Скоро защита?
Меню Услуги

Использование дебатов на уроках истории для формирования коммуникативной компетенции у школьников

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2


Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции у школьников
  • 1.1 Понятие коммуникативной компетенции у школьников и ее роль
  • 1.2 Формирование коммуникативной компетенции на уроках истории
  • Глава 2. Методические аспекты использования дебатов на уроках истории для формирования коммуникативной компетенции
  • 2.1 Дебаты на уроках истории как средство формирования коммуникативной компетенции
  • 2.2 Проведение исследований и анализ полученных результатов
  • Заключение
  • Библиографический список

Введение

Тема исследования в данной дипломной работе является весьма значимой и актуальной.

Прежде всего, это связано с развитием информационного общества. Обмен информацией между отдельными людьми, учреждениями и целыми государствами – представляет собой важную составляющую жизнедеятельности всех людей в мире.

Исходя из этого, можно сделать однозначный вывод о важности формирования коммуникативной компетенции у школьников, начиная с самого раннего возраста.

Коммуникативная компетенция уже сейчас играет важнейшую роль фактически в любой сфере человеческой деятельность. Важной данного навыка, по мере развития общества и технологий, будет только возрастать в будущем.

Также необходимо отметить и важность обучения истории, особенно в России. Распространенное мнение о том, что народ, который не знает своего прошлого – не имеет будущего представляется достаточно верной. Ведь незнание об исторических событиях и, прежде всего, тех ошибках, которые допускало общество и политики в прошлом – будет приводить к повторению этих ошибок и застою, как в социальном, так и в экономическом развитии.

Проведение дебатов представляет весьма перспективной формой развития коммуникативной компетенции. В процессе дебатов участники не только учатся ораторскому мастерству, умению излагать свою позицию, но также познают навыки слушания оппонента. Для того, чтобы конструктивно критиковать чью-либо позицию, эту позицию сперва необходимо понять.

Использование дебатов на уроках истории наиболее оправдано, чем в каких-либо других дисциплинах. Сложно представить проведение дебатов на занятиях по точным наукам. Что же касается дискуссии по поводу литературных произведений, то здесь, так или иначе, речь будет вестись о вымышленных событиях, а не о реальных фактах, которые повлияли на жизнь широких масс людей и развитие цивилизации.

Исходя из сказанного, можно сделать однозначный вывод о важности и актуальности темы исследования в данной дипломной работе.

Практическая значимость темы исследования заключается в том, что здесь проводится разработка уроков истории в форме дебатов, а также проводится анализ того, какое влияние проведение этих уроков оказывает на развитие коммуникативной компетенции у учащихся 10-го класса.

Целью данной дипломной работы является изучение использования дебатов на уроках истории для формирования коммуникативной компетенции у школьников.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть понятие коммуникативной компетенции у школьников и ее роль;

— описать формирование коммуникативной компетенции на уроках истории;

— дать характеристику дебатам на уроках истории как средству формирования коммуникативной компетенции;

— провести исследование и проанализировать полученные результаты.

Рассматриваемая в дипломной работе проблема изучалась многими специалистами. Например, вопросы темы исследования рассматривались в трудах таких авторов как О.А. Белянкина, И.А. Зимняя, Т.В. Иванова, И. Богуславская, Л.Н. Вахрушева, С.В. Савинова, А.Н. Логинова.

Объектом исследования являются дебаты на уроках истории.

Предметом исследования выступает формирование коммуникативной компетенции с использованием дебатов на уроках истории.

Гипотеза исследования заключается в том, что проведения уроков истории с использованием дебатов способно повысить коммуникативную компетенцию учащихся.

В дипломной работе нашли свое использование такие методы исследования как сбор и анализ информации, синтез информации, метод дедукции и метод индукции, а также анализ данных, полученных в результате опроса.

Дипломная работа состоит из введения, первой главы, в которой рассматриваются теоретические аспекты по заданной проблематике, второй главы, в которой осуществляется разработка уроков с использованием дебатов, а также анализируются результаты исследования, заключения, где приводятся основные выводы по результатам проведенного исследования, а также библиографического списка.

Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции у школьников

1.1 Понятие коммуникативной компетенции у школьников и ее роль

Основы модельного представления о коммуникации были заложены еще Аристотелем, наметившим линию связи «отправитель-информация — получатель» в понятиях «пафос — логос — этос».

Сегодня, когда с проблемами коммуникации сталкиваются практически все специалисты, исследование коммуникативных процессов входит в число наиболее актуальных, глобальных проблем человечества. Для конца XX в. — начала XXI в. отличительные изменения в характере образования — в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его, по словам И.А. Зимней, на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов» [5, c. 525].

В докладе международной комиссии по образованию для 21 в. «Образование — скрытое сокровище» Жак Делор, сформулировав «четыре столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить»[4, c. 58], определил по сути основные глобальные компетенции.

А.В. Хуторский дает следующее определение образовательным компетенциям: «Это совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенным объектам реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности» [15, c. 16]. И.А. Зимняя выделяет десять ключевых компетенций: здоровьесбережения, ценностно-смысловой ориентации в мире, интеграции, гражданственности, саморазвития, социального взаимодействия, коммуникативную, познавательной деятельности, деятельности информационных технологий. Выпускник школы на сегодняшний день должен быть компетентным, конкурентно-способным, уметь адаптироваться в обществе. Я считаю, что урок истории способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности обучающихся.

Согласно определению, которое дает И.А. Зимняя, в качестве коммуникативной компетенции школьников необходимо рассматривать формирование таких умений как:

— устная и письменная речь;

— умение вести диалог;

— умение вести монолог;

— навык, связанный с ведение дискуссии;

— умение учащихся порождать и принимать текст;

— умение соблюдать традиции, которые соответствуют делопроизводству, деловой переписке, этики [5, c. 525].

Однозначное и окончательное определение у такого понятия как «коммуникативная компетенция», исходя из его содержания, структуры и статуса, отсутствует.

Под коммуникативной компетенцией принято рассматривать умение учеников школы использовать факты речи и языка для того, чтобы реализовать те цели, которые соответствуют процессу общения.

Также коммуникативную компетенцию принято рассматривать в качестве такой способности индивида, которая обеспечивать для него решение определенных коммуникативных задач в различных ситуациях и сферах общения с помощью языковых средств [16, c. 30].

Под коммуникативной компетенцией можно рассматривать способность использовать язык при осуществлении речевого акта.

Коммуникативная компетенция рассматривается в качестве способности человека осуществлять общение в одном или нескольких видах речевой деятельности. Под речевой деятельностью в данном случае нужно рассматривать особое качество речевой личности, которое было приобретено в результате естественной коммуникации или же в результате специально организованного процесса обучения.

Коммуникативная компетенция является совокупностью социокультурных, речевых и языковых составляющих.

Согласно другой трактовке, в качестве коммуникативных компетенций можно рассматривать:

— владение культурой речи, а также всей совокупностью видов речевой деятельности;

— наличие у учащихся способности к решению тех или иных коммуникативных задач в различных ситуациях или сферах с использованием тех или иных языковых средств.

Можно выделить следующие аспекты, в которых находит свое проявление коммуникативная компетентность:

— коммуникация в группе, продуктивная коммуникация, коммуникация по средствам диалога, публичное выступление, коммуникация с использованием письменной речи.

Коммуникативная компетентность дает возможности для:

— использования разнообразных средств письменной и устной коммуникации для того, чтобы решаться определенные задачи, которые соответствуют конкретным жизненным ситуациям;

— проведения отбора и использования жанров и стилей, адекватного решения задач, которые связаны с коммуникацией;

— выражения своей точки зрения исходя из норм, которые соответствуют этикету;

— осуществления продуктивного взаимодействия, которое может осуществляться, в том числе и с представителями, которые относятся к другим культурам, а также с приверженцами альтернативных точек зрения и позиций. Коммуникативная компетентность дает возможность разрешать конфликтные ситуации и вступать в диалоговое общение;

— построения коммуникации в группе, в состав которой входят люди, придерживающиеся разных позиций. Это может быть необходимым для того, чтобы получить общий результат.

Среднее образование представляет собой фундамент, который нужен человеку для получения тех знаний об обществе и жизни, которые необходимы. С первых дней школьники обучаются по определенной системе, которой предусмотрено формирование у учащихся коммуникативной компетенции, позволяющей им взаимодействовать с другими людьми и добиваться успеха в любой социальной среде.

В процессе обучения в средней школе, учащиеся обучаются написанию писем, заполнению анкеты, выражению своих мыслей, как в письменной, так и в устной форме. Школьники обучаются ведению дискуссии, слушанию, ответам на вопросы, и анализу различных текстов, как на родном, так и на иностранном языках. При развитии коммуникативной компетенции, школьники начинают чувствовать себя более уверенно. Это связано с тем, что общение представляет собой основу общения с окружающими. Следовательно, обучающий процесс, направленный на то, чтобы сформировать коммуникативную компетенцию представляет собой первостепенную задачу образовательной сферы. Также нужно отметить, что формирование личностных качеств школьников осуществляется в процессе начального образования. Исходя из этого, можно заключить, что первые годы в школе должны обладать особенной продуктивностью. Еще в период обучения в начальных классах, школьникам необходимо проявить интерес к предметам, научить слушать учителей, сверстников, старших, стать дисциплинированными, а также развить в себе умение излагать мысли.

Зачастую, в школах учителя сталкиваются с детьми, которых можно определить как трудных. Далеко не всех школьников отличат примерное поведение. Несмотря на то, что некоторые школьники могут вести себя в рамках общепринятой дисциплины, то у других желание следовать общепринятым правилам этики может отсутствовать. Трудные школьники зачастую отличаются вызывающим поведением, могут устроить драку даже во время урока. Им могут плохо усваивать информацию. Также их может отличать неумение четко формулировать мысли и несобранность. Зачастую, причиной этого является неправильное воспитание со стороны родителей. В подобных случаях, к каждому ученику необходимо искать индивидуальный подход. Нередко с ними приходится проводить работу после занятий.

Некоторым родителям свойственно возлагать на учителей ответственность за поведения детей. По их мнению, те коммуникативные компетенции, которые соответствуют школьнику, находятся в зависимости от школьной атмосферы и педагогов. Тем не менее, воспитание родителей оказывает на ребенка не меньше влияние, чем то время, которое он проводит в образовательном учреждении. Исходя из этого, развитие интереса у ребенка к предметам, которые он изучает в школе, должно осуществляться как в период его нахождения в школе, так и в домашней обстановке. В том случае, если работа с учеником ведется в двух направлениях, этот процесс будет плодотворным. Работа с ребенком, как дома, так и в школе способна сделать его более отрытым для диалога, а также воспитанным и дисциплинированным.

В качестве одного из компонентов, который необходим для того, чтобы развивать у ребенка коммуникационные навыки, является этика. Здесь также необходимо обратить внимание и на этику общения. Начиная с детского возраста, ребенку следует получать от взрослых знание того, какое поведение является приемлемым и как ему следует вести общение в определенной среде. В период обучения в начальной школе, ученики серьезно отличаются друг о друга по тем манерам общения, которые им соответствуют. Считая, что ребенок, который отличается плохим поведением, изменит его в процессе школьного обучения, его родственники ошибаются. Так как в этом случае они не учат его тому, что является основным, а именно – этике общения. Учителя испытываю сложности в процессе проведения работы с детьми, которые плохо воспитаны. Кроме того, развитие таких детей ниже, чем остальных учащихся. Исходя з этого, можно сделать вывод, что подобные выпускники будут испытывать трудности с адаптацией к взрослой жизни. Это связано с тем, что у них отсутствуют навыки поведения в обществе, а также навыки, необходимые для того, чтобы выстроить профессиональные и личные связи.

В значительной степени, будущее каждого человека в обществе находится в зависимости от коммуникативной компетенции. Это объясняется тем фактом, что все люди живут в среде социума. Данная среда, в свою очередь, предъявляется всем людям набор определенных правил проведения. Родителям необходимо задумываться о правильном воспитании своих детей еще с раннего возраста. Это необходимо для того, чтобы у ребенка был жизненный успех и активная жизненная позиция. Исходя из этого, все компоненты, которые составляют коммуникативную компетенцию, должны быть учтены родителями, воспитателями и педагогами в процессе их воспитательной работы с детьми.

Необходимо отметить тот факт, что процесс обучения изменился в последние годы. Значительное внимание стало уделяться вопросам, связанным с улучшением коммуникативных качеств школьников. Это связано с тем фактом, что по окончанию средней школы, учащийся уже вступает, фактически, во взрослую жизнь. Таким образом, ему необходим навык взаимодействия с другими людьми. Это является причиной, по которой внедряются новые системы преподавания, направленные на развитие коммуникативной компетенции.

В настоящее время восприятие школы предполагает, что она не только является учебным заведением, где получают знания, но также и тем местом, где обучающиеся приобретают понимание. Во главу угла начинает ставиться не столько информация, сколько коммуникация. Личностное развитие учащихся становится приоритетным. Прежде всего, это относится к системе образования школьников, которые обучаются в младших классах. Для них разработана целая система, которая должна формировать коммуникативную компетенцию. В данную систему включаются такие действия как регулятивные, коммуникативные, познавательные, а также личностные. Эти действия направлены не только на то, чтобы улучшить адаптацию ученика не только к общественной жизни, но также и увеличить его стремление к познанию окружающего мира. Использование такого подхода дает возможность развить у современных школьников такие качества как активность и общительность. Это позволяет им получить навыки, необходимые для адаптации в современном обществе.

Применение современной системы позволяет помочь школьникам не только стать прилежными учениками, но также и ощущать себя в качестве части общества. Система дает возможность школьникам стать вовлеченными в образовательный процесс. У них развивается интерес к познанию, а также к применению их навыков на практике.

Все более полярными в начальной школе начинают становиться групповые развивающие занятия, школьники занимаются с профессиональными психологами. Также имеет место быть использование современных методик преподавание, зарубежный опыт учебных заведений также активно применяется на практике.

Тем не менее, нельзя забывать о том, что для формирования коммуникативной компетенции одних только знаний и навыков может быть недостаточно. В качестве значимых факторов, которые влияют на поведения, рассматривается тот опыт, который ребенок получает дома и в школе, а также те интересы и ценности, которые соответствуют самому ребенку. Для того, чтобы сформировать коммуникативную компетенцию, необходимо всесторонне развивать детей. Необходимо использование правильного подхода к процессам, связанным с воспитанием и обучением молодого поколения.

В коммуникативную компетенцию включается знание языков, способов, которые используются для того, чтобы взаимодействовать с окружающими, наличие навыков групповой и коллективной работы, умение выступать в коллективе в той или иной социальной роле.

В качестве составляющих данной компетенции принято рассматривать:

— письменную коммуникацию;

— навыки публичного выступления;

— навыки ведения диалога;

— навыки осуществления продуктивной групповой коммуникации.

Период школьного возраста весьма благоприятен для того, чтобы овладеть навыками коммуникации. Это связано с тем, что в данный возрастной период, обучающийся достаточно чуток к языковым явлениям, он проявляет интерес к общению и к тому, чтобы осмыслить речевой опыт.

Далее, проведем более подробное рассмотрение того, насколько для современных школьников важна коммуникативная компетенция.

Прежде всего, она оказывает влияние на успешность в учебе. Рассмотрим простой пример. Ученик испытывает стеснение при ответе у доски или же сильно тревожится при этом. В связи с этим, его ответ, в котором и проявляется коммуникативная компетенция, будет хуже, чем те знания, которыми он обладает. Следовательно, он получить меньшую оценку. Подобный негативный опыт, полученный обучающимся, будет иметь отрицательное влияние на его дальнейшую учебную деятельность.

Также необходимо отметить, что процесс адаптации ребенка к школьному обучению, также находиться в зависимости от коммуникативной компетенции. От этого, например, зависит эмоциональное благополучие ребенка в коллективе школьного класса. Школьную адаптацию, как известно, можно разделить на социально-психологическую и учебную адаптацию. Ребенку необходимо привыкнуть не только к процессу обучения как к новому для него виду деятельности, но также и к тем людям, которые его окружают. Если ребенку легко найти общий язык другими учениками в классе, то ему соответствует более высокая степень психологического комфорта, а также более высокая степени удовлетворенности ситуацией. И наоборот, в том случае, если у школьника отсутствует умение, необходимое для того, чтобы выстроить контакт с одноклассниками, то у него может развиться чувство одиночества и того, что его не принимают в обществе. Это может стать причиной к проявлению асоциальных форм поведения.

Также необходимо отметить тот факт, что коммуникативную компетентность в процессе образования рассматривают не только в качестве условия, которое обеспечивает сегодняшнюю эффективность и благополучие школьника, но также и в качестве ресурса, который должен обеспечить благополучие и эффективность его взрослой жизни.

Для развития коммуникативной компетентности необходимо:

  • — определить ее понятие и структуру, а также содержание на разных возрастных этапах;
  • — применить системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов, направлений и технологий в целях достижения полноценного результата;
  • — выбрать метод, разработать программы, направления, технологию и техники развития коммуникативной компетентности учащихся.

В структуре коммуникативной компетенции выделяем следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.

Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения.

Ценностно-смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Данный уровень регуляции весьма значим для человека.

Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, ригидность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении.

Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан прежде всего с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения

Исходя из изложенного выше, можно сделать следующий вывод.

Согласно определению, которое дает И.А. Зимняя, в качестве коммуникативной компетенции школьников необходимо рассматривать формирование таких умений как:

— устная и письменная речь;

— умение вести диалог;

— умение вести монолог;

— навык, связанный с ведение дискуссии;

— умение учащихся порождать и принимать текст;

— умение соблюдать традиции, которые соответствуют делопроизводству, деловой переписке, этики.

Однозначное и окончательное определение у такого понятия как «коммуникативная компетенция», исходя из его содержания, структуры и статуса, отсутствует.

Под коммуникативной компетенцией принято рассматривать умение учеников школы использовать факты речи и языка для того, чтобы реализовать те цели, которые соответствуют процессу общения.

Также коммуникативную компетенцию принято рассматривать в качестве такой способности индивида, которая обеспечивать для него решение определенных коммуникативных задач в различных ситуациях и сферах общения с помощью языковых средств.

В значительной степени, будущее каждого человека в обществе находится в зависимости от коммуникативной компетенции. Это объясняется тем фактом, что все люди живут в среде социума. Данная среда, в свою очередь, предъявляется всем людям набор определенных правил проведения. Родителям необходимо задумываться о правильном воспитании своих детей еще с раннего возраста. Это необходимо для того, чтобы у ребенка был жизненный успех и активная жизненная позиция. Исходя из этого, все компоненты, которые составляют коммуникативную компетенцию, должны быть учтены родителями, воспитателями и педагогами в процессе их воспитательной работы с детьми.

Необходимо отметить тот факт, что процесс обучения изменился в последние годы. Значительное внимание стало уделяться вопросам, связанным с улучшением коммуникативных качеств школьников. Это связано с тем фактом, что по окончанию средней школы, учащийся уже вступает, фактически, во взрослую жизнь. Таким образом, ему необходим навык взаимодействия с другими людьми. Это является причиной, по которой внедряются новые системы преподавания, направленные на развитие коммуникативной компетенции.

1.2 Формирование коммуникативной компетенции на уроках истории

Главной задачей современной российской школы является формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль русского языка. Он должен стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов учащихся. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Эту важная задача должна решаться не только на уроках русского языка и литературы, но и истории, обществознания.

Для того, чтобы сформировать практическую составляющую, которая соответствует коммуникативной компетенции, учащихся ставят в ситуацию, когда им необходимо провести сравнение исторических фактов, проанализировать причины, по которым произошли те или иные исторические события, а также выявить взаимосвязь между этими событиями. Например, учащимся может быть предложено провести сравнительный анализ аграрных проектов С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, после чего они должны ответить на вопрос о том, почему данные проекты не имели поддержки ни у крестьянства, ни и у широких общественных масс, ни у оппозиционных партий, ни у правительства.

Как правило, ученики с интересом ведут подготовку к подобным деловым играм. Таким образом, подобные уроки являются более актуальными и результативными. На подобных занятиях, ученики имеют возможность приобрести опыт принятия ответственных решений, опыт проявления инициативы, ведения дискуссия, диалога, а также опыт участия в публичном выступлении. Наличие свободного обмена мнениями, которое обуславливают игровые моменты, дает возможность ученикам раскрыть личные качества и их менталитет, дает возможность развивать коммуникабельность.

Речевая компетентность ученика формируется: через обучение содержанию предмета; через развитие прикладных исследовательских умений; через развитие социально-коммуникативных умений; через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.

Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая может иметь следующие этапы:

1 этап. На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:

— готовность учащихся участвовать в урочном общении;

— отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;

— задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;

— комментировать вопросы и ответы;

— делать сообщения; рассказывать логично и последовательно.

2 этап. На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:

— простота и четкость речевого высказывания;

— отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому человеку;

— умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко;

— умение использовать примеры, подтверждающие высказывание; умение использовать риторические вопросы;

— умение вступать в контакт с партнером и собеседником;

— умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.

3 этап. На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся:

— умение вести беседу в паре, группе; умение поддерживать беседу;

— умение вести конструктивный диалог, дебаты;

— умение построить дискуссию и вести ее;

—  умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.

Таким образом, мы видим, что возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика огромны. Для того, чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке [6, c. 101].

Далее рассмотрим приемы формирования диалога.

Субъектами диалога могут быть ученик, группа, класс, учитель.

На уроках использую следующие приемы:

— взаимоопрос. Ученики проверяют друг у друга домашнее задание, затем выполняют письменное задание, данное учителем. Пример: в 9 классе ученики в парах рассказывают о ходе русско-японской войны, затем выполняют тест:

Приведите в соответствие имена и факты:

1) С. Ю. Витте;

2) Николай II;

3) С. О. Макаров;

4) А. М. Стессель;

5) А. Н. Куропаткин;

6) З. П. Рождественский.

а) Гаагская международная конференция;

б) гибель крейсера «Петропавловск»;

в) заключение Портсмутского мира;

г) Цусимское сражение;

д) сдача Порт-Артура;

е) Мукденская катастрофа.

Расставьте события в хронологической последовательности:

а) сражение под Ляояном;

б) падение Порт-Артура;

в) сражение у реки Шахэ;

г) Цусимская битва;

д) сражение под Мукденом.

Портсмутский мир предусматривал:

а) возмещение Россией материальных потерь Японии в сумме 100 млн.золотых рублей;

б) оккупацию японскими войсками острова Сахалин;

в) передачу Японии Южного Сахалина;

г) передачу Японии в аренду Ляодунского полуострова.

— опрос в форме диалоговой пары.

На доске учитель предлагает вопросы, заранее проставив количество баллов, которые ученики могут получить при выполнении каждого задания. Затем ученики в паре выбирают вопросы, готовят ответы, оценивают работу.

Пример: при повторении темы «Восточные славяне» в 6 классе предлагаются следующие вопросы:

Где расселялись восточные славяне? (2 балла);

Перечислите основные занятия славян.(1 балл);

Какой была религия у славян? (1 балл);

Дайте определение язычеству. (2 балла);

Из какой летописи мы узнаем о древних славянах? (2 балла);

В чем заключается суть норманнской теории? (3 балла).

— первый ученик отвечает у доски на первый вопрос, второй ученик задает ему вопросы, затем отвечает на второй вопрос, третий ученик задает вопросы второму и отвечает на свой вопрос и т. д.

Пример. При повторении темы «Гражданская война» в 11 классе 1-й ученик рассказывает о причинах и особенностях войны, 2-й ученик задает ему уточняющие вопросы и рассказывает о начале войны и интервенции, 3-й ученик, задав вопросы, продолжает рассказ о 2-м и 3-ем периодах войны.

4-й ученик, после диалога с 3-им, рассказывает об итогах и последствиям войны.

— 5-минутное эссе: ученику дается задание изложить свои мысли по проблеме, по тексту, по уроку…Важно нацелить, что нужно успеть изложить главное за 5 минут. Подобные задания дают возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика.

— «Двойной дневник»: лист делится на две колонки, в левой ученик выписывает аргументы из текста, а напротив — в правой — факты (или свои комментарии).

Таким образом, можно сделать следующие вывод.

Для того, чтобы сформировать практическую составляющую, которая соответствует коммуникативной компетенции, учащихся ставят в ситуацию, когда им необходимо провести сравнение исторических фактов, проанализировать причины, по которым произошли те или иные исторические события, а также выявить взаимосвязь между этими событиями. Например, учащимся может быть предложено провести сравнительный анализ аграрных проектов С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, после чего они должны ответить на вопрос о том, почему данные проекты не имели поддержки ни у крестьянства, ни и у широких общественных масс, ни у оппозиционных партий, ни у правительства.

Как правило, ученики с интересом ведут подготовку к подобным деловым играм. Таким образом, подобные уроки являются более актуальными и результативными. На подобных занятиях, ученики имеют возможность приобрести опыт принятия ответственных решений, опыт проявления инициативы, ведения дискуссия, диалога, а также опыт участия в публичном выступлении. Наличие свободного обмена мнениями, которое обуславливают игровые моменты, дает возможность ученикам раскрыть личные качества и их менталитет, дает возможность развивать коммуникабельность.


Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф