Меню Услуги

Групповой психологический тренинг как средство развития эмоционального интеллекта студентов педагогического колледжа


Страница:   1   2   3


Содержание

  • Введение
  • 1.1. Подходы к изучению понятия «эмоциональный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии
  • 1.2. Современные модели эмоционального интеллекта в исследованиях зарубежных и российских психологов
  • Выводы по главе 1
  • 2.1. Теоретические аспекты организации и проведения группового психологического тренинга
  • 2.2. Методические аспекты группового психологического тренинга как средства развития эмоционального интеллекта личности
  • Выводы по главе 2
  • 3.1. Организация экспериментального исследования эффективности группового психологического тренинга как средства развития эмоционального интеллекта у студентов педагогического колледжа
  • 3.2. Результаты экспериментального исследования эффективности группового психологического тренинга как средства развития эмоционального интеллекта у студентов педагогического колледжа
  • Выводы по 3 главе
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Актуальность исследования. Проблема компетентности личности  в понимании, выражении и управлении эмоциями всегда была актуальной. Тем более что современные  социально-экономические условия жизнедеятельности таковы, что от людей в большей мере требуется прагматично-рациональное отношение к жизни. Образом современника становится личность, минимум проявляющая свои эмоции, так как большая часть эмоциональной энергии  уходит на достижение социально-экономических результатов своего труда и обеспечения разнообразных возросших  потребностей  современного человека.

Обозначенная выше тенденция рационального отношения к жизни, наметившаяся в российском обществе в конце 90-х годов 20 века, связана  еще и с низким уровнем развития у людей  эмоциональной культуры, которая является одним из критериев общей культуры человека. Эмоции имеют такую же значимость в развитии личности, как интеллект, мышление, речь и другие категории.

Понятие эмоциональная культура тесно связана с таким актуальным понятием в психологии как эмоциональный интеллект, включающий в свою структуру следующие умения: распознавание  своих эмоций  и эмоций других людей, проявление эмпатии, управление эмоциями и др.

Идея эмоционального интеллекта явилась следствием развития представлений об интеллекте социальном, основной причиной для выделения которого как самостоятельной способности или черты послужило частое несоответствие уровня общего интеллекта и успешности личности во взаимодействии с социальной средой.

Эмоциональный интеллект в самом широком понимании объединяет в себе способности человека к эффективному внутриличностному  и межличностному взаимодействию за счет понимания эмоций окружающих и умения адаптироваться под их эмоциональное состояние.

Умение владеть своими эмоциями и эффективно организовывать межличностное взаимодействие оказывается незаменимым, если речь идет о сфере педагогической  деятельности, и  является основным в работе  педагога и учителя. Проблема  развития эмоционального интеллекта особенно актуализируется при подготовке педагогических кадров.

И.Н. Андреева считает, что развитие эмоционального интеллекта представляется весьма актуальным, поскольку адаптивная природа эмоций способствует  активному выживанию индивида на всех уровнях, что повышает адаптивные способности личности и ее гармоничное взаимодействие с социумом. Кроме того, по мнению ученого, «эмоции связаны с центральными личностными образованиями, с личностной идентичностью, представляют собой основную мотивационную систему человека, в них представлены личностные смыслы; таким образом, развитие эмоционального интеллекта способствует гармоничному личностному развитию, позволяя создавать дополнительные мотивирующие факторы» [7,с.167].

Исследованием эмоционального интеллекта занимались такие зарубежные ученые, как Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Карузо (теория эмоционально-интеллектуальных способностей), Д. Гоулман (теория эмоциональной компетентности), Р.Бар-Он (некогнитивная теория эмоционального интеллекта), и др. [108,33,106].

Проблемами эмоциональной сферы личности интересовались и занимались отечественные  ученые – психологи. Среди них — наиболее известные имена  таких психологов, как  Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров и др. [28,55,88,96].

Современные российские психологи вслед за зарубежными учеными тщательно изучают такое явление, как эмоциональный интеллект, видя в нем  перспективу развития человека и человеческого общества [4,34,62,63,74,87,90].

Для  развития эмоционального интеллекта  одним из наиболее эффективных методов может оказаться  групповой психологический тренинг, возможности которого представлены в ряде источников [8,17,23,24,35,41,54,70,73,97,101].

Изучение доступных нам источников, связанных с использованием группового психологического тренинга для  развития личностных качеств и способностей личности,  дает нам  возможность  предполагать, что групповой  психологический тренинг создает оптимальные условия для развития у личности эмоционального интеллекта.

В нашем исследовании мы делаем попытку систематизировать и обобщить знания о понятии эмоциональный  интеллект, моделях эмоционального интеллекта, а также систематизировать представления о групповом психологическом тренинге  как эффективном средстве развития эмоционального интеллекта личности, в частности, у студентов педагогического колледжа, что определило объект, предмет, цель и задачи, гипотезу и методы исследования.

Объект исследования: эмоциональный интеллект студентов педагогического колледжа.

Предмет исследования: групповой психологический тренинг как эффективное средство психологической помощи в развитии эмоционального интеллекта  у студентов педагогического колледжа.

Цель работы: теоретическое и экспериментальное исследование эффективности группового психологического тренинга как средства развития эмоционального интеллекта у студентов педагогического колледжа.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  1. На основе анализа литературы определить сущность понятия «эмоциональный интеллект», выявить особенности его структуры и критерии  для исследования у студентов педагогического колледжа, а также для концептуализации воздействий, направленных на его развитие у студентов с помощью группового психологического тренинга.
  2. Теоретически и методически обосновать метод группового психологического тренинга как эффективного средства в развитии эмоционального интеллекта у студентов педагогического колледжа.
  3. На основе экспериментального исследования показать эффективность группового психологического тренинга как средства развития эмоционального интеллекта у студентов педагогического колледжа.

Гипотеза исследования:

  1. ГПТ является эффективным средством развития эмоционального интеллекта у студентов, обучающихся по педагогическим специальностям в педагогическом колледже.
  2. У студентов, участвующих в ГПТ, процесс развития эмоционального интеллекта происходит более динамично за счет формирования у них умений анализа собственных эмоциональных состояний, коммуникативного и поведенческого взаимодействия, в отличие от студентов, не участвующих в групповом психологическом тренинге.

Методы исследования. Для достижения исследовательской цели и реализации задач экспериментального исследования были использованы:

а) общенаучные методы теоретического анализа (обобщение, абстрагирование, систематизация и др.);

б) специальные психологические методы сбора психологической информации, объединенные в рамках квази-эксперимента:

  1. Методика на определение уровня эмоционального интеллекта Н.Холла.
  2. Авторская методика определения эмоционального интеллекта МЭИ Манойловой М.А.

Для доказательства гипотезы исследования проведен сравнительный анализ изменений уровня развития ЭИ, произошедших в результате воздействия посредством группового психологического тренинга или отсутствия такового, с использованием U-критерия Манна — Уитни, который позволяет определить значимые изменения, которые произошли в исследуемых группах по каждому из выделенных показателей, и Т-критерия Вилкоксона – непараметрического статистического критерия, который используется для проверки различий между двумя выборками парных измерений. Расчеты производились с помощью SPSS 17.0. Значимость изменений фиксировалась в ЭГ (n=15) и КГ (n=15).

База исследования: в исследовании приняли участие студенты  ГБОУ СПО Педагогический колледж №8 «Измайлово» Департамента образования города Москвы. Общее количество испытуемых – 30 человек.

1.1. Подходы к изучению понятия «эмоциональный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии

В зарубежных исследованиях ученых – психологов  начиная с 1990-х годов стало актуальным понятие «эмоциональный интеллект».

Согласно Большому психологическому словарю: «Эмоциональный интеллект (англ. emotional intelligence) – понятие, появившееся в психологии в начале 1990-х гг., когда Петер Саловей и Джон Майер (Salovey, Mayer, 1990) впервые определили его. Эмоциональный интеллект включает способность понимать эмоции у себя и у других, а также эмоционально адаптироваться к изменяющейся окружающей среде и изменяющимся требованиям (Mayer и Salovey, 1997)» [13,с.763].

Определение ЭИ мы находим  также в свободной энциклопедии Википедия. В данном источнике понятие «эмоциона́льный интелле́кт»(англ. Emotional intelligence, EI) представлено как группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно, и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими [http://ru.wikipedia.org/wiki].

История изучения эмоционального интеллекта зарубежными психологами  прошла несколько этапов, которые  хорошо  описаны в зарубежной и отечественной литературе. Информация по истории изучения ЭИ достаточно  полно представлена и  обобщена в  статье И.Н. Андреевой «Об истории развития понятия «эмоциональный интеллекта» [2].  В  выше указанной статье автор опирается на периодизацию Дж. Мейера, который выделяет несколько периодов развития ЭИ:

  1. 1900-1969 г.г – период исследования интеллекта и эмоций достаточно обособлены.
  2. 1970 — 1989 гг. – период, когда в центре внимания ученых- исследователей находилось взаимное влияние когнитивных и эмоциональных процессов.
  • 1990 — 1993 гг. – в данный период ЭИ определен учеными-психологами в качестве предмета психологического исследования.
  1. 1994 — 1997гг. – период активной популяризации понятия ЭИ.
  2. С 1998 г.- по настоящее время — период  исследовательского прояснения сущности феномена эмоционального интеллекта [7,с19].

Самая ранняя работа, предвосхищающая открытие ЭИ, — исследование, проведенное в 1920-е гг. Р. Торндайком, который предложил модель, согласно которой общая основа интеллектуальных действий «растворялась во взаимодействии множества отдельных факторов».

Р. Торндайк впервые выделил такую часть общего интеллекта, как социальный интеллект — «способность понимать других и действовать или вести себя мудро по отношению к окружающим» [цит. по 5].

В работе Д. Гоулмана находим  информацию о том, что Д. Векслер, который впервые заявил о том, что существует диапазон видов мышления, представляющих собой компоненты общего интеллекта, но отличающихся от традиционного IQ, изменил традиционную точку зрения на интеллект.  В 1940 г. в редко цитируемой статье Д. Векслер настаивал на включении неинтеллектуальных аспектов общих способностей в каждое «полное» измерение [33].

Под неинтеллектуальными аспектами Д. Векслер  понимал не только общую работоспособность психики, но и ее аффективно-регулятивные компоненты. По мнению ученого, человек на протяжении более длительного времени удерживается в сфере значимой для него проблемы благодаря  указанным компонентам [33].

Появляется точка зрения Р.В. Липера, который обнаружил, что эмоции вызывают, поддерживают и направляют деятельность человека. Он предположил, что «эмоциональная мысль» вносит свой вклад в «логическую мысль» и мышление в целом [2].

И уже в 1955 г. А.Эллис начинает разрабатывать рационально-эмотивную терапию (Rational Emotive Therapy), представляющую собой  такой подход к психологическому консультированию, который включает в себя обучение клиента исследованию своих эмоций логическим путем, с помощью размышления и анализа своих когниций [105].

Значительное влияние на начальную формулировку идеи рационально-эмотивной терапии оказали представления А. Адлера о том, что все эмоциональные реакции человека непосредственно тесно связаны с его основными идеями, убеждениями, отношениями или принципами и, по сути, вызываются когнитивно, интеллектуально [7].

В 1960-е гг. возникают когнитивистские теории эмоций, из которых самая известная когнитивно-физиологическая. В соответствии с  данной теорией на возникновение эмоций, наряду с воспринимаемыми стимулами и порождаемыми ими физиологическими изменениями в организме, оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им реальной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов [2].

Двухфакторную теорию эмоций связывают с именем американского социального психолога Стенли Шехтера (1962), она гласит, что возникновение чувств можно представить как функцию физиологического возбуждения (количественный компонент эмоции) и «соответствующей» интерпретации этого возбуждения (качественный компонент). Согласно теории «продукты процесса познания используются для интерпретации значения физиологических реакций на внешние события» [http://ru.wikipedia.org/wiki].

Несмотря на тот факт, что уже в 1924 году была напечатана «Двухкомпонентная теория эмоции» Грегори Маранона, а после этого еще до Шехтера были опубликованы подобные модели возникновения эмоций, все-таки  теория Шехтера оказала свое влияние на психологию последующих 20 лет в силу того, что была основана на экспериментальных проектах [http://ru.wikipedia.org/wiki].

При анализе доступной нам литературы по теме нашей работы, мы увидели, что в конце 1970-х — 1980-х гг. отмечается все возрастающий интерес к изучению взаимодействия эмоций и мышления.  На первый план выходит идея о продуктивном взаимодействии эмоциональных и когнитивных процессов и  предположение о существовании «когнитивного кольца», объединяющего настроения и суждения.

Суть его в том, что отрицательные эмоции приводят к негативным мыслям, которые, в свою очередь, усиливают интенсивность эмоциональных переживаний. В то же время положительные эмоции активизируют позитивные мысли. Эмоции рассматриваются как одна из функций разума [5].

Так, в когнитивной концепции Р. Лазаруса основной является идея о познавательной детерминации эмоций. Когнитивное опосредствование рассматривается как необходимое условие для появления эмоций.

Исследуя историю развития понятия «эмоциональный интеллект»  в зарубежной психологии И.Н. Андреева приводит концепцию Р. Лазаруса, в которой  «главными являются два положения:

  • каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого рода познания или оценки;
  • эмоциональный ответ представляет собой определенный синдром, каждый из компонентов которого отражает какой-то важный момент в общей эмоциональной реакции.

Схема возникновения эмоции, по мнению Р.  Лазауруса — автора концепции, выглядит следующим образом: восприятие — первичная оценка — исследовательская активность — (личное значение эмоций в оцениваемой ситуации) — вторичная оценка — тенденция к действию — эмоция как проявление тенденции в переживании, физиологических изменениях и моторных реакциях» [7,с.24].

Впоследствии представления о когнитивной природе эмоций становятся достаточно популярными. В науке параллельно с развитием термина «эмоциональный интеллект» появляется еще один термин «алекситимия». Термин «алекситимия» предложил в 1973 году Питер Сифнеос (Peter Emmanuel Sifneos).

В своей работе [Sifneos P.E. The prevalence of alexithimic characterictics in psychosomatic  patients.// Psychother Psychosom-1973.-№22.-с.255-262], опубликованной еще в 1968 г., он описал наблюдавшиеся им особенности пациентов психосоматической клиники, которые выражались в утилитарном способе мышления, тенденции к использованию действий в конфликтных и стрессовых ситуациях, обедненной фантазиями жизни, сужении аффективного опыта и, особенно, в трудностях подыскать подходящее слово для описания своих чувств [http://ru.wikipedia.org/wiki].

Алекситимия буквально обозначает: «без слов для чувств» (или в близком переводе — «нет слов для названия чувств»). Термин подвергался критике, в том числе за отсутствие релевантности, однако прочно занял свое место в науке [http://ru.wikipedia.org/wiki].

Люди, страдающие алекситимией, не способны понять и разобраться в собственных чувствах и переживаниях, и поэтому, как следствие, им чужды эмоции других людей. Им чуждо сострадание, чуждо сопереживание и чужда жалость. Им не хватает интуиции и воображения. Личность таких людей характеризуется примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и, что особенно существенно, недостаточностью функции рефлексии.

Алекситимия, как явление, связана с низким уровнем способностей личности  к определению  и различению чувств, трудностями в отображении  и описании их окружающим людям.

Введению в психологическую науку понятия ЭИ  способствовали достижения в ряде смежных областей знания: исследования мозга на взаимосвязь когниций и эмоций, исследования искусственного интеллекта (возможности компьютера), невербальной коммуникации, проявление  самих эмоций в мимике и пантомимике личности.

Надо отметить, что в процессе изучения взаимосвязи когнитивного и эмоционального явление «эмоциональный интеллект» выделилось из понятия «социальный интеллект».

Д. Майерс  в своей книге «Интуиция» пишет: «Важнейшей частью социального интеллекта является то, что психологи Питер Сэлловей и Джон Майер называют  эмоциональным интеллектом – способность воспринимать, выражать и понимать эмоции и управлять ими» [64,с.41].

В 1985 г. Р. Бар-Он вводит понятие «коэффициент эмоциональности» и предлагает анкету (EQ-i) для его измерения.

У. Пейн в 1985 г. вводит термин «эмоциональный интеллект», который  был впервые употреблен  им в  диссертации. Он  отмечал следующее: «Факты, значения, истины, взаимосвязи и т.д. [эмоционального интеллекта] — это то, что существует в государстве эмоций.  Таким образом, чувства есть факты. Значения есть прочувствованные значения; истины есть эмоциональные истины; взаимосвязи есть межличностные взаимосвязи. И проблемы, которые мы решаем, — это эмоциональные проблемы, это проблемы, при решении которых мы испытываем чувства» [цит. по 5,с.27].

Дж. Мейер и П. Сэловей   в 1990 году опубликовали первую исследовательскую работу  по ЭИ, которую можно считать началом третьего периода  развития понятия ЭИ,  В данной работе они дали определение термина «эмоциональный интеллект». Авторы данного определения  ЭИ также предложили методику измерения ЭИ (EQ), которая  в настоящее время носит известную аббревиатуру — MSCEIT.

В статье «The intelligence of emotional intelligence» в журнале «Intelligence» авторы привели аргументы в пользу того, что  ЭИ является также  одним из основных видов интеллекта [108].

ЭИ  при этом, по мнению Дж. Мейера и П. Сэловея,   должен быть:

  • операционализирован как умственная способность;
  • соответствовать корреляционному критерию, который служит признаком того, что это унитарная способность, представляющая новый вид проявления отношения к более ранним измерениям интеллекта;
  • возрастать с увеличением возраста, развиваться, подобно другим видам интеллекта, чтобы рассматриваться как стандартный вид интеллекта [108].

В дальнейшем было показано, что ЭИ, действительно, удовлетворяет этим критериям и  операционализирован как умственная способность.

В настоящее время существует ряд методик для  измерения ЭИ, среди которых наиболее высокий уровень надежности демонстрирует MEIS (r=0,96). Данный тест MEIS — более ранняя и более простая версия MSCEIT.

Д. Майерс  в книге «Интуиция» отмечает, что «первые исследования с использованием MEIS и ее обновленной более краткой версией показывают, что эмоциональный интеллект характеризуется устойчивостью, целостностью и возрастной динамикой, т.е. свойствами, присущими истинной форме человеческого интеллекта» [64,с.42].

Дж. Мейером и  П. Сэлловеем  было выявлено, что уровень ЭИ зависит от возраста, увеличиваясь между ранним подростковым возрастом и ранней взрослостью.

Дж. Мейер, П. Сэлловей и Д. Карузо продолжили свои исследования, которые Д. Гоулмен популяризировал и распространил на более широкие области в книге «Эмоциональный интеллект» («Emotional Intelligence») [33].

Эмоциональный интеллект рассматривается Дж. Мейером, П. Сэлловеем и Д. Карузо как «когнитивная способность (capacity) рассуждать об эмоциях и использовать эмоции для улучшения мыслительной деятельности; включает способности (abilities) точно различать эмоции, вызывать эмоции для содействия мышлению, понимать эмоции и эмоциональные знания и осознанно регулировать эмоции, чтобы способствовать эмоциональному и интеллектуальному росту» [109].

Иными словами, ЭИ — это такой  вид интеллекта, который  связанный с обработкой, интерпретацией и использованием эмоциональной информации.

Во время четвертого периода, по мнению Дж. Мейера, наметился необычный поворот событий: термин «эмоциональный интеллект» стал популяризироваться, а сама область исследований расширилась.

Сторонники популистских подходов к эмоциональному интеллекту заявляли, что ЭИ является «ключом» к успеху во многих сферах жизни. Было создано множество методик, предлагаемых для измерения эмоционального интеллекта. Появились психологические агентства, заявляющие своей целью развитие эмоционального интеллекта в сфере бизнеса и в обучении.

В работе Д.Майерса «Интуиция» читаем следующее: «Эмоционально интеллектуальные люди отличаются высокой степенью самоосознания. Они справляются с жизнью, не позволяя своим эмоциям наносить им урон посредством дисфункциональной депрессии, тревожности или гнева… Их способности к эмпатии позволяет им читать эмоции  окружающих и умело реагировать на них — они знают, что сказать другу, у которого горе, как подбодрить коллегу, как уладить конфликт. Они эмоционально мудры и поэтому они зачастую более успешны в карьере, браке и родительских обязанностях, чем те, кто умнее с академической точки зрения, но обладают более низким эмоциональным интеллектом» [64,с.41-42].

В настоящее время в науке существуют «два» ЭИ: « один из них, «популярный» ЭИ, определяется различным образом, быстро приобретается и служит лучшим показателем успеха в жизни, в то время как «другой» ЭИ является научным феноменом», — пишет И.Н. Андреева, ссылаясь на Дж. Мейера [7,с.29].

Излагая  некоторые выше названные подходы к пониманию эмоций как особого типа знания и интеллекта, как совокупности  взаимосвязанных друг с другом умственных способностей,  мы можем увидеть, что понятие «эмоциональный интеллект»  исследователями определяется  по-разному:

  • Дж. Мейер, П. Сэлловей и Д. Карузо: компонент социального интеллекта, который включает способность отслеживать собственные чувства и чувства других людей, различать их и использовать данную информацию для управления мышлением  и действиями, возможность (ability) понимать значения эмоций и их взаимосвязей, рассуждать и решать проблемы на этой основе; включая способности (capacity) к различению и пониманию эмоций, ассимиляции имеющих отношение к эмоциям чувств, понимание эмоциональной информации и управления эмоциями [109];
  • Д. Гоулман: совокупность факторов, которые позволяют личности чувствовать, мотивировать себя, регулировать настроение, контролировать импульсивные проявления, удерживаться от фрустрации и, таким образом, добиваться успеха в повседневной жизни; иной способ проявить свой интеллект [33];
  • Р. Бар-Он: совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность эффективно справляться с требованиями и воздействием (давлением) окружающей среды, успешно адаптироваться в среде [106].

Таким образом, исходя из выше изложенного, мы видим, что определение понятия «эмоциональный интеллект»  имеет свою историю развития, разные взгляды ученых на данное понятие, которое определяется  психологами-исследователями по- разному, но в одном  они совпадают: они указали  составляющие части данного явления, к которым отнесли способность распознавать свои и чужие эмоции, способность или возможность управлять ими, регулировать эмоции, что приведет к более эффективной адаптации в межличностном взаимодействии людей.

Понятие «эмоциональный интеллект» в трудах отечественных психологов.   Рассматривая историю отечественной  психологии и развитие в ней указанного выше понятия «эмоциональный интеллект» в доступной нам литературе,  можно сказать, что в отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта не является новой. Эта идея нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского[28], С.Л. Рубинштейна[87], А.Н. Леонтьева[56], О.К. Тихомирова[95],  и др.

Очень мудреное предложение!!!! В российской психологической науке понятие ЭИ было впервые использовано Г.Г. Гарсковой [29].  Г.Г. Гарскова  еще в 1999 году  писала, ссылаясь на Д.Гоулмана, что понятие «эмоциональный интеллект» было введено в научный обиход, Майером и П. Сэловеем (Mayer, Salovey, 1990) и получило широкое распространение в англоязычной литературе благодаря работам американского психолога Д. Гоуэлмана, который писал, что «для введения этого понятия было использовано два основания: неоднородность понятия «интеллект» и совершение интеллектуальных операций с эмоциями» [33,с.25].

Проблема активного современного  изучения эмоционального интеллекта отечественными психологами приобрела подлинный научный интерес в нашей стране и в странах  СНГ после признания и распространения научной  информации  о данном понятии  в зарубежной психологии.

Так, начиная с  2002 года по настоящее время в Российской Федерации  и  странах СНГ были защищено достаточно много  диссертации по указанной проблеме, созданы методики его измерения, разработаны программы  развития ЭИ.

Среди достаточно известных  авторов публикаций по теме  диссертаций  по проблеме развития эмоционального интеллекта можно назвать таких психологов, как И.Н Андреева (г. Полоцк), Т.П.Березовская (Беларусь г. Минск), Л.Н. Вахрушева (г. Москва), С.П. Деревянко (Украина г. Чернигов), И.А. Егоров (г. Москва), К.С. Кузнецова (г. Москва), Д.В. Люсин (г. Москва), Л.С. Майковская (г. Москва), И.Н. Мещерякова (г. Воронеж), М.А. Манойлова (г. Псков), А.А. Панкратова (г. Москва), А.С. Петровская (г. Ярославль), Е.А. Чиркина (Удмуртия г. Ижевск) [5,8,21,34,40,54,61,65,68,69,73,77,101 и др].

Выпущены в свет тысячи книг и статей, многие уважаемые консалтинговые компании проводят тренинги по развитию эмоционального интеллекта.  Так,  сейчас в Интернете,  по сведениям сайта EQToday,  можно найти свыше 786 000  веб-страниц,  посвященных этому феномену.

В истории развития данного вопроса в отечественной психологии можно сослаться мнение Л.С. Выготского о том, что у людей эмоции изолируются от царства инстинктов и переносятся в совершенно новую сферу — сферу психологического [28], послужило основанием для выводов о том, что подавляющее большинство эмоций человека интеллектуально опосредовано. Между эмоциональными и интеллектуальными процессами мышления существует закономерная связь, и  развитие эмоций идет в единстве с развитием мышления, а также, что эмоции участвуют в регуляции мышления и его мотивации (мотивационная и эмоциональная регуляция мышления). Следовательно, эмоция — одна из составляющих мышления.

Весьма убедительно звучит следующее заключение Л.С. Выготского: «Кто  оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления, потому что детерминистский анализ мышления предполагает вскрытие движущих мотивов мысли, потребностей и интересов, побуждений и тенденций, которые направляют движение мысли в ту или иную сторону» [28,с.314].

Л.С. Выготский назвал интеллектуальный момент, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, «смысловым переживанием» [28,с.327]. В настоящее время этот термин представляется близким понятию «эмоциональный интеллект».

Идея Л.С. Выготского о взаимосвязи эмоциональных  и когнитивных процессов получила развитие в трудах  известного отечественного психолога А.Н. Леонтьева.

А.Н. Леонтьев писал о необходимости различать сознаваемое объективное значение и его значение для субъекта (личностный смысл). Смысл создает пристрастность человеческого сознания. «То, что мы называем переживаниями, суть явления, возникающие на поверхности системы сознания, в форме которых сознание выступает для субъекта в своей непосредственности» [56,с.40]. А.Н. Леонтьев показал в своих работах, что мышление имеет эмоциональную (аффективную) регуляцию.

Сходной позиции придерживался и С.Л. Рубинштейн: «Эмоциональность, или аффективность, — это всегда лишь одна, специфическая сторона процессов, которыми в действительности являются вместе с тем познавательными процессами, отражающими — пусть специфическим образом — действительность. Эмоциональные процессы, таким образом, никак не могут противопоставляться процессам познавательным как внешние, друг друга исключающие противоположности. Сами эмоции человека представляют собой единство эмоционального и интеллектуального, так же как познавательные процессы обычно образуют единство интеллектуального и эмоционального» [87,с.141].

Любая эмоция рассматривается  С.Л. Рубинштейном  как «единство переживания и познания» [87.с.153].

Вместе с тем, и интеллектуальный процесс, по мнению С.Л. Рубинштейна, невозможен без участия эмоций: «…Суждение, которое является основным актом или формой, в которой совершается мыслительный процесс <…>, редко представляет собой только интеллектуальный акт. Суждение обычно в большей или меньшей степени насыщено эмоциональностью» [87,с.331].

В отличие от Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейн не просто позиционирует себя сторонником идеи единства «аффекта и интеллекта», он во многом предвосхищает идею ЭИ, заявляя: «В действительности нужно говорить не просто о единстве эмоций и интеллекта в жизни личности, но о единстве эмоционального, или аффективного, и интеллектуального внутри самих эмоций, так же как внутри самого интеллекта» [87,с.153]. В данном случае, речь идет об эмоциональной регуляции мышления.

В отечественной психологии аналогом термина «эмоциональный интеллект» можно считать понятие «эмоционального мышления», изучением которого занимался О.К. Тихомиров [95].

Описывая специфику эмоционального мышления, О.К. Тихомиров отмечал то, что эмоциональные состояния включены в процесс решения задач. По мнению ученого, с мыслительной деятельностью связаны все эмоциональные явления — аффекты, эмоции, чувства. Взаимосвязь эмоций с процессом мышления проявляется, как полагал О.К. Тихомиров, в том, что  все эмоциональные состояния выполняют в мышлении различного рода регулирующие, эвристические функции [95].

Кроме этого, указанная  выше связь проявляется во включенности эмоциональной активации в процесс поиска принципа решения и эмоциональном предвосхищении решения задачи. Исследования О.К. Тихомирова доказывают наличие эмоциональной регуляции мыслительной деятельности и тот факт, что эмоциональная активизация является необходимым условием продуктивной деятельности интеллекта[95].

О.К. Тихомиров обратил внимание на то, что во многих зарубежных работах, несмотря на общепризнанную актуальность, проблема эмоциональных компонентов мышления  практически не затрагивается [95].

В последнее время в отечественной психологии достаточно много исследований посвящено проблеме изучения эмоциональности и психологической проницательности.

И.Н. Андреева пишет: «Как определенную предпосылку исследования эмоционального интеллекта можно рассматривать предложенное О.П. Санниковой, Е.А.Киселевой, а также российскими учеными А.А. Борисовой, В.Г. Зазыкиным изучение психологической проницательности как многоуровневого структурного образования, связанного с устойчивыми признаками эмоциональности в структуре личности» [7,с.32].

Взаимодействие аффективных и когнитивных процессов находилось и в сфере внимания А.В. Брушлинского. По его мнению, эмоции могут способствовать мышлению или препятствовать ему. Взаимодействие между эмоциональными и когнитивными процессами, как полагал ученый, правильнее назвать взаимопроникновением. Каждый образ, представление, понятие имеют свой эмоциональный потенциал. И особенно велика роль эмоциональных явлений в оценках различного рода, которые являются  одними из важнейших компонентов мыслительной деятельности [16].

Обобщая  даже небольшой материал по  обозначенному вопросу исследования, мы приходим к выводу, что понятие «эмоциональный интеллект» не является новым для советской и постсоветской психологии. Это явление было давно замечено исследователями, но имело иные обозначения: «смысловое переживание», «обобщение переживаний», «интеллектуализация аффекта», «эмоциональное мышление», «эмоциональное воображение».

А.В. Брушлинский считал принципиально важным то, что обнаружить взаимоотношения между эмоциями и когнициями можно только в том случае, если  разработан и принят понятийный аппарат, который позволяет выявить единицы, не принадлежащие ни только мышлению, ни исключительно эмоциям. Такие отношения могут быть вычленены и описаны внутри психической деятельности с помощью «интерпроцессуальных» понятий [16], каким по сути  и является ЭИ.

По мнению Г.Г. Гарсковой (1999), анализ эмпирических теорий в области психотерапии и психокоррекции показывает, что введение термина «эмоциональный интеллект» увеличивает их объясняющую силу. Историко-научное обоснование его введения, продолжает Г.Г. Гарсковая, заключается в доказательстве того, что понятие эмоционального интеллекта скрыто, имплицитно присутствует в ряде общепризнанных теорий, оказавших влияние на психологическую науку [29].

И.Н. Андреева, один из современных ведущих специалистов по проблеме ЭИ, приводит определения понятия ЭИ российскими  психологами [6]. В ее работах по ЭИ [2;3;6;7] встречаем  различные определения эмоционального интеллекта современных психологов — исследователей.

Приведем ниже некоторые из них:

  • Е.П. Ильин: Эмоционально-интеллектуальная деятельность;
  • Д.В. Люсин: Способность к пониманию своих и чужих эмоций и  к управлению ими;
  • М.А. Манойлова: Совокупность эмоциональных, коммуникативных, регуляторных личностных свойств, обеспечивающих осознание, принятие и регуляцию состояний и чувств других людей и себя самого, опосредующих уровень продуктивности, успешность межличностных взаимодействий и личностное развитие человека [7,с.43-44].  

Кроме того, из доступных нам источников мы нашли еще несколько формулировок понятия ЭИ. Приводим их ниже:

  • И.Н. Мещерякова: Эмоциональный интеллект  личности является сложным интегративным образованием, включающим в свою структуру когнитивный, поведенческий и собственно эмоциональный компоненты, обеспечивающие осознание, понимание и регуляцию собственных эмоций и эмоций окружающих и влияющие на успешность межличностных взаимодействий и личностное развитие [69];
  • К.С. Кузнецова: Эмоциональный интеллект – взаимосвязанная совокупность когнитивных, рефлексивных, поведенческих, коммуникативных способностей,  имеющих внутриличностную и межличностную направленность. Он выражается во внутреннем позитивном настрое, эмпатийном отношении к окружающим,  идентификации,  контроле и рефлексии эмоциональных состояний и поступков,  использовании эмоциональной информации в общении с окружающими,  выборе способов достижения цели,  и оценивается по когнитивному,  рефлексивному,  поведенческому,  коммуникативному критериям в соответствии с элементарным,  достаточным, оптимальным уровнями его сформированности  [54].
  • И.Н. Андреева: Эмоциональный интеллект — системное проявление интеллектуальных способностей к анализу, обработке и использованию эмоциональной информации [7].

Таким образом, в результате изучения различных  точек зрения  зарубежных и отечественных психологов на определение понятия «эмоциональный интеллект», мы можем констатировать, что большинство из них склонны считать эмоциональный интеллект совокупностью определенных личностных способностей, которые у личности можно развивать.

1.2. Современные модели эмоционального интеллекта в исследованиях зарубежных и российских психологов

В процессе   оформления  термина «эмоциональный интеллект» появляются различные модели данного явления, отражающие структуру  этого понятия. Для того чтобы определиться с критериями экспериментального нашего исследования, рассмотрим наиболее популярные современные модели ЭИ  зарубежных и российских ученых-психологов.

Модели эмоционального интеллекта в зарубежной психологии. В литературе описан ряд теорий ЭИ, объясняющих, почему одни люди умеют лучше управлять эмоциями, чем другие.

Теории ЭИ принято делить на смешанные модели и модели способностей. Представители первого направления утверждают, что управление эмоциональным состоянием происходит за счет определенного комплекса  когнитивных способностей и личностных способностей черт.

Представители второго направления относят к ЭИ когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации.

Базовых моделей ЭИ всего три: две смешанные модели (Д. Гоулмана и Р. Бар-Она) и одна модель способностей (Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо).

Смешанные модели ЭИ включают когнитивные, личностные и мотивационные черты, благодаря чему они оказываются тесно связанными с адаптацией к реальной жизни и процессами совладания. Эти модели предполагают измерение эмоционального интеллекта с помощью опросников, основанных на самоотчете, подобных традиционным личностным опросникам.

Модели способностей  ЭИ определяют эмоциональный интеллект как набор способностей, измеряемых с помощью тестов, состоящих из заданий, имеющих правильные и ошибочные ответы.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Приведем пример  несколько общеизвестных  на сегодня моделей ЭИ.

П. Сэловей и его соавтор Дж. Мэйер, работая над данной проблемой, определили  в 1999 году ЭИ как способность, которая помогает отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать  человеком эту информацию для направления мышления и действий [109].

ЭИ, по мнению авторов, состоял в то время из способностей трех типов. Каждый тип способностей состоял из ряда компонентов (Рис.1).  Приведем компоненты ЭИ в модели вышеназванных авторов.

  1. Способность к идентификации и выражению эмоций.

Содержит два компонента.

  1. Свои эмоции, которые, в свою очередь, состоят из:

— вербального субкомпонента,

— невербального субкомпонента.

  1. Чужие эмоции, которые состоят из:

— невербальных субкомпонентов восприятия,

— эмпатии.

  1. Регуляция эмоций.

Cодержит два компонента:

  1. Регуляция своих эмоций
  2. Регуляция чужих эмоций.

III. Использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности. Содержит 4 компонента:

— гибкое планирование,

— творческое мышление,

— перенаправленное внимание,

— мотивация.

Спустя некоторое время, П. Сэловей, Дж. Мэйер и Д. Карузо доработали модель ЭИ. В публикациях авторов с 1997 года предлагается усовершенствованный вариант модели ЭИ- четырех факторная модель ЭИ.

Доработанный вариант 4-факторной  модели ЭИ  указанных выше ученых-психологов основывается на представлениях о том, что эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами, связи могут быть актуальными, а также воспоминаниями или воображениями. Изменение связей с людьми и предметами является причиной изменения эмоций, которые будет переживать человек по этому поводу.

В итоге рассмотрения данной модели мы видим, что  эмоциональный интеллект понимается П. Сэловеем, Дж. Мэйером и Д. Карузо как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.

Далее приведем расшифровку структурных компонентов, данных П.Сэловеем, Дж. Мэйером и Д. Карузо, в предложенной четырехкомпонентной, иерархичной модели ЭИ:

  1. Восприятие, идентификация эмоций, их выражение.

Данный компонент представляет собой способность воспринимать, определять эмоции, замечать факт наличия эмоции. Кроме того, адекватное, точное выражение эмоций, а также способность дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций.

  1. Фасилитация мышления.

Способность вызвать определенную эмоцию, контролировать ее. Эмоции способны влиять на важную информацию. Разные эмоциональные состояния оставляют свои отпечатки при решении конкретных проблем, задач.

  1. Понимание эмоций.

Способность понимать эмоции, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины возникновения той или иной эмоции, анализ эмоций, способность классифицировать эмоции, интерпретировать их значения.

  1. Управление эмоциями.

Эта способность связана с контролем за эмоциями. Это рефлексивная регуляция эмоций через осознание эмоций. Способность переживать позитивные и негативные эмоции. Умение снижать интенсивность отрицательных эмоций. Способность вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от целей. Важно отметить, что каждый компонент касается как собственных эмоций, так и эмоций других людей [109].

Модель ЭИ американских психологов  Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо представляют собой модель способностей, поскольку авторы трактуют ЭИ как когнитивную способность.

Проанализировав доступную нам литературу, мы увидели, что в 1990-е годы наряду с моделью способностей появились  и смешанные модели ЭИ, определяющие ЭИ как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик.

Приверженцы этой теории – американский психолог Д. Гоулмен и израильский психолог Р. Бар-Он.

Согласно теории Д. Гоулмена, ЭИ объясняется как способность личности истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей [33].

Д. Гоулмен основал свою концепцию на первоначальных представлениях Дж. Сэловея и П. Мэйера, добавив к  определенным ими компонентам ЭИ такие личностные характеристики, как энтузиазм, настойчивость и социальные навыки.

Структура ЭИ Д. Гоулмена имела свою  иерархичность и включала пять составляющих:

  1. Идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием.
  2. Управление эмоциональным состоянием – контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными.
  3. Способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха.
  4. Способность идентифицировать эмоции других людей, быть чувствительным к ним и управлять эмоциями других.
  5. Способность вступать в удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их.

В дальнейшем Д. Гоулмен доработал структуру ЭИ. В настоящее время структура эмоционального интеллекта Д. Гоулмена включает в себя четыре компонента (Рис.3):

— самосознание;

— самоконтроль;

— социальное понимание;

— управление взаимоотношениями.

Применительно к различным категориям людей эта структура может быть различной.

Например, для лидеров Д. Гоулмен определяет важными такие составляющие ЭИ: личностные навыки (самосознание, самоконтроль) и социальные навыки (социальная чуткость, управление отношениями). [30].

Смешанная модель эмоционального интеллекта Д. Гоулмена позволяет более четко сопоставлять конкретные способности с теми механизмами головного мозга, которые ими управляют. Навыки эмоционального интеллекта у человека не являются  врожденными. Лучшими руководителями всегда будут эмоционально интеллектуальные лидеры, умеющие вызвать у людей искренний отклик.

Составляющие эмоционального интеллекта в модели Д. Гоулмена и связанные с ними навыки (личностные навыки и социальные навыки), по мнению психолога, могут активно развиваться. Перечислим и опишем навыки, связанные с ЭИ, в модели Д.Гоулмена.

Личностные навыки – эти способности определяют, как мы управляем собой.

Самосознание:

  • Эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и осознание их воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений;
  • Точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей;
  • Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одаренности.

Самоконтроль:

  • Обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции;
  • Открытость: проявление честности и прямоты; надежность;
  • Адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление препятствий;
  • Воля к победе: настойчивое желание улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества;
  • Инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности;
  • Оптимизм – умение позитивно смотреть на вещи.

Социальные навыки – эти способности определяют, как мы управляем нашими отношениями с людьми.

Социальная чуткость:

  • Сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам;
  • Деловая осведомленность: понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне;
  • Предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчиненных, клиентов, покупателей.

Управление отношениями:

  • Воодушевление: умение вести за собой, рисуя картину захватывающего будущего;
  • Влияние: владение рядом тактик убеждения;
  • Помощь в самосовершенствовании: поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений;
  • Содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести за собой работников в новом направлении;
  • Урегулирование конфликтов: разрешение разногласий;
  • Укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание сети социальных связей;
  • Командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды.

Другим примером смешанной модели ЭИ является концепция израильского психолога Р.Бар-Она. Автор предлагает следующее определение ЭИ: «ЭИ – это множество некогнитивных способностей и навыков, влияющих на способность успешно справляться с требованиями и давлением окружения» [цит. по 7,с.57].

Р. Бар-Он стал одним из известных ученых, занимающихся исследованием феномена эмоционального интеллекта.  С его подачи в 80-е годы XX столетия было введено понятие коэффициента эмоционального развития EI и разработана модель, состоящая из 15 компетенций (способностей, навыков), которые можно сгруппировать в пять общих по тематике сфер.

Исследования с применением этой модели были проведены с почти 42 тысячами человек из 36 стран мира, благодаря чему был создан обширный банк данных, доказывающих неопровержимую связь между уровнем эмоционального интеллекта и успешностью, как в личной, так и в профессиональной сфере.

Р. Бар-Он  в своей модели выделил пять компонентов ЭИ, каждый из которых состоит из нескольких субкомпонентов.

Приведем описание составляющих модели ЭИ Р.Бар-Она ниже.

1.Внутриличностная сфера:

Эмоциональный самоанализ – способность понимать свои чувства и причины своих поступков, а также влияние, которое они оказывают на окружающих. Не обладая в должной мере этой способностью, человек, по сути, становится марионеткой в руках заинтересованных людей, обстоятельств и собственных эмоций.

Ассертивность – способность личности выражать и защищать свои чувства, взгляды и мысли конструктивно. Это даёт возможность общаться с людьми ясно, конкретно и недвусмысленно, при этом учитывая интересы и реакции собеседника.

Независимость – способность личности самостоятельно принимать решения и быть эмоционально независимым от других. Это умение человека ставить перед собой цели, находить пути их достижения, самостоятельно мотивировать и направлять себя.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Самооценка, самоуважение – способность личности  уважать и принимать свои сильные и слабые стороны. Самоуважение позволяет человеку чувствовать себя уверенным в любых ситуациях, т.к. есть позволение делать ошибки и быть самим собой. Это то, что называется адекватной самооценкой.

Самоактуализация – это способность личности ставить перед собой личные цели и реализовывать свой потенциал. Обладая высоким уровнем самоактуализации, человек любит свою работу и по-настоящему отдается своему делу, чем бы он ни занимался.

  1. Сфера межличностных отношений:

Эмпатия – способность  личности видеть мир глазами другого человека. Это не сочувствие, не любезность и не такая же точка зрения – это способ дать понять другому человеку, что его мнение и чувства имеют право на существование. При таком поведении любой конфликт может перейти в форму сотрудничества.

Социальная ответственность – способность личности  проявлять желание и готовность к сотрудничеству на благо команды, организации или общества в целом, которая не приносит человеку прямой выгоды.

Межличностные отношения – способность личности устанавливать и поддерживать полезное и приятное общение с другими людьми. Даже если ваша работа напрямую не связана с построением эффективных взаимоотношений, это единственная вещь, которая поможет вам выделиться среди коллег на фоне более или менее одинаковой профессиональной компетентности.

  1. Сфера адаптивности:

Умение решать проблемы – способность личности выявлять и разрешать проблемы личного и межличностного характера в семье и на работе.  Сегодня  в деловом мире высоко ценится способность сотрудников не сообщать о проблеме, а выносить на обсуждение уже ряд готовых решений.

Оценка действительности – способность личности видеть вещи такими, какими они есть на самом деле, а не такими, какими вы хотели бы их видеть или какими вы их представляете. Другими словами, умение составлять максимально объективное мнение о текущей ситуации.

Гибкость – способность личности  адаптироваться и приспосабливать мышление, поведение и чувства к новой информации. Гибкие люди легко справляются с многочисленными требованиями, меняющимися приоритетами и быстрыми переменами. Наличие гибкости предполагает ориентацию на достижение результата.

  1. Сфера управления стрессом:

Толерантность к стрессу – способность личности  эффективно противостоять неблагоприятным событиям и конструктивно справляться с ними. Человек, не справляющийся со стрессом, становится неспособным здраво оценивать действительность, принимать и адекватно реализовывать свои решения.

Контроль импульсивности – способность  личности сдерживать либо откладывать импульс, искушение или порыв к действию. Здесь важно научиться видеть разницу между бессознательной реакцией и сознательным выбором, отдавая себе отчет в возможных последствиях и эффектах.

  1. Сфера общего настроения:

Удовлетворенность жизнью – способность личности быть в гармонии с самим собой, другими людьми и жизнью в целом. Счастливым людям сопутствует успех, как на работе, так и вне ее, поскольку они приятны в общении и обладают адекватной оценкой реальности, которая необходима для преодоления всевозможных препятствий.

Оптимизм – способность сохранять позитивный настрой и видеть светлые стороны жизни. Оптимисты опираются на знание и понимание своих умений, умение активно решать проблемы и способность вспоминать свой прошлый успешный опыт.

Обобщая  все вышеназванные определения ЭИ, можно сказать, что  на сегодня в современной зарубежной психологической науке нет единого определения ЭИ. Тем не менее, мы видим, что на  данном этапе развития  психологической науки существует несколько  уже общепринятых моделей эмоционального интеллекта: Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо – модель способностей, и  Д. Гоулмена и Р. Бар-Она – смешанные модели [109,33,106].

Модели ЭИ в современной российской психологической науке и определение современными российскими учеными-психологами понятия  «эмоциональный интеллект». В настоящее время в Российской Федерации разработан целый ряд моделей эмоционального интеллекта на основе зарубежных моделей ЭИ [109,33, 106] и ведется  достаточно много исследований влияния ЭИ на успешность в отдельных видах деятельности личности [34,40,54,65,66,67,69,97 и др.].

Подробно обсуждаются структура и методы изучения эмоционального интеллекта  (Д.В. Люсин, 2000;  Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, 2003;  М.А. Манойлова, 2004; О.И. Власова, 2005;  Т.П.  Березовская, 2006;   И.Н.  Андреева, 2004;  В.Д.Шадриков, 2010; и др.). Российскими учеными–психологами нового поколения создаются свои модели эмоционального интеллекта, идет работа над уточнением понятия ЭИ.

Следовательно,  предлагаемые  в российской и постсоветской психологии модели эмоционального интеллекта в своей основе представляют собой модель способностей. Данные модели имеют  вариации в связи с  тем, что  учеными исследовались разные аспекты эмоционального интеллекта в различных условиях его проявления.

Рассмотрим наиболее популярные и известные модели ЭИ российских психологов Д.В. Люсина и М.А. Манойловой.

Модель  ЭИ Д.В. Люсина.  Д.В. Люсин,  изучив существующие зарубежные концепции ЭИ и модели, предлагает собственную модель ЭИ, в которой  ЭИ  представляется автору как способность личности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [61].

Так как и способность к пониманию эмоций и способность к управлению эмоциями может быть направлена на собственные эмоции и эмоции других людей, по мнению Д.В. Люсина, можно говорить о внутриличностном и межличностном эмоциональном интеллекте, которые хотя и предполагают актуализацию разных когнитивных процессов, но должны быть  тесно взаимосвязаны [62].

Д.В. Люсин полагает, что эмоциональный интеллект можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу. С одной стороны, этот конструкт связан с когнитивными способностями, а с другой стороны – с личностными характеристиками. Однако, если эмоциональный интеллект это не интеллектуальная способность (он только связан с когнитивными способностями) и не совокупность личностных характеристик, тогда что же это такое? К какой группе психологических явлений его можно отнести, где его место в структуре личности?  Действительно, сам автор отмечает, что его модель эмоционального интеллекта носит предварительный характер и нуждается в эмпирическом обосновании и уточнении [62].

ЭИ — это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием определенных факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности. [62]

Предлагаемая модель ЭИ Д.В. Люсина  принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности ЭИ. Не представляется также возможным отождествить эту модель с трактовкой ЭИ как черты личности [60].

Для измерения предложенной модели ЭИ могут использоваться задачи, характерные для интеллектуальных тестов, и опросники. Для измерения внутриличностного ЭИ больше подходят опросники, поскольку сомнительно, что внутренний рефлексивный опыт человека можно оценить с помощью задач, имеющих правильные и неправильные ответы.

При измерении межличностного ЭИ использование задач более уместно, хотя при этом возникают сложные методические вопросы, связанные с определением правильных и неправильных ответов [60].  Д.В. Люсин создал авторскую методику измерения ЭИ – Опросник  ЭмИн (Д.В. Люсин) [60].

Авторская  модель ЭИ и методика диагностики  эмоционального интеллекта – МЭИ  М.А. Манойловой. С точки зрения  М.А. Манойловой, эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого. В структуре эмоционального интеллекта существует два аспекта: внутриличностный и межличностный, или социальный (иными словами, способность управлять собой и способность управлять отношениями с людьми). [67]

Так как ЭИ – это интегративное понятие: эмоция, интеллект и воля. Исходя из этого автор дает понятия основных элементов ЭИ.

Эмоция – психические процессы и состояния, связанные с инстинктами, потребностями, мотивами, которые отражают в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Интеллект – общая способность к пониманию, познанию и решению проблем, определяющая успешность деятельности.

Воля – способность действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия, т.е. свои желания и стремления.

М.А.Манойлова делает вывод, что воля в ЭИ – средство подчинения эмоционального интеллектуальному. Воля объединяет эмоции и интеллект в концепции эмоционального интеллекта.

Исходя из вышеназванных определений понятий,  автор дает определение ЭИ как регуляцию внутренней и внешней психической деятельности человека.

ЭИ, по мнению М.А. Манойловой, включает способность эмоционального понимания, познания своих состояний и партнеров по общению; управление своими действиями в направлении сознательно поставленной цели, регулируя  внутренние состояния (желания, потребности).  Также ЭИ связан с переживанием значимости действующих на партнеров по общению явлений и ситуаций. ЭИ — субъективная характеристика личности [67].

Цель ЭИ – трансформация и прогрессивное развитие эмоциональной сферы субъекта.

Средства ЭИ:

1.Внутренний аспект – эмоциональный потенциал личности (накапливается с опытом);

2.Внешний аспект — операции реализации «технической» стороны (развивается в тренинге, акмеупражнениях).

Процесс  развития ЭИ —  осознание своего внутреннего состояния и партнера по общению, отражение внешнего эмоционального состояния другого человека.

Результат развития  ЭИ – психические новообразования личности [67].

Исходя из новизны понятия и связанной с этим сложностью диагностики эмоционального интеллекта, ввиду отсутствия разработанных и принятых отечественных методик, М.А Манойловой была поставлена цель — разработать авторскую методику  и адаптировать ее на русскоязычной выборке. Методика разрабатывалась на основе разработанной модели эмоционального интеллекта — МЭИ[68].

Ниже  нами дана модель ЭИ М.А. Манойловой, приведенная в соответствие с задачами нашего исследования.

Приведем  ниже описание компонентов модели ЭИ М.А. Манойловой, содержащихся  во внутриличностном и межличностном аспектах.

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ включает в себя осознание своих чувств и эмоций,   и управление своими чувствами и эмоциями:

  1. Осознание своих чувств и эмоций: интуиция, оптимизм, активность, гибкость, эмоциональная грамотность, рефлексия, перцепция, самооценка, притязания, сочувствие, самонаблюдение;
  2. Управление своими чувствами и эмоциями: наблюдательность, открытость новому опыту, заинтересованность, способность к развитию, позитивное мышление, эмпатийное слушание, ответственность, терпимость, самоконтроль, мотивация достижения;

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ содержит в себе осознание  чувств и эмоций других людей и управление чувствами и эмоциями других людей:

  1. Осознание чувств и эмоций других людей:

адекватная оценка других, прогнозирование поведения других людей, открытость  во взаимодействии, высокая оценка эмоционального общения, позитивное решение конфликтов, содействие, идентификация, симпатия;

  1. Управление чувствами и эмоциями других людей: сотрудничество, коммуникабельность, эмпатия, развитие интересов партнеров, уважение чужого мнения, умение работать в команде, ассертивность, лидерство, объективность, доверие, суггестия, антиципация.

Модель К.С. Кузнецовой. К.С.Кузнецова в диссертационном исследовании по теме «Педагогическое сопровождение младших школьников  в процессе формирования эмоционального интеллекта». Дает следующее определение ЭИ: эмоциональный интеллект –  взаимосвязанная совокупность когнитивных,  рефлексивных,  поведенческих,  коммуникативных способностей,  имеющих внутриличностную и межличностную направленность[54].

ЭИ, согласно К.С.Кузнецовой, выражается во внутреннем позитивном настрое, эмпатийном отношении к окружающим,  идентификации,  контроле и рефлексии эмоциональных состояний и поступков,  использовании эмоциональной информации в общении с окружающими,  выборе способов достижения цели  и оценивается по когнитивному,  рефлексивному,  поведенческому,  коммуникативному критериям в соответствии с элементарным,  достаточным, оптимальным уровнями его сформированности.

Кузнецова К.С.  приводит модель ЭИ, которая соединяет в понятии  «эмоциональный интеллект» когнитивные, рефлексивные, поведенческие и коммуникативные способности, имеющие внутриличностную и межличностную направленность[54].

Автором диссертации приводится следующая таблица составляющих ЭИ (см. таблицу 1).

Таблица 1 Модель ЭИ  (автор  К.С.Кузнецова)

Компоненты  ЭИ

 

Направленность ЭИ
Внутриличностная

 

Межличностная
Когнитивный

 

Идентификация собственных эмоциональных состояний Идентификация эмоциональных состояний других людей
Рефлексивный

 

Рефлексия своих поступков и причин возникновения эмоциональных состояний Анализ мотивов поступков других людей
Поведенческий

 

Контроль своего эмоционального состояния; выбор способов достижения цели Настойчивость; использование полученной информации в общении с окружающими
Коммуникативный

 

Внутренний позитивный настрой Эмпатия; коммуникабельность

Кроме вышесказанного, автор диссертации приводит уровни сформированности эмоционального интеллекта младших школьников – элементарный, достаточный, оптимальный. К.С. Кузнецова дает описание данных уровней, что помогает эффективнее формировать ЭИ личности в процессе обучения. Тем не менее, компоненты, включенные К.С. Кузнецовой в характеристику ЭИ, в большей степени являются свойствами личности в целом, чем отражают специфику ЭИ. Исследование К.С. Кузнецовой интересно с точки зрения развития ЭИ в процессе образования учащихся.

Выводы по главе 1

  1. Эмоциональный интеллект является составной частью общего интеллекта личности, но на сегодня не существует единого мнения ученых-исследователей в психологической науке на данное явление.
  2. Существуют различные модели эмоционального интеллекта в зарубежных и отечественных психологических школах: модель способностей и смешанные модели.
  3. В результате изучения теоретических источников мы согласились с точкой зрения на понятие ЭИ Дж.Мейера, П.Сэлловея, Д.Карузо, приняв его как базовое определение в зарубежной психологии (модель способностей): Эмоциональный интеллект — способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Также мы  принимаем модель ЭИ российского психолога М.А. Манойловой в ее общем виде. И нам близка и точка зрения К.С. Кузнецовой, так как ее модель  и уровни сформированности ЭИ, определенные ею в процессе образования личности, наглядно показывают процесс формирования и развития эмоционального интеллекта  у обучающихся.

Приведенная в тексте нашей  работы модель К.С. Кузнецовой позволяет выстроить программу развития ЭИ в образовательном процессе у студентов педагогического колледжа.

  1. Эмоциональный интеллект как совокупность способностей можно и нужно развивать у обучающихся в процессе образования. Результатом развития ЭИ будут психические новообразования личности, проявляющиеся в межличностном и внутриличностном аспектах жизнедеятельности индивида.
  2. Знание сущности и содержания «эмоциональный интеллект», а также особенностей проявления его у личности поможет спланировать целенаправленную работу по формированию его у студентов – будущих учителей начальной школы в качестве профессиональной компетенции.
  3. За критерии исследования ЭИ в эксперименте мы можем взять ряд параметров межличностного и внутриличностного взаимодействия личности, обозначенные в модели М.А. Манойловой, которые, на наш взгляд, очень важны  в профессиональной деятельности учителя начальных классов и являются профессиональной компетенцией. Эти параметры имеют следующие парциальные показатели: осознание своих чувств и эмоций, управление своими чувствами и эмоциями, осознание чувств и эмоций других людей, управление своими чувствами и эмоциями.

Страница:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!