2.1. Уголовно-правовая характеристика борьбы с информационным терроризмом
Правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму, в том числе информационному, составляет Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральные Конституционные законы, Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации, которые направлены на совершенствование деятельности сил и средств в данной области.
Терроризм, как и другие преступления террористической направленности, относится к числу особо тяжких преступлений. Тенденция развития терроризма в современный период превосходит по криминологическим показателям все иные преступные проявления. И в этой ситуации важное значение приобретает законодательная база, обеспечивающая в условиях соблюдения законности ведение борьбы с терроризмом.
С 10 марта 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г., который определил правовые и организационные основы для противодействия терроризму. В нем определены основные принципы противодействия терроризму (ст. 2), основания и порядок применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом (ст. 6–10).
В строго определенных ситуациях, когда все другие меры исчерпаны и есть опасение, что захваченные террористами летательные аппараты или морские и речные суда будут использованы для совершения террористических актов, могущих привести к гибели многих людей либо наступлению экологической катастрофы, Вооруженным Силам предоставляется право сбивать такие самолеты и топить суда.
Непосредственно в законе сформулировано понятие контртеррористической операции (ч. 5 ст. 2), ее правовой режим и условия противодействия, что важно для соблюдения законности в ходе применения правовых мер по борьбе с терроризмом.
Закон установил принцип единоначалия и принцип персональной ответственности руководителя контртеррористической операции (ст. 13), а также компетенцию оперативного штаба (ст. 14). В нем также определены силы и средства, привлекаемые для проведения операции (ст. 15). Большое значение приобретают положения Закона об условиях и порядке возмещения вреда, причиненного в результате террористического акта (ст. 18), социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате акта терроризма (ст. 19), возмещение вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, и мерах их социальной защиты (ст. 21), а также льготном исчислении выслуги лет, гарантиях и компенсации, предоставляемых лицам, участвующим в борьбе с терроризмом (ст. 23). Необходимо отметить, что перекос применения мер социальной защиты лиц, участвующих в проведении данных операций, представляется необоснованным, поскольку указанные меры частично уже применяются в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами. Активизации содействия в борьбе с терроризмом, несомненно, будут способствовать положения Закона о вознаграждении граждан, содействующих борьбе с терроризмом (ст. 25).
Таким образом, принятие Федерального закона «О противодействии терроризму» имеет большое значение в установлении правового режима в обществе, определяя правовые границы деятельности государства в борьбе с терроризмом, связанной с применением ряда временных правоограничений не только для граждан, но и для юридических лиц. Закон также служит укреплению законности в деятельности всех государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом. Обращает внимание и тот факт, что, в отличие от ранее действовавшего Федерального закона «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г., который был направлен в основном на пресечение актов терроризма, новый закон в большей степени ориентирован на их предупреждение.
Примечателен и тот факт, что ч. 1 ст. 205–1 УК РФ дает перечень преступлений террористического характера, включая в их число террористический акт (ст. 205), захват заложника (ст. 206), организацию незаконного вооруженного формирования или участия в нем (ст. 208), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278), вооруженный мятеж и нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360).
Однако ст. 24 ФЗ «О противодействии терроризму», в отличие от ст. 205-1 УК РФ, расширяет данный перечень, включая в него и составы преступлений, предусмотренных ст. 278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти), ст. 279 (вооруженный мятеж), ст. 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), ст. 282-1 (организация экстремистского сообщества) и ст. 282-2 (организация деятельности экстремистской организации).
На наш взгляд, перечень преступлений террористического характера должен быть единым как в УК РФ, так и в Федеральном законе «О противодействии терроризму», в связи с чем противоречие должно быть устранено.
В соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» борьба с терроризмом – деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.
Основаниями для проведения мероприятий по борьбе с терроризмом являются:
− необходимость пресечения террористического акта;
− необходимость выявления лиц, причастных к подготовке/совершению террористического акта;
− необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.
В борьбе с терроризмом проводятся гласные и негласные, оперативно-боевые и иные мероприятия, особый характер которых определяется условиями борьбы с терроризмом. При этом органы по борьбе с терроризмом осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законом, Федеральным законом «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», соединения и воинские части (подразделения) внутренних войск в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации участвуют в контртерорристической операции и обеспечении правового режима контртеррористической операции. При этом во время несения боевой службы военнослужащие внутренних войск пользуются правом и на применение мер и временных ограничений.
В проводимых контртеррористических операциях и в обеспечении правового режима таких операций принимают участие подразделения и сотрудники Российской полиции, которые также наделены правом применения мер и временных ограничений. Для участия в проведении контртеррористических операций по решению ее руководителя могут привлекаться также подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации.
Как было отмечено ранее в выпускной квалификационной работе, террористические атаки подразумевают наличие определенного коммуникационного измерения. Терроризм стремится сеять страх в обществе, уничтожать противников, поражать символические цели и продвигать свои требования, мобилизовать сторонников на активные действия и получать поддержку со стороны. Преследование этих целей заставляет террористов не только совершенствовать тактику и технику террористических актов, но и искать все более действенные механизмы коммуникационного воздействия.
По данным диаграммы следует отметить снижение количества террористических преступлений в течение последних 10 лет. Общее количество террористических актов в Российской Федераци стремительно сократилось в период 2005-2006 гг. Однако, эта информация отражает лишь количественные показатели совершенных террористических актов.
Информационный терроризм глубже и незаметнее. УК РФ нуждается в пересмотре и определении уголовной ответственности за информационный терроризм. Проблемы информационной безопасности государства достаточно полно освещены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.
Идея использования и материальные основы современного информационного оружия формировались по мере развития информатизации. Компьютеризация различных сфер общественной жизни, развитие телекоммуникационных и информационных сетей, создание баз и банков данных, широкое внедрение новейших информационных технологий и превращение профессии программиста в престижную и массовую специальность создали базовые научные, технологические и экономические предпосылки для возникновения и совершенствования нового типа информационного оружия и в то же время сделали объекты управления и связи, энергетики и транспорта, банковскую систему весьма уязвимыми по отношению к информационному воздействию. Универсальность, скрытность, широта воздействий, выбора места и времени применения, эффективность и отсутствие правовых ограничений на использование делают информационное оружие чрезвычайно опасным средством вооруженной борьбы.
Оно может применяться и в мирное время. Более того, злонамеренные воздействия на техническую систему, в том числе и военно-техническую, могут быть оказаны уже на этапе ее проектирования и создания за счет преднамеренного внесения специальных дефектов диверсионного типа (программных закладок) в программное обеспечение системы. Сложность современных программных средств практически не позволяет выявить подобные закладки.
Информационный терроризм при сходстве с информационными войной и криминалом по форме и методам отличается от них целями и тактикой. Главное в тактике информационного терроризма состоит в том, чтобы террористический акт имел опасные последствия, стал широко известен населению и получил широкий общественный резонанс. Как правило, требования террористов сопровождаются угрозой повторения террористического акта без указания конкретного объекта действия.
Угроза информационного терроризма стала важным геополитическим фактором, и борьба с ней требует объединения усилий всех государственных институтов, а также активизации международного сотрудничества в этой области.
Согласно ст. 205.1 »Содействие террористической деятельности» УК РФ склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст.ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма – наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
В ст. 205.2 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма» установлено наказание в виде штрафа в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации, — наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
Ст. 205.3 УК РФ «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности» УК РФ устанавливает, что прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях осуществления террористической деятельности либо совершения одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 2051., 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов совершения указанных преступлений, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
В письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) от 31.10.2000 № С1-7/УЗ-1121 «О Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» ВАС РФ в порядке информации сообщает, что Президентом Российской Федерации утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (09.09.2000 № Пр-1895), которая опубликована в «Российской газете» от 28.09.2000 № 187 доктрина информационной безопасности Российской Федерации (далее — Доктрина) представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. В этой связи предлагается обратить внимание на некоторые положения Доктрины, представляющие особую значимость для деятельности судов.
В главе III «Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и первоочередные мероприятия по ее реализации «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895), в пункте 8 «Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации» указано, что государственная политика обеспечения информационной безопасности Российской Федерации определяет основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой области, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов Российской Федерации в информационной сфере в рамках направлений их деятельности и базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.
Таким образом, следует отметить, что в Российской Федерации отсутствует нормативно-правовой акт, регулирующий исключительно проблемы информационного терроризма. А государственная политика обеспечения информационной безопасности Российской Федерации основывается на принципах соблюдения Конституции РФ, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации. С целью обеспечения противодействия информационному терроризму необходимо обеспечить нормотворчество в следующих основных аспектах: приоритетное развитие отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов Российской Федерации.
2.2. Криминологические аспекты информационного терроризма
Рассмотрим криминологические аспекты информационного терроризма с точки зрения:
- Личности террориста.
- Причин информационного терроризма.
- Мер противодействия информационному терроризму.
При вступлении в террористическую организацию у человека происходит резкое изменение ценностей, этических норм, социальных установок, целей поведения и мотивации. Человек в террористической организации, как правило, вынужден вести подпольное существование. Соответственно, контакты террориста с обществом резко ограничены, зато возрастает интенсивность контактов с людьми, занимающимися терроризмом профессионально.
Существует определенный набор личностных черт, которыми должны обладать террористы. Так, в системе мировоззрения террориста важное значение имеет образ врага, на уничтожение которого направлена террористическая деятельность, в том числе в сфере информационной безопасности.
Участие в террористической деятельности требует для террориста внутреннего самооправдания. Оно, как правило, осуществляется через создание особой идеологии, оправдывающей физическое устранение противника для достижения политических целей. Длительное нахождение членов террористических групп в конспиративной обстановке при интенсивной тренировке, включающей психологическое манипулирование, приводит к появлению особой психологической среды, которую М. И. Марьин предложил называть «терроросредой».
В общем виде основные качества личности террориста носят вполне формализованный (зафиксированный в каких-либо документах), значительно чаще — неформализованный характер (при понятной абсолютной конспиративности террористической группы или организации, когда принципиально не формализуется ничего в их деятельности).
Например, основные требования к членам боевой организации партии социалистов-революционеров начала XX в. и к членам террористических отрядов исламского движения «Хамаз» похожи:
1) преданность своему делу (террору) и своей организации;
2) готовность к самопожертвованию;
3) выдержанность, дисциплинированность;
4) конспиративность;
5) повиновение;
6) коллективизм — способность поддерживать хорошие отношения со всеми членами своей боевой группы.
Каждый террорист ощущает себя героем. Психология героизма изучает особый комплекс установок, ценностей и норм поведения, для которого характеры: негативное отношение к врагу, на которого направлены разрушающие действия; признание ценности собственной жизни, которой герой жертвует ради общественного признания своего поступка; принятие норм так называемого «героического» поведения, образцы которого специфичны для конкретной культуры. Примером может служить поведение так называемых шахидов – воинственно настроенных исламистов, жертвующих своей жизнью во имя утверждения исламских ценностей.
О террористах как об отдельном психологическом типе можно говорить лишь в том случае, если будут найдены такие их черты, совокупность которых свойственна именно им, а не другим типам.
Если суммировать результаты ряда исследований, наиболее характерными для террористов особенностями являются следующие.
- Общая черта многих террористов —тенденция к экстернализции, поиску вовне источников личных проблем. Причем экстернализация присуща практически всем категориям террористов: политическим, сепаратистским, этнорелигиозным. Объяснение собственных недостатков, неудач и промахов только коварством и злобой врагов, видимо, является причиной особой жестокости при совершении террористических актов, отсутствия сопереживания к жертвам.
- Другая характерная психологическая черта личности террористов —чрезмерная поглощенность собой и незначительное внимание к чувствам других, иногда даже их игнорирование. Нарциссизм имманентно присущ террористам, причем не только лидерам террористических организаций, но и рядовым исполнителям.
- Лица, склонные к терроризму,принадлежат к людям того склада, для которого характерен примат эмоций над разумом, непосредственных активных реакций на действительность над ее осмыслением; предвзятость оценок, низкий порог терпимости и отсутствие должного самоконтроля, они достаточно легко и естественно сживаются с идеей насилия.
- Среди террористов в информационной среде много тех, кто движим игровыми мотивами. Для них участие в террористических актах — игра. Такую особенность личности террористов необходимо учитывать при проведении конкретных антитеррористических мероприятий, например в контактах, в частности переговорах, с теми, кто захватил заложников. Надо помнить, что для террористов жизнь (как собственная, так и других людей) может выступать лишь в качестве платы за то удовольствие, которое они испытывают от участия в захватывающей игре.
- Большинству террористов присуща предельная нетерпимость к тем,кто думает иначе. Те, кто думает иначе, подлежат посрамлению и уничтожению.
Психолого-психиатрические особенности личности террориста во многом определяются тем, что он непосредственно соприкасается со смертью, которая, с одной стороны, влияет на его психику, поступки и на события, в которые он включен, а с другой — его личностная специфика такова, что он стремится к ней. Эти и другие особенности личности террориста следует учитывать прежде всего при проведении переговоров с ними и их допросов в ходе расследования уголовных дел.
Далее рассмотрим второй криминологический аспект – причины информационного терроризма.
Террористический акт требует общенациональной, а в идеале глобальной аудитории. Из этого следует первая предпосылка стремительного распространения терроризма — возникновение информационного общества. В своих современных формах терроризм возникает в XIX в. в Европе, т. е. там, где существует общество, регулярно читающее газеты. И далее, чем мощнее становятся средства массовой информации, чем выше их роль в формировании общественных настроений, тем шире волна терроризма. По мере того, как привычка читать газеты и журналы дополняется привычкой слушать радио, смотреть телевизор, использовать Интернет, расширяется поле потенциального воздействия терроризма на общество, растут его возможности. Тем не менее, в данном случае пока не следует пренебрегать значимостью как технологических, так и политических аспектов воздействия отдельных государств на террор. Тоталитарные режимы, располагающие технологическими аспектами информационного общества (Северная Корея), но при этом блокирующие свободный обмен информацией полицейскими методами, не так уязвимы для терроризма.
Вторая предпосылка расширения негативного воздействия информационного терроризма связана с природой технологии и законами развития технологической среды человеческого существования, ибо по мере разворачивания НТП техногенная среда становится все более сложной и уязвимой. Развитие техники дает человеку возможность точечно разрушать социальную, технологическую и природную среду. В частности, технические достижения последних десятилетий привели к столь значительному повышению эффективности вооружений, что сегодня имеются установки, «способные осуществить запуск ракеты с ядерным зарядом из любой точки в любую точку земного шара». Их стоимость относительно невелика, они доступны не только государствам, но и отдельным группам людей.
Третье существенное условие активизации информационного терроризма связано с формированием модернизированного, ориентированного на либеральные ценности общества, т. е. с размыванием и постепенным отказом от идеалов традиционного общества. Дополнительным катализатором террористической деятельности в XXI в. выступает явление, весьма удачно определенное А. Тоффлером как «футурошок» и обозначающее стресс и дезориентацию, которые возникают у людей, подверженных слишком большому количеству перемен за слишком короткий срок.
Как неоднократно в своих работах подчеркивал А. Тоффлер, благодаря достижениям НТР развитые страны не просто далеко ушли вперед в технологическом и финансовом плане. Догнать их практически невозможно. Пропасть между Севером и Югом стремительно расширяется, и беднейшие три четверти человечества обреченны на недоедание или голод, истощение природных ресурсов, вынужденную миграцию, внутренние беспорядки и вооруженные конфликты. Наконец, огромное чувство несправедливости в условиях замалчивания проблем и отсутствия желания идти на конструктивный диалог порождают желание разрушить этот мир любыми средствами, т. е. экстремизм и терроризм. Политические, экономические, военные, научные элиты на современном этапе не в состоянии комплексно, своевременно, адекватно и эффективно отвечать на угрозы, вызовы и риски безопасности и предлагать надлежащие решения имеющихся проблем, проводить их в жизнь.
Четвертая и, пожалуй, центральная предпосылка информационного терроризма — реальные проблемы, возникающие в ходе исторического развития и имеющие политическое, культурное и особенно социально-экономическое измерение. В благополучной стране возможны одиночные акты психически неуравновешенных маргиналов, но терроризм как явление слабо выражен. Терроризм — явление, присущее кризисным этапам модернизационного перехода. Самые частые основания терроризма — сепаратизм и национально освободительные движения, а также религиозные, этнические, идеологические конфликты.
Последняя составляющая криминологической характеристики информационного терроризма – меры противодействия, рассмотрим их более подробно в разделе 2.3.
2.3. Перспективы противодействия информационному терроризму в Российской Федерации и мировом сообществе
В настоящее время во многих странах мира уже созданы на государственном уровне или находятся на стадии реализации программы, предоставляющие большие полномочия национальным спецслужбам по контролю за информационными системами. Тем не менее, как показывает практика, ни одна спецслужба отдельно взятой страны в киберпространстве не может противостоять международным террористическим организациям, например таким как «Аль-Каида». Американские службы, специализирующиеся на противодействии информационной деятельности террористических организаций, признаются, что в настоящее время неспособны эффективно противостоять пропагандистской активности «АльКаиды» в глобальной сети Интернет. Использование сотовой телефонной связи, возможностей электронной почты и Интернет позволяет обеспечить достаточно высокую степень анонимности участия в террористической деятельности.
По мнению экспертов американской разведки, террористы помимо использования широко распространенных каналов связи в Интернет-форумах перешли на общение друг с другом под прикрытием участников сетевых компьютерных игр. Предполагается, что они используют сценарии данных игр для координации действий, установки контактов и репетиций возможных атак на виртуальных моделях. В этих условиях уязвимость критических инфраструктур перестает быть проблемой каждого государства в отдельности. Это общая угроза, решить которую можно только совместными усилиями, выстраивая систему коллективной информационной безопасности с учетом современных угроз в киберпространстве.
Анализ и обобщение существующего опыта антитеррористической деятельности позволил сформулировать задачи по защите критической инфраструктуры от информационного терроризма и основные мероприятия, направленные на их решение:
- на национальном уровне:
- организация мониторинга и прогнозирования потребностей экономических и других структур в различных видах информационного обмена через международные сети. Для этого представляется возможным создание специализированной структуры для контроля трансграничного обмена, в т.ч. посредством Интернета;
- координация мер государственных и негосударственных ведомств по предотвращению угроз информационной безопасности в открытых сетях. С этой целью должна быть выработана и принята к исполнению единая политика, ориентированная на соблюдение законных прав граждан на информацию и интеллектуальную собственность, предусматривающая защиту сетевого оборудования на территории страны от проникновения в него скрытых элементов информационного оружия. Это особенно важно в условиях массовой закупки зарубежных информационных технологий и сетевого оборудования;
- разработка государственной программы совершенствования информационных технологий, обеспечивающих подключение национальных и корпоративных сетей к мировым открытым сетям при соблюдении требований безопасности информационных ресурсов;
- совершенствование технологий своевременного обнаружения и нейтрализации несанкционированного доступа к информации, в т.ч. в открытых сетях. При этом необходимо быть готовыми не просто к модернизации приемов информационного противоборства, а к выявлению новейших факторов риска, созданию и использованию опережающих технологий;
- разработка национального законодательства в части правил обращения с информационными ресурсами, регламента прав, обязанностей и ответственности пользователей открытых мировых сетей;
- установление перечня информации, не подлежащей передаче по открытым сетям, и обеспечение контроля за соблюдением установленного статуса информации;
- организация системы комплексной подготовки и повышения квалификации массовых пользователей и специалистов по информационной безопасности для работы в мировых информационных сетях;
- на международном уровне:
- организация межгосударственного сотрудничества в работе международных организаций, общественных комитетов и комиссий в проектах развития мировых информационных сетей;
- активное участие в разработке международного законодательства и нормативно-правового обеспечения функционирования мировых открытых сетей;
- создание единого антитеррористического пространства стран-союзников;
- разработка научно-методического обеспечения по пресечению транснациональных (трансграничных) террористических атак с использованием глобальных информационных сетей, выработка единого понятийного аппарата, шкалы оценки информационных угроз и их последствий;
- выработка механизмов взаимного информирования о широкомасштабных компьютерных атаках и крупных инцидентах в киберпространстве, а также способов совместного реагирования на угрозы информационного терроризма;
- унификация национальных законодательств в сфере защиты критической инфраструктуры от информационного терроризма.
Вывод. В отличии от традиционного терроризма, который затрагивал основ жизнедеятельности общества, современный высокотехнологичный терроризм способен продуцировать системный кризис в любом государстве с высокоразвитой информационной инфраструктурой. Развитие социальных сетей сопровождается все более широким использованием их возможностей для осуществления информационного противоборства, возрастанием координации, масштабов и сложности действий его участников, в качестве которых чаще всего выступают как государства, так и отдельные организованные группы, в т.ч. террористические. Объектом информационных атак все чаще становятся информационные ресурсы, вывод из строя или затруднение функционирования которых может нанести противостоящей стороне значительный экономический ущерб или вызвать большой общественный резонанс.
Комплексное решение задач противодействию информационного терроризма позволит существенно снизить вероятность реализации его угроз в отношении критической инфраструктуры и обеспечить защиту национальных интересов. Экономическую и научно-техническую политику подключения к мировым открытым сетям следует рассматривать сквозь призму решения вопроса национальной информационной безопасности. Участие России в международных системах телекоммуникаций и обмена информацией должно носить плановый характер, осуществляться в соответствии с действительными потребностями, экономическими и технологическими возможностями, и быть монополией государства.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф