ВВЕДЕНИЕ
Явление инфляции охватывает многие страны мира, оказывает существенное влияние на социальную ситуацию и не вызывает сомнения в своей актуальности.
Вследствие частой непредсказуемости и сложности инфляционных процессов, государствам сложно выбрать определенные модели и инструменты для их замедления и улучшения состояния экономики в целом. Кроме того, события политической и общественной жизни оказывают на инфляцию не меньшее влияние, чем денежные факторы, поэтому сейчас, в условиях обострения международных отношений, выбор верных способов защиты национальной экономики играет критически важную роль.
В последние годы в мире наблюдается тенденция постоянного роста цен. Если в прошлом возрастающий тренд был временным, то сейчас обратился в «хроническую форму». Этот показатель является лишь одним из признаков инфляции, но уже достаточен для рассмотрения направления антиинфляционной политики как важной макроэкономической проблемы современности. К другим порождениям обесценивания денег относится также снижение реальной заработной платы, различных трансфертных выплат государства и развитие неофициальной экономической деятельности. Все это ведет к ухудшению качества жизни, которое страны пытаются различными способами не допустить.
Целью данной работы является исследование инфляции, составляющих антиинфляционной политики государства в рыночной экономике.
Исходя из поставленной цели в рамках данной работы предполагается решение следующих задач:
— изучение понятия и методов оценки инфляции;
— выявление видов инфляции;
— рассмотрение социально-экономических последствий инфляции;
— определение понятия и содержания антиинфляционной политики;
— оценка инструментов и методов антиинфляционной политики;
— анализ видов антиинфляционной политики, а так же факторов, влияющих на выбор типа антиинфляционной политики.
Объектом исследования в работе выступает антиинфляционная политика России.
Предметом исследования в работе является инфляция.
В данной работе были использованы следующие работы в области исследования антиинфляционной политики и ее составляющих факторов: Алехина Б.И., Белоусова Е.С., Винокурова М. А., Всяких Ю.В., Федорова К.С., Черемсина В.Е., Шпалтакова В.П. и др.
Теоретической и методологической основой данного исследования стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие направления антиинфляционной политики, инструменты и методы ее реализации.
В работе использовались нормативные акты Центрального Банка РФ, регламентирующие реализацию мер антиинфляционной политики, материалы научных конференций и семинаров по изучаемой тематике, материалы периодических изданий, а также информация официальных сайтов в сети Интернет.
Понятие и методы оценки инфляции
Термин «инфляция» произошел от латинского корня «inflatio» — набухание, вздутие, распухание.
И соответственно, относительно денежной массы можно говорить об увеличении «вздутии» последней. Инфляция — это процесс обесценивания денег, вследствие переполнения каналов товарного обращения денежной массой.
Инфляция — это величина, характеризующая макроэкономическую нестабильность в экономике, которая, как уже было отмечено, выражается в повышении общего уровня цен. При этом цены могут повышаться неравномерно, цены на некоторые товары могут резко подскочить, на другие повышаться более медленно, а на остальные товары цены могут не изменяться.
Инфляция сопровождается «инфляционным ожиданием», что отражается в поведении и психологии покупателя и продавца. Таким образом, очередная инфляция заставляет покупателя увеличивать количество текущих покупок, а продавца — как можно медленнее реализовывать продажу своих товаров. Эти противоположные действия приводят к стихийному росту цен, противопоставляют спрос предложению и отрицательно сказываются на экономике. Часто обуздание «инфляционного ожидания» бывает сложнее, исходя исключительно из решения экономических проблем[1].
В экономической литературе есть множество определений, которые раскрывают причины и последствия инфляции или же представляют ее других характеристики. Хотя ни одно из них не представляет инфляцию с ее проявлениями, причинами, последствиями, влиянием на внешний мир и методами измерения полностью.
Ниже приведенные определения, конечно, дают разностороннее, целостное представление о таком явлении, как инфляция, но каждое из них, в свою очередь, считается неполным, так как упускает из виду ту или иную характеристику явления.
Бронфенбреннер и Гольцман различают четыре определения инфляции:
- Инфляция появляется при наличии избыточного спроса, когда « большое количество денег преследует небольшое количество товаров».
- Инфляция — это увеличение денежных запасов или прибыли из расчета на душу населения.
- Инфляция — это рост уровня цен с дополнительными коэффициентами и условиями, она не предусмотрена полностью и приводит к дальнейшему росту цен (посредством продаж), не увеличивает занятость, и реальный результат выше, чем какой-то « безубыточный» темп роста. Это — монетаристское явление, измеряется на основе изменения цен, не включая косвенные налоги и субсидии, она является необратимой.
- Инфляция — это падение внешней стоимости денег, выраженное в обесценивании стоимости валюты или золота при увеличении избыточного спроса[2].
Первые два подхода приводят к условию превосходства темпов роста целостного предложения относительно целостного спроса (или предложения денег) и совпадают с известной формулировкой М. Фридмана: «инфляция всегда и везде является монетарным явлением и может возникать в условиях роста денег относительно роста ВВП»[3].
Третье определение непосредственно представляет проявления инфляции, некоторые свойства, методы измерения и, в отличие от первых двух, не объясняет ее причины. Что же касается четвертого определения, оно придает особое значение развитиям внешнего мира.
Согласно другому автору: «инфляция — это явление, когда твои деньги не имеют той покупательной способности, как тогда, когда у тебя не было такого количества денег» (автор неизвестен). Это определение относится исключительно к демонстрации роста цен и ничего не говорит о его причинах и последствиях.
Лайдлер и Паркин определяют инфляцию, как « процесс беспрерывного роста цен или, что является тем же самым, падения стоимости денег»[4]. Это также представляет демонстрирование роста цен.
Такое разнообразие формулировок исходит из-за проблемы неполноты имеющихся определений. По этому поводу теоретик инфляции Фриш отмечает, что задачи, связанные с инфляцией, возникают не в процессе объяснения этого явления, а уже в процессе его формулирования.
Несколько его комментариев дополняют вышеприведенные последние определения, делая их более точными и детальными.
— Инфляция не является одноразовым или кратковременным повышением общего уровня цен.
Также нельзя считать инфляцией рост цен в процессе подъема экономики, что нейтрализуется в периоды упадка снижением цен. Только необратимый рост цен можно квалифицировать как инфляцию.
— Рост цен на отдельные товары также нельзя считать инфляцией, поскольку инфляция — это повышение общего уровня цен, средний показатель всех цен.
— Некоторые не считают инфляцией рост годового общего уровня цен ниже 1%. Инфляцией можно считать такое повышение общего уровня цен при котором хозяйствующие субъекты пробуют уточнить свои ожидания. Однако, это субъективная оценка[5].
Фактически, если принять критерии, схожие с определением, (одновременно проявления, причины, последствия, измерение, влияние внешней среды и т.д.) то можно сказать, что в литературе не существует целостного, точного определения инфляции.
В современных учебниках инфляция определяется, как «повышение общего уровня цен».
Д. Ренсон в энциклопедии, опубликованной популярным экономическим журналом «Fortune», определяет инфляцию, как снижение покупательной способности, которое обычно сопровождается повышением цен на товары и услуги»[6].
Методология измерения инфляции Росстата основана на международных стандартах, принятых Международной конференцией статистиков труда, МВФ, ОЭСР, Евростатом, Всемирным банком. Последний раз качество статистики цен в России проверял в 2013 году ОЭСР. Согласно её докладу «Оценка ОЭСР практики сбора и расчёта важнейших статистических показателей России» практика измерения инфляции в России соответствует большинству международных стандартов, хотя некоторые требования ещё предстоит внедрить.
Росстат регистрирует цены на 600 видов товаров и услуг. Каждый вид отслеживается как минимум по 5 конкретным маркам в каждом регионе. В среднем, на каждый товар в одном регионе приходится 18 марок. Список марок, как правило, не меняется в течение года. Это способствует сопоставимости данных, но может приводить к завышению общей инфляции. Фиксация не позволяет учитывать эффект замещения: потребители обычно переходят на более дешевые марки.
Росстат фиксирует розничные цены, но не учитывает большое количество скидок: на товары ненадлежащего качества, на товарные остатки, определенным группам лиц, по картам лояльности, скидки при покупке определенного количества товаров, краткосрочные акции (меньше недели). Однако исследования (Ромир, Neilsen) показывают, что 30-50% покупок происходят по различным промо акциям, и их доля растёт. Понятно, что скидки искажают оценку, но трудно сказать систематически занижают или завышают. Отметим, что это проблема не только Росстата, но и других статистических агентств. В частности, ЕС и Великобритания также не учитывают некоторые виды скидок, пока безвыходно признавая искажение итоговых оценок.
Для измерения уровня инфляции используют показатели:
- Индекс потребительских цен — отношение стоимости потребительской корзины в данном году к ее стоимости в базисном (с которым сравниваются цены) году. Таким образом, ИПЦ отражает изменения стоимость определенного набора предметов потребления, обеспечивающего минимальный (рациональный) уровень потребления.
- Темп роста цен за какой-то период исчисляется как отношение разности между ИПЦ данного года и ИПЦ базисного года к ИПЦ базисного года (в %).
- Дефлятор ВНП тоже является показателем инфляции:
Д=ВВПном. /ВВПреал. *100%. (1)
Еще один альтернативный показатель инфляции – дефлятор Ромира. В отличие от ИПЦ Росстата, основанного на динамике цен заранее определенной корзины товаров и услуг, дефлятор Ромира рассчитывается на основе данных о реально осуществленных покупках. Такой подход позволяет анализировать не изменение ценников, а изменение стоимости фактической потребительской корзины населения.
Классификация видов инфляции
Существуют следующие виды и типы инфляции:
— умеренная;
— ползучая;
— галопирующая;
— гиперинфляция.
Рассмотрим каждый вид по отдельности.
Первая, умеренная инфляция – в данной инфляции рост цен низок и не превышает 10% в год. Этот вид не представляет серьёзных угроз экономике[7].
Так же такую инфляцию называют естественной, так как такой рост цен не мешает экономической системе развиваться благополучно, и не предоставляет проблем ни производителям, ни потребителям.
Вторая, ползучая инфляция – в данной инфляции рост цен от 10 до 20% в год. Этот вид уже представляет некую опасность для экономической системы, здесь же возникает угроза перехода в галопирующую инфляцию. Во избежание этого требуется корректировка денежной политики государства.
Третья, галопирующая инфляция – в данной инфляции рост цен уже от 20 до 200% в год. В период этой инфляции экономическая деятельность носит депрессивный характер, и подобное может длиться достаточно большой период времени. В этот период отсутствуют всяческие стимулы для предпринимательской деятельности, потому что получаемые прибыли будут «забираться» инфляцией. Так же во время галопирующей инфляции возникают серьезные экономические нарушения, это выражается в ускоренном обесценении денег и поэтому население, как можно скорее пытается материализовать свои денежные средства. От этого всего финансовые рынки приходят в упадок. Галопирующая инфляция требует полностью и кардинально пересмотреть всю денежную политику.
И, наконец, четвертая, гиперинфляция – в данной инфляции рост цен превышает 200% в год. Подобная инфляция требует принятия серьёзных решений не только экономического характера, но и политического, так как данная инфляция стремительно ведет к распаду страны, если не предпринимать никаких усилий. Прежде всего, гиперинфляция ведет к распаду товарно-денежных отношений. В период и в условиях гиперинфляции деньги не представляют практически никакой ценности, возникает преимущественно бартерный обмен. Полная классификация видов инфляции представлена в приложении 1.
Литература
[1] Белоусов Е.С. Инфляция и антиинфляционная политика в РФ: практическое пособие. М.: Лаборатория книги, 2012. – 322 с. [2] Bronfenbrenner M., Holzman F., A Survey of Inflation Theory, American Economic Review, 53(4), September 1963, p. 599. [3] Friedman M. The Counter-Revolution in Monetary Theory, Institute of Economic Affairs, Occasional Paper 33, 1970, p. 24. [4] Laidler D., Parkin M. Inflation — A Survey, Economic Journal, 1975, December 85, p. 741. [5] Frisch H. Theories of Inflation, Cambridge Surveys of Economic Literature, Cambridge University Press, Cambridge, 1990, p. 9. [6] The Fortune Encyclopedia of Economics, edited by Handerson D., A Time Warner Company, 1993, p. 211. [7] Черемсин В.Е. Причины и формы проявления инфляции в национальной экономике на современном этапе М.: Лаборатория книги, 2012. — 97 с.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
|---|---|
|
|
|
