Страницы: 1 2
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В данной главе изучаются практики применения различных видов наглядного материала в процессе занитий по развитию речи у детей, относящихся к группе старших дошкольников. Рассматриваются методы и приемы использования наглядного материала в ходе подобных занятий.
2.1. Использование различных видов наглядного материала в работе по развитию речи у старших дошкольников
Использование наглядных материалов в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста, в том числе и в процессе их речевого развития, осуществляемое как в рамках рассмотренных нами в прошлой главе средств речевого развития, так и в рамках иных существующих средств и методик, экспертами и педагогами признается практикой, доказавшею свою эффективность и результативность [13; с. 3].
Наглядный материал – это совокупность предметов и вещей, посредством демонстрации которых происходит процессы познания и когнитивной деятельности, их влиянию на образовательный процесс уделяли внимание многие исследователи. Так, например, В. И. Яшина отмечает, что наглядные материалы позволяют применяющему их перейти из области конкретного в область абстрактного и наоборот. Например, при работе с детьми дошкольного возраста педагог может столкнуться с необходимостью конкретизировать собирательные понятия, такие, как, например, ягоды, летательные аппараты, машины и др. Благодаря наглядности в данном случае может быть осуществлен переход от обобщения к конкретизации, т.е. к демонстрации конкретно малины или клубники, самолета и вертолета и т.д. [35; с. 264].
Благодаря закреплению знаний посредством наглядного материала педагог также получает возможность от конкретных изучаемых предметов или явлений перейти в область их абстрактного понимания. Так, при изучении понятия «снег» и присущих ему характеристик на наглядном материале или примере, детям затем легче по абстрактным характеристикам идентифицировать данное природное явление.
Как указывает еще один исследователь, обосновавший важность использования наглядного материала в ходе работы с детьми, О. Л. Соболева, последние позволяют реализовать связь теории и практики, укрепить соотношение теоретического представления с практической реализацией. Благодаря демонстрации детям в ходе занятия конкретного предмета или явления, а не только его вербального описания, педагог практически подкрепляет свою речь конкретными образами, имеющими место в повседневном окружающем детей мире [25; с. 49].
На то, что наглядный материал позволяет закрепить познавательный интерес детей, дополнительно указала и Е. В. Васильева, так как наглядная демонстрация во многих случаях предпочтительнее вербального описания, где удержать внимание ребенка на объекте исследования и изучения намного сложнее [6; с. 28].
Проблема развития речи для детей старшего дошкольного возраста остается одной из наиболее значимой для дошкольной педагогики и лиц, задействованных в процессе воспитания детей из данной возрастной группы. В профессиональные обязанности педагогов и воспитателей в детских садах. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС) одним из основных требований к работе с детьми в возрасте от 5 до 7 лет утверждает развитие речи как одну из основных задач образовательного и воспитательного характера. Овладение речью, как отмечено в документе, необходимо для общения и познания мира. [28].
Таким образом, документально подтверждается тезис о том, что развитие речи у детей старшего дошкольного возраста является основой для осуществления ими таких важных видов деятельности, как общение, обучение, исследовательская и познавательная деятельность.
Ранее в данной работе также было выяснено, что качество речи и успешность вышеперечисленных видов деятельности находятся в прямой взаимосвязи. Чем более речь ребенка развита и соответствует возрастной норме, тем проще ему коммуницировать со взрослыми и сверстниками, познавать мир.
Наглядные средства, являясь одними из наиболее эффективных инструментов в процессе развития речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста, таким образом, становятся важным объектом исследования. Как отмечают О. Ф. Васькова, А. А. Политыкина в своей научной работе, наглядные средства являются одними из основных инструментов современного педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Они позволяют активизировать интерес ребенка к изучаемому объекту в ходе занятия, построенного в равной степени как на слуховом, так и на зрительном контакте педагога и ребенка, а значит предполагающем демонстрацию наглядных материалов. Это говорит нам о том, что наглядные материалы способствуют ускорению мыслительной деятельности и речевой активности детей. [7; с. 57].
Однако обеспечив лишь наличие пособий в образовательной деятельности нельзя решить проблему речевого развития дошкольников. Они сами по себе не могут оказать заметного влияния на развитие речи детей и останутся только средством развлечения, если их применение не сопровождается словом воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое.
Введение наглядных средств в процесс обучения дает возможность более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексический запас, активировать их пассивный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные типы предложений, описывать предметы, составлять рассказы и т.д.
Выбор наглядных средств, которые затем будут использоваться в образовательном процессе, зависит от множества факторов, а сами наглядные средства могут иметь самые разнообразные характеристики и применяться в рамках различных методик и средств формирования речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста. Для более детального изучения процесса применения наглядных средств при работе с детьми в возрасте от 5 до 7 лет мы обратились к опыту работы по данной теме МБДОУ № 83 «Золотой петушок» города Норильска, (подготовительная группа), данный детский сад работает по программе Л.А. Парамонова «Истоки».
В работе с детьми подготовительной группы в процессе развития их речевых навыков воспитатели используют такой инструмент, как наглядные средства. При их выборе педагоги исходят из критериев, которые сформулированы в соответствующей рабочей программе «Развитие речи с детьми в подготовительной группе ДОУ»:
1. Уровень сформированности у детей подготовительной группы их речевых умений – так как упор в данной группе делается на подготовку ребенка к следующему этапу его жизни – поступлению в школу, а значит их речевые умения и навыки уже находятся на определенном уровне сформированности.
2. Содержание и характер материала, изучаемого в ходе занятия с целью развития речевых навыков. При выборе наглядного материала педагоги, вовлеченные в работу с детьми подготовительной группы, обязательно учитывают тему занятия и основные задачи, которые им предстоит решить в ходе работы с детьми. Наглядный материал должен полностью соответствовать содержанию занятия и отражать характер и суть изучаемого предмета или явления.
Отметим также, что благодаря появлению мультимедийных и компьютерных технологий увеличилось количество используемых наглядных средств. Многие из них сегодня демонстрируются воспитанникам в цифровом формате. Технические средства, такие, как компьютер, проектор, мультимедийный планшет, широко применяются в ходе работы с детьми, существенно расширяя возможности педагогов по доступу к наглядным обучающим материалам.
В дошкольном учреждении также придерживаются правил комплексного применения наглядного материала, так как подобный подход несет в себе высокие познавательные возможности, способствует развитию зрительной памяти, концентрации внимания, развитию речи. Как показывает практика, наглядность используется как при комплексном, так и при аспектном обучении. Применение наглядности в сочетании со словом и практической деятельностью в образовательной деятельности является необходимым условием. Использование традиционных и инновационных наглядных средств в развитии речи детей старшего дошкольного возраста повышает качество их обучения, создает благоприятные условия для развития речи и словесного отвлеченного мышления.
Среди различных видов наглядности: естественной, картинной, объемной, символической и т.д., широкое применение в развитии речи старших дошкольников находит символическая наглядность. Практика показывает, что для повышении результативности работы по развитию речи старших дошкольников педагоги используют метод наглядного моделирования.
При использовании наглядного материала воспитатели, работающие с детьми, входящими в подготовительную группу, над развитием их речевых навыков, преследуют следующую цель: овладение навыками разговора на родном литературном языке, развитие у ребенка навыков грамотной устной речи для общения с окружающими.
Задачи, которые сформулированы в рабочей программе, решаются при использовании различных видов наглядного материала в ходе занятий с детьми подготовительной группы:
1.Развитие словаря. Решение данной задачи предполагает расширение словарного запаса детей подготовительной группы с целью из лучшего речевого развития. Развитие словаря, достигаемое в том числе и за счет использования наглядных материалов в ходе занятий с детьми, позволяет ребенку не испытывать сложностей в процессе выражения своих мыслей на родном языке. Слово – важнейшая составляющая языка, его основная структурная единица, потому воспитатели видят задачу развития словарного запаса детей, готовящихся к поступлению в первые классы школ, одной из приоритетных. Наглядные материалы же используются для наилучшего освоения значения изучаемых слов. При таком подходе педагогам удается добиться также закрепления навыков уместного употребления изучаемых слов. Ребенок, благодаря использованию наглядного материала, понимает семантическое значение слова и знает, в каком контексте и при каких ситуациях его уместно употреблять.
2. Воспитание звуковой культуры, которое включает в себя работу педагогов над правильным звуковосприятием и звуковоспроизведением детей, правильной орфоэпии и звуковой выразительности речи. Работа ведется в том числе и над тоном и тембром голоса детей, над их интонационной выразительностью. При решении данной задачи также зачастую используется наглядный материал, позволяющий продемонстрировать эмоционально-выразительную сторону языка, контекст, позволяющий ребенку по-разному воспринять и воспроизвести слова и фразы, придать им различную звуковую окраску.
3. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение. Наглядные материалы при решении данной задачи также будут эффективным средством, посредством которых педагог взаимодействует с ребенком.
4. Развитие связной диалогической и монологической речи ребенка. При решении данной задачи воспитатели МБДОУ стараются работать сразу в двух направлениях: помогая детям овладеть навыками ведения диалога с взрослыми и сверстниками, и навыками монолога и грамотного формирования монологической речи. Наглядные материалы в данном случае используются как прямой и косвенный вспомогательный инструмент при работе с контингентом. Так, косвенное влияние на решение данной задачи при использовании наглядного материала оказывается во время работы над расширением словарного запаса ребенка, формированием грамматического строя его речи и развитием звуковой культуры. Развивая эти аспекты речевой деятельности детей посредством использования в ходе занятий наглядных материалов, педагоги формируют почву для дальнейшей работы над диалогической и монологической речью. Прямым вспомогательным инструментом при решении данной задачи наглядные материалы становятся, когда педагоги демонстрируют, например, различные учебные видеоролики, позволяющие ребенку построить диалог с героем на экране или рассказать ему о чем-либо в форме небольшого монолога.
5. Последняя задача, решаемая воспитателем с помощью наглядных материалов, заключается в формировании у детей элементарного осознания явлений языка и речи, её решение обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте.
Наглядные материалы, используемые педагогами в работе по развитию речевых навыков воспитанников дошкольного образовательного учреждения, в частности, детей из подготовительной группы, сгруппированы по разным основаниям, учетом предлагаемых вариантов классификаций.
Классификация наглядного материала по виду его носителя:
1. Цифровые наглядные материалы. Ключевое отличие от иных наглядных материалов состоит в том, что для их демонстрации необходимы дополнительные устройства воспроизведения: компьютер, ноутбук, планшет, проектор и др.
2. Нецифровые наглядные материалы. Это различные игры, упражнения, дидактические материалы и др., отраженные на материальных носителях: печатных материалах, воплощенные в виде различных предметных игровых элементов и др. В ходе занятия дети взаимодействуют с такими наглядными материалами в том числе и через тактильные ощущения.
Вне зависимости от вида носителя наглядный материал также возможно классифицировать по типу т.е. по совокупности различных признаков и формы:
1. Предметы окружающей среды. Наглядность – это характеристика, присущая практически всем окружающим нас объектам. Таким образом, в процессе речевого развития детей педагоги могут использовать в том числе и предметы, относящиеся к окружающей их действительности. К данной достаточно обширной группе наглядных материалов можно отнести как предметы, так и явления. Это могут быть как природные погодные проявления, насекомые и животные, так и книги, тетради, карандаши, игрушки и др. предметы, доступные для покупки в магазинах.
2. Специализированные демонстрационные пособия. Один из обязательных типов наглядного материала в детском саду. Данные пособия разрабатываются специалистами специально для решения задачи развития речевых навыков у детей, относящихся к определенным возрастным группам. В частности, в исследуемом ДО, на занятиях в подготовительной группе, возраст детей в которой варьируется от 6 до 7 лет, используются наборы картинок, картины со вставками, аппликации, модели измерительных приборов и инструментов (часовой циферблат, весы), муляжи и макеты, изображения и модели различных предметов или ситуаций.
3. Таблицы. Представляют собой информационные колонки, включающие различные сведения, сгруппированные по каким-либо признакам. В работе с детьми воспитатели используют инструктивные и тренировочные таблицы. Инструктивные в первую очередь необходимы для разъяснения методик работы над развитием речевых навыков у детей. В частности, они могут содержать образцы написания букв, иллюстративные примеры построения простых предложений и др. Наиболее распространены тренировочные таблицы, содержащие упражнения, необходимые для выполнения детьми в ходе их образовательной деятельности, осуществляемой в рамках МБДОУ.
4. Иллюстрации. Обязательный тип наглядного материала. В МБДОУ он очень распространен т.к. является одним из наиболее эффективных при работе с детьми старшего дошкольного возраста.
5. Игровые наглядные материалы. Еще один обязательный тип наглядного материала, используемый при работе с детьми старшего дошкольного возраста. В частности, это различные предметы, позволяющие в игровой форме работать над развитием речевых навыков детей: магнитные пазлы, игровые конструкторы, настольные игры, такие материалы, как пластилин, кинетический песок, конструктор и кубики с изображениями явлений и предметов, и др.
Далее рассмотрим виды наглядного раздаточного материала, наиболее часто используемые на занятиях с подготовительной группой данного детского сада.
1. Предметные наборы для счета – включают кубики, палочки и различные игрушки, позволяющие в процессе занятия по развитию речи сформировать у ребенка понятие о числах и счете. В ходе занятия предметные наборы выдаются группе детей или каждому ребенку индивидуально, в зависимости от того, требует ли упражнение разбития детей на группы (команды) или индивидуального подхода.
2. Наборные панели или фланелеграфы с силуэтами, изображающими транспорт, цифры, знаки математических действий, буквы, животных, фрукты, овощи, птиц и др. Данный вид наглядного материала в МБДОУ используется при проведении дидактических игр, загадывании загадок, сочинении историй и пересказывании сказок, изучении счета и печатании слов, а также для выполнения многих других заданий, выполняемых детьми подготовительной группы.
3. Предметные картинки, изображающие животных, предметы быта, явления природы, игрушки, рыб, зверей, птиц и многое другое. На занятиях по развитию речи могут использоваться в различных упражнениях для визуализации образов.
4. Сюжетные картинки, в отличие от предметных они сгруппированы в наборы и имеют общий сюжет. Часто используются воспитателями МБДОУ при работе с фланелеграфом или магнитной доской. Дети, выкладывая их в правильном порядке, видят развитие истории. Часто используемые в МБДОУ наборы сюжетных картинок иллюстрируют и визуализируют такие понятия, как «семья», «дружба», «любовь» и др. Часто используемые воспитателями МБДОУ наборы: «Детский сад», «Моя семья», «Распорядок дня», «Времена года», «Лесные животные», «Домашние животные», «Одежда», «Моя родина» и т. д.
5. Игрушки. Например, мягкие мячи, имеющие несколько граней с изображенными на них предметами, явлениями и цифрами; мягкие игрушки в виде животных, растений, предметов; тематические игровые макеты «сервируем стол», «готовим еду» и др.
6. Тематические газеты и плакаты, в том числе и авторские, создаваемые воспитателями вместе с детьми.
В ходе использования воспитателями метода наглядного моделирования чаще всего на занятиях по развитию речи используется следующие виды наглядных раздаточных материалов:
1. Объёмные модели, сконструированные по аналогии с объектом изучения и воспроизводящая его характерные свойства и связи.
2. Предметно-схематические модели, которые иллюстративно воспроизводят внутренние связи с помощью предметов-заместителей и рисованных изображений. На таких моделях изображены силуэты, контуры, геометрические фигуры, относящиеся к изучаемым объектам.
3. Графические модели, мнемотаблицы, графики, пиктограммы. Обобщают и систематизируют информацию об изучаемых объектах в схематическом виде. Например, мнемотаблицы, представляющие собой карточки со схемами стихотворений, хорошо зарекомендовали себя при их изучении. Дети легче запоминают последовательность событий в поэтическом произведении, лучше воспринимают и воспроизводят поэтические образы, лексику и эмоциональных компонент стихотворения.
Подводя итоги, отметим, что, исследуя практическое применение наглядных материалов в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что они положительно влияют на процессы речевого формирования, а также способствуют улучшению мыслительных процессов детей. На наглядных, визуально простых и понятных материалах педагогам детям намного проще удержать внимание, а значит и осмыслить сведения, доносимые до них. Наглядность, достигаемая благодаря использованию специальных материалов визуального характера, способствует облегчению понимания новых сведений, предлагаемых ребенку в ходе реализации какой-либо образовательной методики.
Для более детального изучения процесса применения наглядных средств при работе с детьми в возрасте от 5 до 7 лет мы обратились к опыту МБДОУ (подготовительная группа). При работе с детьми подготовительной группы в процессе развития их речевых навыков педагоги ДОУ активно используют наглядные средства. При их выборе педагоги исходят из следующих критериев: уровня сформированности у детей подготовительной группы их речевых умений и содержания и характера материала.
В детском саду также придерживаются правил комплексного применения наглядного материала, так как подобный подход несет в себе высокие познавательные возможности, способствует развитию зрительной памяти, концентрации внимания, развитию речи. Как показывает практика, наглядность используется как при комплексном, так и при аспектном обучении. Применение наглядности в сочетании со словом и практической деятельностью в образовательной деятельности является необходимым. Использование традиционных и инновационных наглядных средств в развитии речи детей старшего дошкольного возраста повышает качество их обучения, создает благоприятные условия для развития речи и словесного отвлеченного мышления.
На основе изучения задач, которые решаются в старшем дошкольном возрасте, был определен перечень наглядных материалов, которые необходимы для решения этих задач – развитие словаря, воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя речи, развитие связной диалогической и монологической речи ребенка, формировании у детей элементарного осознания явлений языка и речи.
Классификация была проведена и по типу наглядного материала, используемого в рамках занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Так, наглядные материалы были отнесены к группам: предметы окружающей среды, специализированные демонстрационные пособия, таблицы, иллюстрации, игровые наглядные материалы. Нами были выделены обязательные для использования типы наглядных материалов, которые наиболее часто применяются во время занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Это иллюстрации, игровые наглядные материалы, специализированные демонстрационные пособия.
Нами также были рассмотрены виды наглядного раздаточного материала, наиболее часто используемые воспитателями на занятиях с детьми подготовительной группой.
2.2 . Методы и приемы использования наглядного материала на занятиях по развитию речи у старших дошкольников
Процесс обучения детей в детском саду включает различные методы и приемы, используемые в процессе обучения детей подготовительной группы и развития их речевых навыков.
В своей основе методология предполагает использование педагогами таких способов взаимодействия с детьми в ходе учебного процесса, при которых воспитанниками достигаются успехи в освоении новых знаний, умений и навыков. Прием представляет собой структурную часть методологии. Таким образом, выбрав наиболее оптимальные для какой-либо ситуации приемы работы с детьми педагог выстраивает эффективную методологию [15; с. 18].
Наиболее распространенным для образовательного процесса, в котором задействованы дети старшего дошкольного возраста, является деление методов на словесные и наглядные. Именно последние предполагают использование в образовательном процессе различных видов наглядного материала. Однако исследователь Г.Я. Затулина подчеркивает, что использование как наглядных, так и словесных методов осуществляется комплексно. Невозможно, например, при взаимодействии с ребенком использовать лишь наглядный материал, не прибегая к иным средствам развития речи, включающим процессы объяснения смысла демонстрируемого изображения [16; с. 81].
Существует также более расширенная классификация методов дошкольной педагогики, включающая помимо словесного и наглядного методов еще и практический. Данный метод предполагает практическое применение речевых навыков с целью их наибольшего развития [12; с. 40]. Как и описанная ранее, данная классификация также является условной и предполагает одновременное использование нескольких методов и приемов для повышения эффективности образовательного процесса.
При этом тот или иной метод и прием могут быть отнесены к практической, словесной или наглядной группе благодаря преобладанию у них таких характеристик, как наглядность, практическая реализация, словесное объяснение.
Более подробно рассмотрим наглядные методы, используемые в дошкольном образовательном учреждении.
После изучения теоретического опыта, нами была проведена исследовательская работа по развитию речи на занятиях с использованием наглядного материала в подготовительной группе «Солнышко» (возраст 6-7 лет), в количестве 21 ребенка.
Работа состояла из следующих этапов.
1.Была проведена диагностика, для выявления исходного уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом, на начало работы.(Приложение №1) Обследования проводились следующих сторон речи ребенка:
• Формирование словаря;
• Звуковая культура речи;
• Грамматический строй речи;
• Связная речь;
• Приобщение к художественной литературе.
На данном этапе мы использовали серию заданий для исследования речи детей по методике О. С. Ушаковой, Т. И. Гризик. Данные методики предназначены для выявления уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста. Для оценки выполнения заданий используется бальная система.
Обследование словаря.
Оценивая состояние словаря ребенка мы изучили предметный словарь
(части предмета, слова-обобщения); глагольный словарь (глаголы с пространственными приставками); словарь признаков; антонимы (обозначенные глаголами и существительными пространственные признаки) и выяснили, что проблемы с активизацией словаря имеются, но не значительные. Большинство детей хорошо справились с заданием, так 13 детей имеют высокий уровень сформированности словаря, 7 – средний и 1 ребенок низкий.
Обследование грамматического строя речи.
Проводя обследование грамматического строя речи ребенка, мы проверили ,
умеет ли он:
• образовывать существительные множественного числа;
• образовывать существительные множественного числа в родительном падеже;
• образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
согласовывать числительные с существительными;
• употреблять сложные предлоги.
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что наибольшее количество ошибок было допущено детьми при выполнении заданий с употреблением сложных предлогов. Лучше всего справлялись с образованием существительных множественного числа и образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, у детей подготовительной группы более слабо развиты умения образовывать формы родительного падежа существительных во множественном числе и умения правильно употреблять сложные предлоги. Так из исследований мы видим, что 9 детей имеют высокий уровень развития грамматического строя речи, 12 – средний.
Обследование звуковой культуры речи.
Диагностика звуковой культуры речи выявляет умения ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. Мы предлагали ребенку произнести звук:
• изолированно;
• в составе слогов;
• в составе слов;
• в предложениях.
Слова, взятые из картинок, имели различный звуковой и слоговой состав, а так же стечение согласных. Исследуемый звук занимал разные позиции (начало, середина, конец) в слове. Наибольшее затруднение вызывала дифференциация звуков. Лучше всего дети справлялись с заданием опознание места звука в слове. Исходя из проведенной диагностики мы увидели, что 8 детей имеют высокий уровень развития звуковой культуры речи, 10 – средний и 2 – низкий.
Обследование связной речи.
Обследование связной речи включает в себя изучение особенностей
диалогического взаимодействия детей; умения определять и выдерживать последовательность повествовательных высказываний; умения соблюдать элементарную логику описания (перечисление сначала внешних признаков, а затем функции предмета). Изучение диалогического взаимодействия проводится в процессе наблюдений. Воспитатель смотрит, умеет ли ребенок пользоваться речевым этикетом (разнообразными языковыми средствами) в соответствии с ситуациями: «Приветствие», «Знакомство», «Просьба», «Прощание», «Отказ», «Благодарность». При изучение монологической речи повествовательного типа, мы использовали составление рассказа по серии картинок, составления описательного рассказа, составление предложения по трем картинкам.
Диагностика показала средний уровень развития связной речи детей. Дети испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: составлением рассказа по сюжетным картинкам с предварительным расположением их в последовательности сюжета; составлением рассказа с опорой на заданный материал, таким образом, анализ проведенных диагностик, позволяют сделать вывод о том, что дошкольники имеют ряд проблем, а именно: беден словарный запас; дети мало используют в речи распространенные предложения; большинству наблюдаемых характерно использование простых форм предложений. При рассказывании прибегают к помощи педагога, что свидетельствует о необходимости более полно обратить процесс развития дошкольника именно в русло развития умения правильно говорить, рассказывать. Из группы 21 ребенка имеют недостаточно развитую речь 5 человек, 13 детей имеют средний уровень развития связной речи и у 3 детей высоко развита связная речь.
Таким образом, полученные данные в ходе исследования свидетельствуют о необходимости специально организованной систематической работы по развитию речи старших дошкольников.
2.В соответствии с темой исследования были спланированы и проведены образовательные мероприятия с применением наглядного материала.
1. Был разработан перспективный план (приложение №2 ) При планировании учитывались возрастные особенности детей, программа по которой работает детский сад №83 «Золотой петушок» — Л.А. Парамонова «Истоки», результаты диагностики, реализация всех задач речевого развития в их взаимосвязи, последовательное нарастание требований к речи детей .
2. На основе этого планы были разработаны конспекты занятий, индивидуальная работа, дидактические игры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и программы (приложение № ), были подобраны наглядные материалы с учетом целей и задач достигаемых на занятии. Развитие речи осуществлялось в процессе систематического обучения детей на занятиях, на которых решались разные задачи по обогащению словаря, развития связной речи, грамматического строя речи, формированию звуковой культуры речи, приобщение к художественной литературе и на их основе решалась одна общая цель развитие речи детей старшего дошкольного возраста. При разработке содержания каждого занятия учитывалось постепенное усложнение программных задач, их значимость на данном этапе обучения.
Были проведены занятия по развитию речи: «Школа актерского мастерства», задачи: вовлекать детей в диалог, игровое взаимодействие со сверстниками; побуждать высказываться, рассуждать; закреплять представление детей об актерских профессиях; вырабатывать дикцию, развивать интонацию; продолжать учить использовать разные средства словообразования; закреплять представления о словесном составе предложения; воспитывать интерес к театрализованной деятельности. «Овощи и фрукты — полезные продукты», задачи: формировать умение детей самостоятельно составлять описательный рассказ об овощах и фруктах с опорой на графическую схему; совершенствовать умение грамматически правильно изменять различные части речи, согласовывать их между собой; обогащать словарь детей на основе углубления представлений об овощах и фруктах; развивать осмысленное отношение к грамматически правильной речи, стремление говорить правильно; воспитывать интерес детей к совместному и индивидуальному рассказыванию, обращать внимание детей на культуру речевого общения со сверстниками. «Здесь котята — акробаты, Здесь и клоуны — котята», задачи: развивать диалогическую речь детей; побуждать высказываться на темы из личного опыта; обогащать словарь образными словами и выражениями; побуждать строить предложения разной грамматической структуры; составлять небольшие тексты повествовательного характера; развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей; уточнять и закреплять правильное произношение звуков с,ц. «Я сегодня видел сам: слон летал по облакам», задачи: развивать дикцию и артикуляционный аппарат детей, чувство ритма; побуждать детей передавать содержание текста через выразительные движения, обогащать словарь образными словами и выражениями, вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; продолжать учить составлять предложения опираясь на наглядность.
Занятия по развитию речи (чтение художественной литературы): «Веселые городские истории», задачи: формировать у детей умение внимательно слушать текст, запоминать его содержание, замечать смысловые несоответствия; развивать чувство юмора, воображение, создавать условия для сочинительства; продолжать учить пересказывать текст опираясь на наглядность, 3. Н. Александровой «Шутка». «Чтение русской народной сказки Волк и лиса », задачи: воспитывать желание слушать русскую народную сказку «Волк и лиса», сопереживать героям произведения; воспитывать у детей умение слушать друг друга, не перебивая; развивать монологическую речь у детей в процессе пересказа русской народной сказки «Волк и Лиса»; закреплять у детей умение полно отвечать на вопросы полным предложением; познакомить детей с русской народной сказкой «Волк и Лиса»; обогащать словарь детей новыми словами: «избушка хворостяная», «ростепель», «сени»; закреплять у детей умение выстраивать сюжет по порядку. «Первый в космосе», задачи: закрепить знания детей о космосе, космонавтах; продолжать учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах; закреплять умения детей пересказывать по сюжетным картинкам. Здоровая пища. С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», задачи: закреплять и расширять знания детей о творчестве С. В. Михалкова; формировать представления о здоровом питании, привычку есть то, что требуется организму, а не то, что хочется; продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать текст с опорой на наглядный материал; развивать память, мышление.
Проведена индивидуальная работа: Составление схемы к рассказу «Про Таню», цель: помочь детям проанализировать составленную модель оценить точность деления на отдельные эпизоды, проследить, чтобы в ней были представлены основные события произведения. «Едем, летим, плывем», цель: закреплять умения определять место звука в слове; продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. «Картина, корзина», цель: закреплять умения определять сколько слогов в слове; продолжать отрабатывать интонационную выразительность речи. «Сложные слова», цель. учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ. «Построй цепочку», цель: учить детей образовывать однокоренные слова и подбирать их к данному слову. «Закончи предложение», цель: учить детей употреблять сравнительную степень прилагательного. «Мой любимый овощ», цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь. «Космическое путешествие», цель: закреплять употребление предлогов на, под для обозначения пространственного расположения предметов, развивать фразовую речь. «Утро, день, вечер», цель: закрепить в речи детей слова — наречия времени. Составление описательного рассказа по сюжетной картине», цель: закреплять умения рассказывать по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность. «Рисуем кино», цель: закрепить представления детей о структуре рассказа. Вовлекать в сочинение коротких текстов (по окончанию, переложенному взрослым); побуждать детей задавать друг другу вопросы и отвечать на них; образовывать формы множественного числа существительных; образовывать от слов однокоренные прилагательные.
Были подготовлены, некоторые проведены в ходе занятий дидактические игры: «Огород гнома», «Приготовим сок», «Сварим борщ», «Волк и лиса», «Волшебные кубики», «Веселый поезд», «Найди братца», «Виды транспорта», «Космическое путешествие», «Кто — что», «Отгадай предмет по признакам», «Сейчас — раньше», «Утро, день, вечер», «Договори слово в предложении».
Таким образом на данном этапе были разработаны и проведены серия занятий, индивидуальная работа, дидактические игры по развитию речи старших дошкольников с использованием наглядного материала. В ходе проведения мероприятий использовались приемы, обеспечивающие работу детской мысли, помогающие строить развернутые суждения: вопросы поискового проблемного характера, требующие умозаключений о связи между объектами; стимулирующие обобщение, репродуктивные
вопросы; облегчающие поиск точного слова, запоминание его: объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественных произведений или отрывков, в т. ч. пословиц, загадок, показ наглядного материала.
3.На следующем этапе мы провели выявление уровня развития речи у детей подготовительной группы, после проведения занятий с использованием наглядного материала. Повторное исследование проводилось с использованием тех же методик, что и на первом этапе. Использовались те же критерии. Результаты, полученные в ходе диагностики, сравнивались с результатами тех же детей.
Обследование словаря.
На первом этапе проведенных исследований было 5 детей с высоким уровнем развития словаря, 15 со средним и 1 с низким. После серии занятий с использованием наглядного материала стало13 со средним и 8 с высоким уровнем развития словаря.
Обследование связной речи.
На первом этапе проведенных исследований было 5 детей с низким показателем развития речи, 13 со средним и 3 с высоким; стало: 14 со средним показателем развития речи, 2 с недостающим и 5 с высоким.
Обследование грамматического строя речи.
На первом этапе проведенных исследований было 5 детей высоки показателем развития грамматического строя речи и 16 со средним. После проведения серии занятий с использованием наглядного материала стало 8 с высоким, 13 со средним.
Обследование звуковой культуры речи.
На первом этапе проведенных исследований было 6 детей высоки показателем развития звуковой культуры речи, 2 с низким и 13 со средним. После проведения серии занятий с использованием наглядного материала стало 7 с высоким, 14 со средним.
Таким образом, наблюдается небольшая положительная динамика, что можно считать результатом целенаправленной работы по развитию речи на занятиях с использованием наглядного материала.
Наглядные методы – признаются исследователями одними из наиболее широко распространенных при формировании у детей старшего школьного возраста речевых навыков. В дошкольном образовательном учреждении Норильска наглядные методы используются как непосредственные, как и опосредованные. В частности, в работе с детьми старшего дошкольного возраста в рамках применения наглядных методов воспитатели организовывают коллективные выходы детей на экскурсии, осмотры, предполагающие изучение детьми сути различных предметов и явлений.
Опосредованное использование наглядных методов предполагает применение изобразительной наглядности, применяются рассматривание игрушек, картин, фотографий, демонстрация обучающих видеоматериалов, макетов, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Данные наглядные методы используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Наглядные опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Наиболее часто на занятиях по развитию речи в подготовительной группе МБДОУ Норильска воспитатели применяют следующие опосредованные наглядные методы:
— показ иллюстративного материала (наглядных пособий, предметных и сюжетных картинок, игрушек, графических моделей и др. видов наглядного материала, перечисленных ранее в параграфе 2.1.
Применение данного метода позволяет решить ряд задач, обозначенных в рабочей программе, в частности, развить словарный запас и навыки диалогической и монологической речи ребенка, сформировать грамматический строй его речи. Например, на занятиях по развитию речи в воспитатели часто используют предметные или сюжетные картинки. Однако, перед их демонстрацией с воспитанниками проводится беседа, подводящая детей к правильному восприятию пониманию смысла изображения. Беседа продолжается и во время изучения изображения – воспитатель задает детям наводящие вопросы, при ответе на которые дети активизируют свой словарный запас. Задавая вопросы, воспитатель также вовлекает детей в своеобразное соревнование. Например: «Кто больше увидит на картинке?». Таким образом, показ иллюстративного материала позволят лучше развить речь и наблюдательность детей.
— показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению, который выполняется как самостоятельно воспитателем и логопедом, так и демонстрируется детям в рамках показа специального обучающего ролика.
Данный метод направлен на эффективное решение задачи по формированию звуковой культуры детей. Воспитатель детского сада совместно со специалистом, занимающимся устранением и корректировкой речевых нарушений у детей, в ходе занятия показывают воспитанникам как правильно произносить так называемые «сложные» звуки и их сочетания (например, «р», «л», «ш», «с», «ж», «ц» и др.). Наиболее эффективен данный прием при личном взаимодействии специалиста и ребенка. Однако, зачастую, на занятиях личное взаимодействие дополняется показом обучающих наглядных материалов.
Еще одна классификация методов, направленных на формирование у детей речевых навыков, включает репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные – предполагают, что во время работы с детьми последние воспроизводят готовые образцы речевого материала. Например, они могут повторять слова и фразы за педагогом, или за героем мультипликационного обучающего шоу, читать и повторять написанное на обучающих материалах и т.д. Таким образом, мы видим, что репродуктивные методы предполагают использование наглядного материала. Наиболее хорошо данные методы подходят для формирования у старших дошкольников звуковой культуры речи, однако также помогают решить задачу развития и активизации словарного запаса и формирования грамматического строя речи.
Продуктивные – наиболее подходят для решения задач формирования у детей грамматических навыков и связной диалогической и монологической речи. Суть данных методов заключается в том, что ребенок самостоятельно составляет высказывания, предложения и монологи, основываясь на полученных ранее знаниях и сформированных у него на данный момент речевых умениях.
В практике работы педагогов применяются как продуктивные, так и репродуктивные методы, в рамках которых используются различные виды наглядных материалов. При этом их также сложно разграничить, так как в репродуктивных методах мы наблюдали большое количество продуктивных элементов и наоборот.
К репродуктивным методам речевого развития детей, реализуемых на занятиях по развитию речи предполагающих использование наглядных материалов мы отнесли следующие:
1. Метод наблюдения, в основе которого лежит изучение детьми предметов и явлений посредством визуализации и детализации. При применении данного метода на занятиях по развитию речи в ДОУ, воспитатели используют большое количество наглядных материалов: изображения, видео, различные игровые модели, таблицы, художественная литература и др. В рамках занятий по развитию речи воспитатели используют различные разновидности метода наблюдения. Дети рассматривают картины, вместе с воспитателями читают детскую художественную литературу, описывают прочитанное и увиденное, заучивают наизусть стихотворения и др. Дети овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.
Одним из примеров использования данного метода на занятиях по развитию речи является рассматривание детьми натуральных предметов, сопровождающееся объяснениями воспитателя и последующей беседой с детьми об увиденном. Если объект недоступен для непосредственного наглядного изучения, то воспитатель знакомит детей с ним путем демонстрации игрушек, картинок и иных наглядных средств, в том числе и цифрового характера.
2. Игры-драматизации, в ходе которых зачастую педагогами МБДОУ на занятиях по развитию речи используются такой вид наглядных материалов, как предметы окружающей среды и игровые наглядные материалы. Если игра-драматизация проходит на свежем воздухе, то ребенку для выполнения возложенной на него во время игры-драматизации роли предлагается задействовать предмет окружающей среды. Если игра проходит в помещении дошкольного образовательного учреждения, то в процессе часто задействуются различные виды наглядных материалов. Наиболее частый вариант игры-драматизации, встречающийся на занятиях по развитию речи в ДОУ – игра по содержанию литературного произведения.
3. Дидактическая игра – предполагает активное использование таких видов наглядного материала, как специализированные демонстрационные пособия, таблицы и иллюстрации. При этом данные наглядные материалы могут быть как в цифровой форме, так и напечатаны на бумаге. В детском саду для воспитанников подготовительной группы на занятиях по развитию речи доступно большое количество наглядного материала указанных выше видов, однако чаще всего используются именно демонстрационные пособия, включающие большое количество иллюстраций.
Пересказ – в ходе применения данного метода также используются наглядные материалы, которые часто имеют цифровую форму. Так детям демонстрируется учебное видео, которое затем они должны пересказать, опираясь на увиденное. На занятиях по развитию речи в МБДОУ Норильска воспитатели часто используют речевой образец – правильную, предварительно продуманную речевую деятельность, которая предназначенная для подражания детьми. Образец речи наглядно демонстрируется самим воспитателем или героем обучающего видео. Он является доступным по содержанию и форме, и произносится четко, громко и неторопливо. Воспитателями МБДОУ речевой образец может предъявляться до начала речевой деятельности детей, чтобы затем они его воспроизводили, а может и после, чтобы он служил примером для корректировки речи воспитанников. Применение речевого образца после речи детей характерно именно для занятий в подготовительной группе, так как для этого уровень владения речью у детей достаточно высок.
Благодаря применению наглядного материала и репродуктивных методов речевого развития дети старшего дошкольного возраст, осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например, управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением.
К продуктивным методам речевого развития детей, реализуемых в детском саду и предполагающих использование наглядных материалов мы отнесли следующие:
1. Описание или сравнительное описание – метод предполагает демонстрацию ребенку один из видов наглядного материала. Задача ребенка – дать характеристику или описать наблюдаемое, самостоятельно формулируя предложения. Наиболее часто в рамках данного метода на занятиях по развитию речи педагогами используются иллюстрации и игровые наглядные материалы. Применение данного метода позволяет решить задачи по формированию грамматического строя речи, развитию словарного запаса и навыков монологической и диалогической речи воспитанников. Описание также позволяет сформировать у детей осознание явлений языка и речи.
2. Обобщающая беседа – предполагает обсуждение какой-либо темы, в котором участие принимают педагог и воспитанники. При реализации данного метода на занятиях по развитию речи зачастую используют различные наглядные материалы. Перед началом беседы педагог демонстрирует детям наглядный материал, в том числе и цифрового характера: изображение, видеофрагмент по выбранной теме, а затем начинает обсуждение, с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по теме образовательной работы. Например, на занятиях по развитию речи воспитатель демонстрирует детям серию сюжетных картинок, каждую из которых обсуждает с детьми. Обобщающая беседа позволяет подвести общий итог обсуждений, помочь детям сформировать навыки диалогической и монологической речи и пополнить их словарный запас.
3. Пересказ с перестройкой текста – усложненная версия пересказа, включающая творческие элементы, добавляемые ребенком в ходе построения монолога. Данный факт и позволяет отнести пересказ с перестройкой текста к продуктивным методам развития речи старших дошкольников. Этот метод также используется воспитателями на занятиях по развитию речи. Вариантов такого пересказа достаточно много, но наиболее часто используется словесное рисование. Ребенку демонстрируется изображение, требующее дополнений и предлагается рассказать, что бы он сам дорисовал на нем и почему. Также часто применяется пересказ с творческими дополнениями.
4. Метод (технология) наглядного моделирования также предполагает использование специализированных демонстрационных пособий. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Метод моделирования эффективен в частности потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всей образовательной деятельности. В ходе использования данного метода на занятиях по развитию речи в МБДОУ дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Воспитатели в качестве условных заместителей (элементов модели) предлагают символы разнообразного характера: объёмные модели, предметно-схематические и графические модели, мнемотаблицы, графики, пиктограммы, геометрические фигуры, планы и др. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, воспитанники ДОУ научатся планировать свою речь, эффективно решается задача формирования у них связной диалогической и монологической речи.
Метод наглядного моделирования эффективен при обучении детей старшего дошкольного возраста пересказу и заучиванию стихов, что позволяет им лучше подготовится к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению. Например, в детском саду «Золотой петушок» города Норильска для этого на занятиях по развитию речи применяются мнемонические таблицы, облегчающие запоминание стихотворного материала. Благодаря применению мнемонических таблиц у ребенка обогащается словарный запас, он учится рассказывать целостную историю, развивая связную речь.
Также при помощи метода наглядного моделирования воспитателям ДОУ на занятиях по развитию речи удается объяснить детям подготовительной группы суть многих абстрактных понятий, например, звук, слово, радость, свет и др. Дети же, благодаря использованию наглядного материала, могут зрительно представить эти понятия, что во многом облегчает их усвоение и дальнейшее использование в речи, а также позволяет решить задачу развития словарного запаса детей.
5. Творческие задания – данный метод также включает огромное количество способов его реализации. Наиболее часто на занятиях по развитию речи в подготовительной группе воспитатели МБДОУ применяют такие творческие задания, как «Оживление». Оно предполагает демонстрацию детям наглядного материала, чаще всего одной или нескольких игрушек, картинок с изображениями предметов, животных и явлений. Затем, когда дети поработали с наглядным материалом и изучили его, воспитатель просит придумать сказку о объекте изображения. Также во время занятий детям демонстрируются карточки, на которых изображена та или иная ситуация, например, мальчик, гладящий собаку. Они сами должны придумать, как будут далее развиваться события и описать их. Также в работе с детьми подготовительной группы на занятиях по развитию речи педагоги просят их после просмотра части видеоролика продолжить рассказ самостоятельно, а потом досмотреть ролик и узнать, как все было на самом деле.
В рамках всех вышеперечисленных методов при работе с детьми подготовительной группы на занятиях по развитию речи воспитатели МБДОУ применяют большое количество приемов, предполагающих работу с наглядным материалом.
Как было отмечено ранее, приемы – это структурная часть метода, его основной элементы. В настоящее время методика развития речи не располагает устойчивой классификацией приемов, однако по роли наглядности и эмоциональности их можно разделить на словесные, наглядные и практические (игровые). Две последних группы приемов речевого развития предполагают использование наглядного материала.
Далее более подробно разберем приемы, используемые в МБДОУ в процессе реализации методов речевого развития у детей старшего дошкольного возраста из подготовительной группы.
Практические или игровые приемы – это способы совместного взаимодействия педагога и обучающихся и выполнения ими действий в рамках сюжетно-игрового замысла, направленных на изучение новой информации и закрепление уже имеющихся знаний.
К группе практических или игровых приемов, при применении которых на занятиях по развитию речи используется наглядный материал, мы отнесли:
1. Неожиданное появление персонажей или предметов. Суть данного приема в том, что перед воспитанниками в ходе занятия неожиданно появляется какой-либо персонаж и вовлекает их в игру, предлагая решать различные задачи обучающего характера. Похожий сценарий развития событий и при появлении предмета. Детям предлагается взаимодействовать с ним, угадать, как он тут оказался, описать его, определить похожие на него предметы и т.д.
2. Помощь персонажу. Данный прием предлагает детям в игровой форме помочь персонажу решить какую-либо задачу. Например, «Помоги зайчику найти свою нору», или «Помоги мышке собрать запасов на зиму» и т.д. Данный прием предполагает частое использование дидактических материалов иллюстраций и видео, различных таблиц и др.
3. Сказка веселого язычка. Данный прием педагоги применяют в своей работе, когда детей необходимо познакомить с тем или иным звуком. Например, звук «з» легко ассоциировать со звуком полета насекомого, поэтому педагоги предлагают детям спеть «песенку комарика». Звук «ш» легко ассоциировать с шорохом, поэтому детям предлагается спеть «песенку шуршащих листьев» и т.д. Данный прием предполагает использование дидактических иллюстративных материалов, изображающих изучаемые звуки, явления и предметы.
4. Скажи наоборот – прием, позволяющий расширить словарный запас детей. Им демонстрируются изображения предметов или явлений, к которым необходимо подобрать антонимы.
5. Угадай что – применяя данный прием, педагог описывает что-либо (животное, природное явление), используя несколько прилагательных, а детям необходимо угадать, назвав существительное. Например, «он пушистый, большой и коричневый». После того, как дети дают правильный ответ, им демонстрируется игрушка или изображение, изображающие загаданное.
6. Кто что делает – игра предполагает демонстрацию наглядного материала, на котором изображены действия. Задача детей – объяснить, кто какое действие выполняет. Данный прием также обогащает словарный запас детей и закрепляет, и активизирует его.
7. Что чем делают – аналогичный «Кто что делает» прием. Однако в данном случае дети находят связь между выполняемым действием и инструментом.
Наглядный материал на занятиях по развитию речи у детей из подготовительной группы ДОУ применяется и при использовании воспитателем языковых приемов. Ниже перечислим данные языковые приемы:
1. Объяснение – этот языковой прием используется воспитателями МБОУ на занятиях по развитию речи у подготовительной группы очень часть. Его суть заключается в раскрытии воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. В ходе объяснения воспитатели могут использовать наглядный материал, например, предметные или сюжетные картинки, или различные схемы, что облегчает восприятие детьми речи воспитателя и способствует усвоению смысла сказанного. Благодаря сочетанию наглядности и слова воспитателя детям проще представить в своем воображении и осмыслить предмет разговора.
2. Вопрос – данный словесный метод также является одним из наиболее распространенных и часто используемых воспитателями на занятиях по развитию речи у детей из подготовительной группы. Требующие констатации и репродукции основные вопросы, как и вспомогательные, могут задаваться воспитателями в процессе выполнения различных упреждений или действий, относящихся, например, к методу наглядного моделирования. Так, основные и вспомогательные вопросы помогают направить усилия ребенка при работе с мнемоническими таблицами в нужное русло, скорректировать ход его мыслей, помочь обратить внимание на какой-либо важный фактор.
3. Словесное упражнения – прием, в ходе которого на занятиях по развитию речи также может быть задействован наглядный материал. Воспитатели
Вышеперечисленные практические приемы, применяемые на занятиях по развитию речи у детей из подготовительной группы, постоянно дополняются и используются в различных сочетаниях друг с другом. Выбор воспитателем метода и приемов, а также вида наглядного материала, зависит от цели и темы занятия, от потребностей детей, наличия тех или иных наглядных материалов, фантазии и профессиональных навыков воспитателя и т.д.
Можно выделить несколько фундаментальных целей, к достижению которых воспитатели стремиться на занятиях по развитию речи у детей из подготовительной группы. Используя различные виды наглядного материала, а также методы и приемы, предполагающие его демонстрацию детям, воспитатели эффективнее достигают этих целей:
1. Накопление содержания речи и обеспечение информационной и эмоциональной стабильности ребенка.
2. Воспитание культуры речи и культуры поведения детей.
3. Развитие речи, обогащение словаря и закрепление навыков разговорной речи детей.
Также в отношении детей подготовительной группы можно выделить еще одну фундаментальную цель:
— Подготовка детей старшего дошкольного возраста к дальнейшему получению среднего образования и поступлению в школы. Обеспечение речевой готовности ребенка к школе.
Подводя итоги, отметим, что существует несколько распространенных классификаций методов, применяемых в образовательном процессе, в котором задействованы дети старшего дошкольного возраста.
В частности, одна из классификаций предполагает деление методов на словесные и наглядные. Существует также более расширенная классификация методов дошкольной педагогики, включающая помимо словесного и наглядного методов еще и практический.
Данные классификации являются условными и предполагают одновременное использование нескольких методов и приемов для повышения эффективности образовательного процесса. При этом тот или иной метод и прием могут быть отнесены к практической, словесной или наглядной группе благодаря преобладанию у них таких характеристик, как наглядность, практическая реализация, словесное объяснение.
В дошкольном образовательном учреждении «наглядные методы используются как непосредственные, как и опосредованные.
Еще одна классификация методов, направленных на формирование у детей речевых навыков, включает репродуктивные и продуктивные методы. В практике работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения применяются методы, относящиеся к обеим группам. Педагоги при этом используют различные виды наглядных материалов.
К репродуктивным методам речевого развития детей, реализуемых в МБДОУ, мы отнесли: наблюдение, игры-драматизации, дидактическая игра и пересказ.
К продуктивным методам речевого развития детей, реализуемых в МБДОУ и предполагающих использование наглядных материалов мы отнесли следующие: описание или сравнительное описание, обобщающая беседа, пересказ с перестройкой текста, метод наглядного моделирования, творческие задания.
Приемы – это структурная часть метода, его основной элементы. В настоящее время методика развития речи не располагает устойчивой классификацией приемов. Классификационно они делятся на словесные, наглядные и практические (игровые). Две последних группы приемов речевого развития предполагают использование наглядного материала.
К группе наглядных приемов мы отнесли: показ иллюстративного материала, показ правильного положения артикуляционных органов.
К группе практических приемов, используемых в детском саду, мы отнесли: неожиданное появление персонажей или предметов, помощь персонажу, сказку веселого язычка, «скажи наоборот», «угадай что», «кто что делает», «что чем делают».
Методики и приемы, предполагающие использование наглядного материала в процессе развития речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста, являются в педагогической практике дошкольного образовательного учреждения одними из самых распространенных и часто применяемых. Выбор данных методик и приемов обосновывается их эффективностью: дети легче запоминают информацию, быстрее вовлекаются в образовательный процесс, активнее в нем участвуют. Наглядный материал, используемый педагогами в дошкольном образовательном учреждении, также облегчает восприятие детьми новой информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На процессы психологического развития ребенка и формирование у него устойчивых и правильных навыков устной и письменной речи влияют восприятие, зрение и слух.
При системном подходе развитие речи у детей дошкольного возраста представляет собой образовательную систему, состоящую из комплекса мер и мероприятий, реализуемых сразу на четырех уровнях: программно-методическом, организационно-управленческом, социально-педагогическом и психологическом.
Для развития речи детей старшего дошкольного возраста используются разнообразные средства. Эффективность воздействия на детскую речь зависит от правильного выбора средств развития речи и их взаимосвязи. При этом определяющую роль играет учет уровня сформированности речевых навыков и умений детей, а также характера языкового материала, его содержания и степени близости детскому опыту.
В ходе работы было рассмотрено несколько средств развития речи: культурная языковая среда, демонстрация наглядного материала. Для усвоения разного материала требуется сочетание разных средств.
Наглядные материалы, используемые в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста, помогают педагогам привлечь их интерес к предмету обучения и сконцентрировать внимание обучающихся. Наглядность, достигаемая благодаря использованию специальных материалов визуального характера, способствует облегчению понимания новых сведений, предлагаемых ребенку в ходе реализации какой-либо образовательной методики.
В ходе исследования практического применения наглядных материалов в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста, было определено, что они положительно влияют на процессы речевого формирования, а также способствуют улучшению мыслительных процессов детей. На наглядных, визуально простых и понятных материалах педагогам детям намного проще удержать внимание, а значит и осмыслить сведения, доносимые до них.
Для более детального изучения процесса применения наглядных средств при работе с детьми в возрасте от 3 до 6 лет мы обратились к опыту муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (подготовительная группа). При работе с детьми подготовительной группы в процессе развития их речевых навыков воспитатели образовательного учреждения активно используют наглядные средства. При их выборе воспитатели исходят из следующих критериев: уровня сформированности у детей подготовительной группы их речевых умений и содержания и характера материала.
В ДОУ также придерживаются правил комплексного применения наглядного материала, так как подобный подход несет в себе высокие познавательные возможности, способствует развитию зрительной памяти, концентрации внимания, развитию речи.
Задачи, которые решаются при использовании различных видов наглядного материала в ходе занятий с детьми подготовительной группы: развитие словаря, воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя речи, развитие связной диалогической и монологической речи ребенка, формировании у детей элементарного осознания явлений языка и речи.
Классификация используемого наглядного материала была составлена по виду его носителя. Педагоги используют цифровые и нецифровые наглядные материалы.
Классификация также была составлена и по типу наглядного материала. Наглядные материалы были отнесены к группам: предметы окружающей среды, специализированные демонстрационные пособия, таблицы, иллюстрации, игровые наглядные материалы.
Обязательными для использования типами наглядных материалов в МБДОУ являются иллюстрации, игровые наглядные материалы, специализированные демонстрационные пособия.
Существует несколько распространенных классификаций методов развития речи, применяемых в образовательном процессе, в котором задействованы дети старшего дошкольного возраста.
В частности, одна из классификаций предполагает деление методов на словесные и наглядные. Существует также более расширенная классификация методов дошкольной педагогики, включающая помимо словесного и наглядного методов еще и практический.
Данные классификации являются условными и предполагают одновременное использование нескольких методов и приемов для повышения эффективности образовательного процесса. При этом тот или иной метод и прием могут быть отнесены к практической, словесной или наглядной группе благодаря преобладанию у них таких характеристик, как наглядность, практическая реализация, словесное объяснение.
В исследуемом детском саду наглядные методы используются как непосредственные, как и опосредованные.
Еще одна классификация методов, направленных на формирование у детей речевых навыков, включает репродуктивные и продуктивные методы. В практике работы педагогов применяются методы, относящиеся к обеим группам. Педагоги при этом используют различные виды наглядных материалов.
К репродуктивным методам речевого развития детей, реализуемых в МБДОУ, были отнесены: наблюдение, игры-драматизации, дидактическая игра и пересказ.
К продуктивным методам речевого развития детей, реализуемых и предполагающих использование наглядных материалов мы отнесли следующие: описание или сравнительное описание, обобщающая беседа, пересказ с перестройкой текста, метод наглядного моделирования, творческие задания.
Приемы – это структурная часть метода, его основной элементы. В настоящее время методика развития речи не располагает устойчивой классификацией приемов. Классификационно они делятся на словесные, наглядные и практические (игровые). Две последних группы приемов речевого развития предполагают использование наглядного материала.
К группе наглядных приемов, используемых на занятиях, были отнесены: показ иллюстративного материала, показ правильного положения артикуляционных органов.
К группе практических приемов, используемых в детском саду, были отнесены: неожиданное появление персонажей или предметов, помощь персонажу, сказку веселого язычка, «скажи наоборот», «угадай что», «кто что делает», «что чем делают».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3. изд., стер. – Москва : Academia, 2000. – 399 с.
2. Бизикова О. А. Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах : учебное пособие / О. А. Бизикова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневартовского гос. гуманитарного ун-та, 2011. – 94 с.
3. Бондаренко А.А. Что это? Кто это? : В 2 кн. / А. А. Бондаренко, И. В. Гуркова ; Худож. А. Чижиков. – М. : Просвещение, 1996. — 158 с.
4. Бондаренко А.А. Что это? Кто это? : В 2 кн. / А. А. Бондаренко, И. В. Гуркова ; Худож. А. Чижиков. – М. : Просвещение, 1997. – 253 с.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей : Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология» / А. М. Бородич. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1981. – 255 с.
6. Васильева Е.В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов / Е.В. Васильева. – М.: Сфера, 2017. – 64 с.
7. Васькова О. Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / О. Ф. Васькова, А. А. Политыкина. — Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2019. — 108 с.
8. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М. : ЭКСМО, 2016. – 501 с.
9. Гербова В. В. Учусь говорить : Пособие для детей ст. дошк. возраста / В. В. Гербова. — М. : Просвещение, 1999. — 39 с.
10. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2004. – 166 с.
11. Городилова В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / Городилова В. И. – Москва : Советские учебники, 2021. – 122 с.
12. Горчак А. Н. Картина как средство развития речи. — Москва ; Ленинград : Просвещение, 1965. — 140 с.
13. Денисова Д. Развитие речи у дошкольников : рабочая тетрадь: соответствует ФГОС: старшая группа: для чтения взрослыми детям / Дарья Денисова, Юрий Дорожин. – Москва : Мозаика-синтез, 2020. – 16 с.
14. Жинкин Н. И. Язык — речь — творчество : Исслед. по семиотике, психолингвистике, поэтике : Избр. тр. / Н. И. Жинкин. – М. : Лабиринт, 1998. – 364 с.
15. Жуковская Р. И. Роль картинки в воспитании ребенка дошкольного возраста : / Жуковская Р. – Москва : Советские учебники, 2021. – 42 с.
16. Затулина Г. Я. Развитие речи дошкольников. Подготовительная группа : методическое пособие / Г. Я. Затулина. — Москва : Центр пед. образования, cop. 2015. — 175 с.
17. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста : клинич. и психол. аспекты / А. Н. Корнев. – СПб. : Речь, 2018. – 378 с.
18. Косякова О. О. Логопсихология : учебное пособие / О.О. Косякова. – Тверь : Тверской государственный университет, 2019. – 175 с
19. Краткий словарь научных терминов по биологии клетки / О. И. Степанов, А. В. Еремейшвили, И. О. Степанов. — Ярославль : Яросл. гос. ун-т, 2018. — 96 с.
20. Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. — 2. изд. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1998. – 335 с.
21. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – Москва : Владос, 2008. – 287 с.
22. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников : учеб.-метод. пособие / Ф. А. Сохин ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — 2-е изд. – М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2005. – 223 с.
23. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя дет. сада / Н.Ф. Виноградова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др. ; Под ред. Ф.А. Сохина. – Москва : Просвещение, 1979. – 223 с.
24. Скитяева Н. М. Развитие зрительно-предметного восприятия и речи в группах подготовки детей к школе : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.13 / Скитяева Надежда Михайловна; [Место защиты: Моск. гор. психол.-пед. ин-т]. – Москва, 2010. – 161 с.
25. Соболева О.Л. Радуга речи. Речевое развитие в дошкольном детстве / О.Л. Соболева. – М.: Линка-Пресс, 2016. – 168 с.
26. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду : Для дошкольных пед. училищ. – 3-е изд., испр. – Москва : Просвещение, 1966. – 176 с.
27. Стародубова Н. А. Развитие речи ребенка : практ. советы педагога / Н. А. Стародубова. – М. : Шк. Пресса, 2005. – 44 с.
28. ФГОС ДО. Электронный ресурс. https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 14.02.2022)
29. Черкасова Е. Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция). [Электронный ресурс]. – М.: АРКТИ, 2017. https://logoped.name/narushenie-rechi-pri-minimalnyh-rasstrojstvah-sluhovoj/ (дата обращения 21.02.2022)
30. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. [Электронный ресурс]. – М.: Академия, 2017. https://pedlib.ru/Books/4/0018/index.shtml (дата обращения 01.03.2022). – 448 с.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф