Заявка на расчет
Меню Услуги

Использование наглядных методов в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ

  1. Роль ознакомления с природой в экологическом образовании

детей старшего дошкольного возраста

1.2. Наблюдение в природе как основной метод экологического образования детей старшего дошкольного возраста

1.3. Использование метода демонстрации при ознакомлении с природой в дошкольном возрасте

Выводы по главе 1

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Выявление уровня экологических представлений у детей старшей группы МДОУ «Детский сад №17» станица Григорополисская

2.2. Организация работы по экологическому образованию с использованием наглядных методов детей старшей группы

2.3. Анализ опытно-практической работы. Условия, способствующие эффективности использования наглядных методов в экологическом образовании детей дошкольного возраста

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

 

Основным содержанием экологического образования является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Познавательная активность детей играет в этом немаловажную роль.

Актуальность: экологическое воспитание – это проблема нашего времени. Воспитать экологически грамотную личность можно, создавая развивающую среду экологического направления, в котором ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы и активно взаимодействуя с ними.

В процессе экологического образования у детей формируются познавательные действия, развивается познавательная мотивация и интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. те личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Развитие у детей активного творческого воображения является важной педагогической задачей, поэтому ФГОС дошкольного образования определяет развитие воображения дошкольников, как одно из приоритетных направлений в работе педагогов дошкольных образовательных организаций [1].

При реализации задач по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста педагог сталкивается со следующими трудностями: сложность оформления разрешения на экскурсию за пределы детского сада; отсутствие в дошкольном учреждении современных технологических средств. Все это является причиной невозможности показать детям наглядно те объекты природы, природные явления, которые они не могут увидеть непосредственно. Поэтому использование наглядных средств обучения является единственным доступным способом показать детям дошкольного возраста все разнообразие природного мира.

Значение наглядных методов в воспитании ребенка отмечали педагоги А.И.Васильева, Е.Н.Водовозова, Э.И.Залкинд, А.И.Иванова, Я.А.Коменский, А.К.Матвеева, И.-Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, П.Г Саморукова, Е.И. Тихеева, К.Д.Ушинский, Ф.Фребель. По мнению П.Г. Саморуковой наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности дошкольников, позволяет сформировать у них яркие представления о природе[22].

Изучив теоретический материал по данному вопросу, разработан аппарат исследования.

Определена проблема исследования: при каких условиях наглядные методы ознакомления с природой эффективны в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через наглядные методы.

Предмет исследования: условия эффективного использования наглядных методов в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Поставлена цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и проверка в ходе практики условий эффективного использования наглядных методов в ходе работы по экологическому образованию  детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: экологическое образование детей старшего дошкольного возраста с использованием наглядных методов будет эффективно, если:

-использовать разные виды наблюдений: распознающие, сравнительные, циклические, воссоздающие;

-организовывать наблюдения в разных формах работы (занятия, экскурсии, прогулки);

-включать разнообразные приемы при проведении наблюдений: игровые, практические, словесные, трудовые и поисковые действия.

-включать методы демонстрации, использовать разные средства (картины, модели)

Для достижения цели и подтверждения поставленной гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1.Раскрыть особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

2.Выявить особенности наблюдения как основного метода экологического образования  детей старшего дошкольного возраста.

3.Раскрыть методику использования метода демонстрации в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

4.Выявить уровень экологических знаний детей старшей группы МДОУ «Детский сад №17» станица Григорополисская.

5.Спланировать и организовать формы работы с использованием наглядных методов ознакомления с природой, как основного метода  экологического образования детей старшей группы.

  1. Проанализировать опытно-практическую работу, направленную на экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через наглядные методы.

В исследовании использованы следующие методы: изучение педагогической и методической литературы, тестирование, наблюдение за детьми, опытная работа, математические и графические методы.

Характер работы: опытно-практический

Предполагаемый объем выпускной квалификационной работы: 50 страниц.

Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. В первой главе раскрыты теоретические и методические основы экологического образования детей старшего дошкольного возраста через наглядные методы. Во второй главе проанализирована опытно-практическая работа. Представлен перечень условий, обеспечивающий эффективность использования наглядных методов в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Базой проведения педагогического исследования является: МДОУ «Детский сад №17» станица Григорополисская.

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ

1.1. Роль ознакомления с природой в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста

 

Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование основ экологической культуры личности, которая проявляется в эмоцианально – положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды, в системе экологических представлений и ценностных ориентаций (Н.А. Рыжова)[21].

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе. Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятие. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия – сенсорное воспитание – составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности[10].

В процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи. Основная задача в умственном воспитании — образования у детей знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой, какой она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств[18].

Усвоения детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей — сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности, любознательности.                                                Для развития мышления и формирования основ материалистического миропонимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы и подводить к осознанию связи и отношений между ними. В процессе осознания причинных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление.

Неотъемлемая часть умственного воспитания — сенсорная культура, направленная на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий. Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать [9].

Приучая наблюдать, то есть целенаправленно сосредотачиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к обучению». Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая внимание на их внешний вид, движения повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание [25]. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми ребенок наблюдает и ухаживает, помогают воспитывать у него такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело. Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приемам выращивания растений и ухода за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда. Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей.

Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.  К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и презентаций. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных методов. Это касается, например, показа иллюстраций через проектор. В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций. [18].

В последние годы практика обогатилась целым рядом новых средств наглядности. Были созданы новые, более красочные географические карты с пластмассовым покрытием, альбомы иллюстраций по истории, литературе, географические атласы с фотографиями, осуществленными со спутников. В практику обучения вошли аппараты ЛЭТИ, кодоскопы, позволяющие в дневное время без затемнения помещения показывать рисунки, схемы, чертежи, изготовляемые учителем на прозрачной пленке. На занятиях стали применяться зарисовки на листах ватмана с помощью широких фломастеров, позволяющие раскрывать динамику изучаемого явления, постепенно иллюстрируя один за другим все необходимые его этапы. Все эти средства нашли особенно широкое применение в условиях кабинетной системы обучения[27]. Применение метода демонстрации учебного кино стало довольно обычным явлением в практике обучения. Перечень основных учебных фильмов нашел теперь отражение в школьных программах и программах экологического воспитания ДОУ, что значительно облегчает выбор их педагогами. В учебном процессе применяют как полные фильмы по теме, так и кинофрагменты и кинокольцовки.

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений. Этот метод является основным способом ознакомления дошкольников с природой, т.к. — это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления[11].

Модели — это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами. С их помощью появляется возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения. Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе. Демонстрация модели используется при условии предварительного ознакомления детей с природой с помощью других методов, обеспечивающих живые представления о признаках, свойствах, связях и отношениях ее объектов. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия. Демонстрация моделей позволяет воспитателю научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности [11].

Все эти методы ознакомления с природой в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста имеют огромную роль. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания[21]. Ознакомление с природой – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой.

 

 

1.2. Наблюдение в природе как  основной метод экологического образования детей старшего дошкольного возраста

 

Среди разнообразных методов экологического образования важное место занимает наблюдение. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов. При этом познание их  осуществляется через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.

Руководство наблюдениями позволяет научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязи растений, животных с явлениями неживой природы. По определению П.Г. Саморуковой, наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Цель наблюдения — усвоение разных знаний, установление свойств и качеств, структуры, внешнего строения предмета, причин изменения и развития объектов (растений и животных), сезонных явлений. Участие разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение должно сопровождаться точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания были усвоены [22].

В отечественной психологии определены особенности наблюдения, отличающие его от восприятия. Так, Б.Г. Ананьев отмечает присущие наблюдению особенности: произвольность и планомерность; организованность и целенаправленность; обусловленность его всеми видами восприятия; тесная взаимосвязь с мышлением и речью [2].

С.Н. Николаева выделяет такие особенности наблюдения, как полноту восприятия частей и свойств объектов в соответствии с задачами наблюдения, умение подметить малозаметные черты в предмете или явлении. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождается самостоятельное суждение, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний [18].

В науке существует множество классификаций наблюдения. Л.А. Венгер выделяет следующие виды наблюдений: по длительности (эпизодические (младшая группа); длительные (ведутся в течение многих дней, а иногда и недель, например, наблюдение за развитием лягушки, за ростом растений)); по организации (плановые (по плану воспитателя); возникшие по инициативе детей);по месту проведения (в естественных условиях (в парке, лесу) (чаще проводятся в старшем дошкольном возрасте); в искусственных условиях); по количеству участников (индивидуальные (чаще в младших группах);коллективные (наибольшего эффекта достигают наблюдения в подготовительной группе, т.к. дети уже способны относить слово воспитателя, обращенное ко всем, лично к себе); групповые наблюдения (по подгруппам – в младшей и средней группах));сравнительные наблюдения применяются чаще в старшей группе, т.к. дети не только видят особенности, вычленяют основные признаки, но и устанавливают взаимосвязи между ними. У них достаточно опыта, чтобы заметить новое, заметить происходящие в природе изменения, проследить развитие, установить простейшие, последовательные и причинные связи явлений[7].

В.И. Логинова, П.Г. Саморукова выделяют три вида наблюдений:

Распознающее. Основная познавательная задача такого наблюдения – ответить на вопрос: что это или кто это, каково оно, каковы его основные свойства, проявления, взаимодействия с окружающими. Этот вид наблюдения, как правило, имеет место в двух случаях: когда ребенок обращается к предмету в связи с предстоящей продуктивной деятельностью (трудовой, изобразительной, бытовой); при ознакомлении с новыми для него предметами и явлениями. В ходе распознающего наблюдения используются различные способы обследования, участвуют все анализаторы, активно используется речь.

Длительное наблюдение за изменением и развитием объекта строится на основе использования различных способов  обследования и различных видов восприятия, усиливается роль памяти (ребенок должен помнить прошлое состояние объекта). Длительные наблюдения проводятся за развитием какого-либо животного.

Воссоздающее наблюдение имеет целью определить по отдельным признакам предмет в целом или целостную картину явления. Это происходит на основе ранее полученных знаний (например, определить по цвету почвы ее влажность; по цвету ягод – их спелость). Мышление занимает ведущее место, сенсорика отходит на второй план. Большую роль играет воображение, припоминание, обобщение[22].

С.Н. Николаева выделяет циклические наблюдения за одним и тем же объектом в течение длительного времени[16]. Деятельность наблюдения не дана человеку от рождения. Она постепенно формируется на протяжении жизни человека, расширяя свой объем, изменяя характер, переходя от однопланового к многоплановому наблюдению. Начальным этапом формирования наблюдения является дошкольный возраст. Развитая деятельность наблюдения дошкольников характеризуется наличием качеств, обеспечивающих высокую результативность наблюдений: умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, умение отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях.[7]

А.И. Васильева[5] разработала методику руководства наблюдениями-занятиями, выделив в его структуре четыре основных этапа:

Первый этап – подготовительный. Цель: подготовить детей к предстоящему наблюдению, вызвать интерес к живому объекту, а также уточнить, что в данном объекте уже известно детям. Здесь возможно рассматривание иллюстраций, демонстрация фильмов, чтение книг, работа в уголке природы. Например, в средней группе накануне занятия по ознакомлению с птицей воспитатель может внести в группу пустую клетку, спросить, чей это дом.

Второй этап – начало наблюдения. Цель: сосредоточить внимание ребят на объекте, поддержать интерес к нему. Занятия не должны начинаться однообразно, можно начать с проблемной ситуации. Например, на демонстрационный стол ставится миска с молоком, веревочка с бантиком лежит рядом, воспитатель предлагает детям догадаться, для кого все это нужно, слушает ответы детей, подчеркивает правильные и предлагает начать занятие.

Третий этап – основной. Условно его можно разделить на несколько частей. Первая часть: наблюдение за объектом в целом. Цель: создать положительное отношение к объекту, вызвать желание поделиться своими впечатлениями. Цель второй части – изучить объект, сформировать представление об особенностях его внешнего вида, питания и т.д. В этой части желательно использовать продуктивные методы и приемы обучения. Третья часть – обследование, раскрывающее не только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе абстрактные свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях. Цель этой части – отнесение данного предмета к определенной группе однородных предметов, а также установление причинных связей и отношений между наблюдаемыми предметами и явлениями, их частями и свойствами.

Четвертый этап – заключительный. Цель: подведение итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях, а также оценка тех способов обследования предмета, которыми дети пользовались.

Правильное построение структуры процесса наблюдения, обучение детей приемам обследования является основой работы по  развитию умения наблюдать и воспитанию наблюдательности.

 

 

1.3.Использование метода демонстрации при ознакомлении с природой в дошкольном возрасте

 

У детей дошкольного возраста преобладает образное мышление, поэтому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель активно использует различные формы наглядности. Демонстрационные учебные картины и небольшие раздаточные картинки, слайды и видеофильмы позволяют показать ребенку то, что стоит за словом и недоступно пока его наблюдению. В каждом дошкольном образовательном учреждении имеется различный иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу: наглядные пособия, репродукции произведений известных художников, вырезки из календарей и журналов, фотографии. Данный материал может быть использован в педагогическом процессе самым различным образом – для беседы, рассказа, рассматривания, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр и т.д.

Большое значение для ознакомления детей с природой имеют картины, на которых животные представлены в крупном масштабе и со своими детенышами. Такие «портретные» картины особенно важны для младших дошкольников, восприятие которых еще недостаточно развито и легко сосредоточивается на четко прорисованных (без излишней детализации) цветных изображениях. Такие картины помогают формировать у маленьких детей первоначальные представления о домашних и диких животных и их детенышах, позволяют обучать, сравнивать, обозначать словом увиденное. Для детей старшего дошкольного возраста такого рода картины целесообразны, если на них представлены экзотические, малоизвестные животные. Особую ценность в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеют цветные, большого размера учебно-наглядные пособия. Наиболее значимыми из них являются пособия, на которых изображены разные экосистемы  —  лес, луг, степь, тундра, пустыня, полярный край, пруд или озеро, море,  а также картины с изображением природоохранной или сельскохозяйственной деятельности людей[17]. Рассматривать такие картины с целью формирования у детей отчетливых и правильных представлений о природе следует с детьми средней группы и старше. Картина дает возможность: показать реальные объекты и события; сделать доступным восприятию из жизни экосистемы то, что обычно скрыто; показать обитателей экосистемы в их естественной среде. Формирование реалистических представлений о природе на основе картин будет эффективнее, если воспитатель в процессе их рассматривания употребляет правильные обозначения-термины (например, не мишка, а бурый медведь; не зайчик, а заяц-беляк). Пояснения необходимо делать только достоверного содержания, исключать уменьшительно-ласкательные формы и обороты речи[20]. Наборы маленьких карточек с четким цветным изображением самых различных объектов природы используются как раздаточный материал. С ними можно проводить дидактические игры, различные упражнения. Например, воспитатель старшей группы комплектует одинаковые конверты для каждого ребенка с 10-12 карточками, предлагает разложить их в два ряда: в один – домашних, а в другой – диких животных. Интересными могут быть проблемные экологические ситуации, когда к картинам, изображающим среду обитания (например, лес, пустыня), дети подбирают животных, которые могут в ней жить, а потом объясняют, почему они сделали такой выбор. Яркие впечатления оставляют у детей познавательные видеофильмы. Неоднократный показ детям животного и растительного мира различных стран расширяет их кругозор, вызывает интерес к окружающему миру. В настоящее время созданы учебные фильмы, в которых запечатлена жизнь диких зверей, полярных птиц, подводных обитателей рек, морей и океанов.

Таким образом, наличие разнообразных наглядных пособий в дошкольном учреждении, содержательно и эмоционально отражающих объекты и образы природы, является важным условием полноценного экологического образования детей.

 

Выводы по главе 1

 

Наглядные методы обучения можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр. Метод демонстраций заключается в наглядно – чувственном ознакомлении с явлениями, процессами и объектами в их натуральном виде. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и презентаций.

Среди разнообразных методов экологического образования важное место занимает наблюдение. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов. При этом познание их  осуществляется через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и др.

В отечественной психологии определены следующие особенности наблюдения: произвольность и планомерность; организованность и целенаправленность; обусловленность его всеми видами восприятия; тесная взаимосвязь с мышлением и речью; полнота восприятия частей и свойств объектов в соответствии с задачами наблюдения, умение подметить малозаметные черты в предмете или явлении.

В науке существует множество классификаций наблюдения. Назовем  критерии классификации наблюдений: по длительности: эпизодические  и длительные ; по организации: плановые и возникшие по инициативе детей; по месту проведения: в естественных условиях и в искусственных условиях; по количеству участников: индивидуальные, коллективные и групповые наблюдения; сравнительные наблюдения.

У детей дошкольного возраста преобладает образное мышление, поэтому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель активно использует различные формы наглядности. Демонстрационные учебные картины и небольшие раздаточные картинки, слайды и видеофильмы позволяют показать ребенку то, что стоит за словом и недоступно пока его наблюдению.

Иллюстративные материалы, которые есть в каждом дошкольном образовательном учреждении – это наглядные пособия, репродукции произведений известных художников, вырезки из календарей и журналов, фотографии. Данный материал может быть использован в педагогическом процессе самым различным образом – для беседы, рассказа, рассматривания, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр и т.д.

Таким образом, наличие разнообразных наглядных пособий в дошкольном учреждении, содержательно и эмоционально отражающих объекты и образы природы, является важным условием полноценного экологического образования детей.


1

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф