Заявка на расчет
Меню Услуги

Интерактивные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как психолого-педагогическая проблема

1.1. Традиционные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями

1.2. Недостатки традиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями

1.3. Применение интерактивных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями

Выводы по Главе 1

Глава 2. Опыт применения интерактивных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями

2.1. Характеристика родителей

2.2. Программа интерактивного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями

2.3. Результаты реализации программы интерактивного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями

Выводы по Главе 2

Заключение

Список литературы

Список приложений

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С течением времени система дошкольного образования постоянно меняется и модернизируется, что обуславливает необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в целом, а в частности с родителями. Исходя из того, что воспитание подрастающего поколения имеет две ветви (общественную и семейную), мы наблюдаем тенденцию к построению многостороннего плотного сотрудничества между дошкольными образовательными учреждениями и родителями, не смотря на различие методов и приемов воспитания в этих социальных институтах.

Семья и дошкольные образовательные учреждения – это те социальные институты, которые играют важную роль в социализации детей. Так, семья – это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», поддержку. Здесь ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. В свою очередь в дошкольном образовательном учреждении ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно [13].

Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского образовательного учреждения и семьи: К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что взаимодействие семьи и детского образовательного учреждения играет важную роль в развитии и воспитании ребенка.

Особое внимание стоит уделить формам взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с родителями. С каждым годом накапливается огромный теоретический и практический материал по использованию различных форм взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с родителями. Но, не смотря на то, что в последнее время наметились новые формы взаимодействия с родителями, которые предполагают активное привлечение их к участию в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической деятельности, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с родителями не устанавливается, что не позволяет использовать возможности семейного воспитания в полной мере.

Поэтому особое внимание стоит уделить изучению и внедрению в практику деятельности интерактивных форм взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с родителями.

Актуальность и теоретическая значимость определили проблему, которую мы связали с выявлением эффективных интерактивных форм взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с родителями.

Объект: взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с родителями.

Предмет исследования: применение интерактивных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями.

Цель: выявить, способствует ли использование интерактивных форм активному взаимодействию родителей с дошкольным образовательным учреждением.

Гипотеза исследования: Применение интерактивных форм взаимодействия ДОУ с родителями будет способствовать формированию у них более позитивного отношения к ДОУ, активизации интереса к психолого-педагогическим знаниям и желанию повышать свою психолого-педагогическую культуры.

Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи.

  1. Выявить цели и задачи взаимодействия ДОУ с родителями.
  2. Охарактеризовать традиционные формы взаимодействия ДОУ с родителями и выявить их недостатки.
  3. Охарактеризовать сущность и содержание интерактивных форм и методов взаимодействия ДОУ с родителями.
  4. Разработать и апробировать программу взаимодействия ДОУ с родителями на основе применения интерактивных форм и методов.

Теоретико-методологической базой исследования являются теория личностно-ориентированного педагогического образования (А.С. Белкин, А.В. Запорожец, Н.Я. Михайленко, А.В. Петровский и др.), постулаты об определяющей роли социальной среды в процессе формирования личности и о социальной обусловленности семейного воспитания (И.В. Гребенников, С.И. Голод, А.Г. Харчев и др.); исследования в области педагогической технологии, конструирования взаимодействия субъектов педагогического процесса (Т.И. Бабаева, Н.Я. Михайленко, В.А. Петровский и др.); психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей (Е.П. Арнаутовой, С.В. Гребенниковой, В.П. Дубровой, В.М. Ивановой, Я.А. Каменского, А.С. Макаренко, А.М. Низовой, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, Р. Оуэна, Н.П. Харитоновой); исследования по изучению форм и методов плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Е.П. Арнаутова, А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова, Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина) и др.

Методы исследования: В работе будут исспользованы следующие методы:

  • Теоретические – анализ, синтез, обобщение, сравнение.
  • Эмпирические – анкетирование, наблюдение.

База исследования: МКДОУ Сюмсинский детский сад №3, вторая младшая группа.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые включают 3 параграфа, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений.

 

Глава 1. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как психолого-педагогическая проблема

1.1. Традиционные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями

 

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. Согласно этой Концепции семья и дошкольное образовательное учреждение имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга.

В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Дошкольное образовательное учреждение и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка [52].

Работа с родителями является важной стороной деятельности дошкольных образовательных учреждений. Она направлена на решение таких задач, как установление единства в воспитании детей; педагогическое просвещение родителей; изучение и распространение передового опыта семейного воспитания; ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Доронова Т.Н. в своей статье отмечает, что единство учреждения и семьи в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка.

Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений [21].

Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы дошкольного образовательного учреждения. Она направлена на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.

В большинстве учреждений дополнительного образования взаимодействие с родителями строится в соответствии со следующими принципами:

  • высокий профессионализм;
  • доброжелательность и уважение к родителям и их детям;
  • обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
  • открытость и конгруэнтность работников детского образовательного учреждения;
  • мотивирование родителей к взаимодействию различными способами;
  • системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех ступенях дошкольного обучения детей;
  • приоритет активных методов взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов (релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии и т.п.) [23].

Современная педагогическая система учреждений дошкольного образования признает приоритет семейного воспитания и требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. В свою очередь новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие.

По мнению Гурова В.Н., сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения [16].

Для организации наиболее эффективного общения дошкольных образовательных учреждений с семьей используются различные формы и методы. Основная цель всех форм и видов взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Формы работы дошкольных образовательных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни дошкольного образовательного учреждения [7].

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы с родителями, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Условно их можно разделить на следующие группы: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные.

Эти формы работы используются в течение уже длительного периода времени. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее по классификации Дороновой Т.Н. и Глушковой Г.В.

Индивидуальная форма — одна из наиболее доступных форм установления связи с родителями. Предназначена для дифференцированной работы с родителями воспитанников, к ним, прежде всего, относятся беседы с родителями, консультации, направленные на педагогическое просвещение.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

К коллективным формам относятся родительские собрания (групповые 3-4 раза в год и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые конференции, консультации, «Круглые столы» и др.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. К ним относятся родительские уголки, тематические выставки стенды, ширмы, папки-передвижки, которые знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли дошкольного образовательного учреждения, оказывают практическую помощь семье [20].

Рассмотрим подробно, как отмечает Куликова Т.А., наиболее распространенные традиционные формы взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с родителями:

  1. Презентация дошкольного образовательного учреждения. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение – очень важный момент для каждой семьи. Презентация дошкольного образовательного учреждения – это праздник знакомства новых детей и их родителей с учреждением, коллективом, помещениями, программами. Основная задача – с первых минут общения вызвать у ребёнка радость, сформировать в сознании родителей положительный образ дошкольного образовательного учреждения, продемонстрировать настрой на взаимодействие и взаимопроникновение в проблемы друг друга. Это мероприятие требует большой подготовки, но приносит огромную отдачу, облегчает процесс адаптации ребёнка к учреждению дошкольного образования, снижает уровень родительских тревог и опасений по поводу пребывания ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.
  2. Родительские собрания. Одна из наиболее традиционных форм работы с родителями. Их целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей.

Существует несколько правил проведения родительского собрания: во-первых, родительское собрание должно быть основательно подготовлено. За две недели до собрания вывесить в вестибюле группы объявление с указанием темы, даты и времени его проведения, подготовить для родителей буклеты с кратким содержанием собрания. Продумать все организационные моменты: от расстановки мебели до возможных вопросов со стороны родителей. Нельзя сажать родителей на детские стульчик, а педагогов и администрацию – на обычные. Общение должно проходить на одном уровне.

Во-вторых, стоит предложить родителям приготовить выступление на определённую тему. Организовать присутствие на собрании всех членов педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, чтобы придать мероприятию значимость; установить эмоциональный контакт с родителями, продемонстрировать заинтересованное отношение администрации к проблемам воспитания и обучения детей.

В-третьих, общение должно носить неформальный, доброжелательный характер. Родители на собрании – активные участники и партнёры в обсуждении проблемы. Приветствуется диалог, а не монолог педагога с озвучиванием правил, необходимых для выполнения родителями.

В-четвертых, педагоги группы должны с уважением относиться к родителям, принимать во внимание авторитет семьи и опыт семейного воспитания.

В-пятых, обязательно наличие обратной связи, обсуждение итогов собрания с родителями, согласование мер по преодолению трудностей и реализации планов развития ребёнка.

Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить и лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. В то же время, собрания, как общие, так и групповые оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это также дает недостаточный результат.

  1. Семинары и консультации для родителей. Цель семинара и консультации – повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей. Их тематику можно определить, проанализировав родительские потребности и интересы, например путём анкетирования. Консультация и семинары могут проводиться фронтально для группы родителей, которых заинтересовал тот или иной вопрос, или индивидуально. Их цель – помочь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций, проинформировать об успехах, достижениях ребёнка.
  2. Наглядный материал. Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, внутренняя газета дошкольного образовательного учреждения, стенгазета.

Информационные стенды в группах предназначены для обмена информацией по вопросам воспитания и обучения детей, знакомства родителей с планами работы на ближайшее время, распространение педагогических знаний.

Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены; содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадёт; оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей; содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Преимуществом информационных буклетов, листовок и памяток является их адресность, то есть каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней удобное время.

В буклетах может быть представлена информация о дошкольном образовательном учреждении, группе, конкретном направлении работы дошкольного образовательного учреждения, например по художественно-эстетическому воспитанию, о дополнительных услугах и т.д.

Листовки – это короткая информация о конкретном мероприятии, приглашение на открытое занятие и т.п. Желательно, чтобы информационная листовка была оформлена на цветной бумаге, привлекала внимание родителей.

Памятки познакомят родителей со сводом определённых правил с целью реализации единого воспитательного подхода семьи и дошкольного образовательного учреждения, например в вопросах адаптации ребёнка.

Внутренняя газета дошкольного образовательного учреждения посвящается определённой теме, например здоровью детей, игровой деятельности, обучению грамот е, развитию творческих способностей и т.д.

Педагогические беседы с родителями. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям.

Посещение семьи. Воспитатель своей группы должен посетить семьи своих воспитанников.

Целью посещения семьи воспитанника может быть поддержка успехов ребёнка, развитие контактов с семьёй, изучение опыта семейного воспитания или совместное обсуждение значимых для семьи и дошкольного образовательного учреждения служат материалом для проектирования последующих взаимодействий с родителями и другими членами семьи.

Переписка педагогов и родителей. Очень часто родители спешат на работу, вечером торопятся домой и поэтому беседа воспитателя с родителями как таковой не получается. Кроме того, многие специалисты (психолог, логопед, медсестра) заканчивают свой рабочий день раньше, чем некоторые родители могут забрать своего ребёнка из дошкольного образовательного учреждения. В таких условиях единственной возможностью общения со специалистами становиться письменная форма диалога – записка, личный блокнот (тетрадь), письмо, благодарственное письмо, открытка. Письменное обращение – это не просто исписанный лист бумаги, а руководство к действию для родителей, постоянно находящееся под рукой. Письменное обращение гарантирует конфиденциальность информации о проблемах семьи. Ответ педагога при этом более точен и конкретен, обращён к конкретной семье.

Записка – это письменное обращение, выраженное в краткой, лаконичной форме. Записка-просьба указывает на потребность в деловом общении по решению различных вопросов. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям воспитанника, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребёнка в дошкольном образовательном учреждении, о любимых занятиях, отношениях со сверстниками и другую важную информацию.

Личный блокнот (тетрадь)- это письменная форма еженедельного обмена информацией между дошкольным образовательным учреждением и семьёй. Такие блокноты (тетради) могут каждый день курсировать между дошкольным образовательным учреждением и семьёй. В них родители могут сообщать воспитателям об успехах ребёнка в разных сферах деятельности, особых семейных событиях (поездках, дне рождении, посещение театра) и др.

Письмо – повествование о трудностях и достижениях в воспитании и обучении ребёнка, о месте и роли родных и чужих взрослых в его развитии. Письмо позволяет передать собственное эмоциональное отношение к тому, что происходит в жизни конкретного ребёнка, связанного с миром семьи и дошкольного образовательного учреждения; поделиться радостями и заботами, посочувствовать, обратиться за помощью.

Благодарственное письмо- это обращение с благодарностью за помощь в организации и проведении, каких либо мероприятий в дошкольном образовательном учреждении (экскурсий, праздников, акций, конкурсов, мастер-классов), а также за сотрудничество в воспитании и обучении детей.

Открытка – это форма письменного поздравления с достижениями ребёнка, а также с праздниками (в том числе семейными) и профессиональными успехами родителей воспитанников.

Такое разнообразие форм письменного общения воспитывающих взрослых предоставляет обеим сторонам (семье и дошкольному образовательному учреждению) возможность затронуть различные стороны жизни ребёнка. Письменное сообщение воспитателя может быть прочитано дома в семейной обстановке. В его обсуждении принимают участие все члены семьи, проживающие с ребёнком; это позволит эффективно влиять на установление единых требований к дошкольнику дома, а также согласовать их с требованиями общественного воспитания.

Анкетирование. Одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам работы дошкольного образовательного учреждения. Анкетирование помогает педагогическому коллективу получить наиболее полную информацию по определённым вопросам, проанализировать её и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении. С другой стороны, анкетирование помогает родителям серьёзнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношения с ребёнком и др. [34]

Вышеперечисленные традиционные формы работы с родителями являются наиболее распространенными. Но стоит отметить, что положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

 

1.2. Недостатки традиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями

 

И родители, и дошкольное образовательное учреждение заинтересованы в детях, в их воспитании, но ни те, ни другие в большинстве своем не представляют это воспитание как совместное, осуществляемое в ходе сотрудничества.

Зачастую инициатором налаживания взаимодействия с родителями являются работники дошкольных образовательных учреждений. Для этого они используют различные традиционные формы работы с родителями. И, не смотря на стремление педагогов установить эффективное взаимодействие с помощью традиционных форм, достижение желаемого результата становится затруднительным. Это связано с тем, что многие традиционные формы работы дошкольных образовательных учреждений с родителями имеют свои недостатки.

Далинина Т. отмечает, что в современных условиях традиционные формы работы больших результатов не дают, т.к. невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое кажется необходимым им, запрос от родителей идет редко.

Далее автор отмечает, что большинство родителей не заинтересованы участвовать в различных мероприятиях, организуемых дошкольным образовательным учреждением, что осложняет процесс установления взаимодействия.

Использование воспитателями на практике такой формы работы как консультация зачастую осложняется тем, что педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения и отдельные его члены не могут быть компетентны во всех вопросах.

Наглядная пропаганда, чаще всего, оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы.

Посещение же семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей [19].

Беседы, проводимые с родителями, отставляют родителей в роли пассивных слушателей. Ведущая роль в них принадлежит педагогу: темы, рассматриваемые во время бесед, исходят от педагогов и ведутся в направлении, которое им кажется необходимым.

Общие и групповые родительские собрания также оставляют родителей слушателями и исполнителями. Воспитатели планируют и проводят эти формы работы согласно своему расписанию и в соответствии с интересующей их темой. Родителям не дается право выбора программ и направлений педагогического процесса – они лишь слушают предлагаемое педагогами. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце, чаще по окончании групповых собраний, заранее не планируется ни воспитателями, ни родителями.

Вышеизложенное показывает, что работа с родителями ведется не дифференцированно, без учета особенностей семей; родители имеют ограниченный доступ к пребыванию в детском саду; родители не могут влиять на педагогический процесс, они привлекаются лишь к осуществлению организационных моментов, а с воспитательной работой знакомятся при рассмотрении «наглядной агитации» — стендов, составленных педагогами; ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам. [18]

Зачастую, используя ту или иную форму взаимодействия, педагоги недооценивают возможности и желания родителей включиться во взаимодействие. Рассмотрение родителей, исключительно как субъектов взаимодействия приводит к отсутствию обратной связи, снижению у родителей интереса к общению, а также к формализации взаимодействия.

Стоит отметить и то, что педагоги применяют различные формы работы стихийно, без подготовки и информирования родителей. Это вызывает отрицательное отношение со стороны родителей, а также делает применяемые традиционные формы работы еще менее эффективными [54].

По мнению Зверевой О.Л. и Кротовой Т.В. для решения этих проблем дошкольному образовательному учреждению следует учитывать несколько моментов:

Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения, то необходимы мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения. Поскольку родители заинтересованы, прежде всего, в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни дошкольного образовательного учреждения предпочтительно через осознание важности этого для развития их детей. Родители должны осознать конкретные положительные следствия для ребёнка их включения в жизнь дошкольного учреждения.

В качестве наиболее эффективной формы убеждения можно предложить групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах, в ходе которого необходимо поощрять родителей находить положительные стороны их участия в жизни дошкольного образовательного учреждения, занимать активную позицию и самостоятельно принимать решения.

Наиболее проблемной сферой взаимодействия для родителей является отсутствие психологических консультаций по проблемам развития и обучения детей, их подготовки к школе, т.е. психологического консультирования по вопросам обучения и воспитания, а также возрастных особенностей детей.

Эта проблема может быть решена на уровне организации работы дошкольного учреждения в целом, т. е. можно предложить родителям обратиться к специалисту в данной области – работающему в дошкольном учреждении психологу или социальному педагогу.

Чтобы родители поняли необходимость обращения к специалисту, знали, к кому конкретно идти, если им необходима консультация, воспитатель должен разъяснить о его деятельности, о тех проблемах, в решении которых он может помочь. Поэтому целесообразны выступления специалистов на родительских собраниях.

  1. Одной из причин трудностей во взаимодействии является менее высокая оценка работниками дошкольного учреждения важности семьи в воспитании и обучении детей, чем оценка семьей собственной важности. Это может привести к возникновению у родителей чувства собственной ненужности дошкольному учреждению. Поэтому необходимо осознание и понимание воспитателями роли семьи в воспитании и обучении ребёнка, включая те сферы воспитания, которые традиционно считались прерогативой общественного воспитания, например подготовки к школе, а также роли взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй по всем вопросам развития ребёнка.
  2. В целях повышения эффективности и продуктивности взаимодействия целесообразна разработка конкретных программ работы с родителями и педагогическим коллективом. Для разработки таких программ необходимо проведение исследований, направленных на выяснение того, какие именно формы организации консультаций для родителей были бы наиболее эффективны, в каких формах возможно более активное включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения [27].

В ряде работ педагогов (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции — формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах — официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача — преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Авторы выявляют причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями самой ценности периода дошкольного детства и его значения; несформированности у них «педагогической рефлексии», игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольные учреждения, а именно они выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей — об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду. Со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их «другими глазами».

Анализируя вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что все это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка. К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны «разъяснять» родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один – дошкольное образовательное учреждение и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать, активизировать и работать сообща.

Поэтому в современных условиях коллективы дошкольных образовательных учреждений выбирают новую философию взаимодействия с семьей, включающую в себя преимущественно нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями [35].


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф