Заявка на расчет
Меню Услуги

Игровые методы как средство формирования представлений об окружающем мире у учащихся 1 класса

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы применения игровых методов в процессе формирования представлений младших школьников об окружающем мире
1.1. Представления младших школьников об окружающем мире как основа формирования и развития природоведческих понятий в начальной школе
1.2. Игровые методы в образовательном процессе начальной школы
1.3. Особенности применения игровых методов на уроках окружающего мира в 1 классе и во внеурочной деятельности
Выводы по первой главе
Глава 2. Педагогический эксперимент по применению игровых методов в процессе формирования представлений об окружающем мире у учащихся 1 класса
2.1. Выявление уровня активности познавательной деятельности на уроках окружающего мира у учащихся 1 класса
2.2. Разработка и проведение уроков окружающего мира в 1 классе с применением игровых методов
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

Актуальность исследования обусловлена современными требованиями к повышению качества образования, в частности и на этапе начальной школы. Важным фактором, способствующим достижению высоких образовательных результатов, является соответствие содержания, методов и форм организации учебного процесса в начальной школе возрастным особенностям младших школьников.
Одна из важнейших задач, которые ставят школы перед учениками – это научиться учиться самостоятельно. Поэтому педагоги мотивируют учеников на всех занятиях, и окружающий мир – не -исключение. В процессе совершенствования мотивации, как важного аспекта успеха в учебе и развитии, на этом уроке учитель испытывает трудности. Это связано прежде всего с тем, что образовательный предмет интегрирован, то есть окружающий мир включает несколько дисциплин.
Таким образом, возникает потребность в выборе способа повышения мотивации учебного процесса, оптимальным из них являются игровые методы.
В настоящее время сложилось противоречие между актуальностью проблемы формирования представлений младших школьников об окружающем мире и недостаточной разработанностью методики применения игровых методов на уроке и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Проблема исследования заключается в отборе игровых методов и методических приемов, позволяющих эффективно формировать представления младших школьников об окружающем мире.
Всё вышеизложенное определило тему исследования: «Игровые методы как средство формирования представлений об окружающем мире у учащихся 1 класса».
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить эффективность применения игровых методов в качестве средства формирования представлений об окружающем мире у учащихся первого класса.
Объект: процесс формирования представлений об окружающем мире на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников.
Предмет: методика применения игровых методов в качестве средства формирования представлений об окружающем мире у учащихся 1 класса
Гипотеза исследования: эффективность усвоения основных представлений об окружающем мире у учащихся 1 класса будет более высокой, если в процессе их формирования будут применяться игровые методики, что создаст основу для дальнейшего формирования и развития основных природоведческих понятий.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты применения игровых технологий в начальной школе.
2. Выявить игровые методы и приемы, наиболее эффективные для использования в начальной школе.
3. Разработать и апробировать на практике уроки и внеурочные занятия с использованием игровых методов в качестве средства формирования представлений об окружающем мире.
Методы: теоретические: анализ психолого-педагогической, нормативной, методической, учебной литературы по теме исследования;
практические: наблюдение за обучающимися в урочной и внеурочной деятельности, беседа, анкетирование младших школьников, анализ и обработка результатов анкетирования.
Экспериментальная база: Частная школа «Успех», 1«А» класс, г. Балашиха.

Глава 1. Теоретические основы применения игровых методов в процессе формирования представлений младших школьников об окружающем мире

1.1. Представления младших школьников об окружающем мире как основа формирования и развития природоведческих понятий в начальной школе

Формирование природоведческих понятий является важным аспектом естественно-научного и экологического образования. Концепции естественных наук, также экологические концепции имеют основополагающее значение для понимания принципов и процессов, которые управляют функционированием экосистем, взаимосвязями между живыми организмами и окружающей их средой и устойчивым использованием природных ресурсов.
Вводя природоведческие понятия в начальное образование, учащиеся могут создать прочную основу экологических знаний и понимания. Это может включать концепции, связанные с биоразнообразием, экосистемами, изменением климата, сохранением, загрязнением и устойчивостью [13]. Формирование глубокого понимания этих понятий на раннем этапе может помочь учащимся выработать пожизненное уважение к окружающей среде и способствовать ответственному отношению к миру природы.
Одним из эффективных подходов является вовлечение учащихся в целенаправленную деятельность, которая делает понятия более осязаемыми и соотносимыми с их текущим опытом. Это может включать практические занятия, эксперименты, наблюдения и дискуссии, которые позволяют учащимся исследовать мир природы и развивать более глубокое понимание концепций посредством непосредственного участия. Например, изучение роста растений может быть улучшено путем посадки семян и наблюдения за их ростом с течением времени, или изучению адаптации животных может способствовать наблюдение за местной дикой природой в их естественной среде обитания [35].
Также важно связать понятия с предыдущими знаниями учеников и повседневным опытом. Это может помочь им установить значимые связи между новыми понятиями и их существующим пониманием мира. Например, соотнесение концепции загрязнения с наблюдениями за мусором по соседству или обсуждение влияния изменения климата на погодные условия, с которыми они сталкиваются, может помочь учащимся осознать актуальность и значимость этих концепций в их жизни.
Кроме того, использование соответствующего возрасту языка, наглядных пособий и примеров из реальной жизни может облегчить понимание и закрепление. Учителя также могут поощрять критическое мышление и навыки решения проблем, задавая открытые вопросы, которые требуют от учащихся применять концепции к реальным ситуациям и устанавливать связи между причиной и следствием. Используя ориентированный на учащихся подход, основанный на исследовании, который предполагает активное участие, актуальность для их жизни и связь с их предыдущими знаниями, учителя могут помочь ученикам развить прочную основу естественнонаучных концепций, которые не просто запоминаются, но по-настоящему понимаются [20]. Это может способствовать развитию интереса к миру природы и признательности к нему на протяжении всей жизни и способствовать значимому обучению, выходящему за рамки школы.
Существуют различные методы, которые могут быть использованы для эффективного формирования у школьников естественнонаучных представлений и понятий, и эти методы должны быть тщательно отобраны на основе принципов, целей и задач образования, а также содержания преподаваемой темы [31]. Важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также возможности преподавателя.
Вербальные методы, такие как: рассказ историй, беседы и работа с книгами или учебниками, могут быть эффективными при представлении и объяснении [6]. Рассказ историй, например, может задействовать воображение учащихся и помочь им установить связь с концепциями на личном уровне. Беседы и обсуждения могут побудить учащихся задавать вопросы, выражать свои идеи и развивать свои вербальные навыки, одновременно укрепляя их понимание. Работа с книгами или учебниками может предоставить структурированную информацию и контекст, помогая учащимся создавать свою базу знаний. Наблюдение – еще один ценный метод формирования естественнонаучных концепций. Непосредственное наблюдение за объектами, явлениями и процессами в мире природы может помочь учащимся развить свою наблюдательность, критическое мышление и умение делать выводы. Полевые поездки, экскурсии и мероприятия на свежем воздухе могут предоставить учащимся возможность наблюдать и исследовать природную среду, что может улучшить их понимание концепций [8].
Практические методы, такие как: эксперименты, практические занятия и обучение на основе запросов, также могут быть эффективными при формировании естественнонаучных концепций. Вовлечение учащихся в практические занятия может позволить им познавать мир природы, что может углубить их понимание концепций [6]. Эксперименты, в частности, могут помочь учащимся развить свои навыки научного исследования, такие как формулирование гипотез, проектирование экспериментов, сбор и анализ данных и составление выводов.
Для заинтересованности детей школьного возраста в изучении природных объектов часто применяют элементы соревнования или проблемные ситуации. Включение таких ситуаций в урок улучшает их экологическое содержание и способствует не только расширению знаний о природе, но и развитию у детей более гуманного отношения к окружающей среде [12].
Для формирования более точных представлений о природе и ее объектах можно использовать игры в вербальной форме, а также с использованием природного и иллюстративного материала. Эти игры могут быть особенно полезны для детей, у которых низкий уровень природоведческих знаний. В процессе таких игр дети могут приобрести более конкретные представления об объектах природы [15].
Контакт с природой и участие в играх могут способствовать развитию эмоциональной отзывчивости и мыслительной активности у ребенка. Благодаря этому он может проявлять больший интерес к окружающему миру, становиться более участливым и любознательным, а также усваивать новые знания более эффективно [32]. Это может привести к формированию эмоциональной и психологической готовности к приему информации о природе.
Инновационные технологии, также могут быть использованы для формирования естественнонаучных концепций [31]. Это могут быть интерактивные симуляции, виртуальные лаборатории, обучающие игры и другие цифровые инструменты, которые предоставляют учащимся возможность применять свои знания в контексте решения проблем и развивать навыки критического мышления.
В конечном счете, выбор подходящих методов должен учитывать конкретный образовательный контекст, цели урока, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Хорошо продуманная комбинация различных методов может обеспечить всестороннее и увлекательное обучение, которое эффективно способствует формированию у школьников младшего возраста естественнонаучных концепций.

1.2. Игровые методы в образовательном процессе начальной школы

Игра является естественным способом деятельности для детей младшего школьного возраста. Они интуитивно стремятся к ней, воспринимая игру как форму развлечения и самовыражения. Поэтому использование игровых методов обучения в школе отвечает потребностям младших школьников и позволяет им быть более мотивированными и заинтересованными в учебном процессе.
Игры могут быть эффективным инструментом в обучении, особенно когда дело касается привлечения внимания и интереса учащихся. Они предоставляют ученикам возможность взаимодействовать, работать в команде, решать проблемы, а также учиться на ошибках. Помогают учащимся лучше запоминать и понимать материал, визуализировать и ассоциировать его с конкретными ситуациями.
Однако не стоит забывать, что игры должны быть разработаны с учётом целей и содержанием учебной программы, чтобы они действительно способствовали достижению целей и задач урока. Игровые методы не могут заменить полноценного обучения и должны быть использованы как дополнение к основной учебной программе.
Применение игровых методов способствуют развитию логического и творческого мышления, памяти, внимания, усидчивости и других качеств, необходимых для успешного обучения. Игры на уроках могут быть использованы как дополнительный инструмент в объяснении нового материала или закреплении изученного. Они могут помочь детям лучше понять сложные темы, сделать учебный процесс более интересным и увлекательным, а также улучшить межличностные отношения между учениками и педагогом. В целом, игры на уроках способствуют созданию позитивной и дружеской атмосферы, которая повышает мотивацию учащихся и способствует их лучшим учебным результатам.
Современные условия реализации федерального государственного образовательного стандарта образования актуализируют необходимость позитивной социализации обучающихся, возможной только при высоком уровне сформированности основ социальной компетентности детей [52].
Игровые методы — это форма обучения, основанная на использовании игр, упражнений, задач и других форм игровой деятельности, которую можно классифицировать на основе:
— Области применения: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические.
— Характера педагогического процесса: обучающий, тренирующий, контролирующий, обобщающий, познавательный, творческий, развивающий.
— Игровых технологий: предмет, история, ролевые игры, бизнес, симуляция, драма.
— Предметных областей: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, трудовые, спортивные, экономические.
— Игровой среды: без объектов, с объектами, столом, комнатой, улицей, компьютером, телевизором, циклическим, с транспортными средствами.
Согласно классификации Е.А. Крюковой, развивающие игры можно разделить на ситуационные, ролевые и деловые игры, общей характеристикой которых является личностная ориентированность. Игровые методы разнообразны с точки зрения их дидактических целей, организационной структуры, соответствия возрасту и специфичности контента [34].
Такое разнообразие в классификации отражает широкий спектр доступных игровых методов, каждый из которых обладает своими уникальными функциями и назначениями. Классификация игр может помочь преподавателям и разработчикам учебных программ выбрать подходящие для конкретных целей обучения, целевых аудиторий и контекстов, а также может послужить основой для разработки и внедрения эффективных игровых методов обучения.
По мнению Т.М. Михайленко, игровые технологии в образовании обеспечивают младшим школьникам естественную и гуманную форму обучения. Используя игру в качестве метода обучения, педагоги могут преподносить учебные материалы таким образом, чтобы детям было удобно и естественно их понимать. Т.М. Михайленко выделяет несколько важных функций игры в процессе обучения:
— Развлекательная функция. Основная функция игры – развлекать и доставлять удовольствие детям, что помогает задействовать их интерес и мотивацию в процессе обучения.
— Коммуникативная функция. Игра позволяет детям развивать свои коммуникативные навыки, включая способность взаимодействовать с другими, выражать себя и понимать диалектику общения.
— Функция самореализации. Игра предоставляет детям возможность выразить себя и исследовать свои собственные интересы и способности, способствуя их самореализации и личностному развитию.
— Терапевтическая функция. Игра может помочь детям преодолеть трудности и вызовы, которые могут возникнуть в других сферах их жизни, предоставляя терапевтический выход для выражения эмоций и решения проблем.
— Диагностическая функция. Игра может использоваться как средство выявления отклонений от нормативного самопознания, позволяя педагогам получить представление о когнитивном, эмоциональном и социальном развитии детей.
— Коррекционная функция. Игра может способствовать позитивным изменениям в личностных показателях детей, помогая им развивать новые навыки, установки и модели поведения.
— Функция межэтнической коммуникации. Игра может способствовать усвоению общих социокультурных ценностей, разделяемых людьми из разных этнических групп, способствуя межэтническому общению и взаимопониманию.
— Функция социализации. Игра может помочь детям развить социальные навыки и нормы человеческого общества, облегчая их включение в систему социальных отношений [43].
Использование педагогической игры, как формы образования, может помогать достичь различных учебных целей. Стимулировать познавательную активность: в педагогических играх часто требуется активное мышление, решение задач и принятие решений, которые помогают учащимся развивать когнитивные способности и мышление. Игры помогают развивать критическое мышление, логические рассуждения и навыки творческих решений задач, когда у учащихся возникают проблемы в игровых условиях. Благодаря увлекательному интерактивному характеру игр, учащиеся скорее запоминают информацию, понятия спонтанно, без труда, потому что они используют их в значительной роли. Педагогическая игра часто включает создание связей между различными понятиями и идеями, способствующими укреплению связей и их понимания предмета, а также их понимания. Игры способны повысить эмоциональность и мотивацию учащихся, которые делают обучение приятной и интересной. Соревнования и наградные элементы игр способствуют созданию позитивной среды обучения, побуждающей учеников активно участвовать и стремиться к совершенству [44].
В игровой образовательной среде оценка может легко интегрироваться в процесс игры, уменьшая стрессовые и давления, которые связаны с традиционным тестированием. Педагогическая игра может быть разработана в соответствии с различными уровнями знаний, умений и стилями обучения, что позволяет обеспечить более индивидуальную и разнообразную подготовку. Игры способны создать безопасное и благополучное обучение, в котором учащиеся ощущают комфорт, совершают ошибки и рискуют, извлекают урок из своих ошибок [37]. Игровые методы могут эффективно решить различные учебные задачи, в том числе стимулировать познавательную активность, активизировать критическое мышление, улучшить запоминание, усилить мотивацию, облегчить оценку, дифференцировать обучение и создать благоприятную учебную среду.
Урок, проводимый в форме игры, требует тщательной подготовки, включая обсуждение круга вопросов и формата урока. Роли должны быть распределены заранее, чтобы стимулировать познавательную активность. Игровая среда должна иметь соответствующие украшения и перестановку мебели, чтобы создать новизну и сюрприз [16]. У игры должна быть четкая цель, и результат должен быть указан. Учитель должен наблюдать за игрой и предоставлять обратную связь. Игра должна включать моменты творчества, решения проблем и принятия решений. Важно уважать индивидуальность участников и не подрывать их интерес. Следуя этим правилам, урок, основанный на игре, может стать эффективным и приятным способом облегчить процесс обучения.
Преимуществами использования игровых технологий в образовании являются:
1. Активизация и интенсификация учебного процесса;
2. Интеграция междисциплинарных связей;
3. Повышение мотивации учащихся через ускоренный успех в игре и быстрое накопление опыта [27].
З.В. Манулейко исследует психологический механизм игры и подчеркивает важность мотивации в этом процессе. Зинаида Васильевна утверждает, что выполнение роли, которая эмоционально привлекательна для ребенка, стимулирует его действия, связанные с этой ролью. Таким образом, мотивация деятельности играет важную роль в психологическом механизме игры [21].
Произвольное поведение характеризуется наличием образца и контроля за его выполнением. В игре, при выполнении роли, происходит своеобразное раздвоение, то есть «рефлексия», но это еще не сознательный контроль. Функция контроля еще слаба и требует поддержки со стороны ситуации и участников игры. Однако, игра способствует развитию этой функции, поэтому. В игре, ребенок осваивает не только определенную роль и соответствующее ей поведение, но также развивает произвольное поведение и контроль за ним. В результате игровых действий, дети получают возможность открыть для себя новые способы взаимодействия с миром [9].
Огромный вклад вносят учителя в игровой процесс на уроках. Учитель должен обладать глубоким пониманием предмета и уметь эффективно донести его до учащихся таким образом, чтобы это было увлекательно и имело отношение к их жизни. Это включает в себя использование различных стратегий и методов обучения с учетом различных стилей обучения и способностей, а также постоянное обновление собственных знаний и навыков. Обстановка в классе должна способствовать активному обучению. Это включает в себя создание позитивной и инклюзивной культуры в классе, где учащиеся чувствуют себя в безопасности, задавая вопросы, выражая свое мнение и участвуя в дискуссиях и групповых мероприятиях [5]. Учитель должен предоставлять возможности для практического обучения, критического мышления и решения проблем, а также поощрять учащихся соединять новые знания со своим предыдущим опытом. Вовлекать учащихся в процесс обучения. Это включает в себя поощрение учащихся к тому, чтобы они сами брали на себя ответственность за свое обучение, ставили цели, отслеживали свой прогресс и размышляли о своих учебных достижениях и проблемах. Предоставлять своевременную и конструктивную обратную связь, чтобы помочь учащимся улучшить свое понимание и навыки, а также поощрять самооценку и саморефлексию. А также способствовать формированию у учащихся установки на рост, подчеркивая, что интеллект и способности можно развить с помощью усилий и настойчивости [20]. Это включает в себя поощрение позитивного отношения к вызовам, ошибкам и неудачам, как к возможностям для обучения и роста, а также поощрение школьников к риску, критическому и творческому мышлению. При соблюдении этих условий педагогическая система может процветать, а учащиеся могут полностью реализовать свой потенциал.
По словам В.И. Андри, педагогические условия относятся к обстоятельствам и среде, в которых происходит процесс преподавания и усвоения. Эти условия намеренно разрабатываются и применяются с целью достижения конкретных образовательных целей. Педагогические условия охватывают элементы содержания, методы, организационные формы и средства обучения, которые способствуют эффективному достижению образовательных целей, поставленных учителем [16].
Педагогические условия создаются намеренно, чтобы обеспечить среду, облегчающую образовательный процесс. Эта среда включает в себя различные психологические и педагогические факторы, такие как: взаимоотношения, методы обучения и ресурсы, которые позволяют учителю эффективно выполнять свою образовательную работу. Эти условия тщательно разработаны для поддержки учащихся и оптимизации их учебного процесса.
Игровые методы играют решающую роль в образовательном процессе, поскольку они разработаны с учетом конкретных целей преподавания и воспитания, требований программы, а также знаний, навыков и привычек, изложенных в стандартах [9]. Они особенно полезны для младших школьников, которые часто могут играть пассивную роль в традиционных образовательных учреждениях и могут испытывать недостаток в психологическом комфорте, таком как чувство важности, уверенности и компетентности.
Включив игровые методы, соответствующие требованиям стандарта, младшие школьники могут играть активную роль в регулировании и анализе собственной деятельности, что приводит к повышению мотивации и интереса к процессу обучения [5]. Эти игры также должны быть разработаны так, чтобы соответствовать изучаемому материалу, гарантируя, что они актуальны и усиливают преподаваемые концепции.
Дж. Хейзинга утверждал, что концепция «играющего человека» выражает фундаментальную функцию, которая является неотъемлемой частью человеческой природы. Игра – это не просто занятие для досуга или развлечения, но это способ, с помощью которого люди выражают себя как личности [21]. Посредством игры дети участвуют в различных видах деятельности, таких как игра с предметами и словесная игра, и общаются со взрослыми и сверстниками, тем самым приобретая информацию о мире и самих себе.
Аналогичным образом, С.А. Шмаков подчеркивал, что игра позволяет детям выражать себя как личности, и именно через игру они участвуют в предметно-ориентированной и вербальной деятельности, а также в общении с другими [27]. Игра предоставляет детям возможности учиться, исследовать и экспериментировать, тем самым способствуя их когнитивному, социальному, эмоциональному и физическому развитию.
Л.С. Выготский, известный психолог и педагог, признал значение игры в развитии человека и обучении еще в 1920-х годах. В своей влиятельной книге «Педагогическая психология» он подчеркивал, что игра – это не случайное или тривиальное действие, а существенный аспект человеческой природы, который последовательно проявляется на разных этапах культурного развития [52].
Л.С. Выготский утверждал, что игра – это не только форма досуга или развлечения, но она также служит высшей цели в развитии человека. Игра организует и облегчает развитие высших форм поведения, поскольку включает в себя сложные задачи, требующие когнитивных, социальных и эмоциональных навыков [52]. Играя, дети участвуют в мероприятиях, требующих напряжения, изобретательности, находчивости и совместных усилий, которые стимулируют развитие различных способностей.
Взгляд Л.С. Выготского на педагогическую ценность игры подчеркивает важность игры в содействии когнитивному, социальному и эмоциональному развитию детей. Это подчеркивает идею о том, что игра – это не просто легкомысленное занятие, а фундаментальный аспект человеческой природы, имеющий неотъемлемую образовательную ценность [12]. Эта точка зрения повлияла на современные теории и практики в образовании, включая использование игровых подходов к обучению, которые используют силу игры для эффективного и увлекательного образовательного процесса.
Познавательный интерес служит основой для позитивного подхода к обучению и оказывает значительное влияние на различные когнитивные процессы, такие как мышление, воображение, память и внимание. Когда учащиеся искренне интересуются предметом, их когнитивные процессы становятся более активными и целенаправленными. Они с большей вероятностью будут заниматься критическим мышлением, решением проблем и творческими рассуждениями, а также демонстрировать более высокий уровень воображения и креативности. Познавательный интерес также улучшает память и внимание [45]. Когда учащиеся внутренне мотивированы и заинтересованы в теме, они с большей вероятностью будут активно обрабатывать и кодировать информацию в памяти. Они также с большей вероятностью сохранят свое внимание и концентрации.
В современной дидактике игра признается жизненно важным и естественным способом, с помощью которого дети учатся и развиваются. Это рассматривается не просто как форма досуга или развлечения, но как значимая и целенаправленная деятельность, способствующая целостному развитию детей и самовыражению [51]. Понимание важности игры в развитии ребенка может послужить основой для разработки и внедрения эффективных образовательных стратегий, включая подходы к обучению, основанные на играх, которые используют присущую игре силу для достижения оптимальных результатов обучения.

1.3. Особенности применения игровых методов на уроках окружающего мира в 1 классе и во внеурочной деятельности

С помощью игр учащиеся развивают важные навыки, такие как концентрация, независимое мышление, внимание и стремление к знаниям. Они осваивают новые концепции, идеи и навыки, ориентируясь в незнакомых ситуациях, и часто делают это, даже не осознавая, что они учатся. Игры предоставляют учащимся возможность активно взаимодействовать с содержанием и активно участвовать в процессе обучения, что может привести к повышению мотивации и вовлеченности.
Как упоминалось в книге Г.К. Селевко, эффективность игр зависит от их систематического использования и целенаправленности в сочетании с традиционными упражнениями [42]. Это подчеркивает важность целенаправленной интеграции игровых методов в общую учебную программу и учебный план. Использование игр в качестве педагогического подхода может сделать обучение приятным, значимым и эффективным для учащихся и может повысить их мотивацию к обучению.
В игре обучение может происходить посредством монологов, когда один участник объясняет что-то другим, или посредством диалогов, когда участники задают вопросы, чтобы прояснить свое понимание, также учитель может задавать вопросы ученикам, чтобы оценить их прогресс. Однако в игре процесс обучения более плавный и динамичный, поскольку он происходит благодаря активному вовлечению и взаимодействию с окружающей средой и другими участниками. Одним из уникальных аспектов обучения, основанного на играх, является то, что оно часто является добровольным [12]. Более того, в игре источник знаний может быть не так просто определить, так как все участники вносят свой вклад в процесс обучения. Все, кто участвует в игре, учатся и обучаются через действия, эксперименты и решение задач. Язык действий и взаимодействия становится средством обучения, делая процесс динамичным и погружаемым.
Первым педагогическим условием использования игр в образовании является разработка игр с учетом целей и интересов учащихся. Важно убедиться, что игры соответствуют потребностям развития, возрасту и индивидуальности учащихся, особенно для младших школьников [52]. Игры, которые актуальны и значимы для жизни учащихся, будут для них более увлекательными и мотивирующими.
Принимая во внимание цели и интересы детей, игры могут предоставить им возможность продемонстрировать независимость, настойчивость и заняться интеллектуальной деятельностью. Когда игры разрабатываются с учетом реальных потребностей и интересов учащихся, это создает среду, в которой учащиеся чувствуют себя мотивированными, успешными и заинтересованными в процессе обучения [34]. Игры, соответствующие целям и интересам учащихся, могут способствовать персонализированному обучению. У разных учеников разные сильные стороны, предпочтения и стили обучения, и игры могут быть разработаны с учетом этих индивидуальных различий. Это позволяет школьникам взаимодействовать с контентом в их собственном темпе, в их собственном стиле и в соответствии с их собственными интересами, что может улучшить общие результаты обучения
Другим важным аспектом является то, что игры могут создавать позитивную эмоциональную и социальную среду для учащихся. Когда игры доставляют удовольствие, бросают вызов и включают в себя все, они могут способствовать развитию чувства товарищества и командной работы среди учеников [43]. Совместные игры могут стимулировать учащихся к совместной работе, общению и поддержке друг друга, что способствует развитию социальных навыков, эмпатии и сотрудничества. Более того, игры, которые создают безопасную и благоприятную среду для того, чтобы учащиеся совершали ошибки, рисковали и учились на неудачах, могут способствовать развитию мышления роста, устойчивости и позитивного отношения к трудностям.
Учет целей и интересов учащихся при разработке обучающих игр может повысить их мотивацию, вовлеченность и результаты обучения. Игры, способствующие независимости, настойчивости, интеллектуальной активности и социальным навыкам, а также обеспечивающие индивидуальный и приятный опыт обучения, могут создать благоприятную учебную среду, способствующую целостному развитию учащихся.
Концепция креативности в контексте использования игровых технологий на уроках «Окружающего мира» относится к способности учащихся создавать что-то качественно новое и самобытное, демонстрирующее уникальность, самобытность и социально-историческую значимость [16]. Это определение, часто встречающееся в отечественной литературе, подчеркивает, что результат творческой деятельности должен быть новым и иметь социальную значимость.
При внедрении игровых технологий на уроках это должно выходить за рамки простого использования игр как формы развлечения или отвлечения. Педагогическое условие гласит, что игровая технология должна способствовать творческой и преобразующей деятельности среди учащихся [47]. Более того, игровые технологии также могут предоставить возможности для совместного обучения, когда учащиеся совместно создают свои собственные игры, истории или интерактивные презентации. Это побуждает их творчески мыслить, принимать решения и выражать свою индивидуальность, работая над достижением общей цели.
Например, игровая технология может использоваться для создания виртуальных симуляций, которые позволяют учащимся исследовать и решать реальные проблемы, связанные с окружающей средой, социальными проблемами или научными явлениями. Учащихся можно поощрять к критическому мышлению, предлагать инновационные решения и выражать свои идеи уникальными и оригинальными способами с помощью игровых технологий. Игровые технологии также могут предоставить возможности для совместного обучения, когда учащиеся совместно создают свои собственные игры, истории или интерактивные презентации. Это побуждает их творчески мыслить, принимать решения и выражать свою индивидуальность, работая над достижением общей цели.
Согласно гуманистической парадигме, которую отстаивал С.Л. Рубинштейн, выбор технологии должен основываться не только на требованиях общества, но и на индивидуальных ментальных и личностных характеристиках учащегося [44]. Следовательно, педагогические вмешательства могут быть эффективными только в том случае, если они адаптированы к реальному уровню психофизиологических возможностей каждого отдельного учащегося. Этого можно достичь с помощью специальных методов тестирования или оценки.
Понимание интеллектуального уровня, психологических особенностей и физиологических аспектов учащихся имеет решающее значение для разработки игровых мероприятий, которые являются подходящими и эффективными для них. Это помогает в выборе игровых технологий, которые соответствуют их когнитивным способностям, интересам и стадии развития. Например, младшим школьникам могут потребоваться игры с более простой механикой, меньшей продолжительностью и привлекательными визуальными эффектами для поддержания их внимания и мотивации [42]. Также важно учитывать их индивидуальные предпочтения и интересы, такие как их любимые темы, чтобы сделать игровую деятельность более актуальной и приятной для них.
Проведение специального тестирования или оценок может помочь учителям собрать информацию об индивидуальных характеристиках своих учащихся, включая их когнитивные способности, стили обучения и интересы. Затем эта информация может быть использована для разработки игровых мероприятий, которые соответствуют их потребностям и предпочтениям и обеспечивают оптимальный уровень сложности и вовлеченности. Учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовки учащихся младших классов, учителя могут гарантировать, что игровые технологии эффективно интегрируются в их уроки и способствуют когнитивному развитию значимым и персонализированным образом [42].
Создание благоприятной учебной среды важно для успеха занятий, основанных на играх. Обстановка в классе должна способствовать созданию радостного настроения и поощрять общение, дружелюбие, взаимопонимание и сотрудничество между учащимися. Роль учителя имеет решающее значение в создании такой среды [28]. Учитель должен принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся, включая их характер и темперамент, чтобы гарантировать, что игровые занятия разработаны таким образом, чтобы они соответствовали их интересам, способностям и потребностям.
Когда учащиеся находят обучающие игры актуальными, значимыми и приятными, они с большей вероятностью будут мотивированы и вовлечены в процесс обучения. Это может привести к улучшению когнитивного развития, навыков критического мышления и сохранению знаний. Кроме того, благоприятная учебная среда, способствующая общению и сотрудничеству, может улучшить социальные навыки, эмоциональное благополучие и чувство принадлежности у учащихся.
Учителям важно тщательно учитывать индивидуальные особенности своих учеников при разработке и внедрении игровых занятий в классе. Это включает в себя учет их интересов, способностей, готовности и темперамента, а также создание позитивной и поддерживающей учебной среды [16]. Поступая таким образом, учителя могут эффективно использовать игровые технологии для улучшения учебного опыта своих учеников и продвижения значимых и приятных результатов обучения.
Основные принципы организации игры:
— отсутствие определенной формы привлечения учеников к игре;
— принцип динамики игрового процесса;
— принцип поддержания реальной атмосферы;
— принципы взаимосвязи «игры» и «не игры» (для учителей важен перенос главного значения игрового действия в реальную жизнь детей);
— принцип перехода из простых игр в сложные игровые формы.
Важно, чтобы у игры был четкий и определенный исход или результативность. Это означает, что в игре должны быть определенные задачи, правила и задачи, над достижением которых участники могут работать. Наличие четкой конечной точки или результата придает игре ощущение цели и направления, а также помогает участникам оставаться вовлеченными и мотивированными на протяжении всей игры.
Кроме того, игры могут обеспечить немедленную обратную связь, позволяя учащимся задуматься о своей успеваемости и внести коррективы, чтобы улучшить свое понимание и навыки [20]. Этот цикл обратной связи в играх может ускорить процесс обучения и способствовать развитию саморефлексии, метапознания и навыков критического мышления.
В целом, обучение на основе игр может служить для учителя мощным инструментом активизации деятельности учащихся, способствовать независимому познанию и создавать благоприятную психологическую среду для эффективного обучения. Используя привлекательный и интерактивный характер игр, учителя могут облегчить передачу информации, развить навыки критического мышления и способствовать автономному обучению среди учащихся [23].
Эти педагогические условия имеют решающее значение для успешного внедрения игровых технологий в преподавании «Окружающего мира» или любого другого предмета. Подробнее остановимся на каждом условии.
1. Игры должны разрабатываться с учетом целей и интересов учащихся: Игры должны соответствовать образовательным целям и задачам учебной программы и быть разработаны таким образом, чтобы они были привлекательными для учащихся. Игры также должны учитывать интересы, предпочтения и уровень развития учащихся, чтобы обеспечить их активное участие и мотивацию.
2. Внедрение игровых технологий должно обеспечивать творческую и преобразующую активность учащихся: Игры должны побуждать учащихся к активному участию в процессе обучения, развивая их творческий потенциал, критическое мышление, навыки решения проблем и принятия решений [18]. Игры должны предоставлять учащимся возможность применять свои знания новыми и значимыми способами, способствуя преобразованию учебного опыта.
3. При выборе игр необходимо учитывать индивидуальные особенности и уровень подготовки учащихся начальной школы: игры должны соответствовать возрасту, зрелости и когнитивному уровню учащихся начальной школы. Сложность игр должна соответствовать готовности и способностям учащихся, гарантируя, что они смогут активно участвовать и извлекать пользу из учебного опыта.
4. Педагогические игры должны соответствовать определенным образовательным задачам, требованиям программы к знаниям, навыкам и стандартным требованиям: Игры должны быть разработаны таким образом, чтобы соответствовать учебной программе, целям обучения и стандартам преподаваемого предмета [52]. Игры должны предоставлять учащимся возможности развивать и применять требуемые знания, навыки и компетенции в значимом и аутентичном контексте.
5. Педагогические игры должны соответствовать изучаемому материалу: Игры должны быть тесно связаны с преподаваемым контентом и должны укреплять ключевые концепции, принципы и навыки, охватываемые учебной программой. Игры должны предоставлять учащимся возможность применить полученные знания и закрепить их в веселой и увлекательной форме.
6. Игровые ситуации на уроках «Окружающий мир» создаются на отдельных этапах или весь урок проводится в игровой форме: Обучение на основе игр может быть реализовано различными способами, включая использование игр в качестве отдельных действий в рамках урока или структурирование всего урока в игровой форме. Учитель должен тщательно планировать и конструировать игровые ситуации, гарантируя, что они эффективно интегрированы в план урока и поддерживают цели обучения.
Игровая деятельность может быть использована различными способами в образовательном процессе. Независимая технология: игры могут использоваться как самостоятельные методы для освоения концепции, темы или даже раздела школьного предмета. С помощью хорошо разработанных обучающих игр учащиеся могут активно взаимодействовать с содержанием, применять свои знания и развивать более глубокое понимание материала. Элемент более общей технологии: игры также могут быть включены в качестве элемента более широкого подхода к обучению. Например, геймификация, которая предполагает использование элементов игрового дизайна в неигровых контекстах, может использоваться для повышения мотивации, вовлеченности и результатов обучения по различным предметам и дисциплинам. Урок или часть урока: игры могут использоваться как часть урока, например, в качестве введения или формы оценки. Например, использование развивающих игр в качестве разминки или формы формирующей оценки может помочь создать более интерактивный и динамичный учебный процесс для студентов. Внеклассная работа: игры также могут использоваться как технология для внеклассных мероприятий, таких как образовательные клубы, программы после школы или образовательные мероприятия. Обучающие игры могут обеспечить учащимся увлекательный и приятный способ продолжить обучение вне обычной классной комнаты.
Используя игры в качестве метода преподавания и усвоения знаний, преподаватели могут создать более интерактивную, привлекательную и эффективную среду обучения для учащихся [27]. Игры могут способствовать активному участию, критическому мышлению, решению проблем и практическому применению знаний, что приводит к улучшению результатов обучения и более глубокому пониманию предмета.
Игровые технологии выполняют три основные функции в образовании:
1. Инструментальная функция: Игровая технология может быть использована для развития и улучшения определенных навыков и умений у учащихся. Например, обучающие игры могут помочь учащимся улучшить свои навыки решения проблем, критического мышления, принятия решений и моторики, среди прочего.
2. Гностическая функция: Игровая технология может облегчить приобретение знаний и способствовать развитию навыков мышления студентов. Развивающие игры могут быть разработаны в соответствии с содержанием и целями учебной программы, помогая учащимся усваивать и сохранять информацию в веселой и увлекательной форме. Игры также могут стимулировать навыки мышления более высокого порядка, такие как анализ, оценка и синтез, поскольку учащиеся ориентируются в сложных ситуациях и принимают стратегические решения.
3. Социально-психологическая функция: Игровая технология может способствовать развитию коммуникативных навыков и способствовать социальному взаимодействию между учащимися. Обучающие игры могут способствовать сотрудничеству, командной работе и навыкам общения, поскольку учащиеся работают вместе для достижения общих целей. Игры также могут создавать непринужденную и эмоциональную обстановку, поощряя студентов свободно выражать свои идеи и мнения.
Эффективность игровых техник в обучении зависит от двух ключевых факторов. Систематическое использование: игровые технологии следует использовать последовательно и регулярно, а не как отдельные мероприятия. Включение игр в качестве повторяющегося элемента в урок или учебную программу может помочь учащимся развить чувство знакомства и комфорта с этим подходом и укрепить результаты обучения с течением времени. Целенаправленность: игры должны быть специально разработаны для достижения образовательных целей урока или учебной программы. Их следует использовать не просто для развлечения или как отвлекающий фактор, а скорее, как инструменты для поддержки конкретных целей обучения. Игры должны соответствовать содержанию, навыкам и компетенциям, которых должны достичь учащиеся, и должны быть тщательно интегрированы в учебный план.
Соблюдая эти педагогические условия, учителя могут создать благоприятную среду обучения, используя игровые методы, которые могут способствовать активному вовлечению, мотивации и познавательной активности учащихся. Правильно разработанные и внедренные игры могут улучшить процесс обучения, сделав его приятным, значимым и эффективным для учащихся начальной школы по предмету «Окружающий мир».

 

Выводы по первой главе

Игровые методы в образовательном процессе младших школьников могут быть эффективным инструментом для стимулирования интереса и мотивации к обучению. Игры могут помочь учащимся лучше усваивать учебный материал и развивать навыки и компетенции, такие как критическое мышление, коммуникативные навыки, творческий потенциал и социально-эмоциональная зрелость.
Игры могут использоваться как основной метод обучения или как дополнительный элемент в учебном процессе, чтобы разнообразить его и сделать его более интересным для учащихся. Игры могут также быть использованы для углубления знаний учащихся, проверки их понимания учебного материала, повторения и закрепления изученного материала.
Важно отметить, что игровые методы должны быть грамотно вписаны в учебный процесс и соответствовать содержанию изучаемой темы и целям урока. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и создавать игровые ситуации, которые будут подходить для всех учащихся.

Страницы: 1 2

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф