Меню Услуги

Использование мультимедиа в школьном курсе информатики. Часть 3.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

Страницы:   1   2   3   4   5


1.5 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ

 

Педагоги используют мультимедийную технику, так как она положительно влияет на учебный процесс:

— стимулирует такие аспекты обучения, как восприятие и осознание информации;

— повышает мотивацию учащихся;

— развивает навыки совместной работы и коллективного познания у учащихся;

— развивает у учащихся более глубокого подхода к обучению.

Можно использовать Мультимедиа можно использовать учащимися с различными каналами восприятия учебного материала: посредством чтения, посредством восприятия на слух, посредством просмотра видео и т.д. Качественное использование мультимедийной техники педагогом создает условия выбора для ученика.

Активными участниками образовательного процесса на таких уроках становятся ученики, а использование качественных мультимедиа позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между учащимися, их индивидуальным стилям и темпам обучения и их интересам.

Преимущество мультимедиа – компонента в том, что он решает комплекс задач как по отношению к ученикам, так и по отношению к педагогам.

Использование качественных мультимедиа, позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между учащимися, их индивидуальным стилям и темпам обучения.

Учитель использует мультимедийную технику на уроке затем, чтобы использовать преимущества мультимедиа, необходимые для решения задач урока:

— индивидуализация обучения;

— интенсификация самостоятельной работы учащихся;

— рост объема выполненных на уроке заданий;

— расширение информационных потоков при использовании.

Мультимедиа позволяет учителю часть своей работы переложить на компьютер, причём процесс обучения становится более интересным, разнообразным, интенсивным. Становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, потому что учителю не надо повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, когда повторит учитель нужный ему фрагмент.

Мультимедиа помогает оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует профессиональный рост учителя и дальнейшее освоение возможностей мультимедиа.

Мультимедиа дает учащимся:

— разнообразные формы работы повышают мотивацию и познавательную активность;

— возможность включения игрового момента, повышающего эмоциональный подъём детей;

— получает объективный результат с указанием ошибок;

— учащиеся осваивают современные информационные технологии; овладевают компьютерной грамотностью и учатся работать на компьютере. Компьютер помогает детям решать уравнения, строить графики, чертежи, готовить тексты, рисунки для своих работ. Учащиеся проявляют свои творческие способности.

Что бы воспитать личность самостоятельную, способную к постоянному обучению, необходимо менять образовательное пространство урока.

Суть инноваций — это особая организация урока, которая отличается от традиционных методик. Самое важное отличие организации нового урока взаимодействия учащихся и учителя. Педагог создает условия для получения учащимися новых знаний. Ученики должны научиться продуктивно, использовать межличностные отношения, навыки работы в группе, парах, коллективе, сформировать умение выполнять различные роли в группе.

Выступает учитель в процессе занятия как организатор, как консультант, как эксперт: организует дискуссии, направляет процесс поиска истины, знания, оказывает техническую, информационную и оценочную поддержку обучающимся.

Все более значительное место занимают мультимедийные технологии в современном образовательном процессе. Является одним из приоритетных направлений политики нашего государства в области образования внедрение этих технологий в структуру современного урока.

Сегодня мультимедиа технологии – это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса, которое позволяет развивать новые подходы к обучению. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий.

Совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение — это мультимедиа.

Компьютер стал неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Гораздо с большим интересом воспринимают их дети, чем обычный школьный учебник.

В современных условиях главной задачей образования становится формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. У учащихся формируются и совершенствуются навыки самостоятельной работы, умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы при активном использовании компьютера в образовательных целях. Информационные технологии должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами и методами обучения, деятельностью учителя и учащихся.

Процесс обучения мультимедийные технологии обогащают, позволяют сделать обучение более эффективным, дают большую степень усвоения материала учащимися, делают урок динамичнее и интереснее, что повышает мотивацию учащихся к процессу освоению новых знаний.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что использование мультимедиа технологий в учебном процессе не только целесообразно, но и позволяет достичь цели, которую ставит перед педагогами “Концепция модернизации Российского образования” — подготовка разносторонней развитой личности.

Повышается интенсивность обучения без потери глубины и полноты необходимых знаний, умений и навыков без увеличения физической и психической нагрузки на учеников, без увеличения объема учебного времени критерии эффективности информационных технологий.

 

ГЛАВА 2. МУЛЬТИМЕДИА КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ УРОКА. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ, УРОКУ. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА НА УРОКЕ

 

У каждого урока есть свои цели и задачи, которые должны быть достигнуты и решены в процессе урока и тут ничего не изменилось. Что бы подготовить урок учителю необходимо отобрать теоретический и практический, набор приемов и методов, с помощью которых эти цели и задачи можно достигнуть. Мультимедиа должна решать проблемы данного конкретного класса на данном конкретном уроке.

 

2.1 ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

 

Преподаватели сегодня постоянно сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательного интереса учащихся на уроке, отсутствием желания самостоятельно работать. Всё это происходит потому, что ученики теряют интерес к занятиям, одной из причин, надо назвать однообразие уроков. К построению урока надо подходить творчески, неповторимость урока, обоснованность использования разнообразных приёмов, методов и форм могут обеспечить эффективность обучения на уроке. Есть множество различных способов развития познавательной активности учащихся. Один из этих способов — использование мультимедийных презентаций, которые имеют огромные возможности привлечения внимания учащихся. Использование мультимедийных презентаций позволяет существенно изменить способы управления, образовательной деятельностью учащихся, применяя при изложении учебного материала иллюстрации, графики, анимации, видео и т.д. К целому ряду положительных моментов приводит регулярное использование на занятиях мультмедийных презентаций. При изучении нового материала и его закреплении, к примеру, может быть использована мультимедийная презентация. Она может помочь актуализировать знания учащихся при повторении и обобщении изученного материала в рамках комбинированного урока. На отдельном этапе или нескольких этапах урока так же возможно использование мультимедийной презентации. От содержания этого урока и цели, которую ставит преподаватель, зависит использование мультимедийной презентации на отдельном этапе или нескольких этапах урока. Могут применяться мультимедийные презентации на различных этапах урока: на этапе актуализации знаний, при изложении нового материала, закреплении, контроле, проверке или выдаче домашнего задания. Использование методики мультимедийной технологий полагает на различных этапах урока усовершенствование системы управления обучением: мотивация обучения повышается; для того чтобы повысить информационную культуру учащихся необходимо совершенствовать качество обучения и воспитания; улучшить уровень подготовки учащихся в области современных информационных технологий; необходимо показать возможности компьютера, не только как средства для игры. Решению дидактических задач способствуют мультимедийные уроки: по предмету усваиваются базовые знания; усвоенные знания систематизируются; формируются навыки самоконтроля; формируется мотивация к обучению в целом и к информатике в частности. Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. При использовании презентации можно развить разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация эффективно и оптимально соответствует дидактической цели урока: образовательный аспект: учащиеся воспринимают учебные материал, осмысливают связи и отношения в объектах изучения.

Развивающий аспект: у обучающихся развивается познавательный интерес, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизируется творческая деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитывается научное мировоззрение, умение четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства взаимопомощи.

Даёт широкие возможности нам сегодня компьютерная техника: проведение мультимедийных уроков, использование на уроке презентаций, как готовых с обучающими программами, так и созданных самим учителем. Более длительное время требуется для подготовки урока с использованием компьютерных технологий от учителя, но все затраты окупаются достигнутыми результатами обучения.

 

2.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

 

Презентации все чаще используются в процессе обучения. Разработать презентацию к занятию это всегда большая, кропотливая работа. Она приводит в порядок мысли, классифицирует материал, даёт возможность вскрыть проблемные места. Презентация позволяет весь отобранный и подготовленный преподавателем материал наглядно отобразить на экране в концентрированном, сжатом виде. Постоянно повышается методическое мастерство преподавателя работающего с мультимедийными презентациями, а именно оно является одним из главных условий повышения качества знаний обучающихся. Метод последовательного показа слайдов помогает проще усваивать учебный материал. Благодаря удобному способу подачи информации в виде красочных изображений, в которых заложена основная мысль докладчика, лекция легко воспринимается учащимися, а преподавателю нет необходимости использовать громоздкие плакаты и другие наглядные пособия. Что же необходимо для создания презентаций? Функциональные программы создания презентаций разработаны на платформе microsoft office и OpenOffice. Можно собственноручно изобретать интересные проекты для последующего показа на занятиях с их помощью. Правила создания презентаций не меняются на протяжении последних десятков лет, но появляются интересные инструменты. Прекрасной альтернативой считается средство ПромоШОУ из комплекта ФотоШОУ Pro (от AMS софт). Изначально приложение предназначено для составления увлекательных слайд шоу с музыкой, но огромный функционал позволяет добиться получения красивых, современных и уникальных видеопрезентаций для показа на занятии, на конференции или встраивания на страницы сайта. Особенности ПромоШОУ: проверенная технология создания компьютерной презентации; обширный список эффектов и переходов, включая трехмерную графику; настройка параметров каждого слайда и проекта глобально (разрешение экрана и т.д.); возможность добавить аудиодорожку и изменить её длину; экспорт результата в формате слайд шоу, на DVD или видео для YouTube. Необходимо только иметь картинки для составления проекта. Надписи, эффекты переходов и прочие элементы добавит программа для создания презентаций. PowerPoint – программа презентаций с обширными возможностями, которая входит в пакет microsoft office. Азы в оформлении презентаций были заложены еще в приложении PowerPoint 2003 года. Затем программа совершенствовалась, и появилось больше возможностей в microsoft powerpoint 2007, 2010. Наконец, в 2013 году вышла модифицированная версия, посредством которой качественные презентации создаются максимально просто. Основные особенности приложения MS PowerPoint: богатый набор инструментов для оформления слайдов; в настройках предусмотрена поддержка видео и звука, анимации; импорт данных (таблиц Excel, диаграмм) из других приложений офисного пакета microsoft office; имеются возможности для создания презентаций, полиграфии и альбомов; функция интернет-браузера позволяет сохранять медиа-файлы из сети. Самая популярная бесплатная программа, открывающая широкий спектр возможностей для наполнения слайд-шоу, позволяющая работать непосредственно в сети, редактировать и просматривать презентации, сохранять их в облачном хранилище — это PowerPoint. Программа PowerPoint позволяет осуществлять дистанционно (с рабочего места преподавателя) управление демонстрацией презентации на компьютерах, обучающихся при использовании локальной сети компьютерного класса. Но всё же, из практического опыта следует, что основное содержание работы с PowerPoint составляет вовсе не освоение интерфейса и инструментария программы, а осмысления целей ее применения в учебном процессе, потребностей учащихся, выявление преимуществ мультимедийного способа представления информации и другие действия инновационного характера. Так же, при этом не стоит преуменьшать и значения полного овладения средствами PowerPoint. В состав офисного пакета OpenOffice входит многофункциональная программа Impress. Программа презентаций Impress дает возможность пользователю создавать слайд-шоу с множеством элементов: текст, таблицы, списки, диаграммы, изображения, графика. Ключевые особенности программы Impress: создание презентаций с рисунками, звуковыми эффектами и анимацией; экспорт данных в форматы PDF, PPT, SWF; заданы текстовые и фоновые стили создания презентаций; имеется тезаурус, проверка правописания; полезное меню помощи; доступна, русскоязычна версия приложения. Impress – многофункциональная программа создания красочных показов слайдов подходит для ПО Windows, Mac OS X и Linux. Удобная система навигации приложения позволяет с легкостью дополнять работу различными элементами, содержащимися в слайдах. Можно скачать программу для создания презентаций на свой компьютер, но для этого потребуется устанавливать весь пакет офисных программ OpenOffice, а затем выбрать в нем пункт Custom Install для выборочной инсталляции необходимых компонентов. Kingsoft Presentation – удобная программа создания презентаций на площадке microsoft office. Приложение обладает широкими функциональными возможностями. К недостаткам данного сервиса можно отнести отсутствие русскоязычного интерфейса. Программа презентаций Kingsoft Presentation восполнит пробелы благодаря более совершенным настройкам, облегчающим работу. Основные особенности программы Kingsoft Presentation: доступные элементы: рисунки, объемный текст, фигуры, графика, диаграммы, таблицы, блок-схемы и flash-анимации; возможность вставлять в слайд-шоу видеоролики и музыкальное сопровождение; простота редактирования, управления компонентами программы; варианты переходов между слайдами, регулирование скорости перехода; экспорт презентации в PDF-формат непосредственно из приложения; вкладочная структура позволяет одновременно работать над несколькими презентациями. В отличие от предыдущих программ, ProShow Producer можно назвать универсальным, благодаря внушительному набору инструментов и простоте их использования. С помощью полезной программы презентаций можно сотворить шедевр из слайдов, используя встроенные шаблоны и спецэффекты. Ключевые особенности программы ProShow Producer: 20 шаблонов для создания мультимедийных презентаций; 150+ переходов слайдов и спецэффектов; поддержка работы со слоями для слайдов; наличие множества комбинаций анимированных компонентов; поддержка видео в HD- качестве и звукового сопровождения; текстовые, графические и видеоэффекты; возможность создавать фильмы из фотографий; инструменты для создания объемных 3D-композиций. Основной девиз программы создания презентаций: простота, удобство и функциональность. Русский интерфейс приложения повышает его популярность. С помощью ProShow Producer можно создавать оригинальные показы слайдов с 3D-элементами, музыкальными треками и анимационными титрами. Благодаря готовым шаблонам можно сэкономить время на процессе компоновки слайдов. Все вышеперечисленные программы создания презентаций и слайд-шоу полезны по-своему. Наиболее распространенная программа PowerPoint отвечает всем требованиям для эффективной работы со слайдами. Она представлена в русскоязычном формате и имеет интеграцию с сетью интернет, благодаря чему можно редактировать и сохранять созданную презентацию непосредственно в облаке, создавать слайд-шоу дистанционно несколькими пользователями.

Основные этапы разработки электронной презентации. В самом общем случае четыре основные стадии включает разработка презентации:

1)концептуальное проектирование;

2) проектирование;

3) разработка методических рекомендаций;

4) педагогическая реализация и анализ результатов.

На стадии концептуального проектирования выделяются основные функции и характеристики презентации, формируются концепция и облик создаваемого продукта, определяются структура, содержательная направленность и глубина представляемого учебного материала, принимаются принципиальные дидактические и программно-технические решения.

Самая сложная и ответственная стадия проекта — это концептуальное проектирование. Имеют творческий характер и трудно формализуемы задачи, которые решаются на этом этапе. Не автоматизируются творческие процессы автора: остаются выбор темы и подбор материала. Автоматизации подлежат лишь процессы воплощения авторских идей (на этапе проектирования) в готовый продукт и процессы его публичного воспроизведения. Оптимальный баланс между содержанием и средствами его представления является при этом основным успехом. На стадии проектирования осуществляется создание шаблонов (заготовок) слайдов и основных информационных компонентов: текстовых фрагментов, графических объектов (например, элементов структурных схем) и их наполнение предметным содержанием. Технология создания электронных презентаций предусматривает выполнение на этапе проектирования следующих видов работ:

  • учебный материал обрабатывается, подготавливается и структурируется;
  • для размещения на слайдах подготавливается и разрабатывается компьютерный графический материал;
  • формирование и интеграция информационных компонентов на слайдах;
  • отладка презентации.

На этапе выработки методических рекомендаций педагог прогнозирует действенность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяет методические аспекты их проведения и проектирует с данными ресурсами в учебном процессе.

При планировании «опорного конспекта» использование электронных презентаций расширяет возможность создания большого объема символьных образов, которые являются основой опорного конспекта. Образы могут быть анимационными, что невозможно традиционными способами. Возрастает ценность педагогической презентации, если в ней реализован потенциал, обеспечивающий вариативность применения (ориентация на разную глубину усвоения учебного материала, разную исходную подготовленность обучаемых и т.п.). Распознание текущего психологического состояния и уровня знаний обучаемых — суть первой задачи. Планирование и реализация оптимальной последовательности действий, выбор пути предоставления информации, соответствующей уровню подготовки обучающихся — суть второй задачи.
Заранее должны быть изложены желаемые изменения как часть критериев качества на этапе концептуального проектирования (например, «85% учащихся должны быть способны демонстрировать свои знания в…»).

О том, что применение электронных презентации способствуют интенсификации учебного процесса, говорят следующие факты:

  • увеличение целенаправленности обучения;
  • рост мотивации и повышение интереса к предмету;
  • улучшение эмоционального состояния учащихся и т.п.

Краткая характеристика основных структурных элементов презентации.

Слайд является основной единицей электронной презентации в среде PowerPoint. Как правило, являются обязательными структурными элементами:

  • обложка;
  • титульный слайд;
  • оглавление;
  • учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики);
  • словарь терминов;
  • справочная система по работе с управляющими элементами;
  • система контроля знаний;
  • информационные ресурсы по теме.

Содержательное наполнение указанных слайдов при этом может быть прокомментировано следующим образом.

По возможности обложка должна быть красочной, поэтому оформлять её следует с помощью графических вставок и фонов. Должен способствовать улучшению эмоционального состояния учащихся и повышать их интерес к предмету (изучаемой теме) дизайн обложки. Должен включать титульный слайд:

  • название темы;
  • информацию об образовательном учреждении;
  • сведения об авторе;
  • дату разработки;
  • информацию о местоположении информации в сети, на локальном компьютере и имя файла.

Оглавление является очень важным структурным элементом презентации. Оно должно быть достаточно подробным с одной стороны, для того чтобы обеспечивать оперативный доступ (через гипертекстовые ссылки) к ее сравнительно небольшим содержательным частям, с другой стороны, максимально обозримым, т.е. находиться на одном слайде. Таким требованиям, как показывает практика, удовлетворяет двухуровневое оглавление (разделы и подразделы).

Графическое представление учебного материала позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения.

Содержание и организация электронных презентаций, выполняющих функции базовых конспектов, должны провести обучающегося по некоторому заранее определенному маршруту усвоения знаний.

Как правило, каждый слайд, презентующий учебный материал, содержит:

  • область отображения местоположения страницы в контенте презентации;
  • одно или несколько текстовых полей. Небольшие графические вставки (формулы, графики, таблицы и т.п.) может включать текст;
  • область для размещения элементов управления на странице.

В электронной презентации следует выделить наиболее общие требования к средствам, формам и способам представления содержания учебного материала:

  • сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;
  • объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;
  • каждому положению (каждой идее) должен быть отведен отдельный абзац текста;
  • основная идея абзаца должна находиться в самом начале (в первой строке абзаца), так как лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца;
    предпочтительнее использование табличного (матричного) формата предъявления материала, который позволяет представить материал в компактной форме и наглядно показать связи между различными понятиями;
  • при проектировании характера и последовательности предъявления учебного материала должен соблюдаться принцип стадийности: информация может разделяться в пространстве (одновременное отображение в разных зонах одного слайда) или во времени (размещение информации на последовательно демонстрируемых слайдах).

На отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок должна тщательно проверяться вся вербальная информация, должна органично дополнять текст графика. Словарь терминов. Наличие такого словаря весьма желательно. Словарь терминов и определений предпочтительнее на отдельном слайде (серии слайдов) оформить. Целесообразно разместить соответствующую кнопку для обращения к словарю терминов на соответствующих страницах учебного материала. Справочная система по работе с управляющими элементами презентации должна представлять собой отдельный слайд с описанием всех используемых экранных кнопок для уточнения их функционального назначения. Понятность, наличие на экране нужных подсказок в нужный момент и, главное, минимальное (только необходимое) количество элементов управления на каждой странице — основные требования к элементам управления.

Являются Основными элементами управления:

  • кнопки перехода из оглавления на начало тем;
  • кнопки перехода со слайда на слайд вперед и назад;
  • кнопка возврата в оглавление;
  • кнопка вызова подсказки;
  • кнопка перехода в словарь терминов;
  • гиперссылки для вывода на экран иллюстраций, таблиц, графиков и пр.

Имеющие не очевидное представление элементы управления презентацией, должны обеспечиваться всплывающими подсказками. Должна вызываться практически с любого слайда справочная система по работе с управляющими элементами презентации, и поэтому ее желательно представить на всех кадрах управляющей кнопкой на экране.

Организованная система контроля знаний в среде PowerPoint может быть как эспресс-тестирование или через систему гиперссылок (для организации самоконтроля при работе с презентацией как с опорным конспектом).

Возможно предъявление при экспресс-тестировании тестовых заданий в автоматическом режиме на ограниченное (зависящее от сложности вопроса) время (задается при выборе параметров анимации объекта). На бумажном носителе (с указанием фамилий или анонимно, в зависимости от целей тестирования) могут фиксироваться при этом ответы учащихся, и учитель их анализирует после завершения урока.

При подготовке презентации педагог использует информационные ресурсы по теме, которые представляют собой, прежде всего, перечень источников информации, как на бумажных носителях, так и электронных (CD-ROM, Интернет-ресурсы). Учащимся предлагается список ресурсов для самостоятельного изучения отдельных вопросов по теме урока, который может содержать как обязательные, так и дополнительные источники информации. Следует учитывать при выборе шрифтов для вербальной информации, что прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные; отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5. Наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75.

Эффективность восприятия материала снижает любой фоновый рисунок и повышает утомляемость глаз обучаемого. Элементом заднего (второго) плана является фон. Он должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее.

Даны рекомендации особенностей по оформлению презентаций, которые в значительной степени влияет на эффективность восприятия представленной в ней информации обучающимися.


Страницы:   1   2   3   4   5

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *