Заявка на расчет
Меню Услуги

Календарь — портфолио как средство развития исследовательских умений старших дошкольников. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2


Глава 2. Практические аспекты проектирования календаря – портфолио для развития старших дошкольников исследовательских умений

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

2.1. Обоснование выбора диагностического инструментария и проведение диагностики на определение уровня исследовательских умений старших дошкольников

 

В различных источниках психолого-педагогической литературы таких авторов как: Е.А. Гвоздева, О.А. Сафонова, И.В. Афанасьева, М.М. Поташник, А.А. Шаталов, Ю.А. Афонькина, рассматривается педагогическая диагностика или педагогический мониторинг в качестве средств, для оценки определения уровня исследовательских умений в разнообразных видах деятельности детей старшего дошкольного возраста и оценка достижения планируемых результатов (образовательных достижений).

Так в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования [26] находим: «При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.

Ряд авторов [6; 8; 10; 14; 15; 11; 35; 12] считают, что «Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста; для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; для оценки его образовательных достижений и определения личностных качеств».

Л. В. Свирская [30] выделяет: «Основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении – познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста». При этом автор указывает, что методы педагогической диагностики – мало формализованные диагностические методики, ведущей среди которых, является: наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

При проведении диагностики исследовательских умений можно опираться на методику Савенкова А.И, из которой выделены показатели и критерии уровня сформированности исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1. Таблица 1).

По выделенным уровням можно проводить диагностику исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста. Степень самостоятельности ребенка на этапах проведения исследования оценивается по результатам наблюдения за деятельностью детей в процессе осуществления данной деятельности. Для количественной обработки материалов используется 3-бальная система. Использование исследовательской деятельности дает возможность достаточно точно и объективно определить уровни сформированности исследовательских умений дошкольников, а также четко фиксировать их продвижение в знаниях и умениях. После выполнения задания и стоящих в нем задач в специальную графу таблицы заносятся отметки о баллах. В процессе выполнения заданий используются некоторые виды стимулирования деятельности детей: поощрения – похвалу, одобрение; помощь воспитателя.

Для выявления интереса старших дошкольников к исследовательской деятельности используется систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное исследование, экспериментирование.

В процессе наблюдения необходимо отметить, кто из детей и как часто обращается к исследованию в разных видах деятельности; какие методы исследования они используют; какими предметами и материалами предпочитают пользоваться; какие объекты для исследования выбирают часто, а какие эпизодически; как проявляются индивидуальные особенности, а также различия мальчиков и девочек в выборе объектов исследования. Получив общее представление о содержании развития исследовательских умений у старших дошкольников, необходимо оценить каждого ребенка с позиции характера его исследовательской активности:

— предпочитаемые объекты для исследования;

— выбор деятельности в разных образовательных областях;

— проявление настойчивости в исследовательском поиске;

— умение осуществлять комбинаторный перебор разных вариантов решения проблемы;

— эмоциональное отношение к процессу исследовательской деятельности;

Для выявления интереса детей к исследовательской деятельности и содержанию этой деятельности, исследовательских умений помимо наблюдений используются практические диагностические методики:

— Диагностическая ситуация «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова);

— Диагностическая ситуация «Древо желаний» (В.С. Юркевич);

— Диагностическое задание «Игровое упражнение «Да — Нет» (Л.А. Венгер);

Описание диагностических ситуаций можно посмотреть в Приложении 2.

Исследование проводилось в Муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении Ачитского городского округа «Ачитский детский сад «Улыбка» — филиал «Уфимский детский сад «Малышок».

В исследовании участвовало 10 детей группы старшего дошкольного возраста.

Диагностическая ситуация «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова)

В исследовании «Выбор деятельности» с помощью беседы выявлялось место детской исследовательской деятельности в предпочтениях детей старшего дошкольного возраста. Ребенку индивидуально предлагались картинки с изображением детей, где они занимаются разными видами деятельности: игровая; чтение книг; изобразительная; детское экспериментирование; труд в « уголке природы»; конструирование.

Затем ребенку предлагалось последовательно сделать три выбора ситуации, в которой он хотел бы оказаться. Все три выбора фиксировались в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывали 3балла, за второй –2балла, за третий –1 балл.

По результатам данного исследования был проведен анализ места детской исследовательской деятельности в предпочтениях детей.

Объективным основанием для характеристики места детской исследовательской деятельности в предпочтениях детей старшего дошкольного возраста явились для нас подходы, разработанные А.И.Савенковым.

По результатам проведенной методики «Выбор деятельности» мы провели анализ результатов исследования у детей по определению места детской исследовательской деятельности.

Протокол исследования по диагностической ситуации «Выбор деятельности» представлен в Приложении 3, таблица 1. Для большей наглядности полученный результат представлен в Приложении 3, таблица 2 и на диаграмме в процентном соотношении в Приложении 3, рис 1.

На основании проведенной диагностики сделали вывод, что из всей группы 9,2% детей предпочитают игровую деятельность, 20%- изобразительную, 17,5% труд в уголке природы, 16,7 % конструирование, 26,7 % детское экспериментирование, чтение книг 18%.

Следующее исследование было направлено на изучение познавательного интереса детей, которое было проведено с помощью Диагностической ситуации «Древо желаний».

Протокол исследования по диагностической ситуации «Древо желаний» представлен в Приложении 4, таблица 1. Результат исследования по методике «Древо желаний» представлены в Приложении 4, таблица 2 и на диаграмме в процентном соотношении Приложение 4 рис 1.

На основании проведённой диагностики можно сделать вывод, большинство детей – 60 % имеют средний уровень познавательных потребностей; 40% имеют низкий уровень. Высокий уровень познавательной потребности у дошкольников 10%. Таким образом, по полученным результатам, можно отметить, что познавательная потребность у детей на среднем уровне.

Следующее диагностическое задание «Игровое упражнение «Да-Нет» было направлен на выявление динамики развития любознательности (детской исследовательской деятельности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.

Протокол исследования по диагностическому заданию «Игровое упражнение «Да-Нет» представлен в Приложении 5, таблица 1. Результат исследования по диагностическому заданию «Игровое упражнение «Да-Нет» представлен в Приложении 5, таблица 2 и на диаграмме в процентном соотношении Приложение 5 рис 1.

По результатам задания на низком уровне было 30% детей, на среднем уровне было 50% детей, на высоком уровне было 10% детей. Таким образом, мы выявили средний бал исследовательской динамики развития любознательности, умение видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.

Таким образом, можно сделать вывод, что более ярко видна положительная динамика развития любознательности, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном (Приложение 6, таблица 1).

Выявив уровни развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста разработали систему работы по внедрению календаря – портфолио, обеспечивающее целенаправленное приобщение детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности.

 

2.2. Разработка содержания страниц календаря — портфолио для развития исследовательских умений старших дошкольников

 

В рамках нашего исследования в качестве средства развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста, рассмотрим календарь — портфолио, который включает в себя:

  • Титульный лист;
  • Пояснительная записка;
  • Обращение автора к педагогам, детям и родителям;
  • Название блоков;
  • Название разделов и их содержание;
  • Используемая литература.

Пояснительная записка. Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует изменений в стандартной системе дошкольного образования. Инновационный комплексный ресурсно-ориентированный материал, технология (календарь — портфолио) способствует решению следующих задач стандарта: создание благоприятных условий развития исследовательских умений и образовательных достижений у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

Календарь — портфолио дошкольника ориентирован как на самостоятельное выполнение заданий ребенком старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности, так и совместной с педагогом и родителем.

В данном содержании календаря — портфолио представлен алгоритм работы над ним:

  1. Постановка цели
  2. Определение вида календаря — портфолио.
  3. Определение временного отрезка, во время которого будет собираться информация (от старшего дошкольного возраста и до выпуска из дошкольного общеобразовательного учреждения).
  4. Определение структуры календаря — портфолио: количество, название блоков и их разделов.

Страницы календаря — портфолио воспитанника дошкольного обще образовательного учреждения отражают следующие блоки:

  1. Блок «Я — и моя семья»;
  2. Блок «Я — и окружающий мир».

Важно отметить, что:

— Блоки и разделы календаря — портфолио могут меняться и дополняться, заполняются по мере накопления материала и обязательным условием оформления календаря — портфолио является непосредственное участие самого ребёнка в этом процессе.

— Ребёнок сам выбирает, какие его творческие работы и любые полученные «продукты от любого вида деятельности будут вложены в календарь -портфолио.

Отрывной календарь — портфолио дошкольника сделан по принципу тетради блока, позволяющий отделять проработанные листы и скреплять их в папке календаря — портфолио (по порядку выполнения или тематическому принципу, на усмотрение взрослых). Тем самым:

— дошкольник сам наблюдает свой образовательный прогресс (визуально и тактильно – календарь — портфолио растет, чистый календарь (листы) -уменьшается);

— происходит объективизация времени и знаний, неразрывно друг от друга;

— взрослые могут увидеть в выполненных ребенком самостоятельно различных по типу работах проблемы и достижения развития воспитанника, корректировать его (направлять);

— возможно повторное обращение как самого ребенка, так и взрослого к уже выполненной работе (например, при выполнении заданий того же типа, с целью систематизации компетенций).

Чтобы дошкольнику было интересно работать с календарем — портфолио, он непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.

Календарь — портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

Описание и содержание блоков календаря — портфолио:

БЛОК «Я и моя семья»

Содержание блока «Я и моя семья» направлено на формирование у ребёнка положительной самооценки и внутренней мотивации к познанию и достижениям. Работа с данным блоком предполагает взаимодействие родителей, воспитателей и дошкольника, в ходе которого дошкольник сможет рассказать о себе, о членах своей семьи, с помощью взрослых проанализировать свои умения, подумать над тем, чему хочет научиться, а также отметить свои достижения. Составление блока «Я и моя семья» очень важно и для того, чтобы в истории семьи осталась уникальная информация о таком удивительном и неповторимом периоде детства — дошкольном возрасте, но и потому, что главное назначение портфолио — это формирование у ребёнка положительной самооценки и внутренней мотивации к познанию и достижениям. Итак. Какова структура блока «Я и моя семья»?

Примерные разделы блока:

— «Это Я!»

— «Мой портрет

— «Моя ладошка»

— «Мои любимые занятия»

— «Какой мой дом»

— «Моя семья»

БЛОК «Я и окружающий мир»

Содержание блока «Я и окружающий мир» направлено:

— на формирование у ребёнка положительной самооценки и внутренней мотивации к познанию окружающего мира и достижениям;

— на обобщение знаний и умений, полученных ребёнком дома и в детском саду.

Работая с данной тематикой блока, дошкольник вместе со своими родителями и воспитателями проверит свою осведомлённость, покажет свои знания, закрепит имеющиеся умения и навыки, расширит кругозор, а также получит первый опыт самоанализа и самодиагностики.

Предлагаемый в данном блоке вариант решения проблемы развития у детей умений и навыков исследовательского поиска имеет ряд особенностей. Во-первых, исследовательские умения и навыки развиваются относительно автономно, во-вторых, подстроено под личностные особенности детей.

Пройдя первый раздел, дети осваивают второй – более широкий, затем третий …

Благодаря такой структуре блока один и тот же вид творческого мышления и исследовательской деятельности, одна и та же интеллектуальная операция отрабатываются на занятиях периодически, многократно. Причём содержание занятий постепенно усложняется и расширяется за счёт обогащения новыми компонентами, за счёт углублённой проработки каждого действия, каждой операции.

При этом способе структурирования материала в блоке нет необходимости прописывать отдельные занятия и выстраивать их в длинный ряд, присваивая каждому порядковый номер.

Включает следующие разделы:

— «Я учусь видеть проблемы»

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

— «Я учусь выдвигать гипотезы»

Одним из главных базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность. Необходимы личностные качества (решительность, смелость). Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.

— «Я учусь задавать вопросы»

Исследование невозможно без умения задавать вопросы. Для того, чтобы вырабатывать гипотезы, следует учиться, размышляя, задавать вопросы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

— «Я учусь экспериментировать»

Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные, то есть такие, которые можно делать только в уме.

Таким образом, можно сделать вывод, что календарь — портфолио будут полезен как средство сближения родителей, педагога и ребенка, выявления индивидуальных особенностей у детей, что очень важно в планировании педагогической деятельности. Поможет эффективно осуществить планирование педагогической деятельности с учетом основных положений ФГОС ДОО. У детей старшего дошкольного возраста сформируется положительная самооценка и внутренняя мотивация к познанию («я хочу научиться», «я умею») и достижениям. Дошкольник научится видеть проблему; формулировать задачу и задавать вопросы; выдвигать гипотезы; делать выводы и умозаключения; доказывать и защищать свои идеи; самостоятельно действовать на этапах исследования. И в конце дошкольного возраста, когда детский портфельчик наполнится знаниями и умениями достаточно, старшие дошкольники чествуются и награждаются грамотами, у дошкольника (будущего первоклассника) формируется «Модель выпускника детского сада» (данную модель можно увидеть в конце календаря — портфолио).

 

2.3. Описание результатов частичной апробации применения календаря — портфолио в образовательной деятельности старших дошкольников для развития исследовательских умений; выработка рекомендаций воспитателю по его реализации

 

Жизнь и время диктуют свои правила…

С введением в действие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования появилась необходимость изменить взгляд на подготовку детей к школе, которая должна обеспечить у дошкольников наличие определенного объема знаний и представлений об окружающем мире, освоение соответствующих умений и форм общения, развития произвольных форм поведения и произвольности психических процессов, а также становление начальных форм разнообразных видов деятельности детей.

Достичь этих результатов будет сложно, если не использовать в дошкольном образовании инновационный комплексный ресурсно-ориентированный материал, технология (календарь — портфолио). Для создания условий, в которых ребенок будет включен в новый вид деятельности.

Во время преддипломной практики на начальном этапе обозначила систему работы по разработке и внедрению календаря — портфолио в образовательный процесс дошкольного общеобразовательного учреждения. Система работы представлена следующим образом:

Работа педагога:

  1. Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио и исследовательским умениям старшего дошкольного возраста.
  2. Составление анкеты для родителей «Календарь — портфолио дошкольника» (Приложение 7).
  3. Разработка структуры портфолио.
  4. Оформление образца портфолио педагогом.

 Работа педагога с детьми:

  1. Рассматривание образца портфолио.
  2. Внедрение в образовательный процесс детей заданий на выявления исследовательских умений у старшего дошкольного возраста (наблюдения, беседы, экспериментирования)
  3. Совместная деятельность по оформлению календаря портфолио, заполнение страничек блоков.

Взаимодействие педагога с родителями:

  1. Анкетирование родителей о необходимости внедрения в образовательный процесс для успешного развития исследовательских умений у старших дошкольников инновационного комплексного ресурсно — ориентированного материала (календаря — портфолио)
  2. Индивидуальная работа педагогов дошкольного образования с родителями по ознакомлению с календарем — портфолио дошкольников.
  3. Консультативная помощь родителям по заполнению тематических блоков и разделов календаря — портфолио.
  4. Совместное заполнение страничек календаря – портфолио.

Ознакомилась с теоретическим и практическим материалом по созданию календаря — портфолио и исследовательскими умениями у детей старшего дошкольного возраста.

Далее составила анкеты для родителей «Календарь — портфолио дошкольника» (Приложение 7) . Чтобы выяснить насколько родители согласны по внедрению календаря — портфолио в познавательную детей дошкольного возраста, в практической части исследования была разработана анкета и проведено анкетирование, в котором приняли участие 20 родителей. Анализ результатов анкетирования показал, что отношение к календарю — портфолио у родителей двоякое. С одной стороны (20% респондентов) считают это неоправданной тратой времени и бесполезной затеей: если плохое портфолио у дошкольника, то что, его исключат из сада или не примут в школу? Противники портфолио аргументируют свою точку зрения тем, что детский сад должен заниматься воспитанием ребенка, вне зависимости от его статуса, благосостояния или эпистолярных умений родителей, а здесь получается какое-то бумажкотворчество.

Другой лагерь (80 % респондентов) поддерживает наличие календаря-портфолио у детей. Родители понимают всю важность составления папки-характеристики. Календарь — портфолио нередко требуют в помощь воспитателям. Узнав из календаря — портфолио, в какие игры любит играть ребенок, какие игрушки ему нравятся, какие поручения он охотнее всего выполняет, педагог сумеет правильно и грамотно выстроить линию поведения с дошкольником, поможет ему быстрее адаптироваться в коллективе дошкольников (Приложение 8, таблица 1).

Таким образом, исходя из результатов практического исследования, методом анкетирования можно сделать вывод о необходимости внедрения в образовательный процесс дошкольников новой технологии календарь — портфолио и развивать исследовательские умения и достижения у детей старшего дошкольного возраста.

Потом разработала структуру календаря — портфолио, разделила на тематические блоки и разделы. Блок «Я и моя семья» направлен на формирование у ребенка положительной самооценки и внутренней мотивации к познанию и достижениям. Дети с помощью родителей выполняли задания из разделов этого блока.

На практике я проводила задания с детьми из следующего блока «Я и окружающий мир». В первую неделю было проведено занятие на развитие умений видеть проблему: «Сколько значений у предмета». Автор американский психолог Дж. Гилфордом. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются основные параметры креативности – продуктивность, оригинальность, гибкость мышления. Детям предлагалась картонная коробка и простой карандаш, они найти как можно больше вариантов необычного, но при этом реального использования этого предмета. Как правильные варианты засчитывались только те, которые действительно применимы на практике. Дети долго думали, но в итоге придумали много оригинальных ответов.

Следующая неделя у нас была на развитие умений выдвигать гипотезы, я проводила задание «Найди возможную причину события». Мы представили с детьми, что на дороге сигналит автомобиль, а им нужно было придумать 2-3 фантастических и неправдоподобных объяснения событий. Дети придумывали различные небылицы, было весело.

Из календаря – портфолио было взято еще одно задание, но уже на развитие умений задавать вопросы, упражнение американского психолога Э.П. Торренса. Детям представлены картинки с изображением людей и животных, они задают вопросы тому, кто изображен, а потом пытаются ответить какие вопросы им мог задать тот, кто изображен на рисунке. В этом задании у детей возникли некоторые сложности, когда они придумывали вопросы, которые могли бы им задать люди и животные с изображений.

В конце практики я провела с детьми задание — эксперимент на тему «Как вода исчезает?», которое взяла из календаря – портфолио. Детям представлялся наглядный материал в виде различных предметов, с помощью которых мы выяснили, что вода имеет свойство впитываться. Продолжение эксперимента по «исчезновению воды» было таким, мы оставили воду в блюдце на сутки, что бы выявить еще одно свойство воды – испарение.

Дети были очень впечатлены опытом, проявляли свою активность.

Далее разработала рекомендации воспитателю по реализации календаря – портфолио в исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста (Приложение 9).

 

Заключение

 

Проблема психолого — педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста находится встадии интенсивной разработки иее изучение крайне актуально на современном этапе образования. Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека.

Календарь – портфолио, будучи интегративным модульным измерительно – сопроводительным инструментом реализует требования Федерального государственного общеобразовательного стандарта нового поколения и ориентируется на универсальные учебные предпосылки и ключевые компетенции.

В целом, метод портфолио обладает широкими возможностями по выявлению пробелов, трудностей, достижений, индивидуальных особенностей познавательной и творческой деятельности дошкольников, стимулирует развитие критического мышления. Как модель развитие аутентичного оценивания в большой степени способствует формированию культуры мышления, логики, умения анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать.

Учитывая мобильность, комплексный характер и возможность применения календаря — портфолио для различного типа аудитории дошкольников и их родителей, педагогов детского сада с незначительными изменениями, не затрагивающими его структуру и интегративную сущность, календарь — портфолио может быть принят как иновационная технология психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса XXI столетия.

В результате анализа литературы были определены показатели, критерии и уровни исследовательской деятельности у старших дошкольников, которые определяют сформированность исследовательской деятельности. Показатели сформированности исследовательской деятельности: умение видеть проблему; умение формулировать и задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение делать выводы и умозаключения; умения доказывать и защищать свои идеи; умение самостоятельно действовать на этапах исследования. Критерии сформированности исследовательской деятельности: самостоятельность; полнота и логичность ответа; правильность выводов и формулировок. По трем уровням сформированности исследовательской деятельности можно проводить наблюдение за его развитием.

В процессе практической части подобран диагностический инструментарий по методикам Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности», В.С. Юркевич «Древо желаний», Л.А. Венгера «Игровое упражнение «Да — Нет». Проведено исследование на базе Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Ачитского городского округа «Ачитский детский сад «Улыбка» — филиал «Уфимский детский сад «Малышок». По итогам диагностики получили, что 55% детей показали средний уровень сформированности исследовательской деятельности; меньшее число детей (35%) – не достаточно обладают навыками исследовательского поведения. Владеют достаточно навыками ведения исследовательской деятельности только 10% детей. По результатам диагностики сделали вывод, что деятельность детей должна быть организована таким образом, чтобы организация образовательной деятельности была направлена на развитие творческой активности ребенка дошкольного возраста. И поэтому стало необходимым составить календарь – портфолио, включающий в себя:

  • Титульный лист;
  • Пояснительная записка;
  • Обращение автора к педагогам, детям и родителям;
  • Название блоков;
  • Название разделов и их содержание;
  • Используемая литература.

Из календаря — портфоли было проведено четыре задания: на развитие умения видеть проблему «Сколько значений у предмета»; на развитие умения выдвигать гипотезы «найди возможную причину события»; на развитие умения задавать вопросы, детям предлагалось задание с картинками психолога Э.П. Торренса; на развитие умения экспериментировать проводился эксперимент «Как вода исчезает?».

В ходе написания данной работы цель исследования была достигнута.

 

Список информационных источников

 

  1. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. — М.: Мозаика-СИнте, 2016.-56c.
  2. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова — М.: Айрис-Пресс, 2016. -190с.
  3. Гасанова Р.Х., Пичугин С.С. Преемственость ФГТ и ФГОС в системе дошкольного и начального общего образования. // Начальная школа плюс: До и После. – 2013. — №2.
  4. Дьяченко, О. М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами дошкольных образовательных учреждений / О. М. Дьяченко // Психологическая наука и образование. –2010. – № 2. – С. 22-26.
  5. Евдокимова, Е. С. Проект как мотивация к познанию [Текст] /Е.С. Евдокимова// Дошкольное воспитание: методический журнал для педагогов детского сада — 2013. — №3. –С.24-29.
  6. Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rfposlednyy-redakciya-2015/, свободный. — Загл. с экрана.
  7. Календарь – портфолио дошкольника / сост. Е. Л. Кудрявцева, У. Крюгер под ред. А. Мартинковой, Л. Бубековой, Е. Живоченковой, Е. Есауловой, Е. Сиденко. – РИга: Реторика, 2015. – 510 с.
  8. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б — М.: АРКТИ, 2015.- 96с.
  9. Кобзева, Е.О. Методическая разработка на тему: Классификация и типы проектов, используемые в ДОУ [Электронный ресурс]/ Е.О.Кобзева. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/11/20/klassifikatsiya-i-tipy-proektov-ispolzuemye-v-dou/,свободный – Загл. с экрана.
  10. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/lol-1997/LOl-2271.htm/, свободный. — Загл. с экрана.
  11. Литвиненко, С.В. Развитие познавательной активности в преддошкольный период /С.В. Литвиненко// Журнал научно-педагогической информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.paedagogia.ru/2010/41-04/208-litvinenko, свободный – Загл. с эрана.
  12. Лобанов И.В. Проблема психологического сопровождения процессов развития в системе образования / И.В. Лобанов // Педагогические технологии – 2014.
  13. Монгуш О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Международная научн. конф (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 59-62.
  14. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.npu.edu.ua/info/iYivQtot70OzMr/, свободный. — Загл. с экрана.
  15. Новопавловская, Ю.А Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю.А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 8. – С. 46-48.
  16. От рождения до школы [Текст]: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Нؚ. Е. Вераксы, Т. С. Коморовой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНؚТЕЗ, 2014. — 186с.
  17. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад-М.: Большая Рос. энцикл., 2016. — 527с. ил
  18. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: дис. на поиск. Учен. Степени д-ра психол. наук.- М.: МГУ. -2001. Режим доступа: http://www.aspirantura.spb.ru/dissers/poddiakov.rar.
  19. Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Нؚ. А. Кочкина — М.: 2016.
  20. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
  21. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения[Текст] // Дошкольное воспитание: методический журнал для педагогов детского сада.- 2017. — №3. – С.15-18.
  22. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников [Ткст] /А.И. Савенков.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров», 2010.
  23. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – СПб.: Дом Фёдорова, 2010. – 136 с.
  24. Савенков А.И. Противодействие исследовательскому поведению ребенка в современном образовании/ А.И. Савенков // Высшее образование в России. – 2012 №8-9. С.67-73.
  25. Середенко, П. В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам [Текст]/П. В. Середенко – М.: МПГУ, 2007. – 186 с.
  26. Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду [Текст] / Л. Л. Тимофеева. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016. — 80с.
  27. Трясорукова Т.П. – Программа «Солнышко»: психо-профилактические занятия с детьми дошкольного возраста – Ростов на Д: Феникс, 2015.
  28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/, свободный — Загл. с экрана
  29. Шитова Е.В. – Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2- 7 лет – Волгоград: Учитель, 2016.-169с.
  30. Эльконин Д..Б. Детская психология [Текст]/Д.Б. Эдьконин — М.: Академия, 2016. — 384с.
  31. Я хожу в детский сад. Портфолио дошкольника: Е. В. Меттус, О. С. Турта – Санкт — Петербург, Учитель, 2014 г.

1  2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф