Заявка на расчет
Меню Услуги

Информационное обеспечение управления действиями сил ГЗ в ходе ликвидации ЧС. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


Матрица считается согласованной, если индекс согласованности матрицы k ≤ 0.1. В случае значения индекса согласованности матрицы k ≥0.1, согласованность матрицы находится вне допустимых пределов и необходимо пересмотреть результаты попарного сравнения элементов соответствующего уровня иерархии.

Работа с методом МАИ носит итерационный характер, итерации производятся до получения допустимых значений индекса согласованности матрицы.

Общая процедура применения метода анализа иерархий применена в данной работе в виде расчетного модуля выполненного на базе табличного процессора Excel.

Для проведения расчетов с использованием метода МАИ в табличном процессоре создана форма ввода исходных данных выполненная в виде иерархической пирамиды на три расчетных уровня, в каждом уровне может иметься до 10 элементов. Элементы, предназначенные для сравнения необходимо ввести в ячейки, наглядно выполненной, иерархической пирамиды. Для придания листу постоянных параметров форматирования, все ячейки листа кроме подлежащих изменению защищены имеющимися встроенными средствами. Лист назван «ВВОД»

После ввода в наглядно представленную таблицу, анализируемые элементы представляются в виде списка элементов по уровням иерархии с помощью, задания функции установки ссылок на ячейки представленные на листе ввода данных. Данная процедура проводится для формирования вектора приоритетов в виде таблицы. Лист назван «ИЕРАРХИЯ».

Следующим шагом для выполнения расчетов стало создание матриц парных сравнений для элементов первого уровня между собой, и влияния пар элементов нижестоящего уровня на каждый элемент вышестоящего. Этот лист назван «МАТРИЦЫ». Лист состоит из 21-ной первичной матрицы позволяющей производить парные сравнения. Рис 11. Данная первичная матрица формирует парные сравнения для следующего листа и получает итоговые значения после работы экспертов. Матрица состоит как из текстовых, так и числовых значений. Цифры 1 или 0 на сером фоне являются индикаторами наличия элемента в анализируемой иерархии. Элементов для анализа в каждом уровне может быть от 1 до 10. В случае отсутствия элемента значения в первичной матрице обнуляются.

Данные из ячеек первичной матрицы с помощью установки ссылок представляются на листе «ПАРНЫЕ СРАВНЕНИЯ». На данном листе в удобной форме излагаются пары элементов для определения сравнительной оценки их влияния на элемент вышестоящего уровня. Специально написанный макрос перемещает таблицу парных сравнений, высвечивая на экране монитора очередную пару значений. Эксперт, пользуясь кнопками перемещения, вводит необходимые значения в колонки. В нашем случае форма ввода значений поддерживает работу 8 экспертов, общая оценка каждого фактора дается как

Рис. 10 Первичная матрица.

 

среднее арифметическое из заполненных колонок. Для вовлечения в подсчет баллов только заполненных колонок в итоговую ячейку введена следующая функция: =ЕСЛИ((BA6+BB6+BC6+BD6+BE6+BF6+BG6+BH6)>0;(BA6+BB6+BC6+BD6+BE6+BF6+BG6+BH6)/(8-СЧИТАТЬПУСТОТЫ(BA6:BH6));1)

Так как данные указанной ячейки будут использоваться в матрице приоритетов, то в показанную выше функцию встроено условие, в случае если сумма всех ячеек будет равна нуль, значение результирующей ячейки равно единице. Таким образом, удается исключить деление на ноль и получить обозначение пустых ячеек. В дальнейшем при построении матрицы приоритетов будет применен еще один защитный код, позволяющий избежать деления на ноль при вычислении вектора приоритетов.

Итоги парных сравнений в результате работы экспертов при помощи метода связанных ячеек будут отображены в четвертой колонке первичной матрицы.

По результатам, отображенным в первичной матрице, формируется матрица приоритетов, где определяется вектор приоритетов.

Для исключения автоматического ввода в матрицу нулевых значений, в каждой ячейке введен следующий функционал: =ЕСЛИ(J19>0;L18/L19;1), определяющий все некорректные значения как единицу.

В последующем по значениям матрицы определяется вектор приоритетов одним из наиболее точных методов:

— определяется произведение всех элементов каждой строки матрицы приоритетов; ( =AP6*AQ6*AR6*AS6*AU6*AV6*AW6*AX6*AY6*AT6)

— извлекается корень m-й степени из полученных произведений; (=СТЕПЕНЬ(BA6;1/$BA$4))

— определяется сумма полученных корней;

— производится нормализация полученных корней путем их деления на сумму значений корней;

По завершению процедуры определения вектора приоритетов, производится определение согласованности матрицы:

— определяется произведение матрицы приоритетов на полученный вектор столбец приоритетов, (=ЕСЛИ(BD6>0;AP6*BD6+AQ6*BD7+AR6*BD8+ AS6*BD9+AT6*BD10+AU6*BD11+AV6*BD12+AW6*BD13+AX6*BD14+AY6*BD15;0));

— производится деление координат полученного вектора столбца на соответствующие координаты вектора приоритетов, и определяются величины gi= di/bi, i= 1,2,….m. (=ЕСЛИ(BD6>0;BF6/BD6;0));

— определяется среднее значение полученных величин, равное λ=1/m(g1+g2+….+gm), (=1/BA4*(BG6+BG7+BG8+BG9+BG10+BG11+BG12+BG13+BG14));

— определяется индекс согласованности по формуле 2.5, (=(BH4-BA4)/(BA4-1));

— определяется коэффициент согласованности по формуле 2.4, (=BI4/0,9);

Аналогичные процедуры производятся и в остальных матрицах данного листа.

Окончательная стадия расчетов представляет собой формирование матриц приоритетов 1-го и 2-го порядков.

Матрица приоритетов 1-го порядка представляет собой m транспонированных векторов приоритетов влияния акторов 3 уровня на деятельность служб. На основании данных обобщенной матрицы первого порядка формируется вектор приоритетов 1-го порядка, координаты которого характеризуют влияние элементов третьего уровня на заданный элемент вышестоящего уровня.

Обобщенная матрица приоритетов второго порядка формируется из транспонированных векторов приоритетов первого порядка. Обобщенный вектор второго порядка определяется путем произведения матрицы второго порядка, на вектор-столбец координаты которого характеризуют влияние элементов 1 уровня на выполнение общей цели.

Результаты анализа приоритетов информационных потоков влияющих на выполнение АС и ДНР приведены в таблице 2.

Таблица 2. Векторы приоритетов для исследуемой иерархии.

Наименование подцели, факторов, акторов Коэффициент
  1 уровень  
1 Оказание ПМП пострадавшим. 0,16096
2 Локализация источника заражения, подавление опасных факторов. 0,15861
3 Поиск и извлечение пострадавших 0,13337
4 Разбор завалов 0,1223
5 Первоочередное ЖОН 0,1223
6 Эвакуация из зоны ЧС. 0,11215
7 Ликвидация аварий на КЭС 0,11215
8 Локализация и тушение пожаров 0,07815
  2 уровень  
1 Медицинская служба 0,11103
2 Отдел оперативного планирования 0,11061
3 Поисково-спасательная служба 0,10566
4 Служба РХБЗ 0,10472
5 Службы тыла 0,10251
6 Служба связи с общественностью 0,10128
7 Противопожарная служба 0,10098
8 Инженерная служба 0,09183
9 Тех. служба. 0,08584
10 Служба охраны общественного порядка 0,08555
  3 уровень  
1 Информация от старшего ОУ. 0,142119959
2 Морально -психологическое состояние личного состава подразделений. 0,120828625
3 Характеристики ЧС. Поражающие факторы. 0,120867321
4 Укомплектованность подразделений и формирований личным составом. 0,120065632
5 Накопленная информация, базы данных, расчеты, документы 0,116776945
6 Мор.-псих. состояние населения в районе ЧС. 0,103042401
7 Состояние и возможности техники и технических средств проведения работ, их наличие. 0,094512629
8 Количество и состояние материальных средств. 0,090904654
9 Характеристики объектов и территории в зоне ЧС. 0,090881834

 

Выводы:

 

Взаимодействие информации и энергии в системе является основным процессом, определяющим характеристики системы.

С увеличением энергии в системе увеличивается количество энтропии, с увеличением количества информации в системе количество энтропии снижается, а повышаются вероятностные характеристики системы.

Информация подчиняется всем физическим законам и имеет собственные закономерности.

Информация не существует без носителя и имеет кодово-понятийную структуру подчиненную строгой иерархии.

Потребность системы в информации имеет периодический характер.

Главное условие развития это способность накапливать информацию.

Природа чрезвычайной ситуации содержит в своей основе резкое изменение соотношения количества энергии и информации в системе. Для предупреждения возникновения ЧС необходимо выполнять мероприятия направленные на заблаговременное накопление информации с целью использования ее в процессе ликвидации ЧС.

Система гражданской защиты населения и территорий направлена на выполнение задач связанных с ликвидацией последствий ЧС. Рабочий цикл системы ГЗ состоит из сбора информации о ЧС, распределения информации среди имеющихся в подчинении и приданных сил (организации работ), выполнении АСДНР, сбора информации о результатах ведения АСДНР.

Ресурсы управления и Информационный фонд, накопленный заблаговременно, является главным условием эффективного применения сил и средств и наиболее полного использования имеющихся ресурсов.

Система контроля за поступающей и распределяемой информацией в органах управления приобретает решающее значение, отражаясь на эффективности управления.

Одним из основных показателей эффективности управления является коэффициент достоверности информации. Он характеризует как количество имеющейся в наличии информации, так и качественную характеристику показателей.

 

3. Выработка предложений по созданию перспективного органа управления для проведения операции ГЗ по ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

 

В целях оптимизации процесса управления силами ГЗ в ходе ликвидации ЧС, снижения расхода ресурсов, увеличения производительности выполнения работ, снижения ущерба от ЧС необходимо создание органов управления отвечающих современным требованиям.

 

3.1 Организационные предложения.

 

Организационная структура органа управления представлена на рис. 13.

Основным отличием предлагаемой структуры органа управления от применяемой в настоящее время является выделение задач по информационному обеспечению управления действиями сил ГЗ в ходе ликвидации последствий ЧС и возложение задач по их выполнению на отдельную специально организованную, структуру, в органе управления.

Отдел информационного обеспечения предназначен для обработки больших объемов информации в условиях подготовки и проведения работ по ликвидации последствий ЧС. Организации контроля за ходом выполнения задач подчиненными и взаимодействующими силами.

Основные задачи отдела информационного обеспечения:

1) обобщение данных ситуации и представление их на естественном языке, используемом командиром и подчиненными при выработке решений;

2) ввод данных ситуации в компьютерную сеть с использованием специальной диалоговой системы и комплекса меню;

3) преобразование данных ситуации в соответствии с имеющимися классификаторами для поиска аналогичных ситуаций в банке данных;

Рис. 11. Организационная структура органа управления.

 

4) определение в банке данных аналогичной ситуации (или множества аналогичных ситуаций); в случае, если ситуация встречается впервые, то она вводится в базу данных;

5) проведение дополнительных расчетов (при необходимости) для определения количественных данных принимаемого решения;

6) поиск в банке данных вариантов решений или форм их представления, соответствующих введенной ситуации; в случае, если искомый вариант решения не найден в базе данных, то выработка решения осуществляется обычным порядком;

7) уточнение (при необходимости) найденных вариантов решений или форм их представления с использованием дополнительных количественных данных и вывод полученных вариантов на экран монитора и принтер;

8) выполнение принятого решения и оценка его эффективности; в том случае, если принятое решение корректируется в процессе его выполнения, то данные корректировки вводятся в банк данных; в том случае, если решение было принято обычным порядком, то оно вводится в банк данных только после положительной оценки его эффективности.

Выполнение указанных задач отделом информационного обеспечения выполняется в ходе обеспечения работы основных направлений информационного обмена в системе ГЗ. Схема организации работы оперативного штаба с включением органа информационного обеспечения показана на рис. 11.

 

3.2 Технические предложения

 

Отдел информационного обеспечения является ядром системы позволяющей автоматизировать работы по управлению силами ликвидации ЧС и органичной частью информационной системы всего региона.

Основой построения системы такого типа является разработка ее информационной модели. В состав информационной модели входят методики обработки данных по направлениям, способы производства расчетов на действия сил ликвидации ЧС, позволяющие оперативно получать наиболее точные данные об обстановке в районе ЧС, состоянии и возможностях имеющихся в наличии сил и средств, объемах и способах выполнения работ по ликвидации ЧС.

Информационная модель системы должна учитывать требования пользователей на всех уровнях, технические возможности сил и средств ликвидации ЧС, людские ресурсы и другие факторы, влияющие на процессы возникновения и ликвидации ЧС. Схема информационной системы с логической структурой взаимодействия ее модулей представлена на рис. 12.

Блок управления НСИ – предназначен для отображения необходимых данных, результатов расчетов, графиков и диаграмм в группе управления, а так же для автоматизации процесса представления докладов, донесений и сводок в вышестоящий орган управления.

Рис. 12 Схема информационной системы с логической структурой взаимодействия ее модулей

 


БД (внутренние данные)
– предназначена для сбора и обобщения данных о состоянии сил, средств и материально технических ресурсов находящихся в подчинении и взаимодействующих с органом управления. Представляет необходимые данные в модуль Нормативно-справочной информации.
Модуль нормативно-справочной информации — предназначен для автоматизации введения полного справочника о состоянии сил и средств ликвидации ЧС, наличии состоянии МТС, составе группировки сил, состоянии населения в зоне ЧС, оборудовании и состоянии объектов экономики, состоянии окружающей среды в районе ЧС, характеристики ЧС.

БД (внешние данные) — предназначена для сбора и обобщения данных о состоянии населения, объектов экономики, окружающей среды, в районе ЧС, учета показателе характеризующих поражающие факторы ЧС. Представляет необходимые данные в модуль Нормативно-справочной информации.

Расчетный модуль – предназначен для производства основных расчетов на действия подчиненных сил и средств привлекаемых для ликвидации ЧС. Представляет необходимые данные в модуль Нормативно-справочной информации.

Перечень основных расчетов.

При организации передвижения войск и сил.

Расчет марша;

Расчет на перевозку железнодорожным (воздушным, морским, речным) транспортом или комбинированным способом.

При организации и проведении спасательных и других неотложных работ.

Ориентировочный объем предстоящих работ по их основным видам:

а) отыскание пострадавших и эвакуация их из опасных зон;

б) оказание медицинской помощи нуждающимся;

в) эвакуация населения из опасных зон для проживания районов;

г) проведение неотложных аварийных работ на коммуникационных сетях;

д) проведение специальной обработки, дегазации, дезактивации;

е) расчеты и предложения по организации и ведению разведки.

Расчет количества сил и средств, необходимых для выполнения установленного ориентировочного объема работ:

  • возможности подразделений, в/ч по ведению АС и ДНР за 10 часов работ, за 1 смену и т.д.;
  • расчеты и предложения по укомплектованности войск и сил боеспособности по радиационному показателю;
  • расчет и предложение по восполнению потерь в л/с;
  • расчеты и предложения по переформированию и изменению орг. штатной структуры соединений и частей;
  • данные о составе подчиненных соединений частей;
  • расчет возможных вариантов распределения и применения сил и средств по основным объектам работ;
  • расчеты потребного количества моторесурсов, ГСМ, продовольствия и т.д.
  • расчеты возможного выхода из строя и боевых потерь техники;
  • расчет расхода военно-технического имущества, материальных средств;
  • расчет возможностей по ремонту техники и вооружения;
  • расчеты по восполнению технического имуществ;
  • расчеты по обеспечению войск материальными средствами, объему, очередности и срокам из подвоза;
  • расчет по организации обороны и защиты ПУ РЦ;
  • расчет по организации защиты войск от ОМП;
  • расчет сил и средств для организации управления.

Модуль планирования действий – предназначен для автоматизации процесса планирования действий подчиненных сил и средств по ликвидации ЧС. Представляет необходимые данные в модуль Нормативно-справочной информации.

Модуль документы управления — предназначен для отработки документов управления войсками и подчиненными формированиями на любых типах носителей. Представляет необходимые данные в модуль Нормативно-справочной информации.

Программное обеспечение работы информационной системы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к системам такого типа:

  1. Гибкость программного обеспечения, широкие возможности по модификации.
  2. Простота подключения новых программных комплексов реализующих другие функциональные задачи.
  3. Простота реструктуризации баз данных.
  4. Возможность модификации документов ввода и вывода.
  5. Модульная структура.
  6. Совместимость программного обеспечения на всех уровнях.
  7. Использование типовых программных комплексов для решения различных функциональных задач.
  8. Удобный пользовательский интерфейс.
  9. Высокое качество, наглядность отрабатываемых документов.
  10. Гарантированная целостность накопленных данных.
  11. Защита данных от несанкционированного доступа.
  12. Необходимый уровень достоверности на всех этапах обработки и хранения информации.

3.3 Структурная схема

 

Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей ответственности, позволяющие наиболее эффективно достигать поставленной цели.

Отдел информационного обеспечения действий сил ГЗ в ходе ликвидации ЧС должен иметь матричную структуру. При данном типе построения наряду с линейным подчинением имеется подчинение по выполнению отдельных временных функций

В условиях повседневной деятельности операторы функциональных направлений проводят работу по обновлению данных в соответствующих базах данных и модулях. Дежурная смена или дежурный оператор поддерживает круглосуточное функционирование системы информационного обеспечения и проведение мероприятий по сбору информации в случае возникновения ЧС.

 

3.4 Функциональная схема.

 

В ходе работы отдел информационного обеспечения выполняет следующие функции.

Информационный обмен с вышестоящими органами управления должен иметь заданную интенсивность, которая может быть достигнута лишь в результате применения современных технологий обработки и передачи данных. Глубина информационного разрешения на направлениях сосредоточения основных усилий должна быть максимальной..

Управление ресурсами – в принципиальном подходе соответствует принципам и методам управления производством. Такие системы, как правило, имеют единую базу данных, содержащую тщательно организованные данные позволяющие рассчитывать потребности в ресурсах с учетом возникающей и изменяющейся обстановки, производительности труда, временных показателей и других факторов.

Основные требования к системе управления ресурсами:

  1. Упреждение на 2-3 цикла выполнения работ
  2. Возможность обратного планирования от времени окончания работ.
  3. Возможность определения критической компоненты.
  4. Быстрый перерасчет, большая степень формализации данных.
  5. Заложенная система приоритетов.
  6. Возможность задания контрольных точек и определения суммы контрольных показателей для описания состояния в заданных точках.

Управление подразделениями – соответствует классическому пониманию управления. Функциональным содержанием, которого будет набор стандартных функций управления. В целях обеспечения процесса управления необходима система подготовки документов управления, позволяющая сократить время на выполнение оформительских работ. Для повышения эффективности управления доведение решения до подразделений должно быть организованно в автоматизированном режиме с целью сокращения времени на обработку полученной информации в электронном виде. Подача предложений в ходе формирования решения старшего начальника и другие документы необходимые для организации планирования предстоящей операции необходимо формализовать и представлять в электронном виде.

Управление психосоциальными процессами среди населения в районе ЧС должно осуществляться по трем направлениям.

Исключение сокрытия или искажения информации в интересах группы лиц. Недопущение информационного голода среди населения и возникновения на этой почве слухов и панических настроений. Для выполнения этой задачи необходимо организовать ритмичное и максимально полное информирование населения об обстановке в районе ЧС, причинах возникновения и действиях сил по ее ликвидации, а также о правилах поведения населения в районе ЧС.

Обеспечение выполнения всем населением, находящимся в зоне ЧС правил поведения и требуемых действий.

Взаимного сочетания методов прямого управления и координации.

Обеспечение взаимодействия с министерствами и ведомствами в основе своей имеет совместимость форматов представления данных, позволяющее проводить сбор и обобщение данных на электронном, автоматизированном уровне в соответствии с достигнутыми ранее соглашениями. В случае достижения обмена данными на автоматизированном уровне вопросы организации взаимодействия по задачам, месту, времени, сигналам и др. вопросам будет организовывать значительно проще.

 

Завершая анализ основных функций информационного обеспечения мероприятий по ликвидации ЧС можно сделать вывод что, для организованного проведения операции ГЗ в условиях динамично изменяющейся обстановки, территориальной распределенности задач выполняемых в рамках операции необходимо иметь органы управления, имеющие следующие возможности:

Обрабатывать значительные объемы информации в каждом цикле управления. При этом эффективность управления зависит о количества информации обрабатываемого системой в каждом цикле управления.

Орган управления должен иметь относительно короткий цикл управления.

Орган управления должен производить сбор обработку и распределение информации, имея при этом высокие коэффициенты достоверности.

Иметь возможность накапливания информации о состоянии населения и территорий, состоянии и возможности системы ГЗ, производить динамический анализ обстановки, иметь систему быстрого поиска данных.

Иметь организованную систему распределения сбора информации по источникам и каналам поступления.

 

3.5 Предложения по эксплуатации

 

Основной целью работы отдела информационного обеспечения является повышение эффективности работы органов управления, обеспечение в реальном масштабе времени скоординированных действий имеющихся сил и средств как в условиях ЧС, так и в условиях повседневной деятельности, повышение достоверности, полноты и оперативности обработки информации, относящейся к компетенции органов управления.

Основные задачи:

  1. Хранение информации обо всех состояниях системы ГЗ.
  2. Обновление хранящихся данных, с рассчитанной соответствующим образом периодичностью и сохранением старых значений.
  3. Обеспечение упорядочения получения информации, порядок получения информации, введение единых классификаторов и формата данных.
  4. Обеспечение упорядочения выдачи информации, формат выдачи, очередность.
  5. Учет полученной и выданной информации.
  6. Техническое и программное обеспечение информационного обмена в органе управления.
  7. Группировка и представление информации в органы анализа и вышестоящий орган управления.
  8. Определение потребности системы управления в информации в каждый период времени, постановка задач на поиск и добывание указанной информации органам разведки и службам Системы ГЗ, другим взаимодействующим структурам.
  9. Руководство своими органами сбора информации.
  10. Обеспечение работы средств вычислительной техники и сетевого оборудования в органе управления.

 

Рабочий цикл данной структуры будет представлять собой следующие фазы:

  1. Сбор информации.
  2. Распределение полученных данных между потребителями.
  3. Получение обработанных данных от отделов, служб и взаимодействующих органов управления.
  4. Формирование информационного поля для обеспечения принятия решения.
  5. Создание моделей вариантов выполнения решения. На основе данных собранных Органом информационного обеспечения и по результатам анализа иерархии задач отдел оперативного планирования создает варианты оперативного построения сил и средств для ликвидации ЧС. Одновременно производятся расчеты по видам обеспечения действий сил в рамках операции.
  6. Варианты оперативного построения группировки, распределения задач, организации обеспечения и взаимодействия представляются начальнику органа управления.
  7. После утверждения решения завершается процесс планирования.
  8. Производится распределение информации между подразделениями, отделами, службами, приданными частями и взаимодействующими органами управления. Создаются документы управления на твердых носителях.
  9. Сохранение циркулировавшей информации в специальных хранилищах – архивах для последующего анализа действий, установления ошибок и улучшение алгоритмов обработки информации.

Режим информационного обеспечения осуществляется со следующими особенностями:

Информация, используемая в ходе проведения операции сил ГЗ, может быть разделена по времени на:

Базовую информацию, накопленную до ЧС,- сведения об потенциально опасных объектах экономики, населении, территории, силах и средствах, накопленных материальных и финансовых ресурсах, состоянии транспорта и дорожной сети, прогнозы развития возможных ЧС, планы действий в случае возникновения ЧС, и др.

Оперативную информацию, полученную после ЧС, — причины, характер, поражающие факторы ЧС, зоны сильных разрушений, зоны катастрофического затопления, зоны химического и бактериологического заражения, показатели характеризующие инженерную, медицинскую, пожарную, химико-биологическую, радиационную обстановку в районе ЧС.

 

Информация собирается по двум основным направлениям:

  • Формализованная информация – фиксированные значения различных измерений необходимых для выполнения расчетов входящих в методики прогнозирования ЧС.
  • Неформальная информация — видео, фотосъемка из района ЧС, данные опроса местных жителей.

В ходе сбора информации обслуживаются следующие основные информационные потоки:

  1. Информация от старшего ОУ о задачах, приданных и взаимодействующих силах, их составе и предназначении.
  2. Количество и состояние материальных средств, их расположение, способы доставки.
  3. Состояние и возможности техники и технических средств проведения работ, их наличие степень готовности к выполнению задач, % заправки, запас хода, место расположения.
  4. Характеристики объектов и территории в зоне ЧС. Данные о конструкции объектов, плотности населения, свойствах местности, наличии маршрутов для организации перевозки сил и средств.
  5. Характеристики ЧС. Поражающие факторы, время, место, площади заражения, состояние сооружений, маршрутов движения.
  6. Укомплектованность подразделений и формирований личным составом, степень подготовки к выполнению работ в зоне ЧС. Наличие практического опыта.
  7. Морально — психологическое состояние личного состава органов управления, подразделений и формирований.
  8. Морально — психологическое состояние населения в районе ЧС. Степень и направление влияния СМИ.
  9. Накопленная информация, базы данных, расчеты, документы.

 

Собранная информация распределяется по информационным потокам внутри органа информационного обеспечения в соответствии с заранее разработанным планом информационного обеспечения деятельности органа управления.

В ходе сбора и распределения первичной информации производится сравнение полученных данных с имеющимися в соответствующих планах, производится оценка реальности планирования, первоначальный анализ полученных данных и подготовка к представлению сгруппированных сведений лицу, принимающему решение.

В ходе проведения цикла моделирования, с высокой оперативностью, данные для построения модели запрашиваются в соответствующих службах и отделах и взаимодействующих органах управления.

После утверждения варианта оперативного построения, отдел оперативного планирования завершает планирование, одновременно орган информационного обеспечения проводит анализ плана, определяет ключевые точки контроля его выполнения, периодичность контроля действий различных подразделений, потребность в силах и средствах для организации контроля. Итогом работы является уточненный план контроля.

Распределение информации после принятия решения производится в автоматическом режиме, между службами, подразделениями, приданными частями и взаимодействующими органами управления.

На специальное хранение принимается вся информация, циркулирующая в системе в ходе выполнения цикла управления.

Основу информационного обеспечения систем такого класса представляют собой программные средства с использованием различных существующих платформ. Главной частью программного обеспечения являются тщательно разработанные системы баз данных позволяющие производить анализ закономерностей в различных и порой самых неожиданных направлениях.

Предлагаемый к введению орган информационного обеспечения позволит производить сбор и группировку информации с любой степенью «информационного разрешения». Производить хранение информации в формате доступном для быстрого поиска и представления в органы анализа и производства расчетов. При осуществлении контроля за состоянием сил ГЗ и ходом выполнения поставленных задач орган информационного обеспечения производит съем информации непосредственно с подразделений, минуя промежуточные органы управления, что увеличит точность информации представляемой для руководства. ОИО имеет возможность организовать снабжение информацией отделов и служб органа управления любого уровня.

При введении ОИО существенно увеличится устойчивость системы управления так как «память» системы может тиражироваться и в случае выхода из строя основного органа управления, орган управления дублер начнет выполнение своих функций не со сбора информации, а с того момента, на котором прекратил функционирование основной орган управления. Вся информация, которая циркулировала в системе, в ходе работы старшего органа управления доступна для органа управления – дублера в полном объеме.

Способность совершать маневр информацией позволяет изменить саму методику работы органа управления. Для руководства действиями соответствующие руководители могут мобильно перемещаться, и находится в районах сосредоточения основных усилий по проведению АС и ДНР, осуществляя контроль за выполнением задач. Возможность управлять в этом случае обеспечит радиосвязь с организованной сетью передачи данных.

При такой организации управления возможно облегчение взаимодействия с другими ведомствами.

Необходимая информация от взаимодействующих министерств и ведомств будет накапливаться заранее, и уточняться в исполнительный период. При таком подходе взаимодействие с другими министерствами и ведомствами может осуществляться на более глубоком уровне с высокой детализацией и динамикой. В результате повысится эффективность действий не только системы ГЗ, но и других взаимодействующих министерств и ведомств.

В условиях проведения масштабной операции ГЗ, огромное количество времени, сил и средств отнимает сбор и представление в вышестоящий орган управления. ОИО обеспечит передачу информации необходимого уровня детализации в вышестоящий орган управления в автоматическом режиме.

ОИО обеспечит полный учет МТС на всех уровнях и этапах операции, в настоящее время это одно из условий эффективности работы системы управления.

 

3.6 Показатели эффективности

 

Для определения эффективности работы отдела информационного обеспечения могут быть применены следующие показатели эффективности:

  1. Коэффициент достоверности.
  2. Количество слоев управления. Определение необходимого количества слоев принятия решения является сложной математической задачей и основано на теории очередей (обеспечении обслуживания органом управления объектов управления), на равномерном распределении управленческих работ, на загрузке управленческого персонала сбором, обработкой и выводом информации. Однако приближенное количество слоев в системе управления может быть посчитано по формуле приведенной в [17]:

n=logM/m / logK

где M – общее количество перерабатываемой при управлении информации;

m — количество информации обрабатываемое одним слоем управления;

K — коэффициент «сжатия» информации в одном слое управления.

Вероятность безотказного руководства.

Для параллельной структуры руководства (Рис.13) вероятность безотказного руководства может быть выражена формулой

рис. 13 Параллельная структура руководства

За основу для определения совокупного показателя эффективности управления на основе перечисленных выше показателей эффективности примем отношение количества информации необходимой для принятия правильного решения и количества информации имеющейся в распоряжении органа управления выраженное формулой
Совокупный показатель эффективности управления.

kэф=Iпотр/Iнал

где: Iпотринформация необходимая для принятия решения.

Iналинформация имеющаяся в наличии для принятия решения.

Согласно формуле необходимая информация для принятия решения равна внешнему информационному воздействию.

Iпотр=Iвнеш(k2+k+1/k2)

Так же как и информация, имеющаяся в наличии, соответствует информации, обработанной органом управления

Исходя из формул совокупный коэффициент эффективности управления для одного слоя можно представить в виде:

Совокупный коэффициент эффективности управления для n-примет вид:

Из приведенной формулы следует что, совокупный коэффициент эффективности управления зависит от коэффициента достоверности и количества слоев управления. Эти показатели могут быть в значительной мере повышены в результате организации отелов информационного обеспечения в органах управления.

 

Заключение.

 

Изучение вопросов связанных с природой информации, информационной безопасности, роли информации в управлении различными системами приобретает все возрастающее значение в связи с развитием информационных технологий.

Развитие теории и средств информационного противоборства в мощных мировых державах представляет угрозу Национальной безопасности Российской Федерации и ставит дополнительные задачи по организации информационного противоборства в нашей стране.

От степени развития системы информационного обеспечения и устойчивости информационных систем государства зависит степень защищенности государства.

Вопросы информационного противоборства необходимо изучать и учитывать в процессе деятельности системы Гражданской Защиты населения и территорий.

Информационное обеспечение управления в ЧС является одной из основных задач изложенной в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.

Взаимодействие информации и энергии в системе является основным процессом, определяющим характеристики системы.

С увеличением энергии в системе увеличивается количество энтропии, с увеличением количества информации в системе количество энтропии снижается, а повышаются вероятностные характеристики системы.

Информация подчиняется всем физическим законам и имеет собственные закономерности.

Информация не существует без носителя и имеет кодово-понятийную структуру подчиненную строгой иерархии.

Потребность системы в информации имеет периодический характер.

Главное условие развития это способность накапливать информацию.

Природа чрезвычайной ситуации содержит в своей основе резкое изменение соотношения количества энергии и информации в системе. Для предупреждения возникновения ЧС необходимо выполнять мероприятия направленные на заблаговременное накопление информации с целью использования ее в процессе ликвидации ЧС.

Система гражданской защиты населения и территорий направлена на выполнение задач связанных с ликвидацией последствий ЧС. Рабочий цикл системы ГЗ состоит из сбора информации о ЧС, распределения информации среди имеющихся в подчинении и приданных сил (организации работ), выполнении АСДНР, сбора информации о результатах ведения АСДНР.

Ресурсы управления и Информационный фонд, накопленный заблаговременно, является главным условием эффективного применения сил и средств и наиболее полного использования имеющихся ресурсов.

Одним из основных показателей эффективности управления является коэффициент достоверности информации. Он характеризует как количество имеющейся в наличии информации, так и качественную характеристику показателей.

При низких значения коэффициента достоверности информации особое значение приобретает опыт, накопленный подразделениями в ходе обучения и выполнения задач по предназначению. В этих условиях эффективность работы органа управления будет низкой. Для таких ситуаций необходимо применять модель сетевого управления, дающую большую самостоятельность в выборе приемов и способов выполнения задачи исполнителям.

В результате анализа информационных потоков с помощью МАИ выявлено что, наибольшее значение эксперты придали информационным потокам, имеющим наименьшие коэффициенты достоверности. Морально-психологическое состояние личного состава и характеристики ЧС ее последствий и поражающих факторов.

Для организации информационного обеспечения действий системы ГЗ предлагается создать в органах управления специальные отделы информационного обеспечения, обеспечивающие повышение эффективности управления за счет снижения количества слоев управления, и повышения значений коэффициента достоверности информации.

 


Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф