Меню Услуги

Исследование гендерных различий коммуникативных трудностей


Страницы:   1   2   3


Содержание

Введение

Глава 1. Социально – психологические основы возникновения и проявления в общении коммуникативных трудностей личности

1.1. Представление о личности как о субъекте общения

1.2. Сущность и причины возникновения коммуникативных трудностей личности

1.3. Классификация коммуникативных барьеров и трудностей личности в общении

Глава 2. Гендерная идентичность личности как фактор эффективности общения

2.1. Понятие, виды и специфика формирования гендерной идентичности личности

2.2. Проявление гендерных различий в общении

Глава 3. Исследование гендерных различий коммуникативных трудностей

3.1. Цель и процедура исследования

3.2. Обсуждение результатов исследования

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность выбранной нами темы состоит в том, что преодоление коммуникативных трудностей является тем самым ключиком, который открывает возможности для получения необходимого эффекта на любом уровне человеческого взаимодействия.

Кроме того, известно, что способность к эффективному общению неразрывно связана с приобретением личностного опыта, самопознанием и развитием таких качеств, как открытость, доверие, принятие, свобода, естественность, демократичность, сопричастность, независимость и т.п.

Взаимодействие с обществом, построенное на огромном количестве ежедневных контактов, требует наличия у человека определенных навыков, необходимости выпол­нения им ряда условий и соблюдения многих правил, необходимых для построения эффективного взаимодействия, — всего того, что можно охарактеризовать коммуникативной компетентностью. Сюда также можно отнести как общее понимание психики человека, так и понимание конкретных психологических особенностей своих партнеров по общению.

Насколько закономерны и оправданны различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально-психологическом уровне? Являются ли эти различия следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, преобладающей в обществе, диктующей соответственно свои законы и правила?

На эти вопросы мы попробуем ответить, опираясь на теоретические положения и экспериментальные данные.

Проблема исследования: Существуют ли гендерные различия в проявлении коммуникативных трудностей людей в процессе взаимодействия?

Цель исследования: выявить гендерные различия коммуникативных трудностей личности.

Объект исследования: коммуникативные трудности личности.

Предмет исследования: гендерные различия коммуникативных трудностей личности.

Задачи исследования:

1 Анализ психологической литературы по проблемам затрудненного общения и гендерных различий в общении.

2 Раскрытие сущности понятий «затрудненное общение», «коммуникативные барьеры и трудности», «гендерная идентичность», «гендерные различия».

3 Организация и проведение исследования.

4 Обработка и интерпретация полученных результатов.

Гипотезы исследования:

1. Существуют гендерные различия в проявлении коммуникативных трудностей личности:

а) маскулинным субъектам свойственны экспрессивно-речевые трудности и трудности отношения — обращения партнеров друг к другу;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

б) фемининным субъектам свойственны трудности, связанные с отношением субъектов общения друг к другу и трудности, связанные с интенсивностью общения, количеством партнеров, их возрастом, полом, статусом.

2. Существуют гендерные различия в проявлении некоторых коммуникативных характеристик личности (агрессивность, эмпатия, принятие других и доброжелательность).

Методы исследования:

Ведущими методами выступают: метод теоретического анализа, изучение и обобщение психологического опыта, метод теоретического обобщения данных исследовательской работы.

Частными методами являются: включенное и стороннее наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, проективные методики.

Методы обработки полученных данных: качественный и количественный анализ, интерпретация полученных данных; метод математической статистики (программа statistica 6.0)

Экспериментальной базой исследования являлось: Открытое общество с ограниченной ответственностью «Слант» г. Москва

Выборка: в исследовании принимали участие 75 испытуемых. Из них 39 мужчин и 36 женщин. Возраст – 19 до 59 лет. Стаж работы испытуемых – от 3 до 10 лет и выше. 46 испытуемых имеют высшее образование, 29 – среднее – специальное. (характеристика выборки представлена в приложении № 1).

Степень научной разработанности:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Спб., Питер, 2001.
  2. Гендер как инструмент познания и преобразования общества: Сб. материалов Международной конференции / Ред.-сост. Е.А. Баллаева, О.А. Воронина, Л.Г. Лунякова. — М., 2006.
  3. Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006.

Глава 1. Социально – психологические основы возникновения и проявления в общении коммуникативных трудностей личности

1.1. Представление о личности как о субъекте общения

Общение является основной стороной жизнедеятельности любого человека и на всем протяжении жизни является одним из ведущих факторов личностного развития. Именно поэтому общение приобретает для каждого человека глубокий личностный смысл, а стремление устанавливать и поддерживать удовлетворяющие личность межличностные отношения становится для нее важнейшей жизненной ценностью.

На результат общения и его содержание оказывает влияние множество разнообразных факторов, таких как социокультурные, общественный уклад и другие явления «макропсихологии. Социально-психологические способности личности

а) А.А. Бодалев к ним относит «способность к эмоциональному отклику»,

б) В.В. Лабунская – перцептивные способности,

в)Г. Олпорт – «общая способность к оценке другого»,

г)В.А. Семиченко, Б.Д. Парыгин, А.С. Руденский – «способность к рефлексии, эмпатии, социальный интеллект», «компетентность в общении и другое». На базе типологических особенностей личности формируется структура субъектности общения, определяющая эфективность процесса общения, которая включает в себя такие свойства личности как темперамент, характер, направленность, мироовозрение и конечно же его способности.

Социально-психологические качества личности формируются в общении и совместной деятельности (там же они и проявляются). Социальные качества проявляются в субъект-субъектном общении, называются коммуникативными.

Современная психология постоянно обращается к изучению человека как субъекта многообразных видов деятельности и его жизнедеятельности в целом. Субъект эффективного общения чаще встречается в психологических исследованиях, в то время как личность в качестве субъекта взаимодействия еще недостаточно изучена, несмотря на значительный интерес, проявляемый к этой проблеме в смежных отраслях психологии.

В российской психологии отсутствует общепринятая трактовка субъекта общения, хотя ведущие отечественные психологи постоянно обращались к данному явлению. Анализ философско-психологической литературы позволяет сделать вывод, что есть ряд основополагающих параметров личности, индивида, которые превращают их в субъекта. Среди них такие характеристики, как преобразовательная активность, целенаправленность, осознанность, целостность, автономность, свобода, гармоничность.

В качестве позитивных проявлений преобразовательной активности субъекта Б. Г. Ананьев называет создание и изменение обстоятельств собственной жизни и жизни других с помощью собственного поведения, труда и общественных связей – товарищества, дружбы, любви, брака, семьи и т. д. [1, 37]

Способность к адекватному пониманию экспрессии партнера, по мнению В. А. Лабунской [26, 25], представляет собой сложное образование, включающее ряд способностей. Каждая из них может быть рассмотрена, по крайней мере, в трех аспектах:

  • в плане форм экспрессивного поведения как объекта понимания. С этой точки зрения способность к адекватному пониманию экспрессии человека будет включать способность к адекватному восприятию, к оценке индивидуального экспрессивного поведения и его элементов (мимика, жесты, позы, походка), к точному пониманию экспрессивного взаимодействия партнеров;
  • в плане психологических интерпретаций экспрессивного поведения наиболее важными являются способность к адекватному определению состояний, к установлению связей между экспрессией и качествами личности, к оценке отношений и взаимоотношений партнеров общения;
  • в функциональном плане способность к точному пониманию экспрессивного поведения будет состоять из способности к адекватной идентификации различных психологических характеристик личности и группы и соответствующего использования экспрессии как средства регуляции отношений в общении.

Таким образом, в процессе общения наблюдается взаимодетерминация личности и общения. Личностные образования оказывают влияние на результаты общения, а те, в свою очередь, воздействуют на личность партнеров, формируют ее социально-перцептивную сферу (образы, представления, эталоны, стереотипы), систему отношений, способы обращения, навыки и умения коммуникативного поведения. В зависимости от интегральных личностных образований, оказывающих воздействие на общение, изменяются характеристики общения, совокупность которых придает ему качество затрудненного или незатрудненного.

В рамках изучения интерактивной стороны общения обращается внимание на особенности отношений партнеров друг к другу и подчеркивается их связь с формами обращения. Подключая в качестве критерия описания субъекта затрудненного общения такой показатель, как «отношение – обращение», используемый в практической части нашей работы, можно указать на следующие отличия его от субъекта незатрудненного общения. Ему свойственны неприязненное, враждебное, высокомерное, подозрительное отношение к другим, сопровождающее стремление получать в общении только положительные эмоции, навязывать свою точку зрения, слепо доказывать собственную правоту и т.д. Для него характерны невыразительность речи и длительные паузы в ней, застывшая поза и несоответствие его экспрессивного репертуара речевому поведению, что указывает на неискренность, отсутствие доверия и подавление своего реального отношения к партнеру.

Характеристики субъекта общения, включающие неумение выбрать адекватную форму сообщения, неспособность обеспечить обратную связь, низкий потенциал коммуникативного воздействия и т.д., составляют особенности субъекта затрудненного общения, отражающие его коммуникативную сторону.

Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова и может быть подразделена на три уровня:

  1. Низший: общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям и намерениям собеседника.
  2. Средний: по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях собеседника.
  3. Высокий: умение сразу войти в состояние другого не только в определенных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия.

Принятие других (позитивная установка на другого человека): доброжелательность, готовность принять другого человека таким, каков он есть; готовность воспринимать и интерпретировать поступки людей с их же позиций; способность акцентировать восприятие, прежде всего, на достоинствах партнера и позитивных моментах в его поведении.

Открытая личная позиция (открытость): готовность открыть другим свой внутренний мир – переживания, чувства, отношения, мысли; способность быть естественным и спонтанным в своих проявлениях, не прячась за маской или ролью.

Для правильного понимания и оценки людей важно знать, какие факторы этому препятствуют. В частности, это:

  1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
  2. Наличие сформированных стереотипов отнесения людей к определенным категориям и формирование установок, направляющих внимание на поиск связанных с ними черт.
  3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена достоверная и исчерпывающая информация.
  4. Эффект «ореола», как первоначальное обобщение первоначального отношения к какой-либо одной стороне личности и распространение на весь образ человека. Затем общее впечатление переносится на оценку отдельных качеств этого человека. Если оно благоприятно, то положительные черты переоцениваются, а недостатки не замечаются либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление отрицательное, то даже благородные поступки другого человека не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.
  5. Эффект «проецировании», состоящий в том, что другой личности приписываются по аналогии со своей собственные качества и эмоциональные состояния. Упрямый подозрительный человек видит такие же качества и у других.
  6. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая информация о человеке или событии очень существенна и незабываема, способна повлиять на дальнейшее отношение к этому человеку. Последующая информация, даже опровергающая первичную, не будет воспринята с той же полнотой.
  7. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на свое собственное впечатление о человеке.
  8. Отсутствие изменений в восприятии и оценке людей, происходящих со временем по естественным причинам.
  9. «Эффект последней информации» проявляется в том, что, если последние данные о человеке негативны, то они могут перечеркнуть все прежние мнения о нем.

Таким образом, взаимодействие с обществом, построенное на огромном количестве ежедневных контактов, требует наличия у человека определенных навыков, необходимости выпол¬нения им ряда условий и соблюдения многих правил, необходимых для построения эффективного взаимодействия, — всего того, что можно охарактеризовать коммуникативной компетентностью. Сюда также можно отнести как общее понимание психики человека, так и понимание конкретных психологических особенностей своих партнеров по общению. Субъект общения – это индивид, наделенный свойством субъектности (т.е. всеми характеристиками субъекта), обнаруживающимся прежде всего в преобразовательной энергичности участников общения и в установлении субъективных связей индивида с другими людьми (иными словами, в установлении определенных отношений и взаимоотношений). Такая широкая трактовка субъекта общения может быть конкретизирована в соответствии с различными точками зрения на психологическое содержание субъектности, на определение критериев и соответствующих им видов общения.

1.2. Сущность и причины возникновения коммуникативных трудностей личности

В отечественной психологии в настоящее время достаточно активно обсуждается проблема возникновения коммуникативных трудностей личности, которая рассматривается на фоне вопросов оптимального общения. Коммуникативные трудности личности определяются, как правило, на основе соотнесения с оптимальной моделью других видов общения, где большинство моделей оптимального общения напоминают перечень требований к качествам личности субъекта общения, к его умениям и навыкам. Несоответствие заданным параметрам оптимального общения рассматривается как показатель коммуникативных трудностей личности [13].

Наверное, каждый человек, даже самый общительный, время от времени испытывает трудности в общении с новыми людьми или даже со старыми знакомыми. И в этом плане стоит вечный вопрос: «Как бороться с этими трудностями и не дать им испортить человеку удовольствие от общения?»

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Специалисты по проблемам общения разделяют трудности в общении на две группы. Первая группа — субъективные; они переживаются одним из собеседников, но не всегда очевидны для другого и могут не проявляться в конкретной ситуации общения.

Вторая группа — объективные; они проявляются в конкретной ситуации общения, очевидны для обоих собеседников и мешают им достичь поставленных целей, оставляя ощущение неудовлетворенности общением.

Примером субъективной проблемы в общении является застенчивость. А к объективным трудностям относятся трудности, которые связаны с уровнем коммуникативной грамотности одного или обоих собеседников.

Трудности в общении могут быть вызваны четырьмя основными группами причин. К ним относятся [8]:

— неадекватная оценка партнера по общению;

— неадекватная самооценка;

— использование неподходящих для данной ситуации способов общения;

— постановка нереальных целей общения.

Трудности, вызванные первыми двумя группами причин, чаще всего являются субъективными, в то время как вторая группа причин обычно приводит к возникновению трудностей объективного характера.

Многими специалистами отмечается, что решать проблемы в общении нужно с понимания их причин, а уже потом бороться с ними — если это в силах самого человека. Возможно справиться с трудностями, за которые несет ответственность лично сама личность или оба собеседника, но если проблемы вызваны поведением второго собеседника, то мало что возможно сделать, если он сам не захочет пойти навстречу.

Очень сложно наути универсальный совет для корректировки трудностей в общении. Список проблем, возникающих в процессе общения, и их причин очень длинный, каждой из проблем можно посвятить отдельную статью. Кому-то нормально общаться мешает застенчивость, а кому-то — излишняя болтливость. Кто-то не умеет кратко и четко формулировать свои мысли, а у кого-то плохо получается слушать и слышать собеседника. С каждой из этих проблем нужно бороться по-своему.

Если говорить в общем, то для того чтобы избежать большинства трудностей в общении, нужно развивать свое умение общаться. Общение — это не просто взаимный обмен фразами; очень большое значение имеет невербальная составляющая общения — не то, что говорят собеседники, а то, как они это говорят. Поза, жесты, мимика, интонации — все это оказывает большое влияние на исход общения.

Часто трудности в общении возникают потому, что один или оба собеседника пренебрегают элементарнымиправилами ведения беседы, начиная с выбора темы разговора и грамотностью и чистотой речи. Эти правила кажутся чем-то само собой разумеющимся, и именно поэтому о них часто забывают.

Чтобы предотвратить барьеры в общении, важно помнить, что в коммуникации принимают участие как минимум два человека, а успех общения зависит от всех собеседников. Успешное общение строится на уважении к партнерам по коммуникации — это самое главное, о чем вам нужно помнить.

В целом, к коммуникативным трудностям личности следует относиться как к многогранному явлению. В. Н. Куницына подчеркивает, что феномен данной проблемы – это, прежде всего, явление, представленное в сознании и переживании партнеров. В отечественной психологии принято уделять особое внимание таким субъективным факторам, которые сопровождают сбои в коммуникации.

Таким образом, коммуникативные трудности личности необходимо рассматривать в нескольких плоскостях:

в качестве социально-психологического феномена, проявляющегося только в ситуации взаимодействия, социального общения;

как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реально протекающего процесса;

как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т. д.

Многие авторы, в том числе Е. В. Цуканова, В. Н. Куницына, А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев, В. А. Лабунская, Т. А. Аржакаева, опираются на идеи Б. Д. Парыгина о наличии психологического барьера, как устойчивой установки, психологического настроя личности, процесса, свойства, состояния человека, «которые консервируют скрытый эмоционально-интеллектуальный потенциал его активности». Данная трактовка указывает на внутренний источник коммуникативных трудностей личности.

Наиболее распространена точка зрения, что различные коммуникативные трудности являются следствием особенностей развития социально-перцептивной сферы личности (неадекватные восприятия, понимание, оценка, самооценка и т.д.).

Кроме того, возникновение ситуаций коммуникативных трудностей личности обусловлено фактом формирования человеческой общности, особенностями развития личности в определенной социальной среде, социально-психологической природой общения, механизмами отражения и взаимодействия. Именно они провоцируют сбои в социально-перцептивной, интеракционной, коммуникативной системах общения, приводящие к трениям и возникновению психического напряжения различной интенсивности между людьми.

1.3. Классификация коммуникативных барьеров и трудностей личности в общении

Вопрос коммуникативных проблем личности в психологической науке совершенно новый, но достаточно актуальный, так как несет в себе жизненно важный в социабельности компонент. Вместе с тем в качестве объекта специальных исследований она изучается с середины 20 века (М. Андерсен, А. А. Бодалев, Д. Кати, Г. А. Ковалев, Е. С. Кузьмин, Н. В. Куницына, Л. Ли, В. Ф. Ломов, Б. Д. Парыгин, Е. В. Цуканова), где в основном были раскрыты и расмотрены составляющие и понятия коммуникативных барьеров. Однако мы считаем что барьеры и трудности это не тождественные понятия, а совершенно разные.

Так согласно многим ученым барьеры это то что непреодолимо, сложно достижимо, не поддающееся изменению и корректировке; тогда как, трудности – то что возможно преодолеть при определенных условиях и силе воли личности, то есть трудности можно преодолеть если приложить к этому некоторое усилие.

Так, например Б. Д. Парыгин расматривает коммуникативный барьер как устойчивую социальную установку, как некий психологический настрой личности, процессы, свойства, состояния человека, «которые консервируют скрытый эмоционально – интеллектуальный потенциал его активности, препятствует оптимальному общению» [35; 32]. То есть, причины коммуникативных барьеров – устойчивые личностные образования, которые при определенных обстоятельствах могут приводить к сбоям в общении. Также распространена точка зрения, что в основе коммуникативных барьеров лежат социальные, культурные различия – объективные причины. В основе же коммуникативных трудностей лежат возрастные и личностные особенности, которые поддаются коррекционной работе; коммуникативные трудности имеют чаще ситуативный характер.

Вместе с тем Е. В. Залюбовская предложила рассматривать коммуникативный барьер – как абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения, причинами которого являются мотивационно-операциональные, индивидуально-психологические, социально-психологические особенности общающихся. [18, 17].

Причины коммуникативных трудностей личности могут быть классифицированы следующим образом:

  • объективные, порожденные реальным взаимодействием, и субъективные, имеющие отношение к различным аспектам функционирования личности или группы (динамические процессы в группе и между группами, культурно-психологические особенности ее членов);
  • первичные (природные условия жизни группы, история ее формирования и отношений с другими группами) и вторичные, порожденные различными психогенными и социогенными воздействиями;
  • осознаваемые, реально присутствующие в ситуации общения и неосознаваемые, субъективно не переживаемые личностью и группой, представленные в сознании личности, но реально несуществующие;
  • ситуативные или устойчивые;
  • межкультурные и культурно-специфические;
  • общевозрастные и гендерные (маскулинность – фемининность), половые;
  • индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические;
  • когнитивно-эмоциональные (представления, мнения, стереотипы, установки, настроения, превалирующие эмоциональные состояния, ценностные ориентации и т.д.), мотивационные и инструментальные (навыки общения, правила этикета, нормы, ритуалы, принятые в группе способы обращения и т.д.);
  • компоненты структуры общения (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные);

10) вербальные и невербальные средства общения.

Таким образом, мы склонны считать, что коммуникативные барьеры и коммуникативные трудности совекршенно разные понятия, так как первый определяет сложность обратимости процесса, тогда как второй возможность корректировоки. Вместе с тем считаем, что коммуникативный барьер это более устойчивое личностное образование, приводящее к сбоям в общении, в основе которого лежат объективные причины – социально – психологические, культурные и прочие различия. Коммуникативные трудности – как явление в большей степени ситуативное, легче поддающееся психокоррекционной работе и обусловленное, чаще всего, возрастными особенностями.

В соответствии со структурой коммуникативной компетентности мы выделили уровни проявления коммуникативных трудностей.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

К коммуникативным трудностям базового уровня можно отнести неумение вступать в контакт, низкий уровень эмпатии, непринятие иной точки зрения. Содержательный уровень проявляется в отсутствии навыков планирования собственных коммуникативных действий. К операциональным коммуникативным трудностям относятся неумение выражать свое мнение, давать обратную связь, следить за ходом беседы. На рефлексивном уровне трудности проявляются в низком уровне рефлексии, самоанализе.

Глава 2. Гендерная идентичность личности как фактор эффективности общения

2.1. Понятие, виды и специфика формирования гендерной идентичности личности

Появление гендерных исследований как принципиально нового методологического подхода к исследованию не только мужчин и женщин, но и всей жизнедеятельности общества в целом — одно из наиболее ярких явлений в научной жизни двадцатого столетия [12].

Гендерная идентичность – это фенотип, сплав врожденного и приобретенного.

Тема пола, понятия «мужского» и «женского» обсуждались в традиционных управленческих, философских, социологических и психологических теориях. Предпосылками к традиционному анализу этих проблем служили представления о принципиальном биологическом отличии женщин от мужчин, женской второстепенности и, соответственно, «естественности» и природных предпосылок мужского доминирования в обществе.

Гендерная идентичность раскрывается через определенные обществом роли, усвоенные и ожидаемые модели поведения, которые ассоциируются с мужчинами и женщинами. Когда люди говорят о половой принадлежности, они обычно имеют в виду гендерное неравенство — условия, при которых женщины и девочки имеют меньше возможностей только по причине их гендерной принадлежности. Однако термин «гендерная идентичность» относится также к мальчикам и мужчинам, которые в равной степени определяются в качестве таковых исходя из тех прав и социальных ролей, которые отвело им общество. Предоставление женщинам и девочкам равных прав и уважения не должно восприниматься как нечто, сделанное в ущерб лицам мужского пола [19].

Хотя женщинами во всем мире было проведено множество исследований, доказывающих, что они не отстают от мужчин в плане интеллектуального развития и способностей, во многих странах к женщинам до сих пор не относятся как к равным. Девочки и женщины не получают тех же прав, возможностей, ответственности и выбора, которые считаются присущими мужчинам и мальчикам с рождения. Женщины составляют половину людей, живущих на Земле. Двойной стандарт в отношении­ девочек и женщин наносит ущерб всему обществу и негативно отражается на экономическом развитии. Страны, в которых женщины пользуются равными правами, являются более состоятельными. Такие страны быстрее развиваются, их экономическое положение лучше, в них действуют более эффективные системы государственного управления, что является важным фактором роста и развития.

И наоборот, согласно докладу Всемирного банка «Гендерные проблемы и развитие», в котором говорится о важности борьбы с неравенством для развития стран, проблема гендерного неравенства, как правило, наиболее сильно проявляется в бедных странах.

Слова, используемые при описании половой принадлежности, могут иметь различные значения. Такие термины могут принимать разные значения, в результате чего люди часто путают определения этих слов. Специалисты и обычные люди используют их в разных ситуациях, вкладывая в эти слова разные значения. Например, возьмем термин «женственность». Данное понятие может нести в себе различные смыслы: женское поведение; манеры поведения гомосексуалистов; формы тела человека. Какую связь могут иметь слова женское и женственность, мужское и мужественность? Часто ли женское тело может быть женственным, или одновременно быть и женственным, и мужественным [23].

Человек воспринимает свою половую принадлежность, основываясь на пониманиях, принятых в окружающем нас обществе — нами руководят гендерные стереотипы. Если же обществом не придуманы нужные термины, то человек вынужден изобретать новые определения. В противном случае человек может ощущать себя неправильным, или, что еще хуже, ощущать себя несуществующим, что принесет ему страдания.

Так, например, не следует заставлять детей, особенно в подростковом возрасте, познавать себя, создавая ряд новых понятий или опираясь только на гендерные стереотипы. На детей оказывают влияние понятия о мировоззрении, которые предлагает им общество взрослых. Таким образом, одной из важных проблем, которые необходимо решать специалистам является создание новых и доработка уже имеющихся терминов для того, что бы явления, связанные с осознанием собственной половой принадлежности, были понятны человеку [12].

Очень важно понимать смысл терминов. Для этого рассмотрим здесь комплекс понятий и описаний, которые помогают при восприятии половой принадлежности человека.

Понятие соматического пола определяет восприятие человеком внешнего вида своего тела. Рождаясь, ребенок по внешним половым признаком может относиться к мужскому, женскому полу, иметь признаки и мужского и женского полов( гермафродит), или не иметь ни одного признака, указывающего на один из вышеперечисленных полов. Определение соматического пола происходит через оценку внешних признаков окружающими, формируя принятие обществом гендерного статуса человека. Такое подтверждение принадлежности к определенному полу основано на восприятии человека обществом [9].

Термин репродуктивный пол отражает способность человека к воспроизведению потомства. Это не зависит от того, воспользовался ли человек этой способностью, или нет. Возможны следующие варианты значения этого понятия: способен (на) или был(а) способен(на) к материнству, способен (на) или был(а) способен(на) к отцовству, способен (на) или был(а) способен(на) как к отцовству, так и к материнству (такая способность может иметься у некоторых гермафродитов), никогда не был(а) способен(на) ни к отцовству, ни к материнству. Это одно из важных подтверждений половой принадлежности (особенно для людей, у которых соматическое определение пола идет в разрез с собственным восприятием гендерной принадлежности). Людям же, у которых репродуктивный пол отсутствует, или трансгендерам, этот факт приносит страдания [24].

Под гендерной идентичностью понимают личное ощущение человеком себя как человека женского, мужского пола, или и, мужского и женского полов одновременно, или же ни того, и ни другого пола. Понятие гендерной идентичности, в основном, формируется на основе общественного представления о нормах поведения мужчины или женщины. Понимание своей гендерной идентичности формируется у людей к 4-5 годам и чаще всего остается неизменным до конца жизни. В некоторых случаях со временем оно может поменяться. Гендерная идентичность – важное подтверждение половой принадлежности, оно способно перевесить соматический пол.

Под сознанием тела принято понимать восприятие человеком своего тела. Половое осознание тела означает личное восприятие своих половых органов и остальных частей тела, несущих половые признаки. Сознание тела бывает сломлено тогда, когда, например, человека подвергают насильственным сексуальным действиям, либо в случае расхождения между личным восприятием своей половой принадлежностью и восприятием своего тела. Человек может осознавать свое тело как мужское, женское, тело гермафродита, или другого вида тела, и это одно из подтверждений половой принадлежности [14].

Под образом тела понимается то, что мы показываем окружающим нас людям. Представив соматический пол как коробку, в которой может находиться любой пол, видим, что образ тела – это обернутая коробка. У человека может быть мужское, женское тело, или какое-либо другое. Самовыражаясь в обществе, человек показывает этому обществу так называемые оболочки, говорящие о наличии у него женских, мужских, андрогинных признаков, либо внегендерных особенностей. «Образ тела» это одно из подтверждений половой принадлежности, легче всего поддающееся преобразованиям, например, если человек носит нетипичную для представителей его пола одежду. Это понятие означает способ вступления во взаимосвязь с внешним миром и попытку быть принятым обществом.

Под гендерной ролью понимают такие повадки, поступки, образы, которые можно отнести к мужским или женским. Описывая этот термин таким образом, подразумевается, что ее содержание совершенно свободно. Но такого мнения придерживаются не все профессионалы. Однако, существует довольно распространенное убеждение, что в одном человеке могут сочетаться как мужские так и женские качества — андрогинность, а таких людей называют андрогинами [21].

До появления феминистских и квир-движений, пытающихся заявить о своем существовании в современном обществе, гендерная роль в была сильным подтверждением половой принадлежности. Но по мере расширения и разнообразия норм гендерного поведения, их действие на подтверждение половой принадлежности стало слабее, но гендерные стереотипы продолжают давлеть в сознании большинства людей. Человек, имеющий женское тело, но воспринимающий себя как и женскую, так и мужскую сущность, пытаются подтвердить свою половую принадлежность через участие в «типично мужских» работах (работа пожарного, милиционера). С другой стороны, человек имеющий мужское тело, может предпочитать женский стиль одежды, и отказываться от участия в «типично мужских» занятиях.

Под сексуальной ориентацией подразумевается влечение человека к представителям того или иного пола. Человек способен испытывать тягу как к людям противоположного пола, либо своего пола, так и к представителям обоих полов. В некоторых случаях человек имеет влечение к людям нестандартных гендерных принадлежностей, таким как гермафродиты, трансвеститы, трансгендеры [18].

Существуют люди, у которых нет полового влечения ни к одному из типов гендеров. Таких людей называют асексуальными. Сексуальную ориентацию можно описать с помощью таких терминов, как гетеросексуал, гомосексуал, лесбиянка, бисекуал. Описание этих терминов, как правило, идет извне и может измениться при взгляде на личное восприятие человека. Например, транссексуал может чувствовать себя как гетеросекуальную женщину, общество же может считать его мужчиной-гомосексуалистом. Сексуальная ориентация имеет важное значение для утверждения половой принадлежности человека. Со временем она может поменяться.

Половая принадлежность представляет собой временную или постоянную подтвержденность заявленного пола. Подтверждение половой принадлежности состоит из семи ступеней: соматический пол, детородный пол, половая идентичность, осознание своего тела, образ тела, половая роль и сексуальная ориентация. По своей половой принадлежности человек может быть мужчиной, женщиной, и мужчиной и женщиной одновременно, трансгендером, либо в каком-то ином качестве, не имеющем пока специального определения [17].

Половая принадлежность является целью поступков и переживаний по поводу подтверждения пола. В некоторых случаях восприятие половой принадлежности со временем меняется. Половая принадлежность может быть позитивно принята тогда, когда общество воспринимает пол человека таким, каким его представляет он сам. При трансгендерности люди обычно переживают длительный путь поиска своей гендерной принадлежности, которая соответствовала бы их личному восприятию своего гендера.

Понятие гендерного перехода обозначает смену пола с одного на другой временно или навсегда. Это понятие чаще всего соответствует нормативным представлениям о наличии всего двух полов.

Теория дихотомии пола представляет собой понятие о существование только двух полов, имеющих четкое и однозначное определение. Эта теория навязывает гендерные стереотипы и игнорирует или отрицает при этом другие существующие и признанные наукой и обществом понятия о половой принадлежности [18].

Выражения типа «противоположный пол», «считать себя мальчиком или девочкой» только подтверждают теорию гендерной дихотомии. Научная литература показывает принципы дихотомии пола через такие выражения, как «считать себя мальчиком или девочкой», «неспособность определить мужского ты пола или женского», «основное ощущение своей принадлежности к одному из двух полов».

Гендерная дисфория проявляется недовольством своим телом, и подразумевает непринятие своего тела, которое имеет признаки пола, не соответствующего личному восприятию человеком своей половой принадлежности — гендерной идентичности. Это явление довольно-таки распространено, многие выражают недовольство своим телом, либо его частями, несущими признаки того, или иного пола. В таких случаях люди вынуждены прибегать к помощи косметологов или пластических хирургов. Непринятие собственного тела иногда принимает форму отвращения к своим гениталиям и анатомическим особенностям тела. Такие переживания причиняют человеку дискомфорт из-за присутствия у них анатомических половых признаков [18].

Рассмотрим понятие неопределенности половых признаков. В медицинской практике встречаются дети, которые при рождении не имеют определенных внешних половых признаков. Люди, с неопределяемыми как мужские или женские половыми органами, отстаивают свои права на существование такими, какие они есть. Такие люди являются третьим вариантом определения соматического гендера, составляя при этом немалую частью сообщества, которое не хочет примиряться с устаревшими принципами и нормами половой дихотомии.

Термин гендерные парадигмы обозначает принятые религиями, законодательными актами, социальными принципами нормы, регулирующие правильные сочетания анатомического пола и половой принадлежности; сексуальное поведение; демонстрацию любви, сексуальности. Такие парадигмы меняются под воздействием критических мнений общества трансгендеров и людей, имеющих неопределенные половые признаки [28].

Таким образом, мы будем рассматриваать гендер как совокупное социальное и биологическое представление человека (мужчины или женщины) в обществе, сформированное в процессе его развития, являющееся основой социальных отношений и стратификации.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!