Заявка на расчет
Меню Услуги

Изучение окислительно-восстановительных реакций в школьном курсе химии. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


2.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение. 1 час.

Лекция (0,5 ч). Теория ОВР (повторение и обобщение изученного в обязательном курсе химии). Вспомнить понятия электроотрицательности, валентности, степени окисления, их общие черты и различия.

Семинар (0,5 ч). Решение задач на определение степени окисления, валентности.

Тема 2. Понятие ОВР. Классификация ОВР. Важнейшие окислители и восстановители – 2 часа.

Лекция (1ч). Изменение окислительно-восстановительных свойств в периодах и главных подгруппах. Классификация ОВР. Примеры некоторых восстановителей и окислителей, имеющих большое значение в технике и лабораторной практике. Приемы работы со сводной таблицей важнейших окислителей и восстановителей.

Семинар (1ч). Определение окислительных и восстановительных свойств веществ. Выполнение упражнений по определению типов окислительно-восстановительных реакций.

Тема 3. Методы составления ОВР.  2 часа.

Лекция (1ч). Метод электронного баланса. ОВР с несколькими окислителями и несколькими восстановителями. Метод ионно-электронного баланса.

Семинар (1ч). Выполнение упражнений по составлению окислительно-восстановительных уравнений реакций методом электронного баланса и методом ионно-электронного баланса.

Тема 4. Влияние среды на течение ОВР.  1 час.

Лекция (0,5 ч). Влияние среды (кислой, нейтральной, щелочной) среды на характер протекания реакции, изменение степеней окисления атомов. Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца в различных средах, окислительно-восстановительные свойства соединений хрома в различных средах.

Семинар (0,5 ч). Решение упражнений на определение продуктов реакций.

Тема 5. Окислительно-восстановительные реакции вокруг нас.  1час.

Защита презентаций «Окислительно-восстановительные реакции вокруг нас».

Тема 6. Итоговый контроль по теме «Окислительно-восстановительные реакции». 1 час.

Итоговое тестирование. Подведение итогов.

 

Разработка элективного занятия на тему «Влияние среды на течение окислительно-восстановительных реакций»

Цель занятия: расширить и углубить знания об окислительно-восстановительных реакциях; совершенствовать умения и навыки в составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса; понимать сущность составления уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса; закрепить понятия «окислитель», «восстановитель», процесс окисления, процесс восстановления; дать учащимся представление о составлении реакций электронно-ионным методом (методом полуреакций).

Задачи: рассмотреть правила и алгоритмы составления уравнений ОВР; научить учащихся определять возможность протекания реакции между данными веществами; научить определять продукты реакции с опорой на схемы; раскрыть сущность метода полуреакций; научить применять знания для решения конкретных задач.

Тип занятия: комбинированный.

Формы обучения: объяснение, рассуждение.

Методы обучения: наглядные (ТСО), словесные (диалог), практические (упражнения).

Оборудование: штативы с пробирками, раствор перманганата калия, раствор серной кислоты, раствор едкого кали, вода, раствор сульфита натрия.

Ход урока.

Организационный момент.

–  Здравствуйте, на наших уроках химии мы с вами уже познакомились с методом расстановки коэффициентов в схеме ОВР – методом электронного баланса, но это не единственный метод, с помощью которого можно расставлять коэффициенты и также можно определять продукты в уравнениях ОВР. Но сначала давайте вспомним, что мы знаем об ОВР.

Устный опрос.

–  Какие реакции называются окислительно-восстановительными?

–  Что называется процессом  окисления/восстановления?

–  Как изменяется степень окисления элемента при восстановлении/окислении?

–  Какие типы ОВР вам знакомы?

– В чем состоит суть метода электронного баланса?

Изложение нового материала.

– Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со способами определения продуктов в уравнениях ОВР и еще одним методом расстановки коэффициентов в схеме реакций – ионно-электронным методом (методом полуреакций).

Чтобы приступить к написанию схемы реакции, необходимо ответить на вопрос: а возможна ли ОВР между данными веществами? Здесь необходимо помнить о том, что во время протекания любой ОВР один из участников реакции

окисляется (степень окисления его при этом повышается), а другой – восстанавливается (степень окисления при этом понижается). Исходя из этого, следует, что если оба участника реакции находятся в состояниях с наиболее высокой или, наоборот, наиболее низкой степенью окисления, то реакция между ними невозможна.

Для составления схемы реакции необходимо учитывать влияние среды на характер протекания ОВР и на особенности некоторых соединений в этих реакциях. Мы с вами это рассмотрим на примере перманганата калия, который, как вы знаете, является сильным окислителем. Марганец в этом соединении находится в высшей степени окисления +7. Следовательно, перманганат калия всегда является окислителем и в ходе реакции восстанавливается, но в зависимости от среды, в которой протекает реакция, продукты этой реакции могут быть разные.

Проецируется на доску приведенная ниже схема:

MnO4→ MnO42- (щелочная среда)

MnO4→ Mn2+ (кислая среда)

MnO4→ MnO2 (нейтральная среда)

– Как видите, продукты реакции получаются разные. Сейчас вы сами проделаете соответствующие опыты и увидите, что в разной среде получаются разные продукты реакции.

Выполнение лабораторного опыта.

Учитель напоминает правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.

– В четыре пронумерованные пробирки налейте по 2-3 мл разбавленного раствора перманганата калия.

–  В первую пробирку добавьте несколько капель раствора серной кислоты, во вторую – воду, в третью – раствор гидроксида калия, четвертую пробирку оставьте в качестве контрольной.

–  Затем в первые три пробирки прилейте, осторожно взбалтывая, раствор сульфита натрия.

–  Отметьте, как изменяется окраска раствора в каждой пробирке.

Учащиеся в тетрадях фиксируют происходящие в пробирках изменения: в кислой среде идет обесцвечивание раствора; в нейтральной – выпадение осадка; в щелочной среде раствор меняет окраску с малиновой на зеленую.

Учитель записывает на доске схемы уравнений реакций без коэффициентов.

 

KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 → MnSO4 + Na2SO4 + K2SO4 + H2O;

 

KMnO4 + Na2SO3 + H2O → MnO2↓ + Na2SO4 + KOH;

 

KMnO4 + Na 2SO3 + КOH → Na2SO4 + K2MnO4 + H2O.

 

–  Вот эти реакции мы сейчас с вами проделали, запишите их  тетрадь, пожалуйста. А коэффициенты к этим реакциям мы расставим новым для вас методом ионно-электронного баланса, его еще называют методом полуреакций.

Электронно-ионный метод или метод полуреакций  основан на составлении уравнений для процессов окисления и восстановления реально существующих ионов с последующим их суммированием в общее уравнение. Ионы, которые не изменяются в ходе реакции, в уравнениях полуреакций не рассматриваются. Этот метод дает в конечном итоге выйти практически на все коэффициенты уравнения.

Так как большинство ОВР протекают в растворах, среда может быть разной (щелочной, нейтральной или кислотной). Все вещества в растворах находятся в виде анионов и катионов, т.к. вещества диссоциируют. В схеме баланса записывают не отдельные элементы, а катионы и анионы, в состав которых они и входят (сильные электролиты). Слабые электролиты (газы, нерастворимые вещества) записываются в виде молекул. Необходимым условием является подсчет атомов кислорода в этих частицах и среда, в которой протекает ОВР.

Алгоритм оформления уравнений ОВР, протекающих в кислотной среде.

  • Записываем схему реакции.

2) Записываем в ионном виде полуреакции окисления и восстановления. Слабые электролиты, твердые и газообразные вещества записываем в молекулярном виде.

3) Соблюдаем баланс веществ и баланс зарядов (закон сохранения массы и энергии).

4) Для уравнивания числа атомов кислорода в полуреакции в ту часть, где он в избытке, добавляем столько катионов водорода Н+, чтобы, связавшись с атомами кислорода, образовалась молекула воды:

– добавляем Н+ в ту часть полуреакции, где избыток кислорода;

– в противоположную часть добавляем Н2О;

– уравниваем атомы кислорода, затем атомы водорода;

– подсчитываем заряды в полуреакциях, уравниваем заряд, для этого отнимаем или добавляем электроны.

5) Уравниваем число отданных и принятых электронов в полуреакциях.

6) Суммируем сначала левые, а затем правые части полуреакций, не забывая предварительно умножить множитель на коэффициент, если он стоит перед формулой. Результат – суммарное ионное уравнение.

7) Сокращаем в правой и левой части одинаковые молекулы и ионы.

8) Добавляем недостающие катионы или анионы. Следует учесть, что количество добавляемых ионов в правую и левую части ионного уравнения должно быть одинаковым.

KMn+7O4+ H2SO4 + Na2S+4O3

ок-ль         среда       вос-ль

Записывается общий ионный вид:

SO32- + MnO4+ 2Н+ → SO42- + Mn2+ + H2O

недост «О» избыт «О» среда +5e

MnO4+ 8H+ → Mn2+ + 4H2O 2

(-1+8=+7) +2

-2e10

SO32- + H2O → SO42- + 2H+ 5

(–2+0= –2) (–2+2=0)

2MnO4+ 16H+ + 5SO32-+ 5H2O → 2Mn2+ 8H2O + 5SO42- + 10H+ + 6H+ 3H2O

Полученные таким образом коэффициенты переносятся в уравнение:

2KMnO4 + 3H2SO4 + 5Na2SO3 → 2MnSO4 + K2SO4 + 5Na2SO4 + 3H2O

К доске вызываются учащиеся и записывают на доске алгоритм оформления уравнений ОВР, протекающих в щелочной и нейтральной среде, с помощью учителя, остальные фиксируют в тетрадях.

  1. KMnO4 + KOH + Na2SO3
  2. KMnO4 + H2O + Na2SO3

Далее закрепление материала, вопросы.

Оцениваются результаты деятельности учащихся на занятии.

 

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ» НА СТЕПЕНЬ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИЙ ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ

3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Программа изучения химии в 9-м классе Аркинского сельского поселения Охотского района Хабаровского края предполагает изучение химии на базовом уровне и рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год). В целях реализации данной задачи образовательным учреждением выбрана авторская программа курса химии для 8 – 9-х классов общеобразовательных учреждений Н.Н. Гара, разработанная к учебникам авторов Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана для 8-9 классов общеобразовательных организаций [9]. Данная программа имеет гриф «Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта», составлена на основании примерных программ. Для реализации содержания программы имеется учебно-методический комплекс для учащихся и учителя. Преподавание осуществляется в специализированном кабинете химии.

Теме «Окислительно-восстановительные» реакции отведено 2 часа, в ходе которых обобщаются понятия степени окисления, окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, процесс окисления, процесс восстановления, метод электронного баланса. Рассматриваются основные окислители и восстановители, классификация окислительно-восстановительных реакций, зависимость продуктов окислительно-восстановительных реакций от кислотности среды, температуры и концентрации. Контроль знаний осуществляется методом тестирования.

Этого времени недостаточно для рассмотрения многих вопросов: предсказание продуктов реакции, определение степени окисления, разнообразие окислительно-восстановительных реакций. На уроке большая часть времени уходит на изучение теоретических основ темы «Окислительно-восстановительные реакции», а отработке навыков составления уравнений химических реакций и расстановке коэффициентов, к сожалению, не хватает времени.

Нами был проведен эксперимент, направленный на выявление влияния внедрения элективного курса «Окислительно-восстановительные реакции» на развитие у учащихся навыков составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

В ходе изучения данного курса более подробно разбираются такие понятия как электроотрицательность, степень окисления, зависимость окислительно-восстановительных свойств от положения элемента в периодической таблице, классификация и количественная характеристика реакций, методы  уравнивания окислительно-восстановительных реакций, условия, влияющие на прохождение этих реакций (активность веществ, концентрацию раствора, характер среды) [21].

В эксперименте принимали участие ученики 9-го класса МКОУ СОШ Аркинского сельского поселения Охотского района Хабаровского края. В девятом классе обучается 15 человек (6 девочек и 9 мальчиков).

В начале первого полугодия 2020-2021 учебного года в 9-м классе был введен элективный курс по выбору «Окислительно-восстановительные реакции», носящий предметно-ориентированный характер и рассчитанный на 8 часов (1час в неделю). Элективный курс посещало 7 учащихся (2 девочки и 5 мальчиков), которые составили экспериментальную  группу. Остальные учащиеся – 8 человек (контрольная группа)  – изучали тему «Окислительно-восстановительные реакции» только в рамках базового курса химии.

В данной части исследования было выделено три этапа.

Первый этап – констатирующий – заключался в тестировании учащихся обеих групп (контрольной и экспериментальной) после изучения темы «Окислительно-восстановительные реакции» с целью выявления полученных знаний.

Второй этап – обучающий. На данном этапе учащиеся экспериментальной группы занимались по программе элективного курса «Окислительно-восстановительные реакции».

Третий этап – контрольный. На данном этапе определялась эффективность обучения при внедрении элективного курса «Окислительно-восстановительные реакции».

Для контроля эффективности обучения мы взяли критерий уровня обученности по В.П. Симонову [24].

По данной методике при определении уровня обученности учащихся выделяется следующие уровни обученности:  первый – высший (процент обученности от 64 до 100 %), второй – средний (процент обученности выше 36 до 64 %) и третий – низкий, имеет процент обученности до 36 %.

В основу контроля эффективности процесса обученности берутся пять последовательных          показателей:

Различие (распознавание) – I;

запоминание – II;

понимание – III;

умение и навыки (простейшие) – IV;

перенос – V.

Показатель I – различие. Характеризует низшую степень обученности. Обучающийся  лишь отличает данное явление (объект) от их аналогов, показывая при этом  формальное          знакомство           с        ним,  с его поверхностными характеристиками. Узнавание — это процесс восстановления в памяти мысленного образа явления (объекта) в результате повторного воздействия этого явления (объекта) на человека. Практически это может выглядеть так: например, формулы производных и первообразных, обучающийся только отличает друг от друга, но написать и объяснить их не может, а тем более применить при решении задачи.

Показатель II – запоминание. При этом уровне обученности обучающийся способен рассказать содержание текста, правила, дать определение закона. Этот показатель нельзя принимать за высокий уровень обученности.

Запоминание – это количественный, а не качественный показатель. Смысловая сторона информации при этом не всегда адекватно отражается. Запоминание может быть просто зазубриванием. Обучающийся на этом уровне обученности отвечает на вопросы только репродуктивного плана и только при определенной последовательности, отражающей текст учебника.

Показатель III – понимание. На этом уровне обучающийся находит существенные признаки и связи изучаемых явлений, предметов на основе анализа,          синтеза,      логического         умозаключения,          определяет сходство, сопоставляет полученную информацию с имеющимися знаниями.

Показатель IV – простейшие умения и навыки. На этом уровне обученности обучающийся умеет применять в практической деятельности свои теоретические знания, может решать задачи с применением усвоенных ранее знаний, выявляет причинно-следственные связи при изучении теоретического материала, умеет находить в окружающей действительности изучаемые законы, явления и т.д. Это соответствует довольно высокому уровню обученности.

Показатель V – перенос. Целью всякого обучения является широкий перенос усвоенных обучающимя действий в новые условия. Обучающийся на этом уровне умеет обобщать и творчески использовать полученные в ходе обучения знания в новой нестандартной ситуации, находит оригинальные решения поставленной перед ним задачи.

Формально придерживаясь одних и тех же критериев оценки преподаватели, отмечает в своих исследованиях В.П. Симонов, работают фактически на трех различных уровнях требований. Если выполняются требования на первом (высшем) уровне, то преподаватель оценку «отлично» выставляет за 100 % степень обученности. Оценка «хорошо» выставляется за 64 % степени обученности, «удовлетворительно» ставится за 36 % степени обученности [24].

На втором (среднем) уровне требований преподаватель берет за верхний предел «отлично» простейшие умения и навыки (IV), а за «удовлетворительно» принимает запоминание (II). Значит, оценка «отлично» ставится за 64 % обученности, «хорошо» – за 36 % обученности, а «удовлетворительно» – за 16 % обученности.

На третьем (низшем) уровне требований преподаватель «отлично» ставит за понимание (III) – 36 % обученности, «хорошо» за запоминание (II) – 16 % обученности, а «удовлетворительно» за различие (I) – 4 % обученности.

Результаты смещения уровней требований со стороны преподавателя при проверке и оценке степени обученности обучающихся    приводит к снижению уровня обученности. Для практического определения степени обученности обучающихся          (СОУ)          используется        формула:

 

 

где : К1 – количество обучающихся          данного          класса,        имеющихза контролируемый период оценку «5».

К2 – количество обучающихся        данного          класса,        имеющих    за контролируемый период оценку «4».

К3 – количество обучающихся        данного          класса,        имеющих за контролируемый период оценку «3».

К4 – количество обучающихся        данного          класса,        имеющих    за контролируемый период оценку «2».

N – общее число обучающихся,       которые были аттестованы у данного учителя по  данному предмету, включая и оценку «2» за контролируемый период.

Степень обученности, выраженная в процентах, позволяет установить уровень обученности. Наряду с рассмотренной системой из трех уровней обученности в педагогической практике используют четыре уровня:

Низкий уровень 0 – 49 %; критический уровень 50-63 %; допустимый уровень 64-79 %; оптимальный 80-100 % [24].

 

3.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Было проведено тестирование учеников для выявления текущего уровня усвоения знаний и сформированности умений и навыков составления уравнений окислительно-восстановительных реакций по  разработанным нами тестовым заданиям по теме «Окислительно-восстановительные реакции». Тест состоял из 12 заданий, рассчитанных на учащихся 9-го класса. Вопросы теста приведены в приложении А.

Оценку результатов тестирования знаний проводили в соответствии с требованиями к оцениванию знаний, умений и навыков по химии.  Оценка «отлично» ставится при выполнении теста на 90-100 %, оценка «хорошо» выставляется при выполнении работы на 70-89 %, «удовлетворительно» при выполнении на 50-69 %, при выполнении работы от 50 % и ниже ставится оценка «неудовлетворительно» (пятибалльная система оценки успеваемости учащихся). [

Результаты контроля остаточных знаний у учащихся контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Результаты контроля остаточных знаний на констатирующем этапе эксперимента

На основании протокола усвоения знаний учащимися обеих групп (экспериментальной и контрольной) выполнены диаграммы, представленные на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1 – Представление результатов тестирования учащихся экспериментальной группы до проведения эксперимент

 

Рисунок 2 – Представление результатов тестирования учащихся контрольной группы до проведения эксперимента

В таблице 3 представлено распределение оценок по количеству учащихся их получивших.

Таблица 3 – Представление распределения оценок

Мы проанализировали успеваемость учащихся по формуле степени обученности учащихся (далее СОУ) В.П. Симонова.

Представление вычисления степени обученности до проведения эксперимента по формуле В.П. Симонова в экспериментальной группе:

Представление вычисления степени обученности до проведения эксперимента по формуле В.П. Симонова в контрольной группе:Рисунок 3 – Сравнение степени обученности учащихся двух групп (экспериментальной и контрольной) до проведения эксперимента

Оценка эффективности внедрения элективного курса осуществлялась посредством повторного идентичного тестирования, направленного на выявление усвоения знаний после проведения эксперимента. Тест состоял из 12 заданий, рассчитанных на учащихся 9 класса. Вопросы теста приведены в приложении А.

 

Таблица 4 – Результаты усвоения знаний на контрольном этапе

На основании протокола усвоения знаний учащимися обеих групп мы представили данные на рисунках 4 и 5.

Рисунок 4 – Представление результатов тестирования учащихся экспериментальной группы после проведения эксперимента

Рисунок 5 – Представление результатов тестирования учащихся контрольной группы после проведения эксперимента

Таблица 5 – Представление распределения оценок

Представление вычисления степени обученности учащихся после проведения эксперимента по формуле В. И. Симонова в контрольном классе:

Представление вычисления степени обученности учащихся после проведения эксперимента по формуле В. П. Симонова в экспериментальном классе:

Таким образом, для контроля знаний учащихся и дальнейшего анализа полученных результатов, мы провели тестирование на предмет влияния элективного курса «Окислительно-восстановительные реакции» на развитие у учащихся навыков составления уравнений окислительно-восстановительных реакций до и после проведения эксперимента.

До проведения эксперимента степень обученности учащихся в обеих группах находилась примерно на одном уровне. После проведения эксперимента степень обученности учащихся в экспериментальной группе стала значительно

выше. Таким образом, гипотеза исследования о том, что внедрение элективного курса способствует лучшему усвоению учебного материала, достоверна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время целый ряд разделов школьной программы химии рассматривается в рамках основной школы поверхностно.

Так, в курсе химии, изучаемом в школе, предусмотрено лишь краткое знакомство с одной из важнейших тем – особенностями окислительно-восстановительных объектов и процессов. Поэтому учащиеся не понимают, как можно применить полученные в курсе химии знания в области окислительно-восстановительных реакций [26].

Однако окислительно-восстановительные реакции изучают в обязательном курсе химии недостаточно полно: не рассматривается их классификация, составление уравнений методом электронно-ионного баланса, количественные характеристики окислительно-восстановительных процессов; мало внимания уделяется влиянию среды на характер протекания этих реакций, окислительно-восстановительным свойствам соединений серы, марганца, хрома, пероксида водорода. Тема «Окислительно-восстановительные реакции» традиционно важна, но зачастую ее изучение вызывает у учащихся определенные трудности. И, конечно, особенно недостаточно дается материал для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению данной науки и предполагающих связать свою будущую профессию с химией, биологией, медициной, строительством, сельским хозяйством и т. д.

Данная работа была посвящена изучению влияния внедрения элективного курса «Окислительно-восстановительные реакции» для учащихся 9-го класса. Курс направлен на ликвидацию указанных выше пробелов в подготовке выпускников, выработку у школьников навыка составления окислительно-восстановительных реакций и поиска ответов на сложные вопросы неорганической химии.

Во время исследования был проведен эксперимент среди учащихся 9 класса.

Для контроля знаний учащихся и дальнейшего анализа полученных результатов, мы провели тестирование на предмет усвоения изученного материала до и после проведения эксперимента.

До проведения эксперимента степень обученности учащихся в обеих группах находилась примерно на одном уровне. После проведения эксперимента степень обученности учащихся в экспериментальной группе стала выше, чем в контрольной. Нами была проведена математическая обработка данных, из чего следует, что гипотеза исследования о том, что внедрение элективного курса способствует лучшему усвоению учебного материала, достоверна.

На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что окислительно-восстановительные реакции рассматриваются при изучении многих тем школьного курса химии, что свидетельствует о значимости темы «Окислительно-восстановительные реакции», в то же время на изучение данной темы отводится недостаточно времени.
  2. Разработан элективный курс «Окислительно-восстановительные реакции» для учащихся 9-го класса, направленный на расширение знаний и отработку навыков решения уравнений окислительно-восстановительных реакций.
  3. После внедрения элективного курса «Окислительно-восстановительные реакции», исходя из результатов математической обработки данных, степень обученности в экспериментальной группе повысилась, что свидетельствует о подтверждении нашей гипотезы.

 

Таким образом, благодаря внедрению элективного курса «Окислительно-восстановительные реакции», направленного на расширение знаний и отработку навыков решения уравнений окислительно-восстановительных реакций, удалось существенно повысить степень обученности учащихся по данной теме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.02.2021)
  2. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089″Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/6150599/ (дата обращения: 10.02.2021)
  3. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 2 февраля 2004 года N 03-51-10ин/14-03 О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901891803 (дата обращения: 10.02.2021)
  4. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» [Электронный ресурс] URL: https://shirin-sch.edu.yar.ru/rabochie_programmi_2014_minus_2015gg__41/nemikina_l_dot_a_dot_/rus_yaz-4kl.docx (дата обращения: 10.02.2021)
  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 09.03.2004 [Электронный ресурс] URL: http://www.nevarono.spb.ru/documents/load/roo/3%20-%20Federalnij_komponent.pdf (дата обращения: 10.02.2021)
  6. Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 05.03. 2004 [Электронный ресурс] URL: https://dokipedia.ru/document/1722215 (дата обращения: 10.02.2021)
  7. Учебный план МКОУ СОШ Аркинского сельского поселения Охотского района Хабаровского края на 2020-2021 учебный год [Электронный ресурс] URL: https://mou-ark.ippk.ru/index.php/obrazovanie (дата обращения: 10.02.2021)
  8. 9 класс: сборник элективных курсов / сост. В. Г. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2006 (Саратов : Саратовский полиграфкомбинат). — 166 с.
  9. Химия. 8-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса и др. ФГОС Редактор: Кузнецова Л.Н. Издательство: Просвещение. – 2020 г.
  10. Андриенко А.Л. Формирование понятий об окислении-восстановлении в курсе неорганической химии средней школы. В сб.: Вопросы преподавания химии в средней школе. Ульяновск. – 1975.
  11. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. Учеб. для вузов. – 4-е изд., испр. – М.: Высш. шк.; 2002. – 743 с.: ил.
  12. Береснева Е.В. Методика формирования системы знаний о химической реакции при углубленном изучении химии в средней школе: Автореферат диссертации к.п.н. СПб, 1992.
  13. Гара Н.Н. Программы и учебники по химии: реальность и перспективы // Химия в школе, 2016, № 4 с. 2-11.
  14. Герус С.А. Теория и практика рационализации процесса обучения химии в средней школе: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2003. – 160 с.
  15. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс] URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/16306bf8-a50e-4e60-83a7-972ea7385944/80.swf упражнения по овр(дата обращения: 10.02.2021)
  16. Жуков С.Т. Аликберов Л.Ю. Окислительно-восстановительные реакции. Часть 5. Природа вещества и процессы окисления – восстановления // Химия в школе. – 2005. – №1 с.36-42.
  17. Кудрявцев А.А. Составление химических уравнений. Учебное пособие для высших технических учебных заведений. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1991, с. 75, 136.
  18. Мандрюк, О. А. О структуре учебно-методического комплекта для элективного курса [Текст] / О. А. Мандрюк, Г. И. Штремплер, Г. А. Пичугина // Химия в школе. – 2010 –№ 7 – С. 30-31 : схема .
  19. Митрохин Р.В. – Лабораторный практикум по методике обучения химии; учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015 – 276 с.
  20. Новые образовательные стандарты по химии // Химия: Методика преподавания. – 2014. — № 7 – С.3-8.
  21. Пильникова Н. Н. Изучение хроматографии на занятиях элективного курса [Текст] / Н. Н. Пильникова // Химия в школе. –2012 – № 5 – С. 53-57.
  22. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ / Р.А. Лидин. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 351с.
  23. Савинкина Елена Владимировна. История химии. Элективный курс [Текст] : учебное пособие / Е. В. Савинкина, Г. П. Логинова, С. С. Плоткин. — М. : Бином. Лаборатория Знаний. – 2007.
  24. Симонов В.П.Диагностика степени обученности учащихся / Учебно справочное пособие. – М. : MRA, 1999 – С. 12-20.
  25. Стаханова С. В., Свириденкова Н. В. Окислительно- восстановительные реакции // Химия для школьников. – 2013 – № 1 –С. 2-16.
  26. Степень окисления в органических соединениях [электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na-urok/11-klass—cetveertyj-god-obucenia/urok-no7-valentnost-valentnye-vozmoznosti-i-razmery-atomov-himiceskih-elementov/stepen-okislenia-atomov-v-molekulah-organiceskih-vesestv. (дата обращения: 10.02.2021).
  27. Суматохин С.В. О приоритетных направлениях развития общего химического образования и использование учебных заданий по химии в 2005/06 уч. году // Химия: Методика преподавания. – 2005. – №5 – . 20-27.
  28. Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен по химии. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов Единого государственного экзамена 2019 года по химии // Химия для школьников. – 2014 – № 4 – С. 3-18.
  29. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии. – М.: РИА «Новая Волна», 2008., –278 с.
  30. Хомченко Г.П. Севастьянова К.И. Окислительно-восстановительные реакции: Книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 кл. сред. шк. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989. – 141 с.
  31. Чертков И.Н Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 191с.: ил.
  32. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.

1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф