1 2
Глава 2. Практическая работа по созданию дидактического материала для развития познавательного интереса
Опытно-педагогическая работа проведена во время учебной практики в 4 «В» МБОУ «Лицей им. Д.А.Фурманова»
В классе обучается 22 человека из них 2 на домашнем обучении. Возраст учащихся 10-11 лет.
Класс средней подготовки. Многие ученики добросовестно относятся к учебному процессу. Но есть и ребята, которые учатся неохотно, у них отсутствует интерес к учебе. На уроках эти дети неусидчивы, невнимательны, не умеют работать в группах. С этими учениками и их родителями ведется индивидуальная работа. Классный руководитель использует в своей работе разнообразные формы и методы обучения и воспитания. Большое внимание уделяется воспитанию моральных и духовных качеств детей.
Внеурочная деятельность у учащихся реализуется по одному направлению общеинтеллектуальный кружок «Инфознайка.
В результате педагогического наблюдения мы выяснили, что учащиеся класса не все посещают внеурочную деятельности в области информатики, хотя интерес к информационным технологиям испытывают практически все.
На вопрос: «Почему ты не хочешь ходить на информатику?» дети чаще всего отвечали «Не интересно», «Нет времени».
Исследование состояло из трех этапов: начального, основного и заключительно.
Целью первого этапа нашего педагогического исследования явилось выявления уровня познавательного интереса у детей 4 класса.
Для выявления уровня познавательного интереса младших школьников мы провели диагностику Е. Е. Туник «Диагностика уровня познавательного интереса и творческой активности обучающегося». ( приложение № 1).
Раскроем подробно описание каждого уровня познавательного интереса:
Высокий уровень: устойчивый познавательный интерес, который выступает как стержневой мотив учебной деятельности; привлекают гуманитарные предметы, и он всегда готовится отвечать на уроке по дополнительным источникам литературы; всегда выполняет домашние работы по всем учебным предметам без исключения; свойственны увлеченность, сосредоточенность, интеллектуальная активность, положительные эмоции в процессе учебной деятельности.
Средний: проявляет избирательное отношение к определенным предметам, активность при побуждающих действиях учителя; предпочитает не творческий, а поисковый, реже репродуктивный вид деятельности.
Элементарный (низкий): слабый, неустойчивый познавательный интерес; самостоятельно не включается в процесс урока, никогда не отвечает по собственному желанию; не систематически выполняет домашние задания; часто отвлекается, невнимателен при объяснении нового материала, предпочтение отдает репродуктивному виду учебной деятельности.
В классе обучается 22 человека, в опросе приняли участие 19 человека. Каждому учащемуся был предложен тест. Детям предстояло прочитать вопросы и выписать в табличку букву, соответствующую выбранному в каждом вопросе ответу.
Подводя результаты первого исследования выяснилось, что отвечая на первый вопрос, 8 учеников ответили на 5 баллов они достигли высокого уровня, 8 учеников ответили на 3 балла это достижения среднего уровня и 3 ученика ответили на 0 баллов эти ученики достигли низкого уровня.
Отвечая на второй вопрос, 7 учеников ответили на 5 баллов они достигли высокого уровня, 12 учеников ответили на 3 балла и это достижения среднего уровня.
На третий вопрос 3 ученика ответили на 5 баллов они достигли высокого уровня, 13 учеников ответили на 3 балла они достигли среднего уровня и 3 ученика ответили на 0 баллов эти ученики достигли низкого уровня.
Отвечая на 4 вопрос, 10 учеников ответили на 5 баллов это достижения высокого уровня, и 9 учеников ответили на 3 балла это достижения среднего уровня.
На пятый вопрос ответили 4 ученика на 5 баллов они достигли высокого уровня, 11 учеников ответили на 3 балла они достигли среднего уровня, и 4 ученика ответили на 0 баллов они достигли низкого уровня познавательного интереса.
Отвечая на шестой вопрос, 8 учеников ответили на 5 баллов они достигли высокого уровня, 11 учеников ответили на 3 балла эти ученики достигли среднего уровня.
Отвечая на 7 вопрос, 6 учеников ответили на 5 баллов они достигли высокого уровня познавательного интереса, 8 учеников на 3 балла эти ученики достигли среднего уровня, и 4 ученика на 0 баллов они достигли низкого уровня познавательного интереса.
Чтобы выявить уровень познавательного интереса учащихся 4 класса, посчитали количество баллов, набранное каждым школьником.
Учитывая критерии, указанные к данной диагностике (7% -высокий уровень, 71% — средний уровень, 22% — низкий уровень) мы пришли к выводу, что 2 школьников(7%) имеют высокий уровень познавательного интереса, 13 школьников (71%) имеют средний уровень, и 4 школьника (22%) имеют элементарный (низкий) уровень.
Опираясь на результаты таблицы, нами составлена диаграмма «Уровень познавательного интереса учащихся 4 «В» класса» (приложение 2)
Опираясь на полученные в процессе диагностики результаты, мы перешли к реализации второго – основного этапа нашего исследования – педагогическая деятельность.
Нами были разработаны и проведены занятия познавательного вида внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по информатике. Целью нашей педагогической деятельности было приобщение учащихся класса к занятиям внеурочной деятельности по информатике и повышение познавательного интереса учащихся средствами ИКТ.
В процессе нашего исследования нами было проведено 4 занятия по информатике.
Целью всех этих занятий было создание поздравительной открытки в компьютерной среде.
На первом занятии детям было предложено выбрать кого они хотят поздравить и с каким праздником. На занятии постарались создать доброжелательную атмосферу в классе, с помощью нестандартного приветствия и доброжелательного общения. Каждый учащийся мог высказать свое мнение. Так как компьютеров было 10, то некоторые учащиеся попросились работать в парах.
Перед тем как приступить к работе учащимся было предложено повторить материал по теме «Безопасный Интернет». Для этого было использовано интерактивное приложение LearningApps (приложение 3). Ученики впервые работали с этим приложением – поэтому это вызвало большой интерес.
Далее учащимся было предложено создать план работы над открыткой. Дети испытывали небольшие затруднения, но в конечном итоге справились и перед каждой парой оказался план, реализовать который нам предстояло на протяжении всех занятий.
На следующем этапе занятия учащиеся приступили к созданию поздравительной открытки в программной среде PowerPoint (приложение 5).
В конце занятия была проведена рефлексия, которая показала, что дети проявили интерес к изучению нового материала, справились со всеми заданиями на данном этапе работы и усвоили материал на высоком уровне. Данное занятие было направлено на достижение первого уровня результатов, однако работа над открыткой, в целом, направлена на достижение второго уровня воспитательных результатов внеурочной деятельности – формирование позитивного отношения к базовым ценностям (поздравление близкого человека с праздником).
На наш взгляд, формированию познавательного интереса на данном занятии способствовало использование различных программ: PowerPoint, Learning Apps.
Следующие два занятия года были проведены по теме «Продолжение работы над поздравительной открыткой в PowerPoint». В начале третьего занятия мы отметили, что количество детей в классе увеличилось. Поэтому все открытки были выполнены в парах. Некоторые учащиеся выполняли работу по очереди, помогая друг другу. А некоторые – выполняли совместную поздравительную открытку.
В процессе занятия старались использовать ИКТ, однако учитывали время, проводимое учащимися за компьютером – 10-15 минут на занятии.
На развитие познавательного интереса были направлены созданные нами электронные образовательные ресурсы и используемые ИКТ: кроссворд (приложение 6), шаблоны для создания открыток (приложение 7).
На последнем занятии по информатике учащимся было предложено представить свою открытку. Рассказать какой вид открытки ими создан и рассказать о том человеке, которому будет эта открытка подарена.
Дети работали на занятии очень активно. Все открытки были представлены. Некоторые были доработаны вместе с учителем. В процессе всей работы учащиеся показали высокий уровень заинтересованности в своей работе и средствах ее завершения.
В результате проведенных занятий на формирующем этапе нашего исследования в процессе наблюдения мы вывили, что использование на занятиях по внеурочной деятельности ИКТ и правильная организация занятий с точки зрения личностно-ориентированного и деятельностного подходов способствует формирование познавательного интереса у младших школьников Конспекты занятий представлены в приложении 8.
На заключительном этапе исследования нами было проведено наблюдение за познавательным интересом младших школьников». Сравнили первое и последнее занятие. На первом занятии присутствовали 4 человека, на последнем 22. Детям очень понравились занятия.
Таким образом мы можем сделать вывод, что уровень познавательного интереса в 4 «В» классе в процессе нашего исследования увеличился. Результаты исследования незначительны, так как данная работа была ограничена во времени. Поэтому мы предполагаем, что при продолжении использования ИКТ во внеурочной деятельности и правильной её организации уровень познавательного интереса в классе будет повышаться.
Заключение
Было проведено исследование по теме «Использование ИКТ как средство развития познавательного интереса у детей на занятиях в организациях дополнительного образования». В ходе исследования была поставлена проблема — каким образом можно использовать информационно-коммуникационные технологии для развития познавательного интереса в дополнительном образовании.
В ходе исследования решались задачи:
- Изучить и обобщить теоретический материал и создать презентацию по проблеме исследования;
- Подобрать дидактический материал и разработать конспекты занятий;
- Организовать и провести занятия;
- Литературно оформить выпускную квалификационную работу.
Изучив литературу по данной теме, пришли к выводу, что использования ИКТ в образовательной деятельности, в том числе внеурочной положительно влияет на формирование познавательного интереса. ИКТ становится привычным для детей, а для педагогов становятся нормой работы – это, на наш взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы. Использование ИКТ в образование помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способностями работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Проведенное практическая работа позволила сделать выводы, внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Сегодня невозможно представить организацию внеурочной деятельности без использования ИКТ. Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Новизна работы заключается в создании информационно-коммуникационных технологий для развития у детей познавательного интереса.
Практическая значимость заключается в том, что теоретический материал можно использовать педагогам и студентам для углубления знаний по данной теме. Практический материал можно использовать педагогам колледжа на уроках.
Таким образом, проблема исследования решена, задачи, поставленные в работе, выполнены.
Список информационных источников
- Артыкова, Д.С. Использование ИКТ как средство формирования познавательного интереса младших школьников».:- Режим доступа: http://school.gosweb.ru/svedeniya/management/27-pedagogicheskij-sostav
- Афанасенко, Л.Д. Проблема познавательного интереса у младших школьников:- Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fseliyarovo-86.edusite.ru%2Fteacher_docs%2Fmagafurovazb%2F14.doc&name=14.doc&c=560d5113e774
- Библиофонд электронная библиотека студента, тема: развитие познавательного интереса:- Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=467539
- Битянова, М.Р. Профессия — школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. Пособие для учителя /М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Т.В.Земских. – М.; Генезис, 2000. — 110 с.
- Вяткин, С.В Развитие познавательной активности младших школьников во внеурочное время:- Режим доступа:- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/10/27/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshikh
- Гальперина, П.Я. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. — М.: МГУ, 2012. — 260
- Гилева, Д.К. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под ред. Д.К. Гилева. — Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 2011. — 142 с.
- Гончаров, Д.К. Информационные технологии в образовании [Текст]/Д.К Гончаров. — М.: Педагогика, 2009. — 203 с.
- Григорьев, Д.В. Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов,– М.: Издательский центр «Просвещение», 2010. – 223с.
- Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии : учеб. пособие для студ. учреждений сред. Проф. Образования/ М.Н. Гуслова.- 3-е изд.., — М .: Издательский центр « Академия», 2012 – 228с.
- Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ирина Гелиевна Захарова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр « Академия», 2010. – 192с.
- Калаева, С.С. Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность:- Режим доступа:http://nsportal.ru/kalaeva-svetlana-soslanbekovna
- Клепенин, С.В. Рефератик.Ру «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей»:- Режим доступа:- http://www.bestreferat.ru/referat-201730.html
- Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе /Н.Г.Морозова. — М.: Издательский центр «Знание», 2006.-47 с.
- Нечаев, М.П. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. ФГОС в школе. Учебно- методическое пособие. – М.: УЦ « Перспектива», 2013. -104 с.
- Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр « Академия», 2008. – 368с.
- Селеванов, Г.И. Развития познавательного интереса [Электрон. ресурс]: Режим доступа:- https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fwiki.iteach.ru%2Fimages%2Ff%2Ff1%2F%25D0%2594.doc&name=%D0%94.doc&c=56178b35d54b
- Семенова, А.П. Информационно-коммуникационные технологии. Режим доступа:- http://900igr.net/prezentacija/informatika/povyshenie-effektivnosti-obuchenija-cherez-primenenie-ikt-i-interneta-74807/opredeljajuschim-v-moej-rabote-stalo-vyskazyvanie-akademika-a.p.semjonova-9.html
- Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий /Т.Е. Соколова // Начальная школа.- № 3.-2013.- с. 292.
- Степанова, С.В. Ежемесячный научно- методический журнал начальная школа [Текст]/ А.С. Мазниченко // «Формирование познавательного интереса на уроках русского языка в процессе изучения слов». 7,2011.
- Ушинский, К.Д. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся /К.Д. Ушинский. — М.: Издательский центр «Педагогика», 2009. — 203 с.
1 2
