ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАРТОЧНЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ
1.1 Роль карточных платежей в платежной системе государства
1.2 Структура и схема функционирования карточной платежной системы
1.3 Нормативно-правовое регулирование платежных систем на базе банковских карт
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КАРТОЧНЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ
2.1. Анализ зарубежных карточных платежных систем
2.2 Анализ карточных платежных систем в РФ
2.3 Проблемы развития карточных платежных систем
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАРТОЧНЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ и ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
3.1 Направления совершенствования карточных платежных систем
3.2 Тенденции развития платежей на базе банковских карт
3.3 Перспективы развития карточных платежных систем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день как за рубежом, так и в России, непрерывно растет роль пластиковых банковских карт и платежных систем в инфраструктуре безналичных расчетов.
Платежная система Банка России переведена на современную централизованную платформу и обеспечивает бесперебойное проведение межбанковских расчетов по единому расширенному регламенту. Запущена Система передачи финансовых сообщений Банка России, в рамках которой кредитным организациям и крупным компаниям, в том числе нерезидентам РФ, предоставлена возможность круглосуточно обмениваться финансовой информацией по независимым защищенным каналам.
В беспрецедентно короткие сроки все внутрироссийские операции по банковским картам международных платежных систем переведены на непрерывную круглосуточную обработку на территории РФ. Создана и занимает значимое место на российском рынке платежная система «Мир». Запущена эмиссия национальных платежных инструментов – карт «Мир».
Динамичное развитие российского платежного рынка, в том числе его движение в ногу с инновациями, вывело Россию на первое место в мире по темпам роста безналичных платежей и позволило войти в пятерку мировых лидеров по их количеству.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что на сегодняшний момент сформировались новые глобальные вызовы, существенно влияющие на развитие платежного рынка, в том числе и российского. Платежная индустрия, как и общество в целом, проходит цифровую трансформацию. Потребители становятся более требовательны к скорости и доступности платежных услуг. Для создания инновационных платежных продуктов и сервисов поставщики платежных услуг широко внедряют новые технологии. Международные и российские ИТ — компании активно выходят в новые сферы. Так, ИТ — компании и банки с крупной клиентской базой начали построение собственных экосистем, предоставляя широкие возможности своим клиентам, осуществление платежей в которых лишь одна из функций таких экосистем. Например, Сбербанк позиционирует себя не только как банк, но и как ИТ-компания, активно создающая свою экосистему, куда входит сервис по доставке продуктов, сервис по управлению «умным» домом и многие другие. Другим примером такой тенденции явилась несостоявшаяся сделка между Тинькофф банк и Яндексом: в данном случае Яндекс рассматривал Тинькофф банк как оператора расчетов в своей экосистеме.
Методологической основой для исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, таких как Тамаров П.А., Муссель К.М., Голдовский И.М., Пухов А.В., а также Macabe J., Howard H., Agarwal S. и другие.
В качестве теоретической базы исследования были использованы работы и публикации, посвященные платежным системам с использованием банковских карт.
Предметом данной выпускной квалификационной работы является платежные системы.
Объектом – проблемы развития и функционирования карточных платежных систем на современном этапе.
Целью работы является анализ нынешнего состояния и выявление направлений совершенствования карточных платежных систем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– выявить роль карточных платежей в платежной системе государства;
– проанализировать структуру и схему функционирования карточной платежной системы;
– проанализировать нормативно-правовое регулирование платежных систем на базе банковских карт;
– провести анализ зарубежных карточных платежных систем и карточных платежных систем в РФ;
– выявить проблемы развития определить направления совершенствования и карточных платежных систем.
Цель и задачи определили структуру данной работы, которая состоит из введения, основной части в которую включены три главы, заключения, и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАРТОЧНЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ
1.1 Роль карточных платежей в платежной системе государства
Для современного этапа развития мировой экономики характерно усиление международных связей и возрастание финансовой взаимозависимости участников рынка, что оказывает стимулирующее влияние на потребительскую активность и другие макро- и микроэкономические индикаторы. Одновременно увеличиваются объем и количество розничных финансовых трансакций, совершаемых в безналичной форме как в пределах отдельных стран, так и трансграничных.
Важным элементом финансово-банковской системы любой страны являются платежные системы, позволяющие осуществлять безналичные переводы денежных средств между различными хозяйствующими субъектами, частью платежных систем являются карточные платежные системы.
Кратко платежную система можно определить как набор процедур и правил, а также технической инфраструктуры, обеспечивающий возможность перевода денежных средств безналичным путем от одного субъекта другому.
Рассмотрим структуру платежных систем для определения места в ней карточных платежных систем.
По операторам и собственникам платежных систем все они подразделяются над государственные и частные.
Государственной платежной системой в РФ является платежная система Банка России, через которую осущевляется наибольший объем перевода средств в РФ.
В настоящее время порядок функционирования платежной системы Банка России регулируется Положением Банка России от 24.09.2020 № 732-П «О платежной системе Банка России». В соответствии с этим документом Банк России является оператором платежной системы и предоставляет участникам данной платежной системы услуги по переводу средств по их счетам, кроме того, Банк России предоставляет услуги операционные, клиринговые и расчетные услуги своим клиентам, которые не являются участниками данной платежной системы. Отметим, что в числе таких клиентов, в том числе, и широко известные в РФ международные карточные платежные системы такие как VISA и MasterCard.
Перевод средств в платежной системе Банка России осуществляется с помощью сервиса срочных и несрочных переводов, а также с помощью системы быстрых платежей (СБП).
Сервис срочных платежей обеспечивает незамедлительное прием распоряжений на перевод средств, проверку достаточности средств на счете распорядителя (заявителя) и выполнение распоряжения. То же самое представляет собой сервис и несрочных платежей, однако в данном случае распоряжения на перевод средств и их исполнение осуществляется в соответствии с установленном Банком России регламентом.
СБП предназначено для перевода небольших сумм денежных средств (менее 600 тыс. руб.) круглосуточно в режиме реального времени. Распоряжения по переводу денежных средств в рамках СБП, их одобрение и прием к исполнению осуществляются операционными и клиринговым центрами другой (внешней) платежной системы (в отличие от сервиса срочных и несрочных переводов, когда распоряжения обрабатываются операционным и клиринговым центром Банка России). При СБП Банк России является исполнителем процедур перевода денежных средств. Отметим, что внешними платежными системами в данном случае также являются и операторы крупнейших международных карточных платежных систем (VISA, MasterCard, Union Pay и др.). В целом СБП была создана для осуществления p2p (person-to-person, переводы между физическими лицами) транзакций с целью снижения издержек (комиссий) проведения таких платежей. Также через СБП возможны платежи в пользу юридических лиц, например, за товары и услуги, в том числе с использованием QR-кодов (с2b транзакции). СБП была запущена в январе 2019 г.
Наряду с платежной системой Банка России существуют и частные (негосударственные) платежные системы. Направлениями деятельности частных платежных систем в настоящее время являются:
— Расчеты с использованием платежных (также в дальнейшем — пластиковых, банковских) карт;
— Банковские переводы;
— Электронные кошельки (деньги);
— Мобильные платежи;
— Клиринг;
— Переводы без открытия банковских счетов;
— Расчеты дорожными чеками;
— Иные виды расчетов.
Список действующих операторов платежных систем по состоянию на сентябрь 2020 г. приведен в Приложении 1 к настоящей работе.
Вместе платежная система Банка России (ПС БР) и частные платежные системы образуют национальную платежную систему (НПС). Согласно Федеральному закону от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О национальной платежной системе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) «национальная платежная система — совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг, операторов иностранных платежных систем, поставщиков платежных приложений (субъекты национальной платежной системы)».
К национальной платежной системе следует также отнести систему передачи финансовых сообщений (CПФС) Банка России (аналог международной системы SWIFT, хотя она действует только для внутрироссийских транзакций), которая была запущена в конце 2014 г и с помощью которой осуществляются межбанковские переводы.
НПС не следует путать с национальной системой платежных карт (НПСК), которая функционирует в формате коммерческой организации, единственным акционером которой является в настоящее Банк России, и которая является оператором национальной карточной платежной системы «МИР», а также операционным и клиринговым центром (ОЦКЦ) международных карточных платежных систем, представленных в РФ, включая VISA, MasterCard, American Express, Union Pay, JBS. Предполагается, что в последующем часть акций АО «НСПК» может быть продана сторонним инвесторам. Таким образом, НСПК – это часть НСП, являющейся оператором карточной платежной системы «МИР» и ОЦКЦ для международных карточных платежных систем.
Сегодня карточные платежные системы являются ключевым элементом платёжных систем прежде всего для населения, т.к. позволяют наиболее удобно, безопасно и просто производить оплату товаров, работ и услуг, переводить денежные средства, а так же осуществлять снятие наличных денежных средств, что делает их основным средством в организации безналичных расчётов населения. Карточные платежные системы используются и индивидуальными предпринимателями, а также компаниями для оплаты командировочных, представительских и прочих расходов (корпоративные платежные карты).
В России количество платежных карт по данным ЦБ РФ выросло со 137,8 млн. ед. по состоянию на конец 2010 г до 297, 3 млн. ед. по состоянию на конец сентября 2020 г. Исходя из численности населения России, на одного жителя страны приходится более 2 платежных карт.
По итогам 2019 г. количество операций с использованием платежных карт составило 41 677, 7 млн. ед.. В 2010 г. количество таких операций составляло всего 3 107,3 млн. ед. (рост более, чем в 13 раз), По итогам 9 месяцев 2020 количество таких операций составило 35 925,4 млн. ед. против 29 927,9 млн. ед. за аналогичный период 2019 г.
Очень значительный рост был также и в объеме операций, совершенных с использованием платежных карт. Так, в 2019 г. объем оплаты товаров и услуг с использованием банковских карт составил 26 725.1 млрд. руб. против 1 086 млрд. руб. в 2010 г. (рост более, чем в 24 раза). По оценкам ЦБ РФ в период с июля 2019 года по июнь 2020 года с использованием на территории страны и за ее пределами платежных карт было совершено 45,8 млрд операций на сумму 97,8 трлн рублей (увеличение на 24,7% по количеству и 16,9% по объему к аналогичному периоду за июль 2018 по июнь 2019 г.).
По данным доклада ЦБ РФ «Результаты наблюдения в национальной платежной системе за 2018—2020 годы» были также выявлены следующие основные тенденции использования платежных карт.
В частности отмечается, что активно развивались бесконтактные технологии, удобные прежде всего при совершении покупок на небольшие суммы. 62,1% выпущенных кредитными организациями платежных карт поддерживали функцию бесконтактной оплаты. Их количество выросло c июля 2019 года по июнь 2020 года по сравнению с периодом за июль 2018 по июнь 2019 г. почти на треть и на 01.07.2020 достигло 179,3 миллиона (далее сравнение также осуществляется между данными периодами). В среднем на одного жителя приходилось 1,2 бесконтактной карты (на 01.07.2019 — 0,9).
В период с июля 2019 года по июнь 2020 года операции с использованием бесконтактных технологий увеличились в 1,8 раза по количеству (до 22,6 млрд операций) и в 1,9 раза по объему (до 17,2 трлн рублей). Большая их часть совершалась с использованием поддерживающих бесконтактные технологии платежных карт — 17,3 млрд операций на сумму 13,1 трлн рублей. Другой способ бесконтактной оплаты (мобильными устройствами через платежные приложения) использовался в 1,8 раза чаще. Количество таких операций достигло 5,3 млрд, объем вырос до 4,1 трлн рублей. При оплате товаров и услуг 62,3% платежей совершалось с использованием бесконтактной технологии.
Во-вторых, платежные карты в настоящий момент являются основным драйвером роста безналичных платежей. Рост безналичных операций платежными картами (на 27,9% по количеству и 25,2% по объему) по сравнению со снятием наличных денег (снижение на 10,1% по количеству и рост на 0,7% по объему) способствовал увеличению в структуре их использования доли безналичных операций (в общем количестве — до 93,8%, в общем объеме — до 70,9%). Карты использовались для совершения безналичных операций в 15 раз чаще, чем для снятия наличных денег. При этом из 100 безналичных операций 83 совершались в организациях торговли и услуг, а по стоимости доля платежей за товары и услуги составила 41,1%.
В-третьих, растущая популярность дистанционных каналов оплаты и повышение финансовой грамотности населения обусловили все большее сокращение оборота наличных денег между физическими лицами в пользу безналичных переводов, в том числе с карты на карту.
В период с июля 2019 года по июнь 2020 года россияне в 1,4 раза чаще, чем в период с июля 2018 года по июнь 2019 года, совершали такие операции (7,3 млрд переводов на сумму 39,4 трлн рублей, что составляет 17,1 и 56,9% от общего количества и объема безналичных операций платежными картами).
Массовый характер использования россиянами безналичных платежных инструментов обусловил дальнейшее увеличение доли безналичных платежей в совокупном обороте розничной торговли, общественного питания и объеме платных услуг населению, которая достигла 68,8% в первом полугодии 2020 года против 61,4% в первом полугодии 2019 года (см. также рисунок 1.1), что отчасти связано с пандемией коронавируса: по оценке ЦБ РФ, вклад пандемии коронавируса COVID-19 в долю безналичных платежей в целом составил около 3%
Рисунок 1.1 – Доля безналичных платежей в совокупном обороте розничной торговли, общественного питания и объеме платных услуг (%). Источник: Банк России
Очевидно, что подавляющее большинство безналичного оборота в розничной торговле товарами и услугами происходило через использование карточных платежных систем, в то время как оплата по QR кодам через СБП Банка России пока не получило широкого распространения. Объем операций в данной сфере с использованием электронных денежных средств (кошельков) также был сравнительно незначительным.
Кроме того, растущий спрос населения на безналичные формы оплаты в значительной мере обеспечивался за счет развития сети устройств по приему платежных карт, прежде всего электронных терминалов, установленных в организациях торговли и услуг (POS-терминалов). За год с июля 2019 года их количество выросло на 22,7% и превысило 3,2 млн единиц (22 POS-терминала на 1000 жителей). Количество банкоматов, большая часть которых также позволяет клиентам совершать безналичные операции, увеличилось на 1,7% — до 195,0 тыс. устройств на 01.07.2020 (1,3 банкомата на 1000 жителей). Количество терминалов безналичной оплаты на 01.07.2020 достигло 103,7 тыс. устройств.
Большинство POS-терминалов (88%) и более 40% банкоматов поддерживали бесконтактные технологии. Количество таких устройств выросло на 22,5 и 13,5% соответственно.
Одним из факторов, влияющих на распространенность безналичных платежей на территории всей страны, является развитость региональной платежной инфраструктуры. В период с июля 2019 года по июнь 2020 года во всех регионах сохранялась положительная динамика по количеству POS-терминалов — в 2/3 из них темпы прироста таких устройств составили 20% и более. На 01.07.2020 в 47 регионах количество POS-терминалов в расчете на 1000 жителей превышало 20 устройств (на 01.07.2019 — в 22 регионах).
Как отмечается в докладе ЦБ РФ, росту доли и объема использования карточных платежных систем являлось Активное развитие платежной инфраструктуры и онлайн-торговли, высокий уровень вовлеченности населения в развитие цифровых технологий, а также появление инновационных платежных продуктов продолжают способствовать развитию и трансформации российского рынка платежных услуг.
При поддержке кредитными организациями различных платежных приложений (Mir Pay, Google Pay, Apple Pay, Samsung Pay, Garmin Pay, Swatch Pay, Huawei Pay, Кошелек Pay и другие платежные приложения), использующих технологию бесконтактной оплаты на основе NFC-чипов, население активно пользуется оплатой товаров и услуг в одно касание с помощью не только карт, но и других устройств, оснащенных NFC-чипом (смартфоны, браслеты, брелоки, часы, кольца и иные устройства).
Доля количества операций, совершенных с использованием бесконтактной технологии, продолжает существенно увеличиваться на протяжении нескольких последних лет и по итогам первого полугодия 2020 года уже составляет более половины всех безналичных операций, совершенных с использованием платежных карт.
Вместе с тем продолжают появляться и другие инновационные способы осуществления платежей, например, с использованием биометрической идентификации личности плательщика посредством считывания его биометрических данных (слепок лица и голоса, радужная оболочка глаза, отпечатки пальцев или геометрия ладони), в том числе зарегистрированных в Единой биометрической системе (слепок лица и голоса). В банковской практике данная технология получила название “биометрический эквайринг”, а платеж с использованием данной технологии — “биометрический платеж”.
Внедрение кредитными организациями платежных приложений для торгово-сервисных предприятий (ТСП) на базе смартфонов, так называемых M‑POS-терминалов, позволило ТСП принимать оплату от клиентов платежными картами и другими устройствами бесконтактной оплаты без использования классических POS-терминалов, что снизило издержки ТСП на их аренду или приобретение.
Таким образом в России и в мире в целом непрерывно растет роль платежных карт и карточных платежных систем в инфраструктуре безналичных расчетов. Во всей банковской системе пластиковые карты функционируют в рамках платежных систем. Держатели карт различных платежных систем могут мгновенно оплачивать свои покупки картами по всему миру, где принимаются данные карты.
Это показатель того, что карточные платежные системы все больше развиваются. Что касается показателя использования карт в России, то уже сегодня рынок платежных карт в России можно отнести к наиболее технологически развитым и динамичным. Так, в данном случае Россия опережает многие европейские страны.: по оценкам ЦБ РФ доля безналичных расчетов с использованием карточных платежных систем во многих странах Западной Европы не превышает 50%, за исключением Швеции, где безналичный оборот в розничной торговле доходит до 98%.
В этих условиях повышается роль карточных платежных систем (КПС) как неотъемлемой составляющей мировой кредитно-финансовой системы. Они формируют технологическую среду для перевода значительных как сумм денежных средств населения, так и обслуживания расчетов между населением и компаниями, включая индивидуальных предпринимателей. Бесперебойная работа таких систем становится одним из ключевых факторов экономической стабильности в странах их функционирования.
Положительными сторонами роста доли безналичных расчетов с использованием карточных платежных систем объективно считаются ускорение оборота средств, снижение общих расходов на систему денежного обращения и повышение её эффективности. Помимо этого, платежи становятся более прозрачными. Такое положение дел даёт возможность для более глубокого анализа транзакций и предотвращения теневых операций.
1.2 Структура и схема функционирования карточной платежной системы
Платежная система представляет собой совокупность инструментов и методов, которые применяются в хозяйстве для осуществления расчетов, перевода денег и урегулирования долговых обязательств между участниками экономического оборота.
Платежная система страны включает в себя ряд компонентов: институты, предоставляющие услуги по осуществлению денежных трансфертов и для погашения долговых обязательств; финансовые инструменты и коммуникационные системы, обеспечивающие перевод денег между экономическими агентами; контрактные соглашения, регулирующие порядок денежных расчетов в обороте [4, c. 11].
Субъектами КПС являются:
––оператор системы — организация, устанавливающая общие правила системы, стандарты и технологии работы с данными, размеры комиссионных вознаграждений, а также регламентирующая прочие аспекты ее работы в рамках действующего правового поля;
––банки-участники (эмитенты и эквайеры). Эмитенты — банки, уполномоченные системой на осуществление эмиссии платежных карт и соответствующих продуктов, обслуживающие клиентские счета, ведущие тарификацию, устанавливающие кредитные лимиты и производящие расчеты с держателями карт и прочими участниками КПС.
Эквайеры — банки, уполномоченные системой принимать к оплате определенные карточные продукты, осуществлять их авторизацию (электронную и неэлектронную), обслуживать счета торговых предприятий, производить расчеты с ними и прочими участниками;
–– расчетный банк, проводящий взаимные платежи между банками-участниками;
–– инфраструктурные операторы: платежный клиринговый центр (организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивающая в рамках платежной системы прием к исполнению распоряжений участников платежной системы об осуществлении перевода денежных средств и выполнение иных действий), операционный центр (организация, обеспечивающая в рамках платежной системы для участников платежной системы и их клиентов доступ к услугам по переводу денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, а также обмен электронными сообщениями), расчетный центр (организация, обеспечивающая в рамках платёжной системы исполнение распоряжении участников платёжной системы посредством списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платёжной системы, а также направление подтверждении , касающихся исполнения распоряжении участников платежной системы;
–– организации, обслуживающие карты: пункты выдачи наличности, банкоматы, торговые точки;
–– держатели карт — ими могут быть независимые физические лица, а также представители организаций (юридических лиц);
— Карта платежной системы (банковская карта) – это платежный инструмент, позволяющий ее держателю осуществлять безналичные расчеты за товары и услуги, а также получать наличные денежные средства, воспользовавшись терминалами и другими устройствами.
С помощью современных карточных платежных системы денежные расчеты осуществляются в безналичной форме: Денежные средства находятся на банковских счетах юридических и физических лицах, расчеты осуществляются, таким образом, путем перевода средств между счетами.
Наглядно на рисунке 1.2 можно увидеть процесс осуществления оплаты через платежную карту.
Рисунок 1.2 – Схема платежа по банковской карте
1. Банк-эмитент заключает с Платежной системой договор, на основании которого он приобретает право эмитировать платежные карты, обслуживаемые данной Платежной системой;
2. Владелец карты открывает в Банке-эмитенте специальный банковский счет и заключает с ним договор на обслуживание; Банк-эмитент выдает Владельцу карты банковскую карту;
3. Владелец карты, желая получить товар, услугу или наличные деньги, предоставляет в POS или вставляет в банкомат банковскую карту и вводит свой ПИН-код;
4. POS или банкомат осуществляет авторизацию карты;
5. В случае успешного завершения процедуры авторизации POS-терминал или банкомат списывает сумму сделки с банковской карты и выдает держателю карты слип (который он, как правило, должен подписать); Владелец карты получает товар, услуги или наличные деньги; банковская карта возвращается Владельцу карты;
6. В конце каждого рабочего дня POS передает в Банк-эквайрер слипы, которые служат документарным основанием для проведения расчетов;
7. Банк-эквайрер осуществляет расчеты с POSом по предоставленным слипам, зачисляя их общую сумму на банковский счет POSа;
8. Банк-эквайрер передает в Процессинговый центр информацию о проведенных им расчетах по платежным картам;
9. Процессинговый центр осуществляет процессинг, то есть обрабатывает всю полученную за день информацию, формирует итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками Платежной системы и доводит их до всех участников расчетов;
10. Участники расчетов осуществляют погашение взаимных обязательств, возникших при проведении операций с использованием платежных (пластиковых, банковских) карт;
11. Банк-эмитент и Владелец карты осуществляют между собой расчеты по операциям по платежной карте, принадлежащей Владельцу карты:
• по расчетной (дебетовой) карте Банк-эмитент списывает денежные средства с банковского счета Владельца карты;
• по кредитной карте Владельцу карты предоставляется , который он впоследствии погашает и уплачивает проценты по нему (это происходит с определенной периодичностью, как правило, один раз в месяц).
Отдельно следует рассмотреть отдельные составляющие платы за эквайринг, так как размер комиссии за эквайринг (сильно варьируется, но может достигать и 3%) является одной из причин недовольства торговых организаций и выработки новых технологий оплаты (например, через QR-коды в рамках СБП).
Схема эквайринга представлена на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 – Схема расчетов при эквайринге
Основная часть платы за эквайринг составляет так называемая interchange fee, которую банк-эквайер платит банку эмитенту. Размер данной платы определяется платежной системой.
При этом сама платежная система получает доход как банка-эквайера, так и от банка эмитента. При этом банку — эмитенту достается основная часть дохода (до 70%) платы за эквайринг, чуть больше получает платежная система, комиссия эквайера, как правило, лишь окупает затраты на него. Банк-эмитент часть свой комиссии выплачивает в виде кэшбэков и бонусов клиентам. Очевидно, что Сбербанк, занимающий одновременно как подавляющую долю рынка эмитента карт, так и рынка предоставления эквайринговых услуг, получает больше всех (об этом подробнее ниже в параграфе 2.3).
Торговые сети в 2019 г. даже подали заявления в ФАС о том, что VISA и MasterCard устанавливают тарифы, злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке. Платежные сети временно снижали тарифы на время проведения пандемии с 15 апреля по 30 сентября 2020 г. из-за ограничений ЦБ РФ. Однако в настоящее время вопрос так и остается открытым.
ЦБ РФ в качестве альтернативы снижению ставки предлагает ритейлерам пользоваться таким функционалом системы быстрых платежей как оплата с помощью сканирования QR-кода. Торговые точки платят банку за оплату по QR-коду в СБП максимум 0,7%, что в несколько раз ниже стоимости эквайринга. В 2020 году ЦБ объявил, что к 1 октября 2021 года все системно значимые банки должны будут обеспечить возможность оплаты по QR-кодам, к 1 апреля 2022 года это должны будут сделать все банки с универсальной лицензией. Однако несмотря на то, что по заявлениям представителей ЦБ РФ объем платежей через СБП растет на 50-60% в месяц, его объем пока ничтожно мал в общем объеме платежей в рознице.
Рост банковских карт оказывает огромное влияние на экономику, изменяют покупательские привычки людей, делает денежный оборот гораздо легче для потребителей, для банков, и для государства в целом. Именно технологические достижения поспособствовали использованию платежных карт и не только. Продавцы любых товаров и услуг связаны с банками, так все платежи, которые они принимают сначала предусматривают акцепт этих платежей банками [29, с. 6].
В данном определении можно отметить несколько важных моментов.
На банковской карте содержится определенная информация, именно с помощью нее и индивидуального ПИН-кода, держатель карты может получить доступ к своим денежным средствам на счете.
Пластиковая карта является не только средством доступа к своему личному счету, на котором лежат денежные средства, но также карта и средством проведения платежа. Карточка не заменяет сами деньги, она используется как инструмент, с помощью которого деньги выполняют функцию платежа.
Коммерческие банки предоставляют своим клиентам большой выбор различных банковских продуктов по рассчетно-кассовому обслуживанию, кредитованию и т.д.
В функции платежных систем огромное улучшение внес электронный банк. Электронные банковские возможности повышают уровень обслуживания за счет развития новых продуктов, которые зависят от электронных систем платежей. Эти банковские продукты (сервисы) включат в себя интернет-банкинг, телефонный банкинг, мобильный банкинг, банкоматы и пр. Все вышеперечисленное стало возможным благодаря влиянию электронных банковских платежных систем [28, с. 34].
В настоящее время во всем мире действует множество различных платежных систем, которые нацелены на то чтобы обеспечить движение денежных средств между странами, и внутри отдельного государства. Их можно классифицировать по ряду определенных признаков.
По организациям взаимодействия участников платежные системы делятся на два типа.
Децентрализованная платежная система появилась намного раньше других. В этой системе участники взаимодействуют на основе открытых корреспондентских счетов и ведения расчетов по этим счетам. Абсолютно все участники такой системы имеют равные права и выполняют одинаковые функции.
Централизованная платежная система подразумевает наличие определенного института, который оказывает услуги посредника для банков по проведению их расчетов между друг с другом. В этой системе банку необходимо иметь только лишь один корреспондентский счет у расчетного агента для осуществления платежей.
В рамках централизованной системы различаются двухуровневая и одноуровневая системы.
Особенностью двухуровневой платежной системы является наличие прямых и ассоциированных участников. Прямые участники представляют собой первый уровень системы, это клиринговые банки и палаты. Они имеют корреспондентские счета, открытые у расчетного оператора системы, в этом качестве может выступить центральный банк. Прямые участники предоставляют услуги по платежам ассоциированным участникам. Они и образую второй уровень, прямые участники для них расчетные агенты, через которых они проводят свои счета.
Высшая степень централизации представляет собой одноуровневая система платежей. В этой системе все участники прямые, а функции расчетного агента выполняет всего один финансовый институт, в роли которого выступает центральный банк [16, c. 81].
По способу расчетов выделяют системы брутто-расчетов и нетто-расчетов. Система валовых (брутто-расчетов) расчетов представляет собой систему, по которой переводы денежных средств непосредственно производятся в полной сумме по каждому платежу в системе.
Потенциально значимые системы, это те в которых при возникновении какого-либо риска приводит к сбоям в системе значимых систем, а если учитывать, что возможны дополнительные воздействия внешних факторов, которые несут в себе негативный характер, это может вызвать системный риск, в последствии который распространится на всю платежную систему полностью.
В научной литературе чаще всего в последнее время стали выделять такие термины как «кобейджинговая» и «кобрендинговая» карты.
Кобейджинговая карта – это банковская карта, которая работает в нескольких платежных системах, от других карт она отличается тем, что на ней вы можете увидеть сразу два логотипа платежных систем.
Кобрендовая карта – банковская карта, позволяющая получать бонусы при её использовании у партнеров, чаще это когда банк заключает соглашение с другими компаниями.
В наше время платежные карты не вызывают прочно вошли в обиход населения. Рынок пластиковых карт за все время своего развития, стал очень популярным и доступным средством для всех без исключения, а банковские услуги в свою очередь более разнообразны. Сейчас платежные карты воспринимают как надежное средство держателя денег и удобное средство для платежей, в отличии от недавнего времени, когда карты использовали только лишь для получения заработной платы в банкоматах наличными. Несмотря на то, что и в настоящее время абсолютное большинство карт являются зарплатными, их гораздо чаще используют в расчетах, тогда как доля снятия наличных в банкоматах постоянно снижается (см. подробнее п. 1.1.).
На самом деле настоящими владельцами банковских карт является её банк-эмитент, а не человек, который ею пользуется. Тот человек, который пользуется картой всего лишь ее держатель, владеет он только карточным счетом, на котором и лежат его денежные средства [23, c. 44].
Все банковские карты без исключения, независимо от того, кто её производит, имеют стандартную форму и размеры. Существует определенный стандарт, по которому определяется, какими должны быть банковские карты.
Существуют несколько групп классификаций карт, чтобы последовательно разобрать их по видам. Например, карты можно определить по типу платежной системы, в которой они функционируют.
Локальные карты работают только в одной платежной системе и функционируют только на территории одного государства. Еще их можно назвать внутрибанковскими, они могут совершать операции только строго в системе банка-эмитента. В том числе ее можно использовать только в банкоматах своего банка, потому что терминалы других банков ее не обслуживают. Также покупки и другие операции через интернет эта карта сделать не позволит.
Международные карты позволяют своему владельцу осуществлять расчеты по всему миру, и имеют возможность взаимодействовать с другими платежными системами. Самые популярные из их числа позволяют производить расчеты по всему миру, и практически в любых банкоматах и терминалах. А также оплачивать покупки через интернет и многое другое.
Дебетовая банковская карта – это карта, через которую владелец может совершать операции только в переделах тех средств, которые он имеет на своем счете. Владелец карты может использовать только собственные денежные средства, которые положит на карту. Такая карта служит как замена бумажных денег, через нее можно осуществлять платежи и в интернете.
Банковская карта с разрешенным овердрафтом – это тоже что и дебетовая карта, но с усовершенствованием. Особенность этой карты в том, что при осуществлении платежа или покупку, стоимость которой превышает остаток на карте, часть недостающей суммы берется автоматически в кредит у банка, который открывается на вашей карте. размер такого овердрафта фиксируется и оговаривается в договоре, когда вы открываете такую карту в банке.
Кредитная карта предназначена для операций на заемные средства у банка. Кредитная карта это тоже самое, что и кредит, разница в том, что средствами можно пользоваться по мере их необходимости. Сумма кредита всегда устанавливается для каждого клиента индивидуально [22, c. 3].
По целевому назначению карты тоже бывают разных видов.
Личная банковская карта – она оформляется клиентом самостоятельно в банке, который он выберет, и в дальнейшем пользуется этой картой в личных целях.
Зарплатные же карты выдаются сотрудникам определенной компании, которая заключила договор с банком о перечислении заработной платы на карты. Иногда условия использования зарплатных карт являются более выгодными, чем использование личных.
Корпоративные карты – оформляются для конкретных компаний, где хранятся денежные средства, непосредственно принадлежащие самой компании, с помощью них сотрудники могут оплачивать оперативные покупки в интересах компании.
Неименная банковская карта выпускается еще до того как её кто-нибудь закажет, она не содержит никакой информации о владельце, и на ней не указаны фамилия и имя клиента. Карта прикрепляется к счету, который открывается на конкретное лицо. С помощью такой карты можно совершать все те же операции что и дебетовая карта, но в целях безопасности такие карты использовать не рекомендуется и тем более хранить на них большие суммы денег, так как проведение оплаты по этим картам не требует предъявления документов.
Можно разделить банковские карты и по уровню обслуживания, который просто подчеркивает статус их держателя.
Самый низкий уровень носят мгновенные карты. После него идет стандартный уровень карт. От предыдущей карты они отличаются повышенным уровнем безопасности, за счет того что на ней печатается фамилия и имя держателя этой карты. Такие карты используются для выплаты заработной платы, пенсий и стипендий. Примерами таких карт могут служить как Visa Classic, так и Mastercard Standart.
Выше идут золотые карты, такие как Visa Gold или Mastercard Gold. Содержание такой карты не всем по карману, именно поэтому она уже считается статусной. Эти карты имеют чипы на самом пластике, что увеличивает защиту от мошенников.
Платиновые карты являются еще более статусными. Стоимость их обслуживания доходит до сумм нескольких прожиточных минимумов. Карта отличается от предыдущих своими привилегиями которые банк предоставляет ее держателю, также присутствуют повышенный лимит и личная горячая линия.
1.3 Нормативно-правовое регулирование платежных систем на базе банковских карт
В настоящее время операции российских банков с пластиковыми картами непосредственно регулируются следующими нормативными актами:
1) Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.02.1999 N 4-П, Федеральными законами от 08.07.1999 «N 144-ФЗ», от 27.10.2008 «N 175-ФЗ») ;
2) Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 N 161-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 20.07.2020 N 212-ФЗ, от 31.07.2020 N 259-ФЗ, от 22.12.2020 N 449-ФЗ) ;
3) Постановление Правительства РФ от 13 июня 2012 г. N 584 «Об утверждении Положения о защите информации в платежной системе» ;
4) Положение Банка России от 09.06.2012 N 382-П (ред. от 07.05.2018) «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.06.2012 N 24575) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) ;
5) Положение Банка России от 19.06.2012 N 383-П (ред. от 11.10.2018) «О правилах осуществления перевода денежных средств» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2012 N 24667) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2019) ;
Также на сегодняшний день находится на рассмотрении Проект Положения Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» Проект представляет собой новую редакцию действующего Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П «О правилах осуществления переводов денежных средств». Вместе с тем в проекте содержится ряд нововведений, в частности:
– вводится новый вид распоряжения о переводе денежных средств — платежное распоряжение, которое предлагается использовать в рамках отдельных форм безналичных расчетов, а также для частичного исполнения платежных распоряжений;
– уточняется порядок заполнения отдельных реквизитов распоряжений о переводе денежных средств в связи с переходом Федерального казначейства на проведение операций через единый казначейский счет, предусмотренный Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей» ;
6) Положение Банка России от 24 сентября 2020г. № 732-П «О платежной системе Банка России». Настоящее Положение на основании части 9 статьи 20 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 27, ст. 3872; 2019, № 31, ст. 4423), статьи 82.3 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790; 2011, № 27, ст. 3873) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 18 сентября 2020 года № ПСД-21) устанавливает критерии участия, приостановления и прекращения участия в платежной системе Банка России, порядок взаимодействия между Банком России и участниками платежной системы Банка России, порядок осуществления перевода денежных средств в платежной системе Банка России и применяемые формы безналичных расчетов, порядок осуществления платежного клиринга и расчета, регламент функционирования платежной системы Банка России, порядок взаимодействия платежной системы Банка России с другими платежными системами ;
7) Положение Банка России от 24.12.2004 N 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2005 N 6431) (в ред. от 28.09.2020) ;
8) Письмо Банка России от 10 июня 2005 г. № 85-Т «О применении нормативных актов Банка России, регулирующих операции с использованием банковских карт» ;
На практике расчеты с использованием банковских карт в России осуществляются, как правило, на основе соглашений между участниками расчетов и локальных актов (правил платежных систем и инструкций, разрабатываемых самими участниками расчетов).
Единственным специальным нормативно-правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования в сфере использования банковских карт, является Положение Центрального банка Российской Федерации «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт». В документе даются определения основным терминам, которыми оперируют финансисты при обозначении банковских операций с картами, субъектов, принимающих в них участие и т.д.
Правовую основу НПС составляют Гражданский Кодекс РФ и Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (161-ФЗ о НПС).
При разработке Стратегии развития НПС на 2021-2023гг. учтены документы стратегического планирования, принятые Банком России, в том числе:
– План мероприятий («дорожная карта») по реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 гг ;
– «Стратегия повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период 2018 — 2020 годов» (одобрено Советом директоров Банка России 26.03.2018) ;
– основные направления развития финансовых технологий на период 2018–2020 гг .
Законодательство о НПС определяет ключевые функции основных участников платежного рынка, правила оказания платежных услуг, функционал платежных инструментов, предоставляя банкам возможности по созданию собственных дополни тельных сервисов.
Так, кредитные организации могут самостоятельно или по соглашению с клиентами определять формы распоряжений о переводе денежных средств, предоставлять клиентам автоматические платежи или условные переводы, упрощать и ускорять обработку платежной информации за счет кодирования платежных реквизитов и т. д.
Законодательством также установлены правовые аспекты деятельности платежных систем и Национальной системы платежных карт, критерии значимости платежных систем, процедуры надзора и наблюдения в НПС, порядок взаимодействия банка и клиента при использовании электронных платежных инструментов (ЭСП).
В целях защиты прав потребителей установлены требования к раскрытию информации о платежной услуге, информированию клиента об осуществляемых платежах и переводах. Кроме того, на законодательном уровне предусмотрено право граждан получить возмещение несанкционированно списанных средств при соблюдении установленных правил использования ЭСП.
Выводы по 1-й главе:
Во всем мире непрерывно растет роль банковских карт и платежных систем в инфраструктуре безналичных расчетов. В банковской системе пластиковые карты функционируют в рамках платежных систем. Держатели карт с помощью платежной системы могут мгновенно оплачивать свои покупки картой абсолютно любого банка по всему миру, все это благодаря тому, что она является единым центром, который занимается обработками данных и расчетов.
Система безналичных расчетов все больше внедряется в жизнь современного человека. Каждый второй человек является держателем банковской карты. Пластиковые банковские карты обеспечивают обслуживание ежедневных платежей населения всей страны, путем чего сокращается доля наличных платежей.
Сама по себе платежная система представляет собой совокупность инструментов и методов, которые применяются в хозяйстве для осуществления различных расчетов, перевода денег и урегулирования долговых обязательств между участниками экономического оборота. На данный момент по всему миру действует большое количество различных платежных систем. При этом карточная платежная система (КПС) – это платежная система на основе платежных карт. Основным назначением платежной системы, построенной на основе платежных карт, является выполнение расчетов между поставщиком услуги/товара (продавцом) и потребителем услуги/товара (покупателем), который предъявил к оплате платежную карту. Расчеты производятся в безналичной форме.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф