Страницы: 1 2
ПЛАН
Введение———————————————————————————-
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы проблемы познания окружающего мира младшими дошкольниками средствами игры——-
1.1. Познание окружающего мира младшими дошкольниками как психолого-педагогическая проблема—————————————-
1.2. Понятие и сущность игры. Классификация игр—————————
1.3. Роль игры в познании окружающего мира младшими дошкольниками-
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по созданию педагогических условий познания окружающего мира младшими дошкольниками средствами игры.——————————————————————————————
2.1. Выявление уровня развития познавательной активности и представлений об окружающем мире у младших дошкольников ————-
2.2. Организация работы по созданию педагогических условий познания окружающего мира у младших дошкольников посредством игры—
2.3. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы——————
ЗАКЛЮЧЕНИЕ—————————————————————————
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ —————————————————————
ПРИЛОЖЕНИЯ —————————————————————————
Введение
Процесс познавательного развития, приобретения знаний об окружающем мире непосредственно связан с тем, что знания и опыт не только приобретаются, но и увеличиваются, модифицируются, трансформируются в морально – нравственные императивы. При этом чувственная, эмоциональная сторона представляет собой итог воспитания, поскольку у личности в его процессе закладываются правильные представления об отношениях природы и социума. В настоящее время, перед педагогической наукой и практикой определяются новые задачи, отличившиеся обновлением знаний, методик, форм организации деятельности, а также требованиям к ним.
Данные требования регламентируются действующим в нашей стране Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), определяющего значительный потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка.
Анализ научной и методической литературы позволяет установить, что в современной дошкольной образовательно-воспитательной деятельности приобретает проблема умственного воспитания дошкольников, ядром, которого устанавливается ознакомление дошкольника с окружающим миром в ходе познавательного развития. В п. 2.6. ФГОС ДО отмечено, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы., представляющие определенные направления развития и образования детей: а) социально-коммуникативное развитие; б) познавательное развитие; в) речевое развитие; г) художественно-эстетическое развитие; д) физическое развитие.
Достижение перечисленных задач развития и образования детей представляется достижимым через применение различных способов и методов обучения и воспитания дошкольников.
Актуальность темы обусловлена тем, что в современном мире уделяется большое внимание изучению и развитию игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. Неизменно игра занимает особое место в жизни ребенка и является основным видом его деятельности. Отдельные психические процессы и функции ребенка дошкольного возраста нуждаются в эффективном развитии, чему способствует игровая деятельность. Игровая деятельность активно используется педагогами и психологами с целью воспитания и обучения дошкольников различным средствам и способам общения, разнообразным видам деятельности. Именно игра способствует формированию тех сторон психики, которые напрямую влияют на то, какая успеваемость у ребенка будет в учебе, в будущем на работе, как он сможет строить отношения с другими людьми. С помощью игры происходят значительные преобразования интеллектуальной сферы, которая является основой полноценного развития личности. Таким образом, игра – путь ребенка к познанию окружающего мира.
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. В формировании разностороннего развития личности ребенка играм отводится важнейшее место. Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Игра – это творчество, труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно. В ходе всего дошкольного детства наряду с игровой активностью большое значение имеет познавательная активность в развитии личности ребенка, в процессах социализации, которая понимается не только как процесс усвоения навыков, знаний, но и как поиск под руководством взрослых или самостоятельно приобретенных знаний.
Проблема исследования: Какие педагогические условия игры как метода познания окружающего мира младшими дошкольниками являются эффективными.
Объект исследования: процесс познания окружающего мира младшими дошкольниками.
Предмет исследования: педагогические условия реализации игры как метода познания окружающего мира младшими дошкольниками.
Цель исследования: выявить педагогические условия игры как метода взаимодействия с младшими дошкольниками и проверить их эффективность.
Гипотеза исследования:
Процесс развития познавательной активности и представлений об окружающем мире у младших дошкольников будет проходить более эффективно, если:
1. Систематически в режимных моментах проводить игры, направленные на развитие познавательной активности и представлений об окружающем мире у младших дошкольников.
2. Реализовать мероприятия для родителей, посвященные проблеме познания окружающего мира младшими дошкольниками посредством игры.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть детскую игру как педагогический прием воспитания юной личности.
2. Охарактеризовать особенности организации дидактических игр у младших дошкольников.
3. Выявить педагогические условия познания окружающего мира младшими дошкольниками посредством игры.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по созданию педагогических условий познания окружающего мира младшими дошкольниками посредством игры.
Методы исследования: изучение методической, учебной и психолого-педагогической литературы по теме исследования, опытно-экспериментальная работа.
Теоретической основой исследования послужили труды современных исследователей, таких как: Алексеева Е. Е., Белкина В. Н., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В., Хухлаева О. В. и др.
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации материала по изучению особенностей познания окружающего мира младшими дошкольниками посредством игры.
Практическая значимость работы состоит в возможности применении материала работы в практической деятельности воспитателей.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы проблемы познания окружающего мира младшими дошкольниками средствами игры
1.1. Познание окружающего мира младшими дошкольниками как психолого-педагогическая проблема
Ведущей деятельностью младшего дошкольника в процессе познания окружающего мира выступает познавательная, которая способствует стимуляции ребёнка на основе познавательного интереса.
Как указывали известные педагоги В.Н. Колюцкий и И.Ю. Кулагина, познавательной деятельностью выступает сознательная деятельность ребёнка, которая направлена на познание окружающего мира, при этом ей помогают такие психические процессы, как память, восприятие, внимание, мышление и речь. Их развитие у младших дошкольников можно охарактеризовать так: из действий, которые совершаются непреднамеренно в процессе практической и игровой деятельности, они становятся независимыми видами психической деятельности, в которых есть цель, способы выполнения и мотив. Таким образом, познавательные процессы- это и есть особенности познавательной деятельности.
Познавательные процессы – это психические явления, обеспечивающие, непосредственно в своей совокупности, познание окружающего мира, т.е. восприятие информации, её переработку, хранение и использование.
Для успешной активизации процесса познания окружающего мира дошкольниками необходимо в процессе их воспитания и обучения в детском саду создавать условия для активизации их познавательной деятельности, а также постоянно совершенствовать систему усвоения базовых знаний, умений и навыков, при этом необходимо соблюдать условия активизации познавательной деятельности, а именно, это:
атмосфера доброжелательности и сотрудничества в группе дошкольников;
ситуация «успеха» для каждого воспитанника;
включение каждого ребёнка в коллективную деятельность;
использование нестандартных заданий при изучении нового или при повторении уже пройденного материала;
обязательный учёт индивидуальных особенностей каждого воспитанника;
формирование у воспитанников только положительного отношения и положительных эмоций;
максимальная опора на активную мыслительную деятельность дошкольника.
При этом важна роль воспитателя, который не только может, но и должен соблюдать следующие правила:
учитывать в своей работе интересы воспитанников и одновременно формировать мотивы активизации познания ими окружающего мира;
включать своих воспитанников в решение проблемных ситуаций;
использовать дидактические игры, дискуссии, и другие различные методы в своей работе.
Познание окружающего мира дошкольниками возможно только развивая познавательную активность ребёнка. Под познавательной активностью понимают разновидность социальной активности, проявляющейся по отношению к процессу познания. Формируется в учебной деятельности и самообразовании и обусловливает интенсивность и характер протекания учения, результат научения [5].
В словаре Вишняковой С.М «познавательная активность» — это качество деятельности, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты» [9].
Активизация познавательной деятельности – это совокупность мер, предпринимаемых с целью ее интенсификации и повышения эффективности [8].
Безусловно процесс познания окружающего мира является не только важным в развитии детей, но и сложным этапом.
Структура, функции, методы и приёмы познания окружающего мира, а также процесс активизации, уровни познавательной активности и самостоятельности дошкольников представлены в работах Н.Н Поспелова И.Я Лернера, Г.Д Кирилловой.
Педагогическая деятельность постоянно подтверждает то, что процесс познания окружающего мира протекает более успешно, если воспитанники проявляют познавательную активность на занятиях. Об этом сказано в научной работе Ю. К. Бабанского, он писал: «Познавательная активность в педагогической теории рассматривается как принцип активности и самостоятельности детей в их развитии. А средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия познавательная активность» [4].
В.Н. Мясищев характеризовал познавательную активность, как активное познавательное отношение человека к окружающему миру. Поэтому, познавательную активность расценивают как естественное стремление детей к познанию, так как это характерно для человека с первых дней его существования
Далее, естественное стремление к познанию окружающего мира формируется в учебно-воспитательном процессе под присмотром воспитателя и правильной организации всей деятельности ребёнка.
Проводя анализ научных работ, посвящённых данной проблеме можно сказать, что познавательную активность можно рассматривать, и как личностное интегральное качество, выражающееся в стремлении к самообразованию, и как интегративное качество личности, которое порождает потребность в познании, и предлагает устойчивый интерес к поиску новых знаний, и как черту личности, способную проявлять инициативность и самостоятельность. В педагогике активность определяют, как качество личности, проявляющееся в деятельности.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, Н.С. Агишева делает вывод: «К признакам, характеризующим познавательную активность ребёнка в процессе познания окружающего мира можно отнести высокую ответственность, положительную мотивационную готовность к получению новых знаний, сформированность умственной самостоятельности» [1].
Г.И. Щукина определяет «познавательную активность», как качество личности ребёнка, которое включает в себя стремление к познанию и показывает интеллектуальный отклик на этот процесс. В качество личности «познавательная активность» перерастает, когда у ребёнка появляется стремление к познанию. Самым действенным мотивом в деятельности ребёнка выступает познавательный интерес. [2].
Исследуя особенности процесса познания ребёнком окружающего мира Т.И. Шамова отмечает: «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ребёнка, а рассматриваем её как качество деятельности ребёнка, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий в достижении познания мира» [3].
Следовательно, познавательная активность может определять заинтересованность дошкольников в познании окружающего мира и необходимости применять различные способы к получению новых знаний.
Раскрывая понятие «познавательная активность» было обнаружено то, что мнения ученых расходятся в его понимании. Так, некоторые утверждают, что активность это и есть деятельность, другие понимают под активностью результат деятельности, но большинство сходятся на том, что активность- это более обширное понятие, чем деятельность.
В настоящее время до сих пор остаётся актуальной проблема развития познавательной сферы младших дошкольников в процессе познания окружающего мира. Этот процесс характеризуют следующие умения, которым дети должны научиться уже в младшем школьном возрасте, а именно:
искать – это значит уметь находить нужную информацию в разнообразных источниках (спрашивать друзей, родственников, и т.д., спрашивать совета у воспитателей;
думать–это значит устанавливать взаимосвязи между настоящим и прошлым, критически оценивать то или иное предложение, анализировать свой личный опыт, уметь противостоять трудностям, высказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
планировать свои действия–это значит в процессе своей деятельности определять последовательность действий, осмысливать каждый шаг, а также рассчитывать свои силы и способности;
сотрудничать–это значит уметь взаимодействовать в группе, выслушивать точку зрения других детей, а также уметь выдвигать и отстаивать свою;
приниматься за дело–это подразумевает умение включаться в работу и быть ответственным за общее дело, вносить свой вклад и адекватно оценивать полученный результат;
адаптироваться–это значит уметь пользоваться имеющимися знаниями в новых условиях, уметь противостоять трудностям и преодолевать их.
Период младшего дошкольного возраста является наилучшим временем, когда впитываются и накапливаются знания об окружающем мире. А особенностью здоровой психики детей этого возраста является познавательная активность. Эта активность направлена на построение собственной картины мира и на развитие знаний об окружающем мире. Именно у детей младшего дошкольного возраста уже начинается формирование интересов. И самым главным для воспитателя и родителей в этот период является то, чтобы не упустить возможность сформировать в первую очередь познавательный интерес ребёнка.
Доказано, что познавательные интересы возникают довольно рано. Дети приходят в начальную школу уже имея широкий кругозор и обладают большим количеством информации. Но такие знания обычно обрывочны и ещё не систематизированы. Поэтому их систематизация и преобразование в полную картину окружающей действительности должно происходить под руководством воспитателя. Исходя из этого, можно сказать, что проблема управления формированием познавательного интереса младшего дошкольника в процессе познания им окружающего мира является достаточно значимой в современной психологии и педагогики [6].
Младший дошкольник делает множество открытий, изучая и познавая окружающий мир, проявляя к нему интерес. Г.И. Щукина говорила, что познавательный интерес представляет собой избирательное, наполненное активным замыслом и сильными эмоциями отношение ребёнка к окружающему миру и к его явлениям, объектам и процессам [31].
Процесс познания окружающего мира дошкольниками зависит от формирования познавательных интересов и активности ребёнка. Эти процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает инициативность, а повышение активности детей усиливает и углубляет их познавательный интерес.
Формируя у дошкольников познавательный интерес к знакомству с окружающим миром важно соблюдать ряд важных требований:
1.Учеё индивидуальных особенностей каждого ребёнка и гуманистическое отношение к ним.
2.Построение воспитательного процесса с учётом его эффективности.
3.Обеспечению полного осознания детьми приёмов работы с воспитателем.
4.Использование в работе с дошкольниками разнообразных видов деятельности на занятиях.
5.Включение в деятельность с детьми на каждом занятии новых знаний.
6.Использование на всех занятиях игровых технологий.
Итак, период младшего дошкольного возраста в процессе познания окружающего мира должен быть периодом наиболее интенсивного развития познавательной деятельности, активности и познавательных интересов.
Для активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста педагоги широко используют игру. Чтобы понять, какую роль выполняют игры в познании окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста, мы проанализируем возможности игры, её роль и особенности в развитии младшего дошкольника.
1.2. Понятие и сущность игры. Классификация игр
Многочисленные психолого-педагогические исследования доказывают, что в процессе познания окружающего мира дошкольниками необходима целенаправленная работа воспитателя, в которой одно из важных мест занимает игра, цель которой – активное освоение окружающего его мира.
Советский педагог В.А. Сухомлинский считал, что «игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [1].
Игра – это осмысленная деятельность ребёнка, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива [31].
Игра является многогранным феноменом, её возможно расценивать как особенную форму существования всех сторон жизнедеятельности ребёнка, с игрой в жизни ребёнка возникает много оттенков окружающей его действительности. Она считается самым результативным средством развития личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется необходимость влияния на окружающий мир. Именно поэтому, игре принадлежит большая роль в формировании и воспитании детей, как самому важному виду детской деятельности. Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка– это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на окружающий мир. В этом и состоит основное, центральное и самое общее значение игры.
Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям.
Следующей, отличительной особенностью игры является возможность, для ребенка и необходимость, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.). Способность к творческому преобразованию окружающей действительности впервые формируется в игре. В этой способности и заключается основное значение игры. В игре есть отлёт от действительности, но есть и проникновение в неё. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Всё, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности, из окружающего мира ребёнка. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности с тем, чтобы ещё глубже выявить другие.
Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии дошкольника. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:
• игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
• игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
• игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения дошкольников определяется рядом причин:
1. опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
2. освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
3. имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;
4. недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1)дидактическая задача;
2)игровые действия;
3)правила игры;
4)результат.
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В любой игре правила являются заданными. С помощью правил воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи.
Подведение итогов – результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом обязательно необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи и отстающих детей. При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы. Так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Все игры можно разделить на три основных вида, а именно:
1) игры с предметами (игрушками, природным материалом);
2) настольные игры;
3) словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство предметов и их различие.
Ценность таких игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками, например, цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются, например, дошкольники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению…), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
В игре также используют предметы, в которых разница между ними менее заметна. В играх с предметами дошкольники выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета. Играя, они приобретают умения складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнообразных форм.
В играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина, материал из которого они сделаны. Это помогает воспитателю упражнять дошкольников в решении определенных дидактических задач.
Игры с природным материалом воспитатель применяет при проведении таких игр, как “Чьи следы? “, “От какого дерева лист?”, “Разложи листья по убывающей величине” и.т.д. (Приложение №1)
В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино (Приложение №2). При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Дошкольники объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.
Подбор картинок по общему признаку – классификация. Здесь от детей требуется обобщения, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растёт в лесу?».
Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей умения из отдельных частей составлять целый предмет, логическому мышлению (Приложение№3).
Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества у дошкольников. Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ребенок прибегает к имитации движений (например, животного, птицы и.т.д.)
В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин» (Приложение №4) и.т.д.
Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: “Похож – не похож”, «Кто больше заметит небылиц» (Приложение №5) и другие.
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: “Кому что нужно?» “Назови три предмета”, “Назови одним словом” (Приложение №6).
В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Краски», «Летает, не летает» (Приложение №7) и другие.
Третий класс игр – традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым.
Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.
Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание ученых. Большой вклад в теорию игры внесли Е.А.Покровский, П.В.Иванова, В.Ф.Кудрявцева, В.Н.Харузина, А.Н.Соболева, О.И.Капица, Г.С.Виноградова. Все эти исследования относятся к ХIХ – первой трети ХХ вв., ценны, прежде всего, первозданностью своих материалов, извлеченных из самих глубин народной жизни, включали в себя описания только тех игр, которые попали в поле зрения наблюдателей.
В 30-е годы ХХ столетия предпринимаются попытки создания антологий, которые ставили перед собой задачу ознакомления читателей со всей массой игр. Лучшей антологией до сих пор остается книга «Игры народов СССР» В.Н. Всеволодского-Гернгросса, В.С.Ковалевой и Е.И. Степановой вышедшей в 1933 году. Вплоть до 70-х годов был перерыв в изданиях такого рода. И вот в 70-80 годы появились такие труды как: «Игры народов СССР» составители Л.В.Былеева, В.М.Григорьев – М., 1985; С.К.Якуб «Вспомним забытые игры»,- М., 1988; Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей детского сада. Составитель найти А.В.Кенеман — М., 1989 и многие другие.
Данные труды антологического характера содержат фактический материал, благодаря которому педагоги-воспитатели умело, организовывали учебно-воспитательную работу в детских учреждениях.
Л.С.Выготский заметил у детей дошкольного возраста появление замысла, что означает переход каждый к творческой деятельности. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивающаяся способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и, прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения.
Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а, подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.
О творческом характере детской игры говорят многие деятели искусства. К.С.Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда». Известный кинорежиссер Г.Л.Рошаль писал: “Всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок, однако, никогда не теряет своего реального “я”. Скача на лошади – стуле, ребенок не думает, что стул под ним – это действительно конь, или стол, на который он карабкается как на гору, — гора. В своей игре он похож на актера (недаром искусство актера называют игрой). Итак, детская игра может быть названа игрой театральной, а иллюзия детской игры – театральной иллюзией”.
1.3. Роль игры в познании окружающего мира младшими дошкольниками
Ещё великий русский педагог К.Д.Ушинский указывал на зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребёнка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе.
Доказано, что в игре дети получают первый опыт познания окружающего мира. Учёные считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей в окружающем ребёнка мире. Известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. [1].
Таким образом, игра является важным средством познания окружающего мира. Именно игре принадлежит существенная роль в развитии интереса детей к окружающей действительности и стремлении её отображать. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Содержание детских игр связано как с макро, так и с микросредой, в которой живет ребенок. Игры детей являются доказательством тесной связи их с миром взрослых. В играх дети вступают в такие отношения, которые в других условиях им недоступны. Эти отношения формируют и активизируют процессы непосредственной связи с окружающим миром. «В реальной жизни, — отмечает Д. Б. Эльконин, — подобные взаимоотношения недоступны детям даже старшего дошкольного возраста. Таким образом, в своих играх дети вступают в более сложные взаимоотношения в их реальной коллективной жизни. Под влиянием игр у детей воспитывается нормы поведения, которые затем переносятся детьми за пределы игры, становятся общи ми нормами их поведения» [23].
Игра всегда рассматривалась как форма организации детской жизни. Организатором детской жизни и деятельности выступает детский воспитатель; в его функции входит и руководство формированием реальных взаимоотношений в детском коллективе, а руководство игровой деятельностью дошкольников – это тонкий и сложный процесс. Ещё Н.К. Крупская указывала, что очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры…» [28].
В игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.
Любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижения поставленной цели. Практические задачи, которые должен решить ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой окружающей его жизнью, конкретным окружением ребёнка, его опытом, знаниями.
Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания окружающей действительности. Например, ребёнок поит куклу из чашки, затем заменяет её кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребёнок решает на более высоком интеллектуальном уровне. [3] Таким образом, игра представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Специфика игровых задач состоит в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели неопределенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.
Важным моментом является установление преемственности содержания вне игрового опыта и игры. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную основу [3].
Особенно показательно замещение дошкольником игрового действия словом. Мотивом игры становится не действие с предметами, а общение детей друг с другом, в котором отражены взаимодействия и взаимоотношения людей, которые ребёнок наблюдает в окружающей его действительности и переносит в игру.
Большой интерес для педагогики дошкольного возраста представляют методические рекомендации по организации игры с дошкольниками Е. И. Тихеевой, которая рассматривает игру как одну из самых важных форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем, как одно из важнейших средств познания ребёнком окружающего мира.
В детском саду, руководимом Е. И. Тихеевой, использовались игры двух видов: свободные игры, стимулированные окружающей средой, и игры, организованные педагогом, т.е. игры с правилами. Особая заслуга принадлежит Е. И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра даёт возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание, помогает ориентироваться в окружающем его мире. ого дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах. (10).
Игра является необходимой формой деятельности ребёнка, в которой развиваются все виды способностей ребёнка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь.
Все детские игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры – это игры с народной игрушкой, мозаикой природным материалом и т.д. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают у ребёнка представления о цвете, величине, размере, форме.
Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем мире, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)
Настольно — печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры типа «Лабиринт».
Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Все эти игры помогают дошкольниками активизировать познавательную деятельность, ориентироваться в окружающей их действительности.
Структура игры, её задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности. В игре каждый ребенок имеет возможность конструиро¬вать свое поведение и действия.
Игру можно условно разделить на несколько стадий. Для каждой из них характерны определенные проявления дет¬ской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры.
Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, и активно действовать. Возможны различные приёмы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, на¬поминание о понравившейся игре.
На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, соблюдать и выполнять правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.
На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий, переносит в игровые действия моменты и события из окружающего его мира Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справить¬ся с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способ¬ность ориентироваться в обстановке. Ребенок, усвоивший игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником.
Играя, дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают, учатся опираться в решении игровой задачи на представление о ранее воспринятых предметах, игра требует использования приобретенных ранее знаний об окружающем мире в новых связях и в новых обстоятельствах. В играх ребенок самостоятельно должен решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, определять признаки сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т.д.
Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на познание ими окружающего мира, его проявлений, а также на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлены на развитие мыслительной способности детей.
Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагоги¬ческие задачи. На первой стадии воспитатель должен заинтересовать детей игрой, создать радостное ожидание новой интересной игры, вызывать желание играть. На второй стадии воспитатель высту¬пает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить по¬ведение детей в игре. На третьей стадии роль воспитатель заклю¬чается в оценке детского творчества при решении игровых задач.
Выводы по главе 1
Игра – это ведущий вид деятельности младших дошкольников, направленный на развитие познавательного интереса и познание окружающего мира дошкольников. Игра является самостоятельной формой деятельности дошкольников, которая имитирует те или иные практические ситуации, направлена на активизацию процесс познания окружающего мира. Она воспитывает, учит, формирует и изменяет личность ребенка. Игра, по словам выдающегося советского психолога Л.С. Выготского, ведет за собой развитие. Из этого можно сделать вывод о том, что игра имеет большое значение и играет огромную роль в развитии познавательной сферы младшего дошкольника.
Игра также является и средством познания окружающего мира, в ней младшие дошкольники отражают окружающую жизнь и познают доступные их восприятию и пониманию явления и факты. Применяя игру как средство ознакомления с окружающим миром, воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений ребёнка о мире. Игра увеличивает интерес детей, развивает любознательность, потребность и осознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через нее формируется умение распоряжаться знаниями в различных условиях и ситуациях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать и искать, проявлять усилие, находить что-либо, обогащает духовный мир детей. Все это содействует общему и умственному развитию ребенка.
Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что она оказывает воздействие на коллектив играющих детей, а через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя детей в игре, воспитатель формирует как игровые отношения, так и реальные, закрепляет полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях жизни. Итак, при правильном руководстве младшими дошкольниками игра становится школой воспитания, средством развития познавательной сферы и познания окружающего мира.
Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по повторению, запоминанию, закреплению и усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует познавательные процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый материал проходит через своеобразную практику, которая вносит разнообразие и интерес в познании окружающего мира.
Используя игру, воспитатель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка, игра должна быть доступна для каждого ребёнка.
При правильном использовании игр на занятиях с детьми дошкольного возраста возможно успешное развитие их познавательной сферы, правильного восприятия окружающего мира.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф