Заявка на расчет
Меню Услуги

Малые формы фольклора как средство развития. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребёнка на русский лад». [23, c. 26]

Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова, отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям.

Выделение и осознание смысловых связей слов и словосочетаний о труде можно сформировать у старших дошкольников, соблюдая следующие условия:

  • системное приобщение детей к пониманию, усвоению и употреблению пословиц и поговорок;
  • ознакомление с семантическими компонентами пословиц и поговорок на основе приобретенного детьми опыта смыслового анализа слов и словосочетаний;
  • введение в речь детей пословиц и поговорок на основе развития семантической стороны слова.

На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать мотивационные установки:

— игровые: «Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы»;

— общественные: «Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей»;

— подготовки к школе: «Кто лучше запомнит образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе»;

— соревновательные: «Кто больше назовет пословиц о труде? «;

— личные: «Назовите поговорки, которые вам нравятся», «Подберите пословицу, которая вас учит трудиться».

Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки поведения, лаконично и в доступной форме учат быть трудолюбивыми, ответственными, уважать труд людей.

Примеры работы над пословицами и поговорками про труд и трудолюбие.

Обсуждение с детьми пословиц:

– О каком человеке говорят: «Кто много лежит, у того и бок болит», «Крутится, как белка в колесе», «Под лежачий камень вода не течет»? ;

– В какой ситуации мы говорим: «Птицу узнают в полете, а человека в работе», «Работе время, а потехе час», «Кто спешит, тот людей смешит»? ;

– О каком правиле поведения напоминают нам такие пословицы: «Тише едешь, дальше будешь», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Лень к добру не приводит»? ;

– О какой черте человека говорится в таких пословицах: «Делали наспех и сделали на смех», «Без терпенья нет уменья», «От самого начала думай, какой будет конец», «Своевременная помощь, – как дождь в засуху?»;

– От чего предостерегают такие пословицы: «За все браться – ничего не сделать», «Думай с вечеру, что делать поутру», «С кем поведёшься, того и набёрешься», «Глаза страшатся, да руки делают»?

Составление правил к поговорке «Не учи безделью, а учи рукоделью». Например, дети могут предложить:

— Не бездельничай.

— Учи и учись сам.

— Не бездельничай с другими.

— Помогай своим друзьям.

— Учи младших по возрасту.

Составление словосочетания или предложения к пословице

«Капля мала, а по капле море»

— маленькая капля;

— большое море;

— много капель;

— одна капля в море;

— море из капель.

Игра «Подбери слово».

Кончил дело – гуляй …

Кто… тот людей смешит.

Меньше слов, да больше…

Без печи холодно, без хлеба…

Не будет хлеба, не будет и…

Ответы: Дела, спешит, смело, голодно, обеда.

Подбор пословиц к сказкам

Воспитатель читает дошкольникам пословицу и побуждает вспомнить сказки, басни, рассказы, к которым её можно отнести.

Щеголял смолоду, а под старость умирает с голоду – басня Крылова «Стрекоза и муравей»

Труд человека кормит, а лень портит – сказка «Морозко»

Крой да песни пой – сказка «Храбрый портняжка»

Не за свое дело не берись, а за своим не ленись – рассказ Носова «Мишкина каша»

Цыплят по осени считают – рассказ Носова «Огородники»

Хорошо делай – хорошо и будет – сказка «Кобылья голова».

Выбор правильной пословицы

«Спор медвежат». Воспитатель рассказывает детям, что однажды друзья начали спорить: «Какая пословица лучше? »

Маленькое безделье, лучше большого дела.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Большое безделье лучше маленького безделья.

Маленькое безделье лучше большого безделья.

Взрослый предлагает детям разрешить спор друзей (объясняя свой выбор).

Выбор подходящей пословицы

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ «Для чего человек работает».

Трое работников строили дом. К ним подошёл старый мужчина и спросил: «Что вы делаете?». Один работник ответил: «Камни складываю», второй ответил: «Деньги зарабатываю», третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня».

К которому из работников подходит пословица «Без труда человек не познает счастья», обосновывая свои ответы.

Инсценировка пословиц.

Предлагается детям показать мимикой, жестами то, как они понимают пословицы:

Меньше слов, да больше дела.

Много спать – дело не знать.

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

Пчелка маленькая, а и та работает.

Выбор лучшей пословицы

Какая пословица лучше подходит к басне Крылова «Стрекоза и муравей»? »

Щеголял смолоду, а под старость умирает с голоду

Белые руки чужие труды любят.

Кто много лежит, у того и бок болит.

Кто не работает, тот не ест.

Ленивому всегда праздник.

Составление ситуации, которая подтвердила бы пословицы.

Воспитатель предлагает детям составить ситуацию, соответствующую пословицам

«Лето собирает, а зима поедает»,

«Поспешишь – людей насмешишь» и т. п.

Так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение. Например, перед ребенком поставлена задача, выразить огорчение («Проворонила ворона вороненка»), удивление («На горе Арарат растет крупный виноград»), просьбу, нежность или ласку («Наша Маша меленька, на ней шубка аленька»).

Мирилки в речи дошкольников обогащают словарь новыми глаголами, воспитывают интерес и любовь к родному слову.

Не дерись, не дерись,

Ну-ка быстро помирись!

Пальчик за пальчик

Крепко возьмем

Раньше дрались,

А теперь ни по чем.

Мирись, мирись,

И больше не дерись.

А если будешь драться,

Я буду кусаться.

А кусаться нам нельзя,

Потому что мы друзья.

Мирись, мирись,

И больше не дерись.

А если будешь драться,

Я буду кусаться.

Мама придет,

Нам обоим попадет.

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребёнка будет звучать естественно и выразительно.

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью.

Например, игра – забава «Ладушки-хлопушки», где взрослый задаёт вопросы, а ребёнок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр-забав, считает Т. Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребёнка к письму.

Итак, по словам А.П. Усовой с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Поэтому дошкольные учреждения в системе работы по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста уделяют особое внимание формам малого фольклора.

 

Выводы по первой главе

 

Для дошкольника важна не отнесенность слова к определенной категории, а его применение в конкретной жизненной ситуации. Необходимо учить использовать в речи обобщающие существительные (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные), группировать знакомые предметы и классифицировать их (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя). Знакомить детей с трудом взрослых, с их трудовыми действиями и орудиями труда и т.п. Овладевая словарным составом языка, ребенок усваивает и его грамматический строй.

Мы можем констатировать, что используя различные жанры фольклора в доступной форме, мы знакомим детей с окружающей вводим их во взрослую жизнь, развиваем детское общение, обогащаем словарь образными выражениями и поэтическими строками, способствуем выработке дикции и интонационной выразительности, положительно влияем на эмоциональное состояние и настроение детей.

Доказано, что использование фольклора в образовательном-воспитательном процессе является необходимой составляющей современного национального воспитания. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Общеизвестно и то, что чем больше ребенок знает разножанровых фольклорных текстов, тем лучше у него развита речь. Пословицы, поговорки, колыбельные, потешки, загадки, считалки, мирилки обогащают словарь новыми понятиями, воспитывают интерес и любовь к родному слову.

Стоит помнить, что организуя работу с детьми по ознакомлению с различными жанрами фольклора необходимо руководствоваться основными положениями, учитывая то, что фольклорный материал для детей должен быть доступ.

 

2. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА

2.1. Анализ сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста

 

Практическое исследование проводилось в старшей группе МДОУ «Огонек» п. Новая Игирма.

С целью выяснения состояния словаря детей старшего дошкольного возраста было проведено практическое исследование в МДОУ «Огонек».

Работа проводилась в три этапа.

Цель 1 этапа – выявить уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста. В работе использовались методы: занятия, дидактические игры, специальные задания.

Для проведения исследований были взяты 8 детей: 4 мальчика и 4 девочки.

В исследовании пользовались критериями, рекомендованными В.В. Гербовой:

  1. Подбор слов со сходным значением.
  2. Употребление синонимов, антонимов.
  3. Умение подбирать существительные к прилагательному.
  4. Употребление слова в точном соответствии со смыслом.
  5. Подбор слов с противоположным значением.

Из беседы с воспитателем, мы выяснили, что они работают по программе «От рождения до школы», много времени уделяют становлению речи и используют в своей работе такие методы, как дидактические игры, экскурсии, наблюдения, занятия познавательного цикла.

Воспитатели дали характеристику детям исследуемой подгруппы: малообщительные, положительные эмоции, у всех восьмерых детей плохо развит словарный запас.

Мы наблюдали за тем, как родители разговаривают с детьми во — время приема в утренний отрезок времени и сбора детей. В речи некоторых родителей присутствуют авторитарные ноты; во время одевания торопят детей, не выслушивают их рассказы, впечатления о прошедшем дне. В дальнейшем мы обратили внимание на то, что дети действительно замкнутые и молчаливые, они трудно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми.

Мы наблюдали и за детьми, как они разговаривают друг с другом и заметили, что дети часто выражают свои мысли, просьбы одним словом или используют жесты.

Мы сделали вывод, что работу необходимо начинать.

Задавали подгруппе детей следующие вопросы, с целью выявить уровень речевого развития старших дошкольников:

  1. Ты знаешь много слов, назови любые слова.
  2. Сейчас мы с вами поиграем в слова. Я вам скажу свое слово. А вы мне свое:

— игла, звонок, молния;

— легкий, острый, глубокий;

— идти, ползать, бежать.

  1. Объясни, почему ты к слову «игла» подобрал слово «острая».
  2. Подберите слова, противоположные по смыслу:

— длинный, светлый, спрашивать;

— громко, много, легко.

  1. Закончите предложения, когда я остановлюсь. «Гуляли зверята в лесу. Вдруг ежик закричал, потому что… он остановился. Чтобы… Зверята стали думать, как … Когда наступил вечер…?

Дети затруднялись ответить, большинство детей не могли подобрать противоположные слова по смыслу. Затруднялись закончить предложения.

Мы провели игру «Что мы видим вокруг?»

Цель: выявить представления детей о названии предметов.

— Назови предметы, которые мы видим вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого (за столом сидят, занимаются, едят; на стуле сидят);

— Если перед вами будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем?

— Что означает слово «мяч», «кукла», «ручка»?

— У меня в руке ручка. Что ею делают. У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (их держат руками). Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет? (ею пишут). А что означает слово «ручка» (показываем всем на дверную ручку)? (ею открывают и закрывают дверь);

— Можете ли вы назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушайте стихотворение Ирины Токмаловой «Плим».

Ложка – это ложка, а я придумал слово.

Ложкой суп едят. Сложное слово – плим.

Кошка – это кошка. Я повторяю снова.

У кошки семь котят. Плим, плим, плим.

Тряпка – это тряпка. Вот прыгает и скачет.

Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим.

Шапка – это шапка. И ничего не значит.

Оделся и пошел. Плим, плим, плим.

— Придумайте и вы такие слова, которые ничего на значат (трам-татам, ту-туру).

Не все дети справились с этим заданием. Неоднократно подсказывали детям правильные ответы.

По результатам проведенной игры выяснилось, что не все дети умеют отвечать на вопросы, выполнять предложенные действия, проявлять положительные эмоции, не у всех развит словарный запас.

Была составлена таблица в соответствии с уровнями.

Определили уровень:

Высокий уровень. Ребенок умеет подбирать к существительным прилагательное. Слова со сходным значением, с противоположным значением. Употребление слов в точном соответствии со смыслом. Употребление синонимов, антонимов.

Средний уровень. Ребенок умеет подбирать к существительным прилагательное, слова со сходным значением, не умеет подбирать слова с противоположным значением. Не употребляет синонимы, антонимы. Употребляет слова в точном соответствии со смыслом, но с помощью воспитателя.

Низкий уровень. Ребенок не умеет подбирать к существительным прилагательное, слова со сходным значением, с противоположным значением. Не употребляет синонимы, антонимы. Не употребляет слова в точном соответствии со смыслом.

Для обследовании уровня развития словаря дошкольников предлагались различные задания и по их результатам видно, что из 8 дошкольников только у одного дошкольника высокий уровень развития словаря. У 6 человек — средний уровень развития словаря, а у 1 ребенка — низкий уровень развития словаря. Отметим, что трудности по определению значения слова возникли практически у всех детей. Лучше всего дети старшей группы справились с заданиями по подбору антонимов.

Далее, была разработана анкета для родителей. Можно использовать анонимное анкетирование родителей. Грамотно составленные вопросы в анкете помогут понять проблему, спланировать будущую работу с детьми, а значит положительно повлиять на развитие детей в дальнейшем.

Бланк с анкетой для родителей на тему «Развитие словаря детей старшей группы дошкольного возраста» представлен в (Приложении 1). Важно учесть варианты ответов для родителей («Да», «Не всегда», «Нет» и «Дополнения»).

Ответы родителей и результаты практической работы с детьми учитывались в разработке дальнейших мероприятий для развития словаря детей старшей группы МДОУ «Огонек» п. Новая Игирма.

 

2.2. Организация работы по формированию словаря детей с использованием малых форм фольклора

 

Цель данного этапа исследования – использовать малые формы фольклора формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.

Мы проводили разные формы работы с детьми, но в каждом задании предусматривали разные виды фольклора.

Был составлен перспективный план, включающий разнообразные виды игр, занятия, в которых включали фольклор (Приложение 3).

В процессе работы с детьми мы стремились к созданию такой атмосферы, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно, которая стимулировала общение дошкольников, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.

Знакомство ребенка с народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов ребенок легче проснётся, даст себя умыть («Водичка, водичка»), накормить («Травка – муравка»). Не всегда приятные для дошкольника моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.

Например, во время подъема мы использовали такие прибаутки, которые поднимали настроение детям, и они с охотой переходили в активную деятельность. Слова прибаутки запоминались легко и быстро, и уже после 2-ух дневного использования дети применяли ее для того, чтобы разбудить своих товарищей.

В работе в старшей группе эффективно использовали сказки перед дневным сном. Дети внимательно слушают сказки, быстро засыпают.

Отмечено, что после рассказа сказок перед дневным сном, во второй половине дня дети были более спокойными, внимательными к просьбам.

Положительное влияние на развитие словаря с помощью фольклора большую роль играют попевки, потешки, пословицы и поговорки во время выполнения культурно-гигиенических процедур, одевание, прием пищи.

Одевание – сложный режимный процесс, дети после сна долго одеваются. И вот для того, чтобы дети быстрее одевались и запоминали слова, которые не известны в такой старой сокращенной форме, объяснили их значение:

Наша Маша маленькая,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глазки синие,

Зубки белые.

Во время умывания, для того чтобы привлечь детей к водным процедурам и активизировать детский словарь, использовали потешку.

Помогала потешка и во время приема пищи. Чтобы вызвать у детей желание есть, мы читали следующие потешки:

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась.

Зайка за капустку,

Мышки за корки,

Детки за молоко.

И дети ели с аппетитом, запоминали потешки и помогали их читать.

На занятии по развитию речи использовали очень много разнообразного фольклора, загадки на закрепление знаний о звуках «з», «с» и др. разнообразные прибаутки, потешки для придания интереса к занятию. Также веселые физкультминутки применялись и на других занятиях, что помогало лучшему запоминанию неизвестных слов.

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево-вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

На занятии по музыке использовали разнообразные песенки-запевки, которые поднимали детям настроение и включали их в дальнейшую работу на занятии. Малоизвестные слова объясняли детям. Сначала задавали вопросы детям. Как вы понимаете значение этих слов? Где их можно применить? (см. Приложение «Конспект музыкального занятия»).

В играх дети с интересом пользуются потешками, например, в игре «Дом», «Дочки-матери». Также для распределения ролей в разных играх используют любимую всеми детьми считалку «Катится яблочко».

В игре «Тень тень, потетень, выше города плетень» встречаются слова, которые не знакомы детям. Ребята сами с большим интересом стремились узнать их значение. На вопросы: «А что такое виловой?» речевка читалась вновь, после чего дети начинали понимать значение этого слова (капуста какая?). Виловая.

Очень популярна стала игра под названием «Перстни», которую можно проводить в группе. В ней также присутствует речевка, а дети в спокойной обстановке ее проговаривают. Водящий говорит слова:

Я по лавочке иду,

Золот перстень хороню

В матушкин теремок

Под батюшкин замок.

Вам не отгадать, не отгадать!

Мне вам не сказать, не сказать!

Сидящие отвечают:

Мы давно уже гадали,

Мы давно перстень искали –

Все за крепкими замками,

За дубовыми дверями.

Мы рассмотрели основные приемы работы со скороговорками. Прочитали ребёнку скороговорку и попросили его рассказать, о чём она. Ребёнок отвечал на вопросы по её содержанию.

Предложили ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово либо на слог). Ребёнок проговаривал скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую. Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.

Мы попросили детей проговаривать скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом дети хлопали и говорили сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.

Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.

Вот некоторые очень простые и интересные, на наш взгляд, скороговорки. Попробуйте их на язык – они очень забавные и вкусные!

Мышка сушек насушила

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Зубки сразу же сломали.

Расскажите про покупки!

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

Попугай сказал попугаю:

— Хочешь, я тебя попугаю?

Попугай сказал попугаю:

— Попугай, попугай, попугай!

На дворе трава,

На траве дрова.

Не руби дрова

На траве двора.

Мы провели развлечения под названием: «Фольклор я люблю», «Бабушка-загадушка», «В гостях у бабушки-загадушки». На первом развлечении «Фольклор я люблю» знакомили детей с самим понятие «фольклор», выявили, какие жанры фольклора известны детям, какие запомнили на протяжении всей проведенной с ними работы и были заучены новые.

На втором развлечении загадывали загадки, которые были незнакомы детям, и предлагали выучить их дома, для закрепления в памяти малоизвестных слов. После чего на третьем заключительном развлечении загадывали загадки друг другу по очереди, что не только способствовало развитию мышления, но и понимали значения слов, раскрывая из понятия в самой загадке; например, о явлениях природы:

Зимой на земле лежало,

Весной в реку побежало. (Снег)

Летит орлица

По синему небу.

Крылья распластала,

Солнышко застилала. (Туча)

Летит огневая стрела.

Никто ее не поймает:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица. (Молния)

Поднялись врата,

Всему миру красота. (Радуга),

На прогулках играли в подвижные игры, такие как «Сечки», «Плетень», «Гуси и волк», «Заинька». Во всех этих играх есть своеобразные проречевки, которые дети проговаривали и запоминали и уже через несколько дней после игры сами весело и дружно проговаривали речевки к ним. Например, в игре «Заинька» есть повторы, с помощью которых детьми с легкостью запоминается текст речевки.

Таким образом, устное народное творчество оказывает благоприятное влияние на развитие словаря детей 5-6 лет, но фольклорные формы должны быть отобраны адекватно возрасту детей и использованы не только на специальных занятиях по развитию словаря, но и в повседневной жизни.

Опыт работы подсказал, что любимые развлечения дошкольников старшей группы следует время от времени повторять. Дети проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками.

 

2.3. Результат работы

 

В конце практики был проведен последний этап, целью которого было посмотреть, как повлияли малые формы фольклора на сформирование словаря детей старшего дошкольного возраста.

После проведения системы мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования малых форм фольклора было проведено повторное исследование уровня развития словаря детей в старшей группе.

Мы проводили диагностику по критериям, предложенным В.В. Гербовой.

Мы использовали игры, задачи которых направлены на выявление сформированности словаря старших дошкольников, а также разнообразные задания:

  1. Подберите к словам: «большой», «сильный», «высокий», «идти», «класть», «мало», «быстрый», «бледный», «тепло» противоположные слова по смыслу.
  2. У меня один красный шар, а у тебя много чего? (красных шаров). На поляне растет одна белая береза, а в роще много (белых берез). У меня одно зеленое яблоко, а у тебя много… зеленых яблок.
  3. Подбор к предмету действия (глаголов).

– Ветер что делает?

– Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, освежает, тучи гоняет.

Вставьте пропущенные слова.

На пороге сидела и жалобно мяукала… (кто?)

Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно… (что делала?)

Кошка поймала в саду… (кого?)

Шерсть у кошки… (какая?), когти… (какие?)

Кошка лежала с котятами… (где?)

Котята играли мячиком… (как?)

Составьте предложения с несколькими данными словами: «собака», «старик», «испугаться».

Ответ: Собака залаяла, старик испугался. Старик замахнулся палкой, собака испугалась и убежала.

Дети активно отвечали на вопросы, подбирали правильно глаголы, противоположные слова по смыслу, составляли предложения.

Затем мы провели дидактическую игру «У кого кто?»

Цель: соотнести название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Дети рассматривали картинки животных с детенышами.

— Назовите животных и их детенышей (курица – цыпленок, кошка – котенок, собака – щенок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, утка – утенок).

— Придумайте действия с животными и их детенышами.

— Курица и цыпленок клюют зерна, кошка с котенком пьют молоко, собака с щенком грызут кость, лошадь с жеребенком щиплют траву, корова с теленком жуют сено, утка и утенок крякают.

— Подберите определения к названиям детенышей животных: скажите, какая курица, кошка, собака, корова, утка, лошадь? Какой цыпленок, котенок, щенок, жеребенок, утенок?

В этой игре дети активно участвовали. Описывали животных, называли детенышей животных, их действия.

По этим результатам выяснилось, что уровень сформированности словаря детей повысился, но не, намного. Дети стали употреблять синонимы и антонимы, подбирают существительные к прилагательному, слова с противоположным значением. Но затрудняются в употреблении слов со сходным значением и в употреблении слов в соответствии со смыслом.

Таким образом, включение разнообразного фольклора в занятие во время проведения режимных моментов, в играх имеют большое значение в активизации словаря детей старшего дошкольного возраста. Дети стали употреблять в своей речи слова из фольклора, тем самым, обогащая свой словарный запас.

 

Выводы по второй главе

 

Выявлено, что детский фольклор стимулирует творческие проявления дошкольника старшей группы, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь дошкольника старшей группы становится более интенсивной и содержательной.

Для установления добрых и доверительных взаимоотношений, эмоционального контакта с детьми использовали в повседневной жизни дошкольника детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры-песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Таким образом, овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги, нужно напомнить, что развитие словаря у дошкольников происходит особенно быстро. Как правило, дошкольник к 6-и годам почти усваивает свой родной язык.

Детство – это тот благоприятный период, когда возможно приобщение детей к истокам национальной культуры. Поэтому проблема развития словаря детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Фольклор – это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой, «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности». Его влияние на развитие речи дошкольников неоспоримо. Таким образом, с помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.

В дошкольных учреждениях при ознакомлении детей с малыми фольклорными формами не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. На занятиях они используются редко, и все сводится к простому заучиванию тех же пословиц и поговорок. А ведь этот народный жанр очень важен для развития речи детей. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь. У детей развивается умение творчески использовать слово. С помощью пословиц и поговорок дети учатся четкому и звонкому произношению. Пословицы и поговорки являются богатейшим материалом для звуковой культуры речи.

Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим дошкольника к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение. Поэтому возникает потребность в разработке методики развития словаря детей средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольников старшей группы.

С возрастом все большую роль в общем и специально-речевом развитии дошкольника играют слушание, чтение, беседы, споры, рассуждения – специфические формы речевой деятельности человека. В таких формах общения ребенок осваивает речь как средство воздействия на других и на самого себя, как средство самопознания и саморегуляции.

При написании дипломной работы были изучена и проанализирована психолого-педагогическая и специальная литература. Выявили сущность понятий «малые формы фольклора» и «развитие словаря». Так же определили условия, благоприятствующие развитию словаря детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.

Опытно-практическая часть дипломной работы показывает, что одним из эффективных средств формирования словаря у дошкольников являются устное народное творчество.

Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы дошкольника старшей группы, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство в целом, а малые формы фольклора, в частности.

Таким образом, развитие словаря дошкольников тесно связано с использованием на занятиях малых жанров фольклора, так как в развитии речи дошкольников и их духовного мира сказки оказывают яркое эмоциональное воздействие и формирует у дошкольников правильную речь, в том числе. Из всех видов искусств фольклор наиболее доступен для дошкольного возраста.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 400 с.
  2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] / В. П. Аникин. – М.: Вече,2013. – 139 с.
  3. Акимова М.К. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / Под редакцией М. К. Акимовой — СПб.: Питер, 2005. — 304 с.
  4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Педагогика, 2009. – 212с.
  5. Бородич А. М. Методика развития речи у дошкольников / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 2006. – С. 49.
  6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – М.: -Пб. – Питер, 2012. – 298с.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Педагогика, 2013. -115с.
  8. Выготский Л.С. Психология развития человека. -М.: Изд-во [Эксмо], 2005.- с. 1136
  9. Гальперин П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец С. Н. Карпов. – М.: Изд – во МГУ, 2008.– 176 с.
  10. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада / В. В. Гербова. – М.: Просвещение, 2009. – С. 40.
  11. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. – Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.
  12. Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи дошкольников 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2012, №2.
  13. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2010. – 132 с.
  14. Звегинцев А. В. Язык и лингвистическая теория-М.: эдиториал УРСС, 2001-248 с.
  15. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
  16. Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С. И. Карпова. – СПб.: Речь, 2007. – С. 86.
  17. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи дошкольников. – М.: Педагогика, 1974. – 256с.
  18. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М., 2013.
  19. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов/ Под ред. М. Сохина. — М.: Просвещение, 1976.
  20. Николаенка В.М., Андрюшина Т.В., Психология и педагогик / Учебное пособие. –М.: ИНФРА; Новосебирск, 2000.-175с
  21. Павлова И. Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 212-215.
  22. Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольников. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
  23. Ушинский К.Д. Основы теории преподавания-М.: 1980. С-256
  24. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. – N 11. – с. 8-12.
  25. Филичева Т.Б. Речь как явление физиологическое, социальное, психолого-педагогическое / Т. Б. Филичева // Логопедия. – 2008. – №3. – С. 5-9.
  26. Формирование речи. http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/11/30/moy-pedagogicheskiy-opyt-raboty-rol-skazki-v-razvitii-rechi
  27. Образовательный портал: инновации и образование, сборник материалов конференции (http://vtk.interro.ru/book/13/70/3.htm).
  28. Образовательный портал: учебное пособие, лекции (http://www.5ka.ru/105/1812/1.html).
  29. Образовательный портал: семинары, лекции (http://speech-dev.boom.ru/c_zak.html).
  30. Мурзакова, О.Г. Педагогические основы преодоления трудностей общения у дошкольников возраста 5-6 лет средствами взаимосвязи игровой деятельности и развития речи http://www.dslib.net/doshkoln-obrazovanie/pedagogic
  31. А.М.Леушина. http://pedlib.ru/Books/2/0278/2_0278-3.shtml
  32. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. http://fusionpiter.ru/articles/elkonin
  33. К. Маркс и Ф. Энгельс Институт Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС. — М.: 2-е 1961 – 217 с.

Страницы:   1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф