Меню Услуги

Использование образовательного ресурса дельфинария для стимулирования. Часть 3.

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Глава 2. Исследование уровня учебной мотивации к урокам биологии у младших подростков

2.1.   Цели, задачи и описание методик диагностики учебной мотивации младших подростков

 

Целью нашего исследования явились следующее: представить проект формирования учебной мотивации к изучению биологии средствами внеклассной работы по биологии.

Эмпирическое исследование учебной мотивации подростков к изучению биологии, проводилось в сентябре – ноябре 2015года в Средней    общеобразовательной школе №115 г. Москвы.

В исследовании приняли участие 50 подростков, их них: 25 посещающие экскурсии (экспериментальная группа, ученики 6 «А» класса) и 25 не посещали дельфинарий (контрольная группа, ученики 6 «Б» класса). Возраст испытуемых 13 – 14лет.

Процедура исследования:

На первом этапе исследования был разработан психодиагностический комплекс, позволяющий выявить особенности мотивационной сферы учеников. Он включает:

Методика диагностики направленности учебной мотивации (автор Т.Д.Дубовицкой)

Данная методика может использоваться в образовательном процессе и служить основой повышения эффективности обучения.

Цель методики: выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся. Методика состоит из двадцати суждений и предложенных вариантов ответов. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения (см. приложение 1).

Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с двенадцатилетнего возраста. Инструкция: вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемым предметам, проставив напротив номера свой ответ.

Полученные в процессе обработки ответов испытуемого расшифровывается следующим образом: 0-10 баллов – внешняя мотивация; 11-20 баллов – внутренняя мотивация. Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы следующие нормативные границы: 0-5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации; 6-14 баллов – средний уровень мотивации; 15-20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации. Данная методика может использоваться для выяснения причин неуспеваемости, для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения, для исследования эффективности преподавания дисциплин и поиска резервов его совершенствования.

Методика изучения направленности на приобретение знаний (авторы Е.П. Ильин и Н.А. Курдюкова).Методика состоит из двенадцати утверждений (см. приложение 2).

Инструкция: Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу. Обработка производится в соответствии с ключом. Максимальное количество баллов 12. Сумма баллов от 0 до 12 свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.

На констатирующем исследования проводилась комплексная диагностика мотивационной сферы учеников, математическая обработка данных,интерпретация полученных результатов, выводы о различиях в учебной мотивации у подростков 13-14 лет.

На втором этапе был проведен формирующий эксперимент в экспериментальной группе (7 «А» класс) по развитию учебной мотивации средствами внеклассной работы по биологии. Его целью стало — необходимость создания условия для развития мотивации к изучению французского языка учащимися данного класса.

На третьем этапе был проведён контрольный эксперимент, учащимся двух классов были предложены аналогичные задания, что и на констатирующем этапе. Цель контрольно-оценочного этапа – проверка эффективности внеклассных мероприятий.

 

2.2. Констатирующий этап. Определение уровня развития мотивации школьников к урокам биологии

 

Целью констатирующий эксперимент явилось выявления уровня развития мотивации школьников к урокам биологии.

На первом этапе исследования была проведена методика диагностики направленности учебной мотивации, разработанная кандидатом психологических наук Т.Д. Дубовицкой.

Внешняя мотивация характеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета по биологии не является целью учения, а выступает средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата), подчинение требованиям учителя или родителей, получение поощрения, похвалы, признания товарищей и др. При внешней мотивации учащийся, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего либо его активность носит вынужденный характер. Содержание биологии не является для учащегося личностно значимым.

Внутренняя мотивация носят личностно значимый характер, обусловленный познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Овладение учебным материалом по биологии является и мотивом, и целью учения. Учащийся непосредственно вовлечен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение.

По данным методики получены следующие результаты:

У подростков,контрольной группы наиболее развита внутренняя мотивация (63%), более высокие показатели с развитой внешней  мотивацией показали 37% исследуемых (рис. 2.2)

Рис. 2.2– Типы мотивации учебной деятельности подростков контрольной группы (ученики 7«Б» класс)

 

У подростков, экспериментальной группы, наиболее развита также  внутренняя мотивация (69%), показатели с развитой внешней  мотивацией показали 31% исследуемых (рис. 2.3)

Рис. 2.3 – Типы мотивации учебной деятельности подростков экспериментальной группы(ученики 7 «А» класс)

 

Также данные отражают различия в уровне внутренней мотивации у подростков. Если посмотреть процентное соотношение в уровнях внутренней мотивации, то у подростков контрольной группы в начале эксперимента на 5 — 7% процентов он выше у учащихся экспериментальной группы.

Для определения уровня внутренней мотивации были использованы также следующие нормативные границы:

0—5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;

6—14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;

15—20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.

Результаты уровня внутренней мотивации учебной деятельности подростков представлены на рис. 2.4.

 

Рис. 2.4 – Уровень внутренней мотивации учебной деятельности подростков

 

Как показывают данные рисунка 2.4, подростки контрольной группы имеют более высокие показатели уровня внутренней мотивации, высокий уровень показали 40% подростков.В экспериментальной группе высокий уровень внутренней мотивации составляет – 33%. Средний уровень наблюдается в пределах 33% и 45%, низкий уровень внутренней мотивации выше у подростков экспериментальной группы и составляет 27%, в группе подростков контрольной группы данный показатель равен 22%.

Таким образам, уровень внутренней мотивации учебной деятельности подростков экспериментальной и контрольной групп находятся примерно на одинаковом уровне, и в целом на среднем уровне.

Оценивая результаты внешней мотивации, можно структурно их отразить на рис. 2.5

Рис. 2.5 – Уровень внешней мотивации учебной деятельности подростков

 

Исходя из данных рисунка 2.5, подростки контрольной группы немного выше показатели внешней мотивации, высокий уровень показали 12%, в экспериментальной группе подростков высокий уровень внутренней мотивации составил всего 5%.

Средний уровень наблюдается в пределах 65% и 60%, низкий уровень внешней мотивации находится примерно на одном уровне, у подростков контрольной группы составляет 23%, в группе подростков, экспериментальной группе данный показатель равен 35%.

Таким образам, уровень внешней мотивации учебной деятельности подростков экспериментальной и контрольной групп находятся примерно на одинаковом уровне, и в целом на среднем уровне.

Далее рассмотрим результаты диагностики по методике изучения направленности на приобретение знаний (авторы Е.П. Ильин и Н.А. Курдюкова)

Первичная обработка данных (Таблица 2.3) показывает, что на констатирующем этапе не выявлено существенных различий в количественном соотношении типов мотивации к обучению.

Таблица 2.3 Тип мотивации учения, уровни внутренней мотивации и уровни направленности на приобретение знаний

Методика диагностики направленности учебной мотивации Методика диагностики направленности на получение знаний
Тип мотивации к обучению Уровень внутренней мотивации Уровень направленности на приобретение знаний
Подростки контрольной группы Подростки экспериментальной группы Подростки контрольной группы Подростки экспериментальной группы Подростки контрольной группы Подростки экспериментальной группы
Внешняя — 69% Внутренняя -31% Внешняя — 63% Внутренняя — 37% Низкий -16% Средний — 78% Высокий — 6% Низкий — 11% Средний — 85%

Высокий — 16%

Низкий -16% Средний — 75% Высокий — 9% Низкий — 24% Средний — 59% Высокий — 17%

 

Рис. 2.6 – Типы мотивации учебной деятельности подростков по методике изучения направленности на приобретение знаний (авторы Е.П. Ильин и Н.А. Курдюкова)

 

Также данные отражают не значительные различия в уровне внутренней мотивации у подростков. Если посмотреть процентное соотношение в уровнях внутренней мотивации, то у подростков контрольной группы на 5 — 7% процентов он выше у учащихся экспериментальной группы.

Рис.2.7 – Уровни внутренней мотивации учения у подростков

 

Первичная обработка методики диагностики направленности на получение знаний также показала, что 75% контрольной группы и 85%подростков экспериментальной группы, принадлежит средний уровень направленности на получение знаний, и всего лишь 6% контрольной группы и 16%подростков экспериментальной группы подростков имеют высокий уровень внутренней мотивации учения.

Представленные данные отражают не значительные различия в уровне направленности на приобретение знаний у подростков контрольной и экспериментальной групп. Если посмотреть процентное соотношение в уровнях направленности на приобретение знаний, то у подростков контрольной группы на 4 — 6% процентов он выше у учащихся экспериментальной группы.

Таким образом, полученные результаты исследования учебной мотивации, позволили выявить примерно одинаковый уровень как в контрольной, так и экспериментальной группе.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
Рис.2.8 – Уровень направленности на приобретение знаний у подростков

 

У подростков, контрольной группы наиболее развита внутренняя мотивация (63%), более высокие показатели с развитой внешней мотивацией показали 37% исследуемых. У подростков, экспериментальной группы, наиболее развита также внутренняя мотивация (69%), показатели с развитой внешней мотивацией показали 31% исследуемых.В экспериментальной группе высокий уровень внутренней мотивации составляет – 33%. Средний уровень наблюдается в пределах 33% и 45%

Таким образам, уровень внутренней мотивации учебной деятельности подростков экспериментальной и контрольной групп находятся примерно на одинаковом уровне, и в целом на среднем уровне. Уровень внешней мотивации учебной деятельности подростков экспериментальной и контрольной групп находятся примерно на одинаковом уровне, и в целом на среднем уровне.

75% контрольной группы и 85%подростков экспериментальной группы, принадлежит средний уровень направленности на получение знаний, и всего лишь 6% контрольной группы и 16%подростков экспериментальной группы подростков имеют высокий уровень внутренней мотивации учения.

Далее был организован формирующий этап, направленный на повышение учебной мотивации к изучению биологии, который будет проводиться в экспериментальной группе (ученики 7 «А» класса).

 

Глава 3. Разработка методики по использованию экскурсионной деятельности в дельфинарий как повышение мотивации обучающихся к изучению биологии

 

3.1. Формирующий этап. Направления развития мотивации детей с использование экскурсий в дельфинарий

 

Целью, разработанной нами модели, является формирование учебной мотивации к изучению биологии младшего подростка во внеурочной деятельности с использованием экскурсий в дельфинарий. Данная цель конкретизирована следующими задачами:

  • насыщение содержания внеурочной деятельности по биологии аксиологическими смыслами (успех, мотивация, коллектив, дружба, познание, диалог), что способствует выбору адекватных ценностей по содержанию и форме действия;
  • моделирование ситуации успеха;
  • отслеживание развития личного пространства самого подростка и его успехов, что актуализирует ресурс самообразовательной деятельности подростка;
  • обогащение форм и методов, гуманитарных технологий инициативного включения младшего подростка в социально-преобразующую деятельность с использованием экскурсий в дельфинарий.

Разработанная модель формирования учебной мотивации к изучению биологии младшего подростка во внеурочной деятельности рассматривается нами с позиций личностно-деятельностного и культурологического, аксиологического подходов, а также определяющих их принципов. Личностно –деятельностный подход, подразумевающий развитие личности, способной самостоятельно приобретать, переносить и интегрировать знания в процессе повседневной жизни и умеющей делать осознанный и ответственный личностный выбор, в результате рефлексии собственной деятельности,позволяет формировать у подростков навыки разрешения проблем,проблемных ситуаций, навыки сотрудничества, требующего совместной работы в парах или группах с распределением ролей, функций и разделением ответственности за конечный результат. По тому же механизму формируются и навыки самоорганизации и саморегуляции, позволяющие подросткам овладеть функциями выполнения задания: постановка цели,планирование деятельности, поиска необходимых ресурсов, распределение обязанностей и контроля конечного результата.

В содержание разработанной теоретико-прикладной модели заложено формирование у младшего подростка следующих компетентностей:

  • Познавательной (учебные достижения; умение учиться и оперировать знаниями).
  • Личностной (развитие индивидуальных способностей и талантов;знание своих сильных и слабых сторон; способность к рефлексии;динамичность знаний).
  • Самообразовательной (ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности; гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений; постоянный самоанализ, контроль своей деятельности).
  • Социальной (сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки; способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей; развитие личностных качеств, саморегулирование).

В соответствии с компетенциями в разработке модели находит отражение и развитие системы универсальных учебных действий познавательного, регулятивного и личностного характера на основе проведения экскурсий в дельфинарий.

Заявленные нами подходы определяют выбор следующих принципов:

принцип рефлексии формирования учебной мотивации младшего подростка отражает смысл решений и поступков, он вытекает из закономерности обеспечения выбора механизмов творения собственной жизни, её смысла и опирается на положение о правомерности изучения самоопределения человека посредством личностного выбора – рефлексию.

Принцип рефлексии дает информационный материал, который впоследствии становиться основой для наблюдения и критики учебной деятельности.

Развитие личностной рефлексии является конструктором успеха личности,которая дает возможность отследить положительные и отрицательные стороны учебной деятельности и наметить пути решения формирования учебной мотивации.

принцип практико-ориентированности формирования учебной мотивации младшего подростка означает, что на каждом этапе необходимо сформировать комплексную, многоплановую систему деятельности, где главным является не отдельно взятая деятельность, а тип взаимодействий,отношений, складывающихся в значимой для обучаемых группе, коллективе. Осуществление деятельности происходит в реальных условиях за счет выполнения реальных практических задач. На каждом этапе необходимо сформировать комплексную, многоплановую систему видов практической деятельности. В реализации его учитывается: избыточность и вариативность содержания внеурочной деятельности; преемственность и усложнении требований путем расширения границ выбора выхода за его пределы.

принцип самостоятельного выбора формирования учебной мотивации младшего подростка, предполагающий развитие самоопределения в деятельности, включает:

  • выбор из разнообразных возможных направлений движения по жизни именно «своего» направления как проявление личной зрелости;
  • выбор цели личностного развития, определение наиболее вероятных способов движения к поставленной цели, а именно к учебной мотивации;
  • развитие и изменение Я-концепции- формирование системы установок относительно собственной личности;
  • формирования уровня притязания – модели ситуации выбора действий(Ф.Хоппер). Стремление к достижению цели, той степени сложности, некоторую человек считает себя способным;
  • локус контроля (интернальный) –способность приписывать ответственность за происходящее в жизни события и результаты своей учебной деятельности собственным способностям и усилиям. Уверенность,последовательность и настойчивость в достижении учебной мотивации.

принцип комплексного формирования компетентностей учебной деятельности младшего подростка подразумевает реализацию педагогических целей в неразрывном единстве и с учетом действующих факторов. Образовательный результат «компетентность» в большей степени обусловлен общей целью формирования учебной мотивации:

  • подготовить конкурентоспособную личность, способную к активной социальной адаптации, саморазвитию и самосовершенствованию;
  • «компетентность» как целевой ориентир формирования учебной мотивации предполагает существенные изменения не только в содержании внеурочной деятельности, но и в способах её освоения, а значит в организации всей внеурочной деятельности;
  • содержание внеурочной деятельности должно строиться по критерию результативности.
  • принцип вариативности формирования учебной мотивации младшего подростка предполагает возможность реализации модели различных направлений внеурочной деятельности с использованием экскурсий в дельфинарий с применением свойственных данным направлениям технологий, включающих методы(частично-поисковый, исследовательский, проблемный).

Процесс формирования учебной мотивации младшего подростка во внеурочной деятельности предполагает выполнение личностно-развивающей, деятельностной и прогностической функции. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.

Но в первую очередь – это достижение личностных и мета предметных результатов, что и определяет особенности внеурочной деятельности, в ходе которой младший подросток не только узнает новое, сколько учиться действовать, чувствовать, принимать решения.

На первом этапе эксперимента был проведен урок по биологии на тему: «Китообразные»

Цель урока: Познакомить учащихся с китообразными.

Задачи:

  • Уточнить, расширить и закрепить знания учащихся о внешнем строение и образе жизни китообразных.
  • Развивать умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Расширять активный словарь учащихся, устную и письменную речь.
  • Воспитывать любознательность и интерес к учебному предмету.

Оборудование:Карта растительного и животного мира, карточки для индивидуальной работы, словарные слова, компьютер, диск по биологии, экран, таблицы с ластоногими и китообразными, вопрос на доске.

Организация урока представлена в приложении 3.

29 сентября 2015 года, ученики 7 «А» класса посетили Московский Дельфинарий на ВВЦ.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Среди основных задач дельфинария — популяризация знаний о морских млекопитающих, пропаганда природоохранных идей, развитие экологической культуры среди населения.

Целью экскурсии было знакомство с удивительным миром животных, воспитание доброты и гуманного отношения к природе, уважения и любви ко всему живому.

Длительность экскурсии: Представление длится 1 час.

План экскурсии:

  • Трансфер от школы к дельфинарию.
  • Просмотр шоу дельфинов.
  • Трансфер обратно в школу.

В стоимость экскурсии включены: трансфер из школы к дельфинарию и обратно, входные билеты в дельфинарий.

В стоимость экскурсии не включены: купание с дельфинами, фото с дельфинами. Фотографировать шоу вы можете на свои камеры.

В Дельфинарии дети увидели представление с участием трёх дельфинов – афалин, большого белого кита Каспера (другое название – белуха) и морского котика, которые показывали чудеса ловкости, отбивая мячи, висевшие высоко над поверхностью бассейна.

Они выпрыгивали из воды, поднимая фонтаны брызг, катали на своих спинах тренеров, а Каспер даже нарисовал красками настоящую картину, которую с удовольствием купил один из зрителей на проведенном здесь же аукционе.

Ребята пришли в восторг от того, что услышали голос дельфинов во время исполнения одного из песенных номеров.

Таким образом, дети увидели потрясающее шоу, в котором морские животные ракетой прыгают в кольцо и самозабвенно танцуют, виртуозно ловят мячи и звонко поют, стремительно вылетают из воды, кружатся в воздухе и даже рисуют.

В течение всего представления ведущая знакомила детей с повадками этих необыкновенных животных, особенностями их жизни, тренировок.

Когда экскурсия подошла к концу, ребята получили домашнее задание: нарисовать наиболее понравившийся номер с участием дельфинов или запомнившееся им выступление. Фото отчет экскурсии представлен в Приложении 4.

Через две недели дети экспериментальной группы (ученики 7«А» класса) отправились на вторую экскурсию в дельфинарийв Измайловском парке»Морской театр»

Дельфинарий пока состоит из трех жителей – двух анапских дельфинов длиной 2,4 м каждый и беззубого кита-белухи Платона размером 4,5 м. Возраст всех обитателей составляет 20 лет, причем средняя продолжительность жизни белухи — 70 лет, а дельфины обычно доживают до 30-летнего возраста.

Дельфинарий располагается на территории площади Северной, рядом с входом в парк у станции метро «Партизанская». Его бассейн достигает 1000 кубометров, в нем предусмотрена очистка, фильтрация и циркуляция воды. Бассейн окружен открытыми трибунами с 400 посадочными местами.

Животные едят рыбу, которую им достают из холодильника, предварительно размораживая перед раздачей. Кроме того, обитателей дельфинария обучает тренерская команда.

Представления заставляют почувствовать себя на тропическом острове. Нас развлекали  белуха, дельфин-афалина, морской котик, морской лев.

Первым ребята увидели морского котика по кличке Шурик, который мыл полы, пел песни, занимался физкультурой, нырял в бассейн и танцевал. Затем появился дельфин – он прыгал через обручи, толкал мячи, играл в баскетбол, катался на досках. Незабываемое зрелище. В время представления дети смеялись, хлопали в ладоши и замирали от восхищения

Бесспорным гвоздем программы является зажигательное выступление дельфина и белухи. Игры с мячиком, высокие прыжки, рисование картинок, считалки – это не весь спектр номеров, которые представили нам морские обитатели. Морской котик и морская львица показывали зажигательные танцы, а также пели и многое иное, что поражало воображение не только детей,  но и взрослых.

Каждый номер морских артистов сопровождается комментарием. Оно позволяет получить полные сведения об этих замечательных животных.

Дельфины являются не только прекрасными артистами, но и великолепные психотерапевты. Ощущения от общения с этими морскими животными просто непередаваемы. Именно поэтому большим спросом среди посетителей дельфинария всегда пользуется услуга плавания с дельфином и катание на лодке с белухой. Там, где бессильны медицинские методики, выручает дельфинотерапия. При погружении человека в бассейн, дельфины сразу же начинают вертеться вокруг, если к ним должного внимания не проявляют, они начинают слегка щипать за ноги, касаются хвостами. После подобного «знакомства» человек может почувствовать себя маленьким ребенком.

Посещение дельфинария – это всегда экскурсия в удивительную сказку, где миром правит справедливый царь Нептун и добро, а его верными вассалами выступают отважные и веселые дельфины. Особенный восторг эта сказка вызывает у детей, они намного лучше понимают «язык» этих морских животных.

После экскурсии дети унесли с собой маленький кусочек морской сказки, а потом еще продолжительное время вспоминали яркие выступления морских артистов. Каждое представление в дельфинарии — это смех, радость, восторг – настоящее торжество для взрослых и детей! Сложные трюки, которые выполняют морские животные, восхищают и завораживают. Морская львица, вес которой больше тонны, в воде потрясает своей быстротой, пластикой и неимоверной ловкостью. Белуха великолепно рисует, и ее картины очень популярны.

Наши выводы сводятся к объяснению произошедших изменений в критериальных показателях учебной мотивации к изучению биологии младшего подростка:

  • изменения в мотивационно-ценностном критерии: необходимо фиксировать положительную динамику в активности, удовлетворенности различными сторонами учебной деятельности и стремлении к достижению успеха и осознании учебной мотивации как ценности;
  • изменения когнитивного плана: в способности к обобщенному пониманию понятий «успех», «мотивация», «учебная мотивация»; в знаниях способов саморазвития учебной мотивации;
  • изменения деятельностно-рефлексивного критерия: в умениях целеполагания, планирования действий, проектной деятельности;
  • рефлексии собственной деятельности.

Условия осуществления: создание условий на всех этапах:

  • обеспечение готовности педагога к научно-методическому сопровождению;
  • обогащение содержания внеурочной деятельности, как экскурсии в дельфинарий;
  • включение младшего подростка в реализацию современных гуманитарных технологий.

Результат: подросток, обладающий высоким уровнем учебной мотивации к изучению биологии. Преодоление возникающих рисков. Способность исследовать собственную деятельность и выдвигать альтернативные программы развития личности.Педагоги могут целенаправленно конструировать внеурочную деятельность, на основе посещения дельфинария, т.е. сохранять без изменений. Но их предметная деятельность будет иметь свои варианты выбора содержания,методов, средств и форм деятельности с учетом личного пространства самого подростка и его мотивации к изучению биологии.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4