Страницы: 1 2
Глава 2. Методические аспекты использования дебатов на уроках истории для формирования коммуникативной компетенции
2.1 Дебаты на уроках истории как средство формирования коммуникативной компетенции
Дебаты – это эффективное средство развития учащихся, способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, собственной позиции, искусства аргументации.
Дебаты – это одна из личностно-ориентированной технологий.
Ее можно использовать как форму урока элемент, урока, так и во внеурочной деятельности.
Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок-игру, но и эффективное средство для развития учащихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества [17, c. 10].
Дебаты способствуют развитию и воспитанию следующих компетенций:
- Расширению общекультурного кругозора.
- Развитию интеллектуальных способностей.
- Развитию исследовательских и организационных навыков.
- Развитию творческих качеств.
- Развитию коммуникативных умений.
- Развитию ораторских способностей:
- Формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе.
Рассмотрим основные этапы проведения дебатов.
- Подготовительный (за неделю до проведения дебатов).
- Проведение дебатов.
- Заключительный — вопросы для анализа дебатов.
- Рефлексия (письменно) [13, c. 26].
Далее, приведем уроки с использованием дебатов, которые планируется использовать в данном исследовании.
Рассмотрим первый урок.
Цель урока: Рассмотреть вопросы, связанные с формированием и развитием цивилизации.
Задачи урока:
— провести анализ важных проблем, которые возникли в связи с вопросом о том, какие факторы привели к возникновению и развитию цивилизации;
— провести работу с документальными источниками, справочной литературой, а также над умением отстаивать и аргументировать свою точку зрением, делать выводы и задавать вопросы;
— осмыслить необходимость уважать иную точку зрения.
Далее, рассмотрим ход проведения дебатов.
Участвуют две команды.
Первая команда выделяет трех спикеров, которые участвуют в дебатах от утверждающей стороны в течение 10 минут.
Первый спикер утверждает определенный тезис, а также предоставляет аргументы, которые соответствуют утверждающей стороне.
Второй спикер должен усилить линию утверждения в споре. Он должен предоставить доказательства тех аргументов, которые были высказаны первым спикером.
Третий спикер должен дать заключительный ответ команде соперников, опровергнуть те доводы, которые они предоставляют, а также усилить доказательства утверждения.
Вторая команда также выставляет трех спикеров, которые представляют отрицающую сторону. Их выступление также длиться в течении десяти минут.
Первый из спикеров должен отрицать тезис, а также предоставлять аргументы, которые соответствуют стороне отрицания.
Задачей второго спикера является усиления отрицающей линии спора путем предоставления доказательств.
Третий спикер должен предоставить команде соперников финальный ответ, опровергающих те доводы, которые они предоставили, а также усилить доказательства линии отрицания.
Задачей тайм-кипера является контроль времени. Он должен использовать карточки, которые предупреждают о том, сколько времени осталось.
Далее, в течение 2-х минут участники дебатов задают вопросы, дополняющие выступление, а также опровергают доводы стороны оппонентов.
Далее, судьи должны оценить речь спикеров по определенному разработанному ими набору критериев, оценить перекрестные вопросы, которые были заданы. Далее судьи должны определить ту команду, которая, по их мнению, одержала победу и в наибольшей степени раскрыла свою позицию.
В процессе дебатов могут иметь место штрафные санкции за следующие действия:
— выкрики с места;
— в случае, если кто-то из участников дебатов начал выступление без разрешения (в таком случае он лишается слова на одну минуту);
— в случае, если возникает перепалка или какая-либо позиция подвергается высмеиванию (провинившиеся участники дебатов должны быть лишены слова на две минуты);
— в случае, если имела место попытка срыва выступления кого-либо из участников дебатов.
В случае, если нарушение было осуществлено повторно, то нарушитель может быть удален с дебатов или же лишен слова.
Выстраивание позиции утверждающей стороны осуществляется исход из мнения о том, что ход цивилизационного процесса везде шел в связи с преобразованием и освоением естественной среды.
Сторона отрицания должна отстаивать позицию о том, что ход цивилизационного процесса, несмотря на связь с освоением и преобразованием естественной среды, имел в качестве своей причины более объективные факторы, чем этот.
Далее, приведем еще один урок с использованием дебатов, который планируется использовать.
Тема урока: Что принесло правление Ивана Грозного? Проблемы или реформы?
Цели урока:
— развить самостоятельность обучающихся в процессе познания исторического материала;
— углубить существующие и получить новые знания по теме;
— развить аналитические и коммуникативные умения;
— сформировать культуру ведения коллективного спора.
В качестве участников дебатов можно выделить следующих:
— ведущего;
— экспертов;
— таим-кипера;
— команду поддержки;
— команду утверждения, которая представлена спикерами У1, У2, У3;
— команду отрицания, которая представлена спикерами О1, О2, О3.
Далее, проведем рассмотрение хода урока.
Тема дебатов объявляется ведущим: «Что принесло правление Ивана Грозного? Проблемы или реформы?». Далее, ведущих представляет участников дебатов, описывает те задачи, которые стоят перед ними, а также знакомит участников дискуссии с правилами дебатов.
Согласно правилам, у команды утверждения и команды отрицания есть право на заявление своего кейса, в который должны быть включены понятия, аспекты и аргументы. Это должно быть осуществлено за определенный промежуток времени. Предполагается, что каждому спикеру будет отведено 4-6 минут на выступление.
Каждый из участников обеих команд может выступить только единожды.
На всех этапах дебатов должен соблюдаться регламент.
Задачей тайм-кипера является контроль времени выступления участников в соответствие с регламентом. За 30 секунд до окончания времени выступления он должен подать сигнал экспертам и выступающему. Также тайм-кипер должен учитывать время при перерывах (тайм-аутов).
Задачей экспертов является оценка аспектов, аргументов, выступлений спикеров по критериям, которые разработаны заранее. Результаты заносятся в протоколы и экспертные карты.
В случае возникновения затруднений, спикеры имеет право на тайм-аут, который может длиться до 2-х минут. Всего у каждой команды за время проведения дебатов имеет право использовать не более 8 минут на перерыв.
Ведение диалога должно осуществляться исключительно по заявленной теме. Должны быть соблюдены необходимые нормы этики. У спикеров и у команды поддержки (зрителей) есть право на то, чтобы, исходя из заранее установленной схемы, задавать те или иные вопросы.
При проведении дебатов, каждая пара списков выступает исходя из плана, который представлен на рисунке 1. Начинает дебаты спикер У1, оканчиваются дебаты выступлением спикера О3.

Рисунок 1 – Схема выступления спикеров
Задачей экспертов также является подведение итогов дебатов после их окончания, а также оглашение результата.
Ведущий должен контролировать ход процесса дебатов на всем его протяжении. Он приглашает спикеров к выступлению, а также предлагает командам поддержки задавать вопросы. Он также приглашает задавать вопросы спикерам друг другу. Также ведущий представляет право высказаться экспертам и подвести итоги дебатов. После завершения, его задачей является организация рефлексии. Для этих целей он может предложить участникам дебатов небольшую анкету, где будут содержаться вопросы относительно того, что участники получили в результате дебатов после их проведения.
Далее, проведем исследование того, как проведение предложенных двух уроков с использованием дебатов повлияло на развитие коммуникативной компетенции школьников.
2.2 Проведение исследований и анализ полученных результатов
Рассмотрим базу практики, на которой проводилось исследований.
Название: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 (МОУ СОШ № 31)
Тип: бюджетное учреждение
Организационно-правовая форма: муниципальное учреждение
Дата основания образовательной организации: 1988 год
Учредитель: муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре», функции и полномочия учредителя выполняет Управление образования администрации города Комсомольска-на-Амуре.
Данные управляющей организации:
Адрес: 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Севастопольская, 15
Тел./факс: (4217) 522-622
Электронная почта: per.obraz@yandex.ru
Сайт: http://otdkna.ucoz.ru
Юридический адрес: 681035, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 74, корп. 2
МОУ СОШ № 31 является самостоятельной организацией, структурных подразделений не имеет.
Рисунок 2 – Организационная структура управления школы №31 [31]
Документы по организации деятельности МОУ СОШ № 31:
- Устав образовательной организации
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности
- Свидетельство о государственной аккредитации
- План финансово-хозяйственной деятельности
- Локальные акты, регламентирующие деятельность образовательной организации
- Программа развития
- Отчет о результатах самообследования
- Документы о порядке оказания платных образовательных услуг
- Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении предписаний
В исследовании принимали участие ученики 10А класса в составе 19 человек.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень коммуникативной компетенции учеников испытуемого класса, после проведения разработанных двух уроков истории с использованием дебатов – вырастет.
При проведении разработанных уроков, учащиеся проявили интерес. Форма урока истории в форме дебатов был для них новой формой обучения, которая не воспринималась учащимися как стандартный урок или проверочная работа.
При проведении уроков учащиеся проявили интерес как к историческим событиям, которые представляли собой предмет дискуссии, так и к обсуждению этих событий.
После проведения уроков учащимся был предложен опросник с вариантами ответов:
1) Как Вы восприняли информацию о проведении уроков истории с использованием дебатов?
— с высокой степенью заинтересованности;
— заинтересовано;
— с небольшой степенью заинтересованности;
— безразлично.
2) Как бы Вы оценили свои навыки и имения ведения дискуссии и участия в дебатах до проведения уроков?
— очень высокие;
— высокие;
— низкие;
— очень низкие.
3) Как Вы себя проявили во время проведения уроков?
— принимал(а) активное участие;
— принимал(а) участие наравне со всеми;
— проявлял(а) пассивное участие;
— почти не участвовал(а)
4) Как изменилась Ваша заинтересованность в изучении истории после проведения уроков с использованием дебатов?
— выросла;
— осталась неизменной;
— снизилась.
5) Как изменились Ваши коммуникативные навыки после проведения уроков истории с использованием дебатов?
— выросли;
— не изменились;
— снизились.
Далее, на следующих диаграммах рассмотрим распределение ответом учеников, что позволит сделать выводы о результатах проведенного исследования.
Распределение ответов участников на первый вопрос рассмотрим в таблице 3.
Таблица 3 – Распределение ответов учеников на вопрос «Как Вы восприняли информацию о проведении уроков истории с использованием дебатов?»
| Варианты ответов | Количество учеников выбравших ответ |
| с высокой степенью заинтересованности | 5 |
| заинтересовано | 8 |
| с небольшой степенью заинтересованности | 3 |
| безразлично | 3 |
Для наглядности, распределение ответов опрошенных в процентах представим на рисунке 3.
Рисунок 3 – Распределение ответов на вопрос «Как Вы восприняли информацию о проведении уроков истории с использованием дебатов?»
Анализируя данные, представленные в таблице 3 и на рисунке 2 можно сделать вывод о том, что основная часть обучающихся (42%) с заинтересованностью отнеслась к идее проведения уроков истории с использованием дебатов. Повышенную заинтересованность проявили 26%. Незначительно и безразлично к идее проведения уроков истории в формате дебатов отнесли по 16% испытуемых.
Далее, рассмотрим распределение обучающихся при ответе на второй вопрос анкеты в таблице 4.
Таблица 4 – Распределение ответов учеников на вопрос «Как бы Вы оценили свои навыки и имения ведения дискуссии и участия в дебатах до проведения уроков?»
| Варианты ответов | Количество учеников выбравших ответ |
| Очень высокие | 3 |
| Высокие | 7 |
| Низкие | 5 |
| Очень низкие | 4 |
Для наглядности, распределение ответов опрошенных в процентах представим на рисунке 4.
Рисунок 4 – Распределение ответов на вопрос «Как бы Вы оценили свои навыки и имения ведения дискуссии и участия в дебатах до проведения уроков?»
Анализируя ответы испытуемых на второй вопрос опросника, можно сделать вывод о том, что больше всего учеников оценили свои коммуникативные способности как высокие. Таких учащихся – 37%. Коммуникативные способности как низкие оценили 26% опрошенных. 21% опрошенных учеников высказал мнение о том, что их коммуникативные способности находятся на очень низком уровне. Как очень высокие свои коммуникативные способности оценили 16% опрошенных.
Далее, рассмотрим распределения учеников 10А при ответе на третий вопрос анкеты в таблице 5.
Таблица 5 – Распределение ответов учеников на вопрос «Как Вы себя проявили во время проведения уроков?»
| Варианты ответов | Количество учеников выбравших ответ |
| принимал(а) активное участие | 5 |
| принимал(а) участие наравне со всеми | 6 |
| проявлял(а) пассивное участие | 5 |
| почти не участвовал(а) | 3 |
Для наглядности, распределение ответов опрошенных в процентах представим на рисунке 5.
Рисунок 5 – Распределение ответов на вопрос «Как Вы себя проявили во время проведения уроков?»
Рассматривая степень участия обучающихся в уроках истории с использованием дебатов, можно сделать вывод о том, что большая часть класса, с той или иной степенью вовлеченности, приняла участие. Только 16% обучающихся ответили, что почти не участвовали.
Далее рассмотрим распределение учеников по ответам на четвертый вопрос анкеты.
Количество выбравших тот или иной ответ указано в таблице 6.
Таблица 6 – Распределение ответов учеников на вопрос «Как изменилась Ваша заинтересованность в изучении истории после проведения уроков с использованием дебатов?»
| Варианты ответов | Количество учеников выбравших ответ |
| Выросла | 11 |
| Осталась неизменной | 7 |
| Снизилась | 1 |
Для наглядности, распределение ответов опрошенных в процентах представим на рисунке 6.
Рисунок 6 – Распределение ответов на вопрос «Как изменилась Ваша заинтересованность в изучении истории после проведения уроков с использованием дебатов?»
Анализируя результаты ответа на четвертый вопрос можно сделать однозначный вывод о том, что больше половины учеников (58%) высказались, что после проведения уроков истории с использованием дебатов – их заинтересованность в данном предмете выросла. Только один человек высказался, что его заинтересованность в истории снизилась. Однако, причины этого, судя по всему, заключаются в индивидуально-личностных особенностях данного ученика, а не в форме проведения урока.
Далее проведем анализ ответов на последний вопрос анкеты.
Распределение ответов учеников представлено в таблице 7.
Таблица 7 – Распределение ответов учеников на вопрос «Как изменились Ваши коммуникативные навыки после проведения уроков истории с использованием дебатов?»
| Варианты ответов | Количество учеников выбравших ответ |
| Выросли | 11 |
| Не изменились | 8 |
| Снизились | 0 |
Для наглядности, распределение ответов опрошенных в процентах представим на рисунке 7.
Рисунок 7 – Распределение ответов на вопрос «Как изменились Ваши коммуникативные навыки после проведения уроков истории с использованием дебатов?»
Проведя анализ ответов учеников на последний вопрос, можно сделать однозначный вывод о том, что коммуникативная компетенция в группе испытуемых, после проведения эксперимента с двумя уроками истории с использованием дебатов – выросла. О росте коммуникативных навыков заявили 58% учеников. 42% ответили, что их навыки коммуникации никак не изменились. Ни один из учеников не ответил, что его навыки снизились.
В итоге, мы можем сделать однозначный вывод о том, что использование дебатов на уроке истории повышает уровень коммуникативной компетенции учеников. Также необходимо сказать, что проведение уроков истории в таком формате повышает интерес к изучению предмета.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что высказанная гипотеза исследования подтверждается.
Заключение
В заключение работы можно сделать следующие основные выводы.
Согласно определению, которое дает И.А. Зимняя, в качестве коммуникативной компетенции школьников необходимо рассматривать формирование таких умений как:
— устная и письменная речь;
— умение вести диалог;
— умение вести монолог;
— навык, связанный с ведение дискуссии;
— умение учащихся порождать и принимать текст;
— умение соблюдать традиции, которые соответствуют делопроизводству, деловой переписке, этики.
Однозначное и окончательное определение у такого понятия как «коммуникативная компетенция», исходя из его содержания, структуры и статуса, отсутствует.
Под коммуникативной компетенцией принято рассматривать умение учеников школы использовать факты речи и языка для того, чтобы реализовать те цели, которые соответствуют процессу общения.
Также коммуникативную компетенцию принято рассматривать в качестве такой способности индивида, которая обеспечивать для него решение определенных коммуникативных задач в различных ситуациях и сферах общения с помощью языковых средств.
В значительной степени, будущее каждого человека в обществе находится в зависимости от коммуникативной компетенции. Это объясняется тем фактом, что все люди живут в среде социума. Данная среда, в свою очередь, предъявляется всем людям набор определенных правил проведения. Родителям необходимо задумываться о правильном воспитании своих детей еще с раннего возраста. Это необходимо для того, чтобы у ребенка был жизненный успех и активная жизненная позиция. Исходя из этого, все компоненты, которые составляют коммуникативную компетенцию, должны быть учтены родителями, воспитателями и педагогами в процессе их воспитательной работы с детьми.
Необходимо отметить тот факт, что процесс обучения изменился в последние годы. Значительное внимание стало уделяться вопросам, связанным с улучшением коммуникативных качеств школьников. Это связано с тем фактом, что по окончанию средней школы, учащийся уже вступает, фактически, во взрослую жизнь. Таким образом, ему необходим навык взаимодействия с другими людьми. Это является причиной, по которой внедряются новые системы преподавания, направленные на развитие коммуникативной компетенции.
Для того, чтобы сформировать практическую составляющую, которая соответствует коммуникативной компетенции, учащихся ставят в ситуацию, когда им необходимо провести сравнение исторических фактов, проанализировать причины, по которым произошли те или иные исторические события, а также выявить взаимосвязь между этими событиями. Например, учащимся может быть предложено провести сравнительный анализ аграрных проектов С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, после чего они должны ответить на вопрос о том, почему данные проекты не имели поддержки ни у крестьянства, ни и у широких общественных масс, ни у оппозиционных партий, ни у правительства.
Как правило, ученики с интересом ведут подготовку к подобным деловым играм. Таким образом, подобные уроки являются более актуальными и результативными. На подобных занятиях, ученики имеют возможность приобрести опыт принятия ответственных решений, опыт проявления инициативы, ведения дискуссия, диалога, а также опыт участия в публичном выступлении. Наличие свободного обмена мнениями, которое обуславливают игровые моменты, дает возможность ученикам раскрыть личные качества и их менталитет, дает возможность развивать коммуникабельность.
Дебатам на уроках истории в настоящее время уделяется большое внимание педагогов.
Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок-игру, но и эффективное средство для развития учащихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества
В качестве основных элементов дебатов можно выделить:
— тему дебатов;
— утверждающую сторону;
— отрицающую сторону;
— аргументы дебатов;
— поддержку и доказательства;
— перекрестные вопросы.
Дебаты по истории чаще всего предполагают наличие вероятностных ситуаций. Участники сталкиваются с необходимостью моделирования исторических процессов.
Были разработаны два урока истории с использованием дебатов. Целью первого урока является рассмотрение представления о формировании и развитии цивилизации.
Одной стороной должна была защищаться позиция о том, что цивилизационный процесс везде шел в непрерывной связи с освоением и преобразованием естественной среды.
Вторая сторона должна была отстаивать мнение о том, что цивилизационный процесс везде шел в непрерывной связи с освоением и преобразованием естественной среды, однако на формирование и развитие цивилизации оказывает влияние не столько этот фактор, сколько другие.
Тема второго урока второго урока была посвящена изучению правления Ивана Грозного и того, принесло ли его правление стране больше пользы или же больше проблем.
Исследование влияния уроков истории с использованием дебатов на формирование коммуникативной компетенции школьников проводилось на базе Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 31 (МОУ СОШ № 31).
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень коммуникативной компетенции учеников испытуемого класса, после проведения разработанных двух уроков истории с использованием дебатов – вырастет.
При проведении разработанных уроков, учащиеся проявили интерес. Форма урока истории в форме дебатов был для них новой формой обучения, которая не воспринималась учащимися как стандартный урок или проверочная работа.
При проведении уроков учащиеся проявили интерес как к историческим событиям, которые представляли собой предмет дискуссии, так и к обсуждению этих событий.
Анализ результатов проведенного исследования свидетельствует о том, что у значительной части учащихся вырос интерес к изучению истории, а также повысилась коммуникативная компетенция.
Библиографический список
- Абдулаев Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории // Преподавание истории в школе. – 2017. — №1. – с. 23-26.
- Ахметова М.Н. Проектная культура будущего учителя / М.Н. Ахметова // Школьные технологии. – 2014. — №4. — С.210-216.
- Ахметова, И. Ф. Дискуссионный метод обучения личности / И. Ф. Ахметова // Школа (Методика образования). – – N 2. – С. 19–24.
- Баранов П.А. О модели профессиональной компетентности учителя истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2015. № 9. С.57–62.
- Белянкина О.А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 525-527.
- Богуславская И. Деятельность классного руководителя в современной школе // Народное образование. М., 2014. № 6. С. 99-102.
- Борщева В. Н. Еще раз о школьных дебатах / В. Н. Борщева // Преподавание истории в шк. – – N 3. – С. 73–75.
- Бровкина М.А. Формирование информационно-коммуникативной компетенции у учащихся в ходе изучения истории / Бровкина М. А., Нахаева И. В. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011. – N 9. – С. 27 – 31.
- Булыгина Л. Н. О формировании коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении: из опыта работы // Образование и наука. 2016. № 3. С.26-37.
- Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников/ Л.Н. Булыгина/ Вопросы психологии. – 2016. — № 2. – С.149.
- Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога.// Первое сентября, № 9 – 2014. С. 12–15.
- Васильева И. Е. Формирование коммуникативных умений в начальной школе // Эксперимент и инновации в школе. 2016. № 4. С.19-22.
- Вахрушева Л. Н. Дебаты в системе методической работы школы / Л. Н. Вахрушева, С. В. Савинова // Справ. зам. директора шк. – 2017. – № 1 – С. 21–32.
- Гейхман Л. К. Коммуникативная компетентность профессионала. // Профессиональное образование, 2016 г.
- Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. – 2015. – № 11. – С. 14-20
- Иванова Т.В. Компетентностный подход // Лучшие страницы педагогической прессы. 2014. № 3 С.28 -33.
- Использование технологии «Дебаты» в преподавании учебных предметов на профильном уровне и элективных учебных предметов: сб. ст. / сост. А.Н. Логинова. – Ярославль : ИРО, 2017. – 32 с.
- Кабдолова К.Л. Формирование компетенций как необходимое условие повышения качества образования.//Открытая школа, 2016, с.45-47.
- Колесов, А. В. Использование проектных технологий в современном образовании // Исследовательская работа школьников. — 2016. — № 3. — С. 23-26.
- Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 2017. — №1. – с. 3-8
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2014. №5. С. 3 — 12.
- Орлов А.Б. Перспективы гуманизации обучения // Вопросы психологии. – 2015. – № 6. – С. 142-146.
- Пахомова Н. Ю. Проектная деятельность учащихся: с чего начать? // Школьные технологии. — 2017. — № 6. — С. 117-123.
- Романовская, И. Б. Метод проектов в образовательном процессе // Завуч. — 2017. — № 1. — С. 118-143 .
- Сальникова С.А. Ключевые компетенции в современном образовании/ С.А.Сальникова //Начальная школа плюс до и после, №12. –М.: Красная звезда, 2016.
- Селевко С.К. Компетентности и их классификация. Журнал “Народное образование” № 4, 2014 г.
- Суркова Г. В. Какие подходы используются на уроках истории и обществознания: [коммуникатив. компетентность на уроках] // Упр. шк.: метод. газ. для шк. администрации. — 2016. — 16–31 мая (N 10). — С. 36–38.
- Сытенко, Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности/ Т.В.Сытенко //Школьные технологии, 2016. №7-С.32
- Технология «Дебаты» в компетентностно-ориентированном образовании : учеб.-метод. пособие для преподавателей, магистров, аспирантов / А. В. Кирьякова [и др.]. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2016. – 119 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2015. №5. – С.5-62.
- Официальный сайт МОУ СОШ № 31 [Электронный ресурс]. Режим доступа: — http://otdkna.ucoz.ru
Страницы: 1 2
