Скоро защита?
Меню Услуги

Инструменты продвижения практики «ZERO WASTE» на российском рынке. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2


Приведенные сухие сводки свидетельствуют о том, что большая доля людей уже поняла, что активная антропогенная деятельность оказала вредоносный урон природе, но они пока не имеют представления о том, что принятие меры собственной ответственности поможет улучшить состояние окружающей среды. Осознанное устойчивое поведение граждан России  по отношению к природе является еще одной проблемой, встречающейся на пути реализации эко-планов страны. Отмечено, что их совместное осознанное потребление повысило бы уровень эффективности использования ресурсов и социальное сотрудничество[1]. Для этого, c точки зрения развития малого бизнеса и гражданского общества, необходимо создавать институты финансовых и законодательных инициатив[2], а сделать это возможно только при глубинном понимании и высокой проинформированности россиян о проблеме отходов и путях ее решения. Успешным примером является опыт компании Zero Waste, которая активно занимается не только коммерческой, но и социальной деятельностью, организуя лекционные встречи экологической направленности для школьников, предоставляя компаниям контейнеры для бумажных отходов и сотрудничая с некоммерческими «зелеными» организациями. Экологическое образование населения играет важную роль в формировании экономики замкнутого цикла и является частью стратегии выживания и устойчивого развития человечества[3]. Например, Швеция и Германия уже включили данную область знаний в школьную образовательную программу. Особенностью внедрения «Zero Waste» в жизнь российской аудиторией на этом этапе является то, что экологические знания рассматриваются как факультативные и, более того, их изучение и следование им никак не поощряется. Получается, что население не имеет достаточной культуры в этой области и не получает материальной мотивации, чтобы полностью перестроить свой быт под практику ZW. Как это может быть исправлено, например: Швейцария ввела вариативную систему оплаты вывоза мусора — либо гражданин выбрасывает меньшее количество отходов и меньше платит, либо при покупке оплачивает залоговую стоимость упаковки и вправе вернуть деньги после сдачи упаковки в автомат по приему тары. В РФ закона о залоговой таре тоже нет, но властями было предложено введение налоговых послаблений покупателям, которые отказываются от пластиковых пакетов[4].

T — технологическая сторона. Философия «Zero Waste» призывает переориентировать инженерную мысль государства на создание более экологичных производств. Технологий обращения с отходами существует разнообразное множество, но все его можно поделить на шесть основных приемов[5]:

а) Сортировка собранного отдельно от органики вторсырья и неперерабатываемых отходов поможет снизить количество отходов на 60-65%;

б) Сортировка смешанных отходов с выделением фракций поможет снизить количество отходов на 15-25%;

в) Биологическое разложение отдельно собранной органики поможет снизить количество отходов на 8-15%;

г) Биологическое разложение смешанных отходов поможет снизить количество отходов на 30-35%;

д) Прессование или снижение объема отходов без изменения их состава поможет снизить количество отходов на 60-75%;

е) Термическое обезвреживание отходов поможет снизить количество отходов на 88-92%.

Как можно видеть, самый высокий уровень переадресации отходов, то есть предполагаемый процент снижения количества отходов, относится к термическому обезвреживанию. Здесь важно понимать, что данный прием не является самым безопасным, а с финансовой точки зрения это наиболее дорогостоящий вариант: термическое разложение стоит 10700 рублей за тонну[6]. Россия же сейчас придерживается больше именно политики сжигания (6%), нежели технологии переработки (4%). Поэтому при составлении оптимальной системы утилизации коммунальных отходов необходимо сперва ориентироваться на технологии, требующие минимальных затрат для снижения количества тонн отходов, а уже после внедрять более бюджетные. Также необходимо вводить технологии поэтапно, дабы уже запущенные предприятия могли функционировать без регулярного контроля и не мешать внедрению следующих.

Анализируя темпы включения отечественных и зарубежных эко-технологий в российскую действительность, спецпредставитель президента России пришел к выводам, что, по оценкам министерства промышленности РФ, на переход на «наилучшие доступные технологии» (НДТ) уйдет более 8 триллионов рублей инвестиций[7]. К сожалению, увеличение затрат на экологическую безопасность технологии не всегда коррелируется с эффективностью совершаемых действий. Таким образом, можно отметить, что на сегодняшний день в стране имеются большие проблемы с инфраструктурой в данной области и новые меры не соответствуют технологическим параметрам в рамках практики «ноль отходов».

После проведения PEST-анализа становится понятно, что «Zero Waste» можно интерпретировать как новую волну инноваций в схемах управления отходами[8], которая необходима российской системе и одновременно к которой пока страна не готова. Российской Федерации еще только предстоит совершить переход к циклической модели экономики и к повсеместному применению современных методов обращения с ТБО[9]. Развитие «зеленой» энергетики для России продолжительное время было целью не первостепенной в связи с наличием в стране значительных и малобюджетных извлекаемых запасов угля, нефти и газа. Однако мировые масштабы проблемы и проявление обеспокоенности граждан РФ о состоянии окружающей среды и их пристальное внимание к проблеме сбора и переработке бытовых отходов побуждают органы власти вводить специальные нормативные акты и практические инструменты для формирования глобальных экологических целей и устойчивой государственной системы раздельного сбора отходов и их последующей обязательной переработки[10]. Реализовать это возможно только благодаря равноправному партнерству между властью, бизнесом и населением, которые нужно рассматривать как звенья одной цепи. Со стороны государства требуется принятие оперативных управленческих решений и внесение корректных правок в законодательство, разработка дорожной карты инфраструктуры по развитию отрасли. С точки зрения бизнеса, важно рассмотреть новые функции экологической ответственности в рамках производства и всего жизненного цикла продукта. Экономика замкнутого цикла также становится необходимой для применения практики «Zero Waste» в российской действительности. Стоит учитывать и введение налоговых льгот и штрафных санкций для придерживающихся эко-целей страны и для не соблюдающих соответственно. Однако приоритетом в постановке задач по решению актуальной экологической проблемы видится повышения уровня экологического образования у граждан РФ всех возрастов, формирование у них должной мотивации и создание возможностей для осуществления концепции «ноль отходов» в их повседневной жизни[11]. Таким образом, с помощью подбора правильных коммуникационных инструментов, которые будут информировать граждан об уровне экологической опасности и возможностях ее избежания, можно положительно повлиять на рост уровня вовлекающейся в процесс осознанного потребления и раздельного сбора мусора аудитории.

Глава 2. «Zero Waste»: маркетинг и продвижение

2.1 «Зеленый» маркетинг

В виду приведенных статистических данных можно сделать вывод об отсутствии равновесия между спросом и предложением экологически направленных компаний[12], что естественно для областей, где появляется что-то новое. Сложившийся диссонанс создает условия, в которых «зеленым» компаниям необходимо принимать инновационные решения и, в том числе, заниматься продвижением концепции ZW — увеличением доли проинформированных об эко-движении и привлеченных к нему клиентов, путем введения комплекса маркетинговых мероприятий, несмотря на то, что организации, пропагандирующие практику «Zero Waste», являются монополистами на занимаемой ими нише рынка.

«Зеленый маркетинг» — подход, который рассматривается через призму положений концепции социально-этического маркетинга[13] и который частично расширяет перечень традиционных маркетинговых инструментов, вводя в действие новую технологию взаимоотношений между потребителем и производителем[14]. Джон Грэм, Филипп Катеора, Мэри Джилли и Брюс Мани рассматривают его как маркетинг продуктов, которые являются безопасными для окружающей среды на всех этапах: производства, модификации и упаковки[15]. Первое упоминание «экологического маркетинга» случилось в 1975 году на симпозиуме, где оно предстало главным на повестке дня. Уже тогда было понятно, что исключительное удовлетворение потребностей аудитории и игнорирование долгосрочных перспектив общества и природы в ближайшим будущем приведет к проблемам всемирного масштаба. Описывая «концепцию социального маркетинга», Филип Котлер связывает ее актуальность с такими катастрофическими экологическими проблемами, как свалки, загрязнение питьевой воды, озоновый слой, истощение природных ресурсов и парниковый эффект[16]. Данный подход подразумевает под собой социально ответственный маркетинг, в рамках которого решения должны приниматься с учетом, в первую очередь, потребительских желаний, потребительских интересов, требований и социального обеспечения.

Значительный рост рынка организаций, поддерживающих философию «ноль отходов», требует от компаний того, чтобы рекламодатели в полной мере использовали свои знания о том, что стимулирует осознанное потребление[17]. Коммуникационные инструменты продвижения формируют часть любой «зеленой» маркетинговой стратегии и должны быть подобраны с целью максимальной эффективности. Американские ученые в лице  Капры Фритьоф и Эрнест Калленбах выделяют пять пунктов, которые должны быть в приоритете и которые должны быть затронуты в рекламе эко-продуктов[18]:

а) приоритет долговременного удовлетворения над кратковременным;

б) приоритет эксплуатационных затрат над начальными;

в) приоритет надежности, долговечности и безаварийности над первоначальной привлекательностью;

г) возможность для многократного использования или рециркуляции продукта и его тары;

д) минимальное экологическое воздействие производства, распределения, использования и утилизации продуктов.

Для того, чтобы разобраться и с позицией потребителя: изучить мотивацию осознанного потребления и приобретения эко-товаров, рассмотрим теорию запланированного поведения (ТРВ) Айзена[19]. В основе концепции лежит убеждение в том, что предиктор поведенческих намерений потребителя определяется сочетанием отношения к поведению, воспринимаемым социальным давлением и поведенческим контролем — воспринимаемой индивидом степенью сложности реализации предлагаемого поведения. В рамках данной теории намерения охватывают мотивационные факторы, которые сказываются на поведении индивида: насколько сильно он хочет попробовать продукт/ придерживаться определенной идеологии и какие усилия готов приложить для реализации желаемого. Согласно ТРВ, потребительское поведение обусловлено тремя убеждениями:

  1. Behavioral beliefs — убеждения о вероятных последствиях поведения;
  2. Normative beliefs — убеждения о нормативных ожиданиях других;
  3. Control beliefs — убеждения о присутствии факторов, которые могут содействовать или воспрепятствовать осуществлению поведения.

Результаты исследований показали, что поведение населения напрямую зависит от их уверенности в своей способности выполнить это поведение, то есть самоэффективность является наиболее важной предпосылкой для изменения человеческого поведения[20]. В целом, принятие решений на счет внедрения потребителями практики ZW в свою повседневную реальность оказывается довольно трудным, что объясняется низкой вовлеченностью, согласно статистическим данным, и последующей теорией запланированного поведения. Также концепция Айзена помогает понять, что, с точки зрения рекламы, использование исключительно информационного контента в медиаплане является нецелесообразным. Стоит обратиться скорее к кампаниям, которые рассматривают отношения, воспринимаемые нормы и контроль в реализации поведенческих намерений. Что касается движения «нулевых отходов» в России, то в стране отсутствуют нормативные акты в данной отрасли и необходимые практические инструменты, без которых реализация практики «Zero Waste» видится невозможным. Вследствие чего, экоактивисты и «зеленые» организации стремятся решить вопросы продвижения ZW в российской действительности на локальном уровне всеми возможными в этих условиях инструментами. При их выборе стоит учитывать интересы людей, прибыли и планеты, последний пункт и отличает «зеленый» маркетинг от других видов[21]. Концепция «ноль отходов» — это про введение в свою жизнь инноваций на место привычных вещей. Для реализации этого аудитория должна быть уверена в необходимости совершаемых действий, удобстве и четко понимать получаемую для себя выгоду. Согласно точки зрения Гинзбурга и Блум[22], руководителям экологически направленных компаний необходимо иметь четкий ответ на два главных вопроса: насколько значим для компании «зеленый» потребительский сегмент и может ли бренд отличаться в «зеленой» сфере? Опираясь на их решения, «зеленые» маркетологи могут выбирать одну из следующих стратегий: «Лан грин», «Дифенсив грин», «Шейдид грин» и «Экстрим грин»[23]. Первая маркетинговая схема заключается в том, что компании помогают решить проблемы окружающей среды путем внедрения в работу экологически безопасных технологий, но принципиально не позиционируют продукцию как «зеленую». Вторая стратегия выбирается компаниями для улучшения имиджа, повышения уровня узнаваемости на рынке и уменьшения убытков, однако, экологически направленные инициативы являются нерегулярными. «Шейдид грин» подходит тем организациям, которые готовы рассматривать чистое производство в долгосрочной перспективе. Однако экологические выгоды все равно будут оставаться на втором плане, так как прибыль остается в приоритете, а достигается она преимущественно за счет прямых продаж, прямых и ощутимых выгод для клиента. Стратегия «Эсктрим грин» точнее всех ассоциируется с концепцией ZW. Данный подход рассматривается как целостная философия с четко прописанными ценностями. В таких организациях экологические вопросы и ответственность за свое влияние на окружающую среду полностью интегрированы в систему бизнеса. Компании заботятся не только о производстве продукта, но и о том, что будет с природой после клиентского потребления товара и каким образом можно сократить наносимый промышленностью ей вред. Таким образом, практика «Zero Waste» может быть по праву реализована лишь в компаниях со стратегией «Экстрим грин», где происходит озеленение всех этапов маркетингового планирования, которые описаны в  теории 4P — продукт, цена,  дистрибуция и продвижение. Но вопрос остается открытым: что должно передавать экологическое сообщение и каким образом?

2.2 Экологическая коммуникация

В соответствии с приведенными ранее материалами, можно быть уверенным, что для того, чтобы увеличить показатель вовлеченности российской аудитории в процесс «нулевых отходов» необходимо сформировать у нее должный уровень мотивации. Добиться этого можно лишь с помощью правильной коммуникации убеждения. Согласно Аристотелю, убеждение заключается в объединении трех элементов: логос (логики и правильной аргументации), пафос (эмоции) и этос (авторитета оратора)[24]. Айзен также утверждал, что убеждение является рациональным инструментом и оно призывает к разуму потребителя с помощью качественной аргументации.

Согласно «Elaboration Likelihood Model» авторов Petty и Cacioppi[25], человек при обработке информации может использовать два пути: центральный и периферийный, а основными показателями обработки сообщения и изменения отношения являются глубина и величина. В рамках данного подхода чем детальнее потребитель прорабатывает информацию, тем выше его вовлеченность в процесс агитации. Именно поэтому, с точки зрения маркетинга, экологическое сообщение важно подкреплять аргументацией и фактическими данными. Говоря о периферийном пути, убеждающее воздействие оказывается за счет ассоциации человека с положительными и отрицательными сторонами информационного сообщения. Центральный или периферийный маршрут, думая об определенном послании со стороны заказчика, потребитель выбирает в зависимости от его личной способности и мотивации, уровня собственной обеспокоенности поднимаемой проблемой. Трудно доступное для восприятия по содержанию и форме сообщение блокирует центральный путь, а низкий уровень вовлеченности человека в предвыборный процесс понижает уровень мотивации к восприятию, так как индивид первоначально заинтересован в обработке лишь тех сообщений, которые уже представляют для него большой интерес[26]. Также важно отметить, что использование периферийного пути дает результат в краткосрочной перспективе и не изменяет поведение аудитории навсегда. Поэтому использование центрального маршрута эффективнее, но для него должна быть подобрана внушительная, доступная широкой аудитории аргументация, чтобы данный путь являлся агентом мотивации.

Еще одна теория, которую важно упомянуть в рамках данной работы,— теория когнитивного диссонанса. Данное психологическое состояние может быть описано как «нарушенное душевное состояние, которое вызвано несоответствием между человеческим убеждением и совершаемым действием»[27]. Наиболее наглядный пример приводит Фестингер, иллюстрируя свою концепцию исследованием о курильщике[28]. Человек осведомлен о последствиях курения, однако не может отказаться от своей привычки и продолжает действовать в интересах своей зависимости. Если курящий человек узнает о публикации нового исследования, которое доказывает связь между курением сигарет и возникновением трудноизлечимых заболеваний, с меньшей долей вероятности он бросит курить и с большей либо впадет в состояние отрицания, либо найдет в своих действиях положительные стороны. Есть еще один способ разрешить когнитивный диссонанс, это изменить среду своего обитания и свое окружение. Здесь стоит вернуться к теории запланированного поведения, которое определяется сочетанием отношения к поведению, воспринимаемым воспринимаемой индивидом степенью сложности реализации предлагаемого поведения и социальным давлением, и рассмотреть все три упомянутых подхода в отношении тематики проводимой работы.

Но сперва необходимо дать наиболее полное определение экологической коммуникации, которое представлено в книге Сары Гофри и которое является отсылкой на позицию Европейской экономической комиссии ООН[29]:

«любая информация в письменной, визуальной, слуховой, электронной или любой другой материальной форме о состоянии элементов окружающей среды, таких как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты , включая генетически модифицированные организмы, и взаимодействие между этими элементами. Факторы, такие как вещества, энергия, шум и радиация, а также действия или меры, включая административные меры, природоохранные соглашения, политику, законодательство, планы и программы, которые влияют или могут повлиять на элементы окружающей среды в рамках подпункта выше, а также анализ затрат и выгод и другие экономические анализы и допущения, используемые при принятии экологических решений. Состояние здоровья и безопасности людей, условия жизни людей, культурные объекты и построенные сооружения, поскольку они подвержены или могут зависеть от состояния элементов окружающей среды или, через эти элементы, от факторов, видов деятельности или меры, указанные в подпункте выше».

Приведенное определение дает понимание о широком спектре значений, которые вкладываются в экологическую коммуникацию, однако, существуют и другие равноценные определения:

«экологическая коммуникация является стратегическим использованием коммуникационных процессов и средств массовой информации для поддержки эффективного процесса разработки политики, участия общественности и осуществления проектов, направленных на обеспечение экологической устойчивости»[30].

Последнее указанное термину объяснение принимается в особое внимание в рамках написания данной работы, так как оно должно напрямую интегрируется в маркетинговую концепцию экологически направленных компаний.

2.3 Классификация моделей коммуникации с аудиторией

Вернемся к заданному в первом подпункте этой главы вопросу: как должно выглядеть экологическое сообщение и какое у него должно быть содержание. Как уже было выяснено, развитие практики «Zero Waste» в зарубежных странах и в России отличается по своему темпу на всех уровнях принятия концепции. В связи с чем можно утверждать, что при осуществлении экологической коммуникации с аудиторией необходимо учитывать демографические особенности, политические и религиозные предпочтения, а также социальные и культурные различия.

Первым пунктом, которое стоит взять во внимание «зеленым» маркетологам, является отношение к природе. Эдвард Вилсон делит его на две категории: биофобия и биофилия[31]. Первая говорит о неприязни к различимым проявлениям природы, такая зачастую наблюдается у людей в страхе перед пауками или змеями, вторая — о любви, например, к домашним животным. Это популяризованное разделение говорит не о том, что при составлении маркетингового плана стоит учитывать лишь биофилов в качестве целевой аудитории, а о том, что важно рассматривать общество как индивидов с изначально разным отношением к природе. И если вторая категория, безусловно, будет более лояльна, так как в ней уже заложен интерес к окружающей среде, то первой необходимо предоставлять четкую аргументацию, для того чтобы потребитель и на центральном, и на периферийном пути смог вовлечься, в  данном случае, в процесс «нулевых отходов».

Вторым важным элементом являются ценности, которые оказываются руководящим принципом в жизни человека[32]. В научной литературе признаются несколько их классификаций, но в рамках этой работы стоит сосредоточиться на моделях, которые могут быть применимы в российском контексте. Такими стоит считать единство с природой, мир во всем мире и равенство по теории Шварца[33], которые, в отличие от гедонистических ценностей, наиболее применимы в вопросе заботливого отношения к окружающей среде. Так люди с альтруистическими и биосферными ценностями чаще других демонстрируют вовлеченность в решении эко-проблем. Эта аудитория первостепенно выступает целевой, однако, необходимо понять, как можно привлечь и личностей с эгоистическими ценностями, ведь им трудно увидеть выгоду экологически направленных акций для себя, а потому отказываются принимать участие. Для этого рассмотрим два подхода по реализации этой задачи[34]:

  1. Повысить ценность альтруистических и биосферы ценностей. Это рабочая модель в условиях, когда экологически направленое действие не требует значительных жертв. Тогда аудитория поддается пропагандируемым ценностям, которые должны быть точно определены со стороны «зеленых» маркетологов: почему и как человеку важно примкнуть к движению «Zero Waste», какую пользу он принесет окружающей среде.
  2. Объединить ценности эгоистические с альтруистическими и биосферными. Данный подход применим в условиях компаний среднего и выше среднего классов. Следуя ему, необходимо подчеркнуть возможную личную заинтересованность потребителя в том, чтобы перейти от неэкологического поведения к экологического. Решающими факторами в рамках подхода могут выступать экономия денег или времени.

Последний пунктом стоит рассмотреть понимание, восприятие и участие. Если рассматривать в контексте рекламы, то это будут показатели информированности и вовлеченности. В третьем пункте хочется затронуть проблему экологического образования, которое сейчас находится на довольно низком уровне у российских граждан. Многие из граждан недостаточно проинформированы о глобальных экологических проблемах. Если информация поступает, то аудитория ее игнорирует, так как не видит объективных изменений в связи с проблемами окружающей среды в своей жизни. А в случае, когда человек достаточно проинформирован и правильно интерпретировал полученное сообщение, то все равно можно наблюдать бездействие:

а) перекладывание ответственности на правительство[35]

б) не видят собственной значимости в решении проблемы отходов.

2.4 Инструменты продвижения эко-маркетинга

Достаточное количество исследований опровергают мнение о том, что покупателей эко-продукции можно охарактеризовать только как эстетов-идеалистов. Это дает возможность аудиторию «зеленой» рекламы не ограничивать возрастными, материальными и демографическими рамками, а сегментировать по следующим категориям[36]:

  • «LOHAS» — это активные потребители эко-продуктов, которые являются примером для окружающих, агентами мотивации;
  • «Натуралисты» — эти пользователи выбирают исключительно органические и натуральные продукты, осознанно подходят к выбору своей жизнедеятельности, занимаются йогой и пилатесом;
  • «Дрифтеры» следят за трендами и легко поддаются веяньям моды и потребление на «зеленом» рынке для них не исключение;
  • «Обычные» пользователи думают, в первую очередь, о практической пользе продукции, а не о том, какую пользу или вред они своим потреблением приносят окружающей среде;
  • «Беззаботные» — это та часть аудитории, которую не волнует забота об экологии. Перед совершением покупки эта категория потребителей обращает внимание на цену, практическую ценность и качество.

Практика «ноль отходов» — это про осознанное потребление, в том числе, про заботу об экологии путем замены городскими жителями привычных вещей на экологически чистые альтернативные варианты. «Зеленая» реклама продукции и образа жизни без отходов является посредником между клиентом и его правильным выбором, под которым заведомо имеется в виду «заботу об экологии». «Реклама — это социальное явление с широким социальным контекстом, который проявляется во всем многообразии социальных связей: экономических, политических, идеологических, культурных и религиозных. Реклама оказывает многоплановое влияние на человека, на его представления и оценки»[37]. «Зеленая» реклама, как и большая часть других видов продвижения, усиливает роль преимуществ товара, делая акцент на том, какие экоинновации были использованы при его производстве, о его технических  и экологических положительных характеристиках. Важно, что рекламные тексты здесь должны содержать исключительно достоверную информацию о продукте, дабы не потерять лояльность у старой аудитории и вызвать доверие у новой. Реклама в этом случае выступает не просто продающим инструментом, но и образовательным, просветительным и воспитательным. В итоге организуется целый комплекс инструментов продвижения. Так как проблема данного исследования заключается в недостаточном освещении в научных исследования эффективности различных «зеленых» рекламных инструментов, то их перечисление может быть основано лишь на базе традиционных методов продвижения. Разделяют два вида — онлайн и офлайн. К двум категориям относятся личные продажи, интернет-продвижение, таргетированная реклама, блоги, социальные сети, email-рассылки, лендинговая страница, мобильные приложения, электронные СМИ, печатные СМИ, телевидение, коллаборации и многие другие. Рассмотреть их эффективность применения в отрасли экологии получится в эмпирической части исследования.

Подводя промежуточные итоги второй главы, важно отметить, что сегодня царствует система потребительского поведения. Оно сформировано из гедонистических и эгоистических ценностей,  восприятия только заведомо интересующей нас информации и фильтрующего ее клипового мышления. В то же время, реализация концепции «Zero Waste» возможна только при условии изменения привычек в индивидуальном порядке или, другими словами, применения принципа Rethink в долгосрочной перспективе. Он обуславливается формированием экоориентированного общественного сознания, воспитания и мировоззрения. И «зеленый» маркетинг — одна из основных возможностей исполнить это.

Список использованной литературы и источников

  1. Биоэнергетика URL: http://www.tp-bioenergy.ru/proizvodstvo_bioetanola/ (дата обращения: 13.03.2020).
  2. Бородин Ю.Г., Хабарова Е.И. Маркетинг «зеленых» технологий // Практический маркетинг. — 2010. — №5. — С. 13-17.
  3. В России начинается переход к циркулярной экономике замкнутого цикла // Ecopress URL: http://ecopress.center/page4186642.html (дата обращения: 13.03.2020).
  4. Вам пакет нужен? // ВЦИОМ URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9739 (дата обращения: 15.03.2020).
  5. Владимиров Д. Г., Воротников А.М., Ипатова Н. С., Тарасов Б. А. Управление отходами «Умного города» с помощью технологических интеллектуальных систем // Журнал исследований по управлению. — 2018. — №9. — С. 4
  6. Головлева Е.Л. Реклама как инструмент формирования социальной реальности // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. — 2013. — № 21-23. — С. 209-215. 213
  7. Донской: раздельный сбор мусора в РФ можно наладить быстрее, чем в Германии и Японии // TASS URL: https://tass.ru/obschestvo/4017061 (дата обращения: 10.03.2020).
  8. Ермолаева Ю.В. Zero-waste мегаполисы в России: реализация эффективной схемы управления отходами в России по данным экспертного опроса на примере Москвы и Казани // Научный результат. Социология и управление. — 2019. — Т. 5. — №1. — С. 96-108.
  9. Жигалова Н.В., Пахомова Н.В. Современная система стратегического планирвоания энергосбережения и повышения энергоэффективности в России в контексте новой климатической политики // Проблемы современной экономики. — 2015. — №3. — С. 62-72.
  10. Зайцева Д.С., Краковецкая И.В. Экологический маркетинг: тенденции и перспективы // Вестник КемГУ. — 2016. — №2. — С. 55-59.
  11. Закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды)» от 01.01.2019 № № 568200-7 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
  12. Закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»от 29.12.2014 № N 458-ФЗ // Российская газета. — 2014 г. — № 299. — Ст. 6571
  13. Законодательство в сфере управления отходами в Германии // Научная электронная библиотека. Монографии, изданные в издательстве Российской Академии URL: https://monographies.ru/en/book/section?id=13277 (дата обращения: 10.03.2020).
  14. Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров 22 марта 2019 года // Центральный Банк России URL: http://www.cbr.ru/Press/event/?id=2511 (дата обращения: 13.03.2020).
  15. Ильиных Г.В., Коротаев В.Н., Слюсарь Н.Н., Анфимова Ю.В. Региональные концепции обращения с отходами: опыт разработки // Твердые бытовые отходы. — 2009. — №8. — С. 14-20.
  16. Козлова О.А. Экологический маркетинг: новый концептуальный подход и стратегический потенциал производителей // Вестник Омского университета. — 2011. — №1. — С. 146-155.
  17. «Левада-центр»: четверть россиян используют экосумки вместо пакетов // Greenpeace URL: https://greenpeace.ru/news/2018/11/08/levada-centr-chetvert-rossijan-ispolzujut-jekosumki-vmesto-paketov/ (дата обращения: 15.03.2020).
  18. Мусорная революция // Greenpeace URL: http://greenpeace.ru/wp-content/uploads/2019/08/Musor_Revolution.pdf (дата обращения: 15.03.2020).
  19. Мюррей Р. Цель — Zero Waste. (Перев. с англ.). — М.: ОМННО «Совет Гринпис», 2004. — 232 с.
  20. Обращение с отходами производства и потребления // Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации URL: http://www.mnr.gov.ru/upload/medialibrary/259-330.pdf (дата обращения: 07.03.2020).
  21. Опубликован паспорт национального проекта «Экология» // Правительство России URL: http://government.ru/info/35569/ (дата обращения: 11.03.2020).
  22. Пахомова Н.В., Рихтер К.К., Ветрова М.А. Формирование современной системы обращения с отходами — от безопасного захоронения к ремануфактурингу // Проблемы современной экологии. — 2016. — Т. 60. — №4. — С. 181-188.
  23. Пахомова Н.В., Рихтер К.К., Ветрова М.А. Circular economy as challenge to the fourth industrial revolution // Инновации. — 2017. — №7. — С. 66-70.
  24. Паспорт приоритетного проекта «Чистая страна» в редакции протокола от 21 декабря 2016 года №12 // Правительство России URL: http://static.government.ru/media/files/B3JtWzMSWVAHKTd6plVchwnOLWEYmF9f.pdf (дата обращения: 16.03.2020).
  25. Постановление «О принятии Парижского соглашения» от 21.09.2019 № 1228 // Российская газета. — 2014 г.
  26. Постановление «О принятии Парижского соглашения» // Правительство России URL: http://static.government.ru/media/files/l0US0FqDc05omQ1VgnC8rfL6PbY69AvA.pdf (дата обращения: 10.03.2020).Производство биоэтанола Биоэтанол // Технологическая платформа
  27. Пулер Д. Почему мы покупаем. Мотивация и стратегия продаж. — 5-9693-0012-8 изд. — М.: Олимп-Бизнес, 2006. — 272 с.
  28. Решение Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О реализации Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Совет Федерации URL: http://council.gov.ru/media/files/8QblGxxrUyLGZyKvIuDFNw8B8ekppYkH.pdf (дата обращения: 16.03.2020).
  29. Тихонов А.В. Российские концепции экологизации городов / Россия и мир: глобальные вызовы и стратегии социокультурной модернизации.. — 978-5-89697-293-8 изд. — М.: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук Институт социологии РАН, 2017. — 760 с.
  30. Финансирование мусорной реформы из бюджета сократится // Ведомости URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/10/17/814026-finansirovanie-reformi (дата обращения: 13.03.2020).
  31. Чем загрязнены берега России: итоги пластиквотчинга // Greenpeace URL: https://greenpeace.ru/blogs/2019/10/29/chem-zagrjazneny-berega-rossii-itogi-plastikvotchinga/ (дата обращения: 14.03.2020).
  32. Экологическая ситуация в России: мониторинг // ВЦИОМ URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9544 (дата обращения: 15.03.2020).
  33. Экономика неограниченных ресурсов // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/3171242 (дата обращения: 07.03.2020).
  34. 5R: как жить по принципу ноль отходов // Greenpeace URL: https://greenpeace.ru/blogs/2019/07/08/5r-kak-zhit-po-principu-nol-othodov/ (дата обращения: 09.03.2020).
  35. 53% площадей, занимаемых свалками и навалами, — земли населенных пунктов // Счетная палата Российской Федерации URL: http://www.ach.gov.ru/checks/9762 (дата обращения: 07.03.2020).
  36. Advancing Sustainable Materials Management: 2016 and 2017 Tables and Figures // United States Environmental Protection Agency | US EPA URL: https://www.epa.gov/sites/production/files/2019-11/documents/2016_and_2017_facts_and_figures_data_tables_0.pdf (дата обращения: 07.05.2020).
  37. Ajzen I. The theory of planned behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. — 1991. — Т. 50. — №2. — С. 179-211.
  38. Bandura A. Self-efficacy: Toward a Unifying Theory of Behavioral Change // Psychological Review. — 1977. — Т. 84. — №2. — С. 191–215.

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф