Меню Услуги

Исследование профилактики от виртуальных форм общения зависимости учащихся образовательных учреждений. Часть 2.

Страницы:   1   2   3


1.2. Влияние виртуальных форм общения на личность учащегося

 

Во второй половине 20 века человечество сделало большой рывок вперед: появился Интернет, проект, который предоставил людям огромные возможности. Кто бы мог себе представить лет 70 назад, что можно будет мгновенно отправлять и принимать сообщения, что можно увидеть человека, который находится на другом континенте, в режиме реального времени, а не по фотографиям, которые прислали в конверте? А как же возможность дистанционного образования, изучение новых языков, приобщение к культурам различных стран и народов? [6]

Огромная библиотека редчайших книг, уникальные фотографии со всего света, раскрываются белые пятна истории человечества, люди зарабатывают огромные деньги щелчками мышек, а в аудиториях, через скайп, читается лекция уважаемого профессора… [17]

Согласитесь, что Интернет — это то, что изменило жизнь коренным образом. Но любая медаль имеет две стороны, и Всемирная Паутина не стала исключением. [43]

Ты просыпаешься, берешь в руки телефон, проверяешь ленту новостей в Твиттере. «Мм, очередная авария, сотни жертв, что у нас на завтрак?» — лениво ворочаются в голове мысли. Садишься пить чай, заходишь на «Вести. ру», читаешь сводки. Двести погибших, несколько десятков людей ранены. Равнодушно доедаешь бутерброд и идешь на учебу/работу. Заходишь «В контакте». С безразличным лицом листаешь ленту, читаешь плоские шутки, пока автобус везет тебя к пункту назначения. Вечером, перед сном, ты тоже просмотришь на своем гаджете очередную порцию новостей и ляжешь спать. Что, в итоге, мы наблюдаем? Равнодушие. Полнейшее равнодушие к бедам. Люди отучаются сопереживать, сострадать, сочувствовать. К разбившейся кружке мы отнесемся с большим трепетом, чем о сообщении, в котором говорится о сотне жертв. Огромный поток негативной информации уже просто не воспринимается нашим сознанием, это стало привычным делом, что где-то кто-то умирает в больших количествах, а ведь смерть — это самое страшное явление. [54]

Перейдем к другой проблеме от компьютера. Сейчас уже трудно себе вообразить, что давным-давно наши бабушки и дедушки запросто знакомились на улицах, веселой гурьбой шли в кино и влюблялись не в красивую картинку в профиле «В контакте», а в живую улыбку. В глаза. В те ямочки на щеках. Все чаще слышим истории о том, что соц. сети стали началом отношений. Понравилась девушка, поставил ей «лайк» на аватарку, написал «Привет! Как дела?» и завязалось общение. Да, с одной стороны, это удобно. Не нужно волноваться, краснеть, подыскивать слова и, преодолевая страх, подходить к понравившемуся человеку и знакомиться с ним. Проще настрочить пару сообщений и ждать, пока «клюнет». А с другой стороны, разве можно сравнить общение в реальности с общением в Сети? Ведь по первому впечатлению можно понять, что представляет из себя человек, а какое мнение можно составить о девушке/парне, которые находятся по ту сторону монитора? Тем более никто не даст гарантии, что твой собеседник — именно тот, за кого он себя выдает. Про это нужно помнить, ведь иногда глупость может стоить вашей жизни. [24]

Можно ли сказать, что компьютер становится угрозой для жизни? Думаю, ответ очевиден. Возьмем для рассмотрения элементарный случай, когда человек идет, уткнувшись в свой телефон, и не видит, что на него несется машина. Но нельзя забывать еще и про информационную составляющую Интернета. Люди часами просиживают в виртуальной реальности, просматривая бесконечную ленту новостей, читая статьи и просматривая далеко не качественные и полезные видеофайлы. Что получается в итоге? Не сформировавшаяся психика человека (не будем забывать, что большинство пользователей Сети — это подростки, учащиеся) под влиянием огромного количества информации дает сбой. Человек чувствует себя раздражительным, быстро устает, внимание рассеивается, зрение ухудшается, позвоночник деформируется, возникает апатия. У каждого второго сейчас минусовое зрение и остеохондроз. [24]

Теперь представим на минуту, что все поголовно зависимы от интернета и социальных сетей. Что тогда произойдет в мире? Люди перестанут выходить из домов, каждая проведенная минута в реальности — великое достижение, люди начнут гибнуть от переутомления (вспомним случай в Японии, когда парень погиб от усталости, проведя за компьютером больше суток), люди разучатся общаться, начнется деградация сознания и общества в целом.

Подросток — человек 21 века. Как и многие из вас, они много времени проводят в Интернете, но мне кажется, что родителям ребенка нужно знать, когда стоит остановиться, выключить телефоны и пойти гулять с друзьями, помочь маме или сходить в библиотеку за интересной книгой. Да, нельзя отрицать влияние соц. сетей, но попытаться максимально сводить общение в сети на реальное, как можно меньше читать новостную ленту и как можно больше времени уделять реальности. Ведь сейчас ребенка самая насыщенная пора его жизни, и не хочется, чтобы это время ему запомнилось, как бесконечное вождение пальцем по экрану мобильного телефона. [52]

После приобретения способности к манипуляциям с сетью Интернет в жизни подростка автоматически возникает дополнительная реальность, которая называется «виртуальной».

Виртуальной реальностью называют графическое интерактивное представление киберпространства. [28] Обычно подростки, учащиеся вовлечены в виртуальное общение в зависимости от индивидуальных склонностей к взаимодействию и самораскрытию. Одни учащиеся просто читают, что пишут другие, другие включаются в переписку, куда только можно, третьи ищут информацию, которую они не могут получить от учителей, родителей, родственников, зачастую эта информация несет негативный характер. Но, так или иначе, очень немногие подростки, учащиеся существуют только в одном киберсообществе и немногие используют только одно средство общения в сети Интернет.

Социальная сеть – это актуальный и очень важный вопрос на сегодняшний день. За последнее время эти типы сайтов получили наибольшую распространенность, как во всем мире, так и в Российской Федерации. По последним результатам разного рода исследованиям оказалось, что социальные сети уже охватили большую часть всех пользователей сети Интернет. В РФ показатель таких пользователей пока ниже мирового, но он стремительно набирает обороты и растет, с каждым годом увеличиваясь на 2-3 %. Крупные мегаполисы уже полностью охвачены, зависимостью от социальных сетей, в регионах этот процент поменьше, но с каждым годом продолжает расти. [51]

Социальная сеть имеет как свои положительные моменты, и конечно отрицательные. С одной стороны, социальные сети оказывают бесценную помощь в поиске своих родственников, друзей и знакомых, в постоянном поддерживании отношений с ними, несмотря на занятость и расстояние между ними. Социальные сети являются помогают в поиске работы и разного рода услуг. [54]

Несмотря на эти плюсы, в последнее время специалисты серьезно обеспокоены тем сколько времени уделяет, современный подросток, учащийся нахождению в соц. сетях, встает вопрос о постепенно развивающемся психическом расстройстве – психологической зависимости от соц. сетей.

Социальные сети направлены на создание и построение групп и сообществ в сети Интернет из людей со схожей деятельностью и интересами, также людей, поддерживающих родственные связи. Эта связь осуществляется с помощью мгновенного обмена сообщениями или сервиса (внутренней) почты. Также социальные сети бывают не только для поиска людей по интересам, но и объектов этих интересов: просмотров фильмов, прослушивания музыки, онлайн игры, просмотры видео блогов, веб-сайтов и т. п. [32]

Часто на сайтах социальных сетей, нужно указывать личную информацию о себе (возраст, любимое занятие, школу, высшее учебное заведение и даже адрес, телефон и т. д.), опираясь на эту информацию, аккаунт пользователя могут найти другие участники этой сети. Существуют закрытые и открытые соц. сети. Самая распространенная черта социальной сети – система «групп» и «друзей».

Самыми популярными в мире социальными сетями являются: Linkedin, Facebook, MaiSpace и Twitter (Северная Америка), Nexopia (Канада), Beboo (Великобритания), Skyrock (во многих странах Европы), Hi5, dol2day, Facebook (Германия), XING и Tagged.com (Англия), Orkut, Hi5, Facebook и Publik Broadcasting Serwice (Центральная и Южная Америки), Multiply, Friendster, Orkut, Xiaonei и Cyworld (Азия). [43]

У нас в Российской Федерации особенной популярность пользуются такие социальные сети как: ВКонтакте, ЖЖ, Инстограмм, Одноклассники, Мой Мир, Мой Круг.

ВКонтакте – одна из самых популярных соц. сетей в России, аналог популярного в Европе сервиса Facebook, по данным социологического опроса на сайте Alex Internet является третьим по посещаемости в Р Ф, на втором в Белоруссии и на Украине, на четвертом месте в Казахстане, и на тридцать восьмом в мире. [55]

Социальная сеть принадлежит компании Mail.RU Grup. Изначально этот сайт позиционировал себя в качестве соц. сети для выпускников высших учебных заведений и студентов, позже — как универсальный способ связи между всеми социальными группами. Уже в 2014 году ежедневная посещаемость сайта составила 60 мил. человек, а уже в январе 2015 года 70 мил. человек. [54]

В январе 2010 года сайт «ВКонтакте» обогнал по посещаемости в Российской Федерации своего главного конкурента – «Одноклассники».

Мой Мир Mail.ru – русскоязычная соц. сеть, действует как соединяющая на одной странице пользователя действия на главных порталах Mail.ru. На сайте «Мой Мир» зарегистрировано около сорока миллионов профайлов, и более трехсот тысяч пользователей, постоянно находящихся на портале в статусе онлаин, (то есть здесь и сейчас). Пятый по популярности сайт в России, первый в Казахстане, 38-й. в мире.

Задачей проекта «Мой Мир», как и в других социальных сетях является помощь в поиске знакомых, друзей, одноклассников, родных и коллег. На сайте можно общаться при помощи личных сообщений, говорить о тайных желаниях и выражать свои эмоции, размещать видеоролики и фотографии, можно подарить друзьям виртуальные подарки, читать блоги других людей и завести свой, прослушивать музыку и загружать фильмы и клипы. [12]

«Мой Круг» — русскоязычная соц. сеть, созданная для установления деловых контактов между пользователями. Сайт был создан, относительно недавно 18 ноября 2005 года. Этот сайт представляет собой круги людей, где 1-й. круг – близкие друзья пользователя, им он доверяет свою личную информацию, 2-й. круг — друзья друзей пользователя, 3-й. круг — это друзья друзей его друзей. В отличие от других сетей, в этой главная функция — это поиск работы. В России в соответствии с «законом о блогерах» эта социальная сеть признана организатором распространения информации и 20 августа 2015 года занесена в соответствующий реестр под номером 38 РР. [16]

«Одноклассники.ру» — русскоязычная социальная сеть, русский аналог американского сайта Classmater.com, используется для поиска однокурсников, одноклассников, бывших выпускников. Седьмой по популярности сайт в России и Казахстане, 55-й. в мире. Был запущен 4 марта 2006 года. По данным собственной статистике сайта, на июль 2011 года было зарегистрировано 100 миллионов пользователей. Посещение сайта более 50 миллионов пользователей в сутки. [55]

ЖЖ (Живой Журнал) – блоговая платформа для размещения блогов (онлайновых дневников), либо отдельный личный блог (журнал, дневник) на базе этой платформы. Сайт предлагает стандартный набор функций: публикация разного рода записей, комментирование их читателями; также имеются дополнительные удобные функции, большинство из которых являются бесплатными приложениями, доступными любому пользователю. Удобство добавления понравившихся пользователей ЖЖ в свой список чтения (френдленту), которая помогает получать «лайки» — отзывы, за понравившийся текст. На сайте также поддерживается ведение коллективных блогов – так называемых ЖЖ сообществ. До декабря 2012 года сайт отличался отсутствием обязательной рекламы в бесплатных блогах. На 5 декабря 2012 года на сайте зарегистрировано 40 миллионов пользователей, из них 59,7 % пользователей — женщины. По состоянию на май 2015 года более 50% посещений ресурса приходятся на пользователей из России. [21]

«Инстограмм» — Приложение для обмена фотографиями и видеозаписями, с элементами социальной сети, позволяющей распростронять их через свой сервис и ряд других социальных сетей. «Истаграмм» был создан в Сан-Франциско в 2010 году, для компании Apple , в 2012 году «Инстограмм» приобрела компания Facebook. К декабрю 2010 года в «Инстограмм» было зарегистрировано один миллион пользователей, а уже в конце марта 2014 года был зарегистрирован двухсот миллионный пользователь. [52]

В последнее время контингент пользователей социальных сетей значительно помолодел. Что побуждает подростков «зависать» в социальных сетях? Стремление не быть отсталым или отсутствие интересных занятий в реальности? [9]

В большинстве социальных сетей нет возрастных ограничений. Запрещать подросткам общаться в социальных сетях – не выход. Реалии сегодняшнего дня таковы, что подростки, учащиеся все равно будут заводить сетевые странички и блоги. Отгораживать подростка от социальных сетей сегодня крайне сложно и, наверное, не имеет особого смысла. Главное – научить подростка соблюдать меру, чтобы виртуальное общение было лишь приятной частью досуга, но ни в коем случае не подменяло собой реальную жизнь.

Социальные сети дают человеку возможность обрести новых друзей любого пола и возраста. Как и в реальной жизни, появится круг ближайших друзей, а остальные будут считаться просто знакомыми. И это действительно опасная тенденция, сейчас уже можно говорить о том, что социальные сети опасны, на данный момент число пользователей социальных сетей весьма велико, и на многих людей эти сети влияют негативно. [44]

Главный недостаток виртуального мира – это полное отсутствие вербального общения. При общении по сети Интернет собеседники не видят эмоций, жестов и мимики, а значит, не могут быть уверены в искренности и положительном настрое человека к ним. Вместо улыбки можно поставить смайлик , но он не несёт в себе столь уж серьёзной функции. В будущем это может привести к тому, что люди не будут понимать, что происходит вокруг. Серьёзное отношение будет восприниматься как шутка, и наоборот. В социальных сетях эмоции замещают «мотиваторы» и «демотиваторы» , это «готовые эмоции», которые ребенок получает, не прилагая усилия, чтобы ощутить глубокое удовлетворение. Нашел подходящую под ситуацию картинку и не надо думать, выражать мысли, способность в мышлении и воображении отпадает, ребенок испытывает эмоциональный голод. [51]

Серьёзная проблема школьников, живущих в Сети, это безграмотность. Современные дети не любят читать, предпочитая искать всю информацию в Глобальной паутине. Общение со сверстниками не требует грамотности, поэтому дети пишут с ошибками, не обращая внимания на подчёркивания редактора. Кроме того, сейчас стало модным писать сообщения нарочито неправильным языком, как бы подчеркивая свою индивидуальность. [43]

Проникновение социальных сетей в жизнь человека предоставляет для него серьёзную опасность. Одна из опасностей для подростка – неумение сопереживать другим, снижение эмпатии. [34]

Общение и комментарии онлайн, это имитация реального эмоционального диалога. При личном общении восприятие, впечатление о другом человеке складывается на 50% из невербальной информации. Так что, общаясь в соц. сетях, мы замыкаемся в двумерном пространстве. [14]

Масштаб негативных воздействий социальных сетей, безусловно, зависит от конкретного человека, но подростки практически беззащитны перед таким воздействием. Ребенку необходимо показывать положительный опыт в реальном мире и побуждать его использовать виртуальный мир разумно. В противном случае, у подростка будут развиваться синдромы дефицита внимания и гиперактивности. [44]

Но и это не самое главная опасность, часто школьники размещают в «сетях» личную информацию (адрес, телефон, социальный статус и т. д.), которая может быть использована мошенниками, злоумышленниками против ребенка и его семьи. Человек в социальной сети может притворяться другом, а на самом деле быть кибер – преступником. Социальные сети также используются для распространения порнографии, разного рода сект, в частности религиозных и многих других.

Ученые выделили пять главных опасностей от социальных сетей для детей школьного возраста:

— Негативное влияние на здоровье – 59%.

Прежде всего страдает зрение и осанка, даже самая удобная мебель тут не поможет, т. к. растущему организму нужно двигаться.

— Появление интернет-зависимости – 54%

Чем дети и подростки больше всего занимаются в Сети? По данным облачного сервиса Kaspersky Security Network, подавляющую большинство своей виртуальной жизни – 78% времени, проведенного в сети интернет — учащиеся пользователи тратят на средства интернет-общения в социальных сетях. То есть социальные сети и мессенджеры. Если же ребенок или подросток испытывает трудности при живом общении, это повод обратиться к психологу. Компьютерная и сетевая зависимости тут выступает не причиной, а следствием проблем. [32]

— Дети могут увидеть нежелательный контент – 64%.

Речь идет о сомнительных ресурсах, содержащих порнографию, суицид, сцены насилия и жестокости. Также бывают нестандартные «нежелательные контенты», такие как «кибербуллинг» — это коллективная травля одного человека через сети интернет. [1]

— Общение с незнакомцами в социальных сетях – 44%.

Дети легче поддаются убеждению, они более доверчивы. Поэтому могут совершенно спокойно рассказать своему виртуальному другу, то что в обычной жизни не рассказали бы незнакомцу. Например, номер банковской карточки родителей, адрес и т. д.

— Общение с незнакомцами в Сети – 36%.

Многочисленные опросы показали: каждый пятый учащийся уже бывал на встрече с малознакомыми людьми, которых узнал через сетевое общение. Эти встречи опасны тем, что множество преступников может скрываться по ту сторону экрана: торговцы наркотиками, похитители детей, воры, педофилы и т. д. — через сайты знакомств и социальные сети преступники часто выманивают и выискивают жертв своих преступлений.[40]

На разных возрастных этапах у подростков, учащихся занижена потребность в общении с окружающими. Наибольшее прагматическое направление, общение со взрослыми, где отмечен недостаточный уровень овладения средствам общения и процесс межличностного взаимодействия становится затруднительным, это то и подталкивает подростков, учащихся к аффективным проявлениям коммуникации, нарушает адаптацию в социуме, неформальное поведение. [32]

Есть предположение, что у подростков, с зависимостью от виртуальных форм общения, существуют высокие уровни тревожности, агрессивности и депрессивности.

Тревожность – (ситуативная тревожность, реактивная тревожность, состояние тревоги) характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: динамичным напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью.

Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию (ситуативную неспособность человека справиться с требованиями конкретной задачи и/или ожиданиями партнера, боязнь негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного отношения к себе) и отличается различной интенсивностью. [7]

Если внутренняя, субъективная стабильность говорит о благополучии, то тревожность (беспокойство) указывает на деструктивность состояния и неготовность к адекватному реагированию на ситуацию.

Причин тревоги множество. Подростки, учащиеся тревожатся по разным поводам, таким как:

— Собственная внешность и внешний вид;

— Выбор дальнейшего жизненного пути;

— Проблемы с успеваемостью в школе;

— Взаимоотношения с учителями;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— Взаимоотношения с родителями;

— Взаимоотношения со сверстниками. [21]

Замановская Е.В., выделяет три вида агрессивного поведения:

Делинквентное поведение – вид отклоняющегося поведения, которое в крайних проявлениях приводит к уголовной ответственности;

Асоциальное поведение – это поведение, в котором происходит избегание от выполнения нравственных и моральных норм. Чаще всего у личности возникают проблемы в межличностных отношениях;

Аутодеструктивное поведение – это поведение, которое разрушает личность, как на психологическом уровне, так и на соматическом. Оно представляет собой угрозу для жизни личности.

Выделяются следующие формы агрессивных реакций:

— Физическая агрессия — состояния сильной возбужденности при котором человек применяет и использует физическую силу.

— Косвенная агрессия — злобные шутки, крики, сплетни, топанье ногами, хлопанье дверьми и т.п.

— Вербальная агрессия — осуществляется с помощью крика, визга, ссоры, ругани, угрозы и т. д..

— Склонность к раздражению — резкость, вспыльчивость, грубость, которые могут проявиться при малейшем возбуждении.

— Негативизм — оппозиционная манера поведения. В большинстве своем направлен против авторитета, руководства. Негативизм может постепенно нарастать.

— Обида — чувство горечи, гнева, обиды, на всех и вся.

— Подозрительность — недоверие к другим людям. Объясняется тем, что окружающие намерены причинить вред. [51]

Депрессия — психическое расстройство, характеризующееся патологически сниженным настроением с негативной, пессимистической оценкой себя, своего положения в окружающей действительности и своего будущего. [37]

Депрессивное изменение настроения сопровождается моторным и мыслительным торможением, снижением побуждений к деятельности.

Основные симптомы депрессии:

— Сниженное настроение, слишком очевидное по сравнению с обычным, преобладающее в течении дня и почти ежедневно, продолжающееся не менее двух, трех недель, не зависимо от сложившийся ситуации;

— отчетливое снижение интересов или удовольствия от деятельности, обычно связанной с положительными эмоциями;

— быстрая утомляемость и снижение энергии;

Дополнительные симптомы депрессии:

— заниженная способность во внимании и сосредоточенности;

— заниженная самооценка и неуверенность в себе;

— идеи самоуничижения и виновности;

— видение будущего в мрачных и пессимистичных тонах;

— навязчивые мысли о суициде и самоповреждении;

— нарушение сна;

— нарушение аппетита;

— пренебрежение личной гигиеной;

— пренебрежение собственным здоровьем.

Таким образом можно сделать вывод, что от общения внутри семьи во многом зависит развитие перцептивного, интерактивного и коммутативного этапов в общении. Положительное взаимодействие с родителями способствует сформированности нравственных качеств и адекватных коммуникативных навыков у детей. Когда ребенок, учащийся лишается участия и любви родителей, в частности материнская и эмоциональная депривация, утрата содержательного общения приводит к дезинтеграции внутри личностной и внешней коммуникации. Отрицательные эмоциональные состояния, аффекты негативным образом сказываются на формировании коммуникативных навыков, приводят к искажению представлений о взаимоотношениях между людьми, к отрицанию преимущества совместных игр и занятий, ребенок полностью может оторваться от реальности по средствам компьютера, получив компьютерную-зависимость, которую очень сложно преодолеть, даже с помощью специалиста. Следовательно, чтобы этого не произошло ребенок нуждается в повседневной профилактической деятельности со стороны родителей и школы.

 

1.3. Профилактика зависимости от виртуальных форм общения среди учащихся образовательных учреждении

 

Зависимость от компьютера – явление достаточно распространённое в наше время. Это – постоянное желание находиться за компьютером. Отсутствие компьютера, интернета, особенно у детей вызывает беспокойство, тревогу и дискомфорт.

Наличие такой зависимости сказывается на учебе, на отношение с окружающими и на личной жизни. [5]

Чтобы успешно выйти из сложившейся ситуации, нужно знать все симптомы, чтобы скорее вернуть подростка, ученика к полноценной жизни.

Основные признаки, по которым можно делать вывод об интернет зависимости:

  • Подросток пользуется интернетом не только для поиска важной информации. Посещение сайтов для него подобно жизненно важным функциям. В случае отсутствия сети, у него резко понижается настроение, появляется раздражительность, а иногда и агрессия.
  • Тревожным симптомом может стать нарушение режима питания и сна. Зайдя на десять минут, ребенок может задержаться в сети на несколько часов.
  • Зависимый от интернета постепенно теряет навыки общения, его не интересуют живые контакты, а шумные компании вызывают стресс.
  • На физическом уровне резко ухудшается здоровье. Начинает болеть спина, колени, резко ухудшается зрение. Деформируются пальцы рук. [55]

Первое, что нужно сделать — это осознать возникшую проблему. Часто без помощи психолога таким людям не обойтись. Основная забота о зависимом от компьютера ребенке ложиться на плечи близких, которые первыми начинают бить тревогу по поводу надвигающейся беды. [52]

Для скорейшего освобождения от негативного воздействия мировой паутины, нужно обратить внимание на время, потраченное за монитором. Для этого нужно засечь период нахождения нужной информации. Остальное время, проведённое за компьютером, считается деструктивным для подростка, ученика.

Чтобы ориентироваться во времени, можно организовать «напоминалки», помещённые на мониторе или выставленные на таймере.

Забота о ком-то уменьшает количество времени, проведённого впустую. Поэтому, домашние животные являются выходом из сложной ситуации.

Здоровье не купишь ни за какие деньги, а потерять его не составляет большого труда. Спорт — наиболее оптимальное и рациональное решение данной проблемы. К тому же, в процессе тренировок, можно выровнять осанку. Это может быть боулинг, фитнес клуб или домашний тренажёрный зал. Иногда помогает простая прогулка. [6]

Чтобы наладить прежние социальные контакты, нужно возобновить связь с друзьями или хорошими приятелями. Для этого можно пригласить их к себе. В общем, можно делать всё, что угодно, но, только в режиме «off — line».

Если вышеприведённые советы не помогают – не стоит игнорировать специалиста. Опытный психолог или психотерапевт посоветует, как избавиться от данной зависимости, и найдёт причину её возникновения.

Пройдя непростой путь избавления от негативного влияния мировой паутины, ребенок постепенно возвращается к обычной жизни. Работая над собой можно постепенно избавиться от проблемы, вернуться к прежним интересам, обрести чувство свободы. [1]

К мерам, направленным на профилактику возникновения зависимости от сети интернет у учащихся образовательных учреждений, можно рассмотреть следующие положения:

— Нет сомнений, что в современных реалиях жизни, невозможно и неправильно совсем изолировать учащегося, подростка от использования компьютера и социальных сетей. При этом родители, близкие, учителя должны продумать и реализовать пути нейтрализации негативного влияния сети Интернет на повседневную жизнь ребенка. Главную роль в этом процессе конечно же должны играть близкие зависимого ребенка, проявляя наблюдательность и заинтересованность в его жизни. [29]

Основной принцип лечения и ослабления интернет — зависимости — замещение. Преодоление этой зависимости заключается в выстраивании новой системы самосознания ребенка, в которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром, при котором очень необходима помощь близких и поддержка родных и друзей. [51]

— Взрослые должны научить ребенка правилами безопасности общения в сети Интернет: не в коем случае не размещать личные данные на разного рода сайтах: (адрес, номер телефона, ИФО, адрес школы, телефон родителей, их место работы и другую информацию личного характера), особенно это касается досок объявлений и разного рода чатов; и особенно ребенок не должен заводить сомнительных знакомств через соц. сети и Интернет. [5]

— Родители должны выработать у ребенка культуру общения в Интернет пространстве. Для того чтобы все получилось, нужно с первого дня, когда компьютер появился у вас в доме, необходимо показать ребенку все возможности такой техники: компьютер должен стать другом ребенка, развивать его интеллектуально, чтобы он получал полезную и необходимую информацию, помогал в учебе и т. д. Взрослым необходимо осуществлять контроль над ребенком работающем за компьютером, просматривать историю заходов на сайты, чем там интересовался ребенок, и если нужно заблокировать доступ к этим сайтам. Надо объяснять ребенку, что при общении в соц. сетях не нужно отвечать на опасные и оскорбительные послания в чате и электронной почте, а сайты где ребенок чувствует себя не комфортно следует незамедлительно покидать и удалять их из списка избранных. [3]

— Одним из эффективных методов борьбы с зависимостью от Интернета является использование в домашнем компьютере различных контролирующих программ, направленных на закрытие доступа на сомнительные сайты.

— Дома компьютер нужно расположить там, где родителям удобно контролировать его использование ребенком, и установить четкие правила и требования к использованию сети Интернет и компьютера в целом, требовать от ребенка неукоснительного их выполнения, составить временной график сидения за компьютером и посещения сети Интернет.

Невзирая на определенные опасности из-за угрозы со стороны сети Интернет, все-таки не стоит полностью исключать компьютер и интернет из жизни подростков, учащихся необходимо более внимательно отслеживать как они пользуются компьютером, в частности сетью Интернет, и научить их делать грамотный и осознанный выбор. [14]

Наше государство не должно оставаться в стороне от рассматриваемой проблемы. Настала острая необходимость определить жесткие критерии доступности размещения в сети интернет определенных видов информации. Необходимо выработать программу и ее механизмы для ограничения доступности к определенным сервисам и сайтам для различных возрастных групп пользователей сети Интернет. Россия нуждается в законодательном закреплении ответственности владельцев и собственников сайтов и сетевых программ за содержание размещаемой на них информации, материалов, фото и видео определенного характера. Определенно необходимо, чтобы происходящие во всемирных компьютерных сетях противоправные действия и процессы получали адекватное противодействие со стороны контролирующих и правоохранительных органов. [52]

Для преодоления зависимости от Интернета и соц. сетей заключается в построении четкой системы самосознания ребенка, в этой системе ребенок учится снова взаимодействовать с внешним миром, своим окружением: близкими, друзьями и т. д. В этом процессе он нуждается в помощи и поддержке своих близких. Если нет возможности, то можно применить групповую терапию – это самый эффективный на сегодняшний день метод избавления от зависимостей. Под присмотром профессионального врача психотерапевта, который ведет групповые занятия, также поддержке остальных участников, с течением времени приведет к позитивным результатам и зависимость постепенно отступит. [56]

Один из самых доступных и простых способов преодоления зависимости от интернета – это приобретение новой зависимости. Занятие спортом, ведение здорового образа жизни, выезды на природу, увлечения прикладными творчествами, рисование, быстро выводят ребенка из зависимости. [26]

Для эффективной профилактики нужно разрабатывать предохранительные программы групп поддержки и центры восстановления. Новая область исследования должна включать в себя развивающиеся стандарты диагностических программ с помощью которых можно определить зависимых от интернета детей и взрослых, оценить их состояние, для того чтобы понимать роль влияния и связи сети Интернет на другие устоявшиеся привычки; например, азартные игры, алкоголизм, наркомания и т. д. и психические состояния (снижение внимания, депрессия и т. д.). По мнению разных ученых, интернет-адикция приводит к разрушению личности, особенно это касается подростков и учащихся образовательных учреждений.

Симптомы и признаки психической зависимости от сети Интернет уже были рассмотрены нами выше. Специалисты образовательной среды, а также родители должны вовремя рассмотреть у детей и тем самым предупредить развитие психической и психологической зависимости, и конечно предусмотреть способы по своевременному устранению этой зависимости. Существует много всевозможных опросников и тестов с помощью них можно вовремя диагностировать интернет-аддикцию. [58]

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

История существования современной Сети не насчитывает и четверти века, однако технологическая революция 90-х годов так быстро внедрила ее в повседневную жизнь, что кажется, будто она была всегда, особенно учитывая количество людей, которые не представляют без нее своего существования. Интернет-зависимость, как и любое другое пагубное пристрастие, не требует много времени, чтобы исказить мировосприятие, но необратимые случаи встречаются крайне редко и для восстановления прежней формы мышления зачастую достаточно выполнить простую психологическую корректировку по приведенным ниже примерам. [1]

Анализ продуктивности:

Прежде чем нормализовать использование интернета, нужно понять, как дети с ним работают. Чтобы не испытывать проблем со сменой устройств, возьмите лист бумаги или блокнот и перечислите каждое действие ребенка за компьютером или со смартфоном и обязательно указывайте его общую длительность, если она превышает несколько минут, при этом чем короче и бессмысленнее оно будет, тем более необходима его фиксация. [3]

Составление последовательной стенограммы потребует выдержки шахматиста, зато от вас не ускользнет ни один ход. Не игнорируйте ничего, иначе картина будет неполной: запишите, когда подросток проверял почту, переписывался с друзьями в социальной сети, просматривал фотографии и ставил лайки, читал блог, прерывался на сообщения «Как дела?», кормил животных на виртуальной ферме, болтал по скайпу, вновь перекинулся с кем-то сообщениями и т. д. [51]

Получившийся отчет, скорее всего, покажет огромное количество пустых действий вроде ежеминутной проверки личных сообщений, а также убыточную время затрату процессов. На основе получившихся данных вы можете рассчитать полезность работы ребенка, в результате чего выясниться, что совершенно не может вспомнить, о чем, и что потратил несколько часов на смешные картинки и пустословные статьи. Безусловно, в этом случае интернет только замещает методы поддержания психологического здоровья, то есть общаться и развлекаться ему пришлось бы и в реальной жизни, прилагая еще больше усилий, однако вместе с этим неумелое использование электронных средств взаимодействия с информацией рассредоточивает внимание и отвлекает от четкой задачи, благодаря чему огромное количество времени сгорает без всякой пользы. Проявите требовательность и подчеркните в списке те действия, которые не принесли удовлетворения или оказались бессмысленными, чтобы увидеть врага в лицо, а после подсчитайте, скольких часов это стоило вашему ребенку. [58]

Конкретизация работы с компьютером:

Благодатной почвой для развития любой зависимости является недостаток сосредоточенности и дезорганизация. Когда какой-либо инструмент не связывается с его предназначением, он может вызвать сбой в восприятии, выдав себя за потребность, например, интернет, будучи средством взаимодействия с информацией, теряет свою первоначальную суть, если его цель абстрагируется и лишается смысла, и может превратиться в обыденность. Иными словами, едва проснувшись и не позавтракав, вы спешите пробежаться по сайтам не с какой-то целью, а потому, что привыкли. Иногда такая привычка доходит до состояния т.н. интернет-зэппинга, который свойственен зависимым от телевиденья, когда человек бездумно проматывает страницы, не вдумываясь в их содержание. [36]

Перед тем как ребенок начнет работу с интернетом, распланируйте, чем он будете заниматься и сколько. На этом этапе задачей родителей является минимизация напрасных действий, отказ от безрезультатной работы и переориентация на четкую цель, следовательно, необходимо преодолевать возникающие моменты ступора, отключающие внимание, и не допускать заполнение свободного времени механической неосмысленностью. Спрашивайте себя время от времени, что ребенок делает и зачем, не отвлекитесь и сфокусируйтесь на этой мысли – такой подход переосмыслит роль информационного инструмента в жизни вашего чада, необходимость которого, как выяснилось, сильно преувеличена. [28]

Перераспределение времени:

Составьте график проведения досуга ребенка. Допустим, у вас есть свободное время, которое вы можете провести с ребенком. Посвятите их прогулке или домашним обязанностям вместе с ребенком, главное, чтобы вы использовали их в реальном мире, а не в виртуальном. Тогда это время войдет в привычку, и ребенок научитесь воспринимать его не как обязанность, а как радость, увеличьте его еще на полчаса и так далее. [24]

Основная ответственность в обеспечении безопасности детей в сети Интернет возложена на их родителей. Взрослые должны быть информированы об опасностях, которые ожидают детей в сетях. Разными специалистами дается множество рекомендаций для родителей, эти рекомендации помогут предупредить об угрозах и сделать работу в сети Интернет полезной для детей.

Подводя итог, можно сказать, что в первой главе – «Анализ основных теоретических аспектов развития Интернет-зависимости у учащихся образовательных учреждений» рассматривается Интернет-зависимость, как некая разновидность психологической зависимости.

Таким образом, в первой главе, даны основные определения, понятия, раскрыты причины и характеристики компьютерной-зависимости.

Проанализировав литературу отечественных и зарубежных авторов (А.Е.Войскунский, В.А.Лоскутова (Бурова), К.Янг, С. В. Краснова, Е. А. Павлова), можно сказать, что зависимое поведение, по отношению к сети Интернет, выражается в стремлении подростка, ученика уйти от реального мира и его проблем, за счет ухода в виртуальную реальность, с целью изменения своего психического состояния. [12]

Исходя из вышеизложенного и исходя из анализа литературы, можно заключить, что в основе формирования зависимого поведения, лежит чередование эмоционального напряжения и положительных эмоций и ощущений, возникающих в результате использования источника зависимости, с фиксацией позитивного отношения с источником зависимости, как со способом ухода от трудностей реальной жизни.

Так же, в ходе анализа отечественных и зарубежных исследований (А.Е.Войскунский, В.А.Лоскутова (Бурова), К.Янг, С. В. Краснова, Е. А. Павлова), сделан следующий вывод: благодаря неограниченным возможностям коммуникации и создания того образа, в котором подросток, ученик желает видеть себя в реальном мире, происходит превращение компьютера в объект зависимости.

В анализируемой литературе, нет единых критериев профилактики компьютерной-зависимости. Поэтому, основными критериями были выделены:

— своевременный контроль времени, проводимого за компьютером и в сети Интернет;

— наблюдение за перепадами настроения при пользовании компьютера и сети Интернет;

— при необходимости наблюдение у специалиста;

— разработка предохранительных программ, групп поддержки и центров восстановления от компьютерной зависимости;

— своевременное выявление психофизиологических симптомов. [32]

 

Глава II

 

2. Опыт профилактики виртуальных форм общения учащихся образовательных учреждений

2.1. Методика и организация исследования зависимости от виртуальных форм общения учащихся

 

Объектом моего исследования выступили:

20 учащихся в возрасте от 10 до 17 лет, 5 -6 и 9 -10 класс — посещающих образовательное учреждение Молодежный центр «Юность».

Из них экспериментальную группу составили 10 учащихся (5 юношей и 5 девушек), 9 — 10 класса, в возрасте от 14 до 17 лет. Входящих в категорию более подверженных зависимостям. Подавляющему большинству испытуемых этой группы свойственны: никотиновая зависимость, эпизодическое злоупотребление алкоголем, агрессивность, депрессии и другие формы аддиктивного поведения.

В контрольную группу вошли 10 учащихся (5 юношей и 5 девушек), 5 – 6 класса, от 10 до 13 лет – без выраженных признаков отклоняющегося поведения.

Такой выборки учащихся оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях учащихся и выявить стеᴨȇнь значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры, провести профилактические действия с учащими. [2]

В данном исследовании использовались следующие методы:

Теоретические методы – анализ психолого – педагогической, социальной, философской, медицинской, методической литературы по проблеме исследования, классификация, систематизация, сравнение, обобщение, аналогия, синтез, интегрирование.

Эмпирические методы – наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, интервью.

Сравнительный метод:

Кореляционный анализ и метод математико-статистической обработки данных.

Были использованы следующие методики:

Тест на Интернет-зависимость К. Янг в трактовке В.А. Буровой.

Этот тест разработала профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде доктор Кимберли Янг – автор книги «Пойманные в Сеть» («Caught in the Net»), переведенной на многие языки и имеющей огромный читательский рейтинг.

Тест состоит из 20 вопросов. В тесте существует 5 вариантов ответа с соответствующими ответами, за которые начисляются баллы:

Крайне редко или некогда — 1 балл.

Регулярно — 3 балла.

Иногда — 2 балла.

Часто — 4 балла.

Всегда — 5 баллов.

В конце подсчитывается сумма всех полученных баллов и определяется степень Интернет-зависимости.

— 49 баллов. Вы мудрый пользователь интернета. Можете путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеете контролировать себя.

— 79 баллов. У вас есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. Если вы не обратите на них внимания сейчас – в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь.

— 100 баллов. Использование Интернета вызывает значительные проблемы в вашей жизни. Вам требуется срочная помощь психотерапевта.

Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.

Опросник Басса-Дарки позволяет дифференцировать следующие виды реакций (содержание их раскрыто в ключе к методике). В методике 10 шкал:

1) Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2) Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3) Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении.

4) Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5) Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6) Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения, что другие люди планируют и приносят вред.

7) Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8) Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

9) Общий индекс агрессивности.

10) Общий индекс враждебности.

Шкала оценки уровня личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.

Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Спилбергером Ч.Д. и адаптирован Ханиным Ю. Л.

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания 1 — 20) и личностную (ЛТ, высказывания 21 — 40) тревожности.

Шкала депрессии Бека (Beck depression inventory):

Опросник Бека предназначен для диагностики депрессивных состояний. Данный опросник разработан в качестве стандартизированной меры глубины депрессии. Его пункты основаны на наблюдениях аттитюдов и симптомов, характеризующих депрессивных пациентов.

В опроснике представлены 21 категория симптомов и аттитюдов: грусть, пессимизм, чувство провала, неудовлетворенность, вина, чувство кары, неприязнь к себе, самообвинение, плачь, суицидальные мысли, раздражительность, уход от контактов с другими, нерешительность, искаженный образ тела, застой в работе, нарушение сна, быстрая утомляемость, потеря аппетита, потеря веса, озабоченность соматическими симптомами, утрата либидо.

Тест можно проводить в групповом и индивидуальном вариантах.

Все утверждения опросника Бека являются прямыми, поэтому для подсчета общего результата необходимо просто просуммировать все баллы, соответствующие выбранным утверждениям.

— 0 — 9 – отсутствие депрессивности;

— 10 — 15 – легкая депрессивность;

— 16 — 19 – умеренная депрессивность;

— 20 — 29 – выраженная депрессивность;

— 30 — 63 – тяжелая депрессия.

Методика диагностики мотивации успеха и боязнь неудачи А.А.Реана.

Опросник Реана (или как его еще называют МУН) направлен на выявление мотивации успеха и мотивации боязни неудачи.

В предлагаемой методике для обработки результатов необходимо подсчитать сумму баллов. За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Ключ:

Ответ «ДА»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.

Ответ «НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

Интерпретация результатов:

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Тест — опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета С. В. Красновой.

Для установления компьютерной зависимости от компьютерных и интернет-игр предлагается серия вопросов-утверждений, опрашиваемые должны ответить, верно или нет утверждение.

  1. Вы испытываете эйфорию, хорошее настроение, когда играете в компьютерные игры?
  2. В последнее время требуется все больше и больше времени, чтобы достичь этого состояния?
  3. У вас случается чувство опустошенности, дурное настроение или раздражительность, когда вы не можете поиграть за компьютером?
  4. У вас есть боли в запястьях?
  5. Вы пропускали встречу с кем-либо из-за того, что были заняты компьютерными играми (несрочные дела)?
  6. Вы проводите 3 ч и более в день в Интернете?
  7. Вы заходите на чаты, просматриваете сайты, не касающиеся вашей основной деятельности за компьютером? Играя, вы пропускали прием пищи (завтрак, обед или ужин)?
  8. Вам легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу?
  9. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы невероятное количество часов сидите в Интернете или за компьютерными играми? Вы регулярно загружаете порнографические материалы из Интернета?
  10. Вы отмечаете ухудшение в учебе или уменьшение знаний по основной работе? У вас были неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?
  11. Вы ощущаете онемение в мизинце во время работы за компьютером? Вы говорили другим, что проводите за компьютерными играми немного времени, хотя это не так?
  12. Вы отмечаете регулярные боли в спине (чаще чем 1 раз в неделю)?
  13. В последнее время вас беспокоит сухость глаз?
  14. В последнее время у вас было сильное желание играть?
  15. Для того чтобы больше побыть в Интернете, вы прекращали мыться, чистить зубы или бриться?
  16. С того времени, как вы используете Интернет или играете в компьютерные игры, у вас появились нарушения сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон?

Даже при одном положительном ответе стоит призадуматься, 25 % и более положительных ответов говорят о компьютерной зависимости.

Текст методики см. Приложение 6.

Исследование проводилось в образовательном учреждении ООО Молодежный центр «Юность».

Исследование состояло из нескольких этапов:

1) Заполнение учащимися тестовых материалов:

Методика на Интернет-зависимость К. Янг в трактовке В.А. Буровой, Тест — опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета С. В. Красновой, опросник диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки, опросник оценки уровня личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, Шкала депрессии Бека, опросник диагностики мотивации успеха и боязнь неудачи А.А.Реана.

2) Обработка полученных данных.

Для некоторых учащихся проводилась дополнительная консультация по разъяснению непонятных вопросов в предложенных методиках.

Тестовый материал был предложен на листах формата А4.

Заполнение учащимися Молодежного центра «Юность» тестового материала проходило в 2 этапа:

1 день: методика К. Янга; методика Спилбергера-Ханина; шкала Бека.

Заполнение трех методик составило приблизительно 30-35 минут. Ученики заполняли методики в специальном компьютерном классе, в конце учебного занятия. Занятие заканчивались в 16:30.

2 день: методика Баса-Дарки; методика Реана.

Заполнение данных 2 методик составило приблизительно около 30-35 минут. Также, как и в первый день ученики заполняли методики в компьютерном классе, после учебного занятия.

Заполнение учащимися Школы-интерната тестового материала проходило в 5 этапов:

1 день: методика К. Янга;

Заполнение одной методик составило приблизительно 30-35 минут. Ученики заполняли методики в специальном компьютерном классе, в конце учебного занятия. Занятие заканчивались в 15:00.

2 день: методика Спилбергера — Ханина; шкала Бека;

Заполнение данных двух методик составило приблизительно около 40-50 минут. Также, как и в первый день ученики заполняли методики в компьютерном классе, после учебного занятия. Занятие закончились в 14:00.

3 день: методика Баса–Дарки;

Заполнение данных одной методики составило приблизительно около 30-35 минут. Также, как и в первый и второй день ученики заполняли методику в компьютерном классе, после учебного занятия. Занятие закончилось в 13:00

4 день: методика Реана;

Заполнение данных одной методики составило приблизительно около 30 минут. Также, как и в первые дни ученики заполняли методику в компьютерном классе, после учебного занятия. Занятие закончилось в 14:00.

5 день: тест-опросник по установлению зависимости от сети Интернет и компьютерных игр Красновой С.В.;

Заполнение теста – опросника составило приблизительно 40 минут, т.к. ученикам была дана задача внимательно обдумать ответ и аргументировать его при разборе теста. Также, как и в предыдущие дни ученики заполняли тест – опросник в компьютерном классе, после основных занятий. Занятие закончилось в 15:00.

В исследовании участвовало две группы:

— Экспериментальная – которую составили 10 учащихся (5 юношей и 5 девушек), 9 — 10 класса, в возрасте от 14 до 17 лет. Входящих в категорию более подверженных зависимостям. Подавляющему большинству испытуемых этой группы свойственны: никотиновая зависимость, эпизодическое злоупотребление алкоголем, агрессивность, и другие формы аддиктивного поведения.

— Контрольная – в которую вошли 10 учащихся (5 юношей и 5 девушек), 5 – 6 класса, от 10 до 13 лет – без выраженных признаков отклоняющегося поведения.

В каждой группе было по 10 человек: по 5 девушек и по 5 юношей подросткового возраста от 10 до 17 лет.

В исследовании приняло участие 20 человек.


Страницы:   1   2   3