Заявка на расчет
Меню Услуги

Изучение готовности к инновационной деятельности библиотекарей. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


Глава II Эмпирическое исследование изучения готовности к инновационной деятельности сотрудников библиотек.

2.1. Организация и проведение исследования

Цель исследования: изучить и проанализировать готовность сотрудников библиотек к инновационной деятельности.

  1. Задачи эмпирического исследования: Проведение диагностических методик по изучению готовности библиотекарей к инновационной деятельности
  2. Описание и обобщение результатов исследования.
  3. Разработка рекомендаций к инновационной деятельности библиотекарей НБ ТГУ.

База исследования: Публичная библиотека города. Кызыла и Научная библиотека ТувГУ.

Выборка исследования: в эмпирическом исследовании приняли участие 27 человек. Респондентами являются женщины, которые работают в различных структурных подразделениях библиотеки: абонемент, читальный зал, отдел электронной библиотеки справочно-библиографический отдел и отдел редкой краеведческой литературы, и др. отделы Средний возраст от 25-70 лет. С высшим и средне — специальным образованием. Стаж работы библиотечной деятельности составляет от 2-х до 40 лет.

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

2.2.1 – констатирующий эксперимент.

Анализ и интерпретация результатов методики Нгуен

С целью изучения потребностей читателей в информации и выявления степени и удовлетворения их потребностей в получении этой информации было проведено диагностическое исследование на базе Кызылского педагогического института, респондентами которых явились 21 студентов в возрасте от 17-27 лет с использованием анкетирования [4].

Результаты анкетирования показали, что студенты библиотеку посещают и часто пользуются ее услугами – 75%, не часто – 20%, а 5% опрошенных пользуются другими информационными ресурсами из-за неполного удовлетворения своих потребностей в библиотеке, т.е. совсем не пользуются. Следовательно, здесь напрашивается вывод, что библиотеке вуза предстоит многое сделать для того, чтобы обеспечить студентов необходимыми информационным ресурсами.

Студенты не так много времени проводят в библиотеке, в основном тратят 1-2 часа (55%), %), 4 часа (4%) и больше 4-х часов (4%).

Используются все виды библиотечных материалов, но наибольшим спросом пользуются электронно-библиотечные системы (60%), книги занимают вторую позицию (40%), они все-таки остаются самым надёжным источником информации, несмотря на развитие новых информационных технологий и широкое распространение Интернета.

Большинство студентов берут материалы по направлению обучения, а в основном это: учебные, научные, справочные издания по педагогике, кроме этого, их интересуют научные доклады (15%). Кандидатскими диссертациями интересуются всего 1% респондентов. Опрос также выявил, что студенты в библиотеке совсем не используют газеты (0%).

Потребности студентов в информации ясны и конкретны: используют информационные ресурсы библиотеки в основном для учебы (80%) для научных исследований (15%). Наряду с этим было выявлено, что удовлетворение информационных потребностей в целях досуга (10%) и для других целей достигает 10%. Этот показатель сотрудникам библиотеки, несомненно, надо учитывать при формировании своих информационных ресурсов, которые должны быть нацелены не только на вузовские программы, но и на удовлетворение досуговых потребностей студентов.

Студентов педагогического института интересуют такие области знания, как: история (20%), литература (15%), педагогика (50%), психология (40%) и иностранный язык (15%).

Опрос также выявил, что Интернет-ресурсы являются самым быстрым способом получения студентами достоверной информации в библиотеке (70%), на втором месте самостоятельный выбор материалов на стеллажах (20%), а к сотрудникам библиотеки обращаются за помощью всего 15% опрошенных.

Для улучшения обслуживания студентов было важно выяснить, как они оценивают качество работы библиотеки. Оказалось, что всего 27% респондентов полностью удовлетворены, а большее количество опрошенных – 58% частично удовлетворены библиотечными услугами. Это данные свидетельствуют о необходимости обратить серьезное внимание на улучшение обслуживания студентов.

А для улучшения работы библиотеки 45% опрошенных предлагают повысить качество информационно-библиотечной продукции и услуг, 30% рекомендуют повысить качество информационных ресурсов и 15% респондентов предлагают обратить внимание на улучшение материальной базы (приобретение дополнительных компьютеров, увеличение числа посадочных мест и т.п.).

Таким образом, изучение потребностей студентов в информации и выявления степени и удовлетворения их потребностей в получении информации показало, что студенты больше доверяют информации из Интернета, информация на бумажных носителях отошла на второй план. Студенты, в своей профессиональной деятельности будут испытывать информационную потребность и для этого будут использовать различные информационные ресурсы при подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям, к педагогическим советам, даже для своего самообразования, пополнения знаний в области своей деятельности, совершенствовании своего педагогического мастерства. Ведь педагог формирует критическое мышление обучающихся в мире информации. Большую часть информации, конечно, найдут в интернете, но и библиотеки должны оказывать неоценимую помощь. [3]

Вышеизложенное позволяет сделать следующие пути и направления работы сектора обслуживания библиотеки: предстоит многое сделать для того, чтобы обеспечить студентов необходимыми информационным ресурсами:

1) повысить качество информационно-библиотечной продукции и услуг;

2.) Расширить и разнообразить услуги библиотеки;

3). улучшение материальной базы (приобретение дополнительных компьютеров, увеличение числа посадочных мест и т.п.);

4). Формирование креативного мышления библиотекарей;

Следует отметить, что просветительская работа по воспитанию информационной культуры студентов ТувГУ начинается с самого начала их учебы в вузе – с 1-го курса. В начале учебного года проводятся экскурсии по библиотеке, во время которых сотрудники знакомят студентов с ее подразделениями и др. Разработана памятка для первокурсника с информацией о библиотеке (часы работы, выдержки из правил пользования, телефоны и фамилии руководителей отделов. Информация о библиотеке, о мероприятиях, проводимых библиотекой, размещается на сайтах факультетов библиотеки, используются социальные сети «В Контакте». Библиотека ТувГУ формирует библиографические знания также посредством проведения факультативного курса «Основы информационной культуры», который должен выработать определенные навыки и умения работы с библиотечной продукцией и справочно-библиографическим аппаратом. Сотрудниками библиотеки используются следующие формы, методы и технологии библиотечного обслуживания:

  • наглядные: информация о библиотеке, схемы-алгоритмы поиска информации, выставки-просмотры, памятки, листовки, презентации, буклеты и т.д.;
  • комплексные: экскурсии, занятия библиотечно-библиографических знаний, индивидуальные и групповые консультации, и т.д.;
  • индивидуальные и групповые консультации студентов в отделе обслуживания, например, по подбору источников курсовых и дипломных работ и др. Консультации начинаются с обучения правильной формулировке запроса, разъяснения схемы-алгоритма поиска информации, работы в электронном каталоге библиотеки. Специалисты библиотеки также консультируют студентов по использованию справочно-правовых систем «Консультант-Плюс», «Гарант»;
  • Использование инновационных технологий библиотечного обслуживания, позволяет наиболее эффективно использовать информационные технологий, что, безусловно, обусловливает высокие требования к уровню информационной потребности специалистов в различных областях знания, в том числе и педагогической. ТувГУ расширяет информационное пространство студента, предоставляя возможность пользования электронными библиотеками, каталогами ведущих федеральных научных библиотек, например, РГБ (Российская Государственная библиотека) Электронных библиотечных систем IPRbooks, Лань, Elibrary.ru., использование библиографических и информационных сервисов, тематических рубрик сайта библиотеки.

Таким образом, вышеперечисленные направления работы позволит не только улучшить качество обслуживания в библиотеках, но и проследить положительную динамику развития информационных потребностей студента, что, в первую очередь, окажет воздействие на качество его учебной и научно-исследовательской деятельности, а также его профессионального роста и развития.

Анализ и интерпретация результатов методики В.Бойко

В соответствии с целью работы, и разработки методических рекомендаций по проблемам «выгорания», применено анкетирование по методике В.В.Бойко. В анкетировании приняли участие 32 человека. Респондентами являются женщины, которые работают в различных структурных подразделениях библиотеки: абонемент, читальный зал, отдел электронной библиотеки справочно-библиографический отдел и отдел редкой краеведческой литературы, и др. отделы Средний возраст от 25-70 лет. С высшим и средне — специальным образованием. Стаж работы библиотечной деятельности составляет от 2-х до 40 лет.

 

Исследование выполнялось в трех этапах.

Опросник состоит из 84 вопросов, разделённых на фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция» и «истощение». (Вопросы опросника приведены в Приложении 2).

 

Анализ и интерпретация результатов методики В.В. Пантелеевой, Т.П. Кнышевой.

Целью проведения экспериментальной части исследования являлось изучение готовности библиотекарей Тувинского государственного университета к инновационной деятельности.

Эмпирическая часть исследования проводилась на базе научной библиотеки ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет». Всего в исследовании приняло участие 27 работников библиотек. Возрастной состав варьирует от 25 до 70 лет. Половой состав выборки составляет 100% женщин. Образовательный уровень библиотекарей, принявших участие в исследовании, составляет высшее и средне — специальное образование. Стаж работы в библиотечной деятельности респондентов составляет от 2-х до 40 лет.

В структуру научной библиотеки ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» входят 5 абонементов и 8 читальных залов, в числе которых 2 читальных зала в общежитиях и 1 научный читальный зал. Всего в библиотеках работает 27 работника, 100% которых приняло участие в нашем исследовании.

Анализ изучения инновационной готовности велся согласно воззрениям таких ученых как Б.Г. Ананьев, В.Б. Бычин, А.А. Деркач, Д.А. Донской, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Крутецкий, О.В. Ливенцова и В.Д. Шадриков. Инновационная готовность рассматривается ими как одна из разновидностей психологической готовности к деятельности. Данная разновидность видится ими как направленность, способности и опыт, важные для инновационной деятельности.

Таб.1. Результаты описательной статистики исследования инновационной готовности библиотекарей

 

Условные обозначения:

  • ЭГ — эмоциональная готовность
  • МГ — мотивационная готовность
  • КГ — когнитивная готовность
  • ЛГ — личностная готовность
  • ОГ — организационная готовность

Описательная статистика полученных данных (Табл.1.) показала следующие результаты:

  • Эмоциональная готовность работников научной библиотеки составляет диапазон от 32 до 56 баллов, что позволяет предположить, что работники готовы к участию в инновационной деятельности. У них имеется выраженный интерес к внедрению в своем труде новых технологий, освоению новых способов выполнения деятельности. Они готовы воспользоваться предложенной перспективой преобразований на рабочем месте.
  • Мотивационная готовность варьирует с 33 до 55 баллов, что свидетельствует о преобладании внутренних мотивов, чем внешних мотивов стимулирования. Участие в инновациях мотивируется у работников с желанием достижения успеха, самореализацией и получением удовлетворения от процесса. Такие работники обычно готовы нести ответственность за последствия своих действий, так как усматривают в них возможности для своей самореализации.
  • Когнитивная готовность показывает данные от 24 до 44 баллов, что свидетельствует о наличии у работников библиотек знаний, достаточных для внедрения новшеств и знает, как найти необходимую для внедрения информацию.
  • Баллы по шкале личностной готовности у респондентов варьирует от 27 до 50 баллов. Высокий разброс свидетельствует о наличии работников библиотек с разным уровнем развитости компоненты личностной готовности. Личностная готовность связывается с наличием значительного количества личностных особенностей, повышающих эффективность инновационной деятельности. Большинство испытуемых демонстрирует уверенность в себе, умеренную склонность к риску, практичность, радикализм и креативность. Есть % респондентов, которые возможно смогут продемонстрировать эффективность в качестве организаторов и руководителей инновационных проектов.
  • Организационная готовность респондентов показывает баллы от 33 до 54 баллов, что связывается с удовлетворенностью персонала библиотек с созданными в университете и библиотеках условиях для инновационной деятельности. Имеет большую вероятность наличия потребности в дополнительных мерах по поддержке и продвижению инновационной деятельности со стороны руководства.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о наличии готовности к инновационной деятельности выше средней.

Рис.1. Сравнение средних показателей по шкалам инновационной готовности

Сравнение средних показателей по шкалам инновационной готовности (Рис.1.) показывает больший коэффициент по шкале «Мотивационная готовность», так как среднее значение по выборке составляет 46,593 баллов, к примеру, по сравнению со шкалой когнитивной готовности, которая составила 33,667 баллов.

Среднее значение по шкалам «Эмоциональная готовность» (42,444), «Личностная готовность» (41,963) и «Организационная готовность» (44,889) показывает значение выше среднего (оно составляет 35 баллов).

 

Сравнение средних баллов (Таб.2.) показало, что параметры эмоциональной готовности составляет 56 баллов от 70 максимально возможных (среднее значение 42,4) значений. Готовность эмоционально поддержать оказывается у большинства респондентов выше средних баллов. Мотивационная готовность показала 55 баллов от максимально возможных значений. Мотивация достижения успеха и самореализации характерна для большинства респондентов (среднее значение составляет 46,5 баллов). Средний балл по группе когнитивной готовности составляет 33,6 баллов из 70 возможных. Процент от максимально возможного составил 44 балла, что свидетельствует о невысоком % респондентов с высокой когнитивной готовностью. Средний балл по параметрам личностной готовности составил 41,9 баллов, когда максимальный балл в выборке составил 50 баллов. Необходимо отметить тот факт, что высокие коэффициенты демонстрирует большее количество респондентов.Таб.2. Средний балл при самооценке библиотекарей готовности к инновационной деятельности

Организационная готовность показывает максимальный балл в 54 значения, когда как среднее значение составляет 44,8 баллов, что демонстрирует % удовлетворенности созданными в организации условиями.

Таким образом, можно говорить об относительно высокой готовности работников библиотек к инновационной деятельности.

2.2.2 Формирующий эксперимент. Инновационная деятельность НБ ТувГУ

Научная библиотека Тувинского государственного университета осуществляет информационно-библиотечное обслуживание различных групп читателей университета: студентов, аспирантов, магистрантов, преподавателей и других работников университета.

Основная деятельность библиотеки в 2019 году была направлена на сбор, хранение, обработку информации и обеспечение продвижения информации по всех информационных источниках; образовательно-просветительская деятельность; создание комфортной среды для активизирования творческого мышления и креативности. Библиотека обладает уникальным фондом печатных и электронных изданий. Всего в 2019 г. общий фонд составляет 443 617 экз., в том числе: учебных изданий –186 243 экз., учебно-методических –30 660экз., научной литературы –193 193экз., художественной – 33 429экз., на иностранном языке – 92экз [61]. В библиотечный фонд НБ за 2019г. всего поступило 4 269 экз. книг, что на 13 % меньше, чем в 2018 г.

Большое место в формировании фонда занимают электронно-библиотечные системы, на приобретение которых было увеличено финансирование.  Пользователям библиотеки предоставлен доступ к 9 ЭБС: «Университетская библиотека онлайн», Elibrary.ru, IPR-books, «Консультант Студента», «Юрайт», НЭБ, также подключен электронный читальный зал Президентской библиотеки, имеется доступ к ЭБС «Лань. Для слабовидящих и незрячих пользователей заключен договор и осуществлён доступ к БЗ IPR-books WVreader (базовая коллекция). Количество обращений к ЭБС увеличивается, что видно из таблицы 2

Фонд научной библиотеки отражен в электронном каталоге, внедрена автоматизированная библиотечная система ИРБИС, которая обновлена в отчетном году.Таб.1. Анализ фонда Научной библиотеки ТувГУ за 2017-2019гг

 

Кроме ЭБС все зарегистрированные пользователи имеют доступ к 309 электронным образовательным ресурсам, разработанным преподавателями университета и к базе данных ВКР, где на 1.12.2019 г. размещено 453 работы. В Научной библиотеке 13 отделов занимаются обслуживанием читателей, имеется 400 посадочных места.Таб.2. Востребованность ЭБС пользователями НБ ТувГУ

Пользователями библиотеки являются 7569 чел. (на 1.12.2019). В 2019 г. в электронно-библиотечных системах НБ ТувГУ было зарегистрировано 3325 пользователей. Проведены занятия с первокурсниками по «Основам информационной культуры личности», всего 198 ч. Количество выданных документов – 275 420 (на 1.12.2019) экземпляров, из них выгруженных из электронных систем – 87 362 (на 1.12.2019). Число посещений абонементов и читальных залов – 33 501 (на 1.12.2019).

Для преподавателей и сотрудников, аспирантов и магистрантов проводились семинары и вебинары по использованию информационных ресурсов, по составлению библиографических списков литературы, проводились тематические обзоры и обзоры новых поступлений. Ежеквартально составлялись списки новых поступлений литературы. Проблема борьбы с читательской задолженностью в библиотеке превратилась из неприятной процедуры в положительную методом решения выбирается не только наказание задолжников, но и поощрение за своевременный возврат книг. Так,13 числа каждого месяца библиотека проводит акцию «Верни книгу в библиотеку», где каждый читатель может сдать книгу без штрафов и нареканий, а взамен утерянных книг оформить сертификат на приобретение книг библиотекой через ЭБС «Юрайт».

Для аспирантов, магистрантов, докторантов и ученых в библиотеке создан Центр наукометрии, который осуществляет консультирование, проведение обучающих семинаров, изучение публикационной активности. Всего проведено 233 консультации и выполнено 556 справок. Библиотека ведет работу по размещению Научного журнала «Вестник Тувинского государственного университета», сборников конференций ППС ТувГУ в базах данных Российской книжной палаты, Российской государственной библиотеки (61 источник), КиберЛенинке (246), Архив Вестника (61), Научной электронной библиотеке Elibrary.ru (80).

Научной библиотекой присвоено 246 doi (идентификатор цифрового объекта) для статей «Вестника ТувГУ» и сборников конференций Тувинского госуниверситета. Всего за отчетный год отредактировано более 300 списков литературы объемом 2780 источников для научных статей и изданий ППС ТувГУ. [62]

Сайт библиотеки. В 2019 г. сайт библиотеки был обновлён добавлены новые интересные рубрики, версия сайта для слабовидящих пользователей, интерфейс сайта стал более удобным в использовании. На сайте доступны виртуальные выставки, в 2019 г. подготовлено 10 выставок различной тематики и 3 информации о новых поступлениях книг. В разделе удаленные сетевые ресурсы размещена информация о доступе к лицензионным и открытым ресурсам. обращений к веб-сайту библиотеки за отчетный период составило 39 109 (на 1.12.2019).

Библиотека ведет свои страницы ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Инстаргаме и на YouTube. Библиотека активно принимает участие в мероприятиях, проводимых в университете. 18-19 октября 2019 г. в Тувинском государственном университете прошел Всероссийский фестиваль NAUKA 0+. Научная библиотека Тувинского государственного университета приняла участие в фестивале с площадкой «Развитие информационных технологий». Экспонаты были представлены по этапам развития, в 4-х разделах: фотоаппараты, видеокамеры, печатные устройства и устройства хранения информации.

Методист Научной библиотеки представила для детей «Живые раскраски», а для школьников и студентов – новые форматы книг с дополненной реальностью. Также были показаны научно-популярные фильмы об истории возникновения фотоаппаратов, видеокамер. Дети и взрослые гости фестиваля впервые на выставке увидели перфокарты, узнали об их предназначении. [62] «Сюда приходят дети – узнать про все на свете» под таким названием прошел цикл экскурсий в Научную библиотеку ТувГУ. Библиотекари принимали читателей Детского университета и летних школ. Маленькие посетители познакомились с печатными книгами дополненной реальности, которые вызывают интерес к учебе, знаниям, позволяют лучше понять то или иное явление. Все участники экскурсии, с помощью современных технологий, оживили свои раскраски. [62]

Для преподавателей, аспирантов и магистрантов проводятся Дни информации, и Дни специалиста, Дни кафедры, в Научном читальном зале сотрудники библиотеки проводят обучающие семинары, и вебинары.  Не так давно в Научной библиотеке Тувинского госуниверситета открылся Центр наукометрии, который занимается проведением библиометрических исследований, консультационной работой по определению индекса цитируемости, учету и размещению научных работ преподавателей и сотрудников в РИНЦ.

Для магистрантов первых курсов прошел мастер-класс по работе с базой данных РГБ авторефератов и диссертаций. Для аспирантов и молодых ученых регулярно проводятся обучающие семинары и консультации по работе с ЭБС и по регистрации в elibrary.ru. Молодым ученым специалисты центра помогают при написании научных статей и их размещении в базах данных. На сайте библиотеки постоянно обновляется информация по публикационной активности преподавателей, сотрудников и самого университета в целом. [62]

Библиотека каждый год принимает участие в конференциях, семинарах и круглых столах и др. мероприятиях. Впервые 27 мая в честь Общероссийского дня библиотек библиотеке для студентов ТувГУ в этот день был организован «Библиотечный диктант», где студенты могли показать свои теоретические и практические знания по поиску информации. во время проведения Всероссийской акции «Библионочь-2019», 19 апреля, звучали необычные стихи, мероприятие объединило всех любителей книг и чтения.

В работе библиотеки многое зависит от кадрового состава, профессионализма, сотрудников, креативности умения решать поставленные задачи. В штате НБ 27 сотрудников, в том числе с высшим специальным образованием 12 чел., непрофильным 8 чел. и средним специальным образованием 4 чел. (39, 4%). В отчетном году 9 сотрудников библиотеки прошли курсы повышения квалификации по «Охране труда»; дистанционные курсы (СФУ) «Цифровые информационные ресурсы для научной образовательной деятельности» – 2 сотрудника;

Многие сотрудники стараются проходить курсы повышения квалификации, занимаются своим самообразованием. для улучшения своей библиотечной деятельности. Сотрудниками библиотеки подготовлено 55 информационных публикаций на сайт научной библиотеки ТувГУ и 28 на сайт университета, в газету ТувГУ -2 публикации, в календарь-хронограф 2020г. «Люди и события Тувы» подготовлена информация «Университету Тувы 25 лет». [62]

2.2 Контрольный эксперимент

Анализ

Цель: Трансформация личности библиотекарей через систему знаний о себе.

Задачи: сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

Эффективность курса тренингов определялась сравнением результатов в начале и в конце программы, мы имели возможность констатировать следующее.

Во время проведения некоторых тренингов часто разворачивались жаркие споры, когда никто не хотел прислушиваться к мнению своих коллег, идти на компромиссы, владеть собой. Наглядно демонстрируя самим участникам их некомпетентность в сфере общения. После каждого тренинга проводилась рефлексия, где мы обсуждали наши чувства, эмоции.

Тренинги проводились с интервалом 1 раз в месяц. Предварительно проводилась около тренинговая работа, в коллективе создавался положительный настрой сотрудников, а также благоприятный психологический климат. Каждый из данных семинаров-тренингов имел законченную форму, но в то же время являлся основой для построения и проведения следующего тренинга.

 

1 Фаза синдрома «напряжения» в публичной библиотеке и научной снизилась, что говорит о том, что по результатам проведения тренингов у сотрудников было ярко выражено удовлетворение от проведения мероприятий в библиотеке. У сотрудников изменилось отношение к себе и к читателям библиотеки. Они стали более улыбчивыми, у них не наблюдалось, отрицательных эмоций: раздражения, гнева, грубости.

II фаза — резистенция до проведения тренингов находилось (71%) сотрудников Публичной библиотеки и (65%) Научной библиотеки., и положительная динамика снижения симптомов выгорания (30%) сотрудников Публичной библиотеки, (40%) сотрудников Научной библиотеки после проведения программы.

III фаза – истощение, заметно снизилась. В % соотношении сотрудники библиотек сравнялись, у библиотекарей Публичной (20%) и Научной библиотеки. (20%). После проведения таких занятий как Тренинг-семинар «Я и мы», тренинг-семинар «Культура здоровья — культура жизни» в результате наблюдался интерес к самому себе, снижены фазы   эмоционального выгорания.

Из цикла тренингов сотрудники научились слышать друг друга, они увидели себя, с другой стороны. У них изменилось отношение к себе и своей профессии, появилась желание для саморазвития и профессионального роста чего не наблюдалось ранее.

2.3 Рекомендации библиотекарям к участию в инновационной деятельности

Рекомендации включают в себя несколько аспектов, к которые делают акцент на изучение нового сравнивая со старым т. к. многие библиотекари испытывают затруднения в применении нового в практической деятельности. Следующий аспект, на наш взгляд — это изменение самосознания сотрудников библиотек, повышение уровня творческой компетенции, что влечёт за собой готовность к реализации проектов, новых форм и методов информационно-библиографического обслуживания пользователей библиотек.

Обобщая результаты исследования, можно сказать, что необходимо совершенствовать процесс подготовки библиотекарей к инновационной деятельности. Эффективными методами оказались семинары-тренинги. Данные, полученные в ходе исследования, позволяют сформулировать ряд рекомендаций для библиотекарей к участию в инновационной деятельности:

1.Непрерывное профессиональное образование и постобразование на курсах переподготовки, курсах повышения квалификации, как выездные, так и дистанционные, мастер- классы, семинары, участие в научно-практических конференциях;

2.Освоение веб-технологий;

3.Участие в психологических семинарах и тренингах;

4.Участие в программах и проектах развития библиотечного дела.

5.Осуществление методической деятельности в работе библиотеки.

Вывод по II главе

Стратегический подход в инновационном развитии библиотеки изменили ключевые направления кадровой политики в сторону профессионального роста сотрудников, специалистов с развитым креативным мышлением и становлению инновационной культуры. Это невозможно без психологической готовности к инновационной деятельности сотрудников, преодолению психологических барьеров и изменения образа мышления специалистов библиотечной деятельности.

При проведении исследования перед нами стояли задачи, связанные с изменением образа мышления библиотекарей -профессионалов библиотечной деятельности через развитие у них психологической готовности к инноватике в библиотеке, преодолению психологических барьеров, изменению своего самосознания Проведенное экспериментальное исследование с целью изучения готовности библиотекарей Тувинского государственного университета к инновационной деятельности показало следующее:

  1. Эмоциональная готовность работников библиотек составляет в большинстве своем высокий % готовности.
  2. Мотивационная готовность является максимально высокой по сравнению с другими параметрами. Работники библиотек имеют больший % внутренних мотивов, который мотивируют их на инновационную деятельность.
  3. Когнитивная готовность имеет самую меньшую выраженность среди параметров готовности к инновационной деятельности.
  4. Личностная готовность имеет большой разброс среди выборки, но максимум баллов составляет 50 баллов из 70 возможных.

Организационная готовность, которая включает готовность условий работы к проведению инновационной деятельности. Все компоненты по преодолению психологических барьеров готовности к инновационной работе имели существенные изменения. По результатам формирующего эксперимента существенные изменения в сторону положительной динамики изменений в деятельности библиотеки. Проведённое эмпирическое исследование, направленное на преодоление психологического барьера готовности к инновационной деятельности, разработанный цикл тренингов на снижение уровня синдрома выгорания и развитие на основе психологической гибкости является валидной программой для данных групп участников. Содержание и форма проведённых занятий способствуют:

Раскрытию личности;

Повышению уровня готовности к инновационной деятельности;

Снижению уровня синдромов профессионального выгорания. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внедрение информационных технологий в деятельность библиотекарей, с необходимостью требует непрерывного совершенствования, системы подготовки квалифицированных кадров. Инновационная деятельность – это внедрение в сферу своей профессиональной деятельности новых или усовершенствованных технологий и продуктов. В условиях рыночной экономики, а также осуществления профессиональной деятельности в условиях эффективного контракта предполагает личностный рост и готовность персонала к участию в реализации инновационных процессов. В условиях работы в библиотеке это может быть работа над созданием новых баз данных, регистрации результатов интеллектуальной деятельности, созданием новых программных продуктов и т.д.

Основными направлениями в научно-методической работе Научной библиотеки  являются анализ и прогнозирование, мониторинг инновационной деятельности, организация образования и постобразования библиотечных кадров, совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности общедоступных библиотек, развитие и поддержка автоматизированной библиотечной сети, оказание помощи библиотекам по внедрению новых информационных технологий. Отношение сотрудников к нововведениям, их целям и задачам оказывает непосредственное влияние на их осуществление. С новшеством сотрудники, как правило, связывают определенные ожидания как положительных, так и отрицательных изменений. К числу положительных изменений относятся: характер работы, величина заработка, численность коллектива, отношения с коллегами по работе и начальством. К отрицательным изменениям: увеличение рабочей нагрузки в процессе инноваций, понижения статуса в коллективе, и др. С процессом внедрения инноваций, как правило, возникают проблемы, которые зависят от психологических установок, опыта работы сотрудников, а также от психологических свойств личности.

Готовность к инновационной деятельности предполагает готовность на эмоциональном, когнитивном, личностном и организационном уровне. Также готовность к введению инноваций предполагает наличие внутренней мотивации к введению инноваций на производство. Эмоциональная готовность к инновационной деятельности предполагает наличие эмоциональных инструментов для борьбы с тревогой о непонятном будущем, а также наличие таких черт личности как стрессоустойчивость, высокий уровень адаптивности и готовность к новшествам. Мотивационная готовность предполагает наличие у персонала побуждений, помогающих видеть в нововведениях возможности для самореализации. Нововведения предполагают получение удовольствие от самого процесса. Когнитивная готовность предполагает наличие определённого уровня интеллекта, навыков и знаний для осуществления профессиональной деятельности в условиях введения инноваций. Личностная готовность предполагает наличие у работника личностных особенностей, упрощающих и даже поддерживающих инновационную деятельность работников. Это наличие коммуникативных, организаторских и управленческих способностей и задатков у сотрудников библиотек. Организаторская готовность предполагает наличие социально-психологических условий, поддерживающих персонал во внедрении инноваций в работу, сюда входит и удовлетворенность персонала материально-техническими условиями в организации. Большая удовлетворенность условиями в организации доказано влечет за собой большую готовность к инновационной деятельности у сотрудников. Таким образом, можно сделать выводы об относительной готовности персонала библиотеки к инновационной деятельности. А именно по эмоциональной, личностной, мотивационной готовности. В заключении следует отметить, что заявленная гипотеза доказана частично, организаторская и когнитивная готовность к инновациям у работников научной библиотеки требует дополнительного рассмотрения и внимания.

Инноватика в библиотечном деле имеет специфику, отличающую их от инноваций в других сферах.

Список использованной литературы

  1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г.Ананьев. – Санкт-Петербург.: Питер, 2010. − 288 с.̶ Текст: непосредственный.
  2. Библиотеки России на пороге XXI века: цифры и факты: Сборник статей и аналитических материалов о состоянии библиотечной сферы / Министерство культуры Российской. Федерации. – Москва.: Либерея, 2002. ̶ 222 с.̶ Текст: непосредственный.
  3. Борцова, Н. Н. Библиотека в информационном обеспечении учебной и научной деятельности. / Н. Н. Борцова ─ Текст: непосредственный // Библиотековедение. ̶ 2007. ─. № ─ С. 50 ̶ 53.
  4. Брушлинский, А. В. С. Л. Рубинштейн — основоположник деятельностного подхода в психологической науке / А.В. Брушлинский. ─ Текст: непосредственный // Психологический журнал. Т.10. ─ №3. ─ 2009. ─ С.61̶ 102.
  5. Быков, С.  В. Организационная психология. / С.В. Быков. ─ Самара: Самарская гуманитарная академия, 2013. ─ 110 с.─ Текст: непосредственный.
  6. Бурлачук, Л.  Ф. Словарь-справочник по психодиагностике./ Л.Ф.Бурлачук — Санкт-Петербург: Питер, 2010. ̶ 528 c.─ Текст: непосредственный.
  7. Ванеев, А. П. Инновационная деятельность библиотек: Учебное. пособие / А.Н. Ванеев. − Санкт-Петербургский. государственный. университет культуры и искусств. ; Москва, 2000. ̶ 250с. ̶ Текст: непосредственный.
  8. Водопьянова,Н. Е. Профилактика и коррекциясиндрома выгорания. ─ Текст: непосредственный. ─ Санкт-Петербург.: Издательство Санкт -Петербургского Университета, 2011. ̶ 160с.
  9. Волонтёрское движение и библиотеки: методические рекомендации / составитель О.П.Фёдорова. – Новочебоксарск, 2018. – 18с.−URL: https://mubiblioteka.ru/incomeng/fale/doks/volonter.pdf(дата (обращения 10.03.2019). – Текст : электронный.
  10. Давидович, В. Психологический анализ профессии библиотекаря. ̶ Текст: непосредственный / В. Давидович // Красный библиотекарь. ̶ 1927. ̶ № 7. ̶ С. 69 ̶ 84.
  11. Дворкина, М. Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук: 05.25.03 / Дворкина Маргарита Яковлевна. ̶̶ Москва, 1994. ̶ 39 с.̶ Текст : непосредственный.
  12. Дворкина, М. Я. Библиотечные профессиональные ценности: традиции и инновации. – Текст: непосредственный // Румянцевские чтения, 2009: историко-культурные традиции и инновационные преобразования России. Просветительская ответственность библиотек: материалы Международной научной конференции: в 2-х частях Российская государственная библиотека. ─ Часть 1. ─ 2001. ─ С.58 ̶ 62.

1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф