Страницы: 1 2
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Обоснование потребности в проектировании автоматизированной информационной системы составления расписаний учебных занятий
Особенность процессов, сущность которых заключается в распределении различного типа ресурсов, в том числе и временных, всегда состоит в потребности рационализации результата с учетом факторов психологического принятия. Другими словами, задача составления расписания, помимо естественных требований к непротиворечивости, заключающихся в отсутствии наложения занятий друг на друга в какой-либо форме, осложнена потребностью учитывать интересы сторон, задействованных в реализации основных функций организации с применением составленного расписания.
Применительно к задаче составления учебного расписания, данная особенность требуют учета следующих факторов:
1 Локализация образовательного процесса в конкретном учебном корпусе, по крайней мере, в рамках одних суток;
2 Недопущение нерационального использования ограниченных ресурсов;
3 Учет пожеланий преподавательского состава к распределению занятий в учебном расписании.
Локализация образовательного процесса в рамках одного здания (корпуса), требуется для предоставления преподавательскому и студенческому составу, достаточного количества времени применяемого в: процессе подготовки к продолжению учебной деятельности, в том числе переходе в иные аудитории; осуществлении обеденного перерыва; получении физического и психологического отдыха. Учет данного фактора в течение, по крайней мере, одних суток, позволяет исключить нагрузку, вызванную необходимостью перемещения между корпусами, негативно влияющую на проведение учебно-образовательной деятельности.
Недопущение использования ресурсов организации в нерациональном виде, обосновывается их ограниченностью. Результатом их необоснованного и бесконтрольного применения, может стать снижение эффективности работы всей организации, вызванное невозможностью применения ресурсов в критически зависящих от них процессах.
Учет пожеланий преподавательского состава, в процессе составления расписания, требуется для снижения уровня напряженности. Статистически, результатами подобных решений является повышение производительности труда и уровня вовлеченности в него персонала организации.
Ранее были определены основные недостатки существующего процесса составления расписания:
1) Расписание составляется методом ручного перебора.
2) Интерфейс существующей информационной системы сложен и неудобен.
3) Отсутствует интеграция с модулем электронного документооборота.
Помимо основных недостатков, также можно определить и второстепенные:
1) Сложность учета пожеланий субъектов учебного процесса (студенты хотят меньше «окон» в расписании их групп, преподаватели хотят меньше «окон», больше методических дней и «особую» аудиторию).
2) Скорость публикации расписания составляет 3 часа.
3) Отсутствует возможность мгновенного оповещения субъектов учебного процесса об изменениях в расписании.
4) Некорректная и нечитабельная выгрузка составленного расписания в формат Microsoft Excel.
Все перечисленные ранее недостатки требуют существенного пересмотра подхода к составлению расписаний.
Автоматизация процессов требуется от самого начала и до конца. В связи с этим совершенствования существующей системы недостаточно. Необходимо сформулировать кардинально новые требования к информационной системе, на основе которых она будет спроектирована и разработана.
Процесс составления расписания требует учета многих факторов и рассмотрения множества вариантов решений. При составлении расписания в ручном режиме, даже с использованием рационализированных алгоритмов, высока вероятность ошибок вызванных человеческим фактором. Результатом этого является необходимость задействования больших временных ресурсов для недопущения или устранения ошибок, а также упрощение методов формирования расписания, а соответственно снижения к ним требований.
В тоже время использование автоматизированных систем позволяет применять более ресурсоемкие и сложные алгоритмы анализа имеющейся информации и синтеза на ее основе расписания в короткие сроки без увеличения количества ошибок, возникающих при реализации алгоритмов и потери их эффективности. Однако при таком варианте решения проблемы возникают свои недостатки, обоснованные невозможностью учета системой всех возможных факторов влияющих на итоговый вид расписания.
Таким образом, наиболее эффективным решением является использование комбинированного подхода. При нем начальное расписание генерируется при помощи автоматизированных средств, что позволяет получить опору для дальнейшей модификации, учитывающую основные требования к расписанию, такие как непротиворечивость, локализация учебного процесса и так далее. Затем, специалист отдела по составлению расписания, может проводить коррекцию сгенерированного расписания, вручную подгоняя под особенности колледжа. Такой подход позволяет снизить нагрузку на персонал отдела расписания, снимая с него необходимость формирования всего расписания, и в тоже время предоставляет возможность составления расписания, максимально учитывающего возможные требования.
2.2. Анализ требований и концептуальное проектирование информационной системы
На основании выявленных ранее недостатков существующего процесса составления расписания можно сформулировать основные требования к проектируемой системе.
Первое и самое главное требование к проектируемой системе: ее автоматизированность. Это значит, что непосредственно сам процесс составления расписания должен осуществляться машиной, что позволит оптимизировать и значительно ускорить процесс составления расписания.
Вторым требованием по значимости определяем универсальность или мобильность системы. Проектируемая система должна иметь возможность ее развертывания как для отдельного корпуса/факультета, так и для всего учебного заведения. Кроме того, в условиях резкого изменения подхода к работе с расписанием, должна существовать возможность ее быстрой перенастройки на новые условия.
Основной проблемой для пользователей системы является интерфейс. Здесь стоит сформулировать следующее требование к системе: интуитивно-понятный интерфейс системы. Пользователями системы являются обычные сотрудники методического отдела, чаще всего не имеющие образования в информационной сфере и имеющие некоторые сложности во взаимодействии с компьютерной техники. Отсюда, интерфейс должен быть прост и понятен для абсолютно любого пользователя с любой степенью владения компьютерной техникой.
Четвертым требованием можно определить интегрированность системы в информационную архитектуру учебного заведения. Процесс составления расписания достаточно трудоемкий, внесение некоторых данных дублирует их внесение в другие системы университета, что значительно замедляет работу сотрудников. Кроме того, взаимодействие системы составления расписания с системой документооборота позволит избежать многих действий, связанных с ведением бумажного документооборота.
Составленное расписание должно быть максимально удобным для преподавателей и студентов, занятия, требующие наличие специализированных инструментов, должны проводиться в соответствующих аудиториях/лабораториях. Последним основным требованием выделим возможность своевременного уведомления участников процесса об изменениях в расписании.
Для обеспечения оптимальности составляемого расписания необходимо формирование целевой функции для ее дальнейшего применения в алгоритмах оптимизации. Данная функция должна основываться на входящих, в проектируемую информационную систему, потоках информации, а также типе применяемого алгоритма оптимизации. Схема, взаимодействующих с информационной системой потоков информации представлена на рисунке 5.
2.3 Проектирование алгоритмов функционирования и структуры хранения данных автоматизированной информационной системы
Из-за достаточной сложности проектируемой информационной системы обычный структурный подход не подходит, так как при нем основой системы является алгоритм – последовательность действий по решению задач. Запись процесса составления расписания в виде алгоритма нецелесообразна, поэтому применяется объектно-ориентированный подход. Информационная система в таком случае будет представлять собой совокупность взаимосвязанных объектов. В свою очередь, каждый объект является экземпляром определенного класса, а классы образуют иерархию наследования.
Разработка информационной системы проводится в три этапа:
1. Объектно-ориентированный анализ предметной области: определение ключевых абстракций, идентификация классов и объектов.
2. Концептуальное, логическое и физическое моделирование информационной системы; построение соответствующих диаграмм.
3. Программная реализация разработанной модели.
Первый этап включает анализ действий по составлению расписания, выделение активных и пассивных классов (объектов). Актером (активным объектом) здесь является диспетчер, пассивными объектами – таблицы, предоставляемые кафедрами согласно учебным планам, и аудиторный фонд. На втором этапе создается информационная модель проектируемой системы, для чего используется унифицированный язык моделирования UML [1]. Сначала формулируются требования к разрабатываемой системе, определяются функции, которые она должна реализовать, и задачи, которые она должна решать. На основе этих данных формируется диаграмма вариантов использования (см. рис.6). В процессе работы с системой будут работать два актера (активных объекта), один из которых будет заниматься работой с данными «диспетчер-администратор», а второй – собственно составлением расписания и всевозможных отчетов (диспетчер-составитель). Предполагается наличие таких вариантов использования системы: составление расписания, формирование отчета и работа с данными, которая предполагает ввод, модификацию и просмотр данных.
Рис. 6 Диаграмма вариантов использования
Далее строится структурно-логическая схема системы в виде диаграммы классов (см. рис.7). Эта диаграмма служит для представления статической структуры модели системы, различных взаимосвязей между отдельными сущностями предметной области, такими, как объекты и подсистемы, а также описания их внутренней структуры и типов отношений. Мы предполагаем существование в системе следующих классов: аудиторный фонд, студенты, нагрузка, расписание, управляющее окно и таблица. Класс «Таблица» является абстрактным: он не имеет экземпляров и связан с классами «Аудиторный фонд», «Студенты» и «Нагрузка» отношением наследования. Стереотип «control» класса «Управляющее окно» указывает на то, что этот класс отвечает за координацию действий других классов.
Рис. 7 Диаграмма классов
Динамические аспекты поведения системы (собственно процесса составления расписания) отображаются на диаграммах кооперации и последовательности. На диаграмме кооперации поведение системы описывается на уровне отдельных объектов, которые обмениваются между собой сообщениями, чтобы достичь нужной цели или реализовать некоторый вариант использования (см. рис. 8).
С помощью диаграмм последовательности можно описать полный контекст взаимодействий как своеобразный временной график «жизни» всей совокупности объектов, взаимодействующих между собой для реализации варианта использования программной системы, достижения бизнес-цели или выполнения какой-либо задачи (см. рис. 9). На диаграмме видно, что инициатором взаимодействия является диспетчерсоставитель, который обладает фокусом управления на протяжении всей работы системы, постоянно контролируя ее деятельность. С объектов «Нагрузка», «Аудиторный фонд» и «Студенты» собирается соответствующая информация путем перехода фокуса управления от управляющего окна к соответствующему объекту и обратно. Когда собрана вся необходимая информация, создается объект «Расписание», получающий временный фокус управления
Рис. 8 Диаграмма коопераций
Рис. 9 – Диаграмма последовательности
Диаграмма состояний описывает процесс изменения состояний системы или ее подсистемы при реализации всех вариантов использования. При этом изменение состояний отдельных элементов системы может быть вызвано внешними воздействиями со стороны других элементов или извне системы. Именно для описания реакции системы на подобные внешние воздействия и используются диаграммы состояний.
Для моделирования процесса выполнения операций в языке UML используются так называемые диаграммы деятельности. Каждое состояние на этой диаграмме соответствует выполнению некоторой элементарной операции, а переход в следующее состояние «срабатывает» только при завершении операции в предыдущем состоянии. Графически диаграмма деятельности представляется в форме графа деятельности, вершинами которого являются состояния действия, а дугами – переходы от одного состояния действия к другому. Таким образом, диаграммы деятельности можно считать частным случаем диаграмм состояний.
Для создания конкретной физической системы необходимо некоторым образом реализовать все элементы логического представления в конкретные материальные сущности. Для описания таких реальных сущностей предназначен другой аспект модельного представления, а именно – физическое представление модели. В языке UML для физического представления моделей систем используются так называемые диаграммы компонентов и диаграммы развертывания, которые позволяют определить архитектуру разрабатываемой системы, установив зависимости между программными компонентами. Эти диаграммы строятся, как правило, непосредственно перед компьютерной реализацией системы.
Для решения данной задачи необходимо разработать реляционную базу данных с определённой структурой. Она должна позволять хранить в себе рассмотренный ранее единый источник информации. Для того, чтобы все перечисленные ранее подразделения использовали его необходима система управления базами данных с архитектурой «клиент-сервер».
Структура базы данных, пригодная для решения вышеописанной задачи, приведена на рис. 10.
Рис. 10. Структура базы данных
При разработке структуры были созданы следующие таблицы: AUDITORIUM, SHEDULE. Распределение дисциплин в расписании основывается на информации из нагрузки, распределенной сотрудниками вуза на кафедрах. В нагрузке определено соответствие преподавателей и закреплённых за ними дисциплин. Формирование нагрузки происходит из внесённых в программу учебных планов. Затем выбранные данные о нагрузке записываются и хранятся в таблице LOAD. Наиболее важной информацией, которую необходимо рассматривать в LOAD является код дисциплины, вид занятия, группа, преподаватель, семестр.
После этого необходимо внести данные о дате проведения занятия и номер аудитории, в которой оно проводиться. Информация о номере аудитории, городе, где находиться рассматриваемая аудитория, количестве мест и признаке аудитории, хранится в таблице AUDITORIUM. Признак аудитории — это дополнительное пояснение того, какие виды занятия и дисциплины могут проводиться в данной аудитории. Вместе с тем, необходима структура, которая ставит в соответствие номер аудитории, вид занятия и код дисциплины для того, чтобы при вводе аудиторий фигурировали только те, в которых могут проходить выбранные дисциплины с определенным видом учебного занятия. Например, лабораторные занятия по объектно-ориентированному программированию недопустимо планировать в лаборатории электротехники. Автоматический учёт описанного ограничения помогает диспетчеру при составлении расписания. Разработанная структура позволяет контролировать ввод аудиторий. Контроль заключается в следующем: если имеется большое количество аудиторий, то невозможно запомнить все соответствия аудиторий дисциплинам и видам занятий. После внесения данных об однозначном соответствии дисциплины и аудитории, в которой необходимо проводить занятие, в базу данных условно невозможно внести несоответствующую аудиторию.
После заполнения таблицы «Расписание» можно формировать различного рода информативности и сложности выборки данных в виде отчётов.
Таким образом, предложенный в работе подход к технической организации составления расписания заключается в распределении усилий по подготовке необходимых исходных данных по различным должностным лицам вуза с учетом обеспечения автоматизированного решения части их служебных обязанностей.
После прохождения процедуры авторизации в системе диспетчеру необходимо выбрать учебный год, институт, полугодие и курс, для которых будет далее заполняться расписание, пример на рисунке 11.
Рис.11 Выбор учебного года, института, полугодия, курса
Далее выбирается группа или, при необходимости, несколько групп (рис. 12).
Рис.12 Выбор группы
После того, как выбрана группа, по нажатию кнопки «Перейти к созданию/редактированию времени проведения занятий» создается/редактируется запись в расписании для выбранной ранее группы (рис.13). Далее выбирается день недели, пару, дисциплину, подгруппу, тип занятия, корпус, аудиторию, тип аудитории:
Рис.13 Выбор дня недели, пары, дисциплины и т.д.
После выбирается преподаватель из раскрывающегося списка, периодичность занятий и период обучения. При выборе некоторых параметров могут возникать пересечения в расписании. Например, при выборе аудитории в основном диалоговом окне у диспетчера отсутствует возможность определить, свободна ли аудитория.
Учебный процесс реализован просмотр таблицы аудиторий в отдельном окне (рис.14).
Рис.14 Окно просмотра доступности аудиторий
Свободные аудитории для наглядности подсвечиваются зеленым цветом. Далее диспетчеру необходимо вернуться в основное окно и из общего списка снова выбрать аудиторию. То же самое происходит и с преподавателями (существует возможность открыть в отдельном окне таблицу нагрузки преподавателя), и с учебными группами (возможно открыть расписание указанной ранее учебной группы).
2.4 Расчет планируемой фактической эффективности от внедрения проектируемой информационной системы
Эффективность любого проекта характеризуется соотношением затрат и результатов применительно к интересам его участников [43]. Для принятия решения о реализации ИТ-проекта, как правило, главным критерием считается не возврат инвестиций в информационные технологии, а эффективность систем в рамках повышения производительности труда. Тем не менее, анализ финансовой стороны проекта также не маловажен. Т.к. колледж не является коммерческой организацией, не занимается продажей чего-либо, говорить о прибыли нецелесообразно. В данном случае можно лишь говорить о сокращении издержек, т.к. уменьшается нагрузка на диспетчера, и его заработная плата может быть уменьшена, или нагрузка заменена другой деятельностью.
Главной целью, разрабатываемой в рамках выпускной квалификационной работы ИС, является повышения качества, и удобства расписания путем автоматизации части процессов, связанных с рутинным трудом по составлению первичной формы расписания, и как следствие направление освобожденных ресурсов на улучшения и оптимизации расписания под конкретные условия. Составление качественного, оптимизированного учебного расписания должно повысить производительность учебы студентов (благодаря отсутствию временных потерь связанных с «окнами расписания»), и работы преподавателей (благодаря учету личных пожеланий преподавательского состава), а так же повысить эффективность использования ограниченных ресурсов.
Применение подобного приложения в рамках учебного заведения, способно снизить количество время, требуемое для составления расписания, что позволяет избежать потери учебных часов, которые могут быть вызваны резкими и непрогнозируемыми изменениями в университете (изменение преподавательского состава, аудиторного фонда, учебной программы и т.д.).
Также, внедрение подобного приложения снижает нагрузку на отделы организации, связанные с процессами составления расписания, что позволяет снизить требования к их сотрудникам и уменьшить их количество.
Себестоимость программного продукта, можно рассчитать как сумму заработной платы вовлеченных в производство программы сотрудников и стоимость применяемых в процессе разработке инструментов.
Рассмотрим заработную плату сотрудников вовлеченных в производство программы, для вычисления ее итоговой стоимости и сотрудника отдела расписания для последующего вычисления экономической эффективности разработанной программы. Сведения взяты с сайта распространения вакансий, по указанным, или схожим по обязанностям и требованиям, должностям. Все данные представлены в таблице 1.
Данные по заработной плате
Вовлеченные в производство программы инструменты:
- . Open JDK – свободно распространяемый пакет разработки приложений на языке Java;
- . NetBeans IDE – свободно распространяемая среда программирования;
- . SQLite – свободно распространяемая, встраиваемая, база данных.
Вследствие свободного распространения программного инструментария создания компьютерного обеспечения, итоговая стоимость программы будет основываться на стоимости оплаты труда сотрудников.
Расчет производится на основе средней заработной платы (взятой за сутки), вовлеченных в производство программного продукта, сотрудников и этапах разработки.
Таблица 2
Расчет себестоимости программного продукта
Задача | Начало | Завершение | Длительность | Исполнитель | ЗП (за сутки) | Итог | |
1.Разработка моделей | 05.02.23 | 26.02.23 | 28 | Программный инженер | 2 666,67 ₽ | 74 666,67 ₽ | |
1.1.Анализ предметной области и выявление требований к програмному продукту | 05.02.23 | 19.02.23 | 14 | Программный инженер | 2 666,67 ₽ | 37 333,33 ₽ | |
1.2.Составление UML диаграмм | 19.02.23 | 26.02.23 | 7 | Программный инженер | 2 666,67 ₽ | 18 666,67 ₽ | |
1.3.Составление DFD диаграмм | 26.02.23 | 04.03.23 | 7 | Программный инженер | 2 666,67 ₽ | 18 666,67 ₽ | |
2.Создание базы данных 3.Написание кода | 04.03.23 09.03.23 | 09.03.23 10.04.23 | 5 32 | Front-End разработчик Front-End разработчик | 2 333,33 ₽ 2 333,33 ₽ | 11 666,67 ₽ 74 666,67 ₽ | |
3.1.Написание программы взаимодейств | 09.03.23 | 18.03.23 | 9 | Front-End разработчик | 2 333,33 ₽ | 21 000,00 ₽ | |
3.2.Написание графической части | 18.03.23 | 27.03.23 | 9 | Front-End разработчик | 2 333,33 ₽ | 21 000,00 ₽ | |
3.3.Написание расчётной части | 27.03.23 | 10.04.23 | 14 | Front-End разработчик | 2 333,33 ₽ | 32 666,67 ₽ | |
4.Тестирование, исправление ошибок | 10.04.23 | 20.04.23 | 10 | Тестировщик+Разработчик | 3 055,56 ₽ | 30 555,56 ₽ | |
4.14.2.Тестирование интерфейса.Тестирование математически- | 10.04.23 | 13.04.23 | 3 | Тестировкщик | 3 416,67 ₽ | 10 250,00 ₽ | |
логического аппарата | 13.04.23 | 16.04.23 | 3 | Тестировкщик | 3 416,67 ₽ | 10 250,00 ₽ | |
4.3.Устранение неполадок | 16.04.23 | 20.04.23 | 4 | Front-End разработчик | 2 333,33 ₽ | 9 333,33 ₽ | |
5.Доработка и финальное тестирование | 20.04.23 | 09.05.23 | 19 | Тестировщик+Разработчик | 2 694,44 ₽ | 51 194,44 ₽ | |
5.1.Внесение добавочных функций | 20.04.23 | 02.05.23 | 12 | Front-End разработчик | 2 333,33 ₽ | 28 000,00 ₽ | |
5.2.Тестирование добавочных функций | 02.05.23 | 05.05.23 | 3 | Тестировкщик | 3 416,67 ₽ | 10 250,00 ₽ | |
5.3.Исправление ошибок | 05.05.23 | 09.05.23 | 4 | Front-End разработчик | 2 333,33 ₽ | 9 333,33 ₽ | |
6.Выпуск готового продукта | 09.05.23 | 16.05.23 | 7 | Программный инженер | 2 666,67 ₽ | 18 666,67 ₽ | |
6.1 Написание технической литературы | 09.05.23 | 15.05.23 | 6 | Программный инженер | 2 666,67 ₽ | 16 000,00 ₽ | |
6.2 Презентация проекта | 15.05.23 | 16.05.23 | 1 | Программный инженер | 2 666,67 ₽ | 2 666,67 ₽ | |
Примерная стоимсоть проекта | 05.02.23 | 16.05.23 | 101 | 261 416,67 ₽ |
Таким образом, итоговая себестоимость программы будет составлять 261416,67 рублей.
Для дальнейшего расчета экономической эффективности внедрения данного приложения в структуру предприятия следует вычислить прибыль, которое может оно принести. С точки зрения финансовой стороны предприятия, прибылью можно считать уменьшение издержек на оплату труда сотрудников. В частности, внедрения подобного приложение должно привести к уменьшению требований к должности менеджера по организации учебного процесса. В свою очередь это может привести к уменьшению размера заработной платы или упразднение самой должности с передачей части ее обязанностей, неавтоматизированных информационной системой, другим лицам. В обоих случаях объем затрачиваемых средств уменьшается, в том числе с учетом увеличения заработной платы сотрудника берущего на себя обязанности упраздняемой должности. Таким образом, при упразднении должности с передачей ее полномочий другому сотруднику, с увеличением его заработной платы на 10000 рублей, экономическую эффективность можно рассчитать по следующей формуле:
Ээф = Эгод – (К * Е), где (2)
Ээф – экономическая эффективность;
Эгод – годовой экономический эффект от внедрения приложения (соответствует разнице между годовой зарплатой менеджера по организации учебного процесса и годовой прибавке для другой должности (300 000 руб));
К – затраты на реализацию (без учѐта затрат на помещение,
электроэнергию и т.д., (261416,67 руб));
Е – нормативный эффект экономической эффективности капитальных вложений (0,15)[18].
Следовательно, экономическая эффективность будет равна:
Ээф= 300 000 – (261416,67 * 0,15) ≈ 260 787,49;
А окупаемость в годах (Т), рассчитывающаяся как отношение затрат к прибыли за год: Т = 261416,67 / 300000 = 0,8713889. Отсюда видно, что спроектированное приложение окупается в течение года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из важнейших проблем качественной организации учебного процесса в колледже является задача формирования качественного расписания учебных занятий. Эта задача является основной в деятельности методического отдела. Качественно составленное расписание должно обеспечить в очередном семестре равномерную загрузку как студенческих групп, так и профессорско-преподавательского состава.
Данная работа направлена на разработку информационной системы, позволяющей составить качественное расписание занятий и за сравнительно короткий срок.
Среди результатов работы можно выделить следующие:
1) В результате рассмотрения особенностей составления расписаний было выделено, что задача планирования расписания учебных занятий – это задача на составление расписания комбинаторного типа, характерной особенностью которой является огромная размерность и наличие большого числа ограничений сложной формы. Кроме того, стоит отметить, что в настоящее время, универсальные методы решения таких задач отсутствуют.
2) В ходе рассмотрения классификации методов автоматизации процесса составления расписания были выделены следующие группы методов: последовательны методы, кластерные методы, метод распространения ограничений, мета-эвристически методы.
3) Была проанализирована работа методического отдела, направленная на составление расписания.
4) Были выбраны методы, при помощи которых был разработан алгоритм для автоматизации составления оптимального расписания, а также разработана структура хранения данных – база данных Расписание.
5) Был произведен расчет эффективности от реализации автоматизированной информационной системы составления расписания.
Целью выпускной квалификационной работы являлось повышение эффективности деятельности методического отдела за счет внедрения разработанной автоматизированной информационной системы составления расписаний в учебных заведениях. Автоматизированная информационная система составления расписаний спроектирована, эффективность от внедрения рассчитана.
По итогам рассмотрения пунктов можно сделать вывод о том, что цель была достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. ГОСТ 34.602–89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы (АС)».
2. ГОСТ РВ 51987 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Типовые требования и показатели качества функционирования информационных систем. Общие положения».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017г. №203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы».
4. Федеральный закон от 07.07.2003г. №126-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О связи».
Литература (книги, учебники, монографии)
5. Афанасьев М. Ю. Прикладные задачи исследования операций: Учебное пособие / М. Ю. Афанасьев, К. А. Багриновский, В. М. Матюшок. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 352 c.
6. Балашева С. Ю. Разработка оптимизационных моделей задач составления расписаний для систем конвейерного типа: автореф. дис. канд. Физ.-мат. Наук: 05.13.19 / С. Ю. Балашева. Воронеж, 2019. — 17 с.
7. Баптист Ф., Структурные свойства оптимальных расписаний с прерываниями операций // Дискретный анализ и исследование операций. — 2019. — Т 16, N 1. — С. 3–36.
8. Богатырев М. Ю. Генетические алгоритмы: принципы работы, моделирование, применение: Монография / М. Ю. Богатырев. — Тула: Тульский государственный университет, 2019. — 152 с.
9. Власов В. С. Метод ветвей и границ с эвристическими оценками для конвейерной задачи теории расписаний / B. C. Власов, М. X. Прилуцкий // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2020. -№3.
10. Емельянов, В.В. Теория и практика эволюционного моделирования — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2021. — 432 с.
11. Жданова, Е.Г. Теория расписаний / Е. Г. Жданова. — 2022. — 83 с.
12. Казаковцева Е. А., Кредитование и анализ надежности расписаний в задаче календарного планирования проектов // Автоматика и телемеханика. — 2020. — Т. 7.
13. Костенко // Известия РАН. Теория и системы управления. 2020. — N.3
14. Каширина И. Л. Введение в эволюционное моделирование: учеб. Пособие / И. Л. Каширина. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2018. — 36 с.
15. Козин, Р. Б. Обратные прикладные задачи и MatLab: Учебное пособие / Р. Б. Козин, В. И. Лебедев, Н. В. Иренкова. — СПб.: Лань П, 2012.
16. Кононов А.В. О цеховой задаче открытого типа на двух машинах с маршрутизацией в двухвершинной сети // Дискретный анализ и исследование операций. — 2019.
17. Красный Д. Г. Исследование неоднородных распределительных задач теории расписаний / Д. Г. Красный, Р. А. Нейдорф, В. Г. Кобак. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. — 184 c.
18. Красовский Д. В. Алгоритмы решения задачи составления оптимального расписания без прерываний: автореф. дис. канд. физ.-мат. – М.: Московский физико-технический институт, 2019. – С. 24.
19. Курейчик В. М. Генетические операторы, использующие фрактальные множества / В. М. Курейчик // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. 2018.
20. Курейчик В. М. Гибридные генетические алгоритмы / В. М. Курейчик // Известия Южного Федерального университета. Технические науки. — 2019. — Т. 77. № 2 С. 5-12.
21. Лазарев, А. А., Гафаров Е. Теория расписаний. Задачи и алгоритмы / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова – Москва, 2018. – 222 с.
22. Леоненков А. В. Нечеткое моделирование в среде МАТLАВ / А. В. Леоненков. СПб.: БХВ-Петербург, 2019. -736 с.
23. Мартынова Е. А., О задаче календарного планирования проектов с использованием кредитов // Автоматика и телемеханика. — 2018..
24. Матвеев М. Г. Модели и методы искусственного интеллекта. Применение в экономике: учеб. пособие / М. Г. Матвеев, А. С. Свиридов, Н. А. Алейникова. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2018. -448 с.
25. Павленок П. Д. Основы социологии и политологии: учеб. пособие / П. Д. Павленок, Е. В. Куканова. — М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2018. 272 с.
26. Панченко Т. В. Генетические алгоритмы: учеб. пособие / под. Ред. Ю. Ю. Тарасевича. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2019. — 87 с.
27. Пегат А. Нечеткое моделирование и управление / А. Пегат М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. — 798 с.
28. Пересветов В.В. // Вычислительные методы и программирование: новые вычислительные технологии. 2021. — Т. 10. -№2 С. 13-21.
29. Петров Ю. Ю., Разработка и исследование математической модели генетического алгоритма для применения в технических системах: дис. канд. тех. наук: 05.13.18 / Ю. Ю. Петров. Ставрополь, 2018. — 284 с.
30. Родькина М. Б. Генетические алгоритмы в теории расписаний / М. Б. Родькина // Сб. материалов конф. молодых преподавателей и студентов Лискинского филиала ВГУ. Воронеж: ВГПУ, 2019. — С. 50-55.
31. Романовский В.И. Избранные труды, том 2. Теория вероятностей, статистика и анализ / В. И. Романовский. — Москва, 2019. — 819 c.
32. Рутковская Д. Нейронные сети, генетические алгоритмы и нечёткие системы / Д. Рутковская, М. Пилиньский, Л. Рутковский. М.:
33. Смагин С. И. Генетический алгоритм составления расписаний выполнения параллельных заданий в распределённой вычислительной системе / С. И. Смагин, Т. С. Шаповалов // Вычислительные технологии. — 2019. — Т. 15. № 5 С. 107-122.
34. Штовба С. Д. Муравьиные алгоритмы: теория и применение /C. Д. Штовба // Программирование. 2019. — Т. 31. — № 4 С. 3-18.
35. Щеглов Б. А. Теоретические основы и прикладные задачи технологии композитов / Б. А. Щеглов, А.А. Сафонов. — М.: Ленанд, 2018. — 112 c.
36. Щепин Е. В. Теория расписаний. – М.: Школа Яндекса по анализу данных, 2018
Статьи из периодических изданий в научных журналах и сборниках статей
37. Прилуцкий М. Х. Многокритериальные многоиндексные задачи объёмно-календарного планирования // Известия АН. Теория и системы управления. 2019. № 1. С. 78-82.
38. Шаповалов Т. С. Генетический алгоритм составления расписаний запуска параллельных заданий в GRID / Т. С. Шаповалов. // Информатика и системы управления. — 2018. — № 4 С. 115-126.
Ресурсы Интернет
39. Разумников С.В. Анализ существующих методов оценки эффективности информационных технологий для облачных ИТ-сервисов [Электронный ресурс] — режим доступа: www.science-education.ru/109-9548, свободный.
40. Математические методы решения задачи составления цеховых расписаний / [Электронный ресурс] режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/matematicheskie-metody-resheniya-zadachisostavleniya-tsehovyh-raspisaniy, свободный.
41. Азизова, Д.Г., Автоматизация составления расписания в системе управления учебным процессом, / Маматов Е.М. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://journalpro.ru/articles/avtomatizatsiyasostavleniya-raspisaniya-v-sisteme-upravleniya-uchebnym-protsessom, свободный.
42. Азизова, Д.Г. Совершенствование процесса составления расписания на примере института инженерных технологий и естественных наук НИУ «БелГУ» [Текст], / Маматов Е.М. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://journalpro.ru/articles/avtomatizatsiya-sostavleniya-raspisaniya-vsisteme-upravleniya-uchebnym-protsessom, свободный.
43. Авторская страница Кокина А. В. / [Электронный ресурс] – режим доступа: http://avkokin.ru/documents/57n.
44. Классификация задач теории расписаний / [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.scriru.com/14/61996461617.php, свободный.
45. Задача составления расписания / [Электронный ресурс] – режим доступа: https://dxdy.ru/topic24786.html, свободный.
46. Задачи теории расписаний / [Электронный ресурс] – режим доступа: http://edu.alnam.ru/book_dpr.php?id=15, свободный.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф