В сфере физической культуры и спорта наблюдается недостаточность спортивных объектов и слабая материально-техническая обеспеченность, слабая организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства в поселках, наслегах, а также малый охват взрослого населения по всем возрастным категориям массовыми физкультурно-спортивными мероприятиями.
В сфере языковой политики наблюдается сокращение функций языков малочисленных народов Севера, недостаточность формирования положительной мотивации изучения родных языков, недооцениваются значение и роль языков для сохранения этносов Республики Саха (Якутия).
На обрабатывающую промышленность приходится всего 8% от общего объема отгруженной продукции. Низкий ассортимент и качество продукции не обеспечивают в требуемых объемах спрос населения, что ведет к утрате позиций региональных производителей продовольственных товаров.
Имеющиеся проблемы во многом вызваны объективными природно-климатическими и экономико-географическими факторами, сложившимися в период хозяйственного освоения Севера структурой экономики и населения, а также исторически сформировавшейся высокой долей сельского населения с традиционным укладом хозяйствования.
На фоне ежегодного роста индекса развития человеческого потенциала место Республики Саха (Якутия) среди субъектов Российской Федерации, начиная с 2003 года, имеет тенденцию к снижению. При относительно одинаковой динамике индекса дохода среди регионов-лидеров и опережающем росте индекса образования в республике более низкими темпами увеличивается продолжительность жизни и индекс долголетия.
На продолжительность жизни в северных регионах страны серьезное влияние оказывают объективные климатические, географические и биологические факторы.
Существенный разрыв в смертности мужчин и женщин, более высокая смертность мужчин в трудоспособном возрасте приводят к значительной дифференциации в ожидаемой продолжительности.
Охрана здоровья матери и ребенка в значительной мере определяет будущее нации, а уровень материнской и перинатальной смертности является основным интегрированным показателем, характеризующим эффективность качества оказания медицинской помощи новорожденным детям и роженицам. Коэффициент младенческой смертности (число умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся за 2016 год) составил 7,2 промилле (по РФ – 7,5, по ДФО – 9,6) и ежегодно снижается.
- Нехватка квалифицированных медицинских кадров на селе;
- Низкая зарплата работников здравоохранения;
- Охрана здоровья матерей и детей, репродуктивного здоровья населения при сложившейся социально-демографической ситуации в последние годы становится одним из основных критериев эффективности здравоохранения;
- Финансирование строительства специализированных медицинских центров и клиник, оказывающих профилактику и лечение заболеваний (в частности, Онкоцентра).
Уровень преступности на 100 тыс. населения составил 158, что ниже среднего по Дальневосточному федеральному округу (180). Вместе с тем, смертность населения по основным классам причин на 100 тыс. населения превышает показатели Российской Федерации и Дальневосточного федерального округа (от внешних причин, случайных утоплений, самоубийств и убийств).
Сравнительный анализ образовательной структуры подтверждает высокое место республики в рейтинге охвата населения профессиональным образованием. По социологическим данным доля лиц, имеющих среднее и высшее профессиональное образование, в республике составляет 76,8%, в целом по России – 60%. Именно этот параметр способствует повышению индекса развития человеческого потенциала.
Недостаточно развита практика участия органов власти, бизнеса и некоммерческих организаций в реализации совместных проектов, направленных на снижение уровня бедности.
Выводы
Созданный в республике потенциал, сложившаяся к 2017 году макроэкономическая ситуация, особенности и факторы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) подготовили благоприятные условия для качественного роста экономики и благосостояния населения, использования потенциальных возможностей республики.
При условии эффективности использования потенциала республика сможет не только удержать завоеванные ею позиции в экономике Дальневосточного федерального округа, но и претендовать на роль лидера по развитию человеческого и экономического потенциала.
Эффективная реализация потенциала развития означает создание в Республике Саха (Якутия) целостного территориально-пространственного, производственно-хозяйственного и социального комплекса с развитыми внутрирегиональными, межрегиональными и зарубежными связями. Это предполагает:
- создание благоприятных условий жизнедеятельности и жизнеобеспечения населения во всех зонах республики;
- концентрацию финансовых ресурсов из всех источников на выделенных приоритетах;
- выделение (в соответствии с размещением запасов минерально-сырьевых, энергетических и других природных ресурсов) центров экономического и социального роста;
- определение и реализацию в соответствии с центрами роста приоритетов развития транспортной, производственно-перерабатывающей, энергетической, социальной, финансово-банковской инфраструктуры;
- создание благоприятных условий функционирования государственных языков Республики Саха (Якутия) и официальных языков в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) как важнейшего средства обеспечения государственной целостности и национальной безопасности
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Реализация государственной программы как рычаг повышения качества жизни населения
Стратегическое планирование основных составляющих социальной сферы, таких как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальной сферы и т.п. позволяет успешно решать как текущие, так и стратегические задачи. Реализация государственных программ является одним из важнейших инструментов достижения поставленных целей в вопросах социально-экономического развития страны.
Всего реестр государственных программ Республики Саха (Якутия) планируемых к реализации на 2012-2017 году насчитывает 23 программ по различным направлениям.
Перечень государственных программ РС(Я), планируемых к реализации в 2016году представлена на таблице 7.
Таблица 7. Перечень государственных программ РС(Я), планируемых к реализации в 2016 году
№ | Наименование государственной программы Республики Саха (Якутия) | Ответственный исполнитель |
Новое качество жизни | ||
1 | Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» | Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
2 | Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» | Министерство образования Республики Саха (Якутия) |
3 | Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2014-2019 годы» | Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) |
4 | Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» | Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) |
5 | Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» | Департамент занятости населения Республики Саха (Якутия) |
6 | Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы» | Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) |
7 | Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие электроэнергетики на 2012-2019 годы» | Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) |
8 | Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Профилактика правонарушений, обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на 2012-2019 годы» | Государственный комитет юстиции Республики Саха (Якутия) |
9 | Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Комплексные меры по реализации государственной антинаркотической политики в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» | Государственный комитет юстиции Республики Саха (Якутия) |
10 | Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» | Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) |
11 | Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Реализация семейной, демографической и молодежной политики в Республике Саха (Якутия) на 2014-2019 годы» | Министерство по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) |
12 | Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2014-2019 годы» | Министерство спорта Республики Саха (Якутия) |
13 | Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012-2019 годы» | Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) |
14 | Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие региональных печатных и электронных средств массовой информации на 2012-2019 годы» | Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия) |
15 | Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» | Департамент по делам народов Республики Саха (Якутия) |
16 | Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» | Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) |
17 | Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012-2020 годы» | Департамент по водным отношениям Республики Саха (Якутия) |
18 | Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Воспроизводство и сохранение охотничьих ресурсов на 2012-2019 годы» | Департамент охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) |
19 | Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие лесного хозяйства на 2012-2019 годы» | Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) |
20 | Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» | Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) |
Список целевых программ министерства социальной политики РС(Я) достаточно широк и содержит большое количество подпрограмм, поэтому предлагаю перечислить лишь некоторые из них.
В целях повышения доступности жилья для населения и реализации мер по эффективному расходованию средств областного бюджета на жилищное обеспечение Правительство РС(Я) утвердило государственную программу «Обеспечение населения РС(Я) доступным и комфортным жильём».
В рамках реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных категорий граждан, а также создания на территории региона благоприятных условий, способствующих развитию потенциала некоммерческих организаций в достижении приоритетных задач в социальной сфере Правительство республики утвердило государственную программу «Социальная поддержка граждан Республики Саха (Якутия)».
Повышение качества жизни населения как уровня удовлетворения потребностей человека в масштабах государства означает обеспечение конституционных гарантий прав граждан на достойную жизнь по месту их непосредственного проживания.
Для достижения этой цели реализуются следующие основные задачи и индикаторы:
1. Рост реальных денежных доходов населения, создание условий для формирования устойчивого среднего класса, создание благоприятных условий для реализации предпринимательской и социальной инициативы:
- увеличение ВРП на душу населения по паритету покупательной способности до 48 тыс.долл.США (90% к уровню стран ОЭСР);
- сокращение уровня бедности населения до 6,3%, что будет соответствовать уровню развитых стран. Планируется повышение зарплаты и к 2030 году будет достигнут его двукратный уровень;
- обеспечение полного охвата малоимущего населения государственными программами к 2020 году;
- формирование среднего класса.
2. Устойчивое демографическое развитие, укрепление института семьи, формирование здоровой семьи, развитие системы поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей. Поддержка и развитие гражданских инициатив, направленных на повышение ответственного родительства, престижа материнства и отцовства:
- увеличение численности постоянного населения к 2030 году до 1025,5 тыс. чел.;
- рост коэффициента рождаемости до 19,9 промилле на 1000 чел. населения.
3. Создание условий для снижения смертности населения, в том числе обеспечение безопасности и правопорядка, модернизация здравоохранения и образования, формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний и других факторов, влияющих на продолжительность жизни:
- увеличение продолжительности жизни до 73,3 лет к 2030 году;
- увеличение доли граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, до 56% всего населения;
- рост удовлетворенности населения медицинской помощью до 50% населения;
- увеличение количества опорных центров здорового образа жизни до 126 в муниципальных образованиях республики;
- снижение уровня преступности;
- увеличение расходов на здравоохранение с 9,5% расходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия).
4. Модернизация системы образования, переход к непрерывному индивидуализированному образованию для всех:
- доведение охвата высшим и средним профессиональным образованием до 60-70 процентов всего населения;
- создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50 процентов трудоспособного населения ежегодно;
- обеспечение возможности каждому ребенку до поступления в первый класс освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения;
- расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях;
- поддержка семейного воспитания детей;
- предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение;
- формирование Северо-Восточного федерального университета как базовой образовательной и научной площадки Северо-Востока России и Якутской государственной сельскохозяйственной академии как одного из ключевых системообразующих высших учебных заведений на Северо-Востоке России.
5. Снижение безработицы, обеспечение эффективной занятости и стимулирование притока квалифицированной рабочей силы на территорию республики. Повышение качества человеческого капитала и формирование трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед регионом:
- снижение уровня общей безработицы до 3,5%;
- снижение уровня зарегистрированной безработицы до 1,3%;
- удовлетворение общей потребности в профессиональных кадрах к 2030 году, в том числе не менее чем на треть за счет местного населения.
6. Формирование конкурентоспособного товарного производства в агропромышленном комплексе, обеспечивающего рост доходов сельского населения и удовлетворение потребностей населения в экологически чистой продукции:
- сокращение территориальной дифференциации доходов населения, снижение разрыва в уровне заработной платы в территориальном и межотраслевом разрезе;
- переход на товарное производство за счет внедрения новых технологий по содержанию и переработке скота и птицы в животноводстве, выращивание высокопродуктивных сельхозкультур и создание условий для длительного хранения продукции в растениеводстве;
- формирование агропромышленных интеграций или создание агропромышленных объединений и формирований холдингового типа;
- обеспечение душевого потребления мяса и молока в объемах, соответствующих рекомендуемым рациональным нормам, в том числе за счет местного производства, не менее чем на 70% по потреблению мяса, не менее чем на 67% — по потреблению молока.
7. Развитие многонациональной культуры республики, создание условий для сохранения и умножения культурных и духовных ценностей народов республики, обеспечение доступа к национальным и мировым культурным ценностям:
- обеспечение сохранности объектов культурного наследия и их популяризация;
- кратное увеличение посещаемости учреждений культуры;
- сохранение и развитие сети сельских учреждений культуры как базового звена возрождения и развития традиционной культуры народов республики;
- развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации, созданных на базе региональных и муниципальных библиотек.
8. Улучшение качества окружающей среды. Обеспечение экологической безопасности, устойчивое развитие экосистем:
- осуществление масштабных мер по экологическому мониторингу и комплексному сценарному прогнозу развития экологической ситуации;
- создание системы утилизации отходов производства и потребления с учетом повышения экологических стандартов;
- увеличение доли проб воды, соответствующих нормативным требованиям, до 98%;
- увеличение доли нормативно очищенных сточных вод до 90%.
9. Обеспечение доступности и повышение комфортности жилья, ликвидация ветхого и аварийного фонда, повышение уровня благоустройства жилищного фонда:
- достижение обеспеченности 1 жителя республики общей полезной площадью жилья 34,05 кв.м к 2030 году, что сопоставимо со стандартами Европейского союза;
- снижение доли аварийного жилья к 2030 году до 2,03%;
- повышение благоустройства жилищного фонда, особенно в сельской местности. К 2030 году полное обеспечение жилищного фонда централизованным теплоснабжением, в том числе газовым. Увеличение доли населения, имеющего доступ к централизованному водоснабжению и водоотведению, до 69%.
10. Создание эффективной сбалансированной социальной инфраструктуры, обеспечивающей доступность и качество медицинских, образовательных услуг, услуг физкультуры и спорта, услуг социального обслуживания и других социальных услуг:
- повышение доступности и качества государственных социальных услуг на основе государственных социальных стандартов и нормативов подушевого финансирования;
- строительство не менее 8-10 новых школ ежегодно в период 2011-2016 годов, 20-25 новых школ в период 2017-2030 годов. Ликвидация аварийных школ к 2030 году;
- строительство 15-20 новых дошкольных учреждений ежегодно на условиях софинансирования. Полное удовлетворение потребности в детских дошкольных учреждениях для детей от 3 до 6 лет к 2030 году;
- строительство не менее 3-4 объектов здравоохранения, 10 фельдшерско- акушерских пунктов ежегодно, 3 крупных специализированных учреждений здравоохранения (в планируемый период);
- более чем двукратное увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из их пропускной способности. Ввод за период до 2030 года не менее 10 стадионов, 100 спортивных залов и культурно-спортивных комплексов в сельской местности;
- формирование сети многофункциональных культурных комплексов, строительство не менее 4 капиталоемких объектов культуры (в планируемый период).
- Опережающее создание транспортной, энергетической, информационно-коммуникативной инфраструктуры, обеспечивающей комфортные условия проживания, коммуникативную свободу и транспортную мобильность населения:
11. Доведение круглогодичной транспортной доступности до 73% территории;
- рост транспортной подвижности населения в 3 раза;
- внедрение новых современных транспортных средств, особенно в труднодоступных районах республики, в том числе вездеходных;
- завершение к 2014 году перехода к предоставлению государственных услуг в электронном виде и формирования электронного правительства на территории Республики Саха (Якутия);
- полный переход учреждений здравоохранения на персонифицированный учет оказанных медицинских услуг и электронную медицинскую документацию;
- увеличение плотности пользования Интернет до 85/100 чел.;
- полный перевод библиотечных и архивных фондов в электронную форму;
- доведение к 2016 году доли населения, имеющего возможность приема эфирных цифровых телеканалов, до 99% (предельный уровень);
- полное удовлетворение потребности населения к подключению к электросетям.
Политика, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, забота о благополучии граждан, об их социальной защищенности является обязательством государства. При этом Конституция Российской Федерации связывает обязанности социального государства не только с охраной труда и здоровья людей, установлением гарантированного минимального размера оплаты труда, но и с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитием системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
3.2. Предложения по улучшению качества жизни населения в Республике Саха (Якутия)
В условиях жесткого кризиса 2017 года тяжело предлагать какие — либо взвешенные решения по улучшению качества жизни. Российская и региональная экономика переживает не лучшие времена. Бюджет, принятый на 2016год является бюджетом жесткой экономии. По отдельным категориям расходов предусмотрен режим экономии от 5 до 12%. Стоит отметить, что бюджет сохраняет социальную направленность, расходы на поддержку отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт и т.д.) составят почти 70%.
Проведя анализ программ по поддержке населения и улучшение качества жизни можно сделать следующие выводы:
Недостатков в количестве программ по поддержке населения нет, но есть проблемы по их реализации.
Жилищно-коммунальное хозяйство:
Государственная программа «Обеспечение населения РС(Я) качественными услугами в сфере ЖКХ» состоит из 5 подпрограмм. Основной целью, которых является создание комфортной среды проживания и жизнедеятельности для человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни в целом. Особенно следует отметить недостаток завоза угля в Арктических северных улусах.
Алкоголь и табак:
В целях реализации «Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г» на территории республики приняты законы, касающиеся регулирования оборота алкогольной продукции и профилактики алкогольной зависимости и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РС(Я). Согласно плану Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года разработан комплекс мер по снижению рисков для здоровья населения и формирование здорового образа жизни у жителей республики, в том числе направленных на сокращение потребления алкоголя и табака, снижения влияния иных вредных факторов на здоровье населения.
Однако, несмотря на все перечисленные меры, на регулирование часов продажи спиртных напитков, на решения сельских сходов населения, запрещающих продавать алкогольную продукцию, все же находятся частные лица и предприниматели, торгующие спиртным. Цены на слабые алкогольные напитки доступней, чем на соки и молочные продукты. Несмотря на запрет курения в общественных местах и наличие
Поддержка семьи:
Одной из основных проблем государственной социальной поддержки семей в России является отсутствие единого ФЗ, который бы полностью регулировал государственную поддержку российских семей. На данный момент существует только его проект «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы государственной поддержки семьи, определяет цели, принципы и приоритеты государственной поддержки семьи как важного направления государственной социальной политики.
Можно отметить, что некоторые нормы данного законопроекта являются необходимыми для развития института семьи в России. Например, из наиболее важных и значимых можно выделить норму статьи 9 законопроекта, устанавливающую требование «поэтапного увеличения доли расходов на семейные пособия (включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет) в валовом внутреннем продукте до 2,2 процента». Однако, стоит заметить, что в данной норме не определена «поэтапность», не указано, к какому году объем финансирования семейных пособий должен быть доведен до обозначенного уровня.
Также хочется сказать о том, что данный законопроект имеет ряд существенных недостатков, благодаря которым он, возможно, до сих пор не принят и не действует в пределах нашего государства. Подавляющее большинство норм законопроекта носит декларативный характер, дублируя или перелагая в другом написании положения Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ряда других нормативно-правовых актов, при этом отсутствуют какие-то новые радикальные требования, основы, принципы, требования. Между тем, только существенное изменение социальной политики, принятие и реализация каких-то новых стратегических мер может удержать Россию от разрушения и обеспечить ей надлежащее развитие.
Однако в нашей стране действуют различные федеральные программы по поддержке семей. Вот некоторые из них: «Молодая семья» Приобретение собственного жилья для большинства молодых семей кажется неисполнимой мечтой. Лишь незначительная часть молодых пар имеет доступ к необходимой сумме для покупки квартиры. Многие берут ипотеку от коммерческих банков.
Государственная программа «молодой семье — доступное жилье», а также социальная ипотека для молодой семьи. «Молодой семье – доступное жилье» — это федеральная целевая программа, согласно которой на покупку жилья предоставляются льготы. «Поддержка многодетных семей». Многодетная семья — это семья, в которой трое или более детей.
Поэтому существует ФЗ «О государственной поддержке многодетных семей», который устанавливает целенаправленную и адресную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшении демографической ситуации в Российской Федерации и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей.
Многодетным семьям в качестве мер по государственной поддержке предоставляются определенные права и льготы: скидки в уплате коммунальных услуг, предоставление жилых помещений в первоочередном порядке бесплатно в домах государственного и муниципального жилищных фондов многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, бесплатный проезд детей из многодетных семей и т.д.
Однако, в большинстве своем, граждане нашей страны не желают заводить большие семьи, т.к. считают, что поддержка со стороны государства не достаточная. Например, для предоставления жилых помещений, семье нуждающейся в улучшение жилищных условий, проходит очень много времени, пока семья стоит в очереди за желанной квартирой. Так же важной причиной является то, что зачастую рождение ребенка обрекает семью на бедность. Тех льгот и основной зарплаты родителей не хватает для благополучного и здорового воспитания детей.
Поддержка малоимущих семей
Малоимущей семьей считается семья, чей средний общий доход, разделенный на каждого члена семьи, оказывается ниже минимального прожиточного уровня. Государственная помощь осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи» где целью указано предоставление малоимущим семьям социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Основным недостатком в данной ситуации является то, что обычно малоимущие семьи — неблагополучные семьи, где родители страдают алкоголизмом, наркоманией. И сами не обращаются за помощью к государству, а страдают в этом их дети. Так же и государственная поддержка семей осуществляется на региональном уровне, где субсидия увеличивается с помощью регионального бюджета. Примером таким программ могут быть республиканская программа « Молодая семья», выплаты инвалидам, пособия детям-сиротам и лицам без попечения родителей. Однако в реализации мер социальной поддержки семьи существуют ряд существенных проблем, которые значительно затрудняют развитие института семьи в России.
Во-первых, одной из таких проблем является правовая безграмотность граждан. Не все люди знают о существовании федеральных программ, о способах получения своих прав.
Во-вторых, одной из причин неэффективности некоторых государственных программ по поддержке семьи является завышенные требования к участникам данных программ, и из-за чего лишь низкий процент граждан может ими воспользоваться.
В-третьих, действующие в настоящее время нормативные правовые акты социального, трудового, жилищного, семейного и других отраслей законодательства не в полной мере учитывают интересы семьи, как социального института в целом. Законодательные нормы, как правило, устанавливают формы социальной поддержки, предоставления льгот и гарантий отдельным категориям граждан. Безусловно, наибольшее внимание уделяется гражданам, имеющим детей.
Однако, единого законодательного акта, регулирующего вопросы государственной поддержки семьи, содержащего нормы, направленные на сохранение и укрепление семьи, рождение и воспитание детей в достойных условиях, поддержание благосостояния семьи, решение демографических проблем, в настоящее время нет.
В связи с этим, можно сделать вывод, что в Регионе есть необходимость обеспечения благоприятных условий для жизнедеятельности семей и повышения качества их жизни в процессе социально-экономической трансформации. Необходимо принятие рамочного закона, закрепляющего основные цели, принципы и приоритеты защиты и поддержки семьи в настоящее время.
Отвечая этим требованиям, законопроект фактически создаст правовую основу и реализует системный подход осуществления государственной поддержки семьи.
Общесистемные задачи социальной политики и способы их решения:
1. Стабилизация численности населения, приведение структуры миграционных потоков в соответствие социально-экономическим потребностям республики:
- укрепление института семьи, стимулирование рождения в семьях второго ребенка и последующих детей, а также возрождения духовных и семейных ценностей, повышение роли и статуса женщины-матери;
- экономическое стимулирование повышения рождаемости посредством предоставления пособий, льгот, доплат, поддержки многодетных семей,
- создание многоуровневой, альтернативной, гибкой гарантированной системы обеспечения жильем молодых специалистов, молодых и многодетных семей;
- создание условий для увеличения продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, профилактики дорожно-транспортных происшествий, своевременного выявления социальных и профессиональных заболеваний, улучшения условий труда за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками;
- разработка на республиканском и муниципальном уровнях и внедрение стабилизационных демографических стратегий и программ, адресных для городов и сельских поселений Республики Саха (Якутия);
- стимулирование закрепления трудоспособного населения с учетом возмещения более высоких затрат населения в северных условиях, сокращение городских и сельских различий в уровне жизни населения, совершенствование пенсионного обеспечения, развитие жилищной и социальной инфраструктуры;
- создание административных и правовых условий для обеспечения межрегиональной мобильности рабочей силы, привлечения ее из других субъектов Российской Федерации;
- привлечение иммигрантов на основе проведения избирательной миграционной политики, направленной на выделение приоритетных для въезда групп граждан (высококвалифицированных, образованных);
- привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в Республику Саха (Якутия);
- разработка социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности Республики Саха (Якутия);
- разработка и реализация мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов на основе уважения к культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу жителей Республики Саха (Якутия);
- создание благоприятной культурной среды для привлеченных в региональную экономику квалифицированных иностранных специалистов, включая содействие средств массовой коммуникации, представительство в общественных и молодежных организациях Республики Саха (Якутия), формирование цивилизованных условий для труда и жизни мигрантов, защита их гражданских прав.
2. Преодоление имущественного расслоения общества, снижение дифференциации доходов населения по видам деятельности, а также в сравнении с другими субъектами Дальневосточного федерального округа, Российской Федерации и зарубежными странами:
- усиление межведомственного взаимодействия в решении проблемы преодоления бедности;
- переход от оказания помощи отдельным категориям населения к адресной социальной поддержке конкретной многодетной или малоимущей семьи путем разработки и реализации адресных социально ориентированных программ на селе, содействующих развитию личного подсобного хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности, обучению, повышению квалификации, трудоустройству и т.д.;
- разработка системы мер самозанятости населения сельской местности, поощрения производителя продовольственных товаров, формирования благоприятных условий для развития личных подсобных хозяйств, расширения сферы агросервисных услуг, организации малых товарных сельскохозяйственных предприятий;
- повышение мотивации населения сельской местности к трудоустройству путем разработки и внедрения программ микрокредитования на развитие личных подсобных хозяйств;
- обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;
- внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями;
- становление страховой системы помощи безработным, а также систем переквалификации, трудовой адаптации и реабилитации, расширения компетентности лиц, нуждающихся в социальной защите;
- профилактика социального сиротства;
- повышение занятости инвалидов;
- поощрение социальной ответственности работодателей, их участия в выработке социальной политики и реализации социально значимых проектов.
3. Комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, устранение дефицита первичного рынка жилья и снижение стоимости его строительства:
- формирование жилищной политики, направленной на привлечение и закрепление трудовых ресурсов;
- создание социальной и инженерной инфраструктуры опорных населенных пунктов в регионах интенсивного освоения;
- развитие системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи;
- развитие комфортного жилищного фонда и современной коммунальной инфраструктуры; создание привлекательной городской среды и среды сельских поселений, сокращение аварийного и ветхого жилья, квартир коммунального заселения;
- обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями;
- предотвращение монополизации рынков жилищного строительства и стройматериалов;
- разработка и внедрение института найма жилья;
- повышение уровня электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, их обеспечение телефонной и телекоммуникационной связью;
- развитие промышленной базы стройиндустрии и внедрение новых технологий в производство строительных материалов;
4. В сфере развития образования решаются следующие приоритетные задачи:
Развитие организационно-экономических механизмов совершенствования системы образования и внедрения в нее организационных и технологических инноваций, разработка и внедрение новых образовательных стандартов:
- перевод значительной части учреждений образования в статус автономных и бюджетных организаций, выполняющих государственные и муниципальные задания;
- использование механизмов государственно-частного партнерства для создания новых и модернизации действующих объектов образования;
- создание системы для конкуренции образовательных учреждений разных форм собственности за получение как бюджетных, так и внебюджетных средств;
- обновление материально-технической базы образовательных учреждений, их компьютеризация и подключение к интернету, создание в образовательных учреждениях современной мультимедийной информационной среды, способствующей овладению обучающимися передовыми информационно-коммуникационными технологиями, обеспечение современным учебно-лабораторным оборудованием и техникой, использование дистанционных технологий для нивелирования различий между городскими и сельскими образовательными учреждениями.
- создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
- формирование образовательной среды, содействующей доступности качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающей их социализацию;
- развертывание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
- развитие инфраструктуры социальной мобильности обучающихся.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф