Страницы: 1 2
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по созданию педагогических условий познания окружающего мира младшими дошкольниками средствами игры
2.1. Выявление уровня развития познавательной активности и представлений об окружающем мире у младших дошкольников
Мы выяснили, что у детей в играх происходит глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений об окружающем их мире.
Также следует отметить, что в современных условиях значительно сокращается реальная возможность включения дошкольника в совместную деятельность и общение со старшими детьми. Дети разного возраста в основном разобщены, дворовое и соседское общение сейчас становится редкостью. Всё это затрудняет естественную трансляцию игровой деятельности от одного поколения детей к другому. А активное внедрение информационных технологий в повседневную жизнь детей и взрослых ведет к ещё большему сокращению роли игры у детей. Родители хотят, чтобы их дети учились с самого раннего возраста. Все эти изменения не могли не отразиться на игровой деятельности дошкольника, следовательно, и на особенностях развития детей. Можно полагать, что обозначенные выше общественные трансформации нарушают психолого-педагогические условия игровой деятельности и, следовательно, ведут к снижению уровня развития игры. Это в свою очередь неизбежно отражается на особенностях развития детей. Игра способствует прежде всего активизации познавательной деятельности дошкольника в его стремлении к познанию окружающего мира.
Для проверки и конкретизации данного предположения было предпринято специальное исследование игровой деятельности современных дошкольников.
Для подтверждения гипотезы исследования нами применялся комплекс диагностических методик. Для осуществления эксперимента были определены контрольная и экспериментальная группы. Всего в эксперименте принимало участие 50 детей: 1 группа – 25 человек, 2 группа –25 человек.
При организации исследования учитывались требования, предъявляемые к проведению педагогического эксперимента:
- предварительная разработка алгоритма по развитию познавательной деятельности окружающего мира у младших дошкольников;
- участия младших дошкольников в опытно-экспериментальной проверке гипотетического положения;
- анализ и обобщение полученных данных.
Проблема обеспечения эксперимента необходимой информацией об изучаемом процессе была решена за счет использования апробированных в педагогике и психологии методик исследования: прямого и косвенного наблюдения, анкетирования и проведения занятий в группах детского сада.
Исследовательская работа включала в себя:
- проектирование диагностического комплекса по выявлению уровня активности познания окружающего мира у младших дошкольников;
- разработку заданий, способствующих развитию познавательной активности окружающего мира младшего дошкольника и апробирование его;
- обобщение результатов исследования.
При подготовке и планировании опытно-экспериментального исследования мы выделили следующие этапы:
- констатирующий, диагностический, который позволяет констатировать исходный уровень развития самостоятельности в познавательной деятельности младших дошкольников;
- формирующий, который направлен на развитие самостоятельности в познавательной деятельности младших дошкольников;
- контрольный, который предоставляет возможность обобщить, оформить результаты опытно-экспериментальной работы, сделать соответствующие выводы.
Для того чтобы развивать познавательную активность познания окружающего мира младших дошкольников, необходимо было сначала выявить реальный уровень её форсированности, а затем проследить динамику развития в результате предложенных методов.
Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в диагностике уровня сформированности познания окружающего мира младших дошкольников.
Для определения мотивационного компонента в структуре самостоятельности использовались анкетирование по методике А.Д. Андреевой, Ч.Д. Спилбергера и метод наблюдения за проявлением познавательного интереса по методике Г.И.Щукиной.
С целью выявления уровня мотивированности дошкольников к познанию окружающего мира проводилось анкетирование, при этом была использована анкета в соответствии с методикой А.Д. Андреевой, составленная ею на основе опросника Ч.Д. Спилбергера. (Приложение1).
Были выявлены следующие показатели уровня мотивации в познании окружающего мира у младших дошкольников: 48 — 38,4 балла — высокий уровень; 37,9-28,8 балла-средний уровень; 28,3 -0 баллов-низкий уровень.
Данные представлены в Приложение 2.
Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе на высоком уровне мотивации в познании окружающего мира находятся 10 дошкольников (40%); 14 детей (56%) на среднем уровне; с низким уровнем 1 ребёнок (4%).
В экспериментальной группе на высоком уровне мотивации в познании окружающего мира оказалось 7 детей (28%); на среднем уровне 16 детей (64%); 2 ребёнка (8%) с низким уровнем.
Данные показатели представлены в таблице 1:
Результаты определения мотивации младших дошкольников в познании окружающего мира
Уровни | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
Ко-во чел | % | Кол-во чел | %% | |
Высокий уровень | 10 | 40 | 7 | 28 |
Средний уровень | 14 | 65 | 16 | 64 |
Низкий уровень | 1 | 4 | 2 | 8 |
Ниже представлены данные на диаграмме 1:
Диаграмма 1
Результаты определения мотивации в познавательной деятельности
По результатам анкеты было выявлено, что в экспериментальной группе численность детей с высоким уровнем на 12% меньше, чем в контрольной группе; детей со средним уровнем в экспериментальной группе на 8% больше, чем в контрольной группе; низкий уровень в экспериментальной группе составляет 8%, а в контрольной-4%.
С целью сбора сведений об уровне активности познания окружающего мира дошкольниками проводилось наблюдение во время их деятельности в естественных условиях. Наблюдение проводилось по шести критериям, которые предложила Г.И.Щукина:
1. Включение в деятельность;
2. Отвлекаемость на занятиях в группе;
3. Сосредоточенность произвольного внимания
4. Самостоятельное выполнение игровых задач
5. Эмоциональность
6. Участие в различных формах и видах познавательной работы по свободному выбору.
За каждый критерий, обучающийся может получить от 0 до 2 баллов. Интерпретация результатов оценивается по среднему баллу выявленных критериев следующим образом:
1,1 — 2 — частое проявление познавательного интереса0,6 — 1 -познавательный интерес проявляется иногда 0-0,5-редкое проявление познавательного интереса.
Целью методики Г.И. Щукиной «Конверты» является выявление у младших дошкольников интереса к окружающему миру. Перед детьми лежало три конверта с написанными на них критериями. В каждом конверте по два задания. Дети должны были выбрать один конверт и начать работу.
Результаты наблюдения представлены в приложения 3.
Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе с частым проявлением познавательного интереса 12 детей (48%); познавательный интерес проявляется иногда у 10 детей (40%), редко у 3 детей (12%).
В экспериментальной группе частое проявление познавательного интереса к познанию окружающего мира у 9 детей (36%); познавательный интерес проявляется иногда у10 детей (40%); редко у 6 детей (24%).
Таблица 2
Выявление уровня познавательного интереса к окружающему миру у младших до школьников в контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента
№ | Ребёнок | Критерии | Итоги | |||||
Включение в игровую деятельность | Отвлекаемость | Сосредоточенность произвольного внимания | Самостоятельное выполнение игровыхзадач | Эмоциональность | Участие в различных формах и видах игровой деятельности по свободному выбору. | |||
1 | А1 | 0 | 0 | 2 | 2 | 1 | 0 | 5 |
2 | А2 | 0 | 0 | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 |
3 | Б1 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 4 |
4 | Б2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
5 | В1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
6 | В2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 4 |
7 | Г1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 |
8 | Г2 | 0 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 6 |
9 | Д1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 |
10 | Д2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 |
11 | Е1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 |
12 | Е2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 9 |
13 | Ж1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
14 | Ж2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 7 |
15 | З1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 8 |
16 | З2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 |
17 | О1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 9 |
18 | О2 | 2 | 0 | 0 | 1 | 2 | 2 | 7 |
19 | П1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 |
20 | П2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 |
21 | Р1 | 0 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 8 |
22 | Р2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
23 | С1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 10 |
24 | С2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 12 |
25 | Т1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 |
Таблица 3
Экспериментальная группа познавательного интереса к окружающему миру у младших дошкольников в экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента
№ | Ребёнок | Критерии | Итоги | |||||
Включение в игровую.деятельность | Отвлекаемость на уроке | Сосредоточенность произвольного внимания | Самостоятельное выполнение игровых задач | Эмоциональность | Участие в различных формах и видах игровой деятельности по свободному выбору. | |||
1 | А1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 |
2 | А2 | 0 | 0 | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 |
3 | Б1 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 4 |
4 | Б2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
5 | В1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
6 | В2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 4 |
7 | Г1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 |
8 | Г2 | 0 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 6 |
9 | Д1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 |
10 | Д2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 |
11 | Е1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 |
12 | Е2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 9 |
13 | Ж1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
14 | Ж2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 7 |
15 | З1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
16 | З2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 |
17 | О1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 9 |
18 | О2 | 2 | 0 | 0 | 1 | 2 | 2 | 7 |
19 | П1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 |
20 | П2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 |
21 | Р1 | 0 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 8 |
22 | Р2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
23 | С1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 10 |
24 | С2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 12 |
25 | Т1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Данные показатели представлены в таблице 4:
Таблица 4
Результаты наблюдения за проявлениями познавательного интереса к окружающему миру
Проявления | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
Кол-во чел | % | Кол-во чел | % | |
Часто | 12 | 48 | 9 | 66 |
Иногда | 10 | 40 | 10 | 40 |
Редко | 3 | 12 | 6 | 4 |
Ниже представлены данные на диаграмме 2:
Диаграмма 2.
Результаты наблюдения за проявлениями познавательного интереса
По результатам наблюдения было выявлено, что в экспериментальной группе частые проявления познавательного интереса на 12% ниже, чем в контрольной группе; средний уровень интереса, который проявляется у детей иногда, в экспериментальной группе и в контрольной группе одинаковый; редкие проявления интереса в экспериментальной группе на 12% выше, чем в контрольной группе.
2.2 Организация работы по созданию педагогических условий познания окружающего мира у младших дошкольников посредством игры
На основе результатов анализа констатирующего эксперимента был разработан формирующий эксперимент, который проводился в экспериментальной группе.
Цель формирующего эксперимента: использование на занятиях в детском саду заданий, способствующих развитию активности младших дошкольников в познании окружающего мира.
Подготовка и проведение опытно-экспериментальной работы строились с учетом условий выдвинутой в работе гипотезы:
- игра является эффективным средством активизации познания окружающего мира младших дошкольников, если будет:
- осуществлен правильный подбор игр в соответствии с интересами детей;
- включены подобранные игры в практику каждого занятия.
Нами был разработан комплекс занятий на развитие у младших дошкольников интереса к познанию окружающего мира, который был апробирован на практике.
Таблица 8
Комплекс заданий на развитие у младших дошкольников интереса в познании окружающего мира
№ | Название задания | Этап урока | Цель | Содержание |
1. | Игра «Да-нетка» | Первичное закрепление знаний | Выделение основных признаков, учить анализировать и выбирать главные, отсекающие вопросы; расширять кругозор детей. | Учитель загадывает объект, соответствующий теме занятия в группе. Дети пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы воспитатель отвечает только словами «да», «нет», «и да, и нет». |
2. | Разработка различных моделей скворечника. Изготовление макетов. | Этап практической работы | Развитие творческих способностей, забота об окружающей среде, практические навыки. | Обучающиеся делятся на микрогруппы. Каждой группе предлагается спроектировать модель, используя различные подручные средства: картон, или пластиковые упаковки из-под напитков, или другие материалы. По истечению двух недель каждая группа презентует свой макет. |
3. | «Эти разные цветы» | Этап закрепления знаний | Закрепить знания детей о комнатных и дикорастущих цветах. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. | У детей карточки с изображением комнатных цветов и цветов дикорастущих, а также два полотна с буквами «Д» и «К». После рассказа учителя детям предлагается распределить цветы на комнатные и дикорастущие. Потом ученики называют цветы, которые они отнесли к комнатным и дикорастущим. |
4. | «Откуда письмо» | Этап закрепления знаний. | Сформировать представления у детей о живой природе разных континентов. Развивать познавательную активность, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свои мысли. | Письма раздаются детям. Работа в парах. Ребёнок должен определить в какую страну (континент) или в какую природную зону надо отправить письмо. После того как он определит куда надо «отправить» письмо он должен подойти к доске и прикрепить письмо там, «куда оно должно дойти». |
5. | «Живая-неживая» | Этап закрепления знаний | Сформировать представление детей о живой и неживой природе. Развивать познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать. Развивать умение сравнивать, анализировать | У детей карточки с изображением живой и неживой природы. Детям дается задание распределить картинки таким образом, чтобы в верхней части листа были картинки с изображением живой природы, а на нижней – неживой природы. Подготавливаются карточки с изображениями живой и неживой природы по вариантам, т.е. у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать. Проверяется тоже по вариантам. Выигрывают те дети, которые правильно и быстро распределят карточки на листе. |
6. | «На полянке» | Этап закрепления знаний | Закрепить полученные знания о грибах. Развивать познавательную деятельность. Развивать умения анализировать, делать выводы. | Работа в группах по 4 человека. На группу дается по 3-4 гриба. Дети должны найти «Свои» грибы на картинке и определить, как они называются. На картинке грибы распределены таким образом, что под березой нарисован подберезовик, под осиной – подосиновик, на пеньке – опята, там, где «бежит лиса» — лисички, радом с ежиком – белые, отдельно – мухомор, на самом видном месте – поганки |
С целью развития практических знаний и навыков об окружающем мире младшие дошкольники получили задание провести опыт — наблюдение в домашних условиях «Как растут растения». Для этого необходимо было поместить несколько горошин или бобов в стакан между стенкой стакана и бумажной трубкой с песком, налить воду. Наглядная схема конструкции была распечатана и предоставлена каждому ребёнку. Детям предлагалось своими глазами увидеть, что происходит под землей в процессе роста растения, какие изменения происходят с семенами, как появляются ростки и корни.
Данный комплекс заданий был разработан и использовался как средство стимулирования и развития всех составляющих компонентов в познании окружающего мира у младших дошкольников: мотивационных, эмоционально–волевых, процессуальных. Дети с желанием стремились сотрудничать, работая в группах, хотя такая работа вызывала определенные трудности. К концу эксперимента дети стали активнее проявлять самостоятельные действия в игровых занятиях, пытаться, задавать содержательные вопросы, стараться планировать свою работу. Для формирования навыков рефлексии детям предлагалось сравнивать работу друг друга, делиться впечатлениями. Необходимо отметить важность руководящей роли воспитателя, применяющего в своей практике различные игры, а поскольку дети проявляют при этом свойственную своему возрасту несдержанность и излишнюю эмоциональность необходимо умело и постоянно корректировать психологическую атмосферу в группе.
Таким образом, в формирующей части опытно-экспериментального исследования был использован комплекс заданий, в процессе выполнения которых создавались ситуации, требующие активности и самостоятельности детей, стимулировалась потребность в активизации познания окружающего мира.
2.3 Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы
С целью выявления уровня мотивации младших школьников в познании окружающего мира средствами игры проводилось повторное анкетирование на основании методики диагностики мотивации детей Ч.Д.Спилбергера–А.Д.Андреевой.
Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе высокий уровень мотивации детей в познании окружающего мира: у 11 детей (44%); 13 детей (52%) на среднем уровне; 1ребёнок с низким уровнем мотивации.
В экспериментальной группе высокий уровень мотивации у 8 детей (32%); на среднем уровне 16 детей (64%); с низким уровнем 1 ребёнок.
Данные показатели представлены в таблице 9:
Таблица 9
Сравнительные результаты диагностики мотивации младших дошкольников в познании окружающего мира
Уровни | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||||||
Констатирующий этап | Контрольный этап | Констатирующий этап | Контрольный этап | |||||
чел | % | чел | % | Ччел | % | Чел | % | |
Высокий уровень | 10 | 40 | 11 | 44 | 7 | 28 | 8 | 32 |
Средний уровень | 14 | 56 | 13 | 52 | 16 | 64 | 16 | 64 |
Низкий уровень | 1 | 4 | 1 | 4 | 2 | 8 | 1 | 4 |
Ниже представлены данные на диаграмме 6:
Диаграмма 6
Сравнительные результаты диагностики мотивации младших дошкольников в познании окружающего мира контрольной группы
Сравнительные результаты экспериментальной группы представлены на диаграмме 7:
Диаграмма 7
Сравнительные результаты диагностики мотивации младших дошкольников в познании окружающего мира деятельности экспериментальной групп
На основе результатов анкетирования на контрольном этапе эксперимента можно сделать вывод, что в контрольной группе число детей с высоким уровнем мотивации познания окружающего мира увеличилось на 4%, а со средним уровнем уменьшилось на 4%. Это объясняется повышением уровня мотивации одного ребёнка со среднего до высокого. Один ребёнок по-прежнему остался с низким уровнем мотивации. В экспериментальной группе численность детей с высоким уровнем мотивации познания окружающего мира увеличилось также на 4%, но сократилось на 4%, то есть на одного человека, количество детей с низким уровнем мотивации, соответственно средний уровень остался без изменений.
Таким образом, незначительная положительная динамика наблюдается в той и другой группе. Эффект формирующего этапа исследования проявился в повышении уровня мотивации 1 ребёнка с низкого до среднего в экспериментальной группе. В контрольной группе изменений низкого уровня мотивации не произошло.
С целью сбора сведений о проявлениях интереса к познанию окружающего мира проводилось повторное наблюдение во время деятельности детей на занятиях в естественных условиях по критериям Г.И. Щукиной. (Приложение 14).
Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе с частым проявлением интереса к познанию окружающего мира 15 детей (60%); познавательный интерес проявляется иногда у 8 детей (32%), редко у 2 детей (8%).
В экспериментальной группе частое проявление интереса в познании окружающего мира у 14 детей (56%); познавательный интерес проявляется иногда у 10 детей (40%); редко у 1 ребёнка (4%).
Данные показатели представлены в таблице 10:
Таблица 10
Сравнительные результаты наблюдения за проявлениями интереса младших дошкольников в познании окружающего мира
Уровни | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||||||
Констатирующий этап | Контрольный этап | Констатирующий этап | Контрольный этап | |||||
чел | % | чел | % | Чел | % | Чел | % | |
Часто | 12 | 48 | 15 | 60 | 9 | 36 | 14 | 56 |
Иногда | 10 | 40 | 8 | 32 | 0 | 40 | 10 | 40 |
Редко | 3 | 12 | 2 | 8 | 6 | 24 | 1 | 4 |
Сравнительные результаты контрольной группы представлены на диаграмме 8:
Диаграмма 8
Сравнительные результаты наблюдения за проявлениями интереса младших дошкольников в познании окружающего мира контрольной группы
Сравнительные результаты экспериментальной группы представлены на диаграмме 9:
Диаграмма 9
Сравнительные результаты наблюдения за проявлениями интереса младших дошкольников в познании окружающего мира экспериментальной группы
На основе результатов наблюдения на контрольном этапе эксперимента можно сделать вывод, что в контрольной группе численность детей с высоким уровнем проявлений познавательного интереса увеличилась на 12%, а в экспериментальной на 20 %. Численность со средним уровнем сократилась на 8% в контрольной группе, в экспериментальной — число не изменилось. В контрольной группе число детей с низким уровнем познавательного интереса уменьшилась на 4%, в экспериментальной группе число детей с низким уровнем сократилось на 20%. Таким образом, прослеживается значительная положительная динамика роста.
Вывод по главе 2
Подводя итоги нашего исследования, можно сделать вывод, что разработанный и апробированный комплекс заданий, направленных на мотивацию младших дошкольников на познание окружающего мира позволил выявить положительную динамику развития самостоятельности в познавательной деятельности младших дошкольников и в экспериментальной группе по сравнению с контрольной: численность детей с низким уровнем уменьшилась на 20% (в контрольной только на 12%), со средним уровнем повысилась на 12% (в контрольной только на 8%), с высоким уровнем выросла на 8%(в контрольной на 4%).
Заключение
В работе на тему «Игра как метод познания окружающего мира младших дошкольников» мы выяснили, что игра, как основной вид деятельности детей, возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причём жить в этом мире он пытается так, как и взрослые. Игра, как способ познания ребёнком окружающего мира, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию и его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а её продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Играя, ребёнок формирует познавательную активность и саморегуляцию, развивает внимание и память, создаёт условия для становления абстрактного мышления. Игра для младших дошкольников – это любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, общаются, формируют коммуникативные навыки, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.
В ходе работы мы подтвердили выдвигаемую нами гипотезу: развитие познания окружающего мира дошкольниками средствами игры будет эффективно при условии:
- систематического использования игровых методов и приёмов в воспитательном процессе;
- учёта возрастных и психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста;
- создания комфортных психологических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.
Игровой метод включения ребёнка в деятельность предполагает личностный подход, когда воспитатель ориентирован на личностный подход в целом. Игра для детей не только развлечение, а особый метод вовлечения их в деятельность по познанию окружающей действительности, метод стимулирования их активности.
Для повышения уровня развития познавательного интереса дошкольников к окружающему миру нами были внедрены следующие педагогические условия: максимальная опора на активную мыслительную деятельность дошкольников, воспитательный процесс должен включать познавательную деятельность младших дошкольников и условия активизации познавательной деятельности в дидактической игре, создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности детей. Так же был осуществлен подбор дидактических игр в соответствии с интересами детей и были включены подобранные дидактических игры в практику работы в детском саду.
Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от воспитателей. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.
Ориентация современных детских садов на гуманизацию процесса воспитания и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость:
1-гармоничного сочетания собственно деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков дошкольников, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п..
2-активное введение в традиционный воспитательный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.
В ходе эксперимента было доказано, что развитие интереса в познании окружающего мира у младших дошкольников будет более успешным при активном внедрении в ходе занятий игровых методов, разнообразных игр. Этот процесс должен быть целенаправленным и систематическим. Таким образом, задачи, поставленные в ходе исследования решены, гипотеза подтверждена.
Список использованной литературы
- Авдулова, Т. Игра: ее развитие на современном этапе / Т. Авдулова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 8. – С. 37-42
- Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие /
- Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников: игры, рекомендации, планирование. М.: Лада/Москва, 2013. 176 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
- Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей. – Дошкольное воспитание, 1965, № 5
- Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1966, № 6
- Глушкова, Г. Игра или упражнение / Г. Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 12. – с. 45-53.
- Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет: методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 128 с.
- Гурин В.Е., Солопанова О.Ю. Основы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие. – Краснодар, 2001. –23с.
- Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А.Карабанова, Е.И. Соловьева. М.: Просвещение, 2002. 160 с.
- Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. 192 с.
- Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя /Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – Москва: Просвещение, 1988. – 190 с.
- Короткова, Н. Сюжетная игра старших дошкольников / Н. Короткова // Ребенок в детском саду. – 2006. – № 4. – С. 4-7.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991
- Левша, Л. Мы учимся, играя / Л. Левша, Н. Сергеева // Игра и дети. – 2007. – № 3. – С. 23-25.
- Монина, Г. Б. Игры для детей от трех до семи лет / Г. Б. Монина, Ю. В. Гурина. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 256 с.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 304 с.
- Селиванова, Е. Игра развивает, обучает, вдохновляет / Е. Селиванова // Дошкольное воспитание. – 2009. -№ 4. – С. 69-72.
- Субботина, Л.Ю. Как играть с ребенком / Под ред. Л.И. Колесовой. М.: Академия развития, 2014. 192 с.
- Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М., 1946. Т.М. Бабунова. М.: ТЦ Сфера, 2007. 208 с.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1961
- Щетинина, А.М. Учим дошкольников играть: игры, занятия, диагностика / Под ред. Т.В. Цветковой. М.: Сфера, 2013. 128 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Педагогика, 1989
- Эльконин Д.Б. Психология игры. Педагогика, 1978
- Уразгалиева А.Х. Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников / https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-igry-kak-sredstva-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov
- Курилова С. Ю. Образовательные горизонты дидактической игры в контексте активизации познавательной деятельности младшего школьника / https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-gorizonty-didakticheskoy-igry-v-kontekste-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-mladshego-shkolnika
- Панкова О.В. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности / https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti
- Степанова О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками // Начальная школа плюс До и После. 2008. №9 – 79 с.
Интернет-ресурсы
- Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Электронный ресурс] / Педагогическая библиотека pedlib.ru. — Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-1.shtml , свободный. (Дата обращения: 02.11.2022).
- Выготский Л.С. Педагогическая психология [Электронный ресурс] / Учебно-методическая литература для учащихся и студентов studmed.ru – Режим доступа: https://www.studmed.ru/vygotskiy-lev-pedagogicheskaya-psihologiya_d640b1b7dc6.html , свободный. (Дата обращения: 02.11.2022).
- Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Педагогическая библиотека pedlib.ru. — Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-1.shtml , свободный. (Дата обращения: 02.09.2022).
- Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Педагогическая библиотека pedlib.ru. — Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0031/1_0031-1.shtml , свободный. (Дата обращения: 02.09.2022).
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс] / Учебно-методическая литература для учащихся и студентов studmed.ru – Режим доступа: https://www.studmed.ru/rubinshteyn-s-l-osnovy-obschey-psihologii_1e5e70ed6e7.html , свободный. (Дата обращения: 02.11.2022).
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф