Меню Услуги

Разработка дизайна и технологии изготовления куклы методом шликерного литья. Часть 2.


Страницы:   1   2   3   4   5   6


1.4. Современная кукла

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела, как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ. Компания “Маттел” купила у танцовщицы Лили право копирования фигуры. Затем было изготовлено изображение куклы. Хендлер назвала её в честь дочери – Барби. Но вскоре дизайнеры поменяли облик куклы, они пришли к заключению, что кукла должна отражать модные тенденции, копируя пропорции известных всей стране топ – моделей. Барби появилась в 1958 году, и специалисты кукольных дел видят в ней отражение бытовавшего в ту пору стереотипа женского типа.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.

Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Играя с такой куклой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари называется “Барби — повар’’.

У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

1.5. Куклы в разных странах

История человечества с древнейших времен до наших дней — это и история народа кукол, который на протяжении тысячелетий оставался неизменным спутником людей. Самая древняя функция фигурок, изображающих живых существ, ритуальная. Созданные по образу и подобию человека, куклы служили посредниками между миром людей и духов. Им поклонялись, приносили жертвы, просили о заступничестве, с их помощью пытались причинять вред врагам. Первыми ритуальными куклами были примитивные фигурки из сучьев и корней, позже из обожженной глины. Брать в руки изображения людей дозволялось только старейшинам рода, посвященным во все тонкости магических обрядов.

Каким же образом культовые предметы стали игрушками, дарящими радость детям? Возможно, свою роль сыграли своеобразные спектакли для подрастающего поколения, устраиваемые старейшинами рода. В них были задействованы глиняные фигурки животных, при помощи которых дети знакомились с повадками диких зверей, способами охоты, опасностями, подстерегающими в лесу. Со временем представление человека о мироздании усложнялось, и вместе с ним менялось отношение к похожим на людей глиняным божкам. Исподволь они, как и скульптурные изображения животных, превращались в игрушки для детей.

Тем не менее, приобретя новую функцию детской игрушки, куклы продолжали исполнять важную роль в религиозных ритуалах разных народов. За шестнадцать столетий до нашей эры в древнем Египте жрецы при помощи кукол разыгрывали мистерии, посвященные Осирису и Изиде, а фараонов и богатых вельмож сопровождало в мир иной огромное количество фигурок рабов, которые и за чертой смерти должны были трудиться на своего господина. Не одно тысячелетие насчитывает история кукольных представлений в Китае и Индии.

И вновь, как в первобытном обществе, куклы вышли из-под власти жрецов и из объекта поклонения превратились в персонажей народных театров — этого искаженного отражения религиозных мистерий. Куклы-артисты, предназначенные для выступления со сцены, должны были обладать двумя специфическими качествами — иметь узнаваемый облик и близкую к человеческой пластику движений. Первое условие достигалось благодаря стилизации внешности куклы, использования броских сочетаний цветов и четкого лаконичного декора, а второе — за счет применения различных механизмов, позволяющих кукле совершать те или иные движения. Театральных кукол можно разделить на две основные группы — верховые и напольные. Работая с верховыми куклами, скрытые ширмой актеры держали их высоко над головой, а выступая с напольными, наоборот, находились над сценой, управляя куклами сверху. В древнем Риме широкое распространение получили кукольные представления, высмеивавшие человеческие пороки и недостатки: жадность, глупость, лицемерие. Сатирические злободневные спектакли не вызывали симпатии властей. Показателен характерный пример: задетый насмешками кукольников Юлий Цезарь запретил театральным куклам разговаривать, позволив передавать содержание спектакля исключительно движениями и жестами.

В средневековой Европе католическая церковь негативно относилась к куклам. Такое резкое их неприятие было вполне обоснованно — рукотворные изображения людей, издревле являвшиеся ритуальными предметами, нашли свое применение в магических обрядах средневековых ведьм и колдунов. Однако, учитывая популярность кукольных театров в Народной среде, духовенство попыталось придать спектаклям христианскую направленность, избавить от влияния язычества. Попытки создания христианской кукольной мистерии не увенчались успехом. Исключение составляет только сохранившаяся до наших дней традиция изготовления вертепов — небольших многоярусных кукольных театров, в которых в канун Рождества разыгрываются сцены, связанные с рождением Иисуса Христа.

Поколение сменяло поколение, уходили в прошлое эпохи, унося в небытие распри и потрясения, а куклы продолжали жить рядом с человеком. Кукольное население росло, приобретало новые профессии. В средневековой Франции появились даже куклы-манекенщицы, которых возили по городам Европы, демонстрируя новинки парижской моды. Все больше мастеров занималось изготовлением кукол-игрушек полюбившихся детям и взрослым нарядных барышень, одетых по моде своего времени. С развитием в XVIII веке фабричного производства технология изготовления игрушек усложнилась, появилась возможность использовать детали из металла, стекла, фарфора, что привело к совершенствованию внешнего вида и конструкции кукол. Игрушечные красавицы приобретали черты, впоследствии ставшие традиционными для фарфоровых кукол. Нежное румяное личико, роскошные локоны, лучистые глаза под пушистыми ресницами — таков облик настоящей куклы, сокровенной мечты каждой девочки. Наряды маленьких фарфоровых принцесс поражали своим богатством и тщательностью отделки. Кружевное нижнее белье, ни в чем не уступающая настоящей миниатюрная обувь, платье на шелковой подкладке, украшенное бесчисленными оборочками и бантиками, подчеркивали хрупкую красоту самой куклы.

XVIII столетие по праву можно считать веком расцвета механики. Изобретение различных автоматов послужило толчком для развития фабричной техники, позволило выйти на новый качественный уровень производства разнообразных видов продукции. Интересно, что большинство изобретателей машин в XVIII веке являлись либо профессиональными часовщиками, либо были хорошо знакомы с устройством часового механизма. Разработка сложных механических часов была тем техническим полигоном, на котором отрабатывались новые конструкции автоматических устройств. Хитроумные механизмы, воспроизводящие сложные мелодии, дополненные подвижными фигурками людей и животных, становились забавными автоматическими игрушками, а их основная функция — отсчет времени — уходила на второй план, и циферблат порой оказывался малозаметной деталью декора. Помимо разнообразных по конструкции и стилю отделки часов, появились различные механические автоматы — музыкальные шкатулки, шарманки, клетки с поющими птицами. Все эти автоматические игрушки приводились в действие туго скрученной отдельной пружиной, что также объединяло их с часовыми механизмами. Конечно же, технический бум не мог обойти стороной производство кукол.

Попытки «оживить» кукол, заставить их самостоятельно двигаться предпринимались еще очень давно. Известно, что в древнем Китае изготовлялись куклы-автоматы, приводимые в движение пороховыми взрывами, а греки и римляне устраивали кукольные хороводы, закрепляя на большом диске, вращавшемся под напором водяной струи, танцующие фигурки. Однако настоящего расцвета изготовление кукол-автоматов достигло именно в XVIII веке, когда сумма накопленных знаний и технологий позволила создавать настоящие механические чудеса. В то время очень большую популярность приобрели так называемые театры автоматов, представляющие собой разновидность шарманки, дополненной подвижными фигурками. В ящике, отделанном как зал дворца, размещались маленькие фарфоровые куколки-музыканты. После завода пружины они начинали двигаться: скрипач водил смычком по крошечной скрипке, клавесинист опускал руки на клавиши инструмента, арфистка перебирала струны арфы. Пружина приводила в действие не только фарфоровых музыкантов, но и спрятанный внутри ящика музыкальный механизм, исполнявший несколько мелодий. Фантазия механиков прошедших веков была неисчерпаема. Фарфоровые модницы смотрелись в зеркала и расчесывали волосы, стройные ряды солдатиков маршировали по столу, барабанщики отбивали военные марши, куклы танцевали, ходили, говорили, смеялись и плакали, копируя жизнь создавших их людей. Чудом могли показаться современникам большие, почти в рост человека, механические куклы-автоматы, играющие на настоящих музыкальных инструментах. Нарядно одетая девушка опускала руки на клавиатуру, ее взгляд следил за быстро скользящими по клавишам пальцами, раздавались завораживающие звуки клавесина… Техника нашего времени несопоставима с относительно простыми механизмами минувших столетий, но, как и прежде, замирают перед музейными витринами дети и взрослые, с восхищением наблюдая за четкими движениями «оживших» кукол.

Повествуя об истории кукольного народа, невозможно обойти вниманием Японию, страну, где на протяжении десятков столетий бережно хранят традиции создания кукол. Первыми дошедшими до нас японскими куклами можно считать небольшие глиняные фигурки догу, относящиеся к третьему тысячелетию до нашей эры. По-видимому, догу были оберегами, охраняющими людей от недружественно настроенных духов. древнюю историю имеют и бумажные куклы, также первоначально имевшие ритуальное предназначение. Во время специального обряда на стилизованные изображения девочек и мальчиков переносились все беды и напасти, преследовавшие человека, а затем эти куклы либо сплавлялись вниз по реке, либо сжигались.

Еще в эпоху Средневековья в Японии сложились центры по производству кукол, прославившиеся различными видами игрушек. Среди их продукции есть и совсем простые по форме куклы, выточенные на токарном станке из цельного куска дерева, являющиеся повседневными игрушками японских девочек; есть куклы, выполненные из обожженной желтой и красной глины; вырезанные из дерева и собранные из разнородных материалов. Очень привлекательны куклы, воспроизводящие облик прославленных красавиц из пьес театра Кабуки. Наряды барышень, застывших в грациозных позах, выполнялись из парчи и расписанного вручную шелка, а замысловатые прически отделывались длинными серебряными шпильками и букетами искусственных цветов. Красавицы держат в руках зонтики, веера или музыкальные инструменты, Тому, кто хотя бы раз увидел эти произведения мастеров, становится понятно третье, помимо ритуального и развлекательного, предназначение японских кукол — быть объектом для любования. Причудливые изгибы линий, совершенство форм, почти неуловимое ощущение жизни притягивает взгляд.

Изготовление кукол — длительный и трудоемкий процесс, в котором бывает занято сразу несколько человек. Следуя традиционному разделению труда, один из мастеров делает туловище куклы, другой — головку и руки, третий — аксессуары: веера, музыкальные инструменты, оружие. Работа над созданием куклы требует не только высокого технического и художественного мастерства, но и скрупулезного изучения истории костюма каждой конкретной эпохи, ее обычаев, быта. На завершающем этапе работы мастер придает кукле задуманную позу. Это очень ответственная операция, от которой зависит, насколько удачно будет смотреться костюм, ляжет ли ткань так, чтобы возникла иллюзия живого тела, каким вообще окажется характер куклы. Жесткая проволока каркаса осложняет работу мастера, лишая его возможности многократно перегибать и поворачивать тело куклы, добиваясь желаемого положения. Здесь и проявляются в полной мере опыт и талант профессионала, несколькими скупыми движениями «оживляющего куклу.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Куклы играют огромную роль в традиционных календарных праздниках Японии. Не случайно ежегодно отмечаемый 3 марта праздник девочек иначе называют праздником кукол. В этот день, всего лишь один раз в году, девочкам дозволяется играть с куклами хина. Комплект таких кукол обычно собирается несколькими поколениями, он становится важнейшей семейной реликвией, а нередко и основной частью приданого невесты. С наступлением праздника девочек на специальную семиступенчатую полочку, покрытую красной материей, выставляется комплект игрушек, как правило, состоящий из пятнадцати кукол и миниатюрной утвари. На самой верхней ступеньке, на фоне отделанной позолотой ширмы, возвышается семейная чета — император и императрица, являющиеся символом домашнего очага. Ниже размещается свита правителей: придворные дамы, военные министры, дворцовая челядь, а самые нижние полки занимают лаковая мебель, всевозможная домашняя утварь, музыкальные инструменты.

Не обходится без кукол и праздник мальчиков, отмечаемый 5 мая каждого года. Традиционное воспитание в духе верности долгу, мужества, храбрости и самопожертвования сказалось на подборе кукол хина. В этот день семиступенчатую полочку занимают самураи в полном боевом облачении, сохранившиеся с того времени, герои народного эпоса, прославившиеся своими подвигами, модели оружия и доспехов.

Покинем загадочные для европейца Японские острова и отправимся в Россию, чтобы проследить за тем, как сложилась судьба кукол здесь. Вырезанные из дерева идолы, соломенные куклы, использовавшиеся в языческих обрядах, — таковы далекие предки русских игрушек. Опираясь на исследования археологов, можно также предположить, что в минувшие столетия ребятишки играли глиняными фигурками, среди которых встречались изображения человека.

Широкую известность в России и за ее пределами приобрели народные промыслы, специализирующиеся на изготовлении деревянных и глиняных потешек. Сергиев Посад, Городец, Дымково, Богородское, Филимоново, Полхов Майдан, Семеново — далеко не полный перечень центров их производства. Пронизанные золотистым светом симпатичные богородские зверушки, изысканно удлиненные филимоновские свистульки, сияющие эмалевыми красками барыни из Сергиева Посада восхищают продуманностью композиционного решения, умением мастера чувствовать материал.

Появление в России мягкой игрушки, в том числе и кукол с головками из папье-маше, связано с периодом правления Петра I. Царь-реформатор пригласил из Голландии мастериц, которые научили монахинь подмосковного Хотьковского монастыря изготовлять игрушки, выполненные по западным образцам. Куклы, собранные из фарфоровых деталей, ценились достаточно высоко. Если тело, руки и ноги таких игрушек изготовлялись в самых разных, порой полукустарных мастерских, то головки — детали, несущие наибольшую художественную нагрузку, выполнялись на специализированных фарфоровых предприятиях. Поскольку не на каждой кукольной головке стоит клеймо, позволяющее узнать, где и когда она была произведена, невозможно выяснить, сколько кукол в России собиралось из импортных деталей, а сколько из отечественных. Известно, что детали кукол производились на небольшом частном заводе в Санкт-Петербурге, принадлежавшем семье Бенуа. О российском происхождении фарфоровых красавиц свидетельствует и надпись «1915 Журавлев и Кочешков Москва», оттиснутая на одной из кукольных головок.

В России фарфоровые куклы стали особенно популярны во второй половине XIX — начале XX века. Большим спросом пользовались не только сами куклы, но и предметы, создающие их быт. Нарядная одежда и обувь, неотличимые по качеству от настоящих, модная мебель, тонкая фарфоровая посуда, нередко являвшаяся продукцией Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, помогали создавать утонченный и изысканный мир кукол.

Октябрьский переворот разрушил и сказочный мирок фарфоровых принцесс. Куклы стали массовой фабричной продукцией, лишенной индивидуального характера, красоты… История игрушек советского периода, безусловно, представляет интерес для специалистов, но для нас, следящих за перипетиями судьбы кукольного народа, эти страницы окажутся пустыми.

Не лучше складывалась ситуация в странах Запада. Развившаяся во второй половине нашего столетия мощная кукольная индустрия смела штучные, малорентабельные производства, и штампованная безликая продукция заполнила прилавки всего мира. Однако совершенные по форме, но лишенные тепла человеческих рук куклы обречены на людское безразличие, неизбежно сменяющее первые восторги. Это во многом объясняет резко возросший спрос на игрушки, выполненные малой партией или в единственном экземпляре. Последние годы можно наблюдать настоящий кукольный бум, охвативший США и страны Европы. Современные технологии и материалы, разработанные специально для изготовления кукол, позволяют создавать манекены, внешне практически неотличимые от человека. В американском штате Колорадо появилась фирма, занимающаяся изготовлением штучных кукол-двойников, как две капли воды похожих на детей заказчиков. Стремление вырваться из плена стандартов и шаблонов, во многом подменивших настоящее искусство, обходится недешево. Цена коллекционных кукол очень высока и порой достигает нескольких десятков тысяч долларов, поэтому вполне закономерно, что увлечение коллекционированием игрушек могут себе позволить только очень состоятельные люди. В числе самых известных коллекционеров кукол можно упомянуть жену бывшего президента США Барбару Буш, принцессу Диану, актрису Деми Мур.

Притягательная сила рукотворных человечков, пришедших из далекого прошлого, велика. Коллекционирование кукол, этих произведений искусства минувших веков и современности, увлекательно, но не меньшее удовлетворение может дать процесс создания кукол собственными руками. Безусловно, начинающему мастеру невозможно соперничать с прославленными кукольниками, но его скромные успехи могут стать первыми ступенями в освоении этого древнего искусства.

Изготовление кукол занимает особое место среди других видов декоративно-прикладных ремесел. Верное для любого вида творчества представление о том, что подлинное произведение искусства можно создать только по-настоящему любя свою работу, вкладывая в нее чувства, любовь, порывы души, абсолютно неоспоримо при создании кукол. Кукла, являющаяся, по сути, неким подобием человека, не может собираться «на потоке» из штампованных деталей. Выражение ее лица, характер отражают чувства и настроения творца куклы. Даже отлитые по одной модели лица могут принимать различные выражения за счет крошечных, почти незаметных штрихов, нанесенных кистью художника. Только творческий, очень личностный подход позволяет создать игрушку, приносящую радость как самому мастеру, так и всем, кто ее видит.

1.6. Выводы

В данном разделе дипломного проекта была рассмотрена история появления игрушек, в частности зарождение кукол. Так же в данном разделе мы рассмотрели мануфактуры разных стран. И описали их производство и декорирования изделий. Мы изучили основные тенденции и стили продвижения кукол в искусстве, как игрушек, так и декора интерьера. И еще узнали работы великих мастеров, которые оставили свой след в истории развитии кукольного мастерства.

 

РАЗДЕЛ 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Работа над эскизами

Эскизирование — это важная часть любой творческой работы так как изделие будит изготавливаться с нуля то необходимо выбрать правильную стилизацию для того чтобы изделие имело высокую эстетическую ценность.

Проанализировав различные формы, было принято решение делать изделие более традиционного вида. Отталкиваясь от истории, кукла будет выглядеть похожее на традиционно советские.

2.2. Классификация кукол

Для того, чтобы правильно составить классификацию кукол, необходимо сначала найти то, что в логике называется «основанием» для классификации. Если будут выбраны правильные основания, тогда классификация получится сквозной и системно описывающей предмет.

Например:

  1. Основной материал (голова, руки, ноги)

— фарфор

— дерево

— пластик(холодный, запекаемый

— папье-маше

— металл

— композит (соединение различных материалов)

 

  1. Изготовление туловища:

— целиковая (когда вся кукла выполнена из одного материала)

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— композиционная (когда туловище выполнено из различных материалов)

 

  1. Подвижность

— шарнирная (различного вида)

— неподвижная

— условно-подвижная (каркасные)

— механическая

 

  1. Назначение:

— игровая (предназанченная для различных манипуляций — переодевание, вращание как куклы Marotte, и пр. — для детей и взрослых) -вот здесь, кстати существует возможность более дробной классификации, связанной в том числе и с историческим развитием куклы

— ритуальная

— интерьерная (служащая для украшения дома)

— театральная

 

  1. По виду одежды:

— народная

— исторически-костюмная

— фантазийная

 

  1. По способу одевания

— со съемной одеждой

— с несъемной одеждой

 

  1. По способу построения анатомии

— реалистическая

— фантазийная (эльфьи ушки, хвостики-рожки и пр.)

— условная (содержащая антропоморфные опознаваемые черты)

2.3. Фарфоровые куклы

Фарфоровые куклы — уникальные художественные произведения, созданные профессиональными художниками для удовлетворения тонких потребностей души. Эти нежные создания, способны одним своим присутствием изменить и украсить любой интерьер и саму жизнь людей, ставших их счастливыми обладателями.

Еще совсем недавно коллекционирование кукол у нас в стране считалось чем-то недоступным, элитарным, западным — мысленно они ассоциировались с английскими леди и немецкими фрау, куклы казались недоступными, как и самые знаменитые коллекционеры кукол — принцесса Диана, Дина Верни, Деми Мур. Между тем коллекционные куклы сейчас имеют довольно широкий ценовой диапазон (от 10 до 40000 евро) и доступны всем, самые дорогие куклы — авторские, полностью изготовленные вручную ограниченным тиражом, их стоимость от 800 до 10000 евро. К этой же ценовой категории относятся куклы «винтаж» (от 50 лет) и антикварные (от 100 лет).

Более дешевые изготовлены знаменитыми торговыми марками с соблюдением вековых традиций — их тираж значительно больше, цены от 100 до 1000 евро.

Особо стоит выделить оригинальную современную куклу, изготовляемую малым тиражом с учетом тенденций современной моды, созданную японскими и корейскими мастерами, такую, как куклы корейской компании «Дрим Оф долл» — куклы, которых трудно назвать куклами, сделаны с ювелирной точностью, тщательной проработкой мельчайших деталей вплоть до изящного ноготка на пальчике, их отличительной особенностью являются необыкновенные глаза, роспись лиц, отсутствие мягконабивных деталей — все части изготовлены из фарфора. Они нереально живые, словно нить, соединяющая разные миры, не влюбиться в них — невозможно. В Москве пока это чудо почти невозможно найти, стоимость от 500 до 6000 евро.

К этой же ценовой градации относятся оригинальные модные авторские куклы, изготовленные малыми тиражами — феи, эльфы, тролли, дамы и джентльмены с головами животных в бальных и современных костюмах, национальные куклы.

Далее идут куклы, изготовленные с применением готовых фарфоровых деталей, авторскими в них являются роспись, дизайн прически, одежды. Такие куклы как правило оригинальны, изготавливаются в 1-2 экземплярах, не похожи одна на другую, могут превосходить по внешним данным кукол знаменитых торговых марок и сравнительно недороги. Это делает их наиболее привлекательными для большинства коллекционеров.

И, наконец, заводские многотиражные куклы ручной сборки — такие куклы приобретаются в виде готовых элементов, которые собираются вручную, что позволяет в процессе сборки устранить любой производственный брак, авторские детали в таких куклах — это прическа, цвет глаз и волос, аксессуары, бижутерия, коррекция росписи лица. Такие куклы тоже совсем непохожи на своих «заводских» собратьев, авторские решения бывают столь оригинальны — что угадать в такой кукле продукт творчества китайских умельцев невозможно совсем.

Самыми простыми являются, конечно, заводские китайские куклы — точные копии своих европейских собратьев из знаменитых коллекций, но выполненные с низким качеством из наиболее дешевых материалов, они имеют множество заводских дефектов (небрежная роспись лица, разошедшийся шов мягконабивной части, некачественное крепление фарфоровых деталей, пропуски шва и распускающийся шов костюма, отрывы лент, необработанный шов костюма и т.д, костюмы собраны при помощи термоклея). Такие куклы нуждаются в доработке, их одинаковыми лицами и костюмами пестрят торговые точки и им довольно трудно придать оригинальность — однако их цена от 350 рублей за куклу 40-45 см, как правило их дарят коллегам и в официальных случаях, при выборе решающую роль играет низкая цена.

Однако они же и являются самым дешевым и благодатным материалом для начинающих мастеров и коллекционеров и дают возможность для развития навыков дизайна куклы и простор для творческой фантазии.

Кукла — одна из самых древних игрушек. Первые из известных кукол — египетские. Они имели уже подвижные суставы, настоящие волосы, тщательно выточенные конечности. Огромное разнообразие кукол было и в античном мире: здесь и глиняные животные (птицы, черепахи, лягушки, зайцы, змеи, обезьяны). Греческие дети забавлялись и троянским конем, начиненным солдатами и офицерами. Греческие и римские куклы делались частью из воска, частью из глины, иногда ярко размалевывались. Изготовление их составляло особую отрасль производства. А в наше время производство кукол способно претворить в жизнь любую, даже самую неожиданную фантазию.

Кукла — это важный элемент в развитии любого ребенка. Но они интересны не только детям. Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам, на полном праве считая их своими детьми. Ведь кукла — это живое существо, если в нее вложена частичка души художника, зародившая неповторимую ауру куклы. Создание куклы позволяет как нельзя полно отразить внутренний мир создателя. Ведь кукла повторяет человека не только внешне. И после рождения каждая кукла начинает жить своей жизнью, создавая свою неповторимую историю и накапливая в себе энергию, которую она впоследствии передает людям, созерцающим ее.

Более тысячи лет назад в Китае после долгих лет поисков и многих неудач китайские гончары сделали материал, который оказался доступным и легким в обработке. Это был фарфор.

Долгое время наряду с производством шёлка фарфор оставался одной из самых запретных и желанных для западных владык загадок Востока. Попытка её разгадать сродни настоящему детективу, ибо дерзнувшего на это в Китае ждал один приговор — смерть.

Сколько было таких попыток разгадать секрет изготовления фарфора, скрывается за слоем времен, мы можем только догадываться. Секрет, в конце концов, по-видимому, выведали, вот только имя героя и поныне осталось неизвестным.

В международной литературе по-разному освещается вопрос о возникновении фарфорового производства в России.

Попытки организовать производство фарфора или фаянса в России начались еще при Петре I — большом его ценителе. Но все попытки были неудачны. После всех неудач, оставался один путь, наиболее трудный и долгий, но зато единственно надежный: организовать поисковую систематическую научно-технологическую работу, которая в результате должна была привести к разработке технологии производства фарфора. Для этого нужен был человек, имевший значительную подготовку, обладающий достаточной технической инициативой и изобретательностью. Таковым оказался Дмитрий Иванович Виноградов, уроженец города Суздаля.

Перед Виноградовым встала задача самостоятельно разрешить все вопросы, связанные с созданием нового производства. На основе физических и химических представлений о фарфоре ему предстояло разработать состав фарфоровой массы и разработать технологические приемы и способы изготовления массы настоящего фарфора. И ещё одна задача встала разработка глазури, а также рецептуры и технологии изготовления керамических красок разных цветов для живописи по фарфору. Более тысячи различных экспериментов было выполнено Д. И. Виноградовым за время его работы на, как её тогда называли, “порцелиновой фабрике”.

В 1752 г. заканчивается первый этап работ Виноградова по созданию рецептуры первого русского фарфора и организации технологического процесса его производства. Следует обратить внимание на то, что, составляя рецепт, Виноградов старался по возможности зашифровать его. Он не пользовался русским языком, а применял итальянские, латинские, древнееврейские, и немецкие слова, пользуясь кроме того, их сокращением. Это объясняется тем, что Виноградову давались специальные указания о необходимости засекречивать работу, насколько это возможно.

Успехи Виноградова по изготовлению фарфора на порцелиновой фабрике в это время были уже столь значительны, что 19 марта 1753 г. в “Санкт-Петербургских ведомостях” (№ 23) появилось объявление о приеме заказов на фарфоровые “пакетовые табакерки” от частных лиц.

Помимо разработки рецептуры фарфоровых масс и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы. Можно сказать, что весь технологический процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому и, кроме того, одновременно же подготавливать себе помощников, преемников и сотрудников различной квалификации и профиля. В результате “прилежного труда” (так он сам оценил свою деятельность), был создан самобытный русский фарфор, создан независимо от заграницы, не случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы.

Во время царствования Екатерины Великой наступает художественный подъем. Однако в третьей четверти XIX века воспрепятствовать художественному упадку было уже невозможно. И только во время Гражданской войны, когда в стране не хватало бумаги даже для газет и плакатов, революционное правительство прибегало к самым необычным формам пропаганды. Уникальным явлением в искусстве 1918-1921 гг. стал агитационный фарфор.

Советский агитационный фарфор выставлялся на зарубежных выставках, был предметом экспорта. Эти произведения занимают достойное место в собраниях крупнейших музеев России и других стран, являются желанными для коллекционеров.

На протяжении многих десятилетий фарфор стал неотъемлемой частью нашего быта, но мало кто знает, как делают фарфор.

Фарфор относится к классу тонкокерамических изделий с белым, иногда искусственно окрашенным, плотным, спекшемся, раковистым и блестящим в изломе, просвечивающим керамическим материалом, который в зависимости от вида изготовляемой продукции покрывается или на покрывается прозрачной, а иногда и непрозрачной глухой глазурью (стекловидным материалом).

Твердый фарфор или просто фарфор, представляет собой однородную, белую, сильно звенящую, твердую и тугоплавкую, при незначительной толщине весьма прозрачную массу, в изломе жирно-блестящую, раковистую, мелкозернистую; твердый фарфор состоит главным образом из каолина и полевого шпата с примесью кварца, извести и т. д. и покрыт твердой глазурью. Мягкий фарфор, обнимает собою два совершенно различных сорта, более или менее приближающихся к фарфору по цвету, прозрачности и глазури, но весьма чувствительные к быстрой перемене температуры. До появления в Европе твердого фарфора, применялся мягкий. Если провести по мягкому фарфору ножом, глазурь дает трещину; этим способом его легче всего отличить от твердого фарфора, глазурь которого в подобном случае ничуть не пострадает.


Страницы:   1   2   3   4   5   6