Меню Услуги

Гражданско-правовое регулирование инкассационного обслуживания

Страницы: 1 2 3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНКАССАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ
  • 1.1. Гражданско-правовой статус юридического лица и его подразделений
  • 1.2. Правовое положение и организационно-правовая форма инкассационной службы как самостоятельного юридического лица
  • 1.3. Правовое положение инкассационной службы как внутреннего подразделения юридического лица
  • ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ С УЧАСТИЕМ ИНКАССАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ
  • 2.1. Договоры на осуществление инкассаторской деятельности
  • 2.2. Порядок возмещения вреда, причиненного инкассаторам
  • 2.3. Гражданско-правовые споры с участием инкассационной службы
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  • Приложение 1
  1. Тема работы: «Гражданско-правовое регулирование инкассационного обслуживания»
  2. Перечень вопросов, подлежащих разработке: выявить гражданско-правовое положение инкассационной службы; рассмотреть договоры на осуществление инкассаторской деятельности; проанализировать порядок возмещения вреда, причиненного инкассаторам, и гражданско-правовые споры с участием инкассационной службы.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Современная банковская система – это комплекс многообразных взаимосвязанных услуг, предоставляемых клиентам – от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами.

Экономическая научная мысль, а также различные школы менеджмента достаточно подробно исследуют рынок инкассаторских услуг, предлагают свои рекомендации для повышения эффективности данного сектора. При этом в рамках юридической науки имеет минимальное количество исследований, которые посвящены инкассационным обслуживанию и инкассаторской деятельности с точки зрения гражданско-правового регулирования. Так, на практике возникает ряд вопросов: может ли частное охранное предприятия заниматься инкассационным обслуживанием? Какова правовая природа договора инкассационного обслуживания? В каких организационно-правовых формах может быть создано юридическое лицо, которое может получить лицензию на осуществление инкассационного обслуживания?

В цивилистической научной мысли современного российского юридического сообщества ответы на данные вопросы иногда встречаются, но в настоящее время не имеется ни одного комплексного исследования гражданско-правового регулирования инкассационного обслуживания в Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между кредитными организациями и их контрагентами в сфере реализации договор инкассационного обслуживания, а также отношения между кредитными организациями и инкассаторами через в рамках трудового договора на осуществление инкассаторской деятельности.

Предметом исследования является гражданское, трудовое и страховое законодательство РФ, а также нормативно-правовые акты, регулирующие сферу банковских отношений.

Целью исследования является комплексный анализ и рассмотрение гражданско-правового регулирования инкассационного обслуживания в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

  1. Определить гражданско-правовой статус юридического лица и его подразделений;
  2. Раскрыть правовое положение и организационно-правовая форма инкассационной службы как самостоятельного юридического лица;
  3. Раскрыть правовое положение инкассационной службы как внутреннего подразделения юридического лица;
  4. Охарактеризовать договоры на осуществление инкассаторской деятельности;
  5. Выявить порядок возмещения вреда, причиненного инкассаторам;
  6. Рассмотреть гражданско-правовое споры с участием инкассационной службы.

Теоретическая основа исследования. Научный и теоретический фундамент рассматриваемой проблемы в отечественной литературе был заложен в трудах ученых различных отраслей гуманитарного знания, таких как Шаронов С.А., Комиссарова М.В., Райлян А.И., Спеташин С.В., Виноградов А.В., Демьянчук А.А., Сошникова Е.М., Парамонова Г.П. и ряд других. В целом можно обратить внимание на достаточно слабую разработанность указанной темы в научных трудах юридического сообщества России.

Нормативную базу исследования составили гражданское, трудовое и страховое законодательство РФ, а также нормативно-правовые акты, регулирующие сферу банковских отношений.

Методологическую основу исследования составляют диалектический метод, общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных и практических материалов. Также при анализе юридической сущности приказного производства в Российской Федерации использовались также формально-юридический, сравнительно-правовой и функционально-структурный и иные методы научного познания.

Структура дипломной работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНКАССАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

Гражданско-правовой статус юридического лица и его подразделений

Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.

Юридическое лицо – это «субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений»[1].

Любая организация, имеющая статус юридического лица, должна обладать определенными признаками. Признаки юридического лица — это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе – достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права.

Первым признаком юридического лица является «организационное единство (наличие четкой внутренней структуры, органов управления и соответствующих структурных подразделений для выполнения своих функций)»[2]. Оно состоит в том, что объединение лиц, обладающих общим интересом или иначе организация, как одно лицо (субъект права), как единое целое способное решать определенные задачи должна иметь четкую внутреннюю структуру, а также органы управления и соответствующие структурные подразделения для выполнения своих функций (их деятельность должна быть подчинена общему руководящему органу). Организационное единство юридического лица определяется действующим законодательством и должно быть закреплено учредительными документами (устав, учредительный договор). В уставе обязательно определяются — наименование организации, предмет и цели деятельности, его место нахождения, органы управления и контроля, их компетенция, порядок образования и расходования имущества, условия реорганизации и прекращения его деятельности.

Здесь следует отметить что, в уставах предприятий (организаций) могут быть предусмотрены и другие пункты, в соответствии с особенностями их деятельности, но в любом случае они не должны противоречить закону.

Следующим признаком юридического лица можно назвать наличие у него обособленного имущества (наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении имущества, которым юридическое лицо отвечает по своим обязательствам). Любая практическая деятельность невозможна без соответствующих инструментов: предметов техники, знаний, наконец, просто денежных средств. Объединение этих инструментов в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам, и называется имущественной обособленностью юридического лица. Степень имущественной обособленности имущества у различных видов юридических лиц может существенно различаться. Так, хозяйственные товарищества и общества, кооперативы обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, тогда как унитарные предприятия — лишь правом хозяйственного ведения или оперативного управления.

Таким образом, «имущественная обособленность присуща всем без исключения юридическим лицам с самого момента их создания, тогда как появление у конкретного юридического лица обособленного имущества, как правило, приурочено к моменту формирования его уставного (складочного) капитала»[3]. Все имущество организации учитывается на ее самостоятельном балансе или проводится по самостоятельной смете расходов, в чем и находит внешнее проявление имущественная обособленность данного юридического лица.

Третьим признаком юридического лица является наличие самостоятельной имущественной ответственности. Любая организация (юридическое лицо) несет определенную ответственность за результаты хозяйственной деятельности, и отвечает по своим долгам своим имуществом. Необходимой предпосылкой такой ответственности является наличие у юридического лица обособленного имущества, которое при необходимости может служить объектом притязаний кредиторов. Существующие исключения из правила о самостоятельной ответственности юридического лица ни в коей мере не затрагивают общий принцип, поскольку ответственность иных субъектов права по долгам юридического лица является лишь субсидиарной (т. е. дополнительной к ответственности самого юридического лица).

Четвертым признаком юридического лица является выступление в гражданском обороте от своего имени. Означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Это — итоговый признак юридического лица и одновременно та цель, ради которой оно и создается. Наличие организационной структуры и обособленного имущества, на котором базируется самостоятельная ответственность, как раз и позволяют ввести в гражданский оборот новое объединение лиц и капиталов — нового субъекта права.

Согласно основных признаков юридического лица, можно вывести определение понятия «юридическое лицо», отраженное в ст.48 ГК Российской Федерации: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде»[4].

Для уяснения понятия юридического лица большое значение имеют цели создания и признаки этого субъекта гражданских правоотношений.

В силу исторического развития основными целями создания юридических лиц являются:

  • 1) обособление определенной имущественной массы и включение ее в гражданский оборот;
  • 2) ограничение предпринимательского риска;
  • 3) оформление, осуществление и защита коллективных (групповых) законных интересов различного рода, как в имущественной, так и в нематериальной сфере.

Цель юридического лица должна быть легальной и удовлетворять требованиям, предъявляемым к осуществлению субъективных гражданских прав.

Определение юридического лица было сформулировано не сразу – это результат длительного развития цивилистической мысли и позитивного права. Выделим основные концепции, стремящиеся раскрыть природу и содержание юридических лиц.

В XIII в. была создана теория фикции, согласно которой юридическое лицо — абстракция, выражающая волю государства, законодателя (канонисты, легисты, Ф.К. Савиньи). К ней примыкали теория дестинаторов-пользователей (Р. Иеринг); теория должностного и товарищеского имущества (Гельдер, Биндер); теория коллективной собственности (Планиоль, Бертель, Молленграф) и т.д.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Итогом развития этого направления явились позитивистская и нормативистская теории юридического лица, согласно которым последнее — это продукт правопорядка, персонификация правовых норм (Еллинек, Кельзен).

Другое направление в определении сущности юридического лица отражено в теории реальности (Гирке, Мишу, Салейль и др.): основу различных видов юридических лиц составляет общий интерес их участников; он объективен и первичен по отношению к праву, функция которого заключается в оформлении этого интереса.

Согласно договорной теории (теории товарищества) юридическое лицо «является результатом договора между его учредителями или учредителями и государством (Савари, Ф.К. Савиньи, Тель и др.)»[5].

Популярностью пользуются теории объединенного (выделенного) имущества, хотя они в основном и развивались в рамках теории реальности (Маарбах) или в рамках теории фикции (Бринц). Их представители считали, что в основе существования юридического лица находится исключительно цель его создания: имеет значение, для чего оно используется, и рассматривали юридическое лицо как объединение имуществ, а не объединение лиц или как персонифицированный имущественный фонд.

Отечественные цивилисты также внесли свой вклад в развитие теории юридического лица. А.И. Каминка, П.А. Писемский, И.Т. Тарасов, П.П. Цитович, Г.Ф. Шершеневич искали компромисс между юридическим лицом и договором, товариществом. Л.И. Петражицкий, основатель психологической теории права, суть проблемы видел в фигуре предприятия. Большое внимание уделялось вопросам правоспособности юридических лиц (И.А. Покровский).

В советский период выдвигались теории, согласно которым юридическое лицо — проявление государства как такового и его воли («теория государства» — С.И. Аскназий); уполномоченное государством лицо, призванное решать задачи на данном участке («теория директора, администратора» — Н.Г. Александров, М.В. Гордон, Ю.К. Толстой); сложное образование, в котором сочетаются интересы и воля трудового коллектива и государства (О.А. Красавчиков); теория социальной реальности и примыкавшая к ней теория организации (Д.М. Генкин, Б.Б. Черепахин) и теория коллектива (А.В. Венедиктов, С.Н. Братусь).

Последняя теория заняла лидирующие позиции в отечественной цивилистике и отражена не только в кодификации советского гражданского законодательства 1960-х гг., но даже в законах СССР и РСФСР о предприятиях 1990-х гг.

В современный период развития правовой науки требуются новые подходы к решению вопроса о сущности юридического лица, адекватного экономическому развитию страны.

Е.А. Суханов тяготеет к теории А.Ф. Бринца, утверждая, что «юридическое лицо… по сути, представляет собой не что иное, как особый способ организации хозяйственной деятельности, заключающийся в обособлении персонификации имущества, т.е. в наделении законом обособленного имущества качествами «персоны» (субъекта), признании его особым, самостоятельным товаровладельцем».

И.П. Грешников подчеркивает значимость понятия лица — правовой конструкции, применимой там, где необходимо обозначить обособленную правоспособность человека, организованности, государства, а не обособленность имущества, и считает юридическое лицо абстрактной общеправовой конструкцией, позволяющей включить различные организованности в круг субъектов гражданского права. Для того чтобы получить права юридического лица, эти организованности должны обладать «внутренней структурой для формирования и выражения воли; собственной правосубъектностью, вытекающей из принципа разделения прав и обязательств самой организации и прав и обязательств ее учредителей и участников; быть зарегистрированы в предусмотренной законодательством правовой форме»[6].

В.П. Мозолин рассматривает юридическое лицо в рамках факторно-нормативной теории как сумму его понятия (признаков — статика), сущности (структуры органов управления и лиц, правомочных принимать решения от его имени, — динамика) и программно-научного обоснования организации и деятельности юридического лица (его теорий). «Данная теория определяет самостоятельное существование юридического лица как отдельного субъекта.., независимого в своем возникновении и существовании от членов и иных лиц, входящих в его состав.., раскрывает социально-экономическую сущность и систему внутренних органов, наделенных правом принятия решений по управлению юридическим лицом. Включение в название теории факторного элемента ведет к установлению общей взаимосвязи причин и действий, лежащих в основе системы образования и деятельности юридических лиц». Второй элемент связан «с нормотворческим аспектом деятельности государства по созданию и функционированию юридического лица, ни одно действие факторного характера не может получить права на жизнь без закрепления его в соответствующих нормах права…»[7].

Отдельного внимания заслуживает вопрос о правосубъектности юридического лица. Участие в гражданских правоотношениях возможно лишь при наличии признаваемой и предоставляемой государством правосубъектности. В теории права она рассматривается как единство право- и дееспособности, а по действующему законодательству также имени (наименования), места жительства (места нахождения) субъекта.

Статья 49 ГК указывает лишь на правоспособность юридических лиц. Через свои органы и представителей они могут приобретать права, отвечать по своим обязательствам; имеют наименование и место нахождения.

Объем правосубъектности юридического лица отличается от объема правосубъектности физического лица и государства. Юридическое лицо в отличие от физического лица не может завещать свое имущество, в отличие от государства — конфисковать имущество за правонарушение. Но одновременно ни физическое лицо, ни государство не могут, например, открыть свой филиал в отличие от юридического лица. Специфика правосубъектности юридического лица определяется его сущностью как субъекта гражданских правоотношений.

Существовавшая в ГК РСФСР 1964г. формулировка не оставляла сомнений в том, что правосубъектность юридического лица является специальной (ч. 1 ст. 26[8]). Новый ГК РФ закрепил за коммерческими организациями, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом (например, банков, страховых организаций, фондовых бирж), способность иметь гражданские права, и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности (п. 1 ст. 49). Виды деятельности (способность иметь права для осуществления этих видов) должны соответствовать определенным целям и быть не запрещенными законом.

Однако действующая формулировка ГК породила различные точки зрения по вопросу об объеме правосубъектности юридических лиц.

В.А. Рахмилович и Е.А. Суханов считают правосубъектность коммерческих организаций, в отличие от правосубъектности некоммерческих организаций, общей. Аналогичная позиция выражена в п. 18 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996г. N 6/8[9].

Можно предположить, что правосубъектность юридических лиц во всех случаях является специальной (целевой).

В теории права под общей правосубъектностью понимают способность лица быть субъектом права вообще в рамках системы права, т.е. его возможность иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Специальная (ограниченная, целевая) правосубъектность — способность лица быть носителем лишь определенного объема прав, выступать участником ограниченного (в той или иной степени) круга правоотношений.

В отличие от физических лиц, правоспособность которых одинакова (п. 1 ст. 17 ГК), юридические лица не равны в своей правосубъектности. Это неравенство имеет несколько аспектов. Физические лица могут иметь, приобретать и осуществлять любые не запрещенные законодательством гражданские права и создавать, нести и исполнять любые не запрещенные законом гражданские обязанности (ст. ст. 17, 21 ГК). Юридическое лицо может иметь гражданские права, только соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести гражданские обязанности, только связанные с этой деятельностью.

По общему правилу, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы (п. 1 ст. 53 ГК). Органы юридического лица представляют собой его составную часть, которая согласно имеющимся у нее полномочиям формирует и выражает волю юридического лица, руководит его деятельностью.

Классической и одновременно актуальной до настоящего времени является позиция Б.Б. Черепахина в отношении юридических лиц.

Ее основные моменты:

  • 1) органы юридического лица являются волеобразующими и волеизъявляющими;
  • 2) деятельность волеобразующих органов направлена на внутреннее управление организацией;
  • 3) только во внешней деятельности проявляется гражданская дееспособность юридического лица благодаря деятельности его волеизъявляющих органов;
  • 4) орган представляет юридическое лицо, но не представительствует от имени юридического лица.

В содержание правоспособности юридического лица входит возможность создавать представительства и филиалы, которые являются не органами, а обособленными подразделениями юридического лица. «Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту» (п. 1 ст. 55 ГК). «Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства» (п. 2 ст. 55 ГК).

Правовое положение и организационно-правовая форма инкассационной службы как самостоятельного юридического лица

Для рассмотрения организационно-правовой формы инкассационной службы в качестве как самостоятельно юридического лица, так и внутреннего подразделения юридического лица, необходимо определить правовую природу такого понятия как инкассация денежных средств. Основная проблема заключается в определении того, является ли инкассация денежных средств одной из банковских операций или же она может выступать и в качестве одного из видов частной охранной деятельности. Если инкассация может осуществляться частными охранными организациями, то спектр организационно-правовых форм будет одним, а если это одна из видов банковских операций, то совершенно другой.

Частная охранная деятельность и инкассация, по своей сущности представляют соответственно передвижение охранных услуг (работ) и финансовых средств. При этом свобода такого передвижения, наряду с защитой собственности, являются основами конституционного строя России (ст. 8 Конституции РФ[10]). В этом проявляется конституционная значимость рассматриваемых категорий.

В практике гражданского оборота определенные проблемы возникают в том случае, когда инкассация денежных средств подменяется оказанием различных видов услуг частной охраны, и наоборот. Зачастую это способствует увеличению противоправных посягательств на денежные средства (грабеж, хищение, присвоение и др.), что, в конечном счете, приводит к их утрате и причинению убытков гражданам и юридическим лицам. Это связано с тем, что исследуемые виды деятельности, несмотря на их внешнее сходство, имеют различные правовые свойства, а значит, осуществляются различными приемами и способами, знание и применение которых позволяет обеспечить надлежащую защиту денег, выступающих как объектом охраны, так и объектом инкассации[11].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Различия основных правовых свойств инкассации и частной охранной деятельности в недостаточной степени исследованы наукой гражданского права. Это приводит к противоречиям в правоприменительной практике, когда арбитражные суды различных инстанций принимают прямо противоположные решения по делам, возникающим из рассматриваемых правоотношений. Например, суды первой и апелляционной инстанций, принимая решения по делу, исходили их того, что ответчик – частная охранная организация – осуществлял инкассацию денежных средств по договору охраны. Однако суд кассационной инстанции обратил внимание на то, что инкассация является банковской операцией кредитных организаций[12], а не видом услуг частной охраны.

В настоящее время правовые акты не содержат дифференцированного понятия «частная охранная деятельность». Напротив, оно, согласно ст. 1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»[13] (далее – Закон о частной охране), отождествляется с понятием «частная детективная деятельность». Однако, не подвергая детальному сравнительно-правовому анализу вышеуказанные понятия, обратимся к результатам ранее проведенных исследований. Согласно этим результатам, «частная охранная деятельность» определяется как «оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и (или) юридическим лицам (Заказчикам), имеющим лицензию на оказание услуг частной охранной деятельности организациями (Исполнителем) в целях защиты законных прав и интересов Заказчиков от противоправных посягательств»[14].

Указанное определение, раскрывающее правовую сущность частной охраны, позволяет сделать вывод о том, что этот вид деятельности носит предпринимательский характер, а его целью является извлечение прибыли от выполнения охранных работ (услуг). Предпринимательская сущность частной охранной деятельности предопределяет и характер ее правового регулирования. Поскольку согласно ч. 1 ст. 2 ГК РФ, предпринимательские отношения регулируются гражданским законодательством, то ГК РФ является «основополагающим» источником регулирования отношений частной охраны, потому что по своей структуре по многим параметрам совпадает с элементами правовой сущности этого вида предпринимательства.

Понятие «инкассация денежных средств» означает «сбор, доставку наличных денег клиентов в кредитную организацию, ее структурные подразделения (за исключением обменного пункта), в том числе сданных клиентами через автоматические сейфы, с последующим зачислением (перечислением) их сумм на банковские счета, счета по вкладам (депозитам) клиентов, открытые в этих или иных кредитных организациях»[15]. При этом инкассация является банковской операцией, а ее правовое регулирование осуществляется актами о банковской деятельности[16].

Правовое положение субъектов, осуществляющих исследуемые виды деятельности сводится к следующему. Как следует из предпринимательской сущности частной охранной деятельности исполнителями, охранных работ (услуг) могут выступать только коммерческие организации – частные охранные организации (далее – ЧОО), специально учрежденные для их выполнения (ст. 11 Закона о частной охране).

Правовое положение ЧОО характеризуется следующими свойствами, отсутствие которых исключает осуществление этого вида предпринимательской деятельности. Первое свойство проявляется в организационно-правовой форме юридического лица. Так, ЧОО может быть учреждена только в форме общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) и не может осуществлять иные виды деятельности, кроме видов частной охраны. Специальный характер правоспособности ЧОО определяется ее уставными задачами, которые по своей форме и содержанию представляют соответствующие виды услуг частной охранной деятельности, определенные ст. 3 Закона о частной охране. Второе свойство обусловлено особенностями учреждения ЧОО, например, определенным размером уставного капитала.

Третье свойство связано с правовым статусом руководителя ЧОО, который должен иметь высшее профессиональное образование и удостоверение частного охранника, а также пройти специальную подготовку. Четвертым свойством является наличие у ЧОО лицензии на выполнение охранных работ (услуг), выдаваемой органом внутренних дел. Важно заметить, что в лицензии указывается (указываются) только тот вид (виды) охранных работ (услуг), которые может исполнять лицензиат. В практике частной охраны это означает, что эти виды, указанные в ст. 3 Закона о частной охране, могут быть реализованы лишь в том случае, если их исполнение предусмотрено в качестве уставных задач ЧОО и обеспечено лицензией. Пятое свойство проявляется в содержании запретов и ограничений для ЧОО, некоторые из которых создают проблемы в практике частной охранной деятельности[17].

При рассмотрении данного вопроса необходимо обратить внимание и на правовое положение лиц, непосредственно выполняющих охранные работы (услуги), – частных охранников. Их правовой статус определяется наличием профессиональной подготовки и сдачей квалификационного экзамена, что в конечном счете подтверждается удостоверением частного охранника (ст. 11.1 Закона о частной охране). Юридическим фактом возникновения отношений между ЧОО и частным охранником является трудовой договор, предмет которого – выполнение соответствующей трудовой функции. Содержание этой функции есть действия, обусловленные проверкой пропусков, предоставляющих право входа и выхода лиц, въезда и выезда транспортных средств, вноса и выноса имущества с охраняемых объектов, осмотром имущества, а также транспортных средств при их въезде и выезде с охраняемых объектов и другие[18].

Субъектами, осуществляющими инкассацию денежных средств, могут выступать кредитная организации (ее филиал) либо открытые в соответствии с нормативными актами Банка России ее внутренние структурные подразделения[19]. При этом под кредитной организацией понимается «юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом»[20]. Среди основных элементов правового статуса кредитной организации следует обратить внимание на ее организационно-правовую форму – хозяйственное общество.

Третьим критерием выступают объекты исследуемых правоотношений.

Отношения частной охранной деятельности возникают по поводу «объектов охраны». Несмотря на то, что это понятие закреплено в ст. 1.1 Закона о частной охране, оно является далеко не безупречным и по отдельным параметрам не совпадает с сущностью объектов гражданских прав, закрепленных в ст. 128 ГК РФ. Это обусловлено тем, что законодателем не были учтены основные положения цивилистических учений о том, что объектами гражданских прав являются материальные и духовные блага, по поводу которых субъекты вступают между собой в правовые отношения[21]. Так, в названной статье закона под «объектами охраны» понимаются только вещи, но не учитываются другие объекты гражданских прав: нематериальные блага (жизнь и здоровье) и поведение людей. Указанные и другие проблемы послужили основанием для формулирования определения[22]: «объекты охраны – это недвижимое и движимое имущество, в том числе при его транспортировке, физическое тело человека, порядок, по поводу которых возникают договорные отношения по оказанию услуг частной охранной деятельности»

Объектом, по поводу которого возникают отношения инкассации денежных средств, являются «наличные деньги клиентов».

Юридический факт возникновения исследуемых видов деятельности. Таковым по отношению к частной охранной деятельности является договор охраны. Заметим, что этот договор – непоименованный и мало изученный цивилистической наукой. Вместе с тем проведенные ранее исследования позволили установить его правовые свойства, проявляющееся в гражданском обороте как свойства договора подряда, договора возмездного оказания услуг и (или) смешанного договора. Однако в контексте проводимого исследования обратим внимание на предмет договора – виды охранных работ и (или) охранных услуг. Они закреплены в ст. 3 Закона о частной охране, а право на их выполнение (оказание) должно быть подтверждено наличием у ЧОО соответствующей лицензии.

Юридическим фактом для осуществления инкассации денежных средств является договор возмездного оказания услуг, правовая природа которого раскрывается в гл. 39 ГК РФ. При этом предметом договора выступают действия по сбору и доставке наличных денег клиентов в кредитную организацию (ее подразделения). Исполнителем услуг в рассматриваемом договоре выступает кредитная организация (ее подразделения), занимающаяся инкассацией денежных средств. Помимо инкассации денежных средств, кредитная организация вправе совершать и другие сделки.

Проведенный анализ позволяет решить вторую задачу – установить сходство и выявить различия частной охранной деятельности и инкассации денежных средств.

Сходство проявляется в следующих положениях. Во-первых, осуществление исследуемых видов деятельности способствует обеспечению основ конституционного строя России (ст. 8 Конституции) и реализации конституционных прав и свобод граждан. Во-вторых, и частная охранная деятельность, и инкассация направлены по повышение состояния защищенности денег от противоправных посягательств. В-третьих, юридическим фактом возникновения отношений частной охраны и инкассации является договор, а сами отношения регулируются гражданским законодательством.

Наряду с общими признаками частная охранная деятельность и инкассация денежных средств имеют и множество отличий, незнание которых приводит к возникновению проблем в практике этих видов деятельности.

Во-первых, это характер воздействия источников права. Так, отношения частной охранной деятельности регулируются нормами частного права – гражданским законодательством. Это обусловлено ее предпринимательской сущностью и степенью влияния на частные интересы граждан и юридических лиц. Отношения, возникающие по поводу инкассации денежных средств, несмотря на их предпринимательскую сущность, напротив, носят публичный характер, затрагивают сферу деятельности не только субъектов гражданского права (граждан и юридических лиц), но и область деятельности государственных и иных органов (организаций), наделенных властными полномочиями. Например, суд указал, что Российское объединение инкассации является государственной организацией, обязанной выполнять возложенные на нее задачи. В этом случае его деятельность не подлежит лицензированию в соответствии с Законом о частной охране, которым «регулируется деятельность негосударственных охранных предприятий»[23].

Во-вторых, исследуемые отличия проявляются и в правовом положении субъектов, осуществляющих эти виды деятельности. Так, частная охранная организация может быть создана только в форме ООО, в том время как организационно-правовые формы кредитных организаций являются более широкими (например, открытое и закрытое акционерные общества). Кроме того, инкассация денежных средств может осуществляться и структурным подразделением организации. Существуют отличия, обусловленные содержанием трудовой функции частного охранника и инкассатора. Частному охраннику запрещается оказывать виды услуг, не предусмотренные Законом о частной охране. Например, в трудовую функцию охранника не входит прием и передача опломбированных сумок с наличными деньгами, он не может участвовать в составлении акта пересчета наличных денег и выполнять другие функции, связанных с инкассацией. В свою очередь трудовая функция инкассатора не предусматривает исполнения обязанностей, связанных с проверкой пропусков, контролем вносимого (выносимого) имущества и других.

В-третьих, несмотря на единый юридический факт возникновения частной охраны и инкассации – гражданско-правовой договор, различным является предмет этого договора, обусловленный правовой сущностью исследуемых видов деятельности. Например, предметом договора охраны не могут выступать действия по инкассации денежных средств, а предметом договора инкассации – выполнение охранных работ (оказание охранных услуг).

Вместе с тем в практике гражданского оборота известны случаи, когда частные охранные организации в погоне за прибылью подменяют предмет договора охраны с действий по оказанию охранных услуг на действия по инкассации денежных средств. Как правило, такой предмет имеет неопределенную формулировку, например, «сопровождение ценностей Заказчика». Однако соответствует ли такое соглашение требованиям гражданского законодательства? Ответ очевиден: нет. И вот почему. С одной стороны, договор как сделка, в части предмета, противоречит Закону о частной охране, поскольку содержит не предусмотренный им вид охранных услуг – «сопровождение ценностей». Такой договор не соответствует требованиям закона и может быть признан недействительным (ст. 168 ГК РФ).

Разрешение этой проблемы видится в правильном выборе заказчиком исполнителя соответствующих видов услуг – ЧОО или кредитной организации, занимающейся инкассацией. Результатом выбора должен стать предмет договора, как одно из существенных условий достижения соглашения, что даст возможность считать договор заключенным (ч. 1 ст. 432 ГК РФ).

Резюмируя сказанное, можно констатировать, что инкассация денежных средств является банковской операцией, а не видом частной охранной деятельности.

Несмотря на то, что частная охранная деятельность и инкассация денежных средств по своей правовой сущности являются разновидностями предпринимательской деятельности, они имеют принципиальные отличия:

  • 1) по характеру воздействия источников правового регулирования (частное и публичное право);
  • 2) по правовому положению субъектов, осуществляющих эти виды деятельности, и трудовым функциям частных охранников и инкассаторов;
  • 3) по предмету договора.

Правовое положение инкассационной службы как внутреннего подразделения юридического лица

В связи с тем, что инкассационное обслуживание является одной из банковских операций, то говорить о самостоятельности инкассационной службы как отдельного юридического лица не представляется возможным. В любом случае инкассационная служба всегда будет являться одним из подразделений либо коммерческого банка, либо небанковской кредитной организации.

Коммерческие банки – это кредитные организации, осуществляющие универсальные банковские операции для предприятий всех форм собственности и всех отраслей. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними. В современных условиях коммерческим банкам удалось существенно расширить прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование, создать систему кредитования населения (потребительского кредита).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Коммерческие банки являются основными посредниками в совершении денежных операций в обществе.

Небанковские кредитные организации, или специализированные кредитно-финансовые институты, к которым относятся: страховые компании, пенсионные фонды, кредитно-финансовые центры (компании), финансово-строительные компании, ломбарды и пр. имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Все сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Центральным Банком РФ.

Все банковские операции и сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России – и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.

Кредитная организация в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»[24] и Гражданским кодексом РФ образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, т.е. в виде обществ с ограниченной ответственностью (ст. 87-94 ГК РФ, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью»[25]) и акционерных обществ (ст. 96-104 ГК РФ и Федерального закон от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах»[26]).

Кредитной организацией в форме общества с ограниченной ответственностью признается общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенными учредительными документами. Учредители такого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. При этом участники общества, которые не полностью внесли вклады, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

Акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций. Участники акционерного общества (акционеры) отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Если акции общества распределяются среди его учредителей или заранее определенного круга лиц, то кредитная организация регистрируется как непубличное акционерное общество. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры непубличного акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается публичным акционерным обществом. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом, например, ФЗ «Об акционерных обществах» или иными правовыми актами. В обязанности такого общества входит ежегодная публикация для всеобщего сведения годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков.

Учредителями кредитной организации могут быть как физические, гак и юридические лица. Учредители — юридические лица, должны иметь устойчивое финансовое положение в течение последних 6 месяцев, предшествующих дате предоставления документов для государственной регистрации, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной организации; осуществлять деятельность в течение не менее 3 лет; выполнять обязательства перед всеми видами бюджетов за последние 3 года. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых 3 лет со дня его регистрации.

Для успешной работы кредитной организации учредители должны сформировать уставный капитал, который создается на основе продажи долей или акций. Вклад в уставный капитал кредитной организации может быть осуществлен в виде: денежных средств как в национальной, так и иностранной валюте; здания (помещения), принадлежащего учредителю на праве собственности, или иного имущества в неденежной форме, которое должно быть оценено и отражено в балансе кредитной организации в национальной валюте. Для формирования уставного капитала кредитной организации могут быть также использованы средства бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на основании, соответственно, законодательного акта субъекта РФ или решения органа местного самоуправления.

При этом законодательно запрещено для формирования уставного капитала кредитной организации использовать привлеченные средства, а также средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банком России предусматривается контроль за формированием уставного капитала, минимальный размер которого устанавливается в соответствии со ст. 62 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[27], ст. 11 Закона «О банках и банковской деятельности» и составляет 90 млн. руб. для небанковских кредитных организаций и 300 млн. руб. для банковских кредитных организаций. Решение Банка России об изменении минимального размера уставного капитала вступает в силу не ранее чем через 90 дней после дня его официального опубликования. Для вновь регистрируемых кредитных организаций Банком России применяется норматив минимального размера уставного капитала, действующий на день подачи документов на регистрацию и получение лицензии. Банк России не имеет права требовать от ранее зарегистрированных кредитных организаций изменения их уставного капитала, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Основной проблемой отсутствия отдельных организаций, которые могли бы заниматься исключительно инкассационным обслуживанием является то, что Закон о банках предъявляет следующие требования к уставному капиталу. Так, ст. 11 Закона о Банках устанавливает: минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, за исключением минимального размера уставного капитала вновь регистрируемого центрального контрагента, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого центрального контрагента на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 миллионов рублей.

С одной стороны, такие требования могут быть оправданы, так как осуществление банковских операций, в том числе и инкассация денежных средств, связаны с повышенной опасностью, поэтому в случае неисполнения или недобросовестного исполнения сотрудниками инкассационной службы и своих обязанностей кредитная организация должна обладать достаточным количеством капитала, что в случае необходимости возместить убытки контрагентам. С другой стороны, такое положение вещей создаёт предпосылки к существованию монополии на осуществления инкассационного обслуживания, особенно не в центральных регионах Российской Федерации, так как сумма уставного капитала для субъектов предпринимательской деятельности, которые желают заниматься инкассационным обслуживанием и имеют на то технические возможности, является непомерной.

Поэтому в настоящее время инкассационные службы существует только в качестве подразделений банков или небанковских организаций. Каких-либо особых требований к данным подразделениям в гражданском законодательстве не предусмотрено, их правовое положение определяется внутренними актами соответствующей кредитной организации.

На основании анализа ряда сайтов небанковских кредитных организаций можно сделать вывод, что в структуру подразделения инкассационного обслуживания могут включаться следующие «отделы»:

  • Транспортный отдел;
  • Центр связи с контрагентами (диспетчерская);
  • Учебный отдел;
  • «Силовой» отдел.

Следует отметить, что для осуществления инкассации кредитные организации принимают собственные локальные акты, устанавливая специфику осуществления инкассации именно данной организацией. Так, Постановлением Правления Сбербанка России утверждён Порядок организации инкассации и доставки ценностей подразделениями Сбербанка России от 20.04.2009 года № 922-4-р, в котором имеются не только отсылки к Положению о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, которое утверждено Банком России[28], но и имеются свои особенности, например о порядке страхования и перечне страховых случаев, которые подлежат включению в договоры страхования жизни каждого из сотрудников инкассационного подразделения.

Отдельно место в системе организаций, которые имеют право осуществлять инкассационное обслуживание занимает Российское объединение инкассации (РОИНКАС) Центрального Банка Российской Федерации. Данная организация представляет собой юридическое лицо с особым правовым статусом, которое создано в соответствии со статьями 34 и 83 ФЗ «О Банке России» в целях обеспечения деятельности Банка России по организации наличного денежного обращения и входит в единую централизованную систему Банка России. Таким образом, данная организация (как и Центральный Банк России) обладает особым правовым статусом, а её организационно-правовая форма в российском гражданском законодательстве не определена.

Как ни странно, но деятельность РОСИНКАСа также подлежит лицензированию со стороны Банка России, как и деятельность всех иных кредитных организаций. Исходя из анализа устава РОСИНКАСа, а также перечня услуг, которые представлены на сайте данной организации, можно сделать вывод, что РОСИНКАС является единственной организацией, которая занимается именно инкассацией, охранной деятельность и кассовым обслуживанием без осуществления иных банковских операций[29]. Например, для сравнения можно привести спектр операций, которые осуществляет одна из наиболее крупных некредитных банковских организаций – АО ИНКАХРАН.

Так, согласно лицензии на осуществление банковских операций № 3453-К ИНКАХРАНу предоставлено право на осуществление следующих банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте:

  • 1) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
  • 2) осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • 3) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и физических лиц;
  • 4) купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме;
  • 5) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетом, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

При этом ИНКАХРАН также обладает лицензией ФСБ РФ на осуществление работы со средствами криптографической защиты информации, которая дополняет технические возможности данной организации в сфере инкассации и кассового обслуживания.

Возможно, в целях внесения определённости в сферу правового регулирования инкассационных процессов необходимо принять отдельный Федеральный закон «Об инкассации», которые предусматривал бы специфику осуществления данной деятельности, детально регламентируя требования к организациям, которые могли бы получить право на осуществление данной деятельности, специфику заключения трудовых договоров с инкассаторами, особенности страхования деятельности инкассаторов и много другое. При этом, основываясь на исследованиях некоторых авторов, можно предположить, что само по себе осуществление инкассации не должно признаваться банковской операцией, так как она по своей природе имеет больше технический, нежели банковский характер.

Разумеется, при рассмотрении инкассации в качестве банковской операции необходимо подчеркнуть, что инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов нельзя отделять от кассового обслуживания физических и юридических лиц. Исходя из формулировки данной банковской операции, содержащейся в ст. 5 Закона о банках, инкассация и кассовое обслуживание только в совокупности будут составлять банковскую операцию, которую вправе осуществлять исключительно кредитные организации на основании лицензии Банка России.

Таким образом, к признакам инкассации как банковской операции можно отнести технологическую неразрывность упорядоченной совокупности функционально связанных операций и процедур по доставке наличных денег в кредитную организацию с осуществлением кассовых операций и безусловной обязанностью зачисления (перечисления) соответствующих сумм денежных средств на банковские счета клиентов[31].

При этом не стоит ограничиваться лишь существующим положением вещей, так как инкассацию денежных средств можно было бы вынести за пределы осуществления банковских операций. В таком случае право на осуществление инкассации могли бы получить частные охранные организации, требования к уставному капиталу которые значительно отличаются от требований к уставному капиталу кредитных организаций.

Страницы: 1 2 3