Меню Услуги

Инновационные возможности построения индивидуальной образовательной траектории


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы построения индивидуальной образовательной траектории и основные направления инновационного развития в образовании

1.1. Основные подходы к построению индивидуальной образовательной траектории

1.2. Основные инновационные возможности построения индивидуальной образовательной траектории

Глава 2. Анализ деятельности БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №151»

2.1. Общая характеристика учреждения и основные направления образовательной деятельности

2.2. Анализ основных направлений инновационного развития в БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №151»

Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности в БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №151» по построению индивидуальной образовательной траектории

3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию использования, внедрению инновационных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

Заключение

Список используемой литературы и источников

Введение

В настоящее время становится все более актуальным индивидуальный подход к ученикам, который дает возможность рассматривать индивидуальные особенности (психологических, физиологических, социальных и др.) каждого ученика в условиях коллективных форм организации учебной деятельности.

Основным способом реализации этого является создание индивидуальных образовательных траекторий. Актуальность построения индивидуальной образовательной траекторий заключается в том, что она позволяет оперативно и активно регулировать стремления к совершенствованию собственных знаний и умений [46].

Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной  деятельности с педагогом [26].

В основе организации индивидуализированного обучения лежат дифференцированный и индивидуальный подходы.

Индивидуальный подход – это осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях [31]. Суть индивидуального подхода состоит в гибком использование различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому обучающемуся. Если индивидуальный подход означает действительное внимание к личности каждого ученика, то дифференцированный подход можно понять как необходимое условие успешной реализации индивидуального подхода[46].

Под дифференцированным подходом понимается целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам. Педагог решает задачи эффективной педагогической помощи учащимся в совершенствовании их личности. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся[11].

Для реализации в полной мере индивидуальной образовательной траектории используются инновации. Инновациями можно считать любые социально–экономические нововведения, пока они еще не получили массовость или повсеместное использование на данном этапе развития образования.

При использовании инновационных коммуникационных технологий (далее – ИКТ) может быть решена задача управления процессом персонализированного обучения.

С помощью инновационных коммуникационных технологий можно автоматизировать учебно-методическую деятельность преподавателя, создать базы данных с моделями личностей учащихся, дидактическим материалом, включающим комплекс персональных и коллективных заданий (для отдельного учащегося, групп учащихся или всего класса), организационных, методических рекомендаций для учителя.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Инновационные возможности позволяют решать такие задачи как: создание условий для построения учащимся совместно с учителем индивидуального маршрута собственной учебной деятельности, составления гибкого плана прохождения определенных этапов учебной работы.

На современном этапе средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей во всем мире. ИКТ сделали возможным быстрое и массовое развитие новых технологий: компьютеров, телефонов, камер, телевизоров, музыкальных плееров, смартфонов, планшетов – всех типов цифровых устройств.

Современные школьники представляют собой первое поколение детей, выросшее на новых технологиях. Они привыкли ко всем видам цифровых игр и инструментов, которые являются неотъемлемой частью их жизни. Цифровая деятельность для них — естественная среда обитания. Современные дети — поколение технологической акселерации, Интернета и социальных сетей. Вырастая в таком окружении, они думают и обрабатывают информацию совершенно другим способом, нежели предыдущие поколения: изменились алгоритмы мышления.

Традиционных стандартных подходов к образовательному процессу более недостаточно для понимания мира и решения важнейших вопросов XXI века. По этому реализации инновации построения индивидуальной образовательной траектории через внедрение ИКТ.

Использование данных технологий выводят образовательный процесс на более высокий уровень. Формируется высокая степень и уровень прикладного использования полученных информационно-коммуникационных умений и навыков непосредственно в практической деятельности.

 

Цель: разработать рекомендации по созданию инновационных возможностей построения индивидуальной образовательной траектории в образовательном учреждении (на примере БОУ г. Омска «СОШ №151»).

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы построения индивидуальной образовательной траектории и основные направления инновационного развития в образовании;
  2. Проанализировать деятельность БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №151»;
  3. Разработать рекомендаций по совершенствованию деятельности в БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №151» по построению индивидуальной образовательной траектории.

Объект исследования – БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №151».

Предмет исследования – условия и возможности построения индивидуальной образовательной траектории в БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №151»

Глава 1. Теоретические основы построения индивидуальной образовательной траектории и основные направления инновационного развития в образовании

1.1. Основные подходы к построению индивидуальной образовательной траектории

В последнее время все чаще говорят об индивидуальных маршрутах, траекториях или программах. Индивидуальная образовательная траектория в качестве исходной основы имеет понятие «индивидуальность». В философском смысле индивидуальность считается величайшей ценностью, так как развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательность представляет собой в историческом плане одно из необходимых условий социального прогресса. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер [30].

Термин «образовательная траектория» в педагогике рассматривался в основном в рамках школьного образования, в старших классах при реализации профильного обучения. По мнению С.В. Воробьевой, индивидуальная образовательная траектория – это адекватно личностно-ориентированный образовательный процесс, но не тождественный ему, так как имеет специфические особенности [5]. Многие педагоги рассматривают индивидуальную образовательную траекторию как некое движение ученика в содержании обучения, во времени и в пространстве, что обеспечивается обучением в малых группах и по индивидуальным учебным планам (Приложение А).

В литературе термины «индивидуальные образовательные маршруты/траектории», «индивидуальные стратегии обучения» понимаются как синонимичные (Н.В. Рыбалкина, А.А.Кирсанов, А.В.Хуторской, Е.А. Ямбург). Описание содержаний маршрутов/траекторий/стратегий ограничивалось сферой учения старшеклассников и соответствующей деятельности учителей – предметников. Понимание педагогами сущности, понятий не распространялось на процесс инновационных образовательных технологий.

Идея разработки индивидуальных образовательных траекторий родилась на основе анализа деятельности различных образовательных учреждений, реализующих в той или иной степени принципы свободного воспитания и обучения. Проблемы педагогического обеспечения индивидуальных образовательных запросов учащихся, личностного и профессионального самоопределения старшеклассников, взаимодействия школы и социума (Ш.А. Амонашвили, А.В.Хуторской, И.С. Якиманская, В.П. Бедерханова, О.С. Газман, В.А. Петровский, А.Н. Тубельский и др.).

На данный момент индивидуальная образовательная траектория рассматривается не только как персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании (позиция А.В.Хуторского) [26]. Но и как разработанная совместно с педагогом программа собственной образовательной деятельности, в которой отражается понимание целей и ценностей современного общества, образование в целом и самообразование, предметная направленность образовательных интересов и необходимость сочетания их с потребностями современного общества, результатами свободного выбора содержания и форм образования.

В процессе получения профессионального образования абитуриент уже «на пороге» своей профессиональной карьеры может спроектировать и построить свою индивидуальную образовательную траекторию, отдать предпочтение тем или иным потребностям. Исходя из этого индивидуальная образовательная траектория может быть как индивидуально – личностно, социально–личностной или профессионально – личностно ориентированной [25].

Так в отличие от других образовательных процессов только учебный процесс охватывает все уровни образования, а учебная сфера деятельности учащегося педагогически более управляема.

Анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу позволяет определить три направления реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся: содержательное, деятельностное и процессуальное, представленные в рисунке 1:

Рисунок 1. Направления реализации индивидуальной образовательной траектории

 

Рассмотрев каждое из этих направлений, можно выделить основные моменты.

Так, содержательное направление позволяет создавать индивидуальную образовательную траекторию, предоставляя ученику возможность осваивать то содержание образования и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его возможностям, потребностям и интересам. В условиях реализации стандартов второго поколения содержание образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявлять избирательность к предметному материалу, для этого разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское мышление.

Деятельностное направление формирования индивидуальных образовательных траекторий реализуется через инновации в  педагогических технологиях и ИКТ – технологиях. Начальным и очень важным этапом реализации инновационных образовательных технологий является процесс их проектирования.

Проектирование процесса обучения, по мнению А.Д. Рапопорт, связано с созданием учебно-методических комплексов (далее – УМК) нового поколения. УМК должен являться средством сопровождения учебного процесса, обеспечивающим возможность самостоятельно учиться на основе актуализации субъектного опыта, развивающим субъектную позицию учащихся (способности их к целеполаганию и осуществлению собственной деятельности и рефлексии) [20]. Такая конструкция УМК позволяет учитывать как государственные требования к образованию, так и образовательные потребности и индивидуальные особенности личности.

Модуль конструирования образовательных программ позволяет производить коррекцию возникающих в образовательной деятельности проблем, включая проблемы личностного и профессионального самоопределения, где учащийся – субъект деятельности.

Процессуальное направление реализации индивидуальных образовательных траекторий связано с организационным аспектом педагогического процесса. Прежде всего, важен масштаб формирования индивидуальных образовательных траекторий: отдельный класс, классная параллель или вся школа. Чаще всего масштаб формирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся ограничивается отдельными образовательными областями.

Основным направлениями развития и формирования инноваций в сфере образования  является: появление новых информационных технологий, создание интерактивных методов обучения, увеличение академической мобильности, улучшение связей между разными уровнями образования, создание инновационных педагогических технологий и ИКТ – технологий.

Таблица 1. Классификация инновации по функциональным признакам

Нововведения – условия. Нововведения — продукты. Организационно – управленческие нововведения.
Обеспечивают эффективный  образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т. д.) Педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д. Качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование.

Развитие осуществляется через освоение нововведений, инновационного процесса. Для эффективного управления этим процессом, необходимо изучение  строения – структуры инноваций.

1) по источнику возникновения:

—       внешние (за пределами образовательной системы);

—       внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).

2) по масштабу использования:

—       единичные;

—       диффузные.

3) в зависимости от функциональных возможностей (см. Таблица 1):

Таблица 2. Классификация инновации по признакам интенсивности

Наименование Характеристика
Инновации нулевого порядка Это практически регенерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента).
Инновации первого порядка Характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве.
Инновации второго порядка Представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.).
Инновации третьего порядка Адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования.
Инновации четвертого порядка Содержат новый вариант решения (это чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей).
Инновации пятого порядка Инициируют создание образовательных систем “нового поколения“ (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы).
Инновации шестого порядка В результате реализации создаются образовательные системы «нового вида» с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа
Инновации седьмого порядка Представляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется новый род образовательных (педагогических) систем.

4) по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности (см. Таблица 2):

5) по осмыслению перед внедрением инноваций (см. Таблица 3).

Таблица 3. Классификация инновации по осмыслению внедрений

Случайные Полезные Системные
Инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение. Инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого с системой. Инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими).

На современном этапе образовательный процесс обусловлен использованием информационно-коммуникационных технологий которые в значительной мере ускоряют процесс поиска и передачи информации. С помощью компьютерных средств, представляющих собой информационные ресурсы и программные средства, обеспечивающие обработку, передачу, хранение информации [2].

Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов.

Современный учитель должен обладать способностью «технологизировать идею», не только использовать известные технологии (проектные, диалоговые, игровые, развития критического мышления и др.), но и разрабатывать свои, авторские.

Организация инновационного образования в целом в настоящее время может быть отражена с помощью априорно-информационной и апостериорно-деятельностной  моделей.

Априорно-информационная модель включает следующие элементы: получение знаний в готовом виде от других субъектов устно или письменно; анализ полученной информации; выведение заключений и обобщений; конкретизация.

Апостериорно-деятельностная модель предполагает: столкновение с конфликтной ситуацией; личный опыт по разрешению конфликта; привлечение дополнительной информации для оценки ситуации; выведение заключений и обобщений; конкретизация.

В системе образования априорно-информационная модель доминирует над апостериорно-деятельностной. Это выражается в том, что преподавания «больше», чем учения [27].

В сознании учащихся конкретные знания, которые им необходимо усвоить, связаны с выполнением определенных действий. Эти действия закрепляются, превращаясь в умения и навыки, и являются первичными в этом процессе, в то время как усвоенные знания вне деятельности теряют свою силу стимулов обучения, орудий и инструментов познания и практической деятельности[25]. Овладение знаниями должно осуществляться через процесс их конструирования, что связано с развитием у учащихся мыслительных операций и совершенствованием общеучебных умений, умений самостоятельной работы, формированием и развитием самостоятельности.

Практически все инновационные системы образования предполагают переход от априорно-информационной к апостериорно-деятельностной модели, когда учение доминирует над преподаванием. Это, несомненно, приводит к актуализации в педагогическом процессе самостоятельной работы учащихся.

Самостоятельная работа учащихся является важнейшим компонентом пе­дагогического процесса, интегрирующим различные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности, осуществляемые во время аудиторных и внеаудиторных занятий или дома по заданиям, без непосредственного участия преподавателя или под его руководством. Она является доминирующей среди других видов учебной деятельности учащихся и позволяет представить знания в качестве объекта собственной деятельности и превратить их в подлинное достояние личности. Ее важная роль в педагогическом процессе, а также субъектная ориентация педагогического процесса позволяют выбрать ее в качестве вершин траектории.

1.2. Основные инновационные возможности построения индивидуальной образовательной траектории

Индивидуальная образовательная траектория может выстраиваться разными путями, в зависимости от целей субъектов образования. Роль инноваций в построении индивидуальной образовательной траектории многообразна и включает как технологии для эффективного обучения с инструментами для творческого самовыражения, интеллектуального развития детей средствами программирования так и педагогические технологии.

Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей во всем мире. Исследования, проводимые в США и Европе, показали, что до 80% информации, получаемой детьми к 11-летнему возрасту, воспринимается ими вне класса из источников, не имеющих бумажных носителей.

ИКТ сделали возможным быстрое и массовое развитие новых технологий: компьютеров, телефонов, камер, телевизоров, музыкальных плееров, смартфонов, планшетов – всех типов цифровых устройств.

Цифровые коммуникации настолько просты, что теперь стали доступны детям (в 2010 г. насчитывалось приблизительно 5,3 миллиарда используемых мобильных телефонов и 2 миллиарда Интернет — пользователей, среди которых основные дети и молодежь). Современные дети — поколение технологической акселерации, Интернета и социальных сетей. Вырастая в таком окружении, они думают и обрабатывают информацию совершенно другим способом, нежели предыдущие поколения: изменились алгоритмы мышления.

Традиционных и хорошо усвоенных знаний более недостаточно для понимания мира и решения важнейших вопросов XXI века. Основные знания детей не могут сводиться к «чтению, письму и счету»; знания не могут ограничиваться комбинацией традиционных школьных предметов. Существует гигантское накопление знаний, причем знаний как никогда сложных. Эдгар Морин, французский философ, предложил семь новых форм знаний для преподавания с целью удовлетворения потребностей нашего века:

  • Выявление ошибок и иллюзий: учить слабым местам знаний;
  • Принципы уместных знаний: рассматривать предметы знаний в их контексте, комплексе, в целом;
  • Человеческая природа: учить необходимости целостности и комплексности человеческой природы;
  • Идентификация с Землей: учить истории планетарной эры, взаимосвязи между всеми частями света;
  • Столкновение с неопределенностями: учить неопределенностям в физике, биологии, истории и т.д.;
  • Понимание друг друга: учить взаимопониманию между людьми; также учить, что такое непонимание;
  • Этика для человеческого рода: учить этике гуманизма, готовя граждан мира.

В дополнение к этому более пересекающемуся и сложному подходу к знаниям, новое поколение сталкивается с фактом, что школа более не является единственным местом для получения знаний. Социальные знания и неформальные знания становятся все более важными. В то же время знания тесно связаны с компетенциями. Жак Делор предложил четыре стержня образования: учиться узнавать, учиться делать, учиться жить вместе и учиться быть. В обществе знаний знания превратились в экономическое благо, которое можно купить, продать, хранить, обменивать и т.д.

Наконец, сегодняшние знания постоянно меняются с большой скоростью. Ученики, таким образом, не могут сохранить знания и компетенции на всю оставшуюся жизнь. Люди нашего времени должны учиться на протяжении всей жизни.

Знания для цифровой эпохи не могут быть обеспечены традиционной учебной программой, состоящей из списка дисциплин. Сегодня знание – это понятие более сложное и очень быстро развивающееся. Знания возникают в проблемах, которые надо решить, в вопросах, на которые надо ответить. У учителя больше нет монополии на донесение знаний, так как доступ к получению знаний очень сильно изменился.

Интернет предоставляет доступ к огромному количеству информации. Информация, однако, отличается от знания: чтобы стать знанием, информация должна быть обработана согласно контексту и самому изучающему. Информация должна быть классифицирована, распределена, проверена, организована.

Школьники цифрового общества имеют эмпирический подход к обучению и иногда могут раздражать учителей и родителей. Линейному доступу к знаниям, демонстративной аргументации и логической последовательности аргументов они предпочитают доступ к знаниям через подходы хаотичного процесса и «гипертекста». Современные школьники имеют иной тип концентрации внимания. Они, в целом, не могут концентрироваться долгое время и переходят от одной задачи к другой очень быстро. Они «многозадачные», или выполняют несколько задач одновременно (параллельно или переключаясь с одной задачи на другую). Они предпочитают обучение через визуальные и графические источники, нежели чем через текст. Они привыкли учиться через интерактивность и игры. Они должны быть постоянно подключены, поскольку знание лежит в возможности подключения. Они привыкли к огромным объемам информации (и должны научиться, как с ними работать, анализировать, сортировать и оценивать). Они лучше работают в группе, то есть для них обучение – не только индивидуальная деятельность, но также и коллективная.

Невозможно просто применять вчерашнюю модель получения образования для завтрашних учеников. Школьники радикально изменились и, соответственно, мы должны найти новые способы обучения, подходящие для нового поколения. Обучение должно принимать во внимание новые способы мышления и обработки информации школьников цифрового общества. Педагогика должна быть пересмотрена с учетом конструктивистского подхода, совместного обучения и образовательных сетей.

Сегодняшняя школа едва ли подходит ученикам нового поколения. Ее организация, управление, педагогика, а также отношения, которые она устанавливает между детьми, учителями и знаниями, – все это находится в конфликте с новыми школьниками. Сегодняшняя школа пока не является цифровой по сути, даже если она и внедрила многие новые ИКТ. А учителя, по крайней мере, какое-то время являются не частью цифрового общества, а выпадают из него. Учителя должны учитывать огромные различия между ними и школьниками. Они должны придерживаться ключевых ролей и ценностей учителя как организатора взаимодействия между учеником и знанием, как проводника знаний. У них ведущая роль, опосредованная через технологии, причем технологии в меньшей степени, чем роль личного присутствия. Преподавание и обучение в цифровом обществе не означают технологизацию образования. Человеческие отношения между школьниками и учителями являются неотъемлемой частью учебного процесса. Но эти отношения должны принимать новые формы, синхронные и асинхронные, с личным присутствием и дистанционно. Дистанционное обучение, смешанное обучение, электронное и мобильное обучение должны занять свое место в процессе получения образования.


Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!