Заявка на расчет
Меню Услуги

Исследование взаимосвязи проницаемости психологических границ личности женщины среднего возраста с типом ее отношения к партнеру. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОНИЦАЕМОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА С ТИПОМ ЕЕ ОТНОШЕНИЯ К ПАРТНЕРУ

2.1. Организационно-методическое обеспечение исследования

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Проведенное теоретическое исследование подтвердило наличие исследовательской проблемы, которая заключается в противоречии между выраженным стремлением одних современных женщин среднего возраста к независимости при сохранении теплых и эмоционально наполненных отношений с партнером (высокая значимость партнерских взаимоотношений для психологического благополучия женщин), других – к чрезмерной зависимости от партнера, с одной стороны, и недостаточной теоретической осмысленностью роли психологических границ женщины в формировании таких партнерских отношений. Одним из направлений решения исследовательской проблемы представляется изучение взаимосвязи психологических границ личности женщины среднего возраста с типом ее отношения к партнеру.

Объект – психологические границы личности.

Предмет – взаимосвязь психологических границ личности женщины среднего возраста с типом ее отношения к партнеру.

Цель – исследовать взаимосвязь проницаемости психологических границ личности женщины среднего возраста с типом ее отношения к партнеру.

Задачи исследования сформулированы следующим образом:

Задачи по теоретическому исследованию:

  1. Сопоставить подходы к изучению психологических границ личности и их характеристик;
  2. Описать и систематизировать особенности психологических границ личности у женщин среднего возраста;
  3. Изучить на материалах актуальных исследований проявление специфики психологических границ личности у женщин во взаимоотношениях с партнером;

Задачи по эмпирическому исследованию и гипотезам:

  1. Провести количественно-качественный анализ результатов исследований;
  2. Провести статистический анализ результатов исследований;
  3. Разработать практические рекомендации для специалистов работающих в семейной терапии/консультировании и для женщин.

На основе теоретического анализа исследовательской проблемы выдвинута основная гипотеза эмпирического исследования, которая заключается в предположении о том, что существует взаимосвязь между проницаемостью психологических границ и типом отношения женщины к партнеру.

Частные гипотезы исследования сформулированы следующим образом:

  1. Проницаемость психологических границ личности женщины положительно коррелирует с проявлениями симпатии, любви и эмоциональности в отношениях, со склонностью к сверхзависимости в отношениях, а также с уважением к личности партнера и эмоциональным притяжением к нему;
  2. Проницаемость психологических границ личности женщины отрицательно коррелирует со склонностью к дисфункциональному отделению от партнера.

В эмпирическом исследовании применяются следующие психодиагностические методики:

  1. «Психологические границы личности» Э. Хартманна (Шкалы: проницаемость границ). Методика используется в исследовании для измерения такого параметра психологических границ личности, как проницаемость.
  2. «Шкала любви и симпатии» (З. Рубин, модификация Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина) (Шкалы: любовь, симпатия). Методика используется для изучения уровня любви и симпатии, который проявляют женщины в отношениях с партнером.
  3. «Тест профиля отношений» (RPT) (Р. Борнстейн, модификация О.П. Макушкиной) (Шкалы: деструктивная сверхзависимость, дисфункциональное отделение, здоровая зависимость). Методика используется для изучения степени зависимости женщины от партнера в межличностных отношениях.
  4. «Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность» (ПЭА) (А.Н. Волкова, модификация В.И. Слепковой) (Шкалы: понимание, притяжение, уважение). Методика используется для изучения уровня понимания, эмоционального притяжения и авторитетности, который испытывают женщины в отношениях с партнером.

Описание методик, включенных в программу исследования, представлено в Приложении А.

Математико-статистическая обработка включает:

  • Описательную статистику (средние значения, стандартные отклонения, коэффициент вариации);
  • Корреляционный анализ (ранговый коэффициент корреляции Спирмена).

Характеристика выборки исследования. Исследование проведено с участием 60 женщин в возрасте от 26 до 40 лет, состоящих в партнерских отношениях не менее года на момент исследования. Средний возраст респонденток на момент проведения исследования составил 30 лет. В выборке представлены респондентки, состоящие в официальном браке и гражданском незарегистрированном браке.

Социально-демографическая структура выборки представлена в таблице 3.

 

 

Таблица 3 – Социально-демографическая структура выборки

Параметр Число, чел Доля, %
Возраст
—       26-30 30 50,00
—       31-35 22 36,67
—       36-40 8 13,33
Статус
—       Замужем официально 26 43,33
—       Не замужем официально (в гражданском (партнерском) браке) 34 56,67
Наличие детей
—       Есть 23 38,33
—       Нет 37 61,67

 

В выборке представлены респондентки разных возрастов в пределах диапазона от 26 до 40 лет. Наиболее широко представлены женщины в возрасте от 26 до 30 лет. 43,33% женщин состоят в официально зарегистрированном браке, тогда как 56,67% женщин находятся в незарегистрированных романтических отношениях с партнером. 38,33% женщин имеют детей, однако у большинства женщин собственных детей на момент исследования нет (61,67%). Выборка является сбалансированной по основным критериям и репрезентативной.

Таким образом, в данном разделе было представлено организационно-методическое обеспечение исследования. Обозначена цель исследования, выделены задачи, сформулированы исследовательские гипотезы, предложены методики для проверки гипотез исследования, описана выборка респондентов.

 

2.2 Результаты исследования проницаемости психологических границ у женщин среднего возраста, состоящих в партнерских отношениях

 

Сводные результаты эмпирического исследования с участием 60 респонденток представлены в Приложении Б. К математико-статистической обработке и анализу приняты все заполненные респондентками опросные листы, нарушений процедуры заполнения не выявлено.

Результаты исследования проницаемости психологических границ личности у женщин среднего возраста, принявших участие в организованном нами эмпирическом исследовании, отражены в таблице 4.

 

Таблица 4 – Результаты исследования проницаемости психологических границ личности у респонденток: описательная статистика

Шкала N Min Max M SD
Проницаемость границ 60 20,00 55,00 36,83 9,46

 

По результатам проведенного исследования  с применением методики «Психологические границы личности» Э. Хартманна  в адаптации О.А. Шамшиковой и В.И. Волоховой установлено, что в среднем для респонденток характерен нормальный уровень проницаемости психологических границ личности (36,83 ± 9,46 балла). Полученное среднее значение говорит о том, что женщины к среднему возрасту имеют сформированные психологические границы, которые продуктивно выполняют обе функции:

  • охранительную (формируют и защищают суверенное внутреннее пространство личности) и
  • энергообменную (позволяют вступать с другими людьми в доверительные взаимоотношения и обмениваться с ними энергией в форме эмоций, чувств, мыслей и проч.).

Однако обнаружено, что коэффициент вариации по шкале измеряемого признака достигает уровня 25,68%, что свидетельствует о высокой вариабельности данных. Размах вариации широк и включает диапазон от 22,00 до 55,00 баллов. Широкий размах значений показывает, что в сформированной выборке присутствуют женщины с проницаемостью психологических границ, отличной от нормальной. Это означает, что к среднему возрасту не у всех женщин сформированы психологические границы личности, обладающие оптимальной проницаемостью, позволяющей им выполнять и охранительную, и энергообменную функции.

Распределение респонденток исследования по типу психологических границ личности представлено на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Распределение респонденток по типу психологических границ на основании уровня их проницаемости, %

 

Доля респонденток с непроницаемыми («толстыми») психологическими границами личности в структуре сформированной выборки составляет 13,33% респонденток (8 человек). Эти женщины в среднем возрасте отличаются стремлением отгородиться от окружающих, не впускать никого в суверенное пространство своей личности и по возможности избавить себя от переживаний и эмоциональных потрясений. Они не стремятся идти на контакт с другими людьми, не готовы открываться перед другими, слабо чувствуют настроения и чувства других и мало о них заботятся.  Их границы хорошо выполняют охранительную функцию, однако не способны эффективно выполнять энегрообменную функцию.

Наиболее высокой в сформированной выборке оказалась доля респонденток с нормальными психологическими границами личности – 56,67% (34 человека). Эти женщины отличаются оптимально функционирующими границами личности, которые способны выполнять обе функции: охранительную и энергообменную. Они готовы к доверительным отношениям с другими людьми, не боятся эмоционального дискомфорта, готовы воспринимать других и принимать их в свое суверенное пространство личности при условии ряда ограничений. Однако они также хорошо распознают границы своего суверенного пространства личности, отделяют свои желания от желаний других людей.

Доля респонденток с тонкими, проницаемыми границами составила в структуре сформированной выборке 30% (человек) . Соответственно, для каждой третьей респондентки даже по достижении среднего возраста характерна крайняя эмоциональная ранимость и несамостоятельность. Они с трудом отграничивают свои желания и стремления от желаний и стремлений других людей, готовы идти на поводу и не могут дать отпор тем людям, которые нарушают их суверенное пространство личности. Их границы хорошо выполняют энергообменную функцию, однако совершенно не справляются  с охранительной.

Таким образом, женщины среднего возраста, состоящие в отношениях с партнером, в среднем характеризуются нормальным уровнем проницаемости психологических границ личности (36,83 ± 9,46 балла). Правомерен вывод о том, что женщины в норме к среднему возрасту в норме имеют сформированные психологические границы, которые продуктивно выполняют обе функции: охранительную и энергообменную. Однако в сформированной выборке обнаружены женщины, которые к среднему возрасту имеют границы, отличные от оптимальных по проницаемости. Так, каждая третья женщина выборки характеризуется высокой проницаемостью границ, которые недостаточно хорошо выполняют охранительную функцию. Каждая восьмая женщина выборки характеризуется, напротив, низкой проницаемостью границ, которая не позволяет им достаточно хорошо выполнять энергообменную функцию.

 

2.3 Результаты исследования взаимосвязи проницаемости психологических границ у женщин среднего возраста с типом ее отношения к партнеру

Результаты исследования симпатии и любви по отношению к партнеру по романтическим отношениям у женщин среднего возраста представлены в таблице 5.

 

Таблица 5 — Результаты исследования симпатии и любви по отношению к партнеру у женщин среднего возраста

Шкала N Min Max M SD
Симпатия 60 10,00 28,00 21,77 4,36
Любовь 60 12,00 27,00 21,65 3,66
Общий уровень эмоциональности в отношения 60 24,00 55,00 43,42 7,21

 

Для женщин среднего возраста, принявших участие в организованном нами исследовании, характерен средний уровень симпатии по отношению к партнеру, соответствующий 21,77 ± 4,36 балла. Полученное значение соответствует умеренно высокому уровню испытываемой женщинами по отношению к своим партнерам симпатии, выраженность которого достигает 71,68% от максимально возможного значения по шкале. Шкала симпатии регистрирует степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства. Соответственно, в среднем женщины ощущают высокую степень воспринимаемого сходства с партнерами, способны проявлять уважение к ним и восхищаться своим партнером.

Также у женщин среднего возраста, принявших участие в исследовании, отмечается уровень любви к партнеру, соответствующий 21,65 ± 3,66 балла. Шкала любви в задействованной методике З. Рубина регистрирует три компонента любви: привязанность, забота и степень интимности отношений. В сформированной выборке у респонденток в среднем отмечается умеренно высокий уровень проявлений любви к партнеру, который достигает 71,14% от максимально возможного значения.

Общий уровень эмоциональности в отношениях у респонденток выборки соответствует 43,42 ± 7,21 балла, что соответствует диапазону повышенных значений. Соответственно, женщин среднего возраста, принявших участие в исследовании, отличает повышенный уровень эмоциональности в отношении к своему романтическому партнеру. В норме они проявляют достаточно любви и симпатии для поддержания функционирования гармоничных отношений.

Однако широкий размах вариации полученных значений показывает, что в выборке присутствуют респондентки с разными уровнями эмоциональности в отношении к своему романтическому партнеру.

Распределение респонденток по уровням любви, симпатии и общего эмоционального отношения к партнеру представлено на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Распределение респонденток по уровням любви, симпатии и общего эмоционального отношения к партнеру, %

 

По уровню симпатии, испытываемой по отношению к романтическому партнеру, в выборке наиболее широко представлены женщины с повышенным уровнем данного показателя (36,67%). Эти женщины чувствуют, что в большинстве ситуаций похожи с партнером и ведут себя схожим образом, это сходство им приятно, а партнер оценивается как обаятельный и притягательный объект.

Доля женщин с высоким уровнем симпатии в выборке также высока и достигает 30,00%. Такой уровень симпатии свидетельствует о высокой притягательности фигуры романтического партнера, о стремлении быть похожим на партнера, а также об уверенности в хорошем отношении со стороны партнера к себе.

У каждой четвертой женщины (23,33%) отмечается средний уровень симпатии по отношению к романтическому партнеру. Эти женщины воспринимают своего партнера как достаточно приятного и притягательного, но часто не отмечают схожести с ним.

Доля женщин со сниженным уровнем симпатии в выборке существенно ниже – 8,33%. Сниженный уровень симпатии свидетельствует о сниженной притягательности партнера и сниженной уверенности в собственной притягательности для романтического партнера, а также в стремлении подчеркивать различия между собой и партнером, которые часто воспринимаются как мешающие отношениям.

Кроме того, 1,67% респонденток отличаются низким уровнем симпатии по отношению к партнеру, который является показателем разлада в отношениях. Женщины не воспринимают своего партнера как привлекательного и не ощущают свою притягательность в глазах партнера, что может рассматриваться как угроза развитию отношений.

По уровню любви, испытываемой по отношению к романтическому партнеру, в выборке наиболее широко представлены женщины со средним уровнем данного показателя (36,67%). Они в целом доверяют своему партнеру и на многое готовы ради своего партнера. Однако при этом далеко не всегда они чувствуют доверие со стороны партнера и во многих случаях не готовы чем-то ради него жертвовать.

Также в сформированной выборке широко представлены женщины с повышенным уровнем любви к партнеру (35,00%). Эти женщины в большинстве ситуаций доверяют партнеру сами и чувствуют доверие с его стороны, видят стремления партнера к улучшению отношений и готовы в целом ряде ситуаций жертвовать собой ради блага партнера и отношений.

Доля женщин с высоким уровнем любви в выборке также высока (25,00%) – такой уровень любви к партнеру зафиксирован у каждой четвертой женщины среднего возраста. Эти женщины всегда доверяют партнеру и чувствуют высокий уровень доверия с его стороны, ценят эксклюзивность в отношениях, стремятся сделать все необходимое ради отношений и партнера, а также тяжело будут переживать потенциальный разрыв этих отношений.

При этом лишь у 3,33% женщин в выборке отмечается сниженный уровень любви к партнеру, а низкий уровень не зафиксирован ни у одной респондентки выборки. Сниженный уровень любви характеризует отношения как недостаточно доверительные и взаимные: женщина не готова жертвовать собой, не хочет доверяться партнеру и не видит доверия с его стороны.

Как показал качественно-количественный анализ результатов исследования по шкале эмоционального отношения, у 6,67% женщин отмечается пониженный уровень эмоционального отношения к своему романтическому партнеру. Такой показатель является неблагоприятным для отношений и может рассматриваться как потенциальная причина нарушения гармонии в романтических отношениях. Женщины не проявляют достаточного уровня любви и симпатии к своему партнеру, не считают партнера обаятельным и приятным, не стремятся доверять ему, что не может рассматриваться как база для долгосрочных романтических отношений.

Для изучения взаимосвязи проницаемости психологических границ, с одной стороны, и параметров эмоционального отношения к партнеру, с другой стороны, проведен корреляционный анализ шкал соответствующих методик. Сводная корреляционная матрица представлена в Приложении В. Фрагмент корреляционной матрицы, посвященный изучению взаимосвязи шкал методик «Шкала любви и симпатии» и «Психологические границы личности» представлен в таблице 6.

 

Таблица 6 – Показатели корреляции шкал методик «Шкала любви и симпатии» и «Психологические границы личности»

Шкала Показатель Симпатия Любовь Эмоциональное отношение к партнеру
Проницаемость

границ

Коэффициент корреляции ,700** ,300* ,547**
значимость (двухсторонняя) 0,000 0,020 0,000
N 60 60 60

 

По результатам проведенного коррелционного анализа на уровне p ≤ 0,01, который целесообразно применять при множественных корреляциях, подтверждена значимость взаимосвязи проницаемости границ личности у женщин среднего возраста с уровнем симпатии и общим эмоциональным отношением к романтическому партнеру. Взаимосвязь проницаемости границ женщины с уровнем ее любви к партнеру подтверждена только на уровне значимости p ≤ 0,05, что может рассматриваться как тенденция.

Результаты корреляционного анализа дополнительно отражены на корреляционной плеяде, которая содержит все выявленные взаимосвязи с уровнем значимости p ≤ 0,01 (рисунок 4).

Рисунок 4 – Взаимосвязи проницаемости психологических границ с особенностями эмоционального отношения женщины к партнеру

 

Выявлены статистически значимые взаимосвязи между проницаемостью психологических границ женщины, с одной стороны, и симпатией как компонентом эмоционального отношения женщины к партнеру (rS=0,70**), а также общим уровнем эмоционального отношения к партнеру (rS=0,55**), с другой стороны. Выявленная связь носит прямой характер и имеют заметную силу[1].

Можно сделать вывод о том, что женщины среднего возраста при более высокой проницаемости психологических границ склонны испытывать и проявлять больше симпатии и, как следствие, общей эмоциональности во взаимодействии с романтическим партнером. Высокая способность к энергетическому обмену с партнером, обусловленная тонкостью психологических границ, по-видимому, сопряжена с более выраженной тягой к своему партнеру: женщина с проницаемыми границами испытывает выраженную потребность в позитивных эмоциях и чувствах, которые ей дарит партнер и которые она лучше способна чувствовать и «принимать» в свое энергетическое пространство, нежели женщина с «толстыми» границами. С другой стороны, более выраженная эмоциональность в отношениях приводит к желанию женщины сильнее сблизиться с партнером и «интегрировать» его в свое суверенное пространство личности.

Однако для уровня любви к партнеру такая взаимосвязь не выявлена: степень любви к партнеру не взаимосвязана с особенностями психологических границ женщины на материалах сформированной выборки. По всей видимости, любовь является более сложным чувством, не связанными с особенностями границ человека.

Результаты исследования особенностей зависимости женщин среднего возраста от своих романтических партнеров представлены в таблице 7.

 

Таблица 7 — Результаты исследования зависимости в отношениях с партнером у женщин среднего возраста

Шкала N Min Max M SD
Сверхзависимость 60 12,00 46,00 30,20 9,47
Здоровая зависимость 60 11,00 42,00 22,93 7,97
Отделение 60 11,00 42,00 22,93 7,98

 

Уровень выраженности сверхзависимости в отношениях у женщин среднего возраста достигает 30,20 ± 9,47 балла. Выявленное значение соответствует среднему уровню деструктивной сверхзависимости в отношениях. Даже в целом по выборке у женщин диагностирован выраженный уровень склонности к сверхзависимости от партнера, что является психологической проблемой.

Уровень выраженности здоровой зависимости от партнера в отношениях у женщин среднего возраста достигает 22,93 ± 7,97 балла. Данный показатель является низким значением. По различным причинам женщины не стремятся проявлять здоровый уровень зависимости от партнера, доверяя ему и прося о помощи.

Склонность к дисфункциональному отделению от партнера у женщин среднего возраста, принявших участие в исследовании, составила 22,93 ± 7,98 балла. Полученное значение соответствует низкому уровню и является оптимальным для развития гармоничных романтических отношениях. Женщины в целом не склонны отделяться и отстраняться от романтического партнера.

Однако показатели размаха вариации по всем трем шкалам методики свидетельствуют о широком разбросе значений. Поэтому далее проводится качественно-количественный анализ с изучением респонденток с разными уровнями параметров профиля отношений.

Распределение женщин среднего возраста, принявших участие в исследовании, по разным уровням выраженности трех показателей профиля их межличностных отношений с романтическим партнером отражено на рисунке 5.

Наиболее высокой в сформированной выборке оказалась доля женщин со средним уровнем деструктивной сверхзависимости от партнера (38,33%). Такой уровень характеризуется отсутствием стремления к самостоятельности, желанием положиться на партнера и опереться на него в эмоциональном плане, высокой потребностью в эмоциональной опоре на своего романтического партнера. Также высока доля женщин с высоким уровнем сверхзависимости от партнера (35,00%). Каждая третья женщина даже в среднем возрасте, в норме характеризующемся высоким уровнем личностной зрелости, стремится раствориться в своей романтическом партнере, дистанцироваться от принятия решений, испытывает неуверенность в себе во многих жизненных ситуациях. Соответственно, для каждой третьей женщины именно отношения и партнер являются источниками уверенности в себе. Низкий уровень деструктивной сверхзависимости от партнера характерен для 26,67% женщин. Эти женщины, напротив, не стремятся перекладывать ответственность на партнера, не проявляют неуверенности в себе и не требуют от партнера постоянной «эмоциональной подпитки».

По уровню здоровой зависимости в отношениях в сформированной выборке оказалась наиболее высока доля женщин с низким уровнем данного показателя профиля отношений (80,00%). Современные женщины среднего возраста не умеют проявлять здоровую зависимость от партнера, в большинстве своем они не демонстрируют должного уровня доверия в отношениях и не умеют просить о помощи, когда им это необходимо. Лишь у 15,00% женщин среднего возраста отмечен средний уровень здоровой зависимости от партнера: они просят о помощи в действительно нужный момент, не боятся доверять партнеру и просить о доверии с его стороны. Для 5,00% женщин свойственен высокий уровень здоровой зависимости, который характеризуется высоким уровнем взаимного доверия, ощущаемого женщиной в отношениях, взаимоподдержки и взаимопомощи.

Что касается дисфункционального отделения, то в сформированной выборке наиболее высока доля женщин с низким уровнем данного показателя (75,00%). Большинство женщин среднего возраста не боятся эмоциональной близости с партнером в романтических отношениях, они не испытывают потребности в уединении и отдыхе от партнера, не предпочитают одиночество взаимодействию с партнером и не боятся эмоционального сближения и открытости. У 16,67% отмечается средний уровень дисфункционального отделения.  Они проявляют желание побыть в одиночестве, иногда хотят отдалиться и побаиваются чрезмерной эмоциональной близости, проявляя осторожность. Для 8,33% женщин среднего возраста, состоящих в романтических отношениях с партнером, характерен высокий уровень склонности к дисфункциональному отделению. Они испытывают выраженную потребность побыть в одиночестве, проявляют выраженный страх перед эмоциональной открытостью и сближением, предпочитают закрытые отношения и безопасность.

Для изучения взаимосвязи проницаемости психологических границ, с одной стороны, и параметров зависимого отношения женщины к партнеру, с другой стороны, проведен корреляционный анализ шкал соответствующих методик. Сводная корреляционная таблица представлена в Приложении В. Фрагмент корреляционной матрицы, посвященный изучению взаимосвязи шкал методик «Тест профиля отношений» и «Психологические границы личности» представлен в таблице 8.

 

Таблица 8 – Показатели корреляции шкал методик «Тест профиля отношений» и «Психологические границы личности»

Шкала Показатель Деструктивная сверхзависимость Здоровая зависимость Дисфункциональное отделение
Проницаемость границ Коэффициент корреляции -0,204 -,412** -,410**
Значимость  (двухсторонняя) 0,118 0,001 0,001
N 60 60 60

 

По результатам проведенного корреляционного анализа подтверждена статистическая значимость проницаемости границ женщины среднего возраста с двумя параметрами профиля межличностных отношений с партнером: со здоровой зависимостью и с дисфункциональным отделением. Статистическая значимость связи проницаемости границ женщины с ее склонностью к деструктивной сверхзависимости от партнера по результатам проведенного нами исследования не подтверждена.

Результаты корреляционного анализа дополнительно отражены на корреляционной плеяде, которая содержит все выявленные взаимосвязи с уровнем значимости p ≤ 0,01 (рисунок 6).

 

Проницаемость границ
Здоровая зависимость
Дисфункциональное отделение
rS= -0,41**
rS= -0,41**

 

 

Рисунок 6 – Взаимосвязи проницаемости психологических границ с особенностями межличностной зависимости от партнера

 

Выявлены статистически значимые взаимосвязи между уровнем проницаемости границ женщины среднего возраста, состоящей в отношениях, с одной стороны, и двумя характеристиками межличностной зависимости, проявляющейся в отношениях: здоровой зависимостью (rS=-0,41**) и дисфункциональным отделением (rS=-0,41**). Выявленные связи носят обратный характер и имеют умеренную силу.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что при более проницаемых психологических границах женщины менее способны к формированию здоровой зависимости от партнера, которая заключается в проявлении взаимного уважения, доверия и взаимопомощи. По всей видимости, низкая способность границ к выполнению охранительной функции приводит к тому, что женщина не может распознавать свои собственные истинные внутренние потребности и, как следствие, не считает себя достойной помощи и поддержки со стороны другого человека. С другой стороны, неспособность попросить близкого человека о помощи нарушает суверенное пространство личности, поскольку потребности женщины остаются неудовлетворенными. Как следствие, женщина теряет уверенность в себе и веру в свои силы, лишившись поддержки со стороны партнера.

При этом женщины с недостаточно проницаемыми границами больше стремятся отделиться и отстраниться от своего романтического партнера. По всей видимости, недостаточная способность психологических границ женщины к выполнению энергообменной функции сопряжена с нежеланием делиться своей энергией в отношениях. Женщина, не способная на энергетическом уровне взаимодействовать с романтическим партнером, стремится к обособлению, поскольку обладает весьма ограниченным психологическим и энергетическим ресурсом, на восполнение которого требуется много времени и сил. С другой стороны, внутреннее стремление к обособлению от близкого человека может приводить к тому, что женщина выстраивает более плотные психологические границы, чтобы не допустить чрезмерного эмоционального воздействия на себя. Границы выступают своего образа фильтром.

При этом со склонностью женщины к деструктивной сверхзависимости степень проницаемости ее границ оказалась не связанной на материалах сформированной выборке. Вероятно, это обусловлено общим относительно однородным высоким уровнем сверхзависимости у женщин среднего возраста, принявших участие в исследовании. По всей видимости, женщины с высоким уровнем сверхзависимости способны на разные типы отношения к своим партнерам.

Описательная статистика по шкалам методики «Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность» отражена в таблице 9.

 

Таблица 9 — Результаты исследования понимания, притяжения и авторитетности в отношениях с партнером у женщин среднего возраста

Шкала N Min Max M SD
Понимание 60 10,00 28,00 19,50 4,65
Эмоциональное притяжение 60 13,00 28,00 22,02 4,20
Авторитетность 60 10,00 28,00 22,38 4,80

 

По результатам проведенного анализа первичных данных видно, что средний уровень понимания женщинами среднего возраста своего партнера составляет 19,50 ± 4,65 балла. Полученное значение составляет 65% от максимально возможного уровня по данной шкале и свидетельствует о средней способности женщин к пониманию и признанию индивидуальных особенностей своих романтических партнеров.

По двум другим шкалам методики получены более высокие значения. Так, уровень эмоционального притяжения женщины к своему романтическому партнеру составил 22,02  ± 4,20 балла, что достигает 73,39% от максимального значения и является высоким показателем. Также по шкале авторитетности средний балл составил 22,38 ± 4,80 балла, что соответствует 74,61% от максимума и является высоким показателем.

Соответственно, женщины среднего возраста, состоящие в романтических отношениях с партнером, в целом проявляют к своим партнерам высокий уровень уважения и отличаются высоким уровнем эмоционального притяжения к своему партнеру, при этом недостаточно способны понимать и принимать их индивидуальные особенности.

Однако показатели размаха вариации по всем трем шкалам методики свидетельствуют о широком разбросе значений. Поэтому далее проводится качественно-количественный анализ с изучением респонденток с разными уровнями понимания, притяжения и авторитетности.

Распределение женщин, принявших участие в исследовании, по уровням выраженности таких показателей отношения к партнеру, как понимание, эмоциональное притяжение и авторитетность, отражено на рисунке 7.

 

Рисунок 7 – Распределение женщин по уровням понимания, эмоционального притяжения и авторитетности в отношении партнера, %

 

Наиболее часто в выборке встречаются женщины, которые в среднем возрасте отличаются средним уровнем понимания своего романтического партнера (51,67%). Эти женщины, в целом, интересуются своим романтическим партнером как личностью. Однако они недостаточно хорошо знают и не всегда принимают его личностные особенности. Высокий уровень понимания романтического партнера отмечен у 45,00% женщин среднего возраста. Они уделяют много внимания изучению личности своего партнера, знают и принимают его личностные особенности, способны предугадывать его стратегии поведения. Для 3,33% женщин характерен низкий уровень понимания своего партнера. Они не воспринимают своего партнера как личность, не принимают его особенности и часто даже не могут охарактеризовать своего партнера по отношениям.

По уровню эмоционального притяжения в выборке встречаются женщины со средним и высоким уровнями данного параметра.  Доля женщин с высоким уровнем эмоционального притяжения к партнеру составила 60,00%. Большинство женщин испытывают положительные эмоции при мысли о своем романтическом партнере, эмоционально «тянутся» к нему, им нравится взаимодействие с партнером и даже просто наблюдение за ним. Средний уровень эмоционального притяжения к партнеру отмечается у 40,00% женщин. В большинстве ситуаций они рассматривают своего партнера как приятного и притягательного, они хотят проводить с ним время, однако некоторые черты могут трактоваться ими как непритягательные. Женщины с низким уровнем эмоционального притяжения к партнеру в выборке отсутствуют.

Что касается такого показателя, как авторитетность партнера в глазах женщины, тот в сформированной выборке наиболее высока доля респонденток с высоким уровнем данного показателя (71,67%). Большинство женщин уважают своего партнера, дорожат его мнением в различных ситуациях, не стремятся его критиковать. Однако 26,67% женщин демонстрируют средний уровень авторитетности партнера. Этот уровень свидетельствует о желании иногда покритиковать своего романтического партнера, не считаясь с его мнением и чувствами, однако в целом они соглашаются с мнением партнера и ценят его. Иная картина отмечается у 1,67% женщин, которых отличает низкий уровень авторитетности партнера. Критика романтического партнера часто становится для них самоцелью, а мнение и чувства партнера в принципе для них мало значат, что является угрозой долгосрочным отношениям и психологическому благополучию партнера.

Для изучения взаимосвязи проницаемости психологических границ, с одной стороны, и пониманием, притяжением и уважением как характеристиками отношения женщины к романтическому партнеру, с другой стороны, проведен корреляционный анализ шкал соответствующих методик. Сводная корреляционная таблица представлена в Приложении В. Фрагмент корреляционной матрицы, посвященный изучению взаимосвязи шкал методик «Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность» и «Психологические границы личности» представлен в таблице 10.

 

Таблица 10 – Показатели корреляции шкал методик «Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность» и «Психологические границы личности»

Шкала Показатель Понимание Эмоциональное притяжение Авторитетность
Проницаемость границ Коэффициент корреляции -0,059 ,409** ,410**
Значимость (двухсторонняя) 0,657 0,001 0,001
N 60 60 60

 

Корреляционный анализ позволил подтвердить на уровне значимости  p ≤ 0,01 взаимосвязь проницаемости психологических границ женщины среднего возраста с ее эмоциональным притяжением к партнеру и с авторитетностью партнера в глазах женщины. Взаимосвязь с уровнем понимания партнера для проницаемости границ женщины не характерна, что подтверждается недостаточным уровнем значимости коэффициента корреляции.

Результаты корреляционного анализа дополнительно отражены на корреляционной плеяде, которая содержит все выявленные взаимосвязи с уровнем значимости p ≤ 0,01 (рисунок 8)

 

Проницаемость границ
Авторитетность
Эмоциональное притяжение
rS=0,41**
rS=0,41**

 

 

Рисунок 8 – Взаимосвязи проницаемости психологических границ с особенностями отношения к партнеру

 

Выявлены статистически значимые взаимосвязи между уровнем проницаемости границ женщины среднего возраста, состоящей в отношениях, с одной стороны, и авторитетностью партнера в ее глазах (rS=0,41**), а также с эмоциональным притяжением к нему (rS=0,41**). Связи носят прямой характер и имеют умеренную силу.

Соответственно, при более проницаемых психологических границах женщины в большей степени признают авторитетность своего партнера, разделяя его интересы и увлечения, поддерживая его во всем. Наличие у женщины тонких границ позволяет ей тонко чувствовать настроения своего партнера и не позволяет ей противостоять негативным проявлениям. Вследствие этого женщина может бояться провоцировать недовольство со стороны партнера. Для снижения риска неудовлетворенности романтического партнера женщина начинает все больше ценить его мнение, даже превознося его над своим. С другой стороны, высокий авторитет, сформированный у партнера в текущих романтических отношениях, может, в свою очередь, приводить к «сокращению» суверенного личностного пространства женщины, которая боится потерять мужчину, которого она настолько сильно уважает и почитает.

Также при более проницаемых психологических границах женщины больше эмоционально тянутся к своему партнеру, стремясь раствориться в нем, иметь с ним общие дела и не уставать от общения с ним. Вероятно, те границы, которые недостаточно хорошо выполняют охранительную функцию (т.н. «тонкие» границы), стимулируют у женщины потребность эмоционально слиться с другим субъектом отношений, образовать единое поле с более выраженными и выстроенными границами. Сами женщины в одиночку на выстраивание таких более прочных границ не способны. Поэтому эмоциональное сближение с партнером является для них потребностью. Эту связь можно трактовать и с других позиций, тогда высокое эмоциональное притяжение в отношениях стимулирует стирание собственных границ и повышение их проницаемости. Боясь отдалиться от партнера и потерять его, женщина истончает собственные границы и формирует единое суверенное пространство со своим партнером.

При этом не установлено взаимосвязи особенностей психологических границ женщины с ее способностью и готовностью к пониманию своего партнера. Вероятно, видение партнера как личности является базой для развития романтических отношений при любой проницаемости границ.

Таким образом, менее проницаемые психологические границы личности по результатам проведенного исследования, оказались взаимосвязанными с целым рядом особенностей отношения к партнеру, которые можно трактовать как деструктивные для гармонии романтических отношений. Так, обнаружены негативные связи более низкой проницаемости границ с тенденцией к повышению склонности к дисфункциональному отделению, к снижению авторитетности партнера и с ухудшением целого ряда эмоциональных параметров: со снижением симпатии, со снижением эмоционального притяжения и общим уровнем эмоционального отношения к партнеру.

Повышение проницаемости психологических границ связано лишь с одной особенностью отношения к партнеру, которую можно трактовать как деструктивную для гармонии романтических отношений – со снижением способности к здоровой зависимости от партнера. Женщины при высокой проницаемости границ в меньшей степени способны к оптимальному уровню доверия и взаимопомощи в отношениях.  Вероятно, здоровый тип зависимости у женщин с проницаемыми границами заменен на деструктивную сверхзависимость, на тенденцию к симбиозу с партнером, однако подтверждений этому проведенное нами исследование не предоставило.

Таким образом, по результатам проведенного исследования подтверждена основная гипотеза исследования: существует взаимосвязь между проницаемостью психологических границ и типом отношения женщины к партнеру. При этом изменение проницаемости психологических границ женщин относительно нормы как в сторону увеличения, так и в сторону снижения оказалось взаимосвязанным с негативными для гармонии романтических отношений аспектами.

Частные гипотезы доказаны частично в следующем виде:

  1. Проницаемость психологических границ личности женщины положительно коррелирует с проявлениями симпатии и эмоциональности в отношениях, а также с уважением к личности партнера и эмоциональным притяжением к нему;
  2. Проницаемость психологических границ личности женщины отрицательно коррелирует со склонностью к дисфункциональному отделению от партнера, а также со здоровой зависимостью от партнера.

В отношении первой гипотезы не выявлено взаимосвязи проницаемости психологических границ женщины с уровнем любви к партнеру, а также со склонностью к деструктивной сверхзависимости. В отношении второй гипотезы дополнительно выявлена отрицательная корреляция проницаемости психологических границ личности женщины со здоровой зависимостью от партнера.

Выводы по эмпирическому исследованию:         

 

  1. Организовано и успешно проведено эмпирическое исследование в формате констатирующего эксперимента с участием 60 респонденток и применением следующих методик: «Психологические границы личности» Э. Хартманна, «Шкала любви и симпатии» (З. Рубин, модификация Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина), «Тест профиля отношений» (Р. Борнстейн, модификация О.П. Макушиной), «Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность» (ПЭА) (А.Н. Волкова, модификация В.И. Слепковой).
  2. По результатам проведенного исследования с применением методики «Психологические границы личности» Э. Хартманна  в адаптации О.А. Шамшиковой и В.И. Волоховой установлено, что в среднем для респонденток характерен нормальный уровень проницаемости психологических границ личности (36,83 балла). Женщины к среднему возрасту имеют сформированные психологические границы, которые продуктивно выполняют обе функции: охранительную (формируют и защищают суверенное внутреннее пространство личности) и энергообменную (позволяют вступать с другими людьми в доверительные взаимоотношения и обмениваться с ними энергией в форме эмоций, чувств, мыслей и проч.).  Однако установлено, что в выборке присутствуют женщины с проницаемостью психологических границ, отличной от нормальной. Доля респонденток с непроницаемыми («толстыми») психологическими границами личности составила 13,33%. Долю респонденток с тонкими, проницаемыми границами составили 30% женщин среднего возраста.
  3. Изучены и выявлены взаимосвязи особенностей отношения к партнеру с проницаемостью психологических границ, характерные для женщин среднего возраста, состоящих в романтических отношениях.
    • Выявлены статистически значимые взаимосвязи между проницаемостью психологических границ женщины, с одной стороны, и симпатией как компонентом эмоционального отношения женщины к партнеру (rS=0,70**), а также общим уровнем эмоционального отношения к партнеру (rS=0,55**), с другой стороны. Выявленная связь носит прямой характер и имеют заметную силу.
    • Выявлены статистически значимые взаимосвязи между уровнем проницаемости границ женщины среднего возраста, состоящей в отношениях, с одной стороны, и двумя характеристиками межличностной зависимости, проявляющейся в отношениях: здоровой зависимостью (rS=-0,41**) и дисфункциональным отделением (rS=-0,41**). Выявленные связи носят обратный характер и имеют умеренную силу.
    • Выявлены статистически значимые взаимосвязи между уровнем проницаемости границ женщины среднего возраста, состоящей в отношениях, с одной стороны, и уважением к партнеру (rS=0,41**) и эмоциональным притяжением к нему (rS=0,41**). Связи носят прямой характер и имеют умеренную силу.

 

2.4 Практические рекомендации по психологическому консультированию женщин среднего возраста с учетом особенностей их психологических границ

 

По результатам проведенного исследования было установлено, что существует взаимосвязь между типом отношения, сформированным у женщины среднего возраста к своему романтическому партнеру и уровнем проницаемости психологических границ ее личности. Соответственно, в случае обращения женщины среднего возрасте, который определен в нашем исследовании в соответствии с периодизацией D. Bromley как диапазон от 25 до 40 лет, к психологу с запросом на улучшение качества межличностных отношений с партнером, в рамках проводимой диагностики психологу необходимо обратить внимание на состояние психологических границ у клиентки. Проблема нарушения психологических границ личности женщины должна рассматриваться во взаимосвязи и взаимообусловленности с проблемой нарушения межличностных отношений с романтическим партнером.

Поэтому общей рекомендацией является проведение диагностики с применением методики «Психологические границы личности» Э. Хартманна  (в адаптации О.А. Шамшиковой и В.И. Волоховой). По результатам диагностики следует уточнить, к какому типу относятся психологические границы личности женщины:

  • Границы со сниженной проницаемостью («толстые»);
  • Границы с повышенной проницаемостью («тонкие»);
  • Границы с оптимальной проницаемостью (нормальные).

Дальнейший ход работы с клиенткой и ее запросом на улучшение межличностных взаимоотношений с партнером следует проводить с учетом особенностей выявленного типа границ. Частные рекомендации должны опираться на таблицу 11.

 

Таблица 11 – Учет типа нарушения психологических границ женщины: рекомендации

Выявленный при диагностике тип границ Границы со сниженной проницаемостью («толстые») Границы с повышенной проницаемостью («тонкие»)
Эффективно реализуемые функции Охранительная Энергообменная
Неэффективно реализуемые функции Энергообменная Охранительная
Потенциальные проблемные зоны в межличностных отношениях с партнером 1) отдаление и отграничение,

2) сниженная эмпатия, неспособность и нежелание понимать партнера,

3) сниженная эмоциональность, холодность в отношениях

1) чрезмерная эмоциональность и чувствительность в отношениях;

2) ограничение свободы партнера из-за страха его потерять;

3) концентрация только на своих чувствах и эмоциях без желания понимать партнера и мотивы его действий

Особенности запроса клиентки Ухудшение или разрыв отношений по непонятным для женщины причинам, потеря ощущения собственной ценности в отношениях и ценности самих отношений для женщины Потеря интереса партнера, усталость партнера от отношений, желание партнера отдалиться и сделать перерыв
Направление работы Развитие эмпатии, проработка психотравмирующих обстоятельств, которые привели к «утолщению» границ, проработка страха оказать доверие, проявить уязвимость Повышение самооценки, развитие самостоятельности, формирование суверенного пространства личности и навыков по его сохранению, проработка страха одиночества, сепарационной тревоги

 

Из представленной таблицы видно, что при различных нарушениях проницаемости психологических границ личности особенности запроса клиенток различаются. Также различаются и типовые проблемы, с которыми сталкиваются женщины среднего возраста с разным уровнем проницаемости психологических границ личности. Соответственно, различными будут и направления работы психолога на консультациях.

Для женщин с психологическими границами личности сниженной проницаемости типовыми проблемами в отношениях с партнером будут отдаление и отграничение от партнера, выраженная потребность «побыть в одиночестве». Также у этих женщин будет отмечаться сниженная эмпатия, неспособность и нежелание уважать партнера, стремление закрыться от других и оставить «все как есть». Кроме того, к потенциальным причинам проблем в отношениях в данном случае относятся сниженная эмоциональность женщины, ее холодность в отношениях. Сама женщина будет ощущать ухудшение или разрыв отношений, однако не будет понимать причины, которые к этому привели. Также клиентки могут жаловаться на потерю ощущения собственной ценности в отношениях и ценности самих отношений для женщины, желание погрузиться в профессиональную сферу.  Психолог при работе с женщинами данной группы должен направить свою работу на выявление и проработку психотравмирующих обстоятельств, которые привели к «утолщению» границ, проработку страха оказать доверие, проявить уязвимость. Следующей целью является развитие у женщины эмпатии, которая позволит ей понимать и чувствовать партнера.

Для женщин с психологическими границами личности повышенной проницаемости типовыми проблемами в отношениях с партнером являются: чрезмерная эмоциональность и чувствительность в отношениях; стремление женщины ограничить свободу партнера из-за страха его потерять; а также концентрация только на своих чувствах и эмоциях без способности выстраивать отношения на взаимном доверии. Такие отношения не являются гибкими, адаптивными, и не способствуют комфорту обоих партнеров. Женщина эмоционально растворяется в партнере, а партнер, как правило, чувствует повышенную ответственность и ограничение собственной свободы действий. Женщины данной группы чаще будут приходить к психологу с жалобами на потерю интереса к себе со стороны партнера, на усталость партнера от отношений, желание партнера отдалиться и сделать перерыв, причин которого они не понимают.  Работа психолога с женщинами данной группы должна выстраиваться в направлении повышения самооценки женщины, развития ее самостоятельности, формирование суверенного пространства личности и навыков по его сохранению. Во многих случаях потребуется дополнительная проработка страха одиночества, сепарационной тревоги.

Таким образом, оправданным представляется дифференцированный подход к проблеме улучшения отношений с партнером при работе с женщинами, имеющими нарушения в проницаемости психологических границ. Невнимание к данному аспекту, напротив, даст кратковременный эффект и даже может привести к дестабилизации суверенного пространства личности женщины и дальнейшему снижению ее удовлетворенности отношениями с партнером в долгосрочной перспективе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное в рамках магистерской диссертации исследование позволило подтвердить актуальность заявленной во введении исследовательской проблемы. Обнаружено противоречие между выраженным стремлением современных женщин среднего возраста построению различных типов романтических отношений с партнером, отличающихся своей деструктивностью, с одной стороны, и недостаточной теоретической осмысленностью роли психологических границ женщины в формировании таких партнерских отношений. Одним из направлений решения исследовательской проблемы является изучение взаимосвязи психологических границ личности женщины среднего возраста с типом ее отношения к партнеру.

Сделанные нами в ходе теоретического исследования выводы позволяют системно взглянуть на проблему нарушения проницаемости психологических границ личности женщины и ее роль в построении гармоничных отношений. В частности, установлено, что психологические границы личности представляют собой виртуально-энергийное образование на стыке индивидуальности и внешнего пространственно-временного континуума, которое обеспечивает соприкосновение с миром и его энергетикой, с одной стороны, и поддерживает целостность и нерушимость психики от внешних воздействий, с другой стороны. Уточнено, что ключевой характеристикой психологических границ личности при таком подходе выступает их проницаемость как способность обеспечить оптимальное соотношение выполняемых функций (охранительной и энергообменной). Оптимальная проницаемость границ обеспечивает сохранность суверенного пространства личности и при этом предоставляет достаточный энергетический импульс от взаимодействия с внешней средой для его развития, что является исключительно важным для построения межличностных отношений и сохранения их гармонии.

Обнаруженные нами в ходе исследования взаимосвязи типов отношения к партнеру у женщин с уровнем проницаемости психологических границ личности позволили лучше понять причины выбора женщинами среднего возраста, которые уже вполне осознанно выстраивают романтические отношения, тех или иных деструктивных направлений (стратегий) развития таких отношений. В частности, повышенная проницаемость психологических границ личности у женщин оказалась связана со снижением способности к здоровой зависимости от партнера, которая сопровождается повышенной эмоциональностью женщины и избыточным притяжением к партнеру. Другая деструктивная стратегия выявлена у женщин с нарушением психологических границ по типу «утолщения» и снижения проницаемости: они более склонны к дисфункциональному отделению от партнера, а также проявляют меньше эмоциональности в отношениях, в меньшей степени воспринимают авторитетность своего партнера. Обе стратегии сопряжены с потенциальным повышением риска дисгармонии и даже разрыва отношений с партнером.

Соответственно, обоснована необходимость дифференцированного подхода к психологическому консультированию женщин, которые приходят с запросом на улучшение взаимоотношений с партнером. Дифференциация психотерапевтического воздействия должна быть основана на изучении состояния психологических границ личности женщины.

Дальнейшими направлениями исследований в изучаемой проблематике должны стать:

  • разработка дифференцированных программ психологического консультирования для женщин с запросами на улучшение отношений с партнером в соответствии с состоянием их психологических границ личности;
  • проведение сравнительного исследования состояния психологических границ личности и суверенного пространства личности у женщин различных возрастов: ранняя взрослость, средняя взрослость, зрелость;
  • проведение исследования в диадах для выявления и анализа комплементарности (сочетания) типов психологических границ у женщин и мужчин, состоящих в отношениях, и взаимосвязи их комплементарности с качеством (успешностью) отношений в паре.

Таким образом, еще сохраняется ряд важных направлений для исследования психологических границ личности в контексте романтических, супружеских и семейных отношений. Проведение дальнейших исследований по изучаемой проблематике позволит более обоснованно подходить к проблеме анализа и коррекции взаимоотношений партнеров с учетом особенностей суверенного пространства личности мужчины и женщины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1987.
  2. Андронникова О.О., Волохова В.И. Психологические границы виктимной личности // Сибирский педагогический журнал. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-granitsy-viktimnoy-lichnosti (дата обращения: 20.11.2022).
  3. Бисингалиева Ж.А. Исследование взаимосвязи психологических границ и суверенности психологического пространства // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vzaimosvyazi-psihologicheskih-granits-i-suverennosti-psihologicheskogo-prostranstva (дата обращения: 18.11.2022).
  4. Бондарева О.В. Суверенность психологического пространства женщин, перенесших физическое насилие в супружеских отношениях // Науч. исслед. и разработки молодых ученых. 2016. № 10. С. 75–79.
  5. Бородина Ю.В., Вахидова Л.В. Повышение осмысленности жизни у женщин в период прохождения возрастного кризиса 40-45 лет // Вестник науки. 2021. №3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-osmyslennosti-zhizni-u-zhenschin-v-period-prohozhdeniya-vozrastnogo-krizisa-40-45-let (дата обращения: 19.11.2022).
  6. Васягина Н.Н., Адушкина К.В. Семейное самосознание женщины: психологический практикум [Текст] /Н.Н. Васягина, К.В. Адушкина; Урал.гос. ун-т. Екатеринбург, 2015. 217с.
  7. Винников Л.И. Созависимость как психологический феномен // Достижения науки и образования. 2019. №9-1 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozavisimost-kak-psihologicheskiy-fenomen (дата обращения: 20.11.2022).
  8. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Автореф. канд. дис. Л., 1979. 17 с.
  9. Волобуев Я.В., Леви Т.С., Савченко Т.Н. Межличностные отношения супругов с разными типами психологических границ // Психологический журнал. 6 (41) / 2020. С. 14-25.
  10. Володина Ю. А. Проблема определения границ психологического пространства личности // Вестник БГУ. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-opredeleniya-granits-psihologicheskogo-prostranstva-lichnosti (дата обращения: 16.01.2023).
  11. Волохова В.И. Взаимосвязь психологических границ и темпоральной компетентности личности / Дисс. к.п.н. СПб, 2021. 178 с.
  12. Домашнее насилие / Левада-Центр, 2019. URL: https://www.levada.ru/2019/09/13/domashnee-nasilie/ (дата обращения 17.11.2022).
  13. Ермолова Т.В., Комогорцева И.С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопросы психологии. 1995. №2. С. 47-58.
  14. Ермолова Е.О., Калинина В.В. К вопросу о психологическом пространстве личности и ее границах в период взрослости // Развитие человека в современном мире. Проблемы и вопросы психологии развития, возрастной психологии. № 4/ 2020. C. 62-74.
  15. Жураковская В.М. Индивидуальность как высший уровень развития личности // Сибирский педагогический журнал. 2008. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnost-kak-vysshiy-uroven-razvitiya-lichnosti (дата обращения: 16.01.2023).
  16. Кабайкина О.В., Сущенко О.А. Трансформация роли женщины в современном обществе: в семье и на работе // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-roli-zhenschiny-v-sovremennom-obschestve-v-semie-i-na-rabote (дата обращения: 18.11.2022).
  17. Кожухарь Г.С. Качество межличностных отношений и удовлетворенность браком молодых людей // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 1. C. 143—161. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120110
  18. Короленко Ц. П., Шпикс Т. А. Пограничное личностное расстройство у женщин // Сибирское медицинское обозрение. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pogranichnoe-lichnostnoe-rasstroystvo-u-zhenschin (дата обращения: 19.11.2022).
  19. Кулагина И.В. Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте // Концепт. 2020. № 3. С. 1-7.
  20. Леви Т.С. Динамика психологических границ в процессе личностно-развивающей работы, основанной на телесном движении // Культурно-историческая психология. 2009. Том 5. № 1. С. 36–41.
  21. Леви Т.С. Динамика психологических границ в процессе личностно-развивающей работы, основанной на телесном движении // Культурно-историческая психология. 2009. Том 5. № 1. С. 36–41.
  22. Леви Т.С. Структурно-функциональный подход к диагностике и коррекции психологической границы личности // Журн. практич. психолога. 2015. № 4. С. 14–25.
  23. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. М., «Класс», 1998.
  24. Макушина О. П. Методика определения межличностной зависимости (Relationship Profile Test) Р. Борнштейн. Адаптация О. П. Макушиной // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалева. М., 2011.
  25. Малер М.С., Мак-Девитт Дж.Б. Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности. Психологическая хрестоматия. Классические труды. М.: Геррус, 2005.
  26. Мартыненко Е.А. Психологическая суверенность личности как состояние границ субъекта // АНИ: педагогика и психология. 2019. №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-suverennost-lichnosti-kak-sostoyanie-granits-subekta (дата обращения: 18.11.2022).
  27. Маслоу А. Психология бытия. М., Академический проект, 2022 г. 275 с.
  28. Нартова-Бочавер С.К. Психология суверенности: десять лет спустя. М., Смысл, НИУ ВШЭ, 2017.
  29. Нартова-Бочавер С.К. Психологическая суверенность личности: генезис и проявления: Дис. … доктора психол. наук. М., 2005.
  30. Нартова-Бочавер С.К. Что влияет на психологические границы человека // НИУ ВШЭ. Научно-образовательный портал IQ. Публикация от 20.12.2018. URL: https://iq.hse.ru/news/229726503.html?ysclid=lakuo7uz66126414046 (дата обращения 17.11.2022).
  31. Нартова-Бочавер С.К., Силина О.В. Динамика развития психологических границ на протяжении детства // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. №3(32). С. 13-26.
  32. Никонорова Е.Ю. Теоретический анализ феномена созависимость // StudNet. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-fenomena-sozavisimost (дата обращения: 20.11.2022).
  33. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб., 2006.
  34. Перлз Ф. Практика гештальт-терапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. 480 с.
  35. Печеркина А.А., Катькало К.Д. Личностно-профессиональная самореализация: анализ исследований отечественных и зарубежных авторов // Педагогическое образование в России. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-professionalnaya-samorealizatsiya-analiz-issledovaniy-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-avtorov (дата обращения: 20.11.2022).
  36. Плеснер Х. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С .96–151.
  37. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992-1994 годов. // М.: Ad Marginem, 1995. 341 с.
  38. Полушкина И.В., Алаторцева Ю.А. Созависимость как образ идеальных отношений для современной молодежи // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №50-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozavisimost-kak-obraz-idealnyh-otnosheniy-dlya-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 17.11.2022).
  39. Продовикова А.Г., Хамраева В.В. Особенности самоотношения и личностные границы у женщин, страдающих алкоголизмом // СГН. 2018. №1 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samootnosheniya-i-lichnostnye-granitsy-u-zhenschin-stradayuschih-alkogolizmom (дата обращения: 19.11.2022).
  40. Пузырева Л.А. Социально-психологические предпосылки созависимых отношений // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 3. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 246-251.
  41. Ракова В. Как остановить тирана? Каждая пятая женщина – жертва домашнего насилия // КП от 2020. URL: https://krsk.aif.ru/society/kak_ostanovit_tirana_kazhdaya_pyataya_zhenshchina_zhertva_domashnego_nasiliya?ysclid=lakv35s1ph751396462 (дата обращения 17.11.2022).
  42. Рассказова Е.И., Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Диагностика психологических последствий влияния информационных технологий на человека : учеб.-метод. пособие для студентов психологических специальностей. М. : Акрополь, 2015. 115 с.
  43. Сахарова Н.А., Щукина Ю.В. Феномен «психологические границы личности» в психологии // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» . № 3. 2014. С. 1-9.
  44. Силина О.В. Формирование психологических границ у детей 2—7 лет // СДО. 2018. №1 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-psihologicheskih-granits-u-detey-2-7-let (дата обращения: 18.11.2022).
  45. Скворцова С.Н., Шумский В.Б. Структурная модель феномена зависимости в близких межличностных отношениях // Консультативная психология и психотерапия, 2013, № 4. С. 51-70.
  46. Слепкова В.И., Заеко Т.А. Практикум по психологической диагностике семейных отношений: Учеб. -метод. комплекс. Минск: БГПУ, 2003. 339 с
  47. Соколова Е.Т., Николаева В.Н. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR-Аргус, 1995. 352 с.
  48. Сорокоумова Е.А., Вахрушина М.О. Мотивация самореализации женщин в семье // Социально-гуманитарные знания. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-samorealizatsii-zhenschin-v-semie (дата обращения: 18.11.2022).
  49. Стентон П. Любовь и зависимость / П. Стентон, А. Бродски. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2005. 384 c.
  50. Тхостов A.Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1994. № 2. С.3–13.
  51. Фефилов А.В., Чиркина Е.А. Психодинамические свойства и эмоциональные состояния женщин среднего возраста различного семейного положения // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №4 (84). С. 113-118.
  52. Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. Новосибирск., Сибирское университетское издательство, 2021. 95 с.
  53. Фрейд З. Печаль и меланхолия. 1998.
  54. Шамшикова Е.О. Особенности взаимосвязи типов психологических границ и защитных механизмов личности в старшем подростковом возрасте (межнациональные различия) // Сибирский педагогический журнал. 2014. №6. С. 50-55.
  55. Шамшикова О.А., Волохова В.И. Психометрический анализ и стандартизация зарубежной методики «Психологические границы личности» Э. Хартманна // МНКО. 2013. №5 (42). С. 112-119.
  56. Шатская С. В. Особенности эмоциональной сферы женщин среднего возраста // Молодой ученый. 2018. № 37 (223). С. 142-145.
  57. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. Спб.: Ювента, 1999. 409 с.
  58. Щербинина Р.А. Особенности развития границ личности в зависимости от пола и возраста / Диссертация в форме научного доклада на соискание степени к.п.н. М., 2018. 48 с.
  59. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. 1996. 344 с.
  60. Юнг К.Г. Избранные работы. — СПб.: «Издательство РХГА», 2014. — 288 с.
  61. Allahverdipour, H., Karimzadeh, Z., Alizadeh, N., Asghari Jafarabadi M, Javadivala Z. Psychological well-being and happiness among Middle-aged women: A cross-sectional study. Health Care Women Int. 2021 Jan;42(1). Pp.:28-42. doi: 10.1080/07399332.2019.1703990.
  62. Bornstein, R., Geiselman, K., Gallagher, H., Ng, H., Hughes, E., Languirand, M. Construct Validity of the Relationship Profile Test: Impact of Gender, Gender Role, and Gender Role Stereotype. Journal of personality assessment. 82. 2004. Р: 104-113. DOI: 10.1207/s15327752jpa8201_15.
  63. El, Khoudary S.R., Greendale, G., Crawford, S.L., Avis, N.E., Brooks, M.M., Thurston, R.C., Karvonen-Gutierrez, C., Waetjen, L.E., Matthews, K. The menopause transition and women’s health at midlife: a progress report from the Study of Women’s Health Across the Nation (SWAN). Menopause. 2019 Oct;26(10). Pp.:1213-1227. doi: 10.1097/GME.0000000000001424.
  64. Fisher, S. Body-image boundaries and style of life / S. Fisher, S.E. Cleveland // The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1956. № 52(3). Pp. 373-379. URL: http://psycnet.apa.org/journals/abn/52/3
  65. Gabbard G. Boundaries and Boundary Violations in Psychoanalysis, Second Editionby Glen O. Gabbard, M.D. Washington, D.C., American Psychiatric Association Publishing, 2016, 195 pp.
  66. Gabbard G., Lester E. Boundaries and boundary violations in psychoanalysis. American Psychiatric Publishing. 2014. 274 p.
  67. Hartmann, E. Boundaries in the mind: A new psychology of personality. Basic Books.
  68. Laquercia T. Boundary Issues in Psychoanalysis: Past, Present and Future // Psychology & Psychological Research International Journal. 2019. Volume 4 Issue 6. URL: https://medwinpublishers.com/PPRIJ/PPRIJ16000230.pdf (retrieved on 11.02.2023)
  69. Rawat, S., Manini, S. The Midlife Crisis- “Her” Experience. // International Journal of Scientific and Research Publications (IJSRP). №10. 2020. Рр.: 496-510. 10.29322/IJSRP.10.10.2020.p10667.
  70. Rubin, Z. Measurement of romantic love // Journal of Personality and Social Psychology. 1970. № 16. P.: 265—273
  71. Scott, A. Human interaction and personal space boundaries.Journal of Psychosocial Nursing and Mental Health Services, 26(8), 1998. Р.: 23–27.
  72. Scott, A., & Dumas, R. Personal space boundaries: Clinical applications in psychiatric nursing. Perspectives in Psychiatric Care,31(3), Р.: 14–21.
  73. Scott Hoffman, M., Hanson, B. J., Brotherson, S. E., Zehnacker, G. Boundaries. A Boundary Setting and Social Competence Program for Parents and Youth // Journal of Human Sciences and Extension, 9(3), 2021. Р.: 229-252.
  74. Stiles, A. & Raney, Т. Relationships Among Personal Space Boundaries, Peer Acceptance, and Peer Reputation in Adolescents // Journal of child and adolescent psychiatric nursing : official publication of the Association of Child and Adolescent Psychiatric Nurses, Inc. 17. Р.: 29-40. DOI: 10.1111/j.1744-6171.2004.00029.x.
  75. The American Psychiatric Publishing Textbook of Personality Disorders. Edited by John M. Oldham, M.D., M.S., Andrew E. Skodol, M.D., and Donna S. Bender, Ph.D., FIPA. 2014. 617 p. ISBN 978-1-58562-456-0.
  76. Vaillant G. Aging Well: Surprising Guideposts to a Happier Life From the Landmark Harvard Study of Adult Development, by George Vaillant, M.D. Boston, Little, Brown and Company, 2002, 373 pp.

 

Страницы: 1 2

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф