Меню Услуги

Исследование профилактики от виртуальных форм общения зависимости учащихся образовательных учреждений. Часть 3.

Страницы:   1     3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

2.2 Результаты исследования профилактики от виртуальных форм общения учащихся

 

По результатам методики Спилберга-Ханина (реактивная и личностная тревожность), были получены следующие результаты:

1 – учащиеся входящие в категорию более подверженных зависимостям 12-17 лет;

2 – учащиеся без выраженных признаков отклоняющегося поведения 10-12 лет.

Рис. 1. Сравнительный анализ средних значений по параметрам методики Спилберга-Ханина.

 

На данном графическом изображении (Рис. 1), мы можем наблюдать средние значения по параметрам реактивной тревожности (РТ) и личностной тревожности (ЛТ).

На рисунке 1 – указаны экспериментальная группа, то есть учащиеся входящие в категорию более подверженных зависимостям 12-17 лет; учащиеся без выраженных признаков отклоняющегося поведения 10-12 лет – контрольная группа.

По графическому изображению видно, что фактических различий между группами нет. Как в первой, так и во второй группе результаты по показателям личностной тревожности преобладают над показателями реактивной тревожности.

Результаты по ЛТ и РТ находятся в диапазоне от 31 до 45, что свидетельствует о наличии умеренной тревожности. (Таблица 1)

Таблица 1. — Сравнительный анализ средних значений по параметрам методике Спилберга-Ханина

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа U
ср. ариф. ст. откл. ср. ариф. ст. откл.
РТ 36,6 5,8 37,4 5,8 395,6
ЛТ 37,9 6,0 40,1 6,4 398,2

 

* достоверно при p 5% = 389.

Преобладание личностной тревожности над реактивной в подростковом возрасте как у учащихся входящих в категорию более подверженных зависимостям, так и у учащиеся без выраженных признаков отклоняющегося поведения, можно интерпретировать как то, что подростки склонны воспринимать угрозу своей самооценке, а также жизнедеятельности в различных ситуациях. Это может привести к различным затруднениям в общении, что в свою очередь может привести ко множеству коммуникативных барьеров.

Тревожность не является изначально негативной чертой.

Анализ изучения агрессивного состояния:

По результатам методики А. Басса – А. Дарки, были получены следующие результаты:

Рис. 2. Сравнительный анализ средних значений по параметрам методики А. Басса- А.Дарки

 

На данном графическом изображении (Рис. 2), можно наблюдать средние значения по параметрам агрессивности как у учащихся входящих в категорию более подверженных зависимостям, так и у учащиеся без выраженных признаков отклоняющегося поведения.

По графическому изображению видно, что фактических различий между группами нет.

Таблица 2 — Сравнительный анализ средних значений по параметрам методики А. Басса- А. Дарки

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа U
ср. ариф. ст. откл. ср. ариф. ст. откл.
Физическая агрессия (10) 6,0 2,3 6,1 2,2 360,0
Косвенная агрессия (9) 4,8 1,8 4,9 1,8 359,0
Раздражение (11) 6,9 2,2 6,6 2,4 344,0
Негативизм (5) 4,3 1,1 4,3 1,1 364,5
Обида (8) 6,1 2,0 6,1 1,4 364,5
Подозрительность (10) 4,3 2,1 4,4 2,2 355,5
Вербальная агрессия (13) 7,2 1,4 7,2 1,4 122,5
Чувство вины (9) 4,0 0,9 4,0 0,9 364,5

* достоверно при p 5% = 389.

 

Рис. 3. Результаты показателей Индекса враждебности и Индекса агрессивности

 

Индекс враждебности включает в себя показатели параметров обида и подозрительность. Нормой враждебности является величина 7+/-3 (Максимальная величина 21б.).

Индекс агрессивности включает в себя показатели параметров физической агрессии, раздражительности и вербальной агрессии. Нормой агрессивности является величина 19+/-3 (Максимальная величина 31 б.).

Все значения по показателям находятся в норме. Этому свидетельствуют значения индекса агрессивности и индекса враждебности.

В данном возрасте агрессивность присуща большинству подростков, в различных ее проявлениях. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. В данном случае, учащиеся входящие в категорию более подверженных зависимостям, так и у учащихся без выраженных признаков отклоняющегося поведения, проявляют соперничество, конфронтации в отношениях и конфликтов с окружающими людьми, а также проявляют и кооперацию, стараются идти на компромисс, что не препятствует успешности деятельности.

По результатам методики шкала агрессии Бека, были получены следующие данные:

Рис. 4. Сравнительный анализ средних значений по параметрам методики шкала депрессивности Бека

 

На данном графическом изображении можно наблюдать средние значения показателей депрессивности у учащихся входящих в категорию более подверженных зависимостям, так и у учащихся без выраженных признаков отклоняющегося поведения.

По графику видно, что фактических различий между группами нет (см. Таблица 3).

Значения по параметрам депрессивности лежат в диапазоне от 16 до 20, что свидетельствует о наличии умеренной депрессивности.

Таблица 3 — Сравнительный анализ средних значений по параметрам методики Шкала Бека

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа U
 Сред. арифм. ст. откл.  Сред. арифм. ст. откл.
Депрессивность 20,3 8,4 17,8 9,1 394,3

* достоверно при p 5% = 389.

Как учащиеся входящие в категорию более подверженных зависимостям, так и учащиеся без выраженных признаков отклоняющегося поведения, испытывают симптомы умеренной депрессивности. То есть учащиеся могут испытывать грусть, недостаток энергии, порой пропадает интерес к окружающим людям. Может также проявиться вина, сложность в принятии решений, конфликтность с родителями и сверстниками, замкнутость, отключение от реальности, уход в себя.

Учащиеся подростки с умеренной депрессивностью имеют такую особенность, как колебания настроения в течение суток, то есть утором подросток может чувствовать себя несчастным, а уже к вечеру счастливым.

Также может наблюдаться некая сонливость. После сна, подросток не чувствует себя отдохнувшим. Снижение аппетита также является сопровождающим умеренную депрессивность.

По результатам методики диагностики мотивации успеха и боязни неудач А.А.Реана, были получены следующие данные:

Рис.5 Сравнительный анализ данных по количеству человек, по параметрам методики мотивации успеха и боязни неудач А.А.Реана

 

На графическом изображении можно увидеть данные по количеству человек с показателями мотивированности к успеху и боязни неудач, у учащихся входящих в категорию более подверженных зависимостям, так и у учащихся без выраженных признаков отклоняющегося поведения. (Рис. 5).

По графику видно, что фактических различий между группами нет (см. Таблица 4).

Значения по параметрам мотивация неудач, боязнь неудач, лежат в диапазоне от 1 до 7, что свидетельствует о наличии мотивации неудач.

Таблица 4 — Сравнительный анализ данных по количеству человек, по параметрам методики мотивации успеха и боязни неудач А.А.Реана

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа U
сред. арефм. ст. откл.  сред. арифм. ст. откл.
Мотивация неудач, боязнь неудач 3,5 1,7 4,2 13,2 63,0
Мотивация на успех 14,8 1,7 15,8 28,0 9,5
Тенденции к мотивации неудач 8,2 0,4 8,3 14,7 13,0
Тенденции к мотивации на успех 12 0 12,3 11,0 2,0

* достоверно при p 5% = 389.

Как учащиеся входящие в категорию более подверженных зависимостям, так и учащиеся без выраженных признаков отклоняющегося поведения ориентированы на неудачу. То есть подростки могут испытывать страх перед будущими неудачами и в связи с этим они более подвержены аддиктивным проявлениям внешней среды.

В обеих группах был проведен опрос о пользовательском стаже в сети Интернет.

Этот опрос показал, что среди исследуемых большее количество подростков имеет Интернет-стаж от пяти до двенадцати месяцев и от года до двух лет. И в связи с этим был проведен тест-опросник по установлению зависимости от сети Интернет и компьютерных игр Красновой С.В., а также выявлен пользовательский стаж по методике Интернет- зависимости К. Янга.

На основании полученных результатов были сделаны следующие выводы:

На вопрос: «Сколько часов в день вы сидите за компьютерными играми?» были получены следующие результаты:

12 учащихся проводят не более 1-2 часов за компьютерными играми;

5 учащихся уделяют компьютеру от 2 до 3 часов;

4 учащихся признались, что проводят за играми от 3 до 4 часов;

1 учащийся честно признался, что проводит все свободное время за компьютерными играми. (Рис.6)

Рис.6 Шкала времени препровождения за компьютерными играми

 

Очень неожиданные и заставляющие задуматься результаты были

получены на вопрос: «Со скольки лет вы являетесь пользователем компьютера, сети интернет?»

33% учащихся начали свою работу за компьютером в возрасте 7 лет. То есть, как только пошли в первый класс, компьютер становится неотъемлемым спутником учащихся в работе или играх;

23% работаю за компьютером с 10 лет, то есть с 4 класс;

15% учащихся уже работали за компьютером с 11 лет, но уже являясь постоянными пользователями.

Всего 1 учащийся = 2% познакомился с работой на компьютере в возрасте 12 лет.

Пользовательский стаж по методике Интернет- зависимости К. Янга, привел к следующим результатам: (Рис. 7)

Рис. 7 Пользовательский стаж по методике Интернет- зависимости К. Янга

 

По результатам проведения методики на Интернет-зависимость К. Янг в трактовке В.А. Буровой, исследуемые разделились на три группы:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— Зависимые

— Пограничные

— Здоровые

В «Зависимой» — преобладают исследуемые из Экспериментальной группы выборки;

В «Пограничной» — исследуемые из Контрольной группы;

А в «Здоровой» группе — исследуемые разделились поровну: шесть человек из Контрольной группы и шесть человек — Экспериментальной группы (Рис. 8).

Рис. 8 Характеристики выборки Интернет – зависимых.

 

Таким образом учащиеся входящие в категорию подверженных зависимостям – экспериментальная группа, более восприимчивы к Интернет зависимости, чем учащиеся без выраженных признаков отклоняющегося поведения – контрольная группа, но разница между ними совсем мала, т. к. «пограничное состояние» — это относительно слабый уровень выраженности психического расстройства, не доходящий до уровня выраженной патологии, но подразумевает под собой уровень развития организации личности более «нарушенный», чем невротический, но менее «нарушенный», чем психотический.[43]

Подводя итог, можно сказать, что во второй главе «Анализ психологических аспектов развития зависимости от виртуальных форм общения учащихся» можно сделать вывод о том, что компьютерная-зависимость является одним из способов аддиктивной реализации, характерной для лиц, имеющих определенный преморбидный (предболезненный) фон (т.е. личностные особенности, способствующие формированию собственно аддиктивной личности, либо аддиктивной реализации с помощью сети Интернет у уже сформировавшегося аддикта).

Число респондентов 20 учащихся в возрасте от 10 до 17 лет, 6 -7 и 9 -10 класс — посещающих образовательное учреждение Молодежный центр «Юность».

Из них экспериментальную группу составили 10 учащихся (5 юношей и 5 девушек), 9 — 10 класса, в возрасте от 14 до 17 лет. Входящих в категорию более подверженных зависимостям. Подавляющему большинству испытуемых этой группы свойственны: никотиновая зависимость, эпизодическое злоупотребление алкоголем, агрессивность, депрессии и другие формы аддиктивного поведения.

В контрольную группу вошли 10 учащихся (5 юношей и 5 девушек), 6 – 7 класса, от 10 до 13 лет – без выраженных признаков отклоняющегося поведения.

Были использованы методы исследования:

— Тест на Интернет-зависимость К. Янг в трактовке В.А. Буровой. В результате исследования были получены следующие результаты: Исследуемые разделились на три группы – зависимые – в которой преобладают исследуемые из экспериментальной группы (60%); пограничные – в которой преобладают исследуемые из контрольной группы (65%), здоровые – в которой исследуемые разделились поровну (40%).

— Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки. В результате исследования мы получили такие результаты: Фактических различий между двумя группами исследуемых нет. Все выявленные значения по следующим показателям находятся в пределах нормы. Этому свидетельствуют значения индекса агрессивности (нормой агрессивности является величина 19+/-3) и индекса враждебности (нормой враждебности является величина 7+/-3). В данном возрасте агрессивность присуща большинству подростков, в различных ее проявлениях.

— Шкала оценки уровня личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю.Л.Ханина. В результате исследования были получены следующие результаты: Фактических различий между группами нет. Как в первой, так и во второй группе результаты по показателям личностной тревожности преобладают над показателями реактивной тревожности. Результаты по ЛТ и РТ находятся в диапазоне от 31 до 45, что свидетельствует о наличии умеренной тревожности в обеих группах.

— Шкала депрессии Бека. В результате исследования были получены следующие результаты: Фактических различий между группами нет, значения по параметрам депрессивности лежат в диапазоне от 16 до 20, что свидетельствует о наличии умеренной депрессивности в обоих исследуемых группах. Обе группы испытывают симптомы умеренной дипрессии.

— Методика диагностики мотивации успеха и боязнь неудачи А.А.Реана. В результате исследования были получены следующие результаты: Фактических различий между группами нет. Значения по параметрам мотивация неудач, боязнь неудач, лежат в диапазоне от 1 до 7, что свидетельствует о наличии мотивации неудач в обеих группах. Учащиеся в обеих группах могут испытывать страх перед будущими неудачами и в связи с этим они более подвержены аддиктивным проявлениям внешней среды.

— Тест — опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета С. В. Красновой. В результате исследования были получены следующие результаты: 33% учащихся начали свою работу за компьютером в возрасте 7 лет. То есть, как только пошли в первый класс, компьютер становится неотъемлемым спутником учащихся в работе или играх;

23% работаю за компьютером с 10 лет, то есть с 4 класс;

15% учащихся уже работали за компьютером с 11 лет, но уже являясь постоянными пользователями.

Всего 1 учащийся = 2% познакомился с работой на компьютере в возрасте 12 лет.

В результате сделан вывод, что компьютера — зависимые характеризуются такими показателями эмоционально-волевой сферы их личности, как высокие уровни личностной тревожности, депрессии, агрессивности и враждебности. При увеличении степени компьютерной — зависимости происходит дальнейшее повышение этих характеристик. Помимо этого, для компьютера — зависимых характерны низкие показатели силы воли, стрессоустойчивости, самооценки и уверенности в себе. При увеличении степени зависимости наблюдается снижение этих показателей.

 

2.3. Программа профилактики от виртуальных форм общения учащихся

 

В задачи этого параграфа входит: рассмотрение программ, рекомендованных родителям и учителям по профилактике зависимости от компьютера учащихся образовательных учреждений. Проанализировать деятельность родителей и педагогов в воспитательном процессе. Раскрыть все этапы профилактики зависимости от компьютера полученные нами в ходе исследования. Эти данные позволили нам обосновать методические рекомендации для родителей и педагогов по профилактике компьютерной зависимости учащихся. Чаще всего причина возникновения зависимости от компьютера у подростков, учащихся возникает от отсутствия самовыражения и неуверенности в себе. В этих случаях педагоги и родители должны поддерживать ребенка и помочь ему разобраться с его проблемами и проблемными ситуациями. Специалисты считают неправильным критику направленную в сторону ребенка, который много времени проводит за компьютером. Это только отдалит ребенка от родителей и педагогов, и поспособствует углублению проблемы. Если наибольшая зависимость проявляется в сторону компьютерных игр, то стоит понять ребенка и в какой-то мере разделить его интересы к этим играм. Это поспособствует сближению ребенка с родителями, увеличит его доверие, а это значит, ребенок с большим энтузиазмом будет следовать советам родителей и проявлять более доверительные отношения к ним, делиться с ними своими проблемами. А критика по отношению к ребенку, воспринимается им, как отказ понять его проблемы и интересы, поэтому вызывает только замкнутость и агрессию. Главной мерой по предотвращению возникшей зависимости любого типа у учащихся образовательных учреждений является правильное и целенаправленное воспитание ребенка. При этом важным является не ограничивать ребенка в его действиях, например, (строго запрещать приближаться к компьютеру и компьютерным играм), а объяснить, почему-то или иное увлечение, или занятие для него не желательно или договориться с ним об определенном времени занятия за компьютером, или в качестве поощрения за хорошую учебу, сделанное задание и т.д. С помощью вспомогательных программ ограничить доступ ребенка к фильмам, играм, сайтам, содержащим насилие и порнографию. Но если ребенок всё-таки столкнулся с такой информацией, нужно постараться в доступной форме объяснить ему, почему такая информация является для него опасной и не нужной, и он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет такого рода информации, только увеличит интерес ребенка к такой информации, и запрет сделает невозможным обсуждение этих проблем между ребенком и родителями. Учащиеся в этом возрасте нуждаются в самовыражении, так как этих средств выражения энергии, своих мыслей недостаточно ребенок обращается к компьютеру, компьютерным играм, интернету, которые дают возможность создания иллюзии реальности, безграничных возможностей, лишенных ответственности. Эта иллюзия оказывает разрушительные действия на психику и нарушает его связь с внешним миром. Чтобы избежать возникновения компьютерной зависимости, ребенку нужно помочь разнообразить круг его занятий и интересов. Это достигается при помощи обращения внимания ребенка на различные виды искусств (рисование, танцы, музыка и т. д.) или спорт. Исходя из профилактики зависимости от компьютера у учащихся, родителям и педагогам следует обратить внимание на то, что воспитание учащегося должно по большей части сводиться к тому, что компьютер, является лишь частью жизни ребенка. На сегодняшний день самым эффективным способом не дать ребенку получить компьютерную зависимость – это вовлечь его в процесс, не связанный с компьютерной деятельностью. Стоит увлечь ребенка, тем что существует масса других интересных занятий помимо компьютера, которые помогут пережить острые ощущения, но также нормализуют психическое и психологическое состояние ребенка.

В случае, если родители и педагоги не в силах справиться с проблемой компьютерной зависимости, нужно обратиться к специалистам в специализированные центры.

Как правило за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться другие проблемы: затруднения в общении, не успешность и не популярность его среди одноклассников, недовольство своей внешностью, проблемы с родителями и сверстниками, да и многие другие. Такие дети чувствуют себя комфортно именно сидя за компьютером. Здесь в первую очередь надо обращать внимание психологическое состояние ребенка, в этом и может помочь специалист.

Таким образом мы пришли к выводам, что компьютерная зависимость пока новая и мало изученная проблема. Родители и педагоги пока мало обращают внимания на поглощенность учащегося компьютером, пока в его поведении не возникает уже ярко выраженных отклонений. Из этого можно сделать вывод, что профилактика просто необходима. Длительный и сложный процесс профилактики зависимости от компьютера основывается на сочетании различных средств и методах воспитания.

Процесс профилактики включает в себя поэтапную работу родителей и педагогов с учащимися. Чтобы правильно организовать деятельность учащегося за компьютером нужно строить работу поэтапно, продумать какого результата вы хотели бы добиться. Организацию профилактики компьютерной зависимости нужно сочетать с различными методами и формами воспитательных мероприятий, требуется тщательно подобрать материал, методические рекомендации, которые должны быть учтены при профилактике, для того чтобы правильно организовать процесс воспитания.

В ходе исследования выявлены следующие рекомендации:

— организовать досуговую деятельность учащегося таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера.

— регламентировать и упорядочить время, проводимое за компьютером.

— показать личный положительный пример и приводить положительные примеры других детей.

— показать положительные возможности компьютера, направить его умения в научное использование компьютера, например, (программирование, веб-дизаин, компьютерная графика, анимация и т. д.), посещение разнообразных компьютерных кружков.

— проводить мониторинг игр, фильмов, сайтов на которых сидит ребенок, и устранять ненужные и опасные для него.

— предложить список возможностей другого времяпрепровождения, например, (выезды на природу, походы в кино, игры на свежем воздухе и пр.)

— использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения, например, (за хорошие оценки, за сделанное вовремя домашнее задание, уборку в квартире ит. д.)

— обсуждение с ребенком игр, фильмов, клипов, просматриваемых с помощью компьютера, научить ребенка критически оценивать просмотренное, отличать плохое от хорошего.

Заключение

 

Знакомство с зарубежным и отечественным опытом функционирования и построения воспитательных систем, компьютерной зависимости подростков, учащихся убедило меня в том, что самым надежным способом профилактики компьютерной зависимости учащихся являются воспитательные мероприятия. В результате проведения практического исследования выявлено, что с помощью организационно воспитательных мероприятий и тестирования по профилактике и выявлению компьютерной зависимости у учащихся происходил спад компьютерной зависимости. Проблема организации подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный подросток, ученик развивается в напряженной социальной обстановке, взрослеет. Все свое свободное время вне учебы, ученик, подросток заполняет, подчас даже вне своего желания, отрицательными моментами, такими, например, как, сложные отношения с родителями, неблагополучием в семье, влиянием молодежных субкультур, СМИ, отсутствием материального благополучия в семье, эти факторы и приводят ребенка за компьютер, где он может расслабится и забыть про свои неурядицы. Поэтому подросток организует свое свободное время, сопрягая его со своими интересами, возможностями и потребностями.

В ходе моего исследования я выяснила следующее: пришла к следующим выводам – быстрое, даже можно сказать стремительное развитие технологий, существенно влияет на нашу повседневную жизнь, особенно на жизнь подростка еще не определившегося этой жизни. На сегодняшний день учащиеся, подростки проживают уже не в том мире в котором выросли их родители. В обществе подростки, учащиеся в большей мере подражают и примеряют на себя правила и роли из сюжетов любимых телевизионных передач, компьютерных игр, клипов, фильмов и других СМИ. Содержание этих медиа ресурсов, оказывает большое влияние на процесс социализации подростка, который формирует свой образ поведения, мышления, ценности исходя из этого. Многие ученые полагают, что воздействие социальных сетей на процесс становления и социализации ребенка, также велико, как влияние его родителей и близких.

Интернет-зависимость такая же острая, как зависимость от курения или спиртного. Психологи выделяют три основных болезни интернет зависимых:

Кибер сексуальная, то есть тяга к просмотру роликов непристойного содержания;

Игровая: все известные казино, квесты, танчики, лотереи, участие в розыгрышах и т.д;

Зависимость от сайтов знакомств (еще не придумали точного названия этого «заболевания», но оно довольно распространено)

Простая интернет-зависимость, то есть информационная (бесконечное лазание по сайтам).

Интернет- зависимостью страдают как дети, так и взрослые. Но если взрослые осознают пагубность этой проблемы, то ребёнку эта болезнь может сильно подпортить жизнь. Он, подобно алкоголику, постепенно начинает терять трудоспособность, а виртуальные приложения (типа знакомств или форумов) замещают нормальную, реальную жизнь, реальное общение.

В наиболее тяжелых случаях поможет отказ от ноутбука и смартфона, то есть цифровая детоксикация. Цифровую детоксикацию, время от времени, нужно проводить и здоровому ребенку, чтобы не превратиться в интернет зависимого. Никогда не позволяйте ребенку есть перед компьютером.

Если работа предполагает использование интернета, нельзя делать закладки с «интересными сайтами». Нужно удалиться из всех социальный сетей, заблокировать доступ к ним. И, самое главное: стоит выделить для него определенное количество времени, какое можно провести в интернете, в день, строго зафиксировав его. После окончания работы и штудирования сайтов, ноутбук аккуратно складывается в чехол или в шкаф, а компьютер выключается из сети, а вай фай отключается.

Чтобы убрать из жизни ребенка пагубную страсть, нужно время препровождение за компьютером чем-то компенсировать. Проблема в том, что интернет-зависимость: это не первопричина проблем, это- следствие. Болезнь появляется у ребенка тогда, когда он не видит стимулов в реальной жизни, не может найти себя и способы плодотворно использовать свое время. Интернет-зависимость появляется, чаще всего, из-за неустроенного досуга, одиночества, отсутствия друзей и хобби, которое бы приносило удовлетворение.

Если сразила обычная интернет-зависимость, то есть, монотонное изучение сайтов, она может быть замещена поиском и чтением интересной литературы. Можно изучать иностранные языки или читать энциклопедию в бумажном варианте.

Посещение различных тренингов по развитию личности, курсов, поступление в различные кружки помогут переключиться и развить себя, чтобы стать более интересным человеком и завести друзей. Путешествия: способ найти друзей и получить новые эмоции.

Занятие своей внешностью и стилем – это выгодная инвестиция и способ забыть о красивой интернет-жизни.

Виртуальная реальность — это нематериальное воздействие, эфемерность и условность каких-либо параметров, — это не реальная жизнь, а лишь параллельный мир, другая часть жизни, но не являющийся основным процессом ее течения. Мы не можем запретить ребенку компьютер или игнорировать его возможности, но необходимо грамотное и умеренное их использование, то есть по мере необходимости, а развлечения сети интернет, необходимо совмещать с активными и реальными действиями в жизни.

Профилактика от виртуальных форм общения благодатная почва для учащихся подростков в формировании фундаментальных потребностей человека. Во время профилактических действий учащемуся немного попроще сформировать уважительное отношение к окружающим и к себе. Профилактика компьютерной зависимости в семье, в существенной степени помогает формированию характера учащегося, таких качеств как мужественность, настойчивость, сдержанность, честность, искренность и др.

Таким образом делаем вывод, что современные компьютерные технологии и ИТ — технологии в целом, существенно трансформировали структуру досуга современных подростков, учащихся. В целом представленные в анкетах данные показали явное влияние техноэволюционных процессов на трансформацию подростковой субкультуры. Перестраиваются и сфера жизни ребенка, изменяются характеристики учебного процесса и информационная среда. В этой связи на сегодняшний день необходимо расширение самой проблематики исследования, которые должны затрагивать собственно содержательные аспекты пользования компьютером. Мы доказали, что социально-педагогическая программа по профилактике виртуальных форм общения подростков, учащихся эффективна, потому что в мероприятиях, проведенные в экспериментальном классе, были использованы различные формы и методы, что и способствовала эффективному выявлению этой зависимости. И полученные результаты позволяют утверждать, чтобы способствовать спаду компьютерной зависимости у подростков, учащихся необходимо организовать внеклассную воспитательную деятельность, также работу с родителями и преподавателями и непосредственно с самими учащимися. Для того чтобы правильно организовать мероприятие по профилактике компьютерной зависимости необходимо соблюдать такие социально — педагогические условия:

— Выявить с помощью тестов, опросов, анкетирования учащихся подверженных Интернет-зависимости.

— Воспитательный процесс должен реализовываться через творчество.

— Предусматривается непрерывность, систематичность, демократичность процесса воспитания учащихся.

— Создавать такие ситуации воспитания, когда необходимо ставить учащихся перед проблемой практического решения задач компьютерной зависимости.

 

Литература

 

  1. Акопов А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности / А.Ю. Акопов – СПб.: Речь, 2010. – 110 с.
  2. Александров В.В. Интелект и компьютер / В.В. Александров – СПб.: Анатолия, 2014. – 200 с.
  3. Арестова О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский // Вестник МГУ. – 2012. – №14. – С. 32-36.
  4. Балонов И.М. Компьютер и подросток/И.М. Балонов – М.: Север, 2013. – 58 с.
  5. Бек А.Т. Когнитивная терапия депрессии // Научная литература – 2014. – 236 с.
  6. Борисова М. Ю. Методы профилактики компьютерной зависимости среди школьников и молодёжи / М.Ю. Борисова, Т.Б. Косенкова – Омск: Феникс, 2014. – 128 с.
  7. Бурова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств / В.А. Бурова – Новосибирск: Новосибирская государственная медицинская академия, 2013. – 23с.
  8. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от сети интернет /А.Е.Войскунский // Психологический журнал – 2014. – №18. – С. 32-36.
  9. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции / А.Е. Войскунский // Тезисы докладов 2-ой. Российской конференции по экологической психологии – М.: Экопсицентр РОСС, 2013. – 155 с.
  10. Войскунский А.Е. Психология и интернет / А.Е. Войскунский – М.: Акрополь, 2010. – 439с.
  11. Говорухина М.Ю. Виртуализация современного мира: раздвоение реальности. / М.Ю. Говорухина – Екатеринбург: Софит, 2011. – 100 с.
  12. Горшкова В.В. Диалог, как технология социальной работы / В.В. Горшкова // Учебное пособие – СПб.: 2010. – 165 с.
  13. Горшкова В.В. Современные проблемы социальной психологии и социальной работы / В.В. Горшкова, А.В. Ботикова, Т.И. Короткина, М.В. Созинова – СПб.: СПБГУП, 2016. – 182 с.
  14. Горшкова В.В. Диалог в образовании человека / В.В. Горшкова – СПб.:СПбГУП, 2009. – 192 с.
  15. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторические аспекты. / Л.П. Гурьева // Вопросы психологии – 2012. – №6. – С. 5-16.
  16. Давиденко Н.В. Программа психологической коррекции Интернет-зависимого поведения с использованием методов когнитивной психоотерапии / Н.В. Давиденко, М.М. Акопова. // Актуальные проблемы психол. знания. – 2010. – № 3. – С. 62-66.
  17. Дроздов А.Ю. Издержки виртуального зазеркалья, или кое-что о феномене компьютерной агрессивности / А.Ю. Дроздов – М.: Юг, 2010. – 166 с.
  18. Егорова А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егорова – СПб.: Речь, 2011. – 179 с.
  19. Жилкин В.О. О понятии «Информационная субкультура» / В.О. Жилкин // Психологический журнал – 2013. – №10. – С. 65-77.
  20. Жичкина А.Е. Социально – психологические аспекты общения в Интернете/ А.Е. Жичкин // Электронный ресурс. Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/addiction. Дата обращения 7.09.2015 год.
  21. Иванов Д.В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема / Д.В. Иванова – СПб.: Сфинкс, 2012. – 340 с.
  22. Ильин Е.П. Психология воли. / Е.П. Ильин – СПб.: Зоря, 2012. – 315 с.
  23. Керделан К. Детипроцессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых / К. Керделан // пер. с фр. Лущанова А. – Екатеринбург: Фактория, 2015. – 387 с.
  24. Кислов В.Л. Субъективное ощущение одиночества, как одна из актуальных проблем современного общества /В.Л Кислов. //Вестник психологии СОРАН. – 2011. – №3. – С. 17-26
  25. Котляров А.В. Другие наркотики или Homo Addictus: Человек зависимый /А.В. Котляров // — М.: Психотерапия, 2012. – 92 с.
  26. Краснова С.В. Как справиться с компьютерной зависимостью / С.В. Краснова, Н.Р. Казарян, В.С. Тундалева – М.: Эксмо, 2011. – 99 с.
  27. Кристал Г.А. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении / Г.А. Кристал – М.: Карал, 2010. – 205 с.
  28. Кротов Ю.А. Профилактика компьютерной зависимости в школе – [Электронный ресурс] – http://www.cpsr.org – статья в интернете.
  29. Крохин Е.Е. Профилактика интернет адикции [Электронный ресурс] – http://www.fid.ru/restovrat.htm — статья в интернете.
  30. Кудрявцев В.А. Интернет, или экологически чистый наркотик /В.А. Кудрявцев // Воспитание школьников, 2012. – №5. – С. 23-25.
  31. Кулаков С.А. Психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков /С.А. Кулаков – СПб.: Гардарика, 2014. – 156 с.
  32. Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков / С.А. Кулаков – СПб.: Гардарика, 2010. – 233 с.
  33. Леднев Г.С. Чума XXI века — интернет-зависимость / Г.С. Леднев // Журн. практ. психолога – 2010. – № 6. – С. 143-149.
  34. Лепский В.Е. Моделирование и поддержка сообществ в интернете /В.Е. Лепский – М.: Институт психологии РАН, 2008. – 117 с.
  35. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость – патология 21 века? / В.А. Лоскутова // Вопросы ментальной медицины и экологии – 2012. – №13 – 23 с.
  36. Лебедева С.С. Социальная работа с группами риска в регионе: содержание и современные технологии [Текст]: учеб. пособие / научный редактор С.С. Лебедева, С.М. Безух. – СПб.: СПбГИПСР, 2010.
  37. Малыгин В.Л. Интернет зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика / В.Л. Малыгин – М.: Мнемо, 2010. – 300 с.
  38. Маркина И.А. Взаимодействие семьи и школы: Семья и образовательное учреждение / И.А. Маркина – Казань: Академия, 2010. – 166 с.
  39. Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе / В.Н. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2010. – №5. – С. 12-15.
  40. Мухин К.В. Компьютерная зависимость – болезнь XXI века [Электронный ресурс] – http://www.psy. msu.ru — статья в интернете.
  41. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы / Г.Ф. Нестерова, И.В. Астер // Учебное пособие – Спб.: Имена, 2006. – 167 с.
  42. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? / В.Н. Новосельцев //Директор школы. – 2011. – № 9. – С. 13-18.
  43. Носова Н.А. Виртуальная реальность в психологии и психопрактике / Н.А. Носова, О.И. Генисарецкий – М.: Центр Виртуалистики ИЧ РАН, 2008.– 291 с.
  44. Оськина Н.Г. Профилактика интернет-зависимости у младших школьников: новая модель / Н.Г. Оськина // Начальная школа плюс: до и после – 2013. – №2. – С. 50 – 70.
  45. Платонова Н.М. Введение в социальную работу / Н.М. Платонова // Институт психологии и соц работы – 2011.– С. 25-27.
  46. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А.А. Реан – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 416 с.
  47. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Ремшмидт X. – М.: 201. – 366 с.
  48. Саглам Ф.А. Профилактика интернет-аддикции у подростков, учащихся образовательных учреждений: методическое пособие / Ф.А. Саглам – Казань: Бриг, 2009. – 203 с.
  49. Соболев К.В. Компьютерная зависимость как чистый наркотик [Электронный ресурс] – http://psynet. carfax.ru – статья в интернете.
  50. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении) / Г.Е. Сухарева – М.: Медицина, 2012. – 337 с.
  51. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы /А.А. Чернов – М.: Дашков, 2009. – 95 с.
  52. Чудинова В.П. Социализация ребенка и медиа / В.П. Чудинова // Школьная библиотека. – 2010. – №4. – С. 14-18.
  53. Чудова И.В. Особенности образа «Я» «Жителя интернета» / И.В. Чудова //Психологический журнал – 2012. – № 3. – С. 24-29.
  54. Шавамиш В.В. Зависимое поведение школьников / В.В. Шавамиш – СПб.: 2015. – 377 с.
  55. Шапиро Н. А., Голдсмит Т. Д., Кек П. Е., Хосла Ю. М., МакЭлрой С.Л. (Факультет психиатрии, Университет Флориды, почтовый ящик 100256, Гейнсвилль 32610–0256, США) Journal of Affective Disorders («Журнал аффективных расстройств»), январь-март 2014 год, №57(1–3), С. 267–272
  56. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика / Л.Н. Юрьева // Монография – Днепропетровск: Пороги, 2009. – 200 с.
  57. Яврый Г.Г. Интернет и человек /Г.Г. Яврый – Ставрополь: Графа, 2009. – 45 с.
  58. Якушина Е.В. Подростки в интернете: специфика информационного воздействия / Е.В. Якушева // Педагогика – 2013. – №4. – С. 56-60.
  59. Янг К.С. Диагноз – интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир интернет – 2014. – № 2. – С. 24–29.

Страницы:   1     3