Страницы: 1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы развития речи у дошкольников
1.2. Средства развития речи старших дошкольников
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Использование различных видов наглядного материала в работе по развитию речи у старших дошкольников
2.2. Методы и приемы использования наглядного материала на занятиях по развитию речи у старших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с введением Федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию.
Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное развитие речи и мотивация к речевому общению.
Развитие речи является центральной задачей воспитания и обучения детей в детском саду. Данный факт обусловлен социальной значимостью и ролью развития речи в формировании личности детей дошкольного возраста. Именно в процессе речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
По мнению ученых (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Жинкин, Ф.А. Сохин и др.) речь является высшей формой мыслительной деятельности, которая определяет уровень умственного развития ребенка.
Изучением особенностей развития речи и разработкой методик обучения дошкольников занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева и др. Авторы подчеркивают необходимость развития речи как важнейшего условия успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают необходимость специального речевого воспитания (М.М. Алексеева, А.А. Леонтьев и др.).
Наиболее важным фактором, облегчающим процесс развития речи, по мнению С.Л. Рубинштейна и А.М. Леушиной, является наглядность. Этот факт обусловлен возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста. Рассматривание предметов, картин помогает детям назвать предметы, характерные признаки, производимые с ними действиям. Авторы раскрывают проблему развития речи у старших дошкольников с использованием средств наглядности.
Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, точнее, наглядный материал. Доказательство этому – многолетние исследования, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъякова, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера.
Специалист по дошкольной педагогике О.С. Ушакова в своих трудах «Развитие речи дошкольников» и «Программа развития речи дошкольников» раскрывают возможность применения серии сюжетных картин в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста. О возможности использования картинок в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста в своей работе «Учусь говорить» достаточно много пишет и В.В. Гербова.
На основе изученной литературы была определена тема исследования «Использование наглядного материала на занятиях по развитию речи у дошкольников».
Актуальность темы исследования также обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития у детей речи. являются одной из центральных задач речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в процессе речевого взаимодействия реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Использование наглядных материалов на занятиях по формированию речи у старших дошкольников помогает ребенку задействовать свое образное мышление и зрительно представить многие абстрактные понятия, которые сложно объяснить вербально. Это значит, что использование наглядных материалов в работе с детьми является эффективным способом доведения их речевых навыков до нормы, определенной для возрастной категории старшего дошкольного возраста. В свою очередь решается проблема развития связной речи у данной категории обучающихся, что и является центральной задачей речевого воспитания.
Проблема исследования: влияние наглядных материалов, используемых в ходе занятий, на формирование у старших дошкольников связной речи, соответствующей нормам, определенным для данной возрастной категории.
Объект исследования: Занятия по развитию речи со старшими дошкольниками
Предмет исследования: использование наглядного материала на занятиях по развитию речи у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее при использовании различных видов наглядного материала, а также методов и приемов, предполагающих его применение.
Цель исследования: Обосновать целесообразность использования наглядного материала на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками.
Для реализации поставленной в исследовании цели были определены основные задачи:
1. Изучить психолого-педагогические основы развития речи дошкольников.
2. Охарактеризовать средства, используемые для развития речи со старшими дошкольниками.
3. Рассмотреть виды наглядного материала, используемого в работе по развитию речи со старшими дошкольниками.
4. Исследовать и апробировать методику использования наглядного материала на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: использование наглядных средств обучения в процессе выполнения занятий по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста способствует проявлению ими большей познавательной активности, заинтересованности и устойчивости внимания.
Методы исследования:
— теоретические: анализ педагогической литературы, изучение нормативных и программно-методических документов;
— эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа.
Теоретические основы исследования:
— научные изыскания В. П. Глухова, М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, А.М. Бородич, О. И. Соловьевой, Н.Ф. Виноградовой, А.И. Максакова, М.И. Поповой, Ф.А. Сохина, Н. А. Стародубовой, Е И. Тихеевой и др. в области теоретико – практических аспектов проблематики формирования связной речи детей дошкольного возраста;
— исследование роли наглядных материалов в воспитании ребенка дошкольного возраста, в том числе и в процесс формирования его речи таких авторов как Р. И. Жуковская, О. А. Бизикова, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении содержательно – смыслового поля педагогической интерпретации методов и форм использования наглядных материалов в процессе формирования речи у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования – результаты исследования могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных учреждений; модель формирования речевых навыков у старших дошкольников посредством использования наглядных материалов может быть использована педагогами при построении учебно-воспитательного процесса.
База исследования: подготовительная группа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (далее МБДОУ).
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников, приложения.
Объем работы представлен на 50 страницах печатного текста компьютерного набора, наименованиями списка используемых источников, таблицами, рисунками и приложениями.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В данной главе раскрывается теоретические основы развития речи у дошкольников, в том числе и с использованием наглядных материалов. Изучены и описаны точки зрения отечественных педагогов и психологов на средства и процессы психолого-педагогического развития речи у дошкольников.
1.1. Психолого-педагогические основы развития речи у дошкольников
Дети дошкольного возраста, с точки зрения их обучения чему-либо, представляют собой особую группу, имеющую ряд ключевых отличий от групп иных обучающихся. В силу их малого возраста в процессах обучения дошкольников активно такой психический процесс, как восприятие, в том числе и при обучении их речи. Как указывает Н. И. Жинкин, в основе образовательного процесса, в котором задействованы дошкольники, восприятие всегда играет одну из ключевых ролей еще и потому, что, если ребенку не хочется воспринимать информацию, он пока не в состоянии сам себя мотивировать и заставить. К тому же, дети от 3 до 7 лет не могут воспринимать слишком сложные образы. Поэтому важно, чтобы процесс обучения был основан на обработке ими простых и понятных для них чувственных образов, вызывающих неподдельный интерес [14; с.112] В случае, если ребенок развивается в соответствии с нормами как физического, так и психологического развития, то способности ребенка, лежащие в плоскости восприятия, также развиваются весте с ним, так как являются важной частью психологической характеристики его личности. Именно поэтому для дошкольников в процессе обучения их речи, также важно учитывать данный фактор. Чем более развит ребенок, тем боле осмысленным и целенаправленным становится его восприятие окружающей действительности [18; с. 39] Отечественный психолог и педагог А. А. Бондаренко в своих работах указывает, что восприятие – это основа ряда психологических процессов, особенно в контексте развития ребенка дошкольного возраста. Без восприятия невозможно представить правильное формирование психических процессов высокого порядка, одним из которых и является речь человека.
Как отмечает А. А. Бондаренко, восприятие у детей развивается, начиная с самого младшего возраста и намного лучше его развитие проходит, если взрослые приучают ребенка к разнообразной творческой деятельности, осуществляемой в игровой форме. Среди видов деятельности, позволяющих развить первичное восприятие, которое затем станет базой для развития в том числе и речи, можно отметить рисование, просмотр мультипликационных фильмов, лепку, взаимодействие ребенка с игрушками, прослушивание музыки [3; с. 47].
О том, что такое восприятие говорит уже сложившееся научное понимание данного процесса. Он, в первую очередь, связан с получением и переработкой информации, которую ребенок, взрослый человек, получает из окружающей среды. Иногда также можно встретить определение восприятия, сформулированное как чувственное отражение действительности, которое происходит в сознании человека, позволяя ему отличать и усваивать окружающие вещи и явления [8; с. 202]. Данное определение является более точным, так как указывает и на процесс, и на следствие.
По мнению Л. С. Выготского (стр. 211) еще один компонент, влияющий на процессы психологического развития ребенка и формирование у него устойчивых и правильных навыков устной и письменной речи – зрение. Отметим, зрение является основой зрительного восприятия – одного из важнейших элементов восприятия в целом.
По мнению кандидата психологических наук Н. М. Скитяевой интерес исследователей к связи зрительного восприятия и речи ребенка выразился в проведении ряда экспериментов, в ходе которых удалось констатировать, что при соответствующему норме уровню речевого развития ребенок легко воспринимает невербальные сигналы вокруг. Зрительная информация, получаемая ребенком, особенно если ее много, также быстрее успевает осмысливаться [24; с. 88].
Таким образом, в психологии существует эмпирически подтверждённая связь между процессами речевого развития ребенка и его зрительным восприятием информации, отраженной посредством событий и предметов, которые он видит и воспринимает. При этом, после установления данной связи, ряд психолого-педагогических экспериментов и наблюдений был направлен на то, чтобы выяснить, какие именно свойства зрительного восприятия и речи наиболее сильно связаны и взаимозависимы друг от друга.
В работах Н. М. Скитяевой сделан вывод о том, что что дети с нормальным для их возраста уровнем развития речи не испытывают трудностей с узнаванием различных предметов, демонстрируемых им с разных ракурсов и точек. Это говорит о связи речи и контрастивного, т.е. сопоставительного свойства человеческого зрения, в том числе и у детей дошкольного возраста.
Еще одно свойство зрительного восприятия детей, которое также тесно связано с их речевым развитием – апперцепция, т.е. способность узнавать ранее увиденные предметы на основе прежних представлений ребенка о них. И родственные апперцепции, и процессы антиципации напрямую зависят от речевого развития ребёнка. Так дети с речевым развитием, соответствующим их возрастной норме, благодаря развитию апперцепции способны предвосхитить происходящее на основе видимых им действий и предметов вокруг. Как следствие, они способны обдумать и отреагировать на какое-либо событие, происходящее на их глазах, без длительной задержки своего внимания на нем.
Существует ряд показателей, таких как предметность, избирательность и осмысленность зрительного восприятия, которые у детей дошкольного возраста зависят от их речевого развития. Так, с речевым развитием, соответствующим возрастным нормам дошкольников, дети приобретают и способности описывать увиденные ими объекты, выделять их из ряда иных объектов, находящихся в поле зрения и соотносить образы с конкретными предметами.
Далее необходимо рассмотреть особенности слухового восприятия детей и его связь с речевым развитием. А.Р. Лурия отмечает, что, как и между речью и зрением, между слухом и речью также существует сложная взаимосвязь. Для развития речи большую роль играет слух, т.к. это главный физиологический механизм, на основе которого развивается речь. Ребенок повторяет то, что слышит: его речь является отражением речи говорящих с ним. У ребенка с нормальным слухом быстро возникает связь между слуховым и двигательным анализатором коры. В дальнейшем между этими и другими анализаторами (зрительным) возникает система условных связей, которые постоянно развиваются и укрепляются повторяемыми связями [20; с. 122].
Отечественный исследователь, Е. Л. Черкасова, подчеркивает, что именно слуховое восприятие более всего влияет на развитие речи детей дошкольного возраста по её мнению роль слухового восприятия, также очень велика, особенно в развитии познавательной деятельности, в обогащении воображения и представлений у человека об окружающем мире. Слух имеет и более конкретное «речевое» назначение: с его помощью ребёнок имеет возможность расширять словарный запас, развивать устную речь, вносить в неё необходимые фонематические коррективы.
Именно взаимосвязь речи и слухового восприятия у детей изучена наиболее хорошо, как с психологической, так и с педагогической и медицинской точек зрения. Благодаря данной информации сегодня комплексная работа ребенка и его законных представителей с педагогами, врачами и психологами позволяет наиболее точно понять взаимосвязь влияния слуха на формирование речи у детей дошкольного возраста, а также корректировать и улучшать существующие методики работы с детьми, которые, так или иначе, задействуют их слуховые способности.
В свою очередь и слуховое и зрительное восприятие, а также речь ребенка, оказывают влияние на формирование процессов запоминания и памяти в целом. Некоторые исследователи подчёркивают тот факт, что именно речь лежит в основе памяти. Память же, в свою очередь, является не чем иным, как усложненной формой речи. Поэтому развитие памяти и способности ребенка к запоминанию зависит в первую очередь от речи, а затем уже от слухового и зрительного восприятия, хотя все эти процессы взаимосвязаны.
У детей дошкольного возраста наблюдается зависимость между речевым развитием, краткосрочной памятью и процессами сохранения умственных способностей. С речевым развитием также связана концентрация и распределение внимания у детей дошкольного возраста. При нормальном уровне речевого развития дети, как правило, способны удержать внимание на каком-либо объекте, что позволяет им зрительного его воспринять.
Речь детей дошкольного возраста также связанна с развитием у них речевого интеллекта, который оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие памяти. Детям в дошкольном возрасте при исключении у них каких-либо отклонений речевого развития действительно легче, чем сверстникам с логопаталогиями, запоминать слова, трактовать их и сопоставлять их с предметами и явлениями, которые они обозначают. Уровень развития речи, а, следовательно, и речевого интеллекта, соответствующий возрастной норме, находится в прямой зависимости от процессов изучения языка.
В методике развития речи существует подход к рассмотрению психолого-педагогических основ развития речи у дошкольников, так как с точки зрения речевого развития дошкольника, ребенок наиболее активно усваивает разговорный язык, что находит отражение на становлении его речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Итогом данного периода становятся навыки фонетической, лексической и грамматической речи, сформированные у детей и демонстрируемые ими на протяжении всей дальнейшей жизни [23; с. 107].
Данный подход согласуется и с ранее рассмотренными подходами, указывающими на взаимосвязь речи со слуховым и зрительным восприятием, так как именно различные аспекты восприятия лежаться в основу и являются корреляционными для процесса развития речи. Полноценное же владение устной речью, формируемое в дошкольном возрасте, отечественные психологи, например, А. А. Бондаренко и И. В. Гуркова, называют залогом дальнейшего развития ребенка, а именно, умственного, нравственного и эстетического компонентов его сознания [3; с. 85].
В психологии выделен системный подход, рассматривающий развитие речи у детей дошкольного возраста как часть развивающей образовательной системы, состоящей, в свою очередь, из комплекса мер и мероприятий, реализуемых сразу на четырех уровнях: программно-методическом, организационно-управленческом, социально-педагогическом и психологическом.
Автор нескольких десятков учебных пособий и учебников, в том числе и по развитию речи, О. Л. Соболева также указывает взаимосвязь речевого развития дошкольников с эмоциональным компонентом развития личности ребенка. Так, для процесса познания эмоции становятся неотъемлемой частью и позволяют психологам говорить об интеграции эмоционального и когнитивного компонентов. Особенно важной роль эмоции в процессе познания представляется с точки зрения развития у дошкольника образного мышления. Таким образом, с одной стороны, в процессе изучения языка и формирования у ребенка речевых навыков эмоции позволяют ему включится в процесс, связывая познавательную и игровую деятельность и влияя на развитие образного мышления. С другой стороны, чем лучше ребенок владеет речью, тем более развита у него способность управлять собственными эмоциями: сильнее выражать или сдерживать их в зависимости от окружения и обстоятельств [25; с. 61].
Еще одним важным аспектом взаимозависимости речи от эмоций и наоборот становится тот факт, что речь, вне зависимости от возраста говорящего, практически всегда включает в себя не только информационную или коммуникативную функции, но еще и эмоциональную. Российский лингвист и психолог Н. И. Жинкин в своих трудах пишет, что для детей дошкольного возраста характерно донесение информации не только посредством слов, но и благодаря эмоциональной окраске речи и экспрессии. Таким образом, эмоции играют важную роль при развертывании речевого сообщения. В отношении же детей дошкольного возраста эмоции, наряду со смысловым компонентом речи, являются одинаково значимыми. Так, психологи указывают на менее развитые у детей в возрасте до семи лет способности по управлению собственными эмоциями. В данном случае эмоции, продемонстрированные ребенком, зачастую передают больше информации, нежели слова, сказанные им во время речевого акта [22; с. 124].
Таким образом, передача мысли у детей дошкольного возраста неотделима от передачи их эмоционального состояния, т.к. в своих эмоциональных порывах они, порой, более откровенны, чем взрослые, что говорит нам о сильной связи между развитием речи и эмоциональным компонентом.
Развитие речи и речевого общения в значительной мере обусловлено эмоциональной чувствительностью ребенка дошкольного возраста к взаимодействию с взрослыми и сверстниками: общему тону общения, тембру, интонации обращения к ребенку, силе голоса, темпу речи. Эмоции, включаясь в систему интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов, играют важную роль в развитии образного мышления. Владение речью дает возможность ребенку управлять собственными эмоциями, тормозить одни и усиливать другие эмоциональные проявления в той или иной ситуации общения с окружающими.
Раскрывая структуру, которую имеет любое речевое высказывание, Н. А. Стародубова отмечает следующие умения: быструю ориентировку в условиях общения, умение спланировать свою речь, выбрать содержание, для передачи которого необходимо подобрать языковые средства, и обеспечить обратную связь, иначе общение не даст желаемого результата. Эти умения можно рассматривать как составляющие языковой компетентности как ребенка, так и взрослого. Владение ими дает возможность представителю любой возрастной категории переносить усвоенные единицы языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания [27; с. 19].
Понимание рассмотренной выше структуры лежит в основе процессов речевого воспитания детей дошкольного возраста. Основными же педагогическими задачами этого процесса являются: воспитание звуковой культуры речи ребенка, развитие у него умений грамотно и грамматически правильно выстраивать речевые фразы, формирование достаточного для дошкольного возраста словарного запаса и потребности к его дальнейшему расширению, объективации и активизации. Решение этих задач происходит как на протяжении всего дошкольного возраста, так и в период обучения ребенка в средних и старших классах. Однако, как отмечают исследователи, именно дошкольный возраст позволяет заложить тот фундамент и базис, который затем будет использоваться ребенка для дальнейшего усложнения своей когнитивной деятельности, включающей усложняющиеся с возрастом методики и средства речевого обучения [26; с. 95].
Российскими и зарубежными психологами и педагогами научно доказано – стихийное обучение ребенка речи, то есть проходящее без применения каких-либо специальных средств и методик, а также без педагогического воздействия со стороны взрослых, не позволяет ему достичь высокого уровня речевого развития [10; с. 86]. Это связано в первую очередь с тем, что дети в младшем и старшем дошкольном возрасте способны сами придумывать новые слова, включая их в речевые обороты, ориентируясь при этом как на собственное эмоциональное восприятие действительности и на доступные им сведения о грамматической и смысловой стороне родного языка. Наиболее характерно такое проявление интереса к окружающей языковой действительности у детей младшего дошкольного возраста. Однако, при бесконтрольном речевом развитии ребенка в старшем дошкольном возрасте неминуемы сложности, возникающие на почве неправильного восприятия и интерпретации языковой действительности, проявленных ребенком ране.
Исследователи также отмечают значение развитой связной речи для детей старшего дошкольного возраста. Именно в ней концентрируются достижения ребенка не только в речевом развитии, но и в личностном. Две формы связной речи — диалог и монолог — неравномерно формируются в старшем дошкольном возрасте и играют разную роль в жизни ребенка. Наиболее социально значимой для дошкольника является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Развитие диалога — это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу [11; с. 71].
В диалоге зреет монологическая, более сложная форма речи, элементы которой появляются в высказываниях детей к 5 годам. Монолог требует от ребенка умения осознанно строить высказывания. Поэтому без специального обучения (разъяснения), к которому можно приступить уже в старшем дошкольном возрасте, монологическая речь формируется крайне трудно и искаженно. Элементы монологической речи появляются у детей к пяти годам, так как монолог является более сложной формой речи, развитие и становление которой требуют от ребенка определенного уровня общего развития, именно с этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном. Успешное овладение монологической речью подразумевает целенаправленное обучение, формирование определенных навыков построения связных текстов [18; с. 116-119].
Подводя итоги, отметим, что в ходе работы над данным параграфом были выделены несколько компонентов, влияющих на процессы психологического развития ребенка и формирование у него устойчивых и правильных навыков устной и письменной речи.
Одни из них – восприятие, без которого невозможно представить правильное формирование психических процессов высокого порядка, одним из которых и является речь человека. Еще один компонент – зрение, которое является основой зрительного восприятия – одного из важнейших элементов восприятия в целом. Третий компонент – слух и слуховое восприятие. Между речью и зрением, между слухом и зрением также существует сложная взаимосвязь. И слуховое и зрительное восприятие, а также речь ребенка, оказывают влияние на формирование процессов запоминания и памяти в целом. Исследователями в области психологии и педагогики определена взаимосвязь речевого развития дошкольников с эмоциональным компонентом развития личности ребенка
В психологии выделяется системный подход, рассматривающий развитие речи у детей дошкольного возраста как часть развивающей образовательной системы, состоящей, в свою очередь, из комплекса мер и мероприятий, реализуемых сразу на четырех уровнях: программно-методическом, организационно-управленческом, социально-педагогическом и психологическом.
1.2. Средства развития речи старших дошкольников
На сегодняшний день в педагогической практике существует большое количество средств, применяемых с целью развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Выбор того или иного средства зависит от совокупности различных факторов, например, от методов работы, которые применяются в воспитательном процессе и при работе с детьми, от характера познавательной деятельности детей, уровня их развития и демонстрируемых способностей и т.д.
От выбранных средств также зависит и выбор методики развития речевой деятельности, так как классифицировать существующие методы удобнее всего как раз по совокупности применяемых в их рамках совокупность средств. Так, исходя из данного критерия исследователи выделяют три основные группы методов: наглядные, словесные и практические. Отмечается, однако, что благодаря универсальности многих средств и возможности их применения одновременно в рамках многих методик, данное деление является скорее условностью [1; с. 107-108].
Так, например, в наглядных методах не исключено применения средств, предполагающих словесное объяснение, а в словесных методах может быть допущено применение наглядных средств.
Чтобы рассмотреть средства развития речи старших дошкольников необходимо обратиться к ряду конкретных методик, включающих данные средства. Так, например, М. М. Алексеева (кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ) в своей книге «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» отмечает, что при выборе как средств, так и методик ключевым для педагога становится точное знание начальных фактических языковых возможностей детей и возрастные нормы, которым языковое развитие детей должно соответствовать. Для детей старшего дошкольного возраста М. М. Алексеева выделяет несколько средств речевого развития, которые являются наиболее подходящими для данной возрастной группы [1; с. 112]:
1. Регулярное общение взрослых с детьми, не предполагающее как употребление слишком сложных слов, фраз и речевых оборотов, так и излишне упрошенной формы общения;
2. Регулярное общение ребенка и воспитателя;
3. Помещение ребенка в культурную языковую среду, в том числе и обеспечение занятий с квалифицированными педагогами;
4. Использование потенциала художественной литературы;
5. Использование изобразительно-выразительных средств, имеющих отношение к изобразительному искусству, музыке, танцу, театру и др.
Похожие средства речевого развития указывает в своих работах и Ф. А. Сохин. Исследователь отмечает перечень тех средств, которые необходимы для нормального речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста в первую очередь. Среди них он выделяет [22; с. 92]:
1. Общение;
2. Изучение литературы и искусства как источника текстовых и визуальных культурных образов;
3. Культурная языковая среда.
Обе классификации группы средств предполагают выделение общения как одного из основных средств речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста. Процесс общения предполагает собой как вербальное, так и невербальное взаимодействие двух и более людей между собой с целью обмена информацией. Таким образом, общение – это многофункциональный процесс, сочетающий в себе как информационный компонент (обмен информацией), так и коммуникативный (взаимодействие).
Многофункциональность общения также предполагает, что информация может доноситься не только благодаря вербальному характеру ее сообщения, но и при использовании дополнительных инструментов. Таковыми, например, при использовании средства «общение» могут стать различные наглядные изобразительные материалы, которые могу существенно влиять на характер общения. Так, наиболее продуктивным с точки зрения речевого развития детей старшего дошкольного возраста признается организация содержательного общения ребенка с педагогом [21; с. 215].
Следующее отмеченное во множестве методик средство языкового развития – культурная языковая среда. Как отмечает Ф. А. Сохин, суть данного средства состоит в том, что наука установила взаимосвязь между процессами речевого развития и формирования внутренних речевых механизмов ребенка и окружающей речевой среды, состоящей из речи взрослых и детей, которые слышит ребенок [22; с. 84].
Данное средство наиболее значимо для детей, склонных к подражанию и использующих его, чтобы воспроизвести в том числе манеру речи и саму речь людей из своего ближайшего окружения. Именно поэтому к речи педагога как человека, непосредственно влияющего на процессы формирования речевых навыков детей дошкольного возраста, уделяется огромное внимание.
У ребенка старшего дошкольного возраста развитие и функционирование внутренних речевых механизмов напрямую связано с процессом повторения за взрослыми. Ребенок в своем речевом развитии неосознанно ориентируется на взрослых и находится под влиянием систематически организованной речи воспитателей, родителей, других родственников и более дальнего взрослого окружения. В стремлении подражать окружающим взрослым ребенок перенимает от них большое количество речевых характеристик: тонкости произношения, манеру построения фраз и предложений, начинает употреблять те же слова, что регулярно употребляют в своей речи окружающие его взрослые, перенимает ребенок и все ошибки взрослых. Таким образом, речевая среда – это важное средство развития речи. При этом создание благоприятной для ребенка языковой среды, способствующей формированию у него правильных речевых навыков, требует включение в процесс речевого развития всех взрослых из ближайшего окружения.
К воспитателю и педагогу при организации культурной языковой среды предъявляется больше требований, чем к родителям ребенка, так как именно он на профессиональном уровне отвечает за сформированность правильных речевых навыков воспитанников. Речь педагога должна быть одновременно содержательной, точной и логичной. Не менее важно соответствие речи уровню развития детей, так как от этого зависит, смогут ли воспитанники понять педагога. Также важны фонетическая, орфоэпическая и грамматическая правильность речи педагога, так как ребенок будет подражать услышанному от педагога, особенно на занятиях по речевому развитию. Такие характеристики, как громкость речи, ее скорость также важны для создания благоприятной для детей языковой среды, так как тоже влияют на понимание ребенком сказанного.
Рассмотрим еще одно средство развития речи старших дошкольников, особо выделенное Н. А. Стародубовой – обучение. Основные свойства обучения: планомерность, регулярность, целенаправленность. Так, в отличие от рассмотренных ранее общения и культурной языковой среды, обучение носит системный и организованный характер, ориентированно на особенности каждой отдельной возрастной группы детей, оно регулярно и основывается на необходимости восполнения существующих в речевых навыках ребенка пробелов. Обучение намного более упорядоченно, нежели общение или культурная языковая среда. Однако, по сравнению с данными средствами, обучение в старшем дошкольном возрасте, не воспринимается многими родителями как обязательный компонент при формировании речевых навыков [27; с. 22].
Обучение как средство формирования речевых навыков может иметь различные организационные формы и быть эффективным дополнением к общению, так как позволит, например, исключить пробелы в языковом развитии, связанные с тем, что более сложная лексика, не употребляемая в процессе общения детей с взрослыми и сверстниками, может быть не изучена ребенком. Обучение позволяет выделить именно те направления работы, которые необходимы для всестороннего речевого развития дошкольника. Оно также может являться эффективным за счет своей организованности средством контроля за уровнем речевого развития детей [2; с. 45].
При этом, реализация обучения может быть самой разнообразной, в зависимости от множества уже опробованных и подтвердивших свою эффективность методик, частью которых обучения является. Так, например, в случае старшего дошкольного возраста, высокую эффективность показали групповые занятия [5; с. 141].
Использование наглядных материалов в качестве средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста помогает педагогу привлечь интерес детей к предмету обучения и сконцентрировать внимание обучающихся.
Наглядные материалы, используемые в процессе обучения, положительно влияют на процессы речевого формирования, а также способствуют улучшению мыслительных процессов детей, в частности. Такой эффект достигается благодаря не только информативному, но и образному воздействию наглядных материалов. Как было сказано ранее, образное мышление является неотъемлемым элементом сознания ребенка, участвующим в когнитивных процессах. Таким образом, детям намного проще воспринимать визуально подкрепляемую информацию, нежели информацию, доносимую им лишь вербально. На наглядных, визуально простых и понятных материалах им намного проще удержать внимание, а значит и осмыслить сведения, доносимые до них.
Применение наглядных материалов в образовательном процессе, в том числе и при формировании речевых навыков у детей дошкольного возраста, повышает качество усваиваемой информации, расширяет кругозор дошкольников, формирует наблюдательность, облегчает понимание учебного материала. Наглядность, достигаемая благодаря использованию специальных материалов визуального характера, способствует облегчению понимания новых сведений, предлагаемых ребенку в ходе реализации какой-либо образовательной методики или даже простого общения. Более того, при помощи повторения использования наглядного материала можно добиться наилучшего закрепления пройденного материала или полученной информации. Наглядные образы помогают быстрее воскресить в памяти полученные сведения, систематизировать информацию, если ее объемы достаточно велики.
Наглядные материалы зачастую собраны в учебно-методические комплексы и представляют собой сборники и пособия, которыми педагоги и воспитатели в работе с детьми пользуются комплексно. У детей старшего дошкольного возраста материалы из наглядных пособий вызывают чувство естественного любопытства, инициируя работу мыслительного аппарата и речевую активность. Наглядные пособия могут представлять собой некоторую совокупность предметов: одежду, инструменты, посуду, украшения и другие, также они могут иметь изобразительный характер и представлять собой совокупность изображений различного формата, позволяющих опосредованно продемонстрировать ребенку суть тех или иных предметов и явлений. Особый вид наглядных пособий – дидактические, содержащие настольно-печатные игры, карты, таблицы и др.
Таким образом, в контексте обучения детей дошкольного возраста и развитию у них речевых навыков наглядные материалы представляют собой эффективное и универсальное средство. Они могут быть с легкостью использованы в процессе применения всех рассмотренных выше средств развития речи старших дошкольников. Их применение в бытовом и ином общении, во время обучающей и игровой деятельности, а также в рамках языковой культурной среды не вызывает трудности в первую очередь потому, что само понятие «наглядный материал» достаточно обширно и включает в себя большое количество более предметных единиц или групп предметов. Следует также отметить, что наличие в образовательном учреждении наглядного материала и его демонстрация детям само не решает задач их речевого развития. Наглядные пособия не окажут заметного влияния на развитие речи старших дошкольников и будут лишь средством развлечения, если их использование не будет сопровождаться словом воспитателя, которое будет направлять восприятие детей, объяснять и называть показываемое.
Одним из эффективных средств развития речи также является такое глобальное явление, как художественная литература. Совокупность произведений художественной литературы, отобранная квалифицированным педагогом и воспитателем, может эффективно применяться с целью развить и закрепить у ребенка дошкольного возраста навыки звуковой культуры речи. Большое значение данное средство имеет и в процессе усвоения детьми морфологических закономерностей и синтаксических конструкций языка. Рассматривая художественную литературу как одно из средств развития речи у детей, исследователи приходят к выводу, что именно художественный текст является образцом построения связных высказываний. При работе с художественной литературой основными инструментами речевого развития детей выступают пересказ и творческое рассказывание, позволяющие закрепить навыки построения связных высказываний [6; с. 64].
В контексте развития речевых навыков художественное произведение ребенок воспринимает как совокупность готовых языковых форм. При этом, восприятие его как целостной интересной истории способствует запоминанию данных форм. Ребенок усваивает совестные характеристики образов и определения, которыми в последствии учится оперировать в реальной жизни и процессе речевого общения с окружающими.
Художественная литература, используемая в качестве средства развития речи, также оказывает положительное влияние на обогащение словаря ребенка и развитию умения правильно воспринимать и использовать средства словесной выразительности и образной речи. Литературные сюжеты используются в качестве основы при разработке речевых ситуаций в обучении языку, при формировании аналитико-синтетической деятельности, а также для развития воображения, расширения круга представлений ребенка об окружающем мире.
В процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста важное значение имеют и художественные средства. Рисунок по Л. С. Выготскому – это детская графическая речь, рисуемые ребенком символы первого порядка [8; с. 93-96]. Например, занятия ребенка рисованием влияют на формирование и закрепление речевых навыков. Так, О. Л. Соболева называет рисование «особым видом речи» и подчеркивает, что между процессом создания изображения и говорения есть много общих черт Схожую мысль в своих трудах высказывал и Л. С. Выготский, рассматривая детский рисунок в качестве своеобразного средства повествования, а также указывая на аналогию процесса рисования с процессами написания взрослыми людьми писем. У детей старшего дошкольного возраста при нормальном темпе речевого развития словесное выражение достигает определенных успехов, что позволяет им рисовать более осознанно, пытаясь графически отобразить все свои знания о предмете рисования.
В научной литературе также отмечается, что согласно ряду исследований, старшие дошкольники в процессе создания рисунков часто что-либо бормочат себе под нос или даже громко разговаривают сами с собой. Таким образом процессы речи и рисования как одного из способа выражения своих мыслей пересекаются, образуя синергию. Это позволяет ребенку лучше понимать изображаемое им, проанализировать собственный рисунок и определить его сильные и слабые стороны. Без включения речи в процессы рисования такой анализ было бы сделать сложнее, так как именно слово позволяет ребенку лучше осмыслить изображение, делает движения ребенка более нацеленными, продуманными, помогает использовать разнообразные материалы, разную технику рисования [11; с. 41].
Также в процессе рисования речевые навыки старших дошкольников развиваются благодаря более точному процессу употребления слов, обозначающих признаки изображаемых ими предметов. Так, в процессе изображения какого-либо предмета слова о его цвете, форме, величине, другие характеристики и свойства, обретают предметность и наглядность. Словарный запас старшего дошкольника пополняется такими осмысленными и визуализированными понятиями, как, например, горизонт, линия, штрих, куб, квадрат, наклон, крупнее, меньше, длиннее, короче и многими другими. В процессе рисования детям также легче усвоить синонимичные и антонимичные оттенки значения слов. Словесное осмысление рисунка способствует возникновению и развитию в процессе изображения замысла. Замыслы, возникающие во время рисования и оформления в слове, чаще остаются в памяти ребенка и отражаются разными средствами.
Музыка также является одним из художественных средств развития речи, имеющий, однако, более эмоциональную природу. Вербальная речь – это средство выражения мыслей и эмоций, имеющее рациональную основу. Музыка же делает упор на эмоциональную составляющую, являясь языком чувств и переживаний. При этом речь и музыка гармонично соединяются в процессе пения, способного стать эффективным инструментом развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Одной из основных задач пения в контексте развития речевых навыков, является обучение детей пониманию звуков. Так как некоторые дети начинают напевать даже раньше, чем говорить, то к старшему дошкольному возрасту у них развивается и обостряется музыкальный слух. Развитие выразительной речи при этом происходит параллельно, и музыка способствует дальнейшему закреплению речевых навыков.
Ни с чем несравнимую радость вызывают у детей старшего дошкольного возраста театрализованные представления, которые воздействуют на них целым комплексом средств: художественными образами, ярким оформлением, точным словом, музыкой. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных спектаклях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказать о своих впечатлениях, что, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог, передавать свои чувства и переживания в монологической форме.
Подводя итоги, отметим, что для развития речи используются разнообразные средства. Эффективность воздействия на детскую речь зависит от правильного выбора средств развития речи и их взаимосвязи. При этом определяющую роль играет учет уровня сформированности речевых навыков и умений детей, а также характера языкового материала, его содержания и степени близости детскому опыту.
Одним из наиболее эффективных средств являются наглядные материалы, которые вызывают у детей старшего дошкольного возраста чувство естественного любопытства, инициируя работу мыслительного аппарата и речевую активность. Наглядные материалы, используемые в процессе обучения детей, помогают педагогам привлечь их интерес к предмету обучения и сконцентрировать внимание обучающихся. Наглядность, достигаемая благодаря использованию специальных материалов визуального характера, способствует облегчению понимания новых сведений, предлагаемых ребенку в ходе реализации какой-либо образовательной методики или даже простого общения.
Но наличие в образовательном учреждении наглядного материала и его демонстрация детям само не решает задач их речевого развития. Их использование должно сопровождаться словом воспитателя, которое будет направлять восприятие детей, объяснять и называть показываемое.
Одним из эффективных средств развития речи также является такое глобальное явление, как художественная литература. В контексте развития речевых навыков художественное произведение ребенок воспринимает как совокупность готовых языковых форм. При этом, восприятие его как целостной интересной истории способствует запоминанию данных форм. Также в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста важное значение имеют и художественные средства, такие, как рисование и музыка.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф