Меню Услуги

Формирование интереса к подвижным играм как условие эффективного развития ловкости. Часть 2.


Страница:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

2.1. Выявление уровня развития ловкости у детей средней группы детского сада «Теремок»

Одной из задач физического воспитания в дошкольных учреждениях — создание условий, способствующих развитию у детей среднего дошкольного возраста такого физического качества как ловкость.

В средней группе детского сада «Теремок» был проведен эксперимент, целью которого было выявление уровня ловкости и развитие его в подвижных играх.

Цель эксперимента: выявление влияния подвижных игр с разным двигательным содержанием на развитие ловкости детей среднего дошкольного возраста.

Для реализации данной цели использовались методы: наблюдение за детьми во время подвижных игр, диагностика первоначального уровня психофизического качества (тест по определению ловкости).

Первоначально была выявлена результативность развития психофизического качества ловкость на начало учебного года  в средней группе.

При  выборе тестов для оценки физических качеств детей были соблюдены следующие условия:

— доступность двигательных заданий для детей различного уровня физического развития;

— соответствие тестов возрастным особенностям физического развития детей;

— использование тех движений, которые не требуют предварительного обучения и которыми дети достаточно свободно владеют;

— простота методики проведения обследования (не требует больших затрат времени на освоение упражнений), отсутствие необходимости в сложной измерительной аппаратуре и специальном помещении для проведения тестирования;

— соответствие двигательных заданий основополагающим критериям — надежности, объективности, информативности;

— возможность использования приемов, позволяющих стимулировать проявление положительных эмоций и наглядно оценивать достигнутый результат;

— использование тестовых упражнений в игровой форме, чтобы процедура диагностики была для детей интересной и увлекательной.

Тестирование проводилось в утреннее время, в часы наибольшей биологической активности – с 9 до 13 ч, был соблюден необходимый интервал времени после принятия пищи – не менее 30 мин. Перед тестированием была организована небольшая разминка для подготовки организма детей к предстоящей мышечной нагрузке.

Физкультурный зал, где проводилось тестирование детей, был подготовлен (удалены посторонние предметы; хорошо проветрен; стандартное, апробированное оборудование было прочно закреплено, не имело острых краев). Для получения объективных данных констатирующее и контрольное обследования осуществлялось в одинаковых условиях.

При выполнении двигательных заданий осуществлялась страховка детей. К выполнению двигательных тестов дети допускались в соответствующей спортивной форме, соответствующей сезону и удобной для выполнения заданий.

Во время выполнения тестовых заданий не допускались комментарии и разбор ошибок детей со стороны педагогов.

Тестирование уровня физической подготовленности детей, в соответствии с новыми санитарными правилами для детского сада, проводил инструктор по физической культуре; воспитатель оказывал необходимую помощь в организации этой работы, медицинская сестра осуществляла наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания. Инструктор по физической культуре регистрировал результаты, воспитатель объяснял двигательные задания и заполнял протокол тестирования.

Каждому ребенку было дано две пробные попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В протоколы вносился лучший результат.

Тест на определение ловкости. Проводился в физкультурном зале, была намечена линия старта, которая являлась одновременно и линией финиша. От линии старта на расстоянии 5 метров были положены 2 больших мяча, от них на расстоянии 3 метров ещё 2 больших мяча параллельно первым и ещё два мяча на таком же расстоянии. Таким образом, дистанция разделена на три зоны. Расстояние между мячами 2 метра. Направление было указано стрелками. По команде «На старт!» каждый ребёнок становился позади старта. По команде «Марш!» ребёнок бежал зигзагом в направлении, указанном стрелками между мячами и финишировал. Инструктор выключал секундомер только после того, как ребёнок проходил всю дистанцию. Время измерялось с точностью до 1/10с. Тест проводился с одним ребёнком 2 раза  и фиксировался лучший результат. Если ребёнок задевал мяч или сталкивал его с места, сбивался с курса или падал, тест проводился заново.

Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и коор­динацию).

Тестируемый ребенок принимал исходное положение (ноги на шири­не плеч) и двумя руками подбрасывал вверх мяч диамет­ром 15-20 см как можно большее количество раз. Ребенку предлагалось сделать 2 попытки. Фиксировался лучший ре­зультат.

Отбивание мяча от пола (тестируются ловкость, ско­рость реакции, устойчивость позы).

Тестируемый ребенок стоял в исходном положении (ноги на ширине плеч) и одной рукой отбивал мяч от пола максимальное ко­личество раз (руки можно было чередовать). При выполнении за­дания не разрешалось сходить с места. Давались две попытки. Фиксировался лучший результат из двух попыток.

Прыжки через скакалку (тестируются ловкость, гиб­кость, выносливость).

Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей среднего дошкольного возраста физического качества ловкость включала  в себя несколько этапов:

— подготовка проведения эксперимента;

-констатирующий срез по выявлению уровня развития ловкости  у детей среднего дошкольного возраста;

— формирующий эксперимент по развитию у детей ловкости

— контрольный срез по выявлению результативности формирующего эксперимента.

Основной задачей формирующего эксперимента является улучшение показателей констатирующего эксперимента. После проведения контрольного эксперимента на основе результатов подготовить рекомендации.

Задачи исследования определили выбор методов: наблюдение, эксперимент, тесты.

Исследование задействовало  среднюю  группу, в группе 20 человек. Воспитанников разделили на две подгруппы «Пчелка» и «Тигренок» каждая по 10 человек.

Для того, чтобы определить исходный уровень развития ловкости были использованы тесты и подвижные игры, в процессе выполнения которых воспитатель оценивает уровень развития ловкости  каждого ребенка, руководствуясь знаниями и умениями, которыми должен владеть ребенок среднего дошкольного возраста.

Показатели ловкости определялись по трем уровням: высокий, средний и низкий.

Анализ результатов показал, что в группе имеются  дети с высоким  уровнем развития ловкости (Тимофей, Лена, Глеб), но у большинства детей (Динара, Юля, Дима, Алеша, Юля, Егор, Наташа, Саша, Артем) уровень развития ловкости средний. В группах есть дети (Маша, Федя, Даша, Дима,  Марина, Саша, Эдик, Рома), у которых уровень развития ловкости низкий.

Результаты представлены в таблице. Синий кружок -высокий уровень, красный кружок -средний уровень, зеленый кружок -низкий уровень развития ловкости.

Таблица №1. Уровень развития ловкости в экспериментальной группе « Пчелка» на начало учебного года.

 

№ п/п

 

Имя ребенка

Уровень развития ловкости
1 Маша А.
2 Федя К.
3 Тимофей М.
4 Динара Н.
5 Даша Н.
6 Юля Р.
7 Дима С.
8 Дима Т.
9 Лена Ш.
10 Алеша Ч.

Результат тестирования показал, что высокий уровень развития ловкости у 20%, средний уровень у 40% и низкий уровень у 40%.

Таблица №2. Уровень развития ловкости в контрольной группе « Тигренок» на начало учебного года.

 

№ п/п

 

Имя ребенка

Уровень развития ловкости
1 Марина Г.
2 Саша Г.
3 Юля З.
4 Эдик К.
5 Егор К.
6 Глеб К.
7 Наташа Т.
8 Рома Ш.
9 Саша Ш.
10 Артем Ч.

Результат тестирования показал, что высокий уровень развития ловкости у 20%, средний уровень у 40% и низкий уровень у 40%.

2.2. Организация подвижных игр, направленных на развитие ловкости с детьми средней группы детского сада «Теремок»

После тестирования первоначального уровня ловкости у детей, был разработан план проведения подвижных игр, направленных на развитие ловкости у детей.

Для детей основной вид деятельности — игра. Поэтому при составлении плана были использованы подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений.

Наиболее приемлемы для детей игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях были подобраны с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям детей. Прежде всего, это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, спрыгивание с невысоких предметов, подлезание и ползание. Весь игровой материал распределен в определенной последовательности, с учетом сложности движений. За основу взят тот объем игр, который рекомендован программой воспитания для детей старшего дошкольного возраста.

В период освоения детей в новой обстановке подвижные игры позволяли научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве. Игры, основанные на простых заданиях, такие, как «Бегите ко мне», «Бегите к флажку», «Догони мяч», проводили вначале с небольшой подгруппой (8-10 детей). При такой организации дети чувствовали себя свободнее, увереннее, а воспитателям было легче научить их координации движений.

Постепенно в играх усложняли задачу. Например, в усложненном варианте игры «Бегите ко мне» дети не просто бежали, а, изображая птичек, махали руками. В игре «Догони мяч» сначала мяч бросал воспитатель, а затем и сами дети.

В дальнейшем воспитатели старались подбирать подвижные игры и игровые упражнения таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие движений детей. При планировании игр обязательно учитывали, развитие каких двигательных навыков и умений требует особого внимания в данный период.

Так, например, учиться спрыгивать с предметов дети начали в игровом упражнении «Спрыгни на дорожку»: со скамейки спрыгивали на цветную дорожку, сделанную из клеенки. Во втором варианте этого упражнения были поставлены 4 гимнастические скамейки параллельно друг другу на расстоянии метра, постелены дорожки разного цвета. Это дало возможность одновременно учить спрыгивать большое число детей и повторять упражнение от 6 до 10 раз. Затем это движение повторялось в подвижных играх «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль».

Иногда в одном игровом упражнении были объединены несколько знакомых детям движений. Так, в игровом упражнении «Брось мяч через веревочку» на площадке натягивали шнур и ставили скамейки. Дети перебрасывали мячи через шнур, а догоняя их, перелезали через скамейки. Таким образом, они выполняли три основных движения: перебрасывали мяч, перелезали через скамейку и бегали. В другом упражнении дети ползали, проползали под дугами и звонили в колокольчик, подпрыгивая на месте.

При обучении действий с мячом первые игровые упражнения проводились с целью привить детям навыки определенной непринужденности в движениях с мячом. Дети учились прокатывать мяч друг другу, между предметами, через ворота, попадать мячом в предметы, скатывать мяч по доске. С этой целью были использованы такие игровые упражнения, как «Прокати мяч». Самое сложное в этом упражнении — не дать мячу укатиться в сторону, вовремя его поймать.

Особенно детям нравилось упражнение «Поймай шарик сачком». По сдвинутым двум столам воспитатель прокатывает шары поочередно каждому ребенку, а они сачком их ловят. Постепенно это упражнение усложнялось: одновременно прокатывали не один, а два шарика, а ловили их те дети, которых называл воспитатель. Затем дети ловили шары не сачком, а руками. Иногда воспитатель прокатывал шар не прямо на ребенка, а немного в сторону, что заставляло его сходить с места, протягивать руки к катящемуся шару.

Дети выполняли и такие упражнения, как «Сбей кегли», «Попади в неваляшку», «Скати мяч с горки» и т. д.

Только после того как дети научились свободно действовать в играх с мячом, воспитатели начали их учить бросать и ловить мяч.

Чтобы вызвать интерес к игровым упражнениям, были изготовлены пособия: цветные дуги разной высоты, цветные дорожки разной длины, сачки, лопаточки. Прокатывая шары, дети могли подбирать их по цвету (красные шары прокатывали через красную дугу), по величине (большие мячи прокатывали через высокие дуги), прокатывали мячи по дорожкам разной длины, разного цвета и т. д.

Большое место в работе с детьми занимают сюжетные подвижные игры. В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, воспитатели приучали детей действовать в соответствии с правилами игры.

Воспитатели эмоционально и выразительно объясняли правила игры, принимали непосредственное участие в игре, проявляли заинтересованность действиями детей. Все это помогало создавать хорошую эмоциональную атмосферу в игре, побуждало детей к активным действиям, вызывало желание повторять движения снова и снова. Выполняя ту или иную роль в игре, воспитатели не только подсказывали, как нужно двигаться, но и показывали образец правильного выполнения движений.

При проведении подвижных игр были широко использованы такие методические приемы, как показ и объяснение того, как надо выполнять движение. Так, в игре «Мой веселый, звонкий мяч», показывая, как подскакивает мячик, предлагали детям подпрыгивать повыше, поощряя при этом детей, наиболее удачно выполняющих движение.

Дети любят играть в знакомые подвижные игры. Однако наблюдения показали, что интерес детей к игре, двигательная активность заметно снижаются, если знакомую игру проводить в течение длительного времени в одном и том же варианте, ничего не изменяя. Это обстоятельство заставило воспитателей более серьезно подходить к варьированию игр.

При разработке вариантов подвижных игр воспитатели старались предусмотреть использование различных пособий и оборудования: шнуров, кубов, обручей, скамеек и т. д., что позволило, с одной стороны, усложнить двигательные задания, с другой — сохранить интерес к их выполнению.

Так, в игре «Воробушки и автомобиль» дети-воробушки, улетая от автомобиля, занимали гнезда-обручи. Во втором варианте они могли использовать в качестве гнезда любой предмет, приподнятый от земли (встать на скамейку, бревно, на перекладину лесенки и т. д.).

При обучении основным движениям у детей вырабатываются умения действовать сообща, слушать воспитателя, начинать и заканчивать действия в соответствии с указаниями.

При планировании физического воспитания дошкольников на основе подвижных игр был применен подход, используемый в системе спортивной тренировки. Учебный год (сентябрь-май) разделен на три трехмесячных микроцикла. В свою очередь каждый микроцикл делится на четыре микроцикла по три недели в каждом. В недельном цикле предусматриваются пять учебно-физкультурных занятий. Таким образом, подвижные игры, дифференцированные по преимущественному развитию физических качеств, являются основой физического воспитания дошкольников. Обучение основным движениям осуществляются на двух учебных занятиях по традиционной методике и закрепляются при выполнении подвижных игр.

Всякая деятельность детей должна доставлять им радость, как от самого процесса, так и от его результата, от совместных действий и переживаний. Особенно это относится к подвижным играм, так как уже само движение доставляет детям удовольствие. Эмоциональная же насыщенность игры повышает и двигательную активность, поэтому необходимо, чтобы игра вызывала у детей интерес.

Во всех возрастных группах подвижные игры, организуемые педагогом, должны быть интересны для детей, проходить живо, эмоционально, непринужденно. Только в этом случае они будут эффективным средством воспитания детей. Использованные в работе с детьми игры приведены в приложении 1.

На основе опыта проведения подвижных игр с детьми в средней группе детского сада «Теремок» можно обобщить и сформулировать приемы, повышающие интерес к подвижным играм на развитие ловкости.

Организация подвижных игр для развития ловкости особенно важна для детей средней группы, т.к. именно в этом возрасте возрастают их физические возможности: движения становятся более уверенными и разнообразными, и дети  испытывают острую потребность в движении. Поэтому в средней группе особенно важно организовать разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. Воспитанники средней группы отличаются высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах их жизни. Если воспитателю удастся вызвать их интерес к подвижным играм, дети будут активно в них играть, совершенствуя имеющиеся двигательные навыки и развивая такое важное качество как ловкость.

Главный прием, или, скорее условие – эмоциональная вовлеченность самого воспитателя в процесс  игры. Равнодушие воспитателя, вялый, безразличный тон, формальное отношение к игре являются одной из причин спада интереса детей к подвижным играм.

Там, где воспитатели организуют игры живо, весело, так, чтобы дети не чувствовали, что взрослый «проводит игру», а где он по настоящему играет с ними, радуется их успехам, огорчается в месте с ними в случае неудачи, у детей появляются любимые игры, в которые они просят воспитателя играть ещё и ещё, а в более старшем возрасте играют и самостоятельно. Чтобы игры жили в каждой группе, возникали и проводились по инициативе самих детей, необходимо хорошо продумать их организацию, использовать разнообразные средства, вызывающие у детей желание играть.

В подвижных играх успешность и активность детей зависит не только от уровня физического развития, но и от самооценки. Дети со средним уровнем физического развития, но с  высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, смелее, не боятся  брать на себя роль ведущего и уверены в том, что своими силами смогут справиться с заданием, активнее проявляют свои интересы, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных возможностях занижает самооценку. Поэтому при подборе участников подвижной игры,  при формировании команд педагог должен понимать, что результат игры и ее педагогическое влияние на формирование самооценки детей зависит от состава ее участников. Подобного рода взаимодействие должно учитывать не только уровень самооценки и  физического развития, но и степень самостоятельности, инициативы и исполнительности участников игры. Также должны учитываться гендерная принадлежность детей и характер межличностных отношений.

В каждой группе детского сада есть, по крайней мере, три типа детей, которые по-разному себя ведут во время любой деятельности, в том числе  игровой, и соответственно требуют разного подхода.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру и с энтузиазмом включаются в нее. Обычно они быстро схватывают суть игры и стремятся взять на себя активные роли. Но часто эти воспитанники не обращают внимания на других, и заняты демонстрацией собственных возможностей. Для таких детей наиболее трудными оказываются правила, сдерживающие их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим, выполнять игровые действия точно, быстро, но аккуратно. Вместе с тем выполнение именно этих правил особенно полезно для них.

С детьми этой группы можно организовать игры, где необходимо выполнить достаточно сложные  для дошкольника действия  (игра «Черепаха-путешественница»), либо  проявить максимум ловкости (игра «Капканы»), либо совершать простые действия, но результат игры будет зависеть не от скорости, а от точности и аккуратности действий (игры «Водолей», «Водонос», «Городки). При проведении игр необходимо постараться показать детям важность соблюдения правил и сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.

Дети второго типа более робкие, опекаемые, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряженно, без интереса наблюдают за действиями других детей. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и от сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным при поддержке и одобрении (но ни в коем случае не принуждении!) воспитателя. Для этих детей будут привлекательны игры с простыми действиями, где результат зависит от скорости и аккуратности движений (игра «Водочерпалка»), от сосредоточенности и ловкости (игры «Городки», «Рыбак и рыбки»), либо от развития психических процессов (памяти, внимания, требующихся в игре «Водяной»).

Каждая игра имеет свою игровую задачу и именно ею воспитателю необходимо увлечь ребят. Вместо дежурных слов «А сейчас мы беем играть в …» можно «нарисовать» перед детьми яркую картину предстоящего действия. Иногда полезно сыграть на самолюбии детей, выразив сомнение в их силе и ловкости. Тогда в конце игры надо не забыть признать ошибочность своих сомнений, похвалив  смелость, ловкость, быстроту и точность движений каждого ребенка. Таким образом, детское самоощущение проходит несколько этапов: «Я хочу, но боюсь», «Я попробую, вдруг получится», «У меня получилось! Я хочу попробовать еще раз», «Меня похвалила воспитатель, значит у меня действительно хорошо получилось», «Я хочу поиграть в другие игры, вдруг я выиграю», «Я выиграл, следовательно, я способный. Я могу! У меня получится!».

Однако не все дети включаются в игру даже при поддержке воспитателя. В группе могут оказаться вялые, пассивные воспитанники, которые отстают в развитии от сверстников и не могут действовать наравне с ними. Даже при многократном повторении игры у них присутствует страх не справиться с заданием, поэтому, чтобы не ощущать свою неумелость, эти дети придерживаются тактики невмешательства в коллективные игры сверстников.

Такие дети требуют особого внимания со стороны воспитателя. Коллективная подвижная игра с ними не эффективна. Они нуждаются в личном контакте со взрослым, в его личном внимании, объяснении, поощрении. Поэтому для нормального психического и личностного развития этих детей необходимо сначала включать их в игры с двумя-тремя  медлительными детьми  или младшими по возрасту, а потом в это игровое сообщество добавлять одного-двух ровесников поактивнее.

Как правило, у этих детей занижена самооценка и  педагогу потребуется больше времени, чтобы ребенок в своих самоощущениях перешел от мысли «Я хочу, но боюсь» к осознанной уверенности «Я могу! У меня получится!». Игры «Художники», «Белочка с орехами», «Каракатица», а также «Городки» наиболее подходящие для детей данной группы, так как их можно проводить с минимальным количеством детей, они не содержат сложных действий и не требуют особой ловкости. Когда дети освоятся в этих играх, усложнять надо не содержание игр, а включать в состав участников игры одного или двух  более сильных игроков, чтобы темп игры постепенно наращивался.

При организации подвижных игр воспитатель должен осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Соблюдая дозировку для всех детей, нужно, кроме того, иметь в виду ослабленных детей (пришедших после болезни или имеющих некоторые отклонения от нормы по состоянию сердца, лёгких). Не следует их выключать из игры, подчёркивать их болезненное состояние: надо найти им подходящую роль, чтобы они чувствовали себя членами общего коллектива. Тогда и эти дети будут проявлять интерес к игре, постепенно усваивать ее правила и пробовать себя в разных ролях.

Для повышения интереса к подвижной игре воспитатель должен учитывать функциональные возможности организма каждого ребенка, его интересы и желания.

Воспитательное воздействие подвижных игр в большой мере зависит от посильности игровой задачи и степени физической нагрузки. Несмотря на то что игры требуют большой затраты энергии и побуждают организм ребенка к усиленной работе, они обычно сопровождаются радостным настроением. Однако радостное возбуждение будет способствовать правильному развитию ребенка только в том случае, когда перед ним поставлена задача, требующая известного напряжения, но вполне для него доступная. Перевозбуждение является признаком перегрузки как физической, так и психической.

Для повышения интереса к игре воспитатель должен организовать подвижную игру в нужное время, учитывая дневную нагрузку на детей. В подвижных играх, воспитывающих ловкость, физические упражнения требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.

Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели — характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.

Следует помнить, что неудачи порождают чувство неуверенности. «Постройте вашу воспитательную работу так, — говорил Е.А. Аркин, — чтобы ребенок чаще побеждал, чем терпел поражения, чтобы он чаще убеждался в надежности своих сил, чем в своем бессилии. Успех и победа бодрят и укрепляют, они являются условиями здоровья».

Повышают интерес к игре соревнования. Соревновательный характер коллективных подвижных игр может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует играющих детей.

Воспитателю не стоит сбрасывать со счетов такой фактор, как одобрение или неодобрение действий ребенка со стороны других игроков. Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе. Однако неуверенные в себе дети могут бояться заслужить неодобрение, отчего теряют интерес к игре. Воспитателю следует внимательно следить за взаимоотношениями детей в игре и не позволять обижать более слабых или проигравших игроков.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Поэтому необходимо не просто побуждать детей к двигательной активности или отрабатывать с ними движения, а работать над сюжетом игры, вносить в  него изменения, дополнения.

Для повышения интереса к игре очень важно правильно распределить роли. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли. Игровая практика детей накопила немало демократических примеров разделения ролей, таких, как  жеребьевка, считалки, очередность выполнения роли в игре,  бросание кубика с цифрами и т.п.

При распределении командных ролей педагогу следует исходить из того,  что роль должна помогать неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам или ребятам, сторонящимся детского коллектива — проявить себя, сдружиться со всеми.

Педагогу необходимо следить за тем, чтобы в игре не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие: ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли (например, наши – белые, красные – фашисты и т.д.).

В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. В игре, с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой — «лучше, чем все». Стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. Потребность в признании «быть лучше, чем все» проявляется в желании ребенка выиграть.

Исходя из того, что дети будут сильно стремиться  выиграть, быть победителем, а, столкнувшись с трудностями и неудачами, они испытают отрицательные эмоции разочарования и страха, целесообразно провести с ними несколько бесед на тему «Сегодня – побежденный, завтра – победитель». В процессе беседы необходимо подвести детей к выводу «Невозможно  победить, не рискуя проиграть!». Можно рассказать детям о некоторых спортсменах и знаменитых людях, которые не сразу прославились, а прежде испытали горечь разочарований.

Использование перечисленных приемов при организации подвижных игр будет способствовать повышению интереса детей к игре и развитию у них такого важного двигательного качества как ловкость.

2.3. Анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов

В процессе констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития ловкости были также проведены подвижные игры и тесты и получены следующие результаты.

Анализ результатов показал, что в группе имеются  дети с высоким  уровнем развития ловкости (Тимофей, Лена, Юля, Дима, Юля, Глеб), но у большинства детей (Маша, Динара, Даша, Дима, Алеша, Саша, Артем, Эдик, Егор, Наташа,) уровень развития ловкости средний. В группах есть дети (Федя, Марина,  Рома, Саша), у которых уровень развития ловкости низкий.

Результаты представлены в таблице. Синий кружок -высокий уровень, красный кружок -средний уровень, зеленый кружок -низкий уровень развития ловкости.

Таблица 3. Уровень развития ловкости экспериментальной группы «Пчелка» на конец года

 

№ п/п

 

Имя ребенка

Уровень развития ловкости
1 Маша А.
2 Федя К.
3 Тимофей М.
4 Динара Н.
5 Даша Н.
6 Юля Р.
7 Дима С.
8 Дима Т.
9 Лена Ш.
10 Алеша Ч.

Результат тестирования показал, что высокий уровень развития ловкости у 40%, средний уровень у 50% и низкий уровень у 10%.

Таблица 4. Уровень развития ловкости контрольной группы «Тигренок» на конец года

 

№ п/п

 

Имя ребенка

Уровень развития ловкости
1 Марина Г.
2 Саша Г.
3 Юля З.
4 Эдик К.
5 Егор К.
6 Глеб К.
7 Наташа Т.
8 Рома Ш.
9 Саша Ш.
10 Артем Ч.

Результат тестирования показал, что высокий уровень развития ловкости у 30%, средний уровень у 50% и низкий уровень у 20%.

Формирующий эксперимент включал в себя разработку и проведение системы занятий с мотивацией, с формированием интереса к подвижным играм на развитие ловкости у детей.

Игры использовались во всех формах работы по формированию ловкости у детей среднего дошкольного возраста; утренней гимнастике; физкультурных занятиях; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности.

Важным условием самостоятельной игровой деятельности являлось создание предметной среды, имеющей развивающий характер, т.е. создание предметного оснащения для самостоятельных игр.

Сравнительный анализ результатов исследования

Исследования проводились с участием детей 4 — 5 лет. Исходное физическое состояние детей этого возраста во многом зависело от того, как они развивались в предшествующие годы. Анализ воспитательной работы позволяют говорить о том, что во многих случаях физическое воспитание проводится без учета возрастных особенностей физического развития ребенка.

Сравнивая результаты экспериментальной группы «Пчелка» и контрольной группы «Тигренок» на начало года наблюдается незначительное различие уровня развития ловкости в группах.

Во время формирующего эксперимента в экспериментальной группе «Пчелка», воспитатель заинтересовывал детей различными способами: проводились сюрпризные моменты, вместе с детьми изготавливались атрибуты к играм, маски,  проблемные ситуации, которые помогали вызвать у детей интерес к проводимым играм. В контрольной группе «Тигренок» игры проводились  без заинтересованности, по прямому указанию воспитателя.

После проведения контрольного среза в конце года были получены следующие  результаты:

Результаты исследования показали, что в экспериментальной группе прирост всех показателей выше, чем в контрольной группе. Это свидетельствует о том, что предлагаемые воздействия, направленные на развитие интереса у детей среднего дошкольного возраста, обеспечивают отличный результат.

Выводы по главе 2

Одна из задач физического воспитание в дошкольных учреждениях — создание условий, способствующих развитию у детей среднего дошкольного возраста такого физического качества как ловкость.

В средней группе детского сада «Теремок» для выявления результативности развития ловкости было проведено тестирование детей, которое включало челночный бег, подбрасывание и ловлю мяча, отбивание мяча от пола, прыжки через скакалку. Результаты тестирования показали, что высокий уровень развития ловкости в группе среднего возраста у 15% детей, средний – у 45%, низкий – у 40%.

Для развития ловкости у детей в средней группе  «Солнышко» детского сада «Теремок» был разработан и проведен цикл подвижных игр.

Цель подвижных игр, включенных в эту программу, — стимулирование развития и совершенствования основных движений. За основу взят тот объем игр, который рекомендован программой воспитания для детей старшего дошкольного возраста. Было выявлено, что эффективность подвижной игры повышается, если дети испытывают к ней интерес и снижается, когда интереса к игре нет.

На основе опыта проведения подвижных игр с детьми в средней группе были обобщены и сформулированы приемы, повышающие интерес к подвижным играм на развитие ловкости.

Использование перечисленных приемов при организации подвижных игр способствует повышению интереса детей к игре и развитию у них такого важного двигательного качества как ловкость.

Заключение

Известно, что для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. Критические периоды в развитии ребенка (по Л.С. Выготскому) — 1, 2, 3 года и 6 — 7 лет. Именно в это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей.

Существенная особенность раннего детства заключается во взаимосвязи и взаимозависимости состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше болеет, но и лучше развивается психически. Начиная с трехлетнего возраста ребенок многое умеет, очень подвижен. Физические упражнения развивают и укрепляют его опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей воспитываются внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер. Цель нашей работы заключалась в разработке приемов формирования интереса детей к подвижным играм.

Дошкольный возраст обоснованно считается одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности человека. Двигательная активность в этом возрасте играет огромную роль в комплексном развитии организма ребенка.

В общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.

Ловкость – это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях.

В ходе работы была изучена научная, педагогическая и методическая литература. Многие исследователи рекомендуют включать подвижные игры, развивающие быстроту и ловкость детей дошкольного возраста, в физкультурные занятия в ДОУ и в повседневной жизни детей.

В теоретической части работы, на основе изучения специальной литературы мы рассмотрели, выявили и охарактеризовали:

  • развитие ловкости одна из задач физического воспитания детей.
  • подвижные игры как вид игр с правилами
  • методику руководства подвижными играми
  • методику развития ловкости как физического качества

В практической части при рассматривании данной проблемы мы провели экспериментальную работу на базе в МБДОУ детский сад комбинированного вида «Теремок»районного поселка Шаранга.

В ходе её проведения мы взяли 2 группы детей (экспериментальную и контрольную) в возрасте 4-5лет – по 10 человек в каждой.

В констатирующей части исследования для определения уровня развития ловкости мы провели тестовые задания, с помощью которых определили у детей уровень развития ловкости.

Провели подбор подвижных игр, развивающих это качество.

В формирующей части эксперимента с детьми проводились подвижные игры способствующие развитию ловкости с вызванным у детей интересом и желанием играть.

Затем были повторно проведены тестовые задания, с помощью которых мы смогли увидеть, что на контрольном этапе, после проведённой работы, был отмечен значительный прирост всех показателей психофизического развития.

Из всего этого можно сделать вывод, что формирование интереса к подвижным играм способствует развитию у детей дошкольного возраста названных физических качеств. Выдвинутая гипотеза о том, что если воспитатель формирует интерес к подвижным играм подбирает игры в соответствии с возрастом, проводит подвижные игры регулярно и методически правильно, то ловкость как физическое качество, развивается эффективно,  подтвердилась.

Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

В данной работе была решена проблема: какие приемы формируют интерес к подвижным играм, способствующим развитию ловкости.

В соответствии с поставленными задачами была изучена теория, методы, физиологические основы развития ловкости у детей дошкольного возраста. На основании изученного материала был сделан вывод о том, что развитие ловкости – одна из важнейших задач физического воспитания детей, обусловливающая достижение успеха в двигательной деятельности в целом. Подвижные игры являются эффективным способом развития ловкости у детей средней группы при условии использования и применения соответствующих методических приемов.

Проведенное в средней группе тестирование уровня ловкости выявило наличие высокого уровня у 15% детей, среднего – у 45%, низкого – у 40%. Для развития ловкости были подобраны подвижные игры, способствующие развитию этого качества.

Проведение подобранных подвижных игр позволило сделать вывод о том, что необходимым условием развития ловкости является наличие интереса детей к проводимым подвижным играм. Отсутствие интереса снижает эффективность подвижной игры для развития ловкости.

В соответствии с поставлено целью были  разработаны приемы, повышающие интерес к подвижным играм на развитие ловкости.

Для повышения интереса к подвижным играм на развитие ловкости необходимо следующее:

  • эмоциональная вовлеченность воспитателя в процесс игры;
  • учет индивидуальных психо-физиологических особенностей детей;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку (активному, пассивному, робкому, с ослабленным здоровьем);
  • постановка посильных игровых задач и степени физической нагрузки;
  • организация подвижных игр с учетом дневной нагрузки детей;
  • использование соревновательного элемента;
  • контроль взаимоотношений детей в игре, защита более слабых детей от неодобрения коллектива;
  • поиск и обновление игровых сюжетов, создание интриги перед игрой;
  • правильное распределение ролей в игре;
  • помощь детям в переживании отрицательных эмоций при проигрыше.

И так,  гипотеза исследования подтверждена: если воспитатель формирует интерес к подвижным играм, подбирает игры в соответствии с возрастом, проводит подвижные игры регулярно и методически правильно, то ловкость, как физическое качество, развивается эффективно.

Данное исследование имеет большое значение для развития ловкости детей средней группы. Практическое применение разработанных приемов позволит воспитателям повысить интерес детей к подвижной игре на развитие ловкости.

Перспективы дальнейшего исследования темы находятся в области развития других физических качеств (быстроты, силы, выносливости), необходимых детям при подготовке к поступлению в школу посредством подвижной игры.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт
  2. Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе // Дошкольное воспитание. 2008. №8. С. 28-33.
  3. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. М., 2009.
  4. Бауэр О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов. СПб., 2010.
  5. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии Электронный ресурс// http://bookz.ru/authors/nikolai-bern6tein/o-lovkos_546/1-o-lovkos_546.html
  6. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада. М., 2011.
  7. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. М., 2010.
  8. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье. М., 2003.
  9. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 2011.
  10. Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста // Современный олимпийский спорт и спорт для всех.  М., 2013.
  11. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание.   №4.  С. 15-18.
  12. Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки а // Ребенок в детском саду.   №4.  С.29-33.
  13. Жичкина А. Значимость игры в жизни человека // Дошкольное воспитание. 2012. №4. С. 2-6.
  14. Кузнецов В.С. Физическое упражнения и подвижные игры: Метод. пособие. М., 2006.
  15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М, 2009.
  16. Мащенко М.В. Физическая культура дошкольника.  Мн., 2010.
  17. Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. М., 2008.
  18. Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.    №3. С.16-28.
  19. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М., 2006.
  20. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности // Дошкольное воспитание. 2002. №4. С. 70-73.
  21. Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников // Дошкольное воспитание.   № 12. С. 23-25.
  22. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб.пособие. М., 2006.
  23. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. М., 2009.
  24. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми. М., 2006.
  25. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. М.,
  26. Филиппова С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков. СПб., 2004.
  27. Филиппович В.С. Некоторые теоретические предпосылки к исследованию ловкости как двигательного качества // Теория и практика физической культуры. 2003. № 2. С.58-62.
  28. Цыдакович Т.В. Подвижная игра как средство формирования социального здоровья // Дошкольная педагогика. 2008. № 8. С. 34-36.

Страница:   1   2


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!