Страницы: 1 2
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты использования информационных технологий в изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
- 1.1 Понятие информационных технологий и области их применения
- 1.2 Развитие творческих способностей дошкольников
- 1.3 Применение информационных технологий в изобразительной деятельности дошкольников
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по созданию условий использования информационных технологий в дошкольном образовательном учреждении
- 2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей дошкольников
- 2.2 Разработка авторской методики проведения занятий с использованием информационных технологий при организации изобразительной деятельности дошкольников
- 2.3 Проведения педагогического эксперимента дошкольников (контрольный этап)
- Заключение
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность внедрения информационных технологий определяется изменениями современной парадигмы дошкольного образования, ориентированного на реализацию Федеральных государственных требований к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования и внедрения инноваций в образовательный процесс. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения указаны требования к активному использованию средств информационно-коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных педагогических технологиях. Необходимы новые подходы к организации воспитания и развития, опираясь на перспективные информационно-коммуникационные технологии.
В настоящее время использование информационно-коммуникационных технологий оказывает значительное влияние на содержание, формы и методы обучения и воспитания. Дошкольники начинают активно использовать персональный компьютер. Они воспитываются на аудио-, видео-продуктах, компьютерных играх и других элементах информационной культуры.
Педагогические возможности информационных технологий по ряду показателей превосходят возможности традиционных средств реализации учебно-воспитательного процесса.
Использование современных мультимедиа и интерактивных технологий при объяснении, закреплении и обобщении материала в непосредственно-образовательной деятельности позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия материала, что положительно отражается на познавательной мотивации и эффективности учебно-воспитательного процесса.
Интерактивные и мультимедиа технологии обогащают учебно-воспитательный процесс, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент ребенка.
Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные пособия, книги, а также собственные разработки, позволяют педагогу повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Дошкольникам важно заниматься изобразительной деятельностью, так как эти занятия оказывают благотворное влияние на общее развитие ребёнка: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают мышление, внимание, память, воображение.
Занятия изобразительной деятельностью способствует развитию у дошкольников зрительно – двигательной координации. У детей дошкольного возраста, при занятиях изобразительной деятельностью, совершенствуется глазомер, развивается зрительная память, наблюдательность, мелкая моторика рук и пальцев.
Основной задачей предметов изобразительного искусства является приобщение детей к миру искусства, формирование пространственного воображения, развитие навыков творческого восприятия окружающего мира и умение передавать своё отношение к нему на листе бумаги при помощи различных художественных средств. Поэтому для эффективной работы считаю необходимым использования на своих занятиях мультимедийной установки. Использование ИКТ в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого, нравственного развития учащихся.
Таким образом, новые компьютерные технологии, используемые на занятиях в ДОУ, позволяют ярко и образно представить события или эпоху, помогают лучше понять основы какого – либо явления, процесса, расширяют кругозор ребенка.
В настоящее время педагоги сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности воспитанников в непосредственно образовательной деятельности. Среди, причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие форм и методов, которые используют педагоги в непосредственно-образовательной деятельности. Только творческий подход к построению учебно-воспитательного процесса, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность.
Проблема состоит в противоречие между имеющимися информационными технологиями и недостаточного разработанного методического материала, по использованию данных технологий на занятиях изобразительной деятельности дошкольников образовательного учреждения.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в теоретическом изучении влиянии использовании информационных технологий в изобразительной деятельности и разработки авторской методики, использования информационных технологий на занятиях изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования – методики использования информационных технологий в дошкольном образовании на занятиях изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть место информационных технологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения на основе анализа научно – методической литературы;
- провести анализ применения информационных технологий в изобразительной деятельности дошкольников;
- разработать авторскую методику и провести занятия с использованием информационных технологий при организации изобразительной деятельности дошкольников МДОУ детский сад 12 «Росток»;
- провести педагогический эксперимент и анализ полученных результатов .
Гипотеза исследования: использование на занятиях изобразительной деятельности информационных технологий повысит уровень развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
База исследования: МДОУ детский сад 12 «Росток», Истринский р-он, г. Дедовск. В исследовании приняли участие дети дошкольного возраста: мальчики и девочки в количестве 27 человек.
Теоретическо-методологической базой при написании данной выпускной квалификационной работы выступили труды учёных: Апатовой Н. В. [2], Брыксиной О.Ф.[3], Варченко В.И., Лариной А.Б.[4], Горвиц Ю.М. [6] и других.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез учебной и научной литературы по рассматриваемо теме), эмпирические (тестирование дошкольников). Также в работе были использованы методы статистической и математической обработки полученных результатов исследования.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений при работе с дошкольниками. Разработанные конспекты занятий могут быть использованы на занятиях изобразительной деятельности у дошкольников .
Новизна данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что для проведения автором были разработаны план-конспекты занятий по изобразительной деятельности с применением на них информационных технологий.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, теоретическую главу, практическую главу, заключение, список использованной литературы и приложения.
Глава1. Теоретические аспекты использования информационных технологий в изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
1.1 Понятие информационных технологий и области их применения
Информационные системы можно определить, как набор внутрисистемных и наружных информационных потоков рассматриваемого объекта, а также специалистов, которые выполняют обработку этих потоков и формируют решения по управлению системой.
Как отмечает А.А. Кораблёв, информационная система по своей сути выступает как система снабжения необходимыми данными (информацией) сотрудников различных служб управления, а также накапливает, сохраняет, передаёт и обрабатывает потоки информации. Она проектируется и работает в порядке, который определяется способами и формами действий по управлению, которые действуют на данном объекте экономики, решает поставленные задачи, и достигает намеченные цели [19, c. 37].
По мнению И.В. Роберта, степень насыщенности современного общества информационными потоками, предполагает применение самых последних достижений в области техники, технологии, программирования практически во всех информационных системах объектов экономики. Автоматизированная информационная система есть набор информационных баз, математико-экономических способов и моделирования, технологических, программных, технических методов, а также инженеров, которая предназначена для анализа накопленной информации и выработки необходимых решений по управлению [39, c. 15].
Использование автоматизированных информационных систем чрезвычайно ценно при управлении отделами организаций, занимающихся финансами. Они могут составить оптимальный план выполнения работ, качественно выполнять манёвры по использованию финансовых ресурсов, оперативно принимать решения.
Главными моментами, которые определяют результативность проектирования и работы автоматизированных информационных систем и методов информатизации, могут считаться:
Непосредственное участие людей в автоматизации переработки информационных потоков и выработке решений по управлению;
- представление работ в области информации как разновидности бизнеса;
- присутствие обоснованной научно информационной и технологической базы, которая действует на объекте экономики;
- разработка и практическое применение прикладных научных исследований в информационной сфере в согласии с пожеланиями конечных пользователей;
- создание необходимой среды для функционального и организационного взаимодействия, его математическое моделирование, программное обеспечение;
- формулирование и разрешение насущных практических вопросов и задач в сфере управления, учитывая установленные уровни эффективности [18, c. 81].
Основной составляющей автоматизированной информационной системы выступает информационная технология.
Автоматизированная информационная технология – это предназначенный для разрешения управленческих задач систематизированный набор способов и средств выполнения функций сбора, фиксации, перераспределения, пополнения, поиска, анализа и защиты информации на основе использования современного программного обеспечения, применения вычислительной техники, средств связи, а также методов предложения информации клиентам [40, c. 77].
Информационная технология представляет собой действие, которое направлено на поиск информации, позволяющей достигнуть выдвинутые цели управления. Составные части – это способы, ступени, техническое оборудование, программное обеспечение, которые в итоге позволяют собрать, обработать, сохранить и отображать информацию.
Итак, к информационным технологиям относят процессы, для которых входящим и выходящим материалом является информация.
Информационные технологии (ИТ) являются совокупностью методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, которая цепочка обеспечивает сбор, обработку, хранение, распространение и вывод информации для снижения трудоемкости, повышения надежности и оперативности использования информационных ресурсов [5].
В связи с тем, что ИТ используют компьютерную технику и программное обеспечение для создания, получения, обработки, передачи и хранения информации под понятием ИТ чаще всего понимают компьютерные технологии. В основном ИТ используют при создании и обработке информации для ее анализа и принятия на его основе решения, предусматривающего выполнение необходимого действия. На данный момент информационные технологии прошли несколько этапов, на которые повлиял научно-технический прогресс, появление новых технических средств обработки информации [22].
Необходимо принять во внимание, что нет однозначной точки зрения на процесс развития информационных технологий.
Существует несколько подходов к делению ИТ, общим для которых является убеждение, что с появлением ПК начался качественно новый этап их развития. Основной целью ИТ становится удовлетворение личных информационных потребностей человека.
Условно можно выделить следующие основные исторические этапы развития ИТ [2, c. 49]:
- письменность;
- книгопечатание;
- почта;
- телефон;
- телеграф;
- телевидение.
Особенно важным в развитии ИТ стало влияние изобретения компьютерной техники, использования электронной почты и компьютерных сетей, позволяющих не только обрабатывать информацию, но и передавать текстовые, мультимедийные и другие материалы на любые расстояния.
Несомненно на развитие ИТ повлияло появление вычислительной техники и разработка программного обеспечения.
Информационные технологии подразделяются на три вида:
1) предметные;
2) обеспечивающие;
3) функциональные [15, c. 79].
Предметная технология основана на последовательности действий (процедур), которые выполняются, чтобы обработать данные без использования ЭВМ. Обеспечивающая технология –это применение пользователем специального инструментария, программных средств, направленных на определённый класс проблем, но не имеющих прописанных технических правил их разрешения. Функциональная технология по своей сути предназначена для обеспечения необходимой информацией и сводом правил из какой-либо конкретной сферы деятельности.
Информационная технология имеет своим техническим основанием мощные возможности электронных вычислительных машин, служащих для анализа и переработки информационных данных. Она используется для разрешения задач с хорошей структурой, и по которым есть все требуемые исходные данные. Также уже заданы алгоритмические основы и иные известные методы для их переработки. При этом информационная технология предоставляет возможность выполнить большинство работ в автоматизированном режиме при минимуме участия людей. Основные действия, предусматриваемые информационной технологией, это:
- собрать и зарегистрировать данные;
- передать собранные данные;
- хранить информационные базы данных;
- обработать данные;
- сформировать отчёты;
- выработать необходимые решения [12, c. 63].
Технологический процесс анализа данных состоит из следующих элементов:
- Этап подготовки, на котором происходит создание условий для решения поставленных задач (занесение в память ЭВМ набора неизменяемых данных, организация справочников, и т.п.).
- Главный (завершающий) этап, который заключается в формировании требуемых форм отчётов. Из всей собранной информации вынимаются рабочие массивы, которые группируются по некоторым ключевым моментам. На их основании подсчитываются и распечатываются итоговые данные в виде требуемых отчётов [5].
Информационным технологиям управления ставится цель удовлетворить информационные потребности специалистов, принимающих окончательные решения. Они должны оценить запланированное состояние объекта управления, степени несоответствия запланированному состоянию, обнаружить, чем вызваны отклонения, проанализировать вероятные действия и решения.
1.2. Развитие творческих способностей дошкольников
В начале XXI в. люди вошли в новую стадию развития – информационную. Ученые, педагоги, предприниматели, политики постоянно говорят о ее наступлении в настоящее время. Сейчас информации очень много, общество живет в постоянно увеличивающемся ее потоке. В будущем эта тенденция, согласно исследованиям, сохранится. Владение ПК важно, чтобы можно было без особого труда ориентироваться в информационном пространстве и решать разнообразные задачи. Внедрение информационных технологий в работу педагогов — важное на сегодня направление модернизации образования в РФ.
Н.П. Ходокова выделяет два основных преимущества ПК – интерактивность и мультимедийность [45, c. 29]. Первое из этих преимуществ обозначает возможность ПК осуществлять те или иные определённые действия, которые производится в ответ на действия пользователя. Что же касается второго преимущества, то оно предполагает возможность ПК «предъявлять» пользователю одновременно и различные тексты, и разные изображения (включая движущиеся, и воспроизводить звуки. Это в результате упрощает запоминание материала, позволяет сделать проводимое занятие интереснее. В результате ребенок погружается в определенную обстановку (например, это может быть сказочный сюжет или это может быть иллюзия присутствия).
Использование на практике разнообразных информационных технологий в обучении детей является весьма важным. Это дает возможность за небольшой временной отрезок изучить материал, наглядно его представить. Информационные технологии помогают в итоге увеличить интерес, повышают мыслительную деятельность ребят. При этом значительно увеличивается кругозор детей. У них появляется эмоциональный отклик, что очень важно для хорошего усвоения материала. Применение на практике различных информационных технологий позволяет активизировать познавательную деятельность ребят, развивает психические процессы, такие как восприятие, мышление, внимание, память. Кроме того, их использование позволяет сформировать у детей активную жизненную позицию. Помимо этого, следует отметить, что иллюстративный, дидактический, мультипликационный материал воспринимается ребятами с большим удовольствием. Усвоение материала происходит довольно непринужденно и быстро [4, c. 74].
При помощи e-mail можно осуществлять быстрое и четкое взаимодействие между различными участниками образовательного процесса. Она дает возможность взаимодействия детсада с другими подобными учреждениями и с осуществляющими управление в образовательной сфере органами. Это самый доступный способ моментально отправить нужные документы или пообщаться с родителями воспитанников или коллегами.
Чаще всего во время проведения занятий ПК применяется в качестве замены бумажных плакатов и других средств обучения. Для трансляции изображения требуется наличие экрана. Так как у помещений в детсаду маленькие площади, мы проецируем изображения с ноутбука на ЖК – телевизоры. При этом используются HDMI-кабели. Материалы, предназначенные для проецирования, предварительно подготавливают на ПК с использованием той или иной программы (например, Excel Word). Можно использовать программы для подготовки презентаций. Наиболее распространенная программа для презентаций — Microsoft PowerPoint [23, c. 64].
Презентации выглядят как различные электронные страницы (слайды). Для слайдов представлена информация в виде текстов, рисунков, графиков, таблиц,анимации и т. д.) [6, c. 39].
Скорость и последовательность показа слайдов может быть разной. Все зависит от конкретных целей их создания. Возможен интерактивный переход с одного слайда на другой.
Для обеспечения модернизации применяются на практике презентационно-художественные технологии. Преподнесение образовательной информации не в текстовом виде, а в образном более эргономична, и подходит для лучшего усвоения знания детьми. Медиакурс позволяет осуществить «погружение» в проблему, обеспечивает более глубокое запоминание материала детьми, что достигается посредством образного восприятия и активного эмоционального воздействия на детей. В результате воспитанники детского сада проявляют со своей стороны больше интереса к изучаемой ими теме.
М. Нечаев даёт следующее определение информационным технологиям: «Информационные технологии — современный инструмент, обеспечивающий на практике сбор и последующую обработку информации» [31, c. 58]. По мнению автора, в деятельности детских садов сейчас достаточно активно применяются различные информационные технологии. Они позволяют выполнить множество функций, к примеру, с их помощью:
- создаются всевозможные стенды;
- создаются бланки различной документации;
- осуществляется диагностика детского развития;
- подбирается дополнительный полезный материал к занятиям;
- собираются все необходимые сведения о ребенке и его родителях;
- подбираются нужные изображения и видео к занятиям с детьми и для оформления детсадовской группы;
- предоставляются консультации для родителей;
- составляются планы по разным направлениям работы в детсадовской группе;
- составляются списки воспитанников детского дошкольного образовательного учреждения [31, c. 61].
В дошкольной образовательной организации часто используются для работы в том числе магнитофоны и другие подобные устройства. С их помощью создаются музыкальные каталоги с подборкой сказок и аудиокомпозиций для детей с учетом их возраста в соответствии с возрастом.
Применение видеокамеры и программ, связанных с ней, возможно для съемки различных мероприятий с участием детей, например, утренников; мастер – классов [7].
На сегодня информационные технологии в образовательном процессе представляют собой современные средства информационного взаимодействия на детей. Они помогают в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Но следует понимать, чем в цифровую эпоху ничто не способно окончательно заменить собой живое общение. В связи с этим информационные средства в обучении и воспитании дошкольников в детском саду следует применять исключительно дозировано и чередовать их с применением на практике различных других эффективных средств и методик.
1.3 Использование информационных технологий на занятиях по изобразительной деятельности, в дошкольном образовании для развития творческих способностей дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Одно из средств, позволяющих увеличить мотивацию детей и усовершенствовать их обучение и развитие в детском саду — это компьютер. Его использование в работе педагогов позволяет создать положительный эмоциональный фон для детей. Проводимые сейчас дискуссии относительно необходимости использования современных информационных технологий в деле воспитания и образования детей ведутся уже долго время. Их участники не приходят к единому мнению по этому вопросу. Но в любом случае следует отметить то, что в складывающихся сейчас условиях ни в коем случае нельзя стоять на одном месте и применять только старые методы работы. Жизнь меняется, соответственно следует начинать применять современные технологии и методики в разных сферах, в том числе в образовании. Сейчас большинство детских садов и школ их так или иначе применяют. В итоге это способствует улучшению качества образования [40, c. 73].
Сейчас практика уже показала то, что при применении современных технологий в детском саду у детей вырос интерес к занятиям, у них стали намного выше показатели познавательных возможностей. Все это способствует более успешному их развитию. С помощью ПК есть возможность успешно объединить различные виды демонстрационного материала. Плюс применения компьютера и в возможности избавления от большого количества бумажных наглядных пособий, репродукций и других средств обучения. Компьютер заменяет собой и аудио- и видеоаппаратуру. С помощью ПК можно составить любые слайды, презентации, реализовать те или иные проекты в образовательной сфере. Все это позволяет успешно разнообразить работу с детьми в детском дошкольном учреждении [15, c. 63].
В детском возрасте у детей важно сформировать любовь к изоискусству, важно развивать их навыки творческого восприятия мира, сформировать пространственное воображение. Кроме того, дети должны научиться передавать своё отношение к миру посредством художественных приемов и средств. Для достижения этой цели в детсадах во время проведения занятий по изобразительной деятельности применяют специальные мультимедийные установки. Информационные технологии при этом дают возможность всесторонне развивать детей, как интеллектуально, так и нравственно [24].
Компьютерные технологии в детсадах дают возможность достаточно ярко представить те или иные события, которые происходят в настоящее время или происходили когда-то давно, позволяют лучше понять основы явлений и процессов.
Воспитатели, работающие в детском дошкольном учреждении, должны стремится к тому, чтобы показать ребятам возможности применения ПК не как примитивной игрушки или как обычной печатной машинки. Важно также постараться сформировать у них достаточно устойчивые представления относительно вопросов практического использования различных информационных технологий, а также обучающих программ [28].
Наиболее веский довод в пользу использования ПК в детском саду, как полагают сейчас многие исследователи — это то, что применение на практике программного обеспечения дает реальную возможность индивидуализировать процесс обучения и воспитания детей в условиях дошкольного учреждения.
У занятий в детском дошкольном учреждении своя особенная специфика. Важно, чтобы они были эмоционально насыщенными, яркими. Для их проведения полезно применение аудио- и видеозаписей. Все это способны обеспечить компьютерные мультимедиа средства. Но важно учитывать, что в любом случае ПК может лишь дополнять, а вовсе не полностью заменять собой воспитателя детского дошкольного учреждения [39, c. 72].
Применение ПК на занятиях в детских дошкольных учреждениях выглядит вполне естественно именно с точки зрения самих детей. Это отличный способ увеличения их мотивации. Кроме того, использования в работе педагогов компьютера позволяет максимально индивидуализировать процесс обучения и воспитания, помогает развивать творческие способности дошкольников.
Применение в работе педагога в детсаду технологий мультимедиа позволяет задействовать внимание ребенка, так как в данном случае принимается в расчет детское любопытство и любовь ко всему яркому и образному [17].
В сравнении с простыми средствами обучения медиатехнологии позволяют расширить имеющиеся сейчас возможности раннего развития детей. Их использование дает возможность детям успешно реализовать свои интеллектуальные и творческие возможности, предоставить новую информацию в удобном формате. Кроме того, их применение позволяет постепенно научить детей самих получать новые полезные для себя знания, которые им пригодятся в дальнейшем времени.
Различные иллюстрации, аудио и видео можно предварительно отобрать и собрать воедино для последующего проведения занятий при помощи программы для презентаций под названием Power Point.
Благодаря применению различных мультимедийных возможностей ПК и дисков, образовательная работа по созданию занятий с использованием различных информационных технологий оказывается весьма увлекательной в том числе для воспитателя детского сада.
Презентация представляет собой что-то вроде обучающего мини-мультфильма, интересного для детей. Она содержит красивые, образные картинки, которые привлекают детское внимание, настраивают их на восприятие нового для себя материала. С помощью презентаций можно проводить с дошкольниками занятия по изучению окружающего мира. Восприятие информации с экрана больше запоминается детьми.
Программа Power Point дает возможность собрать все требуемые материалы для проведения в детском саду занятий по изоискусству и потом их показать детям в требуемой последовательности на мониторе ПК. В этой программе есть разные разновидности слайдов, которые содержат совершенно различные формы подачи материала. Можно выбрать любые из них. Благодаря использованию текстового редактора есть возможность включить в создаваемые презентации требуемую информацию, представленную в виде вопросов и сообщений.
Задействование во время занятий в дошкольном образовательном учреждении Power Point обеспечивает в итоге достижение многих положительных эффектов [36, c. 65]:
1) увеличивает показатели производительности труда воспитателя и детей во время занятий;
2) значительно увеличивает кругозор воспитанников;
3) придает занятиям более эмоциональный оттенок;
.4) возбуждает в детях интерес к занятиям и познанию всего нового;
5) психологически упрощает процесс усвоения нового материала.
Эти функции в полной мере соответствуют существующим целям образовательного процесса и позволяют обеспечить верное восприятие детьми происходящих в окружающем мире процессов и явлений, в том числе во времени и в пространстве. Этого легко достичь при помощи использования различных средств мультимедиа.
Дидактическое преимущество применения на практике программы презентаций состоит в создании при просмотре того или иного материала эффекта присутствия. У детей появляется ощущение непосредственности увиденного.
В сравнении с применяемыми на практике традиционными методами и формами обучения детей в детском саду презентации мультимедиа имеют массу своих преимуществ:
Презентация наиболее доступна для дошкольников, потому что информация представлена в ней в сжатом виде и является образной. Она способствует формированию у детей системы мыслеобразов.
Детям, с присущим им наглядно-образным мышлением, гораздо проще воспринимать именно презентации. Они позволяют одновременно и увидеть, и услышать происходящее на экране, и оценить объект [13, c. 49].
Презентации мультимедиа дают реальную возможность представить материал для обучения и развития детей в качестве системы образов, которые максимально наполнены необходимой информацией в структурированном виде. При их изучении на практике оказываются задействованы разные каналы восприятия. В результате информация откладывается в памяти детей в том числе и в ассоциативном виде. В результате она лучше усваивается и запоминается.
Возможности ПК дают в итоге реальную возможность сделать намного больше объём изучаемого материала. В результате у детей улучшаются познавательные возможности, материал становится для них более интересным и запоминающимся.
Применение на практике совершенно новых и не столь привычных детям приёмов объяснения материала и его последующего закрепления, а особенно в игровом виде, улучшает непроизвольное внимание дошкольников.
Внедрение в практике различных информационных технологий позволяет педагогам проводить оптимизацию образовательного процесса, дает возможность видоизменять применяемые формы подачи информации, а также делает более удобным восприятие материала детьми. Различные фото- и видеоматериалы в результате формируют базу для последующего создания различных презентаций. Образовательные программы с применением ПК дают возможность виртуально бывать виртуально в различных музеях, картинных галереях [19, c. 77].
При представлении дошкольникам различных жанров живописи или знакомя их с определенным техническим приемом, с тем или иным произведением, весьма полезно использовать ПК. Это позволит ребятам наглядно представить изучаемый материал, делает изучение предмета более интересным.
Подводя итоги сказанному, можно сказать, что занятия по изобразительному искусству заключают в себе отличные возможности для всестороннего развития личности, особенно за счет применения во время их проведения современных информационных технологий. Компьютер представляет собой инструмент, при посредстве которого педагог оказывается способным сделать обучение детей изоискусству более интересным, а знания более глубокими.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по созданию условий использования информационных технологий в изобразительной деятельности дошкольников
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей дошкольников
С целью диагностики уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя три этапа:
1) на первом этапе была проведена первичная диагностика уровня развития творческих способностей дошкольников (констатирующий этап);
2) на втором этапе были разработаны и проведены занятия по изобразительной деятельности с применением информационных технологий (формирующий этап);
3) на третьем этапе была проведена повторная диагностика уровня развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста (контрольный этап).
База исследования: МДОУ детский сад 12 «Росток». В исследовании приняли участие дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет): мальчики и девочки в количестве 27 человек.
КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ
Диагностика творческих способностей была проведена с использованием трёх методик:
1) методика «Оценка сочинённой ребёнком сказки» О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой (Приложение 1);
2) тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо в 1990 году) (Приложение 2);
3) творческое задание «Покажи, как двигается, говорит», разработанное самостоятельно (Приложение 3).
Достоверность полученных результатов опытно-экспериментальной работы была проверена с помощью U-критерия Манна Уитни.
Поученные результаты первичной диагностики уровня развития творческих способностей рассмотрим ниже.
Итак, диагностика уровня развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста была проведена с использованием трёх методик. Первая диагностика была проведена по методике оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой.
Дошкольники должны были самостоятельно сочинить сказку, которая была оценена от 0 до 5 баллов. Сказки детей оценивались с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности.
Результаты, полученные в ходе проведения данной методике представим в таблице ниже (таблица 1).
Таблица 1 – Оценка сказок, сочинённых средними дошкольниками на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Баллы | Дети среднего дошкольного возраста | |
Кол-во чел. | % | |
0 баллов | 0 | 0% |
1 балл | 3 | 12% |
2 балла | 14 | 52% |
3 балла | 6 | 21% |
4 балла | 4 | 15% |
5 баллов | 0 | 0% |
Полученные данные представим в виде круговой диаграммы для наглядного восприятия на рисунке ниже (рисунок 1).
Рисунок 1 – Оценка сказок, сочинённых средними дошкольниками на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Таким образом, как видно из таблицы 1 и рисунка 1, большинство дошкольников (52%) набрали по 2 балла за свою сказку. Это говорит о том, что дошкольники пересказывали одну из известных сказок, при этом добавляя в неё новые элементы. По 3 балла набрали 21% детей среднего дошкольного возраста, принявших участие в нашем исследовании. Они дополнили свои сказки дополнительными деталями. 15% дошкольников набрали по 4 балла. Они полностью самостоятельно придумали сказки, но рассказы их не были насыщенными. По 1 баллу набрали 12% дошкольников. Они не сумели придумать сказку, а просто пересказали ту, которую знали, при этом новых элементов в сказку не было внесено. Никто из детей среднего дошкольного возраста не стал отказываться от этого задания, поэтому 0 баллов никто из ребят не получил. Также никто из ребят не смог придумать свою сказку и подробно и красочно её изложить. В связи с полученными результатами, можно сделать вывод, что по итогу проведения методики «Оценка сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой», у большинства дошкольников преобладает низкий и средний уровень развития творческих способностей.
Далее диагностика уровня развития творческих способностей была проведена с использованием теста П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).
Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания:
1) задание «Нарисуй картинку»;
2) задание «Незавершённые фигуры»;
3) задание «Повторяющиеся фигуры».
Подробное описание данного теста представлено в приложении 2.
Результаты, полученные в ходе проведения тестирования детей среднего дошкольного возраста по тесту П. Торренса представим в таблице ниже (таблица 2).
Таблица 2 — Уровень развития творческих способностей по результатам теста П. Торренса на творческое мышление
Критерии творческого мышления | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | |||
Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | |
Продуктивность | 8 | 30% | 6 | 21% | 4 | 15% |
Гибкость | 6 | 21% | 6 | 21% | 8 | 30% |
Оригинальность | 4 | 15% | 2 | 7% | 6 | 21% |
Разработанность | 4 | 15% | 4 | 15% | 6 | 21% |
Полученные данные представим в виде гистограммы для наглядного восприятия на рисунке ниже (рисунок 2).
Рисунок 2 — Уровень развития творческих способностей по результатам теста П. Торренса на творческое мышление
Таким образом, как видно из таблицы 2 и рисунка 2, по результатам первого задания «Нарисуй картинку», продуктивность проявили 30% детей среднего дошкольного возраста, принявших участие в нашей опытно-экспериментальной работе, гибкость в данном задании была проявлена у 21% дошкольника, оригинальность также, как и разработанность при выполнении данного задания проявили по 4 (15%) дошкольника.
По результатам второго задания «Незавершённые фигуры», продуктивность также, как и гибкость проявили 21 дошкольник, оригинальность при выполнении данного задания была выявлена лишь у 2 (7%) дошкольников. Разработанность в данном задании показали 4 (15%) дошкольников.
По результатам третьего задания «Повторяющиеся фигуры» продуктивность показали 4 (15%) дошкольника, гибкость при выполнении данного задания была выявлена у 30% дошкольников, принявших участие в опытно-экспериментальной работе, оригинальность также, как и разработанность при выполнении данного задания показали по 6 (21%) дошкольников.
Таким образом, по результатам данного тестирования, можно сделать вывод, что продуктивность, гибкость, оригинальность и разработанность у детей среднего дошкольного возраста развиты слабо.
Третьим этапом диагностики уровня развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста было проведение творческого задания «Покажи, как двигается, говорит».
Каждому из детей последовательно были предложены: открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Задание для детей заключалось в том, чтобы изобразить то, что ему показывалось, то есть показать, как двигается этот объект, придумать для этого объекта речь, язык.
При оценке данного задания мы использовали трёхбалльную систему, т.е. представили итоги в трёх уровнях:
- высокий уровень – точность, целостность переданного образа, выразительность показа;
- средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно выразительный показ;
- низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.
Результаты, полученные в ходе проведения тестирования детей среднего дошкольного возраста по выполнению творческого задания «Покажи, как двигается, говорит» представим в таблице ниже (таблица 3).
Таблица 3 – Уровень развития творческих способностей по результатам творческого задания «Покажи, как двигается, говорит»
Уровень развития | Дети среднего дошкольного возраста | |
Кол-во чел. | % | |
Низкий уровень | 20 | 75% |
Средний уровень | 7 | 25% |
Высокий уровень | 0 | 0% |
Полученные данные представим в виде круговой диаграммы для наглядного восприятия на рисунке ниже (рисунок 3).
Рисунок 3 – Уровень развития творческих способностей по результатам творческого задания «Покажи, как двигается, говорит»
Как видно из таблицы 3 и рисунка 3, – у большинства дошкольников, принявших участие в опытно-экспериментальной работе, уровень развития творческих способностей по результатам творческого задания «Покажи, как двигается, говорит» на низком уровне. Таких дошкольников 75%. У 25% дошкольников был выявлен средний уровень развития творческих способностей. Высокого уровня развития творческих способностей по результатам данного творческого задания не было выявлено ни у одного среднего дошкольника.
Таким образом, подводя итог первичной диагностики уровня развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста, можно сделать вывод, что творческие способности у детей развиты слабо. В связи с этим, мы пришли к выводу, что стандартную программу обучения средних дошкольников творчеству необходимо изменить. По этой причине, на формирующем этапе данной опытно-экспериментальной работы, нами были разработаны и проведены занятия по изобразительной деятельности с использованием информационных технологий.
Более подробное описание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы представим в следующем параграфе.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф