Меню Услуги

Использование сказок А.С. Пушкина в системе нравственного воспитания детей дошкольного возраста


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1. Основные понятия нравственного воспитания

1.2. Сказки А.С. Пушкина в программах ДОУ

1.3. Сказки А.С. Пушкина как средство нравственного воспитания

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКАМИ А.С. ПУШКИНА С ЦЕЛЬЮ НРАВТСВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

2.1. Содержание программ ДОУ по вопросам нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

2.2. Методы и приемы работы над сказками

2.3. Методические рекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Старший дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально — волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания старших дошкольников.

Ни у кого не вызывает сомнения истина, что основы воспитания закладываются в раннем возрасте, характер формируется в первые годы жизни. Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства, — писал В.М. Бехтерев, — отражается губительно на всей жизни человека и многие (с хорошей наследственностью) остаются искалеченными на всю жизнь. Если родители не обращают внимание на то, какими предметами играет ребёнок, какие книги рассматривает, какие слова говорит, что он рисует, то дети усваивают ряд неправильных, искажённых представлений, приобретает вредные привычки.

Первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Основной источник огромного влияния семейного воспитания заключается в том, что в семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в действительности живут люди.

Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.

Огромное значение нравственному воспитанию придавал немецкий педагог И. Гербарт в соответствии с идеалами общества, в котором он жил. Он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждение в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность» [14, с. 36].

По мнению большинства ученых, именно в этот период закладываются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр.

Многие современные ученые — педагоги и представители педагогической общественности указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка. Общеизвестно, что каждый народ имеет свои национальные сказки, которые связаны между собой. Русский лингвист, исследователь сказок В.Я. Пропп писал: «Сказка — символ единства народов».[28]

В практике использования сказок в нравственном воспитании дошкольников есть немало нерешенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию сказок в формировании нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказываемые мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания.

Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и  заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияния на всю его последующую жизнь. Ребёнок с самого начала сказки встаёт на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Всё это возбуждает творческую активность ребёнка дошкольника, заставляет делать выводы.

Сказка, по мнению А. В. Запорожца, «выявляет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного  обучения, ни любая творческая деятельность взрослого» [8, с. 48].

Всё это указывает на большие возможности сказки в нравственном   воспитании дошкольников.  В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого общения, высказывания  просьбы, уважительного отношения к людям.

Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей,  идейно–художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказать необходимое воспитательное воздействие на ребёнка. Сказка – мощное орудие социализации ребёнка. В процессе воспитания и в течение всей последующей жизни человек воспринимает и воспроизводит образцы  поведения, заложенные в первые годы жизни. Оставаясь самым многочисленным сословием в России (около 80% от всего населения), крестьянство в XIX в. было создателем, носителем и хранителем национальной культуры. Оно выработало и свою воспитательную систему.

Можно отметить, что когда мы говорим о народной педагогике, имеем в виду два её пласта. Один – это то, что можно назвать средой обитания ребёнка: природа, быт, условия жизни, виды трудовой деятельности и т. д.    Второй – собственно  педагогический:  воздействие взрослых на ребёнка с целью передачи ему какого-то знания  (через фольклор, религию, игру, обычаи и т. д.) Оба пласта одинаково значимы и без знания их невозможно понимание народных основ воспитания. Необходима организация систематического, базирующего на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого  развития. Педагогам принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении дошкольников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Проблемы нравственности дошкольников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны

Актуальность темы определена тем, что в современном обществе возрастает потребность в высокообразованных и нравственно воспитанных людях, способных вникать в сущность экономических, социальных проблем и самостоятельно решать их. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в настоящее время в России,  заставляют нас размышлять о  её молодёжи. Настроения недоверия,  равнодушие друг к другу, социальная апатия, особенно остро проявляются в молодёжной среде. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездушии, безверии, агрессивности.

Поэтому, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в  основе которых заложены общечеловеческие нравственные ценности.

Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа. На  каждом возрастном этапе усваиваются более сложные нравственные понятия. Обогащение содержание речи, правильный выбор речевых средств определяют эффективность воспитательного процесса. На формирование нравственных представлений в дошкольном возрасте направлены воспитательные возможности сказки.

Однако,   использование сказки в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения( далее ДОУ) как средства формирования нравственных представлений старших дошкольников, требует дальнейшего изучения.  Именно поэтому нас заинтересовала проблема поиска эффективных педагогических условий, методов и приёмов организации работы со сказкой, содействующих формированию нравственных представлений дошкольников.

Актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

  1. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко – нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и личностными качествами.
  2. В современном мире маленький человек живёт и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.
  3. Само по себе обучение не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
  4. Вооружение нравственными представлениями важно и потому, что они не только информируют ребёнка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм, или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Это, лишний раз убеждает нас в чрезвычайной значимости проблемы нравственного воспитания детей, особенно в условиях, обременённого проблемами, кризисами и катаклизмами, современного мира. Именно, ввиду своей высокой значимости, проблема нравственного воспитания всегда находилась в центре внимания выдающихся педагогов, среди них В. А. Сухомлинский, Карпинская Н.С., Л.Н. Стрелкова, А. М. Виноградова, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачёв, и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления нравственного воспитания в ДОУ.

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка, оно способствует обогащению духовного опыта ребёнка, эмоциональной сферы личности, влияет на познание социальной действительности, повышает познавательную активность. Но проблемой является недостаточная разработанность методического обеспечения целенаправленного и системного процесса формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста средствами  сказок А. С. Пушкина.

В ряду этих средств особое место занимает именно сказка.  В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего,  в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности. Подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём будущем жизненном пути. Сегодня как никогда широко осознаётся ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче  накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.

Объектом исследования является  процесс формирования нравственных  представлений  у детей дошкольного возраста по средствам сказок

Предметом исследования являются   сказки А. С. Пушкина как средство  формирования нравственных  представлений  у детей дошкольного возраста.

Целью   нашего исследования является  выявление  педагогических условий, при которых сказка  А.С. Пушкина является эффективным средством формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.

В нашей работе мы выдвинули  гипотезу: если в педагогическом процессе целенаправленно и системно использовать воспитательные возможности сказок, то это окажет влияние на нравственные представления детей старшего дошкольного возраста.

Сказка будет эффективным средством формирования нравственных   представлений старших дошкольников, если:

— в процессе работы со сказкой воспитатель будет способствовать переводу наглядных образов в обобщенные нравственные представления у детей.

— репертуар сказок будет подобран с учетом выраженных  в ней нравственных понятий;

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, мы определили задачи:

  • сформировать сущность проблемы использования сказки как средства нравственного воспитания в  педагогической, научной и методической литературе;
  • обосновать условия формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок;

Методы исследования:

  • изучение и анализ научно-методической литературы;
  • изучение и обобщение педагогического опыта;

Наша работа состоит из введения, двух глав (теоретического исследования  ), заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА I. СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Основные понятия нравственного воспитания в ДОУ

Дошкольное детство – это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Это всё – знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств – и составляет понятие нравственность. Без неё человек не может жить среди других людей.

В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов, В.А.Сухомлинский считали, что с малых лет важно воспитывать чувство доброты, справедливости, способность противостоять лжи и жестокости, учить соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

До недавнего времени считалось, что дошкольники не способны к нравственному сознанию. Однако работы отечественных психологов (В.С.Мухиной, Е.В.Субботского, С.Г.Якобсон) показали, что многие старшие дошкольники поступают честно и справедливо, даже когда нарушение этих норм им очень желательно и ничем не грозит. Более того, есть данные, что старший дошкольный возраст является так называемым сензитивным периодом, когда дети особо чувствительны и предрасположены к нравственному развитию.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравствен­ности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства … Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями  человека»  [24, с. 360]

По мнению И.А.Каирова, нравственность – это совокупность требований, правил и норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Нравственность выполняет незаменимую для человека роль «компаса» поведения, позволяющего ориентироваться в общественной жизни

И.Ф.Харламов отмечает, что нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности.  Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение  [10] .

Понятие «нравственность» образуется от слова «нравы». По  латыни «нравы» звучат как «морас» – мораль. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Осмысливая  сущность  нравственности  личности,  следует  отметить,  что  в  качестве  синонима  этого  понятия  зачастую  употребляется  термин  «мораль».

Так, в кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль – нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)

В  этике  эти  понятия  различаются.  Под  моралью  в  этом  смысле  понимается  система  норм,  правил,  требований  к  поведению  личности  в  различных  сферах  жизни  и  деятельности;  нравственность  же  трактуется  как  совокупность  этих  норм,  правил  и  требований.  Формирование  нравственности  педагогика  связывает  не  только  со  знанием  морали,  но  и  с  ее  неукоснительным  соблюдением

О  нравственности  человека  можно  говорить  только  тогда,  когда  он  нравственно  ведет  себя  в  силу  внутреннего  побуждения  (потребности),  когда  в  качестве  контроля  выступают  его  собственные  взгляды  и  убеждения.  Выработка  таких  взглядов  и  убеждений  и  соответствующих  им  привычек  поведения  и  составляют  сущность  нравственного  воспитания

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических представлений у дошкольников. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга.

Педагогика в области нравственного воспитания выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение.

В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

Овладение нравственными представлениями и понятиями – длительный и сложный процесс.

О  нравственности  человека  обычно  судят  по  его  поведению,  но  поведение  –  понятие  весьма  широкое  и  охватывает  все  стороны  жизнедеятельности  личности.  Поэтому  для  раскрытия  его  нравственной  сущности  необходимо  выделить  какую-то  наименьшую  единицу,  которая  сохраняла  бы  свойства  целого.  Такой  наименьшей  единицей  поведения  может  служить  поступок.  Под  поступком  понимают  какое-либо  действие  или  состояние  человека,  но  всякое  действие  или  состояние  становится  поступком  только  при  условии,  если  оно  рассматривается  во  взаимосвязи  с  порождающими  его  целями,  мотивами  и  намерениями  личности.  При  этом  нравственными  должны  быть  как  сами  по  себе  действия  или  состояния,  так  и  порождающие  их  мотивы  и  цели  .  Таким  образом,  под  поведением  понимают  совокупность  поступков  человека,  выделяя  при  этом  внешние  действия  и  внутреннюю  обусловленность  поступков,  то  есть  их  мотивацию,  переживание

Нравственная  направленность  личности  раскрывается  не  в  отдельных  поступках,  а  в  ее  общей  деятельности,  которая  оценивается,  прежде  всего,  через  способность  личности  активно  проявлять  жизненную  позицию.  Нравственная  ценность  личности  заключается  в  ее  готовности  утверждать  этические  идеалы  общества  в  избранной  области  деятельности

Однако  нравственное  поведение  характеризуется  не  только  поступком,  но  и  системой  нравственных  привычек.  Они  наряду  с  нравственными  убеждениями  и  чувствами  входят  в  систему  внутренних  регуляторов  поведения.  Нравственная  привычка  –  это  способность  и  умение  произвести  действие  не  только  без  особого  на  то  контроля,  но  и  в  силу  выработанной  потребности  в  данной  деятельности.

Нравственные  привычки  укрепляются  в  деятельности:  когда  человека  систематически  побуждают  поступать  определенным  образом  (нравственно),  мировоззрение,  мораль  как  бы  оседают  и  закрепляются  в  его  характере  в  виде  привычек  –  привычных  способов  поведения  Привычка  к  поведению,  определенному  глубоко  усвоенными  нравственными нормами, – показатель устойчивости морального мотива. Воспитание нравственной  привычки  необходимо  осуществлять  на  основе  положительной  мотивации  поведения  детей  [7].

Итак, в процессе воспитания личности формирование её нравственности имеет исключительно важное значение. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания, с одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. Иное дело нравственность или мораль. Нормы и правила, которые относятся к её сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения; упрёки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьёзный характер. Таким образом соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимание ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.

Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и её моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание

Моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не  может основываться только на её моральной сознательности, что она становиться более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действительности.

Особенности нравственного развития и отношения к нравственным нормам детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его индивидуальность и последующее интеллектуальное развитие.

С точки зрения формирования ребенка как личности дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка

В настоящее время в этических, психолого–педагогических исследованиях существуют различные подходы к определению сущности нравственного развития личности.

Так, в философско-этической литературе взгляды ученых можно разделить на две группы.

Первая группа авторов (А.М.Миклин, Г.Г.Акмамбетов) исходит из понимания нравственного развития личности как процесса «постепенного овладения принципами и нормами существующей морали». По их мнению, нравственное развитие личности представляет собой усвоение человеком в процессе его индивидуального развития господствующих в данное время норм поведения и превращения их в личные моральные качества. Эти ученые, по существу, отождествляют нравственное развитие личности с ее прогрессивным развитием.

Вторая группа авторов (В.А.Подольский, Е.С.Лихачева), характеризуя нравственное развитие личности, полагает, что развитие не сводится только к прогрессивным изменениям и исходя из этого нравственное развитие личности, по их мнению, — это процесс складывания ее нравственной целостности, т.е. нового уровня единства (соответствия) морального сознания и поведения личности, а также их составляющих, при наличии у нее определенных нравственных ориентаций (доминанты развития). При этом результат развития личности может быть как позитивным (прогрессивная линия), так и негативным (линия регресса) в нравственном отношении  [ 23, c. 110-116] .

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

В раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать  .

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе [9].

В возрасте 4-5 лет происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. А в старшем дошкольном возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм [6].

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать. [27, с.143].

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки. Для старшего дошкольника все большую роль начинают играть интересы, желания другого человека. Дети этого возраста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, честный, ябеда и пр.), но связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретной образностью детского мышления

Если дошкольник наглядно видит последствия соблюдения или нарушения нормы, то ему легче понять ее содержание и отнести к себе. Чем конкретнее норма, чем ближе она к собственному опыту ребенка, тем легче она осознается.

Не случайно одним из самых отрицательных качеств у дошкольника считается жадность, ведь главная причина конфликтов между детьми состоит в том, что каждый хочет получить привлекательный предмет. Если игрушка недоступна, то ребенок переживает сильные отрицательные эмоции. Ребенок не только узнает и понимает норму, но и относит ее к определенной категории: «хорошо» или «плохо». Он стремится дать ей оценку. В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо»

В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности.

У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

Таким образом, развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное – создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поиграть с новой игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму

Таким образом, особенностями нравственного развития детей в старшем дошкольном возрасте являются следующие:

  • у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
  • возрастает действенность нравственных представлений;
  • возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых — «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь ко взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке

У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка. Целью нравственного воспитания является формирование у детей дошкольного возраста представлений о нравственных нормах поведения и накопление практического опыта; воспитание основы культуры общения; понимание смысла «добра» и «зла», совести и чувства долга и т.д.;  воспитание и развитие рефлексии саморефлексии. Среди основных задач отмечаются: воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми, воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей, воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к трудящимся разных национальностей, воспитание у детей трудолюбия  .

Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими собственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого.

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Однако методы реализации этих благородных задач значительно более скромные и неконкретные. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок

К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта общественного поведения, относятся:

  • воспитание нравственных привычек;
  • пример взрослого или других детей;
  • целенаправленные наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт, взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка – все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка
  • совместная игра.

Нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях. Во вторую группу методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок, входят:

  • беседа воспитателя на этические темы. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта

чтение и анализ художественных произведений

  • рассматривание и обсуждение картин;
  • метод убеждения, а также метод поощрений и наказаний

Итак, большое значение в нравственном воспитании старших дошкольников придается формированию нравственных представлений. Освоение нравственных представлений помогает ребенку осмыслить содержание поступков, понять целесообразность и необходимость выполнения требований и норм, формирует нравственные оценки и мотивы поведения. В процессе обучения и воспитания дети 6 – 7 лет осваивают достаточно широкий круг нравственных представлений. Он включает знание о нормах и правилах поведения в обществе, о ценных моральных качествах человека (честности, скромности, смелости). Расширяется представление о явлениях общественной жизни, труде людей. На основе этих знаний продолжается воспитание патриотизма, чувство уважения к трудящимся, к другим народам. В целом нравственные представления старших дошкольников, более глубокие и полные, выходят за рамки непосредственного личного опыта и становятся основой формирования у детей правильного отношения к социальной действительности.

Программа нравственного воспитания дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе [16] .

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме специфики знаемых нравственных норм и отношения к ним детей старшего дошкольного возраста, мы приходим к следующим выводам:

  1. Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах. Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.
  2. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. У детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.
  3. В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.
  4. Целью нравственного воспитания является формирование у детей дошкольного возраста представлений о нравственных нормах поведения и накопление практического опыта; воспитание основы культуры общения; понимание смысла «добра» и «зла», совести и чувства долга и т.д.; воспитание и развитие рефлексии саморефлексии. Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими собственными эмоциями.

Нравственное воспитание в современной педагогике

Реальные цели воспитания имеют исторический характер . На разных этапах развития человеческого общества ставились разные цели в зависимости от политики государства, от господствующей идеологии. Цели воспитания направлены на удовлетворение потребности общества в тех или иных качествах человека, в качествах, которые могут служить укреплению ценностных ориентации общества. В воспитании детей дошкольного возраста ориентироваться на идеальную цель особенно необходимо.  Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!