Меню Услуги

Информационный терроризм: уголовно-правовые и криминологические аспекты


Страница:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • 1.1. Понятие и развитие терроризма в Российской Федерации
  • 1.2. Анализ понятия информации и информационной безопасности
  • 1.3. Информационный терроризм в условиях глобализации интернет-сообщества
  • 2.1. Уголовно-правовая характеристика борьбы с информационным терроризмом
  • 2.2. Криминологические аспекты информационного терроризма
  • 2.3. Перспективы противодействия информационному терроризму в Российской Федерации и мировом сообществе
  • 3.1. Общее направление профилактики информационного терроризма через средства массовой информации
  • 3.2. Международное сотрудничество в рамках борьбы с информационным терроризмом
  • 3.3. Перспективы борьбы с информационным терроризмом в рамках российского правового поля
  • Заключение
  • Список нормативных актов и литературы

Введение

В условиях наращивания в мире процессов глобализации и формирования информационного общества, терроризм  выступает в качестве самостоятельного фактора, способного угрожать государственной целостности стран и дестабилизировать международную обстановку. Растет степень влияния современного терроризма не только на составляющие внутренней политики отдельных государств, но и на международную безопасность. При этом особенно остро вопрос обеспечения информационной безопасности как одной из важных составляющих национальной безопасности государства встает в контексте появления транснациональной (трансграничной) компьютерной преступности и информационного терроризма. Угроза информационного терроризма является вполне реальной, а связанные с ней риски оцениваются как высокие.

Информационный терроризм охватывает вопросы использования разнообразных методов и средств информационного воздействия на различные стороны человеческого общества (физическую, информационную, когнитивную, социальную). Информационный терроризм ориентирован на использование различных форм и методов временного или безвозвратного вывода из строя информационной инфраструктуры государства или ее элементов, а также целенаправленное использование этой инфраструктуры для создания условий, влекущих за собой катастрофические последствия для различных сторон жизнедеятельности общества.

Террористическими группами все чаще задействуются возможности новейших информационных технологий и сети Интернет для распространения пропаганды и обмена информацией, привлечения новых наемников, сбора финансовых средств в свою поддержку, планирования терактов, а также для осуществления контроля за их проведением. Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена растущей угрозой развития информационного терроризма.

Различные аспекты терроризма широко исследуются в отечественной и зарубежной научной литературе. В трудах современных российских ученых: Валеевой  А.С., Гаухман Л.Д. , Марьина М.И. — исследуются вопросы, посвященные проблемам предотвращения терроризма. Изучению основ деятельности государственных органов власти по обеспечению безопасности, особенности бесспорного и судебного производства по данной категории дел посвящены труды российских ученых Алиева У. А., Лебедевой И. Н., Рябинкова А. Г.  Предлагаемые в научной литературе подходы к определению понятия «информационный терроризм» рассмотрены в работах Быстрицкого А., Гриб Н. Н., Губрий В. И.

Однако большинство работ указанных авторов посвящено общим вопросам проявления терроризма и не рассматривают специфику информационного терроризма. Отсутствие в российском законодательстве обоснованного подхода к трактовке категории «информационный терроризм» делает актуальным выбранное направление.

Объектом исследования являются общественные отношения складывающиеся в уголовно-правовом поле и криминологические аспекты информационного терроризма. Предметом исследования выступают нормативно правовые акты, направленные на предотвращение информационного терроризма и обеспечения информационной безопасности.

Гипотеза исследования заключается в необходимости дальнейшего реформирования уголовного права в области борьбы с информационном терроризмом.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение уголовно-правовых и криминологических аспектов информационного терроризма. В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решение следующих задач:

  1. провести анализ информации и информационного терроризма;
  2. осуществить анализ характеристик информационного терроризма в правовом поле Российской Федерации;
  3. исследовать различные подходы к борьбе с информационным терроризмом в Российской Федерации;
  4. исследовать направления профилактики информационного терроризма.

Нормативная основа работы основывается на Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) в части регулирования проблемы борьбы с информационным терроризмом.

Теоретическая основа работы заключается в том, что в настоящий момент эволюции уголовно-правовых норм, информационный терроризм становится объектом преследования и криминалистического анализа. Важнейшим элементом данного исследования, является анализ содержания информационного терроризма с позиций изменения уголовного права с выделением статьи в УК РФ «Информационный терроризм». Методологическую основу исследования составили общие положения логики, философии, теории государства и права, уголовного права, криминологии, социологии, экономики, теории управления. Применены также частно-научные методы познания: исторический, системный, сравнительно-правовой, конкретно-социологический и логический методы.

Положения, выносимые на защиту:

  1. До сих пор не выработано единого определения понятию «терроризм» и «информационная безопасность». Данные категории уточнены и обоснованы.
  2. Отличительной чертой информационного терроризма является его дешевизна и сложность обнаружения. Особенностями информационного терроризма является анонимность и неуязвимость, обеспечиваемая Интернетом.
  3. В отличие от традиционного терроризма, который затрагивал основы жизнедеятельности общества, современный высокотехнологичный терроризм способен продуцировать системный кризис в любом государстве с высокоразвитой информационной инфраструктурой.
  4. Необходима детальная регламентация на законодательном уровне информационного терроризма, позволяющих четко отграничивать информационный терроризм от действий, которые лишь внешне имеют его признаки.
  5. Предложен авторский вариант признаков информационного терроризма как уголовно-правового явления с целью включения данного аспекта в нормативно-правовые акты.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. Основные выводы и обобщения, к которым пришел автор, могут служить предпосылкой для дальнейших научных исследований в рамках проблемного поля антитеррористической информационной политики. Практические рекомендации могут быть использованы органами государственной власти РФ в процессе реализации антитеррористической информационной политики.

1.1. Понятие и развитие терроризма в Российской Федерации

На рубеже ХХ-ХХI вв. терроризм перешел из разряда сравнительно нечастых и нераспространенных деяний в распространенное явление. Он создает угрозу безопасности каждой страны и человечества в целом. Терроризм относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, приобретающих разнообразные формы и угрожающие масштабы.

Одна из ключевых научных проблем в области правового противодействия терроризму — разработка и уточнение категориального аппарата антитеррористической стратегии. В мировой и отечественной науке исследуются самые разные аспекты проблематики «терроризма» — философский, политический, социологический, психологический, идеологический, исторический, религиозный, правовой, криминологический. Однако до сих пор не выработано общепризнанной дефиниции терроризма как в виде особого социально негативного явления (макроуровень), так и в виде конкретных общественно опасных деяний (микроуровень). При этом некоторые исследователи утверждают, что дать универсальное определение терроризма невозможно, а имеющиеся определения не могут отразить одновременно всю глубину и многообразие его сущностных признаков. Так, «в правовом отношении, — пишет А. И. Долгова, — понимание терроризма выглядит противоречивым и достаточно запутанным». Данное обстоятельство объясняется сложностью как самого феномена терроризма, характеризующегося многогранностью, так и его связей с другими явлениями и процессами действительности.

Остановимся на криминальной стороне терроризма. Как известно, преступное поведение является непосредственным объектом исследования двух наук: криминологии и уголовного права. Соответственно, понятие преступления получает два определения: криминологическое и юридическое. Это в полной мере относится и к понятию терроризма, которое разрабатывается, с одной стороны, криминологией, а с другой — уголовным правом. Обратимся к криминологическому пониманию терроризма.

Термин «терроризм» происходит от слова «террор» (лат. terror — страх, ужас), которое означает «запугивание, преследование, наведение ужаса, устрашение, насилие, характеризующееся беспощадностью, жестокостью, изощренностью в достижении поставленных целей». Эти особенности предопределяют использование террора на протяжении человеческой истории (особенно в периоды глубоких социально-экономических трансформаций, столкновений политических идеалов и ценностей) как инструмента борьбы в интересах революций или контрреволюций, отдельных государств, организаций либо конкретных групп лиц.

Как отмечается в п. 1 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации от 5 октября 2009 г., основными тенденциями современного терроризма являются: увеличение количества террористических
актов и пострадавших от них лиц; расширение географии терроризма, интернациональный характер террористических организаций, использование международными террористическими организациями этнорелигиозного фактора; усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов на возникновение и распространение терроризма; попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств; разработка новых и совершенствование существующих форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличение масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших и др.

Терроризм в криминологическом смысле — в высшей степени сложный антисоциальный феномен, проявляющийся вовне в самых многообразных формах и видах. Выделяют внутригосударственный и международный терроризм; индивидуальный (терроризм одиночек) и организованный (коллективный); политический, религиозный, национальный, межэтнический и пр.
Одна из отличительных особенностей терроризма — «масштабность» террористических атак, заключающаяся в его направленности на причинение вреда множеству социально значимых благ, интересов, ценностей: миру и безопасности человечества, личности, собственности, общественной безопасности, политической и экономической системе, национальным отношениям и др.

Особенность терроризма — «двойственный» характер жертв террора. Наблюдается, с одной стороны, избирательность жертв (адресный теракт), если это общественные лидеры, политические деятели, представители власти, с другой — случайность жертв, относящихся к простым гражданам (населению).
Террорист «выбирает» своим объектом отдельных лиц, группы людей, организации либо государство с целью их запугивания и принуждения к выполнению определенных требований путем создания и поддержания состояния паники, страха, хаоса.

Еще одна своеобразная черта в анализируемом криминальном явлении — осуществление террористической деятельности с использованием источников повышенной опасности (оружия, боевых припасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ, ядовитых или радиоактивных веществ и т. п.). При этом важно обратить внимание на стремление субъектов террористической деятельности завладеть оружием массового поражения.

Укажем также на открытый, публичный, зачастую демонстративный характер атак террористов; последние вовсе не стремятся скрыть преступление или его следы, нередко осуществляют террористическую деятельность с использованием средств массовой информации.

Кроме того, следует сказать о продолжаемом характере терроризма как криминальной деятельности в виде «цепочки» различных террористических акций. При этом террор становится сетевым бизнесом с хорошо организованной диверсионной работой.

Следующая особенность терроризма — древовидное (многоуровневое) строение целей террора: непосредственная направленность теракта на преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, социального напряжения, общественной дезорганизации, паники, хаоса для достижения таких более отдаленных целей, как подрыв экономической безопасности и обороноспособности государства, захват власти, изменение политического и социально-экономического строя, нарушения территориальной целостности страны, развязывание войны, принуждение власти к принятию желаемых для террористов решений и (или) совершению определенных действий.

В соответствии со ст. 1 Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г., цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения.

Как нам представляется, основная цель террора состоит именно в принуждении, прежде всего, органов власти, к совершению желаемых для террористов действий (бездействия).

Отсюда гетерогенность (неоднородность, разнохарактерность) мотивации террора: совершение теракта по политическим мотивам, по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды и др.
Терроризму свойственен организованный характер. При этом тенденциями современных террористических так являются повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой; усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности, в том числе транснациональной; повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций (п. 1 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.).

Отметим также, что современный терроризм тесно связан с коррупцией, отмыванием преступных доходов, другими криминальными формами поведения.  Наконец, нельзя не указать на идеологические основания террористической деятельности. Террор — это прежде всего идеология оправдания насилия, страха и ужаса. Конечно же, не у всех без исключения участников террористических организаций присутствует идеологическая направленность. Напротив, у ряда участников она полностью отсутствует. Однако сама деятельность террористической организации связана с идеологической начинкой. Это совокупность крайне радикальных установок, направленных на обоснование и оправдание применения насилия (с использованием даже религиозных догм) для достижения преступных целей. Поэтому в целях предотвращения терроризма необходимо обеспечение не только социальной стабильности, этнического и конфессионального согласия, терпимости, толерантности, но и формирования контртеррористического мировоззрения, идеологии современной контртеррористической политики, универсальной идеологии контртерроризма.

Из сказанного видно, что с криминологической точки зрения терроризм — комплексное (комбинированное, составное) явление, которое вы-
ражается в одновременном и совместном осуществлении нескольких традиционных форм преступного поведения, в своей совокупности и сочетании порождающих новое криминальное качество. Все еще остается весьма актуальным уточнение причинного комплекса терроризма, без чего невозможно выстроить эффективную систему упреждающих мер.

Перейдем к юридико-техническому анализу отдельных признаков терроризма и террористического акта. Юридическая дефиниция «терроризма» — плод развития отечественного права конца ХХ в. В юридико-техническом смысле «терроризм» сравнительно новая правовая категория. В российском праве ответственность за это преступление впервые была установлена Федеральным законом от 1 июля 1994 г. № 10-ФЗ (Федеральный закон). Этим законом Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. был дополнен статьей 213.3 «Терроризм». В интересах историко-правового сравнения приведем текст части 1 указанной статьи: «Совершение в целях нарушения общественной безопасности либо воздействия на принятие решений органами власти взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, а равно наступления иных тяжких последствий (терроризм), — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет».

При этом следует напомнить, что в УК 1960 г. предусматривалась ответственность за ряд преступлений террористической направленности: «террористический акт» (ст. 66), «террористический акт против представителя иностранного государства» (ст. 67), «диверсия» (ст. 68) и др. УК РФ 1996 г. уточнил юридическое определение анализируемой категории в статье 205 «Террористический акт». Согласно ч. 1 этой статьи (по состоянию на 1 марта 2013 г.), «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях — наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет».

УК 1996 г. устанавливает ответственность и за другие преступления террористической направленности. Согласно преамбуле постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности», а также принимая во внимание положения ст. 24 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и ч. 1 ст. 2051 УК РФ, к иным преступлениям террористической направленности следует отнести: «содействие террористической деятельности» (ст. 2051), «публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма» (ст. 2052) «захват заложника» (ст. 206), «организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем» (ст. 208), «угон воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава» (ст. 211), «незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами» (ст. 220), «хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ» (ст. 221), «пиратство» (ст. 227), «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля» (ст. 277), «насильственный захват власти или насильственное удержание власти» (ст. 278), «вооруженный мятеж» (ст. 279), «нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой» (ст. 360).
Важно указать, что легальное юридическое определение терроризма, весьма широкое по своему логическому объему, дано в комплексном законодательстве России.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму», «терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий». В п. 3 ст. 3 этого закона дано также определение понятия террористического акта, идентичное положениям ч. 1 ст. 205 УК РФ.

Согласно п.п. 25 и 26 Концепции противодействия терроризму в Россиской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., правовое обеспечение противодействия терроризму включает в себя постоянный мониторинг и анализ терроризма как явления, проблем в организации деятельности субъектов противодействия терроризму, законодательства Российской Федерации и международного опыта в данной области, подготовку и принятие соответствующих правовых актов, направленных на повышение эффективности противодействия терроризму. Нормативно-правовая база противодействия терроризму должна соответствовать следующим требованиям: гибко и адекватно реагировать на постоянные изменения способов, форм, методов и тактики деятельности субъектов террористической деятельности; учитывать международный опыт, реальные социально-политические, национальные, этнокон-фессиональные и другие факторы; определять компетенцию субъектов противодействия терроризму, адекватную угрозам террористических актов; устанавливать ответственность физических и юридических лиц за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области противодействия терроризму; определять адекватные угрозам террористических актов меры стимулирования и социальной защиты лиц, участвующих в мероприятиях по противодействию терроризму; обеспечивать эффективность уголовного преследования за террористическую деятельность.

Подчеркнем, что терроризм относится к числу т. н. «конвенционных» преступлений и рассматривается международным сообществом как общественно опасное деяние, влекущее бессмысленную гибель людей и имущества, нарушающее нормальную дипломатическую деятельность государств и затрудняющее осуществление международных контактов, а также транспортных связей между государствами. В соответствии с действующим УК РФ категория «терроризм» встроена законодателем в систему «преступлений против общественной безопасности», предусмотренных в его главе 24 раздела IX. Соответственно, основной объект террористического акта и большинства преступлений террористической направленности — общественная безопасность.

Терроризм как явление уходит своими корнями в глубокое прошлое. Термин «терроро» был введен в политический лексикон Франции жирондистами и якобинцами, объединившимися для подготовки народного восстания и свержения «с помощью устрашения и приведения в ужас» кабинета министров при короле Людовике XVI. Однако терроризм как явление появился задолго до получения своего названия. Самая ранняя известная в истории человечества террористическая группировка – сетка сикариев – действовала в Палестине в 66-73 гг. нашей эры.

Тайные общества древних террористов были также известны на Дальнем Востоке, в Индии. Весьма воинственными были они в Китае. Их члены занимались традиционным вымогательством, а профессиональные киллеры, которых тоже было немало, служили всякому, кто платил.

Мощный толчок распространению терроризма дала Великая Французская революция. Здесь впервые в своей истории человечество столкнулось с политическим террором. Начиная со второй половины XIX века террористические акции в Европе приняли систематический характер, однако, они не были столь глобальны, как в конце XX века.

Особый вопрос – развитие террористического движения в России. Среди многочисленных террористических организаций выделяется «Народная воля». Всего за три года своего существования народовольцы совершили немало терактов. В этом ряду убийство генерал-губернатора Петербурга, шефа Третьего отделения генерала Мезенцева, царя Александра II. В рядах террористов были Вера Засулич, Степан Халтурин, Софья Перовская и другие. Идеи народовольцев вдохновляли не одно поколение террористов, как в России, так и за рубежом. Преемниками террористических идей и традиций народовольцев стали эсеры. Практически все убийства в России первого десятилетия XX века с 1901 по 1911 г. совершили террористы-эсеры. Среди исполнителей были Степан Балмашев, Григорий Гершуни, Евгений Шуман и другие. А всего за эти годы проведено 263 террористических акта. Объектами нападения террористов стали 2 министра, 33 генерал-губернатора и вице-губернатора, 16 градоначальников, начальников окружных отделений, полицмейстеров, прокуроров, 7 генералов и адмиралов, 15 полковников, 8 присяжных поверенных.

В XX веке, до Первой мировой войны, терроризм рассматривался исключительно как признак левого движения, хотя ни ирландские, ни македонские борцы за независимость, ни армянские, ни бенгальские террористы не имели никакого отношения к социализму. После Первой мировой войны террористические организации находили поддержку прежде всего у правых и сепаратистски настроенных групп, например хорватские усташи получали помощь от Италии и Венгрии. Терроризм культивировался и на периферии многочисленных фашистских движений. Примером тому служила румынская «Железная гвардия». В 30-40-е годы XX века терроризм взяли на вооружение экстремистские организации правого толка: «Мусульманское братство» и «Молодой Египет». Даже в Индии с ее традиционным отрицанием насилия неожиданную популярность получила террористическая группировка «Бхагат Сингх».

В последнее тридцатилетие терроризм стал особенно активирован. Взрывы в публичных местах, поездах, вокзалах, ресторанах, во время празднеств. Особенно популярным стало использование автомашин, начиненных взрывчаткой. История показывает, что все главные террористические события современности укладываются в последнее десятилетие XX века. Именно в этот период разрабатывается стратегия современного терроризма, совершенствуется и оттачивается его тактика. Террористы начинают объединяться в интернациональные «бригады», ставят себе на службу новейшие научные достижения человечества, изобретают и приводят в действие невиданные террористические «ноу-хау». Раньше он существовал в основном в форме единичных покушений на руководителей государств, правительств и на высокопоставленных чиновников. В настоящее время ситуация кардинально изменилась. Современный терроризм – это уже не разрозненные индивидуальные действия, а серии разнообразных террористический акций, направленных против широкого круга лиц и объектов, тщательно подготовленные и осуществляемые в основном квалифицированными кадрами и хорошо организованными группировками. При этом наблюдается резкий количественный рост террористических актов с многочисленными жертвами и значительными материальными потерями, а также объединение усилий отдельных экстремистских формирований и криминальных структур на международном уровне для достижения своих политических целей.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Таким образом, следует отметить, что терроризм стал орудием социальных изменений, трансформаций, катаклизмов, потрясений. Благодаря таким своим характеристикам, как малозатратность, эффективность, анонимность, уход от возможных санкций мирового сообщества или ответных действий потерпевшей стороны, завуалированность под орудие национально-освободительного движения, терроризм превратился в удобный инструмент реализации политических интересов. Под флагом борьбы с терроризмом могут также решаться геополитические задачи. Отсюда, терроризм характеризуется многообразием общественно опасных последствий, выражающихся в причинении физического, имущественного, иного материального и нематериального вреда, а также в угрозе общественной безопасности, здоровью населения, государственному строю, суверенитету страны, миру и безопасности человечества. Поэтому одной из основных задач противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих его возникновению и распространению. В специальной литературе высказано мнение, что борьбу с терроризмом, включающую предупреждение в качестве приоритетного ее направления, следует переносить на более ранние рубежи, а значимые в правовом отношении ситуации терроризма рассматривать в значительно более широких границах, нежели конкретные случаи минирования, взрыва или причинения общественно опасных последствий. Как показывает мировой опыт, оправдано применение различных правовых конструкций, если они реально будут способствовать предупреждению терроризма и его отдельных проявлений.

1.2. Анализ понятия информации и информационной безопасности

В настоящее время не существует единого общепризнанного определения понятия «информация» (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение). С точки зрения различных областей знания, это понятие, не затрагивая своей сущности, определяется, главным образом, специфическим набором классификационных признаков: по способу восприятия (визуальная, аудиальная, тактильная, и т. д.), по форме представления (текстовая, числовая, графическая и т. д.), по источнику происхождения (природная, антропогенная) и др. Существуют высказывания, что «информация — это такая же философская категория, как пространство, время, материя, энергия». Но общепризнанное толкование этой категории до сих пор отсутствует. Известное определение понятия «информация», данное Н. Винером: «Информация есть информация, а не материя и не энергия», отражает всю сложность проблемы всестороннего его толкования. Этой проблеме посвящено большое число исследований.
Существует два общепризнанных подхода к трактовке понятия «информация». В их основе лежат очень близкие по смыслу слова «неопределенность» и «неразличимость».

Согласно первому из них, под «информацией» понимается такая совокупность сведений, которая уменьшает или снимает существовавшую до ее получения неопределенность.

Но есть и другая точка зрения на толкование понятия «информация», согласно которому «информация» есть не что иное, как «отраженное разнообразие». В ее основе лежит утверждение, что «информация» — это атрибут материи, непосредственно связанный с многообразием ее свойств. Считается, что информация есть там, где имеется неоднородность и разнообразие. Единицей измерения информации можно считать элементарное различие между двумя элементами в каком-либо объекте. Информация есть там, где присутствует различие между хотя бы двумя элементами, и ее нет, если элементы объективно неразличимы.

Однако общим недостатком рассмотренных подходов к определению понятия «информация» является тот факт, что они в той или иной мере объединяют такие разные понятия как «информация», «информационное взаимодействие», «результат информационного взаимодействия» и др. Систематизируя подходы к толкованию понятия «информация», предлагается использовать следующее определение: информация — это многообразие свойств (различий), присущих объекту материального мира.

Также следует отметить, что в последние годы сложился массив нормативно-правовых актов, посвященных вопросам правового обеспечения информатизации, что позволяет говорить о формировании самостоятельной отрасли информационного законодательства. Его конституционную основу составляют нормы ст. 23, 24, 29, 71 Конституции РФ, устанавливающие общие положения о праве на информацию, основные принципы ее правового регулирования и защиты. Согласно ст. 71 Конституции информация находится в ведении Российской Федерации.

Информация как объект гражданских прав и предмет гражданско-правовых договоров регулируется Гражданским кодексом РФ (ст. 128, 139, гл. 37, 38, 54 и др.). Основополагающими специальными нормативными актами в рассматриваемой области являются федеральные законы от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон о коммерческой тайне), от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронно-цифровой подписи».

Информационные отношения регулируются большим количеством подзаконных нормативных правовых актов — указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами федеральных органов исполнительной власти в области экономики, статистики, финансов, налогов и др.

В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. N 149 информация определена как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». В ранее действовавшем законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г. информация была определена как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, процессах независимо от формы их представления», Отмененный закон 1995 г. обращал внимание на содержание сведений, а новый — 2006 г. — на форму ее представления — сообщения — данные. Обсуждая вопрос о наиболее правильном определении информации, специалисты в области информационного права склонны вернуться к первому определению понятия «Информация», включив в него еще и «мнения» о сведениях, лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах. Кроме того, важно подчеркнуть, что информация представляется в письменной, печатной или электронной или иной форме.

Понятие информации тесно связано с категорией «информационная безопасность». Кохтюлина И.Н. отмечает, что «под информационной безопасностью понимается состояние защищенности информационной сферы, которая обеспечивает ее формирование, использование, развитие в интересах человека, общества и государства». Емельянова Н.Н.  уточняет, что «информационная безопасность направлена на: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства; предотвращение несанкционированных действий по уничтожению  модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства к информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации; защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах; сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством; обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения. В результате анализа определений, выделим три основных на­правления правовой защиты объектов в информационной сфере (правового обеспечения информационной безопасности).

  1. Первое направление. Защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций; духовности и интеллектуального уровня развития личности; нравственных и эстетических идеалов; стабильности и устойчивости развития общества; информационного суверени­тета и целостности государства от угроз воздействия вредной, опасной, недоброкачественной информации, недостоверной, ложной информации, дезинформации, от сокрытия информации об опасности для жизни личности, развития общества и государства, от нарушения порядка распространения информации.
  2. Второе направление. Защита информации и информационных ресурсов прежде всего ограниченного доступа (все виды тайн, в том числе и личной тайны), а также информационных систем, информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц.
  3. Третье направление. Защита информационных прав и свобод личности (право на производство, распространение, поиск, получение, передачу и использование информации; права на интеллектуальную собственность; права собственности на информационные ресурсы и на документированную информацию, на информационные системы и технологии) в информационной сфере в условиях информатизации.

А. Быстрицкий сформулировал семь вопросов, которые, по его мнению, ждут решения с целью обеспечения правовой основы развития информационной безопасности. В перечень этих вопросов он включает: безопасность,  трансграничность,  авторское право,  соотношение частно-правового и публично-правового пространства, достоверность информации в Интернете и ответственности за недостоверность,  право на факт, субъективность и анонимность в Интернете.

В результате проведенного анализа, целесообразно сформулировать вывод о том, что информация представляет собой перечень сведений (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информационная безопасность – это перечень мер, принятых для предотвращения несанкционированного использования, злоупотребления, изменения сведений, фактов, данных или аппаратных средств либо отказа в доступе к ним. Круг проблем, касающихся информационной безопасности несколько лет назад включен в концепцию развития информационного законодательства Российской Федерации. В настоящее время возникает заметный отрыв законодательной практики от реальных процессов в развитии информационного общества. Именно поэтому нарушение информационной безопасности тесно связано с понятием информационного терроризма.

1.3. Информационный терроризм в условиях глобализации интернет-сообщества

Вторая половина XX века стала во многом переломным моментом в истории человечества. Оно не просто завершило один из очередных этапов своего развития, но подошло к рубежу, который вызвал трансформацию самих основ человеческой цивилизации: закончился этап индустриального общества, где главенствующую роль играли средства производства и материальные ресурсы, а впереди лежал принципиально новый этап развития становление информационного общества, в котором главенствующую роль будет играть информация.

Чем больше информации общество способно воспринимать, обрабатывать и хранить, тем выше жизненный уровень населения, экономический, оборонный и политический потенциал страны. С активным и всесторонним использованием в последние десятилетия XX века информационных и телекоммуникационных технологий связаны процессы глобализации всех сфер жизни и деятельности современного общества. Активное и всестороннее внедрение информационных технологий привело к тому, что трансформировалась сама структура современного общества. Оно во многом свободно от национальных границ. Во всех сферах деятельности появились новые функциональные структуры, в основе которых лежит сеть Интернет. Это и транснациональные корпорации, и современная электронная экономика, и объединения научных коллективов, работающих над единой проблемой, но физически расположенных в разных частях планеты.

Столь глубокие изменения коснулись и теневой стороны жизни человечества. Сетевые структуры стали основой мировой преступности. Аналитики отмечают, что в настоящее время в мире насчитывается более 500 террористических групп. Столь стремительное развитие событий привело к тому, что сегодня весь мир, в том числе и Российская Федерация, подвергается угрозе со стороны политических, националистических и религиозных экстремистов, криминального террора. Важным является то, что терроризм — продукт информационной эпохи. С развитием информационного общества растёт и изощрённость средств и методов проведения, а главное — доведения до массовой общественности требований террористов. Вне средств массовых коммуникаций и массовой информации, распространяющих требования террористов, сами теракты теряют всякий смысл. Учитывая, что современный терроризм неразрывно связан со средствами массовой информации (СМИ) и, как следствие, — с достижениями в области информационных технологий, следует ожидать роста международной террористической активности вместе с развитием и становлением информационного общества.

Информационный терроризм как современное социально-политическое явление представляет серьёзную угрозу безопасности и жизненно важным интересам как личности, так и общества и государства. Исключительные возможности для развития информационного терроризма появились в связи с резким развитием сети Интернет, массовым и быстрым переходом банков, финансовых и торговых компаний на компьютерные операции с использованием разветвленных по всему миру электронных сетей. В поле зрения хакеров оказались денежная и секретная информация, аппаратура контроля над космическими аппаратами, ядерными электростанциями, военным комплексом. Очевидно, что террористы вполне могут использовать знания хакеров в своих целях.

Под термином «информационный терроризм», который мы будем употреблять в дальнейшем, принято понимать:

1) использование информационных средств в террористических целях – угрозы применения или применения физического насилия в политических целях, запугивания и дестабилизации общества и таким образом оказания влияния на население или государство;

2) действия по дезорганизации автоматизированных информационных систем, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий, если они совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

С позиции криминологии обратим особое внимание на форму проявления информационного терроризма, связанную с широким и многоплановым воздействием на социум и индивида, различными элементами деструктивных влияний на мировоззренческие социокультурные стереотипы в поведении, умонастроении и образе жизни людей. Информационный терроризм в криминологии – это особая форма насилия, представляющая собой сознательное и целенаправленное информационное воздействие или угрозу применения такого воздействия для принуждения правительства к реализации политических, экономических, религиозных и иных целей террористической организацией или отдельными террористами, сопровождаемое эмоциональным воздействием на общество для возбуждения в нем страха, панических настроений, потери доверия к власти и создания политической нестабильности. Главное в тактике информационного терроризма состоит в том, чтобы террористический акт имел опасные последствия, стал широко известен населению и получил широкий общественный резонанс. Как правило, требования террористов сопровождаются угрозой повторения террористического акта без указания конкретного объекта действия.

Выделим следующие виды информационного терроризма:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1) информационно-психологический терроризм — контроль над средствами массовой информации (СМИ) с целью распространения дезинформации, слухов, демонстрации мощи террористических организаций; воздействие на операторов, разработчиков, представителей информационных и телекоммуникационных систем путем насилия или угрозы насилия, подкупа, введения наркотических и психотропных средств, использования методов нейролингвистического программирования, гипноза, средств создания иллюзий, мультимедийных средств для ввода информации в подсознание и т.д.;

2) информационно-технический терроризм — нанесение ущерба отдельным физическим элементам информационной среды государства; создание помех, использование специальных программ, стимулирующих разрушение систем управления, или, наоборот, внешнее террористическое управление техническими объектами (в т.ч. самолетами), биологические и химические средства разрушения элементной базы и т.д.; уничтожение или активное подавление линий связи, неправильное адресование, искусственная перегрузка узлов коммутации и т.д.

Очевидно, что атаки информационных террористов, исходя из целей и методов информационного воздействия, могут быть отнесены к одному из видов информационного терроризма. Деструктивные воздействия же при этом всегда будет осуществляться с применением киберпространства.

Известный американ­ский терроролог Габриэль Вейман выделяет восемь способов использования сети Интернет террористами: проведение психологической войны; поиск ин­формации; обучение террористов; сбор денежных средств; пропаганда; вербовка; организация сетей; планирование и координирование тер­рористических действий.  Такой широкий спектр возможностей означает, что сеть Интернет в силу своих функциональных особенностей (открытость, мас­штабность, неподцензурность, быстрота и т. д.) служит идеальным полем дея­тельности террористических организаций.

Особую озабоченность в последнее десятилетие вызывает использование международным терроризмом для осуществления террористических акций существующих информационных ресурсов, в первую очередь, сети Интернет.

Террористическими группами все чаще задействуются возможности новейших информационных технологий и сети Интернет для распространения пропаганды и обмена информацией, привлечения новых наемников, сбора финансовых средств в свою поддержку, планирования терактов, а также для осуществления контроля за их проведением.

В РФ проблема тер­роризма, борьбы с ним стоит особенно остро, о чем свидетельствуют события не только на Северном Кавказе, но и в других регионах страны. Как показывает практика, в своей деятельности террористы стремятся использовать самые со­временные средства связи, различные коммуникационные каналы, в том чис­ле и сеть Интернет.

В этой связи представляется интересным анализ рисков и угроз информационного терроризма в России с последующей оценкой их степени ре­альности и опасности. Поэтому информационный терроризм можно признать  новой разновидностью террористиче­ской деятельности, основанной на последних достижениях науки и техники в области компьютерных и информационных технологий.

Как правило, чаще других IT-преступлений совершаются мошенниче­ства с пластиковыми платежными карточками, хищения денежных средств с банковских счетов, несанкционированный доступ к компьютерной инфор­мации и нарушения правил эксплуатации автоматизированных электронно­вычислительных систем, распространение компьютерных вирусов. Информационный терроризм производится посылами ложной мнимой информации для создания у людей противоречивого представления, негативного возмущения и ошибочного понимания.

Многочисленные террористические организации, ассоциации и автономные сообщества широко используют высокие интернет-технологии для своих преступных целей. Они создают собственный закрытый сегмент информационного пространства, стремятся к захвату, разрушению или контролю над различными участками в рамках этого пространства.  Сегодня все действующие террористические группы обнаруживают свое присутствие в сети Интернет.

К наиболее значимым террористическим организациям, активно использующим ресурсы сети Интернет, можно отнести: ХАМАС (Движение исламского сопротивления, международная), «Хезболла» («Партия Аллаха», международная), «Аль-Джихад» (Египетский исламский джихад), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун», международная) «Народный фронт освобождения Палестины», «Конграгел» (бывшая Рабочая партия Курдистана), «Реальная ИРА» (Ирландия) и ряд других. Большинство из них объявлены запрещенными (по данным Агентства экономической безопасности ЮНИОН). В России в наибольшей степени проявляются следующие террористические организации: «База» (Аль-Каида); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана» (Чечня);  «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван альМуслимун», «Muslim Brotherhood», международная); «Исламская партия Туркестана» (бывшее Исламское движение Узбекистана).

Анализ информационной обстановки в сети Интернет проведенный Международным институтом антитеррористической политики (International Policy Institute for Counter-Terrorism) показывает, что контент основных интернет-ресурсов по продвижению идеологии терроризма носит наступательный, агрессивный характер, отличается хорошей теоретической базой, продуманным спектром методов управляемого информационно-психологического воздействия на пользователей и защищенностью ресурсов.  Сеть Интернет превратилась в инструмент манипуляции сознанием и поведением молодых людей, способный эффективно влиять на общественное мнение, как в России, так и за рубежом. Сеть Интернет предоставляет молодежным экстремистским объединениям новые возможности по обеспечению формирования автономных ячеек. Этому способствует специфика сети Интернет, которая «обеспечивает такие преимущества, как простота доступа, независимость от географического расположения, неограниченная потенциальная аудитория, высокая скорость передачи информации, трудности в осуществлении контроля со стороны правоохранительных органов и другие».

Одной из главных задач, решаемых экстремистскими и террористическими объединениями с помощью сети Интернет, является как можно более широкое освещение своих акций с привязкой их к идеологическим установкам и устрашением общества. Прекращение деятельности таких интернет-ресурсов зачастую невозможно в силу правовых и юридических сложностей, а иногда малоэффективно, т.к. их место быстро занимают новые.

Кроме того, сеть Интернет используется для привлечения и «мобилизации» сторонников и пособников, играющих важную роль в поддержке террористов. Следует отметить активное использование их вербовщиками социальных сетей, таких как «Одноклассники.ru», «В контакте» и др., для анализа личной информации, вводимой пользователем при регистрации на сайте или в опросах, по которой можно определить его отношение к той или иной проблеме.

По данным Национального антитеррористического комитета РФ, в настоящее время в мире действует около 5 тысяч интернет-сайтов, активно используемых террористами. Число порталов, обслуживающих террористов и их сторонников, постоянно растет. Само по себе это может свидетельствовать об увеличении количества радикалистских группировок, применяющих террористические методы, хотя в реальности ситуация оказывается более сложной: подобные веб-сайты внезапно появляются, быстро исчезают, меняют названия и доменные имена, сохраняя прежнее содержание, что значительно усложняет подсчет их реального количества.

Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Вывод. Активизация терроризма, ставящая под угрозу нормальное существование мироустройства, требует от мирового сообщества поиска эффективных методов противодействия. До сих пор не выработано единого определения понятию «терроризм». Например, Организация Объединенных Наций ведет интенсивную работу в данном направлении с момента учреждения в 1972 г. в своем составе Комитета по международному терроризму, но так и не может прийти к единому знаменателю.

Отличительной чертой информационного терроризма является его дешевизна и сложность обнаружения. Система Интернет, связавшая компьютерные сети по всей планете, изменила правила, касающиеся современного оружия. Анонимность, обеспечиваемая Интернетом, позволяет террористу стать невидимым и, как следствие, практически неуязвимым и ничем (в первую очередь жизнью) не рискующим при проведении преступной акции. Положение усугубляется тем, что преступления в информационной сфере влекут за собой наказание существенно меньшее, чем за осуществление «традиционных» террористических актов. Одной из важнейших проблем противодействия терроризму является проблема обоснования мероприятий по обеспечению антитеррористической и противокриминальной защиты объектов (защиты объектов). Решение данной проблемы возможно при адекватной оценке эффективности этих мероприятий, в том числе методами аналитического моделирования.

Все ведущие государства серьезно обеспокоены проблемами информационной безопасности, и это, как правило, быстро отражается в их законодательстве. Россия предложила на рассмотрение ООН пакет международных принципов, направленных на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем и на борьбу с информационным терроризмом и криминалом. В документе зафиксировано право каждого как на получение и распространение информации, так и на защиту своих информационных ресурсов от неправомерного использования и несанкционированного вмешательства. Кроме того, государства должны принять меры для ограничения угроз в сфере международной информации, в частности взять на себя обязательства по отказу от действий по нанесению ущерба другим государствам в области информации, по доминированию и контролю в информационном пространстве, по поощрению действий террористических и преступных сообществ, по организации информационных войн, по манипулированию информационными потоками и по информационной экспансии.


Страница:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!