Меню Услуги

Исследование профилактики от виртуальных форм общения зависимости учащихся образовательных учреждений

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

 

  • Введение
  • Глава I
  • 1. Теоретические аспекты профилактики зависимости от виртуальных форм общения учащихся образовательных учреждений
  • 1.1. Понятие и критерии виртуальных форм общения
  • 1.2. Влияние виртуальных форм общения на личность учащегося
  • 1.3. Профилактика зависимости от виртуальных форм общения среди учащихся образовательных учреждений
  • Глава II
  • 2. Опыт профилактики виртуальных форм общения учащихся образовательных учреждений
  • 2.1. Методика и организация исследования зависимости от виртуальных форм общения учащихся
  • 2.2 Результаты исследования профилактики от виртуальных форм общения учащихся
  • 2.3. Программа профилактики от виртуальных форм общения учащихся
  • Заключение
  • Литература

 

Введение

 

Актуальность исследования: Темой настоящего диплома является исследование профилактики от виртуальных форм общения зависимости учащихся образовательных учреждений. В настоящее время эта проблема очень актуальна и своевременна в связи с активным развитием компьютерных технологий и широким использованием постоянно обновляющихся средств связи и сети Интернет. Отрицательным последствием неконтролируемого применения ИТ-технологий, с точки зрения различных исследователей (медиков, психологов, преподавателей), является компьютерная-адикция – феномен психологической зависимости от компьютера, проявляющаяся в особом удалении от реального мира, при котором процесс блуждания в виртуальном мире сети интернет вовлекает ребенка, что в реальном мире он чувствует себя уже не в своей тарелке.

В настоящее время из-за массового использования компьютеров учащиеся имеют более свободный доступ к интернету, социальным сетям, где может таится опасность, так как в подростковом возрасте психика ребенка характеризуется нестабильностью. Они все чаще увлекаются общением в социальных сетях, что в последующем может приводить к компьютерной-зависимости.

Формы общения в сети интернет очень обширны:

— форумы;

— чаты;

— блоги;

— информационные сайты

— социальные сети;

— гостевые книги;

— живой журнал;

— e-mail (электронная почта);

— ICQ (mail агент)

В связи с этим необходима профилактика компьютерной зависимости — это вовлечение ребенка в разнообразные процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы компьютерная зависимость не стала заменой реальности. Показать ему, что существует масса интересных и полезных занятий помимо компьютера, например, творчество, спорт, разнообразные хобби и т. д.

Поэтому в современных условиях, на мой взгляд, большую значимость имеет выявление причин возникновения компьютерной – зависимости у учащихся образовательных учреждений, изучить последствия злоупотребления современными информационными технологиями для того, чтобы открыть дорогу к первичной профилактике, психо-педагогической коррекции и реабилитации.

Практическая значимость: Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что результаты данного исследования профилактики зависимости от виртуальных форм общения учащихся образовательных учреждений может применяться специалистами в своей работе.

Целью исследования является: Теоретически обосновать проблему исследования и экспериментально проверить психологические аспекты, влияющие на личность учащихся образовательных учреждений при виртуальных формах общения.

Объектом исследования выступили: учащиеся образовательных учреждений, посещающих молодежный центр «Юность».

Предметом исследования явились: Профилактика зависимости учащихся образовательных учреждений от виртуальных форм общения.

Задачи исследования:

— Проанализировать теоретические подходы и проблемы исследования.

— Выявить признаки развития зависимости от виртуальных форм общения у учащихся.

— Подобрать методики для выявления зависимости от виртуальных форм общения у учащихся.

— Подобрать методики для изучения показателей эмоционально-волевой, сферы личности учащихся.

— Подобрать методы профилактики зависимости от виртуальных форм общения у учащихся.

— Выявить и определить у учащихся степень зависимости от виртуальных форм общения.

— Провести сравнительный анализ зависимости от виртуальных форм общения у учащихся.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  1. Теоретические методы (анализ отечественной и зарубежной, психолого-педагогической, медицинской, методической литературы по проблеме исследования, классификация, систематизация, сравнение, обобщение, синтез).
  2. Эмпирические методы (наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, интервью), моделирование, методы статистической обработки данных.

Были использованы следующие методики:

Методика, направленная на определение роли Интернета в жизни учащегося:

— Тест на выявление интернет – зависимости К. Янга ( в трактовке Буровой В.А.)

— Тест — опросник по установлению зависимости от интернета и компьютерных игр Красновой С.В.

Методики по изучению эмоционально-волевой сферы личности:

— Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки;

— Шкала оценки уровня личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина;

— Шкала депрессии Бека.

Методика, направленная на изучение мотивационной сферы личности учащегося:

Методика диагностики мотивации успеха и боязни неудач А.А.Реана.

База исследования: ООО Молодежный центр «Юность».

Структура ВКР состоит из: Введения, Главы 1, Главы 2, Заключения, Списка литературы, Приложения.

 

Глава I

1. Теоретические аспекты профилактики зависимости от виртуальных форм общения учащихся образовательных учреждений

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1.1.   Понятие и критерии виртуальных форм общения

 

Все более интенсивно развивающиеся компьютерные формы общения в сети Интернет приводят к новым видам расстройств психики.

К обширному перечню человеческих заболеваний постоянно добавляются вновь выявленные наукой болезни. При этом толчком к развитию ряда заболеваний становятся не только вирусы и бактерии, но и обычные человеческие увлечения — погружение в Интернет и социальные сети.

Компьютерная-зависимость (англ. Internet addiction, IA или англ. Internet addiction disorder, IAD) — навязчивое желание подключиться к сети Интернет, и болезненная неспособность вовремя отключиться от компьютера. [12]

Проблема зависимости от компьютера в современном обществе приобретает с каждым годом все большие и большие масштабы. Связано это не только с его массовым распространением, но и с тем, какое влияние оказывает зависимость от виртуального общения на человека и все общество в целом.

Компьютерная-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус пока находится на неофициальном уровне: этот вид расстройства не включен в официальную классификацию заболеваний (МКБ 10). [23]

В 1994 году психиатр Кимберли Янг разработала и разместила на сайте тест-опросник, направленный на выявление зависимости от сети Интернет и получила около семисот ответов. Большинство участников тест — опроса, в соответствии с определёнными критериями, были признаны зависимыми от интернета. Было установлено, что подверженность этому расстройству похожа на подверженность патологической азартности и достигает от 1 до 6 % пользователей сети Интернет – это около 35 миллионов человек. [18]

Первым расстройство охарактеризовал в 1995 году доктор Иван Голдберг. Доктор Голдберг не имел своей целью включить это расстройство в список официальных психиатрических стандартов. Несмотря на это, предложенная им методика основывается на характеристике расстройств, которые связаны с повышенным употреблением психоактивных веществ. [10]

В России Компьютерная-зависимость изучена мало, в основном психологами и психиатрами, например, Виталина Александровна Бурова (Лоскутова) первой из русских врачей приступила к серьёзному изучению этой проблемы. [20]

Актуализация изучения психологических результатов зависимости от Компьютера у учащихся образовательных учреждений определяется:

1)      постоянным увеличением числа учащихся — пользователей Компьютера.

2)      резким ростом числа пользователей в этой возрастной группе использующих компьютер практически повседневно.

3)      наибольшей подверженностью учащихся разным нарушениям норм поведения и разрушающему действию чрезмерного пристрастия к компьютеру на психику в подростковом возрасте.

В свою очередь, изучение отклонений в поведении подростков — это актуальная социальная проблема, потому что они выступают в качестве признака неправильных взаимоотношений между подростками и обществом.

Общество ставит перед подростком, учеником довольно большие требования: степень его социальной зрелости должна совпадать с гражданской зрелостью взрослого человека. Недостаток социальной зрелости обязательно вызывает социальную дезадаптацию, зависимость. [9]

Активное развитие новых технологий массовой коммуникации породило возникновение новых типов психических расстройств, связанных с нарастающим использованием электронной почты, Интернета, сотовой связи и других технологий в общении людей.

Наблюдается ускоренная компьютеризация всех аспектов жизни общества, в особенности молодежи. Большая часть домашних компьютеров подключена к сети Интернет. Самыми «компьютеризированными» группами населения являются жители крупных городов (мегаполисов). [22]

В 2013 году число пользователей сетью Интернет достигло 2,5 миллиарда человек по всему миру, уже к 2020 году, по прогнозам ННФ США число пользователей сетью Интернет будет достигать более 5 миллиардов человек по всему миру. Сеть Интернет становится более распространена географически. Итак, по данным ННФ самое значительное увеличение пользователей, в грядущие 15 лет произойдёт благодаря жителям развивающихся стран Африки (в настоящее время сеть Интернет используют всего 6% населения), Азии (сейчас сетью пользуются 18% населения), и Среднего Востока (сейчас сеть Интернет используют 29% населения). Для сравнения в Северной Америке сетью Интернет пользуются более 73% жителей страны. Итак, к 2020 году сеть Интернет охватит отдаленные места во всем мире, и будет наблюдаться поддержание значительно большее количество языков и не только одну кодировочную систему ASCLL. Российских пользователей сети Интернет, в соответствии с данными Министерства коммуникационной связи России, в начале 2012 года насчитывалось семьдесят миллионов человек. Данный показатель вывел Россию на первое место в Европе и на шестое место в мире. По результатам статистики агентства РБК. research, степень распространённости Интернета в нашей стране к 2018 году перешагнёт уровень 80%. [17]

К возможности взаимодействия «человек-компьютер» развитие Интернета добавило возможность коммуникации «человек-компьютер-человек». Сеть стала посредником с особыми свойствами, а в сетевой виртуальной реальности возникли «виртуальные сообщества». [6]

Согласно современным исследованиям русских и иностранных авторов активное использование компьютеров в повседневной жизни увеличивает риск нарушений поведения, сна, обострения психоневрологических заболеваний, депрессии, проблемы с учебой и т.д.[16]

Основная причина отклонений в поведении и отрицательных личностных реакций, затрудняющее развитие психики подростков, является отсутствие тесного общения с родителями. В таких семьях очень часто дети полностью погружаются в виртуальное общение, что со временем перерастает в зависимость.

В самом общем виде компьютерная-зависимость понимается как «нехимическая зависимость от использования компьютера».

«В наши дни наблюдается тенденция говорить о множестве видов симптоматического поведения, не связанного с использованием наркотиков или алкоголя, как о поведении «аддиктивном»». [9]

«Аддикцией называется процесс психологического порабощения, в результате которого, человек становится рабом кого-то или чего-то, какой-нибудь формы поведения» … «Аддиктивные расстройства сегодня представляют тяжелую социальную проблему; они устрашают своим широким распространением в обществе, своей деструктивностью и стойкостью». [12]

Понятие аддиктивного поведения – объединяет множество типов поведения: сюда могут войти алкоголизм и наркотическая зависимсть, пристрастие к обильной еде, азартным играм, курение, а также гиперсексуальность. «Аддиктивное поведение характеризуется, широким спектром патологии различной степени тяжести – от поведения, граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости». [16]

«Компьютерная-зависимость» как термин, возник в США в конце 80-х годов прошлого века. Но именно в последние годы о нем говорят все чаще, в связи с развитием Интернет — технологий, в том числе и в нашей стране. По данным различных исследований, Интернет-зависимыми, довольно в тяжелой форме сегодня являются около 25 % пользователей во всём мире. В России официально не признается термин «Интернет – зависимый», но уже официально признается во многих странах мира, например, в Финляндии «Интернет – зависимым» подросткам, предоставляют отсрочку от армии, а в Китае уже заявили, что на официальном уровне признают данную зависимость болезнью и открывают профильные клиники, для лечения данной зависимости. [6]

Между тем, компьютерная зависимость (Интернет-зависимость) в школьном возрасте формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость. В среднем, для учащегося требуется не более полугода — года для приобретения компьютерной (Интернет) зависимости. Таким образом, введение компьютеров в жизнь и деятельность людей наряду с несомненной пользой порождает ряд проблем. [12]

В настоящее время есть уверенность в том, что Интернет является не только системой хранения и передачи информации, а новым слоем обыденности, повседневной реальности человека. Возникла группа зависимых от Интернета людей. А зависимым от Интернета подросткам присущи такие особенности: непреодолимое желание проверить ящик электронной почты, мучительное ожидание следующего выхода в Интернет, жалобы родителей и окружающих на то, что подросток проводит чересчур много времени в Интернете и тратит на него большие суммы денег. Зависимые от Интернета подростки применяют компьютер уже не с образовательной целью, а с целью повседневного общения. В Интернете начинают «жить»: знакомиться, находить избранников, устраивать личную жизнь, создавать сообщества и т. д…. [8]

Несмотря на большое количество терминов, почти все эксперты единодушно определяют поведенческие характеристики, что могут быть отнесены к этому расстройству. Диагностическим критериям для поведения, зависимого от интернета должны соответствовать общие черты, присущие какой-либо аддикции: сверх ценности, толерантность, симптомы отмены, дезадаптация (конфликт с окружающими и самим собой) и рецидивы. В таком случае вопрос о выделении интернет-зависимости в отдельную нозологическую единицу продолжает оставаться полемическим. Зависимость от Интернета целесообразно исследовать в следующих ее проявлениях:

— патологическая одержимость Интернетом в качестве одной из форм зависимого поведения, представленного как до болезненное расстройство;

— синдром зависимости от интернета, который скрывает иные психические и психологические расстройства; [43]

— интернет-зависимость, в качестве самостоятельной нозологической единицы, обусловленной взаимным патогенным воздействием характерологических признаков и интернет-среды, которая имеет конкретную динамику (процессуальность) психопатологических расстройств.

Ещё одна характерная особенность зависимого поведения -это его цикличность. Вот фазы одного цикла:

  • имеющаяся внутренняя готовность к аддиктивному поведению;
  • возрастание желания и напряжения;
  • ожидание и активный поиск объекта аддикции;
  • обладание объектом и специфические переживания;
  • расслабление;
  • фаза ремиссии (относительного покоя).

Потом цикл повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью. Например, для одного человека цикл может продолжаться месяц, для другого – день. [38]

Началом зависимого поведения подростка, ученика является стремление искусственным путем изменить собственное психическое состояние, убежать от существующей реальности и сформировать устойчивую связь между желаемым состоянием и действием, приводящим к нему. [13]

В формировании зависимого поведения условно выделяется несколько периодов:

В первом периоде формируются социальные и генотипические предпосылки для развития зависимого поведения.

Во втором периоде выстраивают аддиктивную установку, которая представляет собой взаимодействие поведенческих, когнитивных и эмоциональных характеристик, которые способны вызвать зависимое поведение. Из-за формирования аддиктивной установки объект зависимости превращается в жизненную цель личности, а его применение – в образ жизни.

Третий период предполагает отрешённость от действительности и замена ее новой. Это происходит по одной схеме: все предпочтения подростка смещаются именно в сторону погружения в социальные сети Интернет, считают педагоги – психологи. [22]

Как основная специфика зависимого поведения, выделяются следующие особенности:

— цикличность,

— желание получить удовольствие с дальнейшим расслаблением,

— усиление потребности в объекте зависимости и учащение аддиктивной активности личности с дальнейшей ее центрацией на самом зависимом поведении с утратой собственного внутреннего мира и социальных связей.

Так, у подростков, учащихся образовательных учреждений отмечаются:

— невозможность остановиться и отвлечься от компьютера даже на короткое время; [4]

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— высокая степень раздражительности, возникающая во время вынужденного отвлечения;

— желание работать в сети Интернет, с каждым разом все более длительное время;

— возникает пренебрежение и склонность забывать о семье, друзьях, учебе, личной гигиене, домашних делах и т.д.;

— стремление и способность на время работы в сети Интернет освободиться от чувства вины или беспокойства, от состояний депрессии или тревоги, получения ощущения полного эмоционального подъема, хорошего самочувствия и эйфории;

— острая реакция на критику подобного образа жизни от родных, друзей и учителей; [2]

— готовность мириться с разрушением отношений между членами семьи, потерей друзей;

— невнимание к собственному здоровью и, в частности, резкое нарушение сна;

— избегание любой доступной физической активности;

— постоянное «забывание» о еде;

— чрезмерное употребление кофе, тоников и других тонизирующих средств; [22]

— желание тратить большие деньги на работу в сети Интернет;

— готовность обманывать семью и друзей, преуменьшая длительность работы в сети Интернет. [21]

При физически и психически неокрепшем здоровье у подростков, учащихся увлечение общением и работой в сети интернет все чаще приводит к компьтерной-зависимости. И чтобы подростки, учащиеся не уходили из нашей жизни в социальные сети, нужно разработать обучающую систему для родителей. С той же частотой, с какой появляются новые планшеты, компьютеры и телефоны, должны внедряться в практику и «классические» детские игрушки, уличные детские игры, а также молодежные центры и школы творчества. Тогда появится вероятность, что наши дети не потеряют умение и способность самостоятельно мыслить и развивать свои творческие навыки. [2]

Американский ученый Кимберли Янг из университета Питсбурга считает, что у подростков, учащихся может проявляться от 1 до 10 симптомов зависимости от компьютера, в частности интернета, в число которых входят: длительное время, проводимое в сети, нарастающая обеспокоенность, находясь в виртуальном пространстве или инертность и равнодушие в действительности. Это в свою очередь может повлечь за собой социальную изоляцию, депрессию, неудачи в учебе и работе. [7]

Авторитетный специалист в этой области Кимберли Янг выделил пять основных категорий интернет — зависимости:

  1. Киберсексуальная – непреодолимое влечение посещать интерактивные комнаты для взрослого общения и просмотр фотографий и роликов порнографического содержания.
  2. Киберотношения – это отношения, протекающие в киберпространстве, например, (в чатах, социальных сетях, блогах и т. д.) заменяющие подростку, учащемуся реальное, живое общение со сверстниками и родными.
  3. Чрезмерная сетевая увлеченность — чрезмерное увлечение азартными сетевыми играми, зависимость от интернета аукционов и непреодолимое стремление торговли через сеть.
  4. Информационная перегрузка — активный поиск в различных базах данных и неконтролируемое желание посещать вебсайты.
  5. Компьютерная зависимость – непреодолимая потребность в компьютерных играх или в программировании, главным образом у детей и подростков. [34]

Как основу Кимберли Янг вывел такие симптомы:

  1. непреодолимое желание часто проверять e-mail;
  2. томительное ожидание следующего выхода в сеть Интернет;
  3. постоянные жалобы близких на то, что ребенок постоянно проводит слишком длительное время в сети Интернет;
  4. недовольство окружающих на то, что ребенок вкладывает очень большие суммы денег в Интернете.

Более обширную систему критериев приводит Иван Голдберг. По мнению ученого, компьтерную-зависимость можно констатировать при наличии 2 и более положений из предложенных им.[11]

Общими чертами компьютерной зависимости у подростков, учащихся является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой: [5]

Психологические симптомы:

  1. Эйфория за компьютером, хорошее самочувствие;
  2. невозможность оторваться от компьютера;
  3. длительное количество времени, проводимое за компьютером;
  4. плохие отношения со сверстниками и родителями;
  5. ощущение опустошенности, депрессивное состояние, раздражительность, когда он находится не за компьютером;
  6. постоянная ложь семье, друзьям, преподавателям;
  7. неуспеваемость в учебе.

Физические симптомы:

  1. синдром карпального канала;
  2. сухость глаз;
  3. мигрени, головные боли;
  4. боль в спине;
  5. пропуск приемов пищи, нерегулярное питание;
  6. отсутствие личной гигиены;
  7. изменение режима дня, нарушение сна. [18]

Если сравнить компьютерную-зависимость с другими видами зависимостей, то обнаружиться довольно много сходных черт. Подавляющее большинство специалистов сошлись во мнении, что не сеть Интернет делает подростка зависимым, а подросток, учащийся, предрасположенный к зависимости, погружается в деятельность, превращающуюся в объект его зависимости. Некоторые специалисты полагают, что есть так называемый зависимый тип личности и подростки, учащиеся имеющие такие черты, подпадают под группу риска. Эти черты выражаются крайней несамостоятельностью, безотказностью, которая порождается страхом оказаться отвергнутым друзьями, ранимостью от критики или неодобрения, нежеланием брать на себя ответственность в принятии решений, и, в результате, безоговорочное подчинение авторитетным лидерам. Все перечисленное выражает пассивность жизненной позиции, когда подросток, учащийся противится первым вступать в контакт с окружающими и принимать самостоятельные решения. [5]

Компьютер и сеть Интернет удовлетворяет многие подсознательные и сознательные потребности пользователей-подростков. Сеть интернет притягательна в качестве доступного средства «убежать» от внешней действительности, это шанс общаться анонимно; шанс реализовать представления, фантазиий с обратной связью (включая шанс формировать желаемые образы «Я»; фантазии и вербализация представлений, которые невозможно реализовать в действительности, к примеру, виртуальный секс, ролевые игры в чатах и т.п.); очень большая возможность найти нового собеседника, который способен удовлетворить любые запросы и неограниченный объём доступно информации. Интернет имеет все, чем может быть увлечен человек, особенно несформировавшийся подросток, ученик. И это является главной причиной, объясняющей предпочтение учащихся сети Интернет. [25]

В психологии принято разделять на стадии любые Интернет – зависимости. В них входит первоначальная стадия, на которой проявляется естественный здоровый интерес к сети и патологическая зависимость от Интернета, оказывающая влияние на работоспособность ребенка и приносящая вред его социальной жизни, подрывающая его психическое здоровье. В отношении социальных сетей, онлайн игр дело обстоит точно так же. [13]

Специалисты считают, что в корне интернет – зависимости заложена, прежде всего, неуверенность в себе и нелюбовь к себе. Подростки, которые страдают «комплексом недостаточности», не получающие удовлетворения от своей внешности или от недостаточного внимания окружающих, друзей, семьи к себе, быстрее других попадают в виртуальную зависимость. Главным образом жертвами онлайн зависимости становятся молодые люди с гуманитарным складом ума, способные фантазировать, любители приврать «для красного словца» и часто выдающие желаемое за действительное.

«Сетемании» присущи физиологические признаки, по которым ее можно отнести к психическим заболеваниям, а не просто к вредным привычкам. [53]

Неукротимая тяга к социальным сетям в интернете способна наносить вред здоровью подростков из-за сокращения общения с людьми в реальной жизни. По мнению докторов, недостаток общения в реальном мире ведёт к негативному влиянию на деятельность иммунной системы организма, приводит к гормональному дисбалансу, ухудшает функцию артерий и замедляет процессы мышления, а это со временем провоцирует появление и развитие раковых заболеваний, болезней сердечнососудистой системы заболевание опорно-двигательного аппарата и прочие. [4]

Сеть Интернет, по наблюдениям психологов, особенно опасна для подростков, учащихся, так как формирует у них ложное впечатление, что дружбу, любовь, внимание легко завоевать. В школьные годы происходит формирование ценностных ориентаций. Обретают особый смысл понятия: «добро» и «зло», «милосердие» и «жестокость», «дружба» и «предательство», «любовь» и «ненависть» и т.д.. Под влиянием зависимости от Интернета действительность деформируется как в искривлённом зеркале. Учащиеся склонны проявлять в этот период эмоциональную замкнутость, холодность, не способность сопереживать кому либо, психологический инфантилизм — не умение и не хотение брать ответственность на себя, контролировать свои поступки. Полностью адекватная личность может формироваться только в общении с окружающими его людьми, то есть живое общение. [18]

Выявляется интернет — зависимость довольно несложно: целесообразно на какой-то промежуток времени, например, на неделю, ограничить подростку, учащемуся выход в Интернет и, если не будет при этом никаких проблем, то зависимости нет, а если начнёт проявляться агрессивность, нервозность, непреодолимое желание сесть за компьютер, телефон, то зависимость однозначно существует.

В противоборстве с зависимостью от Интернета в образовательных и молодежных учреждениях в глобальном масштабе закрывают к ним доступ. Опрос, который провела компания «Айдеко Софтвер», выявил, что социальные сети запрещены в 50% российских учреждений. В черный список запрещенных сайтов попали: «Одноклассники», «В контакте» и «Живой журнал», «Твитер». [36]

Компьютерные технологии наносят сильнейший вред психике и сознанию подростков. По мнению большего ряда специалистов, негативное влияние сети Интернет находится в прямой пропорциональности от личности пользователя. Посредством общения в сети Интернет подросток, учащийся склонен к созданию зависимости, компенсируя свои потребности в чувстве защищенности и общении.

Очень часто Интернет-зависимость выступает следствием гиперкомпенсации внутриличностных проблем человека. Психологи всего мира пришли к мнению, что подростки, «подсевшие» на интернет, в действительности чаще всего одиноки или испытывают проблемы с коммуникацией. Профессор Кимберли Янг выяснила, что большинство Интернет-зависимых (85 %) пользуется сервисами сети Интернет, каким-либо образом связанными с общением. [17]

Другую часть интернет — зависимых привлекают сервисы сети, содержащие какую-либо информацию. По данным новейших исследований, количество подростков в сети Интернет увеличивается более стремительно по отношению к числу представителей других возрастных групп. [45]

В цепи (ребенок — компьютер – сеть интернет) возможны два пути развития их взаимосвязи — «положительный» и «отрицательный». Во втором случае при регулярном использовании компьютера и сети интернет формируются психологические признаки интернет-зависимости, которые выражаются в огромном числе поведенческих проблем и контроля над влечениями, и в результате к изменению личности ребенка в целом.

В подростковом возрасте молодой человек выходит на качественно новый социальный уровень, так как происходит формирование его сознательного отношения к себе как к члену общества. Значит, от характера процесса социальной ориентации на этом этапе зависит почти всё самое важное в построении социальных установок человека. [32]

Каждому возрастному этапу присущ приоритетный тип деятельности, и именно он оказывает значительное воздействие на построение конкретной иерархии мотивов, на динамику процесса определения целей. Подростковому возрасту присуща деятельность, которая направлена на постижение норм взаимоотношений, в преобладающей степени со сверстниками и родными. Данный аспект жизни отражается в общественно полезной деятельности, которая отвечает мотивационно-потребностной области личности подростка, ученика, происходит реализация его потребности в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности. В этот период формируются самые оптимальные условия для выражения и закрепления общественной сущности человека, в его дальнейшей жизни. [19]

Важный признак, характеризующий самосознание подростка, ученика — это чувство взрослости. Так подросток переходит в ситуацию взрослого в системе реальных отношений.

Современное человечество встретилось с проблемой последствий связи (компьютер-психика). Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое сеть Интернет оказывает на личность пользователя, глубокое и системное. [55]

В любом возрасте, есть свои психологические особенности, которые определены совокупностью обстоятельств, в первую очередь это образ жизни и общественные условия подростка, учащегося, характером и воспитанием его практической деятельности. И от приоритетного вида деятельности в жизни подростка, зависит его личностное формирование. Работа на компьютере оказывает влияние, прежде всего, на психику детей и подростков, для которых общение с компьютером превращается в одну из самых привлекательных видов отдыха. Это связано с выпуском современной компьютерной индустрией множества различных остросюжетных игр: «стрелялок», «бродилок», «догонялок», «убивалок», отличающихся агрессивностью и, даже крайней степенью, жестокости. Но психика детей неустойчива, по этой причине безлимитное погружение в компьютерные игры вызывает очень тяжелые последствия, развивая повышенную возбудимость, снижая успеваемость у школьников, ребенок становится капризным, перестает интересоваться, чем-либо кроме компьютера. После продолжительных занятий за компьютером у детей и подростков появляются признаки общего утомления. Проявление утомления зависит от возраста и состояния организма. С осторожностью следует подходить к компьютерным занятиям, если у ребенка имеются невротические расстройства или судорожные реакции, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

По статистике сетевые услуги распределились по частоте Интернет-зависимости:

— Социальные сети – 80%

— Интернет чаты — 38%

— Компьютерные и онлайн игры — 29%

— Сетевые конференции — 16%

— Почтовый сервис (электронная почта) – 15%

— Информационные сайты – 9%

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— Протоколы сети (ftp, gopher, Википедия и пр.) – 5% [27]

Перечисленные сервисы сети делятся на те, которые связаны с общением, и те, которые с общением не связаны, а просто используются для поиска нужной информации. К первой группе относятся социальные сети, чаты, онлайн игры, сетевые конференции, e-mail, ко второй группе – информационные сервисы. [56]

Янг отмечает, что в исследовании было также установлено, что «Интернет-независимые подростки, ученики пользуются преимущественно теми аспектами сети Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. [5]

Интернет-зависимые подростки, учащиеся преимущественно пользуются теми аспектами сети Интернет, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в «виртуальном пространстве». Также неотъемлемой частью интересов детей в интернете является мода, со всеми ее вытекающими. Сегодня быть модным, продвинутым — модно. Модой увлекаются и девочки, и мальчики, и это касается не только одежды, но и музыки, порождающая новые музыкальные направления, которые в свою очередь формируют молодежные субкультуры. Молодежным движениям свойственно проявлять протест, о котором в свою очередь можно высказаться в пространстве интернета, не боясь быть осужденным и не нести за это ответственность. [32]

Типы интернет-зависимости у учащихся образовательных учреждений:

— Постоянный веб-серфинг – бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

— Навязчивое пристрастие к общению в виртуальном пространстве и виртуальные знакомства – переписка в больших объёмах, ежедневное участие во всех чатах, веб форумах, множество, даже избыточное количество знакомых и друзей в сети.

— Игровая зависимость – чрезмерное увлечение онлайн играми и играми в сети.

— Постоянная потребность в финансировании – игр в сети, азартных игр, участие в интернет аукционах, абсолютно не нужные ребенку покупки в интернет магазинах. [20]

— Постоянный просмотр фильмов и роликов по средствам сети интернет, когда ребенок может провести перед экраном монитора весь свой день, не отрываясь от просмотра так как в сети интернет можно посмотреть практически любой фильм, передачу, видеоролик.

— Киберсексуальная зависимость — непреодолимое влечение к посещению порно сайтов. [8]

— Познавательное увлечение, то есть познания в сферах телекоммуникации и программирования или крайний вариант — хакерство.

Подросток, ученик — это стремительно развивающаяся личность, находящаяся в поиске ответов на жизненно-важные для него вопросы: «Кто Я такой?», «Каков Я?», «Зачем Я?», «Для кого Я?». Нелишним будет ещё раз подчеркнуть, что в подростковый период индивид достигает принципиально и качественно нового социального уровня, происходит формирование его сознательного отношения к себе, в качестве члена общества. Значит, от протекания социальной ориентации в этот период, зависит формирование социальной направленности подростка на дальнейшую жизнь.

Ясно, что всякая деятельность человека с момента его рождения направляется на удовлетворение его потребностей. Интернет помогает оперативно и быстро получать полезную и нужную информацию, но также могут распространять негативную информацию. Современные технологии дают необыкновенные и невиданные ранее возможности контактирования между людьми из разных стран и регионов, создавая тем самым иллюзию общения. Это приводит субъекта в особое состояние, закономерно возникающее у Интернет-зависимых. В сети Интернет подросток, учащийся может попасть под воздействие очень интенсивного потока сверх значимой (а чаще совершенно ненужной) ему информации. [29]

Поэтому в современных условиях, немаловажную роль играет поиск причин появления аддитивного поведения у ученика — подростка в Интернет-среде, исследование последствий чрезмерного употребления современных информационных технологий, чтобы указать путь к первичной профилактике, психолого-педагогической коррекции и реабилитации Интернет-зависимых подростков, имеющих базовые потребности. [34]

Диапазон базовых потребностей современного ученика — подростка довольно широкий. Кроме жизненно необходимых физиологических и безопасности потребностей, для подростков немаловажное значение имеют социальные потребности (потребность общения, любви, признания) и потребности, которые связаны с развитием личности (потребности познания, понимания, самореализации).

Для учащихся очень важны: потребность в самостоятельности и автономии (в ходе социализации данная потребность подразумевает, прежде всего, попытку обрести независимость от родителей); самореализоваться и завоевать признание, удовлетворить потребность в познании, социальную потребность в общении, в отнесенности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательная потребность. [41]

Быстрое овладение новыми знаниями помогает самореализации и достижению признания со стороны сверстников. В результате пользования подростками виртуальным пространством и всеми возможностями сети Интернет, у них появляется ощущение тотального контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности – одну из основных в системе потребностей человека. [42]

Идентификация. Учащиеся — подростки, стремятся найти своё своим место в окружающем мире. Они пытаются найти ответ на «общемировые» вопросы: Кто Я? Зачем я живу? Эти и некоторые другие вопросы, ответы на которые нелегко дать, есть возможность отыскать в Интернете.

Принадлежность и интимность. В ходе взросления человек сталкивается с разными сторонами интимных отношений, особенно с противоположным полом. Он ищет друзей и компании, в которой он будет испытывать чувство принадлежности группе. Совокупность этих отношений — важный компонент идентификации личности. Виртуальное пространство даёт ему великое множество людей и групп, которые объединяют своих членов по интересам, ценностям и склонностям. [30]

Отчуждение подростка от семьи и родителей. Подростки ищут свое место в жизни и выстраивают отношения с другими людьми, горят желанием отделиться от родителей. Подросток стремится обрести независимость и заниматься тем, чем он хочет. Но одновременно он не желает полного отделения от родителей. Интернет даёт эту уникальную возможность. Есть возможность знакомиться с новыми людьми, делать уникальные вещи, познавать мир, и при этом оставаться дома с родителями. Интернет даёт возможность — это делать одновременно. [52]

В семьях подростков, которые характеризуются патологической зависимостью от компьютерных игр, выявили следующую специфику семейных коммуникаций: матери проявляют черты или гипер-, или гипопротекции, а отношения с отцом характеризуются эмоциональной дистанцией. Это помогает формированию у подростка ощущения изолированности, и затем возникают проблемы адаптации в коллективе сверстников. [18]

Избавление от фрустрации. Подростковый возраст является сложным и фрустрирующим этапом в жизни, который проходит под давлением школы, семьи и друзей. Подростку с его сильнейшими переживаниями, особенно если они усиливаются гормональной перестройкой организма, необходимо избавиться от фрустраций. Он способен это сделать в виртуальном пространстве анонимно, без всякой ответственности. [9]

Нарушение социальной адаптации. Наиболее важный элемент, обобщающий все остальные стороны. Когда нет доверительных отношений в семье, когда ощутим недостаток общения, когда родители, родственники не интересуются миром ребенка, лишают ребенка возможности развития и помогают сформироваться у него пассивному стилю поведения, неправильного восприятия ребёнком самого себя, неспособность к взаимодействию с социальным пространством. [9]

Критерии риска возникновения и укоренения зависимости от интернета могут быть связаны со следующими личностными особенностями подростков: агрессивностью и тревожностью, низкой коммуникативной компетентностью и эмоциональной отчужденностью, склонностью к новому ощущению и пр. Потому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска. [15]

Американский невролог Гэри Смолл убеждён, что искать информацию в сети Интернет – значит менять нейронные связи. Ученый работал с добровольцами в возрасте от 7 до 16 лет. До начала исследования половина детей пользовались сетью Интернет каждый день, вторая половина располагала только общим представлением о ней. В результате оказалось, что у детей с минимальным опытом взаимодействия с интернетом поиск информации в Сети может изменить шаблоны мозговой деятельности. Задавая бесконечную цепь поисковых запросов, перепрыгивая с одного ресурса на другой без конкретной цели, мы оказываем мозгу медвежью услугу. «Каким бы увлекательным ни был этот процесс, – продолжает Гэри Смолл, – он приводит лишь к «компьютерной усталости». В это время мозг ребенка переживает повышенный стресс, когда ребенок одновременно работаем с несколькими сайтами, отвечаем на почту и говорим по телефону. В результате дети, сидящие за компьютером в течении нескольких часов, жаловались на усталость, потемнение в глазах, головную боль. Постоянное воздействие гормонов стресса может изменить нейронные цепи тех зон мозга, которые отвечают за познание и контроль настроения. Поэтому имеет смысл объяснить ребенку, чтобы он делал над собой усилие и время от времени отрываться от экрана, возвращаясь из виртуальной в реальную жизнь. [37]

 В большинстве общение подростков, в сети Интернет происходит посредством печатного слова и, соответственно, при полном отсутствии возможности физического контакта можно забыть про тактильный контакт (рукопожатие, объятие и т. д.). [52]

Разговоры при условии абсолютного отсутствия зрительного контакта и личного присутствия повлияли на самоидентификацию подростков виртуального пространства. Общаясь посредством обычного напечатанного текста, подросток стоит перед выбором: быть самим собой, принять выдуманный индивидуальный образ или быть полным анонимом. В виртуальном мире можно воспользоваться и другой визуальной личностью, называемой – «аватарами» («avatars»). Анонимность обладает эффектом раскрепощения. Время от времени подростки используют это преимущество, чтобы освободиться от отрицательных эмоций и удовлетворить порочные потребности – часто через оскорбление других. С другой стороны – это шанс проявить откровенность и не прятаться в некоторых интимных сторонах жизни, если общественные стандарты не принимают их обсуждение или игнорируют их упоминание в широком обществе. [49]

В общем случае каждый, запутавшийся в сети Интернета, обладает равными с другими возможностями для самовыражения. Каждый – не взирая на статус, здоровье, расовую принадлежность, пол, образование и так далее – вынужден начинать свою игру с нулевого уровня на одинаковом для всех игровом поле по неизменным правилам, которые устанавливает сеть Интернет.

Географические расстояния не имеют ни малейшего значения для общения. Сжатости географического пространства до площади, занимаемой на компьютерном столе, отписан жизненно важный смысл для необычных людей со странными, нестандартными интересами и потребностями. [22]

В отличие от общения лицом к лицу, у партнеров есть значительно больше времени, чтобы обдумать и сформулировать ответ. Можно сказать, все подростки, учащиеся – новички вынуждены проходить через фазу адаптации к этому новому временному ощущению. Им можно ожидать ответа на письмо немедленно, при этом неосознанно предполагая, что скорость ответа от партнера будет такой же, как в обычном разговоре.

Не вставая с места, только слегка шевеля пальцами, подросток может вступать в контакт с людьми из всех областей жизни и общаться с множеством людей любого возраста. [19]

Подавляющую часть деятельности, которая происходит в сети, включая e-mail корреспонденцию и чат-сессии, есть возможность записать и файлом сохранить на компьютере. В виртуальном пространстве можно всё время иметь под рукой записи того что человек говорил, кому и когда. Эти записи хранятся вечно, они могут быть очень удобными для того, чтобы снова пережить и иначе оценить взаимоотношения.

В зависимости от настроения подростка, написанное им слово может обладать любыми значениями и намерениями.

Сидение с утра до вечера в сети Интернет, может стать привычным способом бодрствования. Некоторые подростки, учащиеся говорят, что испытывают мистическое переживание от чтения писем и ответа на реплики других людей. [4]

Помимо того, интернет ресурсы для учащихся довольно часто используют много хитрых уловок, чтобы выманивать у детей деньги. Часто на детских сайтах можно встретить рекламу игрушек, айподов, телефонов и т.п. Ведь у подростков есть возможность просить деньги на покупку нового гаджета у родителей. Но реклама всяких интересных «штучек» на детских сайтах – это еще полбеды! Часто дети в поисках любимой игры в интернете сталкиваются с откровенным мошенничеством. Например, на многих платформах для учащихся можно найти ссылки на сайты по легкому заработку денег. Ребенок, горя желанием помочь своим родителям, внимательно выслушивает инструкцию, как заработать в интернете круглую сумму, и с легкостью вводит номер кредитной карты родителей в указанном поле. Но и потеря денег – это еще не самое ужасное, что может произойти с подростком в интернете. Очень часто сайты для учащихся располагают ссылками на внешние вредоносные для компьютера ресурсы, или имеют порнографическое содержимое. Даже если на детском сайте есть модераторы, они не успевают реагировать на размещение вредных ссылок так оперативно, чтобы ни один пользователь не успел перейти по подобной ссылке. [36]

Садясь за компьютер и загружая браузер, подросток ожидает положительной ответной реакции и от компьютера, и от сети Интернет, хотя зачастую происходит все наоборот. Если подросток не получает желаемого, а в ответ поступает только сообщение об ошибке, то он начинает испытывать ярость при любом сбое в работе компьютера. Проанализировав преимущества и недостатки сети интернет для учащихся, родители могут определиться с выбором, в какой степени и на каких условиях разрешать ребенку пользоваться интернетом. [40]

Компьютерная-зависимость и зависимость от социальных сетей формирует целый ряд психологических проблем: трудности в адаптации в социальном пространстве, хронические депрессии, конфликтное поведение, преимущество киберпространства над реальной жизнью, утрата способности контролировать время работы за компьютером, появление чувства дискомфорта, когда нет возможности пользоваться компьютером. У учащегося, подростка возникает чувство так называемой «ломки», как при наркотической зависимости, он уже не отдает отчет своим действиям, и, если запрет категоричный у ребенка начинается истерика. Такое состояние может продолжаться длительное время и если повторяется с завидной регулярностью то может перерасти в психическое заболевание.[52]

Используя сеть Интернет, подросток, ученик вместо стремления «думать» предпочитает «искать». Многие подростки, ученики не скрывают тот факт, что довольно часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них рождается иллюзорное ощущение вседозволенности и безнаказанности. Это провоцирует их нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может превратиться в ловушку и приобрести угрожающие последствия в действительности – происходит девальвация нравственности. [41]

Интернет-аддикция фактически единодушно признаётся в качестве негативного проявления деформации личности, трансформации деятельности (ее мотивационных, целеобразующих и операциональных компонентов), опосредствованной взаимодействием с сетью Интернет. [41]

Бытует мнение, что компьютерная-зависимость, служит симптомом других серьезных проблем в жизни личности (например, депрессия, трудности в общении, агрессии и т.д.). Подростковый возраст наиболее уязвим и легко поддаётся различным отступлениям от норм поведения, следовательно, формируется зависимость от сети Интернет чаще и легче всего у подростков, школьников и студентов. Несмотря на разнообразие активности пользователей сети Интернет, можно выделить три вида осуществляемой ими деятельности: познавательную, коммуникативную, игровую. Этим видам деятельности соответствует трансформация (изменения) личности, как результат интернет – зависимость. [11]

Для многих учащихся компьютер является средством сбежать от повседневных проблем и трудностей, в числе прочих причин стремления, учащихся к использованию сети Интернет психологи называют отсутствие формирования желаемой личности, наличие социального раскола, разногласия между поколениями, а также ослабление взаимоотношений между родителями и детьми. Однако, то, что угрожает здоровью тела и души подростков, учащихся это чрезмерное и неправильное использование этих технологий. Частое использование компьютера служит причиной отрыва ученика от других социальных занятий. Неправильное использование интернет ресурсов подготавливает почву для снижения успеваемости. Новые технологии, такие как интернет, смартфон, планшет и иные цифровые носители получили такое распространение среди учащихся, что послужили тому, что больший процент учащихся имеют серьезные проблемы с успеваемостью. Одним из вопросов, который вызвал серьезную обеспокоенность среди учителей и чиновников в области образования, является неправильное использование учениками сети Интернет для выполнения своих домашних заданий и проектов. Эти новые технологии стали причиной того, что многие ученики, посещая сеть Интернет для выполнения домашних заданий и копируя информацию из интернет-сайтов, за кратчайшее время выполняют свои домашние задания. Также многие из них находят результаты своих исследований и заданий в сети Интернет и передают их своему учителю. Это стало причиной того, что научные знания учеников с каждым днем уменьшаются и они меньше посвящают времени на выполнение своих домашних заданий. [17]

Таким образом исследования показывают, что в настоящее время учащиеся считают компьютер в качестве самого лучшего источника информации и более 90 % из них предпочитают использование сети Интернет чтению книг. Многие ученики не готовы даже несколько минут подумать о том, как решить задание и для нахождения ответа обращаются к компьютеру. В ходе исследований, проведенных в различных точках мира, психологи пришли к выводу, что среди пользователей, подверженных интернет-зависимости, состояние подавленности больше, чем у обычных пользователей. В ходе других исследований было установлено, что компьтерной-зависимостью страдают от недосыпания, падения успеваемости, одиночества, физических заболеваний, депрессии, тревоги и грубости. Недавние результаты исследований китайских и австралийских ученых показывают, что у подростков, страдающих компьтерной-зависимостью, по сравнению с другими возрастными группами, больше вероятность появления грубого поведения и самоистязания. К примеру, изучение поведения 1 тысячи 618 подростков в возрасте 7-16 лет в Китае показывает, что компьтерная-зависимость среди подростков сопровождается самоистязанием. Исследования показывают, что уровень самоистязания среди учащихся, страдающих от компьютерной-зависимости, в 3 раза выше по сравнению с учащимися, которые не зависят от компьютера. [23]

 


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3