.
  55. Куликова Т.И. Психологические тренинги. – Тула: Изд-во «Имидж Принт», 2011. – 98 с.
  56. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / Леонтьев А.Н. — Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. — М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. — 278 с.
  57. ЛидерсА.Г. Психологический тренинг с подростками.- М.: Академия,  — 256 с.
  58. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие. — М.: Привет, 2004. — 356 с.
  59. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: Опросник ЭмИн / Д.В.Люсин // Психологическая диагностика. – 2006. – №4. – С. 3-22.
  60. Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С.Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями – эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. — М.: Институт психологии РАН, 2004. — С. 129-140.
  61. Люсин Д.В.Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. — М.: Институт психологии РАН, 2004. — 352 с.
  62. Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты // Г.А. Емельянов (ред.), Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен. — М.: Смысл, 2000. — С. 29-39.
  63. Майер Г. Психология эмоционального мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. — М.: Изд-во МГУ, 1981- С. 123-129.
  64. Майерс Д. Интуиция. — СПб.: Питер, 2009. — 256 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
  65. Майковская Л. С. Подготовка будущих учителей к художественно-коммуникативной деятельности (артистизм действий). [Электронный ресурс] / Автореф. дисс. … к.п.н. — М.,1992.
  66. Майковская Л.С. Роль эмпатии в процессе формирования этнокультурной толерантности средствами музыки // Педагогическое образование и наука. – 2007, — № 2, с. 13-16.
  67. Манойлова М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов / М.А.Манойлова. – Псков: ПГПИ, 2004. – 60 с. – (Монография).
  68. Мантегацца П. Физиогномика и выражение чувств. — М.: Профит Стайл, 2011. — 448 с.
  69. Мещерякова И.Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе: [Электронный ресурс]. Автореф дисс. … канд псих наук. – Курск, 2011.
  70. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2003. — 304 с.
  71. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха.- М.: «КСП+», 2003. — 272 с.
  72. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. — М.: Сфера 2002. — 510 с.
  73. Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: примеры программы формирования [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. — 2010. — N 1(9).
  74. Пацявичус И.В. Соотношение индивидуально-типических характеристик эмоциональности с особенностями саморегуляции деятельности: Автореф. дисс. … канд. пхн. — М., 1981.
  75. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. — 1 изд-е. — СПб.: Питер, 2006. — 226 с.
  76. Переверзева И.А. Психофизиологический анализ индивидуальных различий по эмоциональности (на примере функции контроля за эмоциональной экспрессией): Автореф. канд. дисс. … — М., 1986.
  77. Петровская А. С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности: диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.03 Ярославль, 2007. — 225 с., Библиогр. — С. 164-170.
  78. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: Издательство МГУ, 1982. — 168 с.
  79. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М.: МГУ, 1989. – 216 с.
  80. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе: Методические разработки и сценарии занятий социально — психологических тренингов. — М. : Российское педагогическое агентство, 1995 . -140 с.
  81. Психология: комплексный подход / Под ред. М. Айзенка.- Мн.: Новое знание, 2002. – 832 с.
  82. Психология: Словарь./под общ ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд испр и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  83. Психологическое консультирование. Практическое руководство. — Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2011.- 824 с.
  84. Ромек Е. Логика эмоций // Школьный психолог. – 2006. — №24. — С. 24-26.
  85. Робертс Р.Д., Мэттьюс ДЖ, Зайднер М, Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология (Журнал Высшей школы экономики) -2004.- № 4. — С. 3-26.
  86. Роджерс К. О групповой психотерапии / пер с анг. — М.: Гиль-Эстель,1993. — 224с.
  87. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб. — Питер, 2009. -713с.
  88. Рудестам К. Групповая психотерапия [Электронный ресурс]. — М.: Прогресс, 1990 – СПб.: Питер Ком, 1998.-368 с.
  89. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера–Сэловея–Карузо (MSCEIT V2.0) [Электронный ресурс] / Психологические исследования. — 2009.-№6 (8). U RL: http://psystudy.ru
  90. Симбирцева Н.В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте / Вестник КемГУ. — 2008. — № 3. — С.54-57.
  91. СитниковА.П. Акмеологический тренинг. – М.: Технологическая школа бизнеса,  – 428 с.
  92. Словарь английского языка OXFORD. — М.: АСТРЕЛЬ; Oxford University Press, 2002. — 1008с.
  93. Слоун П. Искусство мыслить незаурядно / пер с англ. — Киев: Companion Group, 2011. — 224с.
  94. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. — М.: Институт психологии РАН, 2004. — С. 29 — 36.
  95. Тихомиров О.К. Психология мышления. — M.: Изд-во МГУ,1984. — 608 с.
  96. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Пер. с англ. А.И.Сотова. — М.: Независимая фирма “Класс” (Библиотека психологии и психотерапии). — 100с.
  97. Тримаскина И.В., Тарантин Д.Б., Матвиенко С.В. Тренинг эмоционального интеллекта и развития личной эффективности. — СПб.: Речь, 2010. — 157 с.
  98. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -СПб: Питер, 2002- 272 с.
  99. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. — М.: Институт психологии РАН, 2004.- С.11–28.
  100. Хьелл Л. , Зиглер Д. Теории личности. — СПб:Питер, 2013. — 607 с.
  101. Чиркина Е.А. Формирование эмоционального интеллекта у студентов, будущих специалистов в сфере помогающих профессий дидактическими средствами [Электронный ресурс]: Автореф. дисс. … канд. псих. наук. — Ижевск, 2012.
  102. Шаховской В.И.О роли эмоций в речи // Вопр. психол. — 1991. — № 9. — С.111 — 117.
  103. Экман П. Психология лжи. – СПб.: Питер, 2009. – 272 с.
  104. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход. — СПб.: Сова; М.: ЭКСМО — Пресс, 2002. — 272 с.
  105. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 288 с.
  106. Ваr-Оn R. Development of the Ваг-Оn EQ- I: А measure of emotional intelligence. Paper pre sented at 105th Annual Convention of American Psychological Association. Chicago, 1997.
  107. Goleman D. Emotional intelligence. N.Y.: Bantam Books, 1995.
  108. Mayer J.D. Emotion, intelligence, emotional intelligence // Forgas J.P. (ed.). The handbook of affect and social cognition. Mahwah, NJ: Law rence Erlbaum, 2000. P. 410-
  109. Mayer J.D, Selovey. The intelligence of emotional intelligence// Intelligence.-1990. — 17(4). — Р. 433-442.

Страница:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф