Заявка на расчет
Меню Услуги

Игровые методы как средство формирования представлений об окружающем мире у учащихся 1 класса. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2

Глава 2. Педагогический эксперимент по применению игровых методов в процессе формирования представлений об окружающем мире у учащихся 1 класса

2.1. Выявление уровня активности познавательной деятельности на уроках окружающего мира у учащихся 1 класса

Экспериментальное исследование было проведено на базе частной школы «Успех» г. Балашиха. В эксперименте приняли участие обучающиеся 1 «А» класса в количестве 20 человек.
Эксперимент состоял из трех этапов. На начальной стадии эксперименты была проведена оценка активности познавательной деятельности на уроках окружающего мира у учащихся 1 «А» класса. Во время формирующего этапа эксперимента было проверено, как игровые методы могут стимулировать познавательный процесс. На заключительной стадии эксперименты была проведена повторная диагностика уровня активности познавательной деятельности учеников первого класса.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы были выявлены критерии, по которым можно оценивать уровень активности:
1. Уровень развития познавательных процессов у младших школьников.
2. Уровень познавательного интереса младших школьников.
3. Уровень сформированности познавательных УУД.
Успешность познавательной деятельности младших школьников зависит от того, насколько хорошо развиты у них познавательные психические процессы (памяти, внимания, мышления, восприятия, речи). Для оценки уровня развития познавательных процессов у учащихся были использованы такие показатели, как степень развития памяти, внимания и мышления. Для оценки уровня развития памяти учащихся была использована психологическая методика под названием «Долговременная память». Данная методика применяется с целью оценки уровня развития долговременной памяти у учащихся (Приложение 1).
По методике «Долговременная память» мы получили следующие результаты: высокий уровень развития памяти имеют 25% учащихся, 55% – средний, 20% – низкий уровень.
Для оценки уровня развития мышления младших школьников использовалась методика «Простые аналоги», которая позволяет исследовать логичность и гибкость мышления. (Приложение 1)
По методике «Простые аналоги» были выявлены следующие результаты: 35% учащихся имеют низкий уровень развития мышления, 55% – средний и 10% – низкий.
Мы применили методику «Прокалывание кружочков» для оценки уровня развития внимания у младших школьников. Цель данной методики заключается в изучении особенностей темпа, объёма, устойчивости и распределения внимания, а также особенностей работоспособности ученика. (Приложение 2)
По методике «Прокалывание кружочков» мы получили следующие результаты: 25% учащихся – низкий уровень внимания, 55% – средний, 20% – низкий.
Проанализировав полученные результаты трёх показателей развития познавательных процессов у учащихся 1 «А» класса и определив их уровни на этапе констатации в эксперименте, сделали вывод: 4 человека (20%) – высокий уровень развития познавательных процессов, 11 человек (55%) – средний; 5 человек (25%) – низкий (Приложение 4).
Мы применили метод наблюдения для оценки уровня познавательного интереса младших школьников, как второго критерия для выявления уровня их активности познавательной деятельности. Для оценки уровня познавательного интереса учащихся использовались следующие показатели: количество вопросов и утверждений, заданных по теме урока; количество действий, не связанных с учебным процессом (отвлекаемость); количество выполненных творческих заданий самостоятельно.
Данные о наблюдениях записывались в специальный бланк наблюдений (Приложение 5). Для оценки результатов использовалась следующая схема:
1. Если ученик задает много вопросов и проявляет интерес не только к фактическому материалу, но и к теоретическим аспектам изучаемых предметов, и при этом активно выполняет все задания и желает преодолевать учебные вызовы, это свидетельствует о его высоком уровне активности и познавательного интереса. Такое активное отношение к учению может помочь ученику лучше усваивать материал, а также способствовать развитию его интеллектуальных способностей и навыков.
2. Если ученик задает вопросы только по фактическому материалу, а количество заданных вопросов, высказываний и выполненных заданий примерно одинаковое, и если ученик нуждается в помощи при выполнении самостоятельных заданий, то мы можем говорить о среднем уровне познавательного интереса и положительном отношении к учению.
3. Если младший школьник не проявляет интереса к учебному материалу, отвлекается и не выполняет задания самостоятельно, это может свидетельствовать о низком уровне активности познавательного интереса. Возможно, ему не хватает мотивации или подходящего подхода к обучению.
По результатам оценки познавательного интереса, полученной по критерию, можно сделать вывод: 15% учащихся 1«А» класса имели высокий уровень сформированности познавательного интереса на уроках окружающего мира; 60% – средний уровень и 25% – низкий.
Проанализировав результаты диагностики, мы сделали вывод, что большинство учащихся имеют средний уровень познавательного интереса. Это может говорить о том, что они не слишком заинтересованы в учебном материале, но и не полностью отрицательно настроены на обучение.
Для определения степени активности познавательной деятельности у младших школьников в отношении третьего критерия – формирования познавательных УУД – был использован метод наблюдения.
Познавательные универсальные учебные действия – это умения и навыки, необходимые для успешного усвоения знаний и решения различных задач в учебной деятельности, которые включают в себя: общеучебные, логические действия и действия постановки и решения проблем.
Для общеучебных универсальных действий, которые направлены на организацию учебной деятельности, можно выделить следующие показатели: ученик должен уметь быстро находить информацию в учебнике, ориентируясь по заголовкам, подзаголовкам, ключевым словам; понимать вопросы учителя, давать на них полные и точные ответы, используя свои знания и умения; уметь формулировать вопросы по теме урока или проблеме, которую он изучает; ученик должен уметь кратко и точно пересказывать содержание прочитанного или прослушанного текста, обращая внимание на главные идеи и детали; должен уметь составлять простой план по теме урока или проблеме, которую он изучает, выделяя главные идеи и устанавливая логические связи между ними; находить необходимую информацию не только в учебнике, но и в различных источниках, таких как словари, энциклопедии, интернет.
Если у ученика из перечисленных показателей сформированы 1-2, то это свидетельствовало о низком уровне сформированности общеучебных действий; 3-5 – средний уровень; 6-7 – высокий (Приложение 6). Нами были получены следующие результаты: 15% учащихся 1 «А» класса имели высокий уровень сформированности; 65% – средний; 25% – низкий.
Оценка уровня сформированности логических действий учеников также проводится по трем уровням: низкий, средний и высокий, в зависимости от того, сколько из перечисленных показателей ученик может выполнить и насколько качественно: ученик должен уметь сравнивать и классифицировать предметы, объекты по разным признакам и определять их сходства и различия; уметь обнаруживать закономерности и законы в явлениях окружающего мира, а также в учебном материале; ученик должен уметь продолжать ряды, последовательности и другие закономерности по установленному правилу. Если у ребенка сформирован 1 показатель – это низкий уровень, 2 – средний; 3 – высокий (Приложение 7). В ходе наблюдения были получены следующие результаты: 20% – высокий уровень сформированности логический УУД, 55% – средний; 25% – низкий.
УУД (универсальные учебные действия) – это комплексные умения, которые необходимы для эффективного обучения и успешной жизни в обществе. Для постановки и решения проблем нормативным показателем в УУД являются следующие умения:
— Умение определять круг своего незнания – это умение осознавать свои знания и умения, а также их ограничения. Это помогает ученику понимать, когда ему необходимо обратиться за помощью или дополнительной информацией, чтобы выполнить задание.
— Умение определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания – это умение искать информацию, используя различные источники, такие как книги, интернет, энциклопедии, журналы и другие материалы. Это также помогает ученику развивать критическое мышление и умение оценивать достоверность информации.
— Умение наблюдать и делать самостоятельные простые выводы – это умение анализировать информацию, наблюдать за явлениями и делать выводы на основе полученных данных. Это помогает ученику развивать логическое мышление, умение принимать решения и решать проблемы.
Нормативный показатель – это определенный стандарт или критерий, который используется для оценки уровня достижения учебных целей. В случае постановки и решения проблем нормативным показателем, ученик должен демонстрировать высокий уровень умений по определению круга своего незнания, поиску информации и анализу данных, чтобы успешно решать проблемы.
Если у ученика сформирован 1 показатель – это низкий уровень, 2 – средний; 3 – высокий (Приложение 8). В результате диагностики было выявлено: 15% – высокий уровень сформированности универсальных действий постановки и решения проблем; 70% – средний; 15% – низкий. Подводя итог диагностики по трём группам познавательных УУД, мы определили их уровень сформированности на начальном этапе эксперимента: 15% учащихся – высокий уровень; 60% – средний; 25% – низкий (Приложение 9).

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Таблица 1

Результаты активности познавательной деятельности младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

Номер ученика Критерии активности познавательной деятельности Общий балл Уровень активности познавательной деятельности
Уровень развития познавательных психических процессов Уровень познавательного интереса Уровень сформированности познавательных УУД
Ученик №1 1 2 1 4 низкий
Ученик №2 3 3 2 8 высокий
Ученик №3 2 1 2 5 средний
Ученик №4 2 2 2 6 средний
Ученик №5 1 2 2 5 средний
Ученик №6 1 1 2 4 низкий
Ученик №7 3 2 3 8 высокий
Ученик №8 3 3 3 9 высокий
Ученик №9 2 2 2 6 средний
Ученик №10 1 2 1 4 низкий
Ученик №11 2 1 2 5 средний
Ученик №12 2 2 2 6 средний
Ученик №13 2 2 2 6 средний
Ученик №14 1 2 2 5 средний
Ученик №15 2 1 2 5 средний
Ученик №16 2 1 1 4 низкий
Ученик №17 2 3 3 8 высокий
Ученик №18 2 2 2 6 средний
Ученик №19 2 2 2 6 средний
Ученик №20 2 2 1 5 средний

Для обобщения результатов по трём критериям активности познавательной деятельности младших школьников была использована условная шкала оценки. Если у школьника результат по критерию был высоким, то ему присваивалось 3 балла, если средним – 2 балла, а если низким – 1 балл. Таким образом, была создана шкала оценки, которая позволяла сравнивать результаты между собой и делать выводы о том, какие критерии были наиболее успешными для младших школьников, а какие – менее успешными.

Для определения уровня сформированности познавательной деятельности учащихся была использована шкала оценки, где 0-4 балла соответствовали низкому уровню, 5-7 баллов – среднему уровню, а 8-9 баллов – высокому уровню. По результатам констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что 20% учащихся имели высокий уровень активности познавательной деятельности, 55% – средний уровень, а 25% – низкий уровень. Таким образом, большинство учащихся имели средний уровень сформированности познавательной деятельности, а уровень учащихся с высокой сформированностью был невысоким. Данные мы представили в виде диаграммы (рис. 1).

Из проведенного диагностического эксперимента следует, что уровень познавательной деятельности младших школьников является недостаточным, поэтому необходимо создание условий для активизации этой деятельности. Мы протестировали эти педагогические условия в формирующем этапе эксперимента.

 

2.2. Разработка и проведение уроков окружающего мира в 1 классе с применением игровых методов

 

На этапе формирования было проведено 5 уроков с использованием игровых методов. Данные методы были использованы как на отдельных этапах урока, так и на протяжении всего урока. Такой подход помогает сохранять внимание учащихся и предоставить им различные способы усвоения материала (табл. 2, с. 37; Приложение 10).

На уроке по теме «Москва – столица России» была использована нетрадиционная форма обучения – «урок-аукцион». В начале урока были обсуждены правила аукциона, в котором учащиеся могли «купить» картинки или фигурки, представляющие достопримечательности Москвы, в обмен на знания об этих объектах. Учащиеся зарабатывали баллы, обмениваясь знаниями между собой о каждом объекте на аукционе. Если ученику не хватало баллов, то он мог объединиться с одноклассником.

Эта нетрадиционная форма урока позволяет ученикам приобретать знания об истории и культуре Москвы в игровой форме.  Такой подход к обучению помогает детям лучше усваивать информацию, поскольку он ориентирован на их интересы и включает в себя взаимодействие со сверстниками.

Урок по теме «Города России» был организован в нетрадиционной форме, как урок-путешествие. Совместно с учениками мы совершили виртуальное путешествие по пяти городам России, где изучили главные достопримечательности. Для того, чтобы провести такой урок-путешествие, дети заранее подготовились и разделились на группы, каждая из которых изучала и подготавливала интересный материал про один из городов. В рамках игры каждая группа выступала в роли туристического агентства, задача которого была заинтересовать в путешествии в один из городов. Агентству нужно было кратко и интересно представить свой город.

Таблица 2

Содержание эксперимента на формирующем этапе

Использование элемента состязательности привело к активизации познавательной и творческой деятельности учащихся. Этот метод может быть очень эффективным при проведении уроков, так как он позволяет стимулировать интерес учащихся к теме и мотивировать их к самостоятельному изучению материала. Кроме того, выбор самого интересного города и просмотр видеоролика позволяет учащимся узнать больше о разных культурах и местах нашей планеты. Это может способствовать развитию культурного и географического кругозора.

Использование игровых технологий на уроках «Окружающего мира» позитивно влияет на познавательную деятельность младших школьников. Игровые методы являются ээффективным инструментом в обучении, особенно у младших школьников, так как они помогают создать атмосферу увлеченности и радости, что способствует более глубокому и продуктивному усвоению материала. Чувство равенства также является важным аспектом использования игровых технологий на уроках, так как это позволяет всем участникам игры чувствовать себя равными и вовлеченными в процесс обучения. Тема урока 3: «Профессии и их значение для человека и общества» Тип урока: изучения новых знаний.

Форма урока: традиционная.

Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с различными профессиями.

Задачи: способствовать формированию учащихся определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий; находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе

Планируемые результаты: личностные УУД – сформировать нравственные качества учащихся: формировать внутреннюю позицию обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; научить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

способствовать формированию метапредметных УУД:

Регулятивных – действовать по инструкции; принимать и удерживать учебную задачу; производить оценку действий своей деятельности и других учащихся; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения.

Познавательных – находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

Коммуникативных – включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий.

Фрагмент 1. Игра «Узнай профессию».

У каждого из вас на столе лежит карточка-схема определенного цвета, где зашифровано название профессии. А теперь переверните карточки. По опорным словам отгадайте профессию, впишите ее в центр и поднимайте карточку.

Дети работают самостоятельно.

— Проверяем: вы называете сначала опорные слова, а затем профессию. Если все согласны с ответом, хлопните в ладоши.

— А теперь проверим правильность написания профессий. (На доске: летчик, парикмахер, учитель)

— Скажите, какая на ваш взгляд, профессия здесь лишняя. Ответ обоснуйте. На доске: парикмахер, летчик, учитель

Д. – Учительница, так как только она учит детей.

— Летчик – он водит самолеты.

У. Есть еще один вариант ответа: парикмахер – лишнее слово. Догадайтесь – почему?

Д. Парикмахер – он подстригает людей, у него работают руки. А летчик, учительница думают, рассуждают, то есть работают головой.

У. Говоря о профессии, можно сказать какой труд – физический или умственный – является основным в этой профессии. В первых двух профессиях основным является умственный труд, а в профессии парикмахер основной труд – физический.

— Так что же можно еще рассказать о профессии?

Д. Какой труд используется в профессии.

У. Это и будет второй пункт плана.

Учитель вывешивает на доску карточку.

На доске: 2. Какой труд используется в профессии?

Фрагмент 2. Игра «Моя профессия – самая важная».

— А сейчас предлагаю выбрать необходимые предметы труда для представителей разных профессий. Сейчас я буду читать стихотворение Дж. Родарри «Чем пахнут ремесла» и выберу трех человек, по одному с каждого ряда.

Учитель читает стихотворение, как считалку.

1-й ряд. У каждого дела.

Запах особый.

В булочной пахнет Тестом и сдобой.

2-й ряд. Пахнет кондитер.

Орехом мускатным,

Доктор в халате

– Лекарством приятным.

3-й ряд. Рыбой и морем.

Пахнет рыбак.

Только безделье.

Не пахнет никак.

Выбранные дети выходят к столу и выступают в роли повара, электрика, врача.

— Перед вами на столе лежат предметы, относящиеся к разным профессиям. Выберите вещи, необходимые для вас: повар, врач, электрик. А мы проследим, правильно ли ребята выбирают себе предметы.

Дети выбирают предметы.

— Назовите сначала профессию, а потом предметы труда, которые вы выбрали.

Дети отвечают.

У. А теперь докажите одноклассникам, что именно ваша профессия самая важная. А вы, ребята, слушайте внимательно и дополняйте ответ.

Дети приводят по 2–3 доказательства.

Ученик-врач. Профессия врача – самая важная, так как эти люди лечат нас, делают прививки от болезней, следят за нашим здоровьем.

Ученик-полицейский. Профессия электрика – самая важная, так как эти люди делают нашу жизнь светлее, сейчас без электричества невозможно прожить.

Ученик-повар. Профессия повара – самая важная, так как эти люди готовят нам еду, пекут пироги.

У. Спасибо, ваши ответы очень убедительны. Ребята, встречали ли вы представителей этих профессий в нашем городе? Где?

— Что нужно для того, чтобы стать мастером своей профессии?

Д. Нужны знания.

У. Знания каких наук нужны во всех профессиях? Уточните.

— Врач должен знать строение организма человека, химический состав лекарств, математику, чтобы рассчитать дозировку лекарств.

— Повар должен знать математику, чтобы рассчитать норму расхода продуктов.

— Электрик – физику, математику.

У. Прочитайте следующий пункт плана.

Учитель вывешивает карточку на доску.

На доске: 5. Знания, используемые в профессии.

— Можно быть прекрасным, знающим врачом, водителем, грузчиком. Но человек в любой профессии должен обладать необходимыми качествами, чтобы своим трудом приносить радость. Выберите из списка черты характера, которыми, как вы считаете, должен обладать человек.

На доске:

добрый, добросовестный, эгоистичный, ответственный, злой, внимательный, терпеливый, сознательный

Дети отвечают.

— Что вы не выбрали, почему?

Д. Не выбрали слова эгоистичный, злой – они обозначают отрицательные качества человека.

Фрагменты уроков № 4, 5 представлены в Приложении 13.

2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента

 

Проведение повторной диагностики активности познавательной деятельности младших школьников на контрольном этапе эксперимента с использованием тех же диагностических материалов, что и на констатирующем этапе, позволяет оценить эффективность проведенного обучения и сравнить результаты до и после использования игровых технологий на уроках «Окружающего мира». Это поможет определить, насколько успешно дети усвоили материал и какие изменения произошли в их познавательной деятельности.

Повторная диагностика позволяет провести сравнение результатов до и после использования игровых технологий на уроках, что позволяет оценить их эффективность и определить, насколько они способствовали улучшению познавательной деятельности учеников. Кроме того, повторное использование тех же диагностических материалов обеспечивает сопоставимость результатов и позволяет убедиться в достоверности полученных данных.

Мы изучили уровень развития познавательный процессов у младших школьников, который является первым критерием активностью познавательной деятельности.

По методике «Долговременная память» мы получили следующие результаты: 55% учащихся – высокий уровень развития памяти, 40% – средний, 5% – низкий уровень.

По методике «Простые аналогии», выявляющей уровень развития мышления: 45% учащихся – имели высокий уровень мышления, 45% – средний, 10% – низкий уровень.

Для выявления уровня развития внимания мы использовали методику «Прокалывание кружочков». Были получены результаты: 40% учащихся имеет высокий уровень развития внимания, 55% – средний и 5% – низкий.

Проанализировав полученные результаты трёх показателей развития познавательных процессов у учащихся 1 «А» класса и определив их уровни на контрольном этапе в эксперименте, сделали вывод: 11 человек (55%) – высокий уровень развития познавательных процессов, 8 человек (40%) – средний; 1 человек (25%) – низкий (Приложение 10). Можем заметить, что уровень развития познавательных процессов стал выше.

Вторым критерием является – «познавательный интерес» – результаты контрольного этапа эксперимента были следующими: 50% учащихся – высокий уровень познавательного интереса; 40% – средний; низкий – 10% (Приложение 11). На контрольном этапе эксперимента не было замечено учеников, которые отвлекались во время урока. Кроме того, количество вопросов и высказываний, связанных с темой урока, увеличилось. Это свидетельствует о том, что дети стали заинтересованы в учебном процессе.

Анализируя уровень активности познавательной деятельности учащихся по третьему критерию – «сформированности познавательных УУД», получились следующие результаты: 55% – высокий уровень сформированности познавательных УУД; 40% – средний; 5% – низкий (Приложение 12).

Обобщив результаты диагностики активности познавательной деятельности учащихся 1 «А» класса по трём критериям на контрольном этапе эксперимента, мы получили следующие результаты: 50% – высокий уровень, 40% – средний; 10% – низкий. Мы представили эти результаты в виде диаграммы (табл. 3, рис. 2).

Таблица 3

Результаты активности познавательной деятельности младших школьников на контрольном этапе эксперимента

Номер ученика Критерии активности познавательной деятельности Общий балл Уровень активности познавательной деятельности
Уровень развития познавательных психических процессов Уровень познавательного интереса Уровень сформированности познавательных УУД
Ученик №1 1 2 1 4 низкий
Ученик №2 3 3 2 8 высокий
Ученик №3 3 2 3 8 высокий
Ученик №4 2 2 2 6 средний
Ученик №5 1 2 2 5 средний
Ученик №6 2 2 2 6 средний
Ученик №7 3 2 3 8 высокий
Ученик №8 3 3 3 9 высокий
Ученик №9 3 3 3 9 высокий
Ученик №10 2 2 1 5 средний
Ученик №11 3 3 2 8 высокий
Ученик №12 2 2 2 6 средний
Ученик №13 3 3 3 9 высокий
Ученик №14 2 2 2 6 средний
Ученик №15 2 3 3 8 высокий
Ученик №16 2 1 1 4 низкий
Ученик №17 2 3 3 8 высокий
Ученик №18 2 2 2 6 средний
Ученик №19 3 3 3 9 высокий
Ученик №20 2 2 2 6 средний

 

Рис. 2. Уровень активности познавательной деятельности младших школьников на контрольном этапе эксперимента

В результате проведения контрольного эксперимента была доказана эффективность созданных педагогических условий для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира». Можно сделать вывод: произошло увеличение количества учащихся с высоким уровнем активности познавательной деятельности с 20% до 50%; уменьшилось количество младших школьников с низким уровнем активности познавательной деятельности с 25% до 10% (рис. 3).

Рис. 3. Сравнительная диаграмма уровня активности познавательной деятельности младших школьников на констатирующем и контрольном

этапе эксперимента

 

Анализируя результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, можно заключить, что применение игровых технологий способствует увеличению активности познавательной деятельности учащихся младшей школы.

Выводы по второй главе

Использование игровых технологий в обучении оказывает положительный эффект на активность познавательной деятельности. Однако, чтобы достичь этого эффекта, необходимо учитывать несколько факторов: игры должны быть соответствующими возрасту и уровню развития учащихся; игровые методы должны использоваться не только как форма развлечения, но и как средство обучения, которое помогает учащимся лучше усваивать учебный материал; для достижения максимального эффекта от использования игровых технологий необходимо сбалансировать их использование с другими методами обучения.

 

Заключение

 

Исследование, которое было проведено, подтверждает, что игровые технологии имеют большое значение для активизации познавательной деятельности младших школьников. Они способны активизировать психические процессы, вызвать у учеников интерес к процессу познания, помочь им преодолеть трудности, тренировать свои силы, развивать способности и умения. Игровые технологии могут сделать любой учебный материал увлекательным, вызвать у учеников глубокое удовлетворение, создать на уроке радостное рабочее настроение и облегчить процесс усвоения знаний.

Изучая материалы по психологии и педагогике, мы определили, что игровые методы — это форма обучения, основанная на использовании игр, упражнений, задач и других форм игровой деятельности. Они ориентированы на развитие учащихся как личностей, их интеллектуальных, эмоциональных, социальных и физических возможностей.

Исследование показало, что познавательная деятельность является важным аспектом развития личности, позволяющим формировать не только знания, но и способы их получения, обработки и анализа. Активизация познавательной деятельности учащихся помогает им развивать критическое мышление, самостоятельность, ответственность, творческий потенциал и интерес к учению.

Для активизации познавательной деятельности учащихся важно создавать условия, которые позволяют им быть активными участниками учебного процесса. Это может включать в себя использование интерактивных методов обучения, проведение дискуссий и дебатов, выполнение практических заданий, привлечение внимания учащихся к важности и ценности знания.

Кроме того, важно учитывать индивидуальные потребности и способности учащихся, чтобы каждый из них мог развиваться в соответствии со своими особенностями. Это может включать в себя дифференцированный подход к обучению, использование различных методик и форм работы, ориентацию на индивидуальный прогресс каждого ученика.

Были исследованы и обоснованы условия, при которых использование игровых технологий на уроках «Окружающего мира» будет наиболее эффективным. Они включают следующее:

— Урок должен проводиться в игровой форме, или включать игровые ситуации на отдельных этапах.

— Игры должны соответствовать интересам и познавательным возможностям учащихся.

— Игры должны быть отобраны или созданы с учетом содержания изучаемой темы, цели и задач урока.

Мы провели 5 уроков в 1 «А» классе в частной школе «Успех» г. Балашиха с использованием игровых методов. На контрольном этапе эксперимента количество учащихся с высоким уровнем активности познавательной деятельности увеличилось с 20% до 50 %, а количество учащихся, имеющих низкий уровень, уменьшилось с 25% до 10%. Эти результаты указывают на то, что использование игровых методов в обучении положительно влияет на активность познавательной деятельности младших школьников.

В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи, гипотеза подтвердилась.

Список литературы

 

  1. ФГОС НОО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) – Электронный ресурс. – URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (Дата обращения: 15.05.2023).
  2. ФГОС НОО (приказы Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 №286, №287). – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (Дата обращения: 15.05.2023).
  3. Примерная рабочая программа начального общего образования. Окружающий мир (для 1–4 классов образовательных организаций). Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г. – URL: https://instrao.ru/images/p_r_p-po-uchebnym-predmetam-proekty/ (Дата обращения: 15.05.2023).
  4. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей [Текст] / Л.А.Бойко // Начальная школа. – 2015. – № 6. – С. 79-82.
  5. Бородовский Г.А. Современные проблемы методики преподавания (методика как теория конкретно-предметной педагогики) [Текст] / Г.А.Бордовский. – СПб.: Питер, 2011. – 231 с.
  6. Васина А. К. Практические работы как условие формирования эколого-биологических знаний у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. К. Васина // Дополнительное образование. – 2015. –№ 12. – С. 13-15.
  7. Галямова Э.М., Ловягин С.Н. Формирование исследовательских навыков / С. Н. Ловягин // Биология – Первое сентября. – 2016. – № 7/8. – С. 54-58.
  8. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми [Текст] / Л. И. Грехова. – М.: Илекса, 2011. – 288 с.
  9. Гриценко В.Н., Паньшин, Б.Н. Информационная технология: вопросы развития и применения [Текст] / В. Н. Гриценко, Б. Н. Паньшин. – Киев: Наукова думка, 2014. – 124 с.
  10. Гришенко В. И., Довеяло A. M., Савельева А. Я. Коммуникационные и информационные технологии в обучении [Текст] / В.И.Грищенко, А.М. Довеяло, А. Я. Савельева. – Киев: Педагогика, 2015. – 244 c.
  11. Гункевич П.Л. Преимущества использования информационно-коммуникативных технологий в обучении // Аграрное образование и наука. – 2016. – С.28-34
  12. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 480 с.
  13. Детская онлайн-энциклопедия «Хочу все знать» – Электронный ресурс – URL: http://ya-uznayu.ru/ (Дата обращения: 17.05.2023).
  14. Детская энциклопедия «What This»: природа, наука, человек, ученые, цивилизации – Электронный ресурс – URL http://www.what-this.ru/ (Дата обращения: 17.05.2023).
  15. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – Электронный ресурс. – URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3388597b-7cc5-4f6c-bbd8-cb875701124b/ResFile.PDF (Дата обращения: 17.05.2023).
  16. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Ермаков Д.С. История и перспективы развития системы непрерывного экологического образования. — [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-perspektivy-razvitiya-sistemy-nepreryvnogo-ekologicheskogo-obrazovaniya-k-50-letiyu-nauchnogo-soveta-po-ekologicheskomu (Дата обращения 14.11.2022).
  17. Землянская Е.Н. Учебные проекты в развивающем образовании: Методическое пособие. – М., МПГУ, 2017. – 74 с.
  18. Иргалиева Л.А. Использование ИКТ на уроках в начальной школе [Текст] // Наука и образование сегодня. – – №2. – С. 91-94.
  19. Исаева Н.Н. Организация и содержание педагогического процесса по экологическому воспитанию [Текст] / Н. Н. Исаева // Методист. – 2015. – № 2. – С.64-66.
  20. Кадырова Р.О. Непрерывное экологическое образование и воспитание [Текст] / Р. О. Кадырова // Воспитание школьников. – 2011. – №5. – С. 58-62.
  21. Кокина И.Г. Использование игровых форм обучения как условие формирования основ безопасности жизнедеятельности у младших школьников на уроках окружающего мира // Вестник науки и образования. 2020. – №10-1 (88). – С. 85-87.
  22. Кирилова Г. И. Информационные технологии и компьютерные средства в образовании [Текст] / Г. И. Кирилова // Educational Technology and Society. – 2010. – № 4. – С. 23-29.
  23. Кларин М. В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта [Текст] / М. В. Кларин // Педагогика. – 2010. – №7. – С. 32-35.
  24. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно! [Текст] / Л.В.Ковинько. – М.: Линка-Пресс, 2014. – 72 с.
  25. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 176 с.
  26. Колбаса М.А. Педагогические аспекты информационных технологий обучения // Инновации в науке. – 2011. – С.34-37.
  27. Лаврова Е.А. Игра как средство повышения мотивации обучения современного младшего школьника // Проблемы и перспективы развития образования в России. – – №20. – URL: ttps://cyberleninka.ru/article/n/igra-kak-sredstvo-povysheniya-motivatsii-obucheniya-sovremennogo-mladshego-shkolnika (дата обращения:12.06.2023).
  28. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М.: Прометей, 1995. – 282 с. .
  29. Лихачев Б.Т. Воспитание и этика. – Ярославль : Аверс-Плюс, 2009. – 204 с.
  30. Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании XXI века // Вестник Мининского университета – [Электронный ресурс]. – – № 2 (10). – URL: http://vestnik.mininuniver.ru/ reader/search/fenomen-kultury-ustoychivogo-raz-vitiya-v-obrazovan/ (дата обращения: 11.11.2022)
  31. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / С. Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с.
  32. Новосельцева О.Н. Возможности применения современных средств мультимедиа в образовательном процессе [Текст] / О.Н.Новосельцева // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом. – Таганрог: ГОУ НПО ПУ, 2016. – №2. – С. 34-38.
  33. Образцов П.И., Уман А.И. Игровые методы проведения учебных занятий // Гаудеамус. – 2005. – №8. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-metody-provedeniya-uchebnyh-zanyatiy (Дата обращения: 12.06.2023).
  34. Печко Л.П. Выразительность эстетики природы и культура личности: монография. — Ульяновск ; Москва : Федеральное агентство по образованию, Ульяновский гос. технический ун-т, 2008. – 363 с.
  35. Познавательные факты и истории, которые нужно знать – Электронный ресурс. – URL: http://poznavatelno.ru (Дата обращения: 15.05.2023)
  36. Прохорова Т.С., Шейхова М.С. Особенности игровых методов обучения // Экономика и социум. 2018. №6 (49). – С. 974-977. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-igrovyh-metodov-obucheniya (Дата обращения: 2.06.2023).
  37. Природа России. Национальный портал. – Электронный ресурс. – URL: http://www.priroda.ru/ (Дата обращения: 24.04.2023).
  38. Самкова В.А. Отрываем мир природы: настольная книга учителя начальных классов. – М. : Русское слово – учебник, 2016. – 160 с.
  39. Самкова В.А., Пичугин С.С., Громова Л.А. Формирование функциональной грамотности в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании, 2021. – №3 (75). – С. 49-56.
  40. Саплина Е.В., Сивоглазов В.И., Саплин А.И. Окружающий мир : 1-4 классы : программа. – М. : Дрофа, 2017. — 42 с.
  41. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]. – М.: Педагогика, 2012. – 237 с.
  42. Сеногноева Н.А. Игра в жизни, воспитании, обучении и развитии детей младшего школьного возраста // Социальная педагогика. – – №2. – С. 61-63. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-v-zhizni-vospitanii-obuchenii-i-razvitii-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 23.05.2023).
  43. Серебрякова Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Т.А.Серебрякова. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.
  44. Смирнова О. М. Дифференцированный подход в обучении природоведению : метод. рекомендации в помощь учителю нач. шк.– М.: Новая школа, 1997. – 108 c.
  45. Современные проблемы модернизации образования и Образовательная система «Школа 2100» [Текст] // Начальная школа плюс До и После. – – №8. – С. 46-49.
  46. Спарджен Р. Экология: Энциклопедия окружающего мира [Текст]. – М.: «РОСМЭН», 2007. – 48 с.
  47. Степанова Г. А. Современные информационные технологии обучения – залог успешной реализации ФГОС НОО // Пермский педагогический журнал. – 2013. – №4. – С. 59-65. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=21945759 (Дата обращения: 14.02.2023).
  48. Суравегина И.Т., Мамедов Н.М. Общеобразовательные цели изучения экологии в контексте концепции устойчивого развития // Вестник АсЭКО, 1995. – Вып. 1. – С. 25-27.
  49. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе // Начальная школа. – – №10. – С. 24-28,
  50. Туманов Р. В. Использование компьютерных технологий и телекоммуникационных систем в учебном процессе: проблемы и перспективы [Текст] / Р.В. Туманов. – Петрозаводск: ПГУ, 2015. – 164 с.
  51. Хэтти Джон А.С. Видимое обучение: синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников / Джон А.С. Хэтти; под ред. В.К. Загвоздкина, Е.А. Хамраевой. – М.: Изд-во «Национальное образование», 2017. – 496 с.
  52. Чилингарова Д.Н., Оганнисян Л.А. Интегрированный урок как средство повышения эффективности обучения в современной школе // Проблемы современного педагогического образования. – – №58-3. – С. 281-284.
  53. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / И.Д.Зверев, Л.П. Печко, А.П. Сидельковский и др. Под ред. Л.П. Печко. – М. : Педагогика, 1984. – 135 с.

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф