Заявка на расчет
Меню Услуги

Использование углеводов в дошкольном питании и его организация. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


Как только продукты привозят  в детский сад, их приемку организуют кладовщик и медсестра.

Далее рассмотрим основные требования, которые предъявляются к перевозке и приёму пищевых продуктов в дошкольном учреждении.

Итак, согласно СанПиН главе 16[15] доставка пищевых продуктов осуществляется специально выделенным для перевозки пищевых продуктов транспортом. Допускается использование одного транспортного средства для перевозки разных групп пищевых продуктов при условии проведения между рейсами санитарной обработки транспорта с применением дезинфицирующих средств либо при условии использования транспортного средства с кузовом, разделенным на изолированные отсеки, либо с использованием контейнеров с крышками, для раздельного размещения сырья и готовых пищевых продуктов.

Что же касается скоропортящихся пищевых  продуктов, то в п.16.2 говорится, что продукты перевозятся охлаждаемым или изотермическим транспортом, обеспечивающим сохранение установленных температурных режимов хранения, либо в изотермических контейнерах.

Требования к транспортным средствам описаны в п.16.3. Они должны содержаться в чистоте, а их использование обеспечить условия исключающие загрязнение и изменение органолептических свойств пищевых продуктов.

Транспортные средства должны подвергаться регулярной очистке, мойке, дезинфекции с периодичностью, необходимой для того, чтобы грузовые отделения транспортных средств и контейнеры не могли являться источником загрязнения продукции.

Тара, в которой привозят продукты, должна быть промаркирована и использоваться строго по назначению. Оборотную тару после употребления необходимо очищать, промывать водой с 2%-ным раствором кальцинированной соды, ошпаривать кипятком, высушивать и хранить в местах, недоступных загрязнению. При отсутствии в дошкольной образовательной организации специально выделенного помещения, обработка возвратной тары проводится поставщиком продуктов [13].

Необходимо выделить основные этапы в организации питания:

  • оценку состояния здоровья детей, определение приоритетных задач по его сохранению и укреплению;
  • оценку рациона питания детей в организованном коллективе;
  • изучение форм и фактических условий организации питания;
  • проблемный анализ фактора питания детей и подростков в организованных коллективах;
  • определение методов управления фактором питания;
  • организацию надзора и проведение необходимых мероприятий по совершенствованию питания [13].

Анализ организации питания в дошкольном учреждении обнаруженных недостатков и нарушений позволяет выделить основные причины :

  • недостаточный профессионализм и гигиеническая грамотность администрации, специалистов и персонала объектов дошкольного питания, а также медицинских работников, которые практически не проводят оценку статуса питания;
  • невысокий уровень профессионализма и гигиенической грамотности специалистов и должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, отвечающих за организацию питания в ДОУ;
  • недостатки проектов пищеблоков детских садов;
  • неэффективность экономических механизмов, определяющих качес­тво услуг по организации питания детей в ДОУ, незаинтересованность собственников базовых объектов дошкольного питания в улучшении качества его организации;
  • неэффективность и формальность договорных отношений, отсутствие свободной конкуренции в данном сегменте рынка;
  • наличие неуправляемых факторов, формирующих пищевое поведение детей [12].

Исходя из многолетнего опыта территориального управления Роспотребнадзора, связанного с организацией надзора за питанием детей и подростков в организованных коллективах, можно говорить о существовании нескольких методов управления питанием, собранных по группам:

I группа. Методы непосредственного воздействия на формирование рационов питания в организованных коллективах детей:

-проведение мероприятий по контролю организации питания в ДОУ;

-согласование рационов питания детей в детских садах.

II группа. Методы опосредованного воздействия на работу предприятий дошкольного питания:

-конкурсный отбор предприятий – поставщиков продуктов;

-методическое обеспечение службы производственного контроля;

-согласование программ производственного контроля;

-профессиональная подготовка (гигиеническое обучение) специалис­тов, осуществляющих производственный контроль;

-разработка, распространение и внедрение методических документов и целевых программ.

III группа. Разъяснительная работа:

-с должностными лицами органов власти и местного самоуправления (обсуждение проблем на «круглых столах», совещаниях и т. п.);

-педагогами и родителями воспитанников;

-детьми дошкольного возраста [11].

Наиболее перспективными, представляющими особый интерес в этом отношении, на наш взгляд, являются следующие направления:

-совершенствование нормативно­-правовой и методической базы организации дошкольного питания;

-целевое социально­-гигиеническое программирование;

-системный мониторинг питания детей;

-разработка технической (технологической) документации на специализированные пищевые продукты, предназначенные для детей;

-разработка современных научно обоснованных рационов питания;

-содействие расширению производства пищевых продуктов повышенной пищевой и биологической ценности для питания дошкольников;

-повышение эффективности разъяснительной работы и гигиенического обучения (администрации, должностных лиц и специалистов объектов, а также воспитанников, их родителей и педагогического состава ДОУ, в т. ч. с использованием СМИ) [19].

Применительно к деятельности территориальных отделов органов Роспотребнадзора для повышения эффективности государственного санитарно-­эпидемиологического надзора за питанием детей в ДОУ необходимо:

-научно­-методическое обеспечение, включающее в себя разработку и внедрение методических рекомендаций по осуществлению надзора, вопросников, эффективной классификации объектов надзора, внедрение формализованных бланков актов, детальных программ санитарно-­эпидемиологической экспертизы и т. п.;

-регулярное повышение квалификации врачей.

Если ДОУ самостоятельно организует питание детей, оно, как правило, не может привлекать к этой работе технологов, врачей и квалифицированных специалистов по производственному контролю. В связи с этим увеличивается риск возникновения основных проблем организации питания, связанных с непрофессионализмом кадров и большим количеством нарушений, обус­ловленных нецентрализованными закупками продуктов, невыполнением гигиенических принципов формирования рационов питания, несоблюдением технологии приготовления пищи, условий хранения продуктов, неэффективностью производственного контроля.

Избежать подобных проблем поможет централизованная система организации питания дошкольников, обладающая неоспоримыми преимуществами, такими, как:

  • составление рациона питания с учетом всех гигиенических требований, и рекомендаций (с помощью ПЭВМ и специального програм­много обеспечения);
  • централизованный отбор, завоз, контроль качества и безопасности продуктов, закупка продуктов непосредственно у предприятия­-изготовителя;
  • ежедневное обеспечение ДОУ пищевыми продуктами исходя из потребности на один день, сокращение продолжительности хранения продуктов;
  • организация производственного контроля, в т. ч. лабораторно­инструментального, в необходимых объемах;
  • участие в организации питания квалифицированных специалистов (технологов, врачей, специалистов по производственному контролю);
  • регламентация требований к рациону питания, его качеству и безопасности в договоре на организацию питания;
  • уменьшение накладных расходов на организацию питания [4].

Перечень документов по питанию, обязательных для ведения в детском саду:

1. Нормативно-методические документы:

1 действующие санитарно-эпидемиологические правила, нормы, гигиенические нормативы, регламентирующие требования к ДОУ, ко всем осуществляемым видам деятельности, работ, услуг, изготавливаемой продукции (в т. ч. кулинарной);

2 технические регламенты на закупаемые, реализуемые и изготавливаемые виды пищевых продуктов;

3 нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии;

4 прочие инструктивно-методические документы.

2. Технические документы:

1 Техническая документация (технологические инструкции, рецептуры, технико-технологические карты, технические условия, сборники технологических нормативов) на всю изготавливаемую кулинарную продукцию – готовые блюда и кулинарные изделия и полуфабрикаты;

2 Прочая производственная документация по вопросам технологии и санитарно-противоэпидемического режима (приказы, инструкции, положения и т. п.).

3 Рацион питания обучающихся, воспитанников, согласованный в установленном порядке с органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4 Внутренняя документация, определяющая функции, обязанность и ответственность работников (приказы, положения, должностные инструкции).

5 Договоры или контракты (государственные контракты) с поставщиками товаров и услуг:

  • с поставщиками продовольственных товаров (снабжающей пищевыми продуктами организацией);
  • на поставку воды питьевой, расфасованной в емкости, для организации питьевого режима воспитанников;
  • на транспортное обеспечение (транспортные услуги), включая предоставление охлаждаемого транспорта;
  • на поставку моющих и дезинфицирующих средств;
  • на проведение дезинсекции и дератизации;
  • на сервисное обслуживание холодильного, торгово-технологического, санитарно-технического (в т. ч. вентиляционного) оборудования, стоящего на балансе;
  • с прачечной на стирку санитарной спецодежды; с медицинским учреждением (в договоре должны детально регламентироваться функции медицинского работника ДОУ по осуществлению контроля питания воспитанников);
  • на вывоз твердых бытовых отходов;
  • на вывоз и утилизацию пищевых отходов;
  • на вывоз и утилизацию люминесцентных ламп;
  • на проведение проверки весоизмерительного оборудования;
  • на осуществление работ по производственному контролю со сторонними организациями (включая лабораторно-инструментальный производственный контроль).

6 Документация по бюджетному учету, в т. ч. Меню-требования и накопительная ведомость по расходу продуктов.

7 Документы количественного учета пищевых продуктов, сырья, материалов и т. п., товарно-транспортные документы (накладные) на получаемые товары (пищевые продукты, материалы, моющие и дезинфицирующие средства и т. п.).

8 Документы (заверенные копии), подтверждающие качество и безопасность на получаемые (закупаемые) пищевые продукты:

удостоверение качества и безопасности предприятия-изготовителя;

декларация о соответствии (для пищевых продуктов, подлежащих обязательной сертификации, – сертификат соответствия);

свидетельство о государственной регистрации (санитарно-эпидемиологическое заключение);

ветеринарное свидетельство (на животноводческое сырье).

9 Документы, подтверждающие качество и безопасность оборудования, посуды, упаковочных и других материалов, контактирующих с пищей:

удостоверение качества и безопасности предприятия-изготовителя;

декларация о соответствии (для материалов, подлежащих обязательной сертификации, – сертификат соответствия);

свидетельство о государственной регистрации.

10 Документы, подтверждающие качество и безопасность моющих (санитарно-эпидемиологическое заключение, сертификат соответствия) и дезинфицирующих средств (свидетельство о государственной регистрации, сертификат соответствия); инструкции по применению (методические указания) на используемые дезинфицирующие средства.

11 ᐧЭксплуатационная ᐧдокументация (инструкции и ᐧруководства по ᐧэксплуатации) на ᐧторгово-технологическое, ᐧхолодильное, ᐧвесоизмерительное и ᐧпрочее оборудование.

12 Документация в ᐧсистеме ᐧпроизводственного ᐧконтроля за ᐧсоблюдением ᐧсанитарного ᐧзаконодательства, ᐧкачеством и ᐧбезопасностью ᐧпищевых ᐧпродуктов, в т. ч.:

— ᐧдокументация, ᐧрегламентирующая ᐧпорядок, ᐧструктуру и ᐧфункции в ᐧсистеме ᐧпроизводственного ᐧконтроля и ее ᐧэлементов, а ᐧтакже ᐧпорядок ᐧего ᐧосуществления (программа ᐧпроизводственного ᐧконтроля, ᐧприказы, ᐧположения и т. п.);

— ᐧдокументы на ᐧметоды ᐧконтроля, в т. ч. ᐧсоответствующая ᐧграфа ᐧили ᐧраздел в ᐧпрограмме ᐧпроизводственного ᐧконтроля, ᐧвнутренние ᐧдокументы, ᐧописывающие ᐧметоды ᐧконтроля (в т. ч. ᐧиспользуемые ᐧэкспрессметоды), ᐧГОСТы и ᐧметодические ᐧуказания на ᐧметоды ᐧконтроля, ᐧруководства по ᐧэксплуатации на ᐧтехнические ᐧсредства ᐧконтроля (термометры, ᐧпсихрометры, ᐧлюксметры и т. п.) и др.;

— ᐧдокументы, ᐧсодержащие ᐧобъективные ᐧсвидетельства ᐧвыполненных ᐧдействий и ᐧдостигнутых ᐧрезультатов (журнал ᐧучета ᐧрасхода ᐧдезинфицирующих ᐧсредств, ᐧдокументы по ᐧскладскому ᐧучету ᐧпищевых ᐧпродуктов, ᐧжурнал ᐧвитаминизации ᐧкулинарной ᐧпродукции, ᐧсанитарный ᐧпаспорт ᐧили ᐧжурнал, в ᐧкотором ᐧпроставляются ᐧотметки о ᐧпроведенных ᐧработах по ᐧдезинсекции и ᐧдератизации, ᐧлисток ᐧили ᐧжурнал ᐧдля ᐧрегистрации ᐧпроведенных ᐧтекущих и ᐧгенеральных ᐧуборок и т. п.);

— ᐧдокументы, ᐧсодержащие ᐧсобственно ᐧрезультаты ᐧпроизводственного ᐧконтроля, т. е. ᐧучетная ᐧдокументация, – ᐧобычно ᐧэто ᐧразличные ᐧжурналы, ᐧграфики, ᐧведомости, а ᐧпри ᐧналичии ᐧтехнической ᐧвозможности – ᐧбаза ᐧданных ᐧспециальной ᐧавтоматизированной ᐧинформационной ᐧсистемы;

— ᐧотчетная ᐧдокументация, ᐧпредназначенная ᐧдля ᐧруководителя и ᐧстороннего ᐧпользователя, в т. ч. ᐧдокладные ᐧзаписки и ᐧаналитические ᐧотчеты.

13 Документы с ᐧинформацией ᐧдля ᐧпотребителей:

ᐧежедневное ᐧменю (ассортимент ᐧблюд и ᐧкулинарных ᐧизделий, ᐧскомплектованных по ᐧотдельным ᐧприемам ᐧпищи, с ᐧуказанием ᐧсостава и ᐧпищевой ᐧценности ᐧблюд);

ᐧинформация об ᐧисполнителе ᐧуслуг, ᐧпрочие ᐧсведения об ᐧуслугах по ᐧпроизводству и ᐧорганизации ᐧпотребления ᐧпродукции ᐧобщественного ᐧпитания.

14 ᐧИнструкции, ᐧизвлечения из ᐧдокументов и ᐧрабочие ᐧэкземпляры ᐧдокументов ᐧдля ᐧразмещения ᐧнепосредственно на ᐧрабочих ᐧместах.

15 ᐧЛичные ᐧмедицинские ᐧкнижки на ᐧперсонал с ᐧотметками о ᐧпрохождении ᐧобязательных ᐧмедицинских ᐧосмотров (предварительных и ᐧпериодических) и ᐧгигиенической ᐧаттестации.

ᐧНормативные ᐧдокументы:

— ᐧПравила ᐧоказания ᐧуслуг ᐧобщественного ᐧпитания, ᐧутв. ᐧпостановлением ᐧПравительства РФ от 15.08.1997 № 1036 (ред. от 10.05.2007)[18].

— ᐧСанитарно-эпидемиологические ᐧправила и ᐧнормативы «Санитарно-эпидемиологические ᐧтребования к ᐧустройству, ᐧсодержанию и ᐧорганизации ᐧрежима ᐧработы ᐧдошкольных ᐧобразовательных ᐧучреждений. ᐧСанПиН 2.4.1.1249-03», ᐧутв. ᐧГлавным ᐧгосударственным ᐧсанитарным ᐧврачом РФ 25.03.2003 [16].

— ᐧСанитарные ᐧправила «Организация и ᐧпроведение ᐧпроизводственного ᐧконтроля за ᐧсоблюдением ᐧсанитарных ᐧправил и ᐧвыполнением ᐧсанитарно-противоэпидемических (профилактических) ᐧмероприятий. СП 1.1.1058-01», ᐧутв. ᐧГлавным ᐧгосударственным ᐧсанитарным ᐧврачом РФ 10.07.2001 (ред. от 27.03.2007)[15].

1.4. ᐧПроизводственный ᐧконтроль за ᐧорганизацией ᐧпитания

ᐧСовершенствование ᐧсистемы ᐧпроизводственного ᐧконтроля на ᐧобъектах ᐧдошкольного ᐧпитания, ᐧглавным ᐧобразом, ᐧпредусматривает ᐧповышение ᐧкачества ᐧего ᐧметодического ᐧобеспечения.

ᐧПроизводственный ᐧконтроль ᐧорганизации ᐧпитания ᐧобъединяет ᐧважные ᐧнаправления ᐧдеятельности ᐧконтролирующих ᐧорганов:

  • ᐧконтроль ᐧформирования ᐧрациона ᐧпитания;
  • ᐧвходной ᐧпроизводственный ᐧконтроль;
  • ᐧконтроль ᐧсанитарно — ᐧтехнического ᐧсостояния ᐧпищеблока;
  • ᐧсроков ᐧгодности и ᐧусловий ᐧхранения ᐧпродуктов;
  • ᐧтехнологических ᐧпроцессов;
  • ᐧсанитарного ᐧсодержания и ᐧсанитарной ᐧобработки ᐧпредметов ᐧпроизводственного ᐧокружения;
  • ᐧсостояния ᐧздоровья, ᐧсоблюдения ᐧправил ᐧличной ᐧгигиены ᐧперсонала, их ᐧгигиенических ᐧзнаний и ᐧнавыков;
  • ᐧприемочный ᐧпроизводственный ᐧконтроль;
  • ᐧконтроль ᐧприема ᐧпищи [10].

ᐧВажным ᐧнаправлением ᐧдеятельности ᐧРоспотребнадзора ᐧявляется ᐧподготовка и ᐧаттестация ᐧспециалистов, ᐧосуществляющих ᐧпроизводственный ᐧконтроль на ᐧобъектах ᐧдошкольного ᐧпитания. На ᐧсегодняшний ᐧдень ᐧразработаны ᐧспециальные ᐧпрограммы, по ᐧкоторым ᐧпроводятся ᐧочно-заочные ᐧциклы ᐧобучения. В ᐧнастоящий ᐧмомент с ᐧуверенностью ᐧможно ᐧсказать, ᐧчто ᐧрезультаты ᐧработы ᐧубедительно ᐧсвидетельствуют об ᐧэффективности ᐧданной ᐧформы ᐧобучения.

ᐧКонтроль за ᐧправильной ᐧорганизацией ᐧпитания ᐧдетей в ᐧДОУ ᐧосуществляется на ᐧвсех ᐧэтапах и ᐧвсеми, ᐧкто ᐧимеет к ᐧэтому ᐧотношение, ᐧначиная от ᐧруководства ᐧучреждения и ᐧкончая ᐧродительским ᐧкомитетом.

В ᐧПоложении о ᐧДОУ ᐧзаписано: «Заведующий ᐧДОУ ᐧнесёт ᐧответственность за ᐧохрану ᐧжизни и ᐧздоровья ᐧдетей, ᐧорганизацию ᐧрационального ᐧпитания, ᐧсанитарно-гигиеническое ᐧсостояние ᐧучреждения». ᐧЗаведующий, ᐧявляясь ᐧруководителем ᐧработы ᐧвсего ᐧперсонала, ᐧобеспечивает ᐧсвоевременное ᐧпредставление в ᐧторгующие ᐧорганизации ᐧтребований-заявок на ᐧнеобходимые ᐧпродукты на ᐧгод, ᐧквартал, ᐧмесяц; ᐧконтролирует ᐧдеятельность ᐧзаведующего ᐧхозяйством по ᐧсвоевременной ᐧдоставке ᐧпродуктов ᐧпитания, их ᐧправильному ᐧхранению; ᐧследит за ᐧиспользованием ᐧассигнований на ᐧпитание; ᐧпри ᐧнеобходимости ᐧпринимает ᐧучастие  в ᐧсоставлении ᐧменю-раскладок; ᐧосуществляет ᐧконтроль за ᐧработой ᐧперсонала ᐧпищеблока, за ᐧсоблюдением ᐧсанитарно-гигиенгических ᐧусловий ᐧпри ᐧприготовлении и ᐧраздаче ᐧпищи; ᐧпериодически ᐧпроверяет ᐧорганизацию ᐧпитания ᐧдетей в ᐧгруппах.

ᐧСтаршая ᐧмедицинская ᐧсестра в ᐧсоответствии с ᐧэтим ᐧПоложением ᐧконтролирует ᐧпоставку ᐧпитания ᐧдетей.

В её ᐧобязанности ᐧвходит ᐧконтроль за ᐧкачеством ᐧпоступающих на ᐧпищеблок ᐧпродуктов ᐧпитания, их ᐧправильным ᐧхранением, ᐧсоблюдением ᐧсроков ᐧреализации, а ᐧтакже за ᐧсоблюдением ᐧнатуральных ᐧнорм ᐧпри ᐧсоставлении ᐧменю-раскладок, за ᐧкачеством ᐧприготовления ᐧпищи, ᐧсоответствием её  ᐧфизиологическим ᐧпотребностям ᐧдетей. ᐧПодсчёт ᐧхимического ᐧсостава (белки, ᐧжиры, ᐧуглеводы) и ᐧкалорийность ᐧпищи ᐧпроводится ᐧмедицинской ᐧсестрой 1 ᐧраз в 10 ᐧдней. Не ᐧреже 1 ᐧраза в ᐧмесяц ᐧпроводится ᐧитоговый ᐧанализ ᐧвыполнения ᐧнатуральных ᐧнорм ᐧпродуктов ᐧпитания по ᐧнакопительной ᐧведомости ᐧрасхода ᐧпродуктов .

ᐧКонтроль за ᐧкачеством ᐧполучаемых ᐧпродуктов,  ᐧусловиями их ᐧхранения и ᐧсроками ᐧреализации ᐧосуществляется ᐧежедневно. ᐧВсе ᐧпищевые ᐧпродукты, ᐧпоступающие в ᐧдетское ᐧучреждение, ᐧдолжны ᐧсоответствовать ᐧтребованиям ᐧгосударственных  ᐧстандартов. ᐧПри ᐧполучении ᐧскоропортящихся ᐧпродуктов ᐧобязательно ᐧнадо ᐧтребовать на ᐧних ᐧкачественные ᐧудостоверения с ᐧуказанием ᐧдаты ᐧвыработки, ᐧсорта ᐧили ᐧкатегории, ᐧсрока ᐧреализации, ᐧряда ᐧлабораторных ᐧданных (например, ᐧдля ᐧмолока ᐧили ᐧмолочных ᐧпродуктов – ᐧжирность, ᐧсодержание ᐧбелка) [9].

ᐧСырые ᐧпродукты и ᐧпродукты, ᐧидущие в ᐧпитание ᐧдетей ᐧбез ᐧтермической ᐧобработки, ᐧнеобходимо ᐧхранить ᐧраздельно. ᐧОсобое ᐧвнимание ᐧследует ᐧобращать на ᐧправильное ᐧхранение ᐧскоропортящихся и ᐧособо ᐧскоропортящихся ᐧпродуктов (мясо, ᐧрыба, ᐧмолоко, ᐧкисломолочные ᐧпродукты) и ᐧстрогое ᐧсоблюдение ᐧпри ᐧэтом ᐧтребований ᐧСанитарных ᐧправил ᐧустройства и ᐧсодержания ᐧДОУ.

ᐧКонтроль за ᐧсоблюдением ᐧнатуральных ᐧнорм ᐧсуточного ᐧрациона ᐧпитания ᐧпроводится ᐧмедицинской ᐧсестрой: ᐧона ᐧучаствует в ᐧсоставлении ᐧменю-раскладок ᐧотдельно по ᐧвозрастным ᐧгруппам с учётом ᐧдлительности ᐧпребывания их в ᐧучреждении. ᐧПри ᐧэтом, ᐧкак ᐧбыло ᐧуже ᐧсказано, ᐧнадо ᐧучитывать, ᐧчто ᐧнекоторые ᐧпродукты ᐧдолжны ᐧвходить в ᐧменю ᐧежедневно в ᐧполном ᐧсуточном ᐧобъёме, а ᐧнекоторые (такие, ᐧкак ᐧрыба, ᐧтворог, ᐧяйцо)ᐧмогут ᐧвключаться в ᐧрацион ᐧчерез 1-2 ᐧдня, но в ᐧтечение ᐧнедели ᐧобязательно ᐧбыть ᐧпредоставлены в ᐧполной ᐧнорме.

ᐧПри ᐧотсутствии ᐧкаких-либо ᐧпродуктов ᐧможно ᐧпроизводить их ᐧзамену на ᐧравноценные по ᐧхимическому ᐧсоставу.

ᐧБольшого ᐧвнимания ᐧтребует ᐧкачество ᐧприготовления ᐧпищи, ᐧстрогий ᐧконтроль за ᐧсоблюдением ᐧправил ᐧкулинарной ᐧобработки ᐧпродуктов, ᐧпроведение ᐧмероприятий по ᐧпрофилактике ᐧпищевых ᐧотравлений.

ᐧСледует ᐧнеуклонно ᐧследить за ᐧсоблюдением ᐧработниками ᐧпищеблока ᐧправил ᐧобработки ᐧсырых и ᐧварёных ᐧпродуктов (на ᐧразных ᐧстолах, с ᐧиспользованием ᐧмаркированных ᐧразделочных ᐧдосок, ᐧножей, ᐧмясорубок); ᐧвыполнением ᐧвсех ᐧтехнологических ᐧтребований ᐧприготовления ᐧпищи (обработка ᐧовощей ᐧбез ᐧдлительного ᐧвымачивания, ᐧвыдерживание ᐧнеобходимого ᐧсрока ᐧтермической ᐧобработки, ᐧсвоевременность ᐧприготовления ᐧблюда и т.д.).

ᐧНедопустимо ᐧиспользовать ᐧпродукты и ᐧблюда не ᐧразрешённые ᐧсанитарной ᐧслужбой ᐧдля ᐧпитания ᐧдетей в ᐧколлективах.  ᐧТак, ᐧсанитарными ᐧправилами ᐧустройства и ᐧсодержания ᐧДОУ ᐧзапрещается ᐧизготовление ᐧпростокваши-самокваса, ᐧтворога и ᐧдругих ᐧкисломолочных ᐧпродуктов, а ᐧтакже ᐧблинчиков с ᐧмясом, ᐧмакарон по-флотски, ᐧзельца, ᐧкремов, ᐧфоршмаков, ᐧизделий во ᐧфритюре, ᐧстудней, ᐧпаштетов. ᐧКатегорически ᐧзапрещается ᐧупотребление ᐧгрибов, ᐧфляжного ᐧили ᐧбочкового ᐧмолока ᐧбез ᐧкипячения, ᐧтворога и ᐧсметаны ᐧбез ᐧтермической ᐧобработки, ᐧяиц и ᐧмяса ᐧводоплавающей ᐧптицы, ᐧмяса, не ᐧпрошедшего ᐧветеринарный ᐧконтроль, ᐧконсервированных ᐧпродуктов ᐧдомашнего ᐧприготовления [12].

ᐧМедицинские ᐧработники ᐧобязаны ᐧприсутствовать ᐧпри ᐧзакладке ᐧосновных ᐧпродуктов в ᐧкотёл и ᐧпроверять ᐧблюда на ᐧвыходе.

ᐧПроверка ᐧправильности ᐧзакладки ᐧосновных ᐧпродуктов (масло ᐧсливочное, ᐧмясо, ᐧрыба и т.д.) ᐧпроводится ᐧпутём ᐧконтрольного ᐧвзвешивания ᐧпродуктов и ᐧсопоставления ᐧполученных ᐧданных с ᐧменю-раскладкой, ᐧгде ᐧэти ᐧпродукты ᐧдолжны ᐧбыть ᐧзаписаны с ᐧуказанием ᐧколичества на ᐧодного ᐧребёнка и на ᐧвсех ᐧдетей ( ᐧнапример: в ᐧобед на 100 ᐧдетей: ᐧмасло ᐧсливочное  в ᐧпервое ᐧблюдо  — 1,5/150г, в ᐧгарнир ко ᐧвторому ᐧблюду  -3/300 г.).

ᐧОбъём ᐧприготовленной ᐧпищи ᐧдолжен ᐧсоответствовать ᐧколичеству ᐧдетей и ᐧобъёму ᐧразовых ᐧпорций.  ᐧИзлишки ᐧприготовленной ᐧпищи, ᐧособенно ᐧпервого ᐧблюда, ᐧприводят к ᐧснижению ᐧкалорийности ᐧпитания, ᐧего ᐧбиологической ᐧценности и ᐧбольшому ᐧколичеству ᐧостатков.

ᐧДля ᐧудобства ᐧконтроля за ᐧвыходом ᐧблюд ᐧпосуда на ᐧкухне ᐧдолжна ᐧбыть ᐧвымерена, на ᐧкотлах ᐧдля 1 и 3 ᐧблюд ᐧсделаны ᐧсоответствующие ᐧотметки. ᐧВыход 2 ᐧблюда ᐧпроверяется ᐧвзвешиванием ᐧнескольких ᐧпорций и ᐧсравнением ᐧсредней ᐧмассы ᐧпорции с ᐧустановленным ᐧвыходом по ᐧраскладке.  ᐧПолученные ᐧрезультаты ᐧфиксируются в ᐧбракеражном ᐧжурнале по ᐧконтролю  за ᐧкачеством ᐧготовой ᐧпищи, ᐧкоторый ᐧведётся ᐧмедицинским ᐧработником.

На ᐧпищеблоке ᐧдолжны ᐧиметься ᐧтаблицы ᐧотходов ᐧпищевых ᐧпродуктов ᐧпри их ᐧхолодной  ᐧкулинарной ᐧобработке, ᐧтаблицы ᐧвыхода ᐧкаш ᐧразличной ᐧконсистенции, ᐧвыхода ᐧмясных, ᐧрыбных, ᐧтворожных, ᐧовощных ᐧблюд ᐧпри их ᐧразличной ᐧкулинарной ᐧобработке [8].

ᐧКонтроль за ᐧдоброкачественностью ᐧпищи ᐧзаканчивается ᐧпроведением ᐧбракеража ᐧготовой ᐧпродукции,  в ᐧосновном, ᐧорганолептическим ᐧметодом. В ᐧСанитарных ᐧправилах ᐧуказано, ᐧчто ᐧвыдавать ᐧготовую ᐧпищу ᐧдетям ᐧследует  ᐧтолько  с ᐧразрешения ᐧмедицинского ᐧработника ᐧпосле ᐧснятия им ᐧпробы и ᐧзаписи в ᐧбракеражном ᐧжурнале ᐧрезультатов ᐧоценки ᐧготовых ᐧблюд. ᐧПри ᐧэтом в ᐧжурнале ᐧнеобходимо ᐧотмечать ᐧрезультат ᐧпробы ᐧкаждого ᐧблюда, а не ᐧрациона в ᐧцелом, ᐧобращая ᐧвнимание на ᐧтакие ᐧпоказатели, ᐧкак ᐧвнешний ᐧвид, ᐧцвет, ᐧзапах, ᐧвкус, ᐧконсистенция, жёсткость, ᐧсочность и пр.

ᐧЕжедневно ᐧдолжна ᐧоставляться ᐧсуточная ᐧпроба ᐧготовых ᐧблюд. ᐧОтбор и ᐧхранение ᐧсуточных ᐧпроб ᐧнаходятся ᐧпод ᐧпостоянным ᐧконтролем ᐧмедицинских ᐧработников. ᐧПробу ᐧследует ᐧотбирать в ᐧстерильную ᐧстеклянную ᐧпосуду с ᐧкрышкой (гарниры ᐧпомещают  в ᐧотдельную ᐧпосуду) и ᐧхранить в ᐧспециально ᐧотведённом  в ᐧхолодильнике ᐧместе ᐧпри ᐧтемпературе 6-8  .

В ᐧобязанность ᐧмедицинской ᐧсестры ᐧвходит ᐧпроведение «С» — ᐧвитаминизации ᐧготовой ᐧпищи.

ᐧВитаминизируются, ᐧкак ᐧправило, ᐧтри ᐧблюда ᐧперед ᐧраздачей.

ᐧКонтроль за ᐧсоответствием ᐧпищевых ᐧрационов ᐧфизиологическим ᐧпотребностям ᐧдетей ᐧпроводится ᐧмедицинским ᐧработником ᐧпутём ᐧподсчёта ᐧхимического ᐧсостава и ᐧкалорийности ᐧпитания по ᐧофициальным ᐧтаблицам   «Химический  ᐧсостав ᐧроссийских ᐧпищевых ᐧпродуктов».

ᐧРасчёты ᐧпитания по ᐧсодержанию ᐧбелков, ᐧжиров, ᐧуглеводов и ᐧкалорий ᐧпроизводятся 1 ᐧраз в ᐧмесяц по ᐧнакопительной  ᐧбухгалтерской ᐧведомости.

ᐧРезультаты ᐧподсчёта ᐧхимического ᐧсостава ᐧполучаемого ᐧдетьми ᐧпитания ᐧдолжны ᐧбыть ᐧдоведены до ᐧсведения ᐧврача и ᐧзаведующего ᐧдошкольным ᐧучреждением, ᐧособенно в ᐧтех ᐧслучаях, ᐧкогда ᐧимеются ᐧотклонения от ᐧрекомендуемых ᐧнорм [8].

ᐧНаряду с ᐧпериодическими ᐧрасчётами ᐧхимического ᐧсостава ᐧпищи ᐧмедицинским ᐧработникам ᐧследует ᐧежедневно ᐧориентировочно ᐧанализировать ᐧрацион ᐧдневного ᐧпитания ᐧдетей, ᐧассортимент ᐧиспользуемых в ᐧменю ᐧпродуктов, ᐧсодержание ᐧживотных ᐧбелков, ᐧсливочного и ᐧрастительного ᐧмасла. ᐧЭто ᐧявляется ᐧисходной ᐧинформацией  ᐧдля ᐧрекомендаций ᐧродителям по  ᐧподбору ᐧпродуктов к ᐧужину ᐧребёнка в ᐧдомашних ᐧусловия, ᐧкоторый ᐧдолжен ᐧдополнить ᐧпитание, ᐧполученное в ᐧдошкольном ᐧучреждении.

ᐧКонтроль за ᐧсанитарным ᐧсостоянием ᐧпищеблока ᐧзаключается в ᐧежедневной ᐧпроверке ᐧкачества ᐧуборки ᐧкухни и ᐧвсех ᐧподсобных ᐧпомещений, ᐧсоблюдения ᐧправил ᐧмытья ᐧпосуды, ᐧоборудования, ᐧиспользования ᐧсоответствующих ᐧмоющих ᐧсредств и т.п. – ᐧвсех ᐧмоментов, ᐧпредусмотренных ᐧСанитарными ᐧправилами ᐧустройства и ᐧсодержания ᐧдошкольных ᐧучреждений.

ᐧПравильность ᐧмытья ᐧпосуды ᐧможно ᐧконтролировать ᐧизмерением ᐧтемпературы ᐧводы в ᐧмоечных ᐧваннах, ᐧопределением ᐧпроцента ᐧмоющих ᐧсредств, ᐧактивности ᐧприменяемых ᐧдезинфицирующих ᐧрастворов. ᐧИспользовать ᐧможно ᐧтолько ᐧразрешённые ᐧсанитарной ᐧслужбой ᐧмоющие ᐧсредства.

К ᐧработе на ᐧпищеблоке ᐧдопускаются ᐧтолько ᐧздоровые ᐧлюди, ᐧпрошедшие ᐧмедицинский ᐧосмотр в ᐧсоответствии с ᐧдействующими ᐧприказами и ᐧинструкциями. ᐧКонтроль за ᐧсоблюдением ᐧсроков ᐧпрохождения ᐧмедицинских ᐧосмотров ᐧвозлагается на ᐧмедицинского ᐧработника ᐧучреждения. На ᐧкаждого ᐧсотрудника ᐧзаводится ᐧличная ᐧмедицинская ᐧкнижка, в ᐧкоторую ᐧвносятся ᐧрезультаты ᐧмедицинских ᐧобследований, ᐧсведения о ᐧперенесённых ᐧзаболеваниях, о ᐧсдаче ᐧсанитарного ᐧминимума [8].

ᐧМедицинская ᐧсестра ᐧежедневно  ᐧобязана ᐧосматривать  ᐧработников ᐧпищеблока, ᐧпроверять  ᐧнет ли ᐧгнойничковых ᐧзаболеваний ᐧкожи, ᐧзаписывать ᐧрезультаты ᐧпроверки;  ᐧследить за ᐧправильностью  ᐧзаполнения  ᐧжурнала ᐧздоровья, ᐧзаполняемым ᐧкаждым ᐧработником ᐧпищеблока за ᐧличной ᐧподписью и ᐧудостоверяющим ᐧотсутствие у ᐧних ᐧзаболеваний; ᐧнаблюдать за ᐧсоблюдением ᐧличной ᐧгигиены ᐧсотрудниками ᐧпищеблока.

ᐧКонтроль за ᐧорганизацией ᐧпитания ᐧдетей в ᐧгруппах ᐧпроводится ᐧмедицинским ᐧработником во ᐧвремя ᐧпосещения ᐧгрупп (ежедневных ᐧобходов в ᐧразные ᐧотрезки ᐧвремени). ᐧПри ᐧэтом ᐧобращается ᐧвнимание на ᐧсоблюдение ᐧрежима ᐧпитания, ᐧдоведения ᐧпищи до ᐧдетей (при ᐧнеобходимости ᐧпроизводится ᐧвзвешивание ᐧпорций, ᐧвзятых со ᐧстола), на ᐧорганизацию ᐧкормления ᐧребят [10].

В  ᐧобязанности ᐧврача, ᐧосуществляющего ᐧлечебно-профилактическую ᐧпомощь ᐧребятам в ᐧдошкольном ᐧучреждении, ᐧвходит ᐧконтроль за ᐧсоответствием ᐧпитания ᐧфизиологическим  ᐧпотребностям ᐧдетей, ᐧкачеством ᐧпитания, ᐧего ᐧэффективностью.

ᐧВрач, ᐧработающий в ᐧДОУ, ᐧпринимает ᐧучастие в ᐧсоставлении ᐧменю, ᐧпроверяет ᐧпроводимые ᐧмедицинским ᐧработником ᐧподсчёты ᐧхимического ᐧсостава ᐧрациона ᐧдетского ᐧпитания и ᐧего ᐧкалорийность, ᐧвносит ᐧнеобходимые ᐧкоррективы.

ᐧВрачу ᐧследует ᐧдобиваться ᐧнаибольшего ᐧразнообразия ᐧблюд, ᐧвключения в ᐧрацион ᐧдетей ᐧсамых ᐧразных ᐧпродуктов. ᐧОчень ᐧважно ᐧшироко ᐧиспользовать ᐧтакие ᐧовощи, ᐧкак ᐧкабачки, ᐧтыква, ᐧрепа, ᐧредька, ᐧстручковая ᐧфасоль, ᐧежедневно ᐧдавать ᐧдетям ᐧсвежую ᐧзелень (малышам в ᐧизмельчённом ᐧвиде), а ᐧтакже ᐧзелёный ᐧлук, ᐧчеснок, ᐧособенно в ᐧпериод ᐧсезонных ᐧподъёмов ᐧзаболеваемости ᐧострыми ᐧреспираторными ᐧинфекциями. ᐧШире ᐧвводить в ᐧрацион ᐧдетей ᐧрастительное ᐧмасло в ᐧнатуральном ᐧвиде  (с ᐧсалатами).

ᐧПри ᐧсоставлении ᐧменю ᐧили ᐧконтроле за ᐧего ᐧразработкой ᐧврач ᐧдолжен ᐧобращать ᐧвнимание на ᐧобязательное ᐧвключение  в ᐧрацион ᐧдетей ᐧсалатов из ᐧсырых ᐧовощей и ᐧфруктов, ᐧболее ᐧширокого ᐧиспользования ᐧфруктовых и ᐧягодных ᐧсоков, ᐧплодоовощных ᐧконсервов ᐧдля ᐧдетского ᐧпитания.

ᐧВрач ᐧдолжен ᐧпозаботиться об ᐧобеспечении ᐧдетей, ᐧстрадающих ᐧтеми ᐧили ᐧиными ᐧзаболеваниями, ᐧиндивидуальным ᐧпитанием. В ᐧусловиях ᐧлюбого ᐧдошкольного ᐧучреждения ᐧвполне ᐧвозможно ᐧприготовить ᐧблюда с ᐧисключением ᐧпродуктов, ᐧвызывающих ᐧаллергические ᐧреакции (например, ᐧдля ᐧдетей с ᐧаллергическими ᐧзаболеваниями  ᐧвместо ᐧбульона ᐧприготовить ᐧовощной ᐧсуп),  ᐧвыделить ᐧдополнительное ᐧпитание ᐧдля ᐧдетей с ᐧотставанием ᐧмассы ᐧтела, а ᐧдетям с ᐧизбыточной ᐧмассой ᐧтела —  ᐧзаменить ᐧкаши и ᐧмакаронные ᐧизделия ᐧовощными ᐧблюдами, ᐧприготовить ᐧтретье ᐧблюдо с ᐧменьшим ᐧсодержанием ᐧсахара и т.п. [10].

ᐧВрач, ᐧкак и ᐧмедицинский ᐧработник, ᐧдолжен ᐧпериодически ᐧпосещать ᐧдетские ᐧгруппы, ᐧчтобы ᐧконтролировать ᐧпроцесс ᐧкормления, ᐧобращать ᐧвнимание на ᐧорганизацию ᐧпитания ᐧвновь ᐧпоступивших ᐧдетей, ᐧособенно ᐧраннего ᐧвозраста, а ᐧтакже ᐧтех, ᐧкто ᐧвернулся в ᐧколлектив ᐧпосле ᐧперенесённого ᐧзаболевания. ᐧВрачу ᐧтакже ᐧследует ᐧосуществлять ᐧпериодический ᐧконтроль за ᐧработой ᐧпищеблока, ᐧего ᐧсанитарным ᐧсостоянием, ᐧкачеством ᐧприготовления ᐧпищи, ᐧвыходом ᐧблюд и пр.

ᐧОценкой ᐧадекватности ᐧпитания ᐧможет ᐧслужить ᐧуровень ᐧзаболеваемости ᐧдетей, ᐧособенно ᐧострыми ᐧреспираторными  ᐧинфекциями и ᐧкишечными ᐧрасстройствами, ᐧтак ᐧкак ᐧпри ᐧнеправильном ᐧпитании ᐧснижается ᐧиммунитет и ᐧуменьшается ᐧсопротивляемость ᐧорганизма.

ᐧРезультаты ᐧоценки ᐧсостояния ᐧздоровья ᐧдетей и ᐧвыявленные ᐧнедостатки в ᐧорганизации их ᐧпитания ᐧнеобходимо  ᐧдоводить до ᐧсведения ᐧзаведующего ᐧДОУ, ᐧпедагогического ᐧколлектива, ᐧработников ᐧпищеблока, ᐧродительского ᐧкомитета. ᐧПри ᐧнеобходимости  ᐧследует ᐧприбегать к ᐧпомощи ᐧорганов ᐧнародного ᐧобразования [16].

ᐧОдним из ᐧэффективных ᐧметодов ᐧконтроля за ᐧпостановкой ᐧпитания ᐧдетей в ᐧДОУ ᐧявляется ᐧпривлечение к ᐧучастию в нём ᐧчленов ᐧродительского ᐧкомитета. ᐧОчень ᐧважно,  ᐧчтобы в ᐧэтих ᐧпроверках ᐧпринимали ᐧучастие ᐧработники, ᐧсвязанные с ᐧдеятельностью ᐧдетских ᐧучреждения и ᐧпредприятий ᐧобщественного ᐧпитания, ᐧлечебно-профилактических ᐧучреждений и т.п., то ᐧесть те,  ᐧкто ᐧможет ᐧбыть ᐧбез ᐧдополнительных ᐧобследований ᐧдопущен на ᐧпищеблок и в ᐧдетские ᐧгруппы. ᐧВедомственный ᐧконтроль за ᐧпитанием ᐧдетей ᐧосуществляют ᐧрайонные  и ᐧгородские ᐧотделы ᐧобразования. ᐧГлубина, ᐧобъективность и ᐧрезультативность ᐧпроверки во ᐧмногом ᐧзависит от ᐧсоответствующей ᐧподготовки ᐧконтролирующих ᐧлиц, ᐧкоторые ᐧдолжны ᐧбыть ᐧхорошо ᐧзнакомы с ᐧметодикой её ᐧпроведения, ᐧзнать ᐧосновные ᐧтребования, ᐧпредъявляемые ᐧпитанию ᐧдетей ᐧразличных ᐧвозрастных ᐧгрупп.

ᐧПроверяя ᐧсостояние ᐧдетского ᐧпитания в ᐧучреждении, в ᐧпервую ᐧочередь ᐧнеобходимо ᐧпоинтересоваться ᐧорганизацией ᐧснабжения ᐧпродуктами ᐧпитания. ᐧСледует ᐧвыяснить, ᐧсвоевременно ли ᐧпредставляются в ᐧторговые ᐧорганизации ᐧобоснованные ᐧзаявки на ᐧнеобходимые ᐧпродукты, ᐧширок ли ᐧассортимент (разнообразные ᐧкрупы, ᐧрыба, ᐧптица, ᐧразличные ᐧсорта ᐧмяса, ᐧсубпродукты, ᐧразличные ᐧмолочные ᐧпродукты, ᐧсливочное и ᐧрастительное ᐧмало, ᐧовощи, ᐧсвежие и ᐧсухие ᐧфрукты, ᐧзелень, ᐧспециальные ᐧконсервы ᐧдля ᐧдетского ᐧпитания), ᐧсоответствуют ли ᐧзаявки ᐧутверждённому ᐧнабору ᐧпродуктов; ᐧкак ᐧвыполняются ᐧзаявки; ᐧкакие ᐧмеры ᐧпринимаются ᐧзаведующим ᐧДОУ ᐧпри их ᐧвыполнении. ᐧДалее ᐧследует ᐧпроверить ᐧправильность ᐧведения ᐧжурнала за ᐧскоропортящимися и ᐧособо ᐧскоропортящимися ᐧпродуктами. ᐧЖелательно ᐧвыборочно ᐧпроверить ᐧсроки ᐧхранения  и ᐧсвоевременного ᐧиспользования  ᐧскоропортящихся  ᐧпродуктов, ᐧкоторые ᐧдолжны ᐧсоответствовать ᐧсрокам, ᐧрекомендуемым ᐧСанитарными ᐧправилами ᐧустройства и ᐧсодержания ᐧДОУ [13].

ᐧБолее ᐧясное ᐧпредставление о ᐧполноценности ᐧрационов и ᐧсоответствии их ᐧвозрастным ᐧфизиологическим ᐧпотребностям ᐧдетей даёт ᐧанализ ᐧнабора ᐧфактически ᐧизрасходованных ᐧпродуктов за ᐧопределённый ᐧпромежуток ᐧвремени, ᐧрассчитанных на 1 ᐧребёнка в ᐧдень.

По ᐧнабору ᐧпродуктов ᐧможно ᐧсудить о ᐧсоответствии ᐧеды ᐧутверждённым ᐧнормам ᐧпитания ᐧдетей в ᐧДОУ, ᐧдостаточном ᐧсодержании ᐧбиологически ᐧполноценных ᐧпродуктов, ᐧявляющихся ᐧисточниками ᐧбелков, ᐧживотного ᐧпроисхождения, ᐧвитаминов, ᐧминеральных ᐧвеществ.

ᐧОсобое ᐧвнимание ᐧнужно ᐧобратить на ᐧобеспечение ᐧдетей ᐧмолоком и ᐧтворогом (в ᐧсреднем в ᐧсутки не ᐧменее 500 мл ᐧмолока и 40-50 г ᐧтворога), ᐧотметить ᐧиспользуются ли ᐧкисломолочные ᐧпродукты. По ᐧколичеству ᐧмолока и ᐧмолочных ᐧпродуктов ᐧможно ᐧкосвенно ᐧсудить  об ᐧобеспечении ᐧдетей ᐧсолями ᐧкальция. ᐧТак, ᐧесли в ᐧрационах ᐧпитания ᐧсодержится ᐧвсего 250 мл ᐧмолока и ᐧотсутствует ᐧтворог, то ᐧпотребность в ᐧсолях ᐧкальция ᐧобеспечивается ᐧвсего на 30% [20].

По ᐧнабору ᐧпродуктов ᐧвидно, ᐧкакие ᐧжиры ᐧиспользуются в ᐧпитании, ᐧдостаточно ли ᐧдети ᐧполучают ᐧрастительного ᐧмасла ᐧкак ᐧисточника ᐧполиненасыщенных ᐧжирных ᐧкислот, ᐧнеобходимых ᐧдля ᐧнормального ᐧразвития.

ᐧОбращается ᐧтакже ᐧвнимание на ᐧассортимент ᐧовощей, ᐧкоторый ᐧдолжен ᐧбыть ᐧсамым ᐧразнообразным, ᐧналичие в ᐧменю  ᐧдостаточного ᐧколичества ᐧсвежих ᐧфруктов, ᐧягод, ᐧсоков; не ᐧпревышают ли ᐧнормы ᐧрасходования ᐧкруп, ᐧмакаронных, ᐧкондитерских ᐧизделий, ᐧчто ᐧнередко ᐧотмечается на ᐧпрактике.

ᐧЗатеи ᐧнеобходимо ᐧпоинтересоваться ᐧрезультатами ᐧрасчёта ᐧхимического ᐧсостава ᐧрационов, ᐧкоторые ᐧпроизводятся ᐧмедицинской ᐧсестрой.

ᐧПроверяя ᐧработу ᐧкухни, ᐧследует ᐧобратить ᐧвнимание на ᐧвыход ᐧготовых ᐧблюд, ᐧсоответствия ᐧколичества ᐧприготовленной ᐧпищи ᐧобъёмам и ᐧчислу ᐧпорций, ᐧуказанным в ᐧменю-раскладке. ᐧПри ᐧнеобходимости ᐧможно  ᐧпровести ᐧснятие  ᐧостатков, ᐧпроверив ᐧналичие ᐧнужных ᐧпродуктов на ᐧследующий ᐧприём ᐧпищи и ᐧсоответствие их ᐧфактического ᐧколичества ᐧданным ᐧменю-раскладки [20].

ᐧПри ᐧпроверке ᐧкачества ᐧготовой ᐧпищи ᐧотмечается, ᐧсоблюдаются ли ᐧправила ᐧобработки ᐧовощей и ᐧдругих ᐧпродуктов, ᐧобеспечивающих ᐧсохранение их ᐧбиологической ᐧценности. ᐧПроверяется ᐧправильность С-витаминизации ᐧпищи, ᐧналичие ᐧсоответствующей ᐧдокументации, ᐧгде ᐧдолжно ᐧбыть ᐧуказано ᐧназвание ᐧблюда, ᐧчисло ᐧпорций, ᐧобщее ᐧколичество ᐧвведённой ᐧаскорбиновой ᐧкислоты, ᐧвремя  ᐧпроведения ᐧвитаминизации.

ᐧВсе ᐧзамечания и ᐧпредложения, ᐧсделанные в ᐧпроцессе ᐧпроверки, ᐧзаносятся в ᐧкнигу ᐧзаписи ᐧсанитарного ᐧсостояния ᐧучреждения с ᐧуказанием ᐧсроков ᐧисполнения, ᐧкоторые ᐧдолжны ᐧбыть ᐧвзяты на ᐧконтроль. ᐧНельзя ᐧупускать из ᐧвиду и ᐧрезультаты  ᐧвыполнения ᐧпредложений, ᐧсделанных ᐧдругими ᐧинспектирующими ᐧлицами во ᐧвремя ᐧпредыдущих ᐧпроверок.

ᐧПроверка ᐧготовой ᐧпищи ᐧпроизводится ᐧмедицинской ᐧсестрой ᐧнепосредственно ᐧперед ᐧвыдачей в ᐧгруппы.  ᐧПроба ᐧберётся ᐧпрямо из ᐧкотла, а ᐧзатем ᐧпробуется ᐧуже ᐧоформленное ᐧблюдо. ᐧРезультаты ᐧпробы ᐧзаписываются в ᐧбракеражном ᐧжурнале ᐧмедсестрой, ᐧдежурным ᐧвоспитателем ᐧили ᐧчленами ᐧбракеражной ᐧкомиссии [19].

В ᐧбракеражном ᐧжурнале ᐧотмечаются ᐧвкусовые ᐧкачества ᐧкаждого ᐧблюда; ᐧсоответствие ᐧмассы ᐧотпускаемых ᐧблюд ᐧвыходу, ᐧуказанному в ᐧменю; ᐧвремя ᐧпроведения ᐧбракеража; даётся ᐧразрешение на ᐧвыдачу ᐧприготовленных ᐧблюд и ᐧизделий. ᐧБракеражный ᐧжурнал ᐧдолжен ᐧбыть ᐧпронумерован, ᐧпрошнурован и ᐧскреплён ᐧпечатью ᐧДОУ, ᐧчлены  ᐧбракеражной ᐧкомиссии ᐧставят ᐧсвою ᐧподпись ᐧежедневно.

ᐧПериодический ᐧконтроль за ᐧорганизацией  и ᐧкачеством ᐧпитания ᐧдетей ᐧосуществляется ᐧработниками ᐧРоспотребнадзора.

ᐧРуководитель ᐧДОУ ᐧнесёт ᐧответственность за ᐧорганизацию и ᐧпроведение ᐧпроизводственного ᐧконтроля по ᐧосновным ᐧгигиеническим ᐧпоказателям ᐧкачества ᐧсырья и ᐧготовых ᐧблюд. ᐧПорядок и ᐧпериодичность ᐧконтроля, в ᐧтом ᐧчисле и ᐧлабораторных ᐧисследований, ᐧсогласовываются с ᐧорганами ᐧРоспотребнадзора [19].

ᐧТаким ᐧобразом, ᐧпри ᐧнадзоре за ᐧорганизацией ᐧпитания ᐧдошкольников ᐧследует ᐧучитывать ᐧмассу ᐧфакторов, ᐧкак ᐧочевидных, ᐧтак и ᐧнеявных, ᐧтребующих ᐧглубокого ᐧанализа и ᐧизучения. ᐧБольшое ᐧколичество ᐧметодов ᐧуправления ᐧфактором ᐧпитания ᐧдетей в ᐧорганизованных ᐧколлективах ᐧтребует ᐧобоснованного их ᐧвыбора в ᐧкаждом ᐧконкретном ᐧслучае, но ᐧвместе с ᐧтем ᐧпредоставляет ᐧреальную ᐧвозможность ᐧсовершенствования ᐧдошкольного ᐧпитания, ᐧликвидации ᐧпищевого ᐧдисбаланса, ᐧулучшения ᐧсостояния ᐧздоровья ᐧдетей за ᐧсчет ᐧэффективных ᐧмер ᐧпрофилактики ᐧинфекционных и ᐧнеинфекционных ᐧалиментарно-­зависимых ᐧзаболеваний и ᐧсостояний.


Страницы:   1   2   3   4


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф