Меню Услуги

Особенности расследования незаконного использования товарного знака (на примере ООО «Городской супермаркет»)

Страницы:   1   2   3   4   5


Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Правовое регулирование использования и охраны использования средств индивидуализации товаров (работ, услуг)
  • 1.1. Основания внесения поправок и изменений в ст. 180 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК РФ)
  • 1.2. Понятие и классификация, порядок использования, правовая охрана товарного знака
  • 1.3. Охрана товарного знака по законодательству зарубежных стран
  • 1.4. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным использованием средств индивидуализации товаров (работ, услуг) (ст. 180 УК РФ)
  • Глава 2. Криминалистические и процессуальные особенности расследования преступлений, связанных с незаконным использованием средств индивидуализации товаров (работ, услуг)
  • 2.1. Первоначальный этап расследования преступлений, связанных с незаконным использованием средств индивидуализации товаров (работ, услуг)
  • 2.2. Тактика производства отдельных следственных действий и возможности использования специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с незаконным использованием средств индивидуализации товаров (работ, услуг)
  • 2.3. Рассмотрение конкретных дел судебной практики на примере ООО «Городской супермаркет»
  • Заключение
  • Список используемых источников и литературы

 

Введение

Предлагаемая выпускная квалификационная работа посвящена одной из актуальных проблем – анализу правовой и уголовной ответственности за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров и предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в РФ товарного знака или наименования места происхождения товара.

Наблюдается значительный рост судебных споров в сфере применения товарных знаков. Особо остро в последние годы встала проблема недобросовестной конкуренции. Товарные знаки и знаки обслуживания имеют большое значение в деле обеспечения конкуренции товаров на рынке. Они призваны выступать в качестве меры недопущения недобросовестной конкуренции, ведь главная их функция, как объектов промышленной собственности состоит именно в возможности разграничения и индивидуализации продукции конкретного изготовителя от товаров других производителей. Отношения промышленной собственности занимают лидирующее положение в постоянно расширяющемся производстве товаров, работ, услуг, проявляются во всех аспектах науки, техники.

Актуальность данной темы обусловлена, во-первых, относительно небольшим количеством исследований по выбранной проблеме, во-вторых, необходимостью развития стабильного рыночного оборота товаров и услуг в нашей стране, основанного на добросовестной конкуренции, защите потребителей и предпринимателей. В-третьих, актуальность уголовно-правовой защиты товарного знака связана с ростом значимости в экономическом обороте таких нематериальных факторов, как деловая репутация производителя, степень узнаваемости бренда. В-четвертых, по данным статистики с 2003 года наблюдался устойчивый рост количества преступлений, связанных с незаконным использованием товарного знака.

С целью осуществления стабильных экономических отношений как внутри нашей страны, так и при взаимодействии с иностранными контрагентами, необходимо создание прочного правового механизма защиты средств индивидуализации товаров и услуг.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с незаконным использованием товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров и предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в РФ товарного знака или наименования места происхождения товара.

Предметом исследования является совокупность правовых норм, устанавливающих критерии и формы гражданско-правовой и уголовной охраны прав владельцев товарных знаков и знаков обслуживания по российскому законодательству, а также пути совершенствования указанных правовых положений.

Целью исследования является выявление, исследование, комплексный анализ уголовной и правовой ответственности, правонарушений и преступлений за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.

Для реализации, поставленной нами цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность товарного знака и особенности правового регулирования его использования в Российской Федерации
  • охарактеризовать положения, устанавливающие ответственность за незаконное использование товарного знака
  • проанализировать зарубежное законодательство, устанавливающее уголовную ответственность за незаконное использование товарного знака;
  • дать характеристику правонарушений, связанных с незаконным использованием товарного знака
  • исследовать общие вопросы защиты прав на товарные знаки и обслуживания;
  • на основе материалов судебной практики проанализировать проблемы квалификации незаконного использования товарного знака;
  • выявить особенности защиты товарных знаков

Методологическую основу данного исследования составляют общенаучные методы исследования (анализа и синтеза, сравнения и т.д.), сравнительно-исторический и логико-юридический методы, обязывающий исследователя к объективным оценкам, рассмотрению исследуемых явлений в их развитии, всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основании выполненных исследований разработана методика расследования незаконного использования товарного знака, позволившая выявить качественно новые закономерности механизма совершения данных преступлений и соответствующие им закономерности их расследования, что способствует развитию науки криминалистики и может использоваться для дальнейших теоретических исследований.

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса мер по совершенствованию расследования незаконного использования товарного знака в виде рекомендаций: по проверке сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 180 УК РФ; по организации расследования в зависимости от складывающихся следственных ситуаций; по использованию тактических приемов при производстве отдельных следственных действий, типичных при расследовании незаконного использования товарного знака; по использованию специальных знаний в области товароведения, патентоведения и компьютерной информации.

Структурой выпускной квалификационной работы является введение, 2 главы, заключение, список литературы.

 

Глава 1. Правовое регулирование использования и охраны использования средств индивидуализации товаров (работ, услуг)

1.1. Основания внесения поправок и изменений в ст. 180 Уголовного Кодекса Российской Федерации

В начале своего исследования я хотела бы обратить внимание на изменения названия ст. 180 УК РФ «Незаконное использование товарного знака» на «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)». Давайте рассмотрим данный вопрос более подробно.

Верховным Судом Российской Федерации проведено обобщение практики рассмотрения Судебными коллегиями по гражданским делам, по экономическим спорам, по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел, связанных с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, после принятия совместного постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 г. №5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

За указанный период произошли существенные изменения как в законодательном регулировании вопросов правовой охраны и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, так и в организационной структуре судебной системы в связи с необходимостью совершенствования правосудия в сфере защиты интеллектуальных прав, повышения его эффективности и качества, а также обеспечения единообразия судебной практики.

Регулирование некоторых вопросов правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности было изменено также федеральными законами от 21 февраля 2010 г. №13-ФЗ, от 24 февраля 2010 г.№ 17-ФЗ, от 4 октября 2010 г. №259-ФЗ, от 8 декабря 2011 г. №422-ФЗ, от 2 июля 2013 г. №185-ФЗ, от 2 июля 2013 г.№187-ФЗ, от 23 июля 2013 г. №222-ФЗ, от 31 декабря 2014 г. №530-ФЗ.

31 декабря 2014 г. Президентом Российской Федерации был подписан ФЗ № 530 «О внесенииизмененийвотдельныезаконодательныеакты Российской Федерациивчастиусилениямерпротиводействиюобороту контрафактной продукциииконтрабандеалкогольнойпродукцииитабачных изделий», принятый Государственной Думой 16 декабря 2014 г. и одобренный Советом Федерации 25 декабря 2014 г.

Изменения затронули рассматриваемую нами ст. 180 УК РФ:

а) в наименовании слова «товарного знака» заменить словами «средств индивидуализации товаров (работ, услуг)»;

б) в абзаце втором части первой слова «до двухсот» заменить словами «от ста тысяч до трехсот», слова «восемнадцати месяцев» заменить словами «двух лет», дополнить словами «, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до шести месяцев»;

в) дополнить примечанием следующего содержания:

«Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает двести пятьдесят тысяч рублей.»

Данный проект Федерального закона направлен на устранение внутреннего противоречия в положениях общей и особенной частях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), образовавшегося в связи с принятием Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 530-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий».

Пунктом 3 статьи 3 названного Федерального закона статья 14.10 (новое наименование «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)») КоАП РФ изложена в новой редакции. При этом в абзаце втором части 2 указанной статьи КоАП РФ в отношении юридических лиц установлен административный штраф в размере пятикратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения. Такой размер административного штрафа противоречит части 3 статьи 3.5 КоАП РФ (общим положениям), согласно которой размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения. Любое исключение из данного правила, предусмотренное в норме Особенной части КоАП РФ, должно быть обязательно специально оговорено в части 3 статьи 3.5 КоАП РФ.

Предлагаемое названным законопроектом изменение в часть 3 статьи 3.5 КоАП РФ послужит правовым основанием для полноценного применения в отношении юридических лиц административного штрафа, установленного в абзаце втором части 2 статьи 14.10 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 530-ФЗ.

В итоге после всех изменений ст. 180 УК РФ имеет название «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)», вместо «Незаконное использование товарного знака».

1.2. Понятие и классификация, порядок использования, правовая охрана товарного знака

Что включает в себя понятие товарного знака? Российский рынок по сравнению с западным уникален по многим аспектам. Не стал исключением и такой объект промышленной собственности как товарный знак. Во всем мире исторически он называется «trаde mаrk», что переводится как товарная марка. В России же еще с советских времен этот объект называется товарный знак.Различие в названиях приводит к некоторой путанице среди российских бизнесменов, особенно у производителей, занимающихся импортом или экспортом товаров. К этой особенности добавляется существование на рынке таких понятий как бренд, логотип и торговая марка (часто, при поиске в Интернете, в строчки поисковиков забиваются даже такие фактически неточные сочетания как «бренд товарный знак» или «логотип товарный знак»). Нередко используются и словосочетания фирменный товарный знак или коммерческое обозначение.Все они синонимы товарного знака.При этом до получения свидетельства о регистрации чаще используется термин обозначение товарного знака. А уже после регистрации будет правильно говорить товарные знаки и знаки обслуживания.

Итак, в соответствии с определением, товарный знак и знаки обслуживания – это обозначение, которое отличает товары и услуги одного производителя от товаров и услуг других производителей. На практике, товарный знак – это обозначение, которым владелец товарного знака закрепляет за собой определенный сектор рынка, в котором можно играть по своим правилам. Такая монополия дает множество преимуществ в бизнесе. При этом владелец товарного знака – это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или объединение лиц (в последнем случае владельцы получают на выходе коллективный товарный знак).Товарные знаки действуют не вообще, а в отношении конкретных товаров и услуг (т.е. предварительно проводится классификация товарных знаков). Другими словами, чтобы правильно определить объем правовой охраны Вашего товарного знака, важно правильно проклассифицировать виды деятельности Вашей организации, в отношении которых товарный знак будет использоваться. Делается это в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ).

Товарный знак как средство индивидуализации стимулирует потребителя покупать товары определенных производителей. Будучи связующим звеном между изготовителем и покупателем, он способствует оборотоспособности товаров, обеспечивая функцию рекламы. Поэтому исключительное право на товарный знак является весьма уязвимым и часто нарушаемым.Защита прав на товарные знаки, которые помогают индивидуализировать товары (работы, услуги) компаний и предпринимателей, может осуществляться как до, так и после регистрации самого знака (логотипа, торговой марки, бренда). Если, например, Роспатент (официальное название — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам) даст вам отказ по заявке о регистрации или признает ее отозванной, то вы вправе подать возражения в Палату по патентным спорам. Срок на обжалование — три месяца со дня получения заявителем такого решения или запрошенных материалов, противопоставленных заявке.Но все же в любом случае исключительные права на товарный знак появляются у заявителя только после его регистрации. Это, в частности, означает, что отныне никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых он был зарегистрирован (п. 3 ст. 1484 ГК РФ). Действия по защите нарушенных прав предпринимает сам правообладатель или обладатель лицензии на товарный знак. Его незаконное использование влечет гражданскую, административную или уголовную ответственность.

Товарный знак – надежная защита от недобросовестных конкурентов. Только исключительное право на товарный знак позволит Вам запретить конкурентам использовать Ваш знак или обозначение, похожее на него, а также требовать возмещения ущерба.

Где можно посмотреть образцы товарных знаков? Регистрацией товарных знаков в нашей стране занимается Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). Реестр товарных знаков (перечень товарных знаков) на сайте ФИПС содержит образцы товарных знаков. База данных зарегистрированных товарных знаков или информация о зарегистрированных товарных знаках и знаках обслуживания является общедоступной.В каком виде лучше регистрировать товарный знак? Регистрировать нужно в том виде, в котором планируется дальнейшее использование товарного знака. Но бывают ситуации, когда для более широкой защиты необходимо регистрировать обозначение одновременно в различных видах.

Предварительная проверка товарного знака. Получение свидетельства о регистрации – процесс долгий. Чтобы исключить вероятность получения через год или 1,5 года решения об отказе в регистрации товарного знака по причине наличия похожего обозначения у другой компании, прежде чем начать регистрацию нужно проверить товарный знак, в чем поможет база данных товарных знаков.Существует два вида предварительной экспертизы: экспресс-поиск и глубокий (полный) поиск. Во время экспресс-поиска в течение 1-2 рабочих дней просматривается база товарных знаков (государственный реестр товарных знаков), зарегистрированных в РФ, и международных товарных знаков, действующих на территории РФ. При проведении глубокого поиска, помимо базы зарегистрированных товарных знаков, поиск товарных знаков осуществляется также по базе заявок на регистрацию.

Международный товарный знак. Российские товарные знаки, т.е. зарегистрированные на территории России, действуют только в России. Если Вы экспортируете свой товар или услугу, Вам требуется международный товарный знак.

Использование товарного знака. Свидетельство о регистрации – это, по сути, разрешение на использование товарного знака. Однако после регистрации товарный знак нуждается в «обслуживании».Срок действия товарного знака 10 лет, поэтому по истечении этого срока необходимо осуществлять продление товарного знака.Если знак начинает использоваться не в том виде, в каком зарегистрирован – необходимо внесение изменений в товарный знак.При изменении реквизитов владельца товарного знака, правообладатели товарных знаков обязаны сообщать об этих изменениях в ФИПС. Для чего это нужно? Для того чтобы через определенный срок не узнать, что Ваш товарный знак не действует, или его нельзя использовать или что наступило прекращение правовой охраны товарного знака. Правовая охрана товарного знака так же может быть прекращена досрочно в отношении всех или части товаров в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации.

Как можно использовать товарный знак?Во-первых, товарный знак, как и любую собственность, можно продавать (уступка прав на товарный знак). Продажа товарного знака (уступка торговой марки, уступка товарного знака) осуществляется по договору о передаче исключительного права на товарный знак (договор купли-продажи товарного знака). В этом случае заключается договор отчуждения товарного знака (договор уступки товарного знака). Во-вторых, можно оформить использование товарного знака на определенных условиях – для этих целей существует договор на использование товарного знака (лицензионный договор на товарный знак или договор коммерческой концессии). Можно передавать в залог исключительное право на товарный знак (договор залога).И, наконец, может осуществиться передача прав на товарный знак по наследству (переход исключительного права на товарный знак).

Правовая охрана товарного знака в РФ начинается с его государственной регистрации в порядке, установленном Гражданским Кодексом РФ (IV часть) или в силу международных договоров РФ.

Только зарегистрированное в качестве товарного знака или знака обслуживания обозначение может выполнять свою главную функцию — отличительную и, что особенно важно — под охраной государства. Поэтому для крупного бизнеса и при импортно-экспортном характере деятельности дилемма не возникает. Незарегистрированное обозначение товарным знаком не является, но, казалось бы, может быть использовано в рекламе и фирменной символике на страх и риск владельца. Однако, поскольку сама принадлежность кому-то в этом случае нигде не зарегистрирована и никем не охраняется, то вероятность возникновения коллизий на этой почве весьма велика.

Прежде всего для регистрации товарного знака необходимо подать заявку в Государственное патентное ведомство РФ.В Государственном патентном ведомстве РФ поступившей заявке присваивается регистрационный номер, затем проводится формальная экспертиза заявки.Формальная экспертиза подразумевает «проверку содержания заявки, оплаты пошлины за подачу заявки, наличие необходимых документов, а также соответствия их оформления установленным требованиям. Формальная экспертиза заявки проводится в месячный срок с даты ее поступления в Патентное ведомство». Данный срок может быть продлен, если заявителю будет направлен запрос экспертизы. Заявитель должен ответить на запрос экспертизы в течение двух месяцев с момента его получения.Если после формальной экспертизы будет получен положительный результат, то заявителю направляется решение о принятии заявки к рассмотрению с уведомлением о дате поступления заявки и дате приоритета товарного знака.При положительном результате формальной экспертизы по заявке проводится экспертиза заявленного обозначения, включающая: проверку товарного знака на отсутствие абсолютных оснований для отказа в регистрации, она подразумевает:

— поиск тождественных и сходных ранее зарегистрированных товарных знаков;

— определение степени сходства, заявленного и выявленных в процессе поиска обозначений,

— однородность заявленных товаров и услуг, товарам и услугам, для которых зарегистрированы выявленные товарные знаки»

В ходе проведения экспертизы заявленного обозначения заявителю могут быть направлены запросы для уточнения материалов заявки или решения вопросов, обусловленных выявлением сходных товарных знаков или обозначений, ранее заявленных на регистрацию.Срок рассмотрения заявки может составлять 10-12 месяцев.При вынесении положительного решения, после оплаты пошлины производится регистрация товарного знака в Государственном реестре, после чего сведения о регистрации товарного знака публикуются в бюллетене «Товарные знаки», ежемесячно издаваемом Российским Патентным ведомством.

Выдача свидетельства производится через 1 мес. после поступления в Патентное ведомство документа, подтверждающего оплату пошлины. Свидетельство на товарный знак действительно в течение 10 лет. Срок действия Свидетельства может многократно продлеваться.

В п. 1 статьи 1477 ГК РФ дается определение товарного знака, под которым понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.Исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством на товарный знак. В соответствии с п. 2 ст. 1481 ГК РФ свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Товарные знаки позволяют отличать однородные товары, а знаки обслуживания соответственно услуги. Для удобства термин товарные знаки используется и в отношении знаков обслуживания. Можно выделить следующие особенности товарных знаков: во-первых, индивидуализирующие, т.е. способные служить ориентиром, показателем при отделении одних товаров от других; во-вторых, рекламные, т.е. распространенные любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованные неопределенному кругу лиц и направленные на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; в-третьих, ограничительные, т.е. запрещающие другим лицам его использование без разрешения.

Под знаком обслуживания понимаются обозначения, служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.Отличие знака обслуживания от товарного знака заключается в том, что в первом случае вместо товаров индивидуализируются работы и услуги.Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. При этом личных неимущественных прав на названные объекты не возникает.

На территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.Исключительное право на товарный знак признается и охраняется при условии государственной регистрации товарного знака, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает соответствующее свидетельство (ст. 1481 ГК РФ).Наряду с товарными знаками, охраняемыми в силу регистрации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, в РФ действуют и охраняются исключительные права на товарные знаки в соответствии с Парижской конвенцией об охране промышленной собственности 1883 г. (общеизвестные товарные знаки) и Мадридским соглашением о международной регистрации знаков 1891 г.

Государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ (Государственный реестр товарных знаков).Установлен порядок государственной регистрации товарных знаков, который определяется также Приказом Минобрнауки РФ от 12.12.2007 N 346 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по осуществлению ведения реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, публикации сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах, о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты, об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности».

Государственный реестр представляет собой совокупность товарных знаков (если они представляют собой словесные и/или изобразительные элементы) и совокупность записей Государственного реестра, выполненных по установленной настоящим Порядком форме и содержащих сведения о товарных знаках, на которые выданы свидетельства Российской Федерации.В Государственный реестр товарных знаков вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его государственной регистрации, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.

Пунктом 1 статьи 1481 ГК РФ устанавливается, что на товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак.Значение свидетельства на товарный знак состоит в том, что оно удостоверяет приоритет товарного знака (ст. 1495 ГК РФ) и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.Приоритет товарного знака может быть установлен по дате подачи первой заявки на товарный знак в государстве-участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если заявка на товарный знак подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение шести месяцев с указанной даты.

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

— на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

— при выполнении работ, оказании услуг;

— на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

— в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

— в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы:

— словесные — в свое время пользовались популярностью у населения конфеты «Раковые шейки», это и есть словесный вид товарного знака. К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания.

— изобразительные с изображением какого-то значка, например, на фасаде здания Кировского завода имеется шестеренка, а в ней сочетание букв «К» и «З». Это не что иное, как изображение товарного знака завода. К изобразительным обозначениям относятся также изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости, — объемные — это не просто рисунок, а изображение в объеме, трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур, — другие обозначения или их комбинации. К комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного вида, изобразительных, словесных, объемных и т.д. К другим обозначениям относятся звуковые, световые и иные обозначения.

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.Изменение цветов элементов, составляющих знак, может в корне поменять впечатление от знака и его вид. Так, одно и то же изображение в виде разновеликих вертикальных штрихов над горизонталью, выполненное зеленым цветом, будет представлять весеннюю траву, а выполненное алым цветом — языки пламени.

В статье 1508 ГК РФ дается определение общеизвестного товарного знака, в соответствии с которым, по заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть признаны общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.

Правовой режим общеизвестных товарных знаков определяются также международными договорами, в частности Парижской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 г. В соответствии со ст. 6-bis Парижской конвенции (1) Страны Союза обязуются или по инициативе администрации, если это допускается законодательством данной страны, или по ходатайству заинтересованного лица отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами настоящей Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов. Это положение распространяется и на те случаи, когда существенная составная часть знака представляет собой воспроизведение такого общеизвестного знака или имитацию, способную вызвать смешение с ним. (2) Для предъявления требования об аннулировании такого знака предоставляется срок не менее пяти лет, исчисляемый с даты регистрации знака. Страны Союза имеют право установить срок, в течение которого может быть потребовано запрещение применения знака.(3) Срок не устанавливается для предъявления требования об аннулировании или запрещении применения знаков, зарегистрированных или используемых недобросовестно.

1.3. Охрана товарного знака по законодательству зарубежных стран

Обратимся к опыту зарубежных государств по вопросу установления уголовной ответственности зa незаконноеиспользованиетоварногознака и других средств индивидуализации. Как отмечает В.Н. Додонов, в настоящее время состав данного преступления имеется в уголовном законодательстве почти всех стран мира. При этом непосредственно в уголовных кодексах и законах соответствующие нормы содержатся в странах СНГ и Балтии, республиках бывшей Югославии, Болгарии, Бразилии, Венгрии, Венесуэле, Вьетнаме, Гватемале, Дании, Замбии, Испании, Италии, Канаде, КНР, Колумбии, Кот-д’Ивуаре, Мавритании, на Мальте, Нидерландах, Перу, Сальвадоре, США, Таиланде, на Филиппинах. В других государствах они включаются в законы о конкуренции или в законы о товарных знаках (Германия, Мексика, Япония).

Сначала рассмотрим уголовную ответственность за незаконноеиспользованиетоварногознака в странах постсоветского пространства, в частности в государствaх-участникaх или бывших участниках СНГ, так как при разработке уголовного законодательствагосударствСодружества, активно использовался Модельный Уголовный кодекс. Модельный Уголовный кодекс представляет собой рекомендательный законодательный акт, принятый 17 февраля 1996 года Постановлением Межпарламентской ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств.

Так, вышеуказанный законодательный акт содержал в себе ст. 267, в которой говорилось: «Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования, наименования места происхождения товаров, маркировки товара конкурента или сходных с ними обозначений для однородных товаров или услуг, если это деяние причинило крупный ущерб, — преступление небольшой тяжести».

Обратимся к уголовному законодательству Украины. Действующий УК Украины в разделе 7 «Преступления в сфере хозяйственной деятельности» содержит статью 229 «Незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, квалифицированного указания происхождения товара». Обратим внимание на то, что УК Украины среди предметов преступления содержит «фирменное наименование», которое в нашей стране уголовно-правовой защиты на данный момент не имеет. Часть 1 ст. 229 УК Украины предусматривает ответственность за «незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, квалифицированного указания происхождения товара, либо иное умышленное нарушение права на эти объекты, если это причинило материальный ущерб в значительном размере». В примечании к данной статье законодатель указывает, что «материальный ущерб считается причиненным в значительном размере, если его размер в двадцать и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, в крупном размере — если его размер в двести и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, а причиненный в особо крупном размере — если его размер в тысячу и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан». В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 229 УК Украины квалифицирующими признаками данного состава преступления являются его совершение повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или с причинением материального ущерба в крупном размере, a также совершение преступления должностным лицом с использованием служебного положения или организованной группой, либо если они нанесли материальный ущерб в особо крупном размере. Интересно, что на сегодняшний день самой жесткой санкцией за совершение преступления, предусмотренного ст. 229 УК, украинское уголовное законодательство называет штраф с конфискацией и уничтожением соответствующей продукции и орудий и материалов, которые специально использовались для ее изготовления и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Уголовный кодекс Грузии предусматривает ответственность не только за незаконное использование товарного знака, но и эко марки. Так, ч. 1 ст. 196 УК Грузии вводит ответственность за «незаконное использование чужого товарного знака (знака обслуживания) или зарегистрированного фирменного наименования, незаконную маркировку товара или неправильное указание места изготовления товара, повлекшие значительный ущерб». Таким образом, грузинский законодатель также называет фирменное наименование среди предметов данного преступления. Часть 2 указанной статьи устанавливает ответственность за «незаконное использование не зарегистрированного в Грузии товарного знака (знака обслуживания) или нарушение права пользования наименованием либо географическим обозначением места происхождения товара, повлекшие значительный ущерб». Единственным квалифицирующим признаком у указанных составов преступления является лишь неоднократность совершения деяния. Статья 199 УК Грузии устанавливает ответственность за «незаконное пользование эко маркой, повлекшее значительный вред». Для того, чтобы понять сущность категории «эко марка», обратимся к Приказу Министра окружающей среды и природных ресурсов Грузии от 15 января 1999 года №3 «Об утверждении Положения “Об эко маркировке”». Эко марку можно определить, как «знак, который присваивается межведомственной комиссией по эко маркировке при Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Грузии экологически чистой продукции, произведенной в Грузии, для чего производится оценка воздействия на окружающую среду при переработке сырья, производства, потребления, утилизации и размещения продукции после употребления. Основными критериями оценки продукции являются:

— использование сырьевых материалов и энергии; — токсичность содержащихся материалов; — эмиссия; — вторичная переработка, рециклирование; — упаковка и упаковочные материалы; — качество и др. Обычно эко марка присваивается на срок до 3 лет». М.В. Пьянова отмечает, что «в УК Грузии, в отличие от УК РФ, применительно к составу незаконного использования товарного знака, нет точного законодательного размера «значительного ущерба» или «значительного вреда». Компетенцией по определению «значительности» наделены судебные органы».


Страницы:   1   2   3   4   5