Заявка на расчет
Меню Услуги

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1 Наглядность в работе библиотек
1.1 Формы наглядной работы в библиотеке
1.2 Книжные выставки: назначение, виды и формы
1.3 Виртуальные книжные выставки как инновационная форма наглядной работы
Глава 2 Компьютерные технологии в оформлении книжных выставок
2.1 Характеристика базы исследования
2.2 Создание виртуальной книжной выставки МБУК «Межпоселенческая библиотека» Енисейского района в сети Интернет
Заключение
Список использованных источников
Приложения

ВВЕДЕНИЕ

 

Выставочная деятельность библиотек является одной из актуальных направлений библиотечной работы. 

Сегодня выставочная деятельность включает в себя не просто оформление выставки, а ее проектирование, организацию, создание. Это творческий трудоёмкий процесс. Ушли в прошлое выставки заурядные, безликие, серые. В настоящее время есть масса возможностей показать книгу достойно. Выставка – это всегда творчество и возможность соединить в единое целое библиотекаря, книгу и читателя. 

Выставочная деятельность рассматривается сейчас как образовательный проект, в котором участники получают информационные, коммуникативные знания, обучаются проектной технологии, выстраивают социальное партнёрство и приобретают навыки культуры чтения. 

Выставка направлена на привлечение читателей; активизацию творческой и познавательной деятельности; продвижение современной литературы и современных авторов, формирование информационной культуры; развитие навыков управления коллективной и индивидуальной деятельностью; непрерывное образование библиотечных кадров. 

Различные формы выставок не только привлекают внимание, но и активизируют познавательную деятельность читателей, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций. Возможности таких выставок огромны для развития творческих способностей читателей. Работа над выставками с инновационными моментами интересной становится и для самих библиотекарей. 

Создание выставок – даже вполне традиционных их разновидностей, освоенных многолетней практикой, требует от библиотекаря постоянного совершенствования, сочетания знаний и умений с глубокой эрудицией, творческой фантазией и даже изобретательностью. Эти составные образуют понятие «профессиональное мастерство». 

Современное библиотечное обслуживание, осуществляемое в условиях открытого информационного пространства, предусматривает: организацию наиболее рационального обмена информацией; создание необходимых и достаточных условий для всех этапов работы с информацией; приобщение в равной степени всех людей к ценностям мировой культуры.

В то же время выставочная деятельность публичных библиотек является открытой, т. е. развивающейся системой, изменения и тенденции развития современного библиотечного обслуживания оказывают влияние на деятельность библиотек в целом и на выставочную работу в частности.

Выставочная деятельность достаточно широко освещена в специальной печати. Еще в 1931 году вышла брошюра Ю. Григорьева «Выставочная работа в библиотеках. Методика и техника». Позже он продолжил эту тему в учебном пособии «Открытый доступ к книжным фондам библиотек», где рассмотрена особенность организации выставок в условиях открытого доступа. В пособии Л. Белякова «Массовая работа библиотеки» также уделено внимание выставкам. Методика их организации освещена в учебниках по курсу «Работа с читателями». В методических рекомендациях «Массовая работа с читателями в ЦБС», составленных С. Матлиной и вышедших в 1988 году, был отражен новый этап в организации выставок. Среди современных исследователей этой проблемы можно назвать работы О. Зыкова и Н.В. Збаровской.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что, несмотря на разработанность проблемы организации книжной выставки в библиотеке,  на практике наблюдается тенденция формализации библиотечных выставок, выражающаяся в создании экспозиций, в большей степени присущих книготорговым организациям. Кроме того, научно-практическая профессиональная периодика не уделяет достаточно внимания развитию того направления деятельности библиотек (анализ журналов показал, что за 5 лет было опубликовано около десятка статей соответствующей тематики).

Объект исследования – выставочная деятельность библиотек. 

Предмет исследования – возможности компьютерных технологий в выставочной деятельности библиотек.

Цель исследования – создание виртуальной книжной выставки с использованием компьютерных технологий.

Задачи исследования:

  • раскрыть понятие «библиотечная  выставка»;
  • изучить теоретические основы организации книжных выставок;
  • описать использование новых технологий в выставочной деятельности библиотек;
  • определить формы организации электронной книжной выставки;
  • проанализировать выставочную деятельность МБУК «Межпоселенческая библиотека» Енисейского района.
  • разработать технологию создания электронной книжной выставки;
  • разработать выставку.  

Методы исследования: 

  • изучение и анализ документальных источников и электронных ресурсов, периодических и непериодических профессиональных, специальных изданий, методических пособий;
  • операционно-технологический анализ.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования полученных результатов для создания других виртуальных книжных выставок.

Теоретической основой исследования послужили труды С.В. Савкиной, Е.Б. Виноградовой, С.Г. Матлиной, Н.Ю. Самойленко, О. Шикуля и др.

База исследования – Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека» Енисейского района.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, где раскрывается основное содержание исследования, заключения, списка использованной литературы и приложения.

В первой главе дан анализ точек зрений ведущих специалистов по вопросам использования новых технологий в выставочной деятельности в современной библиотеке.

Во второй главе определены особенности выставочной деятельности Межпоселенческой библиотеки Енисейского района, описана технология создания виртуальной книжной выставки «День героев Отечества». На основе операционно-технологического анализа составлен алгоритм виртуальной книжной выставки, приведены основные рекомендации.

ГЛАВА 1 НАГЛЯДНОСТЬ В РАБОТЕ БИБЛИОТЕК

1.1 Формы наглядной работы в библиотеке

            В наши дни, когда социальная роль библиотеки усиливается и усложняется, «наглядная работа» является одним из основных направлений ее деятельности. Термин «наглядные формы работы», по определению К. Л. Олзоевой, имеет следующее значение:

Наглядная реклама – показ изданий или раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемых формах [7].

Выделяют следующие формы наглядной работы библиотек:

  • открытый доступ к фондам;
  • открытые просмотры литературы;
  • плакаты, альбомы;
  • выставки.

Среди наиболее широко используемых наглядных форм можно назвать книжный плакат.

Открытые просмотры литературы ориентированы на первоначальное беглое ознакомление с большим количеством изданий.

Библиотечные плакаты могут быть разными. Одни – привлекают внимание читателей к деятельности библиотеки; другие – служат для рекомендации литературы; третьи – оповещают читателей о новых изданиях по определенной теме; четвертые – информируют о проведении в библиотеке тех или иных мероприятий.

Цель плаката – остановить взгляд, привлечь внимание читателя.

К информационным или рекламным плакатам можно отнести также плакат библиотечный, задача которого – заинтересовать читателя книгой или автором, наглядно познакомить с содержанием произведения.

Сложившаяся практика различает четыре типа библиотечных плакатов:

а) посвященные одному произведению;

б) посвященные одной теме (при этом могут быть взяты разные авторы);

в) посвященные одному автору;

г) информирующие о новых книгах.

Плакаты инструктивные представляют собой перечень прав приемов, указаний для успешного выполнения какой-либо работы. Вместе с тем такой плакат осуществляет функцию пропаганды рядовых методов труда и служит одним из средств содействия повышению его производительности. 

Библиотечный плакат представляет собой композицию из текста и иллюстраций. Соотношение текстового и графического материала должно быть настолько тщательно продумано, чтобы читатель мог легко разобраться в содержании плаката, найти ведущий текст и иллюстрирующий его графический материал. Для плакатов, адресованных младшим школьникам, рекомендуется использовать предельно короткий текст.

При подготовке плаката, посвященного творчеству одного автора, необходимо поместить на него: портрет писателя, краткие биографические сведения о нем, копии обложек лучших изданий основных произведений писателя, иллюстрации и аннотации к его произведениям, библиографическая справка о его произведениях в периодической печати, статьи и книги о писателе.

Библиографию критической литературы следует давать только старшеклассникам, для детей среднего школьного возраста она бывает трудна.

Библиотечный плакат любой тематической и целевой направленности должен привлекать внимание читателя, вызывать его интерес, но, как и любая другая наглядная форма, он требует живого слова библиотекаря.

Особую группу составляют методические плакаты, рассказывающие о том, как правильно выбирать литературу, пользоваться СПА, заказывать книги и периодические издания по МБА и т. д. Внимание читателей привлекают интересно составленные заголовки, яркие рисунки, тексты, цитаты, копии книжных обложек и т. д.

           Красивое сочетание цветовых пятен в плакате, которые получаются от сочетания окраски обложек, иллюстраций, фона – важное эстетическое требование к его оформлению.

Но важно не только привлечь внимание читателя, но и пробудить интерес к самостоятельному чтению рекомендуемой книги. Этой цели служат призывы, обращения к читателю. В библиотечный плакат могут быть внесены и элементы игры, которые, как показывает практика, вызывают интерес у всех возрастных категорий пользователей (загадка к рисункам или тексту книги, вопросы по содержанию рекомендуемой литературы). Не следует давать большого количества вопросов, но они должны заинтересовывать читателей.

На плакате могут размещаться и кармашки для картотек рекомендуемой литературы, буклетов и т.п.

Плакат – молния представляет собой оперативное средство информации о людях, событиях, фактах, к которым должно быть привлечено общественное внимание. Кроме того, молния служит инструментом морального поощрения и порицания.

Еще одной наглядной формой является библиотечный альбом, он дает возможность читателям познакомиться с интересующей их темой. Оформляется альбом в виде книги, тетради или на отдельных листах.

Библиотечные альбомы – собрания различных графических, иллюстративных и справочных материалов с сопровождающими краткими пояснительными текстами, оформленные в виде книги, тетради или на отдельных листах [23, с. 28-30].

           Важнейшей формой продвижения библиотечных услуг является библиотечная реклама, как информация о библиотеке, ее услугах и продукции с целью оповещения о ней реальных и потенциальных пользователей и стимулирования спроса на эти услуги и продукты. Целью библиотечной рекламы является повышение популярности библиотеки и спрос на ее ресурсы и услуги. Особенность библиотечной рекламы заключается в том, что это, прежде всего информация о фондах библиотеки, о ее возможностях удовлетворять информационные потребности различных групп пользователей, и требования для ее организации очень велики. Ведь библиотечная реклама одновременно обладает свойствами, присущими рекламе в целом, и реализует специфические задачи библиотечной политики. Соединение этих двух начал образует новое качество обслуживания. Реклама в библиотеке – это по преимуществу библиотечная реклама, хотя библиотечно-информационные учреждения могут на различных условиях (договорных коммерческих) выступать в качестве субъектов самой различной рекламной деятельности, в том числе и напрямую не связанной с библиотечной проблематикой [7].

           Реклама использует массовые и межличностные коммуникации. Она и сама может рассматриваться как форма коммуникации, которая пытается перевести качество товаров и услуг на язык запросов потребителя.

Долгое время о рекламе в библиотечном деле всерьез не говорили, а в практике имело хождение слово “пропаганда”. Более того, нигде не готовили специалистов рекламного дела, и все рекламные премудрости постигались на практике. Никто не мог и предположить, что такое консервативное учреждение как библиотека будет пытаться внедрить в свою деятельность элементы рекламы. Так или иначе, но логика развития информационного дела должна все же привести к решению проблемы своевременного появления опережающей библиографической информации.

Библиотечная реклама – мощное средство продвижения к потребителю продукции библиотек – библиографических, книговедческих, научно-методических, учебных изданий, баз данных, а также социально-значимых библиотечных коллекций документов и ее фондов.

Цель библиотечной рекламы – оповещение потенциальных потребителей о библиотечно-информационных ресурсах, изданиях и услугах, предоставляемых библиотекой. Необходимо заинтересовать их и побудить отдать предпочтение тому или иному «товару» из числа аналогичных информационных ресурсов продуктов и услуг.

Реклама призвана привлекать пользователей в библиотеку, формировать положительное эмоциональное отношение к ней, давать общее представление о библиотеке, о составе фонда, о предоставляемых услугах. Другой аспект ее воздействия – побуждение пользователя к действию: посещение библиотеки, ее мероприятий, обращение к справочному аппарату. Есть еще один важный аспект рекламы – она формирует имидж библиотеки, помогает выделить именно эту библиотеку из ряда других, закладывает в сознание пользователей ее неповторимый облик и формирует определенные читательские ассоциации. И если они положительные, то это сказывается на действиях пользователей – посещение библиотеки, взаимодействие с библиотекарями.

По критерию объекта библиотечной рекламы вполне логично выделяются основные ее виды:

Ресурсная – реклама библиотечно-информационных ресурсов.

Производственная – реклама результатов (продукции) библиотечного производства.

Сервисная – реклама библиотечных услуг.

По средствам использования рекламу делят на визуальную (наружную) и внутреннюю:

  • щиты;
  • вывески;
  • витрины;
  • стрелки-указатели;
  • движущиеся носители (библиобус, библиотечный « Рафик»).

Под внутренней рекламой понимают совокупность средств, помогающих посетителю ориентироваться в библиотечном пространстве, делающих его доступным, комфортным, легко обживаемым. 

Среди них можно выделить:

  • объявления
  • плакаты
  • схемы и т. п.

Среди наглядных форм работы особое место занимают выставки. Выставочная деятельность является не только традиционным, но и одним из актуальных направлений библиотечной работы. На сегодняшний день она включает в себя не просто оформление выставки, а ее проектирование, организацию, создание. Это трудоемкий творческий процесс.

Выставка – один из основных методов наглядной пропаганды литературы, предоставляющей читателям возможность получения дополнительных знаний, формирования и расширения интереса к представленной теме 

Различные формы выставок не только привлекают внимание, но и активизируют познавательную инициативу пользователей библиотек, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций. Возможности таких экспозиций для развития творческих способностей читателей огромны. Работа над выставками с нововведениями становится интересной и для самих библиотекарей [12, с. 18-21].

         Создание выставок, в том числе, вполне традиционных их разновидностей, освоенных многолетней практикой, требует от библиотекаря постоянного совершенствования, сочетания знаний умений с глубокой эрудицией, творческой фантазией и даже изобретательностью. Эти составляющие образуют понятие «профессиональное мастерство». 

Выставка как наглядная форма массовой работы имеет преимущество в том, что здесь происходит непосредственный контакт читателя с книгой (за исключением электронных форм выставок). 

Существует несколько определений понятия «библиотечная выставка», но в целом они сводятся к одному – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления. 

В настоящее время основной целью библиотечных выставок является стимулирование познавательной и читательской деятельности. Из этого следуют задачи, которые предстоит решать выставкам:

  • информирование пользователей о содержании библиотечных фондов и новых поступлениях;
  • приближение документов из библиотечных фондов к читателям: представление, как новейших поступлений, так и редко экспонируемых раритетов;
  • пропаганда и реклама лучших документов, раскрытие их содержания.

Обязательное условие выставочной деятельности – открытый доступ к литературе. 

Наглядные формы информирования и рекомендации литературы основаны на дидактическом «принципе наглядности», усиливающем, по мнению физиологов, психологов и педагогов, понимание и запоминание передаваемой информации. В наглядных формах реализуется непосредственный показ самих произведений печати (книг, брошюр, альбомов и др.) или ярко, с использованием иллюстраций и других изобразительных средств, раскрывается их содержание.

Проведение любого мероприятия, наглядность позволяет читателю более вдумчиво подойти к предлагаемой теме. Визуальность позволяет читателю активизировать свою любознательность.

         80% информации человек воспринимает с помощью зрения. Живое созерцание, то есть наглядное восприятие, является началом всякого познания. Недооценивать принцип наглядности в библиотечной работе нельзя.

        Таким образом, конечная цель принципа наглядности – показать пользователю наличие документа в фонде библиотеки и убедить в его доступности.

1.2 Книжные выставки: назначение, виды и формы

Своеобразной визитной карточкой библиотеки являются книжные выставки. Предназначены они не только для раскрытия фонда, украшения зала, по ним судят и о самом стиле работы. Библиотечная выставка в системе библиотечного обслуживания понимается как:

  • результат библиотечного обслуживания;
  • средство удовлетворения потребительского спроса.

Книжная выставка – это комплекс специально отобранных и систематизированных документов, расположенных таким образом, чтобы вызвать непроизвольное внимание читателя, заинтересовать его или удовлетворить существующий интерес или информационную потребность 

         Библиотечные выставки ориентированы на удовлетворение определенных потребностей: образовательных, культурных, информационных, развлекательных [11, с. 5-7].                  

Цели библиотечных выставок библиотековеды определяют по-разному. Это и «повышение стандарта чтения, увеличение обращаемости, обеспечение эффективности использования каждой книги (С. Боргвардт), и, главное, раскрытие фондов. 

Задачами, решаемыми библиотекой посредством библиотечных выставок, являются привлечение внимания к чтению, облегчение поиска необходимых изданий.

Выставка – форма очень гибкая и допускающая самые разнообразные тематические решения.

Нельзя забывать и о воспитательной роли книжных выставок.  Чтобы выставка была востребованной, при ее создании необходимо предусматривать обратную связь (отзывы, анкеты, тесты, ответы на вопросы, конкурсы). В дневнике нужно вести учет эффективности. Обращать особое внимание на связь книжной выставки с индивидуальной и массовой работой. При составлении годовых планов необходимо хорошо продумать тематику и количество выставок [2, с. 53-54].

Фактически не существует темы, которые так или иначе не могли бы найти своего наглядного отражения через выставку.

Выставка способна охватить своим воздействием достаточно большое количество пользователей.

Существует два вида выставок по способу их экспонирования, стационарные и передвижные. Передвижные выставки могут перевозиться на предприятия в дома культуры, для того чтобы удовлетворять информационные потребности пользователей. Постоянные выставки могут экспонировать материал на протяжении ряда лет. Учитывая, что создание выставки – процесс трудоемкий и часто требующий сравнительно больших затрат, следует до начала работы по ее подготовке всесторонне рассмотреть вопросы, связанные со степенью существующего интереса к теме, с денежными средствами, экспозиционными площадями, возможным количеством посетителей, продолжительностью экспонирования.

Кратковременные выставки целесообразно посвящать годовщинам, памятным датам.

По конструкционным особенностям – витринные, внутри – стеллажные, внутриполочные,  выставки-«развалы» на столах, передвижные, «кольцевые» и др. 

По основанию для проведения – по инициативе библиотекарей, по предложениям читателей библиотеки, по заказу учреждений и предприятий.

По степени доступности – бесплатные (каковыми должны быть практически все) и платные (из личных собраний, частных музеев и т. д.).

По источникам финансирования – бюджетные, внебюджетные.

После каждой проведенной выставки проводится ее анализ позволяющий понять то, насколько данная выставка востребована читателем.

         В библиотечной практике активно используются традиционные виды книжных выставок:

  • выставки новых поступлений;
  • тематические выставки;
  • персональные выставки;
  • жанровые выставки;
  • выставки к знаменательным и памятным датам.

Выставка новых поступлений. Цель выставки – познакомить читателей с новыми документами: книгами, газетами, журналами, фото- и видеоматериалами, поступившими в библиотеку. На них представлены книги по разным отраслям знаний и художественные, поэтому порядок расположения документов на таких выставках должен быть систематическим, то есть по системе таблиц ББК. 

Тематическая выставка. Главная цель выставки – привлечь внимание читателей к конкретной теме, проблеме, побудить к чтению книг и других документов по этой теме путем представления и рекомендации лучших из них. Задача библиотекаря – выбрать актуальную, интересную читателям тему. 

Персональная выставка. Цель – привлечь внимание к какой-то личности, персоне, пробудить желание как можно больше узнать об этом человеке, его жизни и деятельности. Такая выставка может быть посвящена художнику, писателю, поэту, композитору, ученому, политику, историческому лицу и др. 

Традиционно на персональной выставке присутствуют три раздела:

  • первый рассказывает о жизни личности, персоны;
  • второй посвящен её деятельности;
  • третий представляет сами произведения, труды этого человека.

Жанровая выставка. Цель – привлечь внимание читателей к книгам определённого жанра, заинтересовать, побудить к чтению. Один из вариантов – представить на выставке не только произведения определённого жанра, но и материал о возникновении этого жанра, его основателях, интересные и малоизвестные факты из его истории. 

Выставка к знаменательной и памятной дате. Цель выставки – представить информацию о каком-то событии, празднике, его истории и традициях, дать советы и рекомендации по его проведению. Традиционно в библиотеке оформляются выставки к «красным» дням календаря.

Выставка – один из  основных методов наглядной пропаганды литературы, предоставляющей читателям возможность получения дополнительных знаний, формирования и расширения интереса  к представленной теме. 

 Задача библиотекаря – сделать выставку яркой, интересной, нестандартной. Выставки должны не только привлекать внимание к представленным изданиям, но и активизировать познавательную деятельность читателей, вызывать всплеск эмоций и побуждать читателя взять книгу. На выставки помимо книг, периодических изданий, размещается всевозможный иллюстративный материал, аксессуары, содержательно связанные с проблематикой и дополняющие её в качестве фона. Используются различные шрифты для заголовка, разделов и цитат, натуральные предметы, макеты, модели, бутафория [26].

Библиотечная выставка в системе библиотечного обслуживания понимается как:

  • результат библиотечного обслуживания;
  • средство удовлетворения потребительского спроса.

          Однако какой бы не была книжная выставка, не стоит забывать, что в центре внимания всё же должна оставаться книга, а вся атрибутика  является лишь её дополнением. Главная задача выставки – представить книги и другие виды документов. Хорошее оформление, различные материалы и аксессуары – это не цель, а лишь средство, помогающее решить поставленную задачу. Поэтому они должны не заслонить книгу, а наоборот, привлечь к ней внимание.

Выставочная деятельность была и остается важным направлением работы библиотек. В каждой библиотеке активно используются различные виды традиционных книжных выставок. Компьютеризация библиотечных технологий, обеспечившая возможность их выхода в глобальное информационное пространство, позволила представлять книжные выставки в новом формате и обеспечила доступ к ним удаленных пользователей.

Применение информационно-коммуникационных технологий в библиотечной деятельности послужило толчком к развитию такого способа представления информации, как электронная книжная выставка. Электронную книжную выставку можно рассматривать как выставку, размещенную на машиночитаемых носителях в локальной или глобальной сети, реализованную при помощи компьютерной техники  и специально программно-технических средств [20].

Варианты исполнения электронной книжной выставки могут быть различными. Ее можно разместить на сайте библиотеки, либо на локальном носителе. Выставка может быть организована в виде заданной последовательности слайдов, либо по принципу гипертекста, тем самым давая читателю возможность самостоятельно выбирать представленные документы для подробного ознакомления в удобной для него последовательности. Выставка может обеспечивать выход на другие ресурсы Интернет, представляющие дополнительную актуальную информацию. 

 Различные формы выставок не только привлекают внимание, но и активизируют познавательную деятельность читателей, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций. Возможности таких выставок огромны для развития творческих способностей читателей. Работа над выставками с инновационными моментами интересной становится и для самих библиотекарей.

Таким образом, на сегодняшний день библиотечная книжная выставка представляет авторский образовательный проект, включающий как сотрудников, так и пользователей в непрерывный процесс образования. Это сочетание разнообразных форм и методов работы, компьютерные технологии, высокие технические возможности, позволяют традиционную выставочную деятельность наполнить новым содержанием, но главным её элементом по-прежнему продолжает оставаться книга, а главной целью – пропаганда книги и чтения. 

1.3 Виртуальные книжные выставки как инновационная форма наглядной работы

Особенности представления информации в электронном виде, в том числе динамических изображений, и возможность работы в диалоговом режиме диктуют определенные требования к библиотечным выставкам в электронном формате.

Виртуальная выставка – это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб – технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования [24].

Виртуальные выставки представляют фонд библиотеки, способствуют формированию и поддержанию имиджа, развитию и совершенствованию библиотечного сервиса. 

Виртуальные книжные выставки, как и традиционные, могут быть классифицированы по ряду признаков: 

  1. По статусу – самостоятельные или сопровождающие массовое мероприятие (например, при анонсировании книги в Интернете); 
  2. По содержанию – универсальные, отраслевые, тематические, персональные; 
  3. По целевому назначению – в помощь учебе, для повышения общеобразовательного и общекультурного уровня; 
  4. По времени публикации и поступления в библиотеку предоставленных на них материалов – новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий»; 
  5. По срокам функционирования – постоянные, длительные, кратковременные; 
  6. По видам изданий – книжные, других видов изданий (журнальные или газетные и др.), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации (CD-ROM, пластинки, микрофильмы, видеокассеты и др.), мультимедийные приложения; 
  • виды и формы виртуальных выставок книг;
  • выставки одной книги;
  • выставки коллекции книг;
  • презентация обложек и кратких аннотаций к книгам с музыкальным сопровождением;
  • видеообзор с рекомендациями библиотекаря;
  • коллекция буктрейлеров;
  • коллекция аудиозаписей;
  • выставка книг в виде интерактивного плаката;
  • выставка книг какого-либо автора в виде ленты времени;
  • выставка книг в виде 3D-книги.

Виртуальная выставка – способ рекламы и демонстрации фонда. С определённой долей уверенности можно сказать, что это новый многофункциональный информационный ресурс.

Многое зависит от дизайнерских решений: с помощью цвета, графики, анимации можно создать настроение, привлечь внимание, подчеркнуть и выделить важные моменты. Применение флештехнологии позволяет использовать аудио и видеоформаты (то есть звуковые файлы и видеоролики), тем самым – сделать выставки мультимедийными и интерактивными. А для того чтобы наладить обратную связь с читателем, уместно добавить викторины, вопросы, игры. Достоинство виртуальных книжных выставок – возможность представить издания, не снимая их с полки, не ограничивая время существования экспозиции и по мере надобности её обновляя.

Виртуальные выставки (электронные) – это синтез традиционного книжного и новейшего электронного способов представления информации. Виртуальная выставка мобильна, компактна, содержательна и является актуальным проводником в обширном потоке информации [3, с. 20-23].

Выставочная экспозиция – это сочетание библиотечной и музейной выставки, инсталляция.

Инсталляция (англ. installation – установка, размещение, монтаж) форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое.

Цель книжной инсталляции – это создание объёмной художественной композиции или трёхмерной среды в определённом пространстве.

Электронные выставки для детей также имеют свою специфику. Возможность использования не только анимации, но и игровых моментов делает такую форму работы особенно привлекательной для детей и подростков. Выставка в библиотеке для детей может содержать в себе литературную викторину, что позволит в полной мере использовать возможности информационных технологий.

Виртуальная выставка предоставляет библиотекарям и читателям дополнительные возможности, а именно:

  1. Использование информационных технологий. Само «участие» компьютера в беседе, присутствие героев книг на экране монитора, анимация, – всё это очень нравится не только детям, но и взрослым. Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную страничку – всё это делает виртуальную выставку живой и динамичной. Беря за основу книгу, создавая электронные ресурсы для детей, можно не только обеспечить быстрый доступ пользователя к материалам и информации о документах, но и представить ценность книги на новом уровне понимания, и это очень важно.
  2. Выставка рассчитана на разную аудиторию. И один человек и большая группа читателей могут познакомиться с книгами или самостоятельно, или на мероприятии с библиотекарем. А если её представить в Интернете – познакомиться сможет каждый желающий. Использование электронных выставок даёт возможность в дистанционном общении библиотекарей с читателями, без привязки к неизбежным формальностям в обслуживании.
  3. На обозрение может быть представлено большое количество книг.
  4. В любое время можно за считанные минуты поменять слайды и их расположение, убрать ненужные или вставить новые, варьировать цветовую гамму, или общий дизайн.
  5. Работу такой выставки можно запускать в автоматическом режиме, оснастив её озвученным текстом и демонстрируя без специального сопровождения.
  6. Возможность разработки электронных выставок как выездных. Очень удобно их демонстрировать в разных образовательных учреждениях, аудиториях, кабинетах, классах.

Задумывая создать виртуальную выставку, нужно быть готовыми к долгой, кропотливой, но интересной работе.

Новая многообещающая форма работы – буктрейлер. Это небольшой видеоролик, составленный по мотивам прочитанной и полюбившейся книги.         Создание буктрейлера – современный технический вариант представления книги, своего рода аннотация в видеоформате. Основная его задача – так рассказать об издании, чтобы у зрителя, которому ещё не довелось прочитать роман или повесть, появилось желание обратиться к первоисточнику [17, с. 33-35].

Буктрейлер – это, прежде всего реклама, которая должна удивлять, привлекать внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения; увлекать видеорядом, спецэффектами и неожиданными решениями 

Надо отметить, что дети с удовольствием принимают участие в создании буктрейлеров. Им нравится выбирать книгу, помогать выстраивать сюжет и, конечно же, исполнять главные роли.

Сегодня наличие в наших учреждениях компьютеров – дело почти обыденное, и мы уже не можем представить свою деятельность без электронных информационных ресурсов. Новые технологии существенно расширили возможности библиотек.

Развитие информационных технологий, которое, казалось бы, должно уничтожить библиотеки, напротив, способствует тому, что наша сфера превращается в одну из мощных и важнейших отраслей индустрии информации. Новые компьютерные технологии позволяют сделать книгу привлекательной и современной, кроме того, они создают комфортную развивающую среду для читателей 

Электронная библиотечная выставка может быть создана в формате «PowerPoint» –электронной презентации. В настоящее время это формат используется для подготовки и проведения публичного выступления: лекции, доклада, сообщения. Возможности, предоставляемые данной программой, позволяют создавать электронные выставки литературы, где первый слайд представляет всю совокупность экспонируемых изданий, а все последующие – отдельные издания и/или авторов [5, с. 40-43].

Для самостоятельного просмотра электронной выставки пользователем целесообразно создание гиперссылок на первом слайде от изображения книги – к слайду с краткой аннотацией, от портрета автора – к слайду с биографическими данными. Распечатка такой презентации с дополнительными комментариями и библиографическими ссылками представляет собой иллюстрированный рекомендательный указатель. 

Компьютерные технологии в библиотеке соединяют прошлое, настоящее и будущее, они могут наполнить новым содержанием образовательную и культурно-просветительскую, а в детских библиотеках – и воспитательную функцию. Организация работы в электронном формате – насущная необходимость не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

При работе над выставкой, большое внимание уделяется дизайнерским решениям: с помощью цвета, графики, анимации появляется возможность создать настроение, привлечь внимание, подчеркнуть и выделить важные моменты. Использование анимационных заставок помогает виртуальную выставку сделать живой и динамичной. Применение флэш-технологии даёт возможность использовать аудио- и видео-форматы (то есть звуковые файлы и видеоролики), сделать выставки мультимедийными и интерактивными [22, с. 32-39].

Мультимедийность выставок позволяет более эффективно решать содержательные задачи, а интерактивность, помогает привлечь и вовлечь читателя в мир книги, создать обратную связь. Интерактивный режим –  диалоговый режим, при котором человек и компьютер обмениваются данными. Познакомившись с предложенной информацией, пользователь имеет возможность: высказать своё мнение, добавить свой материал, поучаствовать в обсуждении в режиме «он-лайн».

Виртуальная книжная выставка не дает возможности пользователю физически использовать книгу, поэтому ограничивает его возможность в получении содержательной информации. В то же время виртуальная выставка позволяет библиотекарю перенаправить читателя на дополнительные информационные источники, доступные в сети, либо предложить воспользоваться другими сервисными услугами библиотеки.

Таким образом, разнообразие форм виртуальных книжных выставок позволяет значительно расширить и содержание, и визуальное представление выставок. Традиционное статичное представление книги дополняется различными анимационными, графическими, звуковыми эффектами, что является признаком развития выставочной деятельности, также становится, очевидно, что синтез компьютерных технологий и выставочной деятельности – будущее современной библиотеки.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф