За период после Второй мировой войны, в результате процессов либерализации внешней торговли, создания международных механизмов регулирования мировой торговли, глобализации мировой экономики в значительной мере был осуществлен демонтаж национальных торговых барьеров, препятствовавших широкому развитию торговых отношений между странами. Уровень таможенных пошлин, составлявший в 40-х гг. 40-60%, понизился в 90-х гг. до 3-5%, и дальнейшее снижение стало невозможным. Одновременно, начиная с 90-х гг. резко вырос уровень применения антидемпинговых и компенсационных пошлин. В случае обнаружения факта демпинга, по правилам ГАТТ/ВТО проводится специальное антидемпинговое расследование, и страна, в отношении которой применен демпинг, имеет право ввести антидемпинговые пошлины, значительно превышающие уровень обычных пошлин. С начала 90-х гг. было инициировано более 2,5 тыс. антидемпинговых процедур. В 2000 г., по данным ВТО, на рассмотрении находилось 1121 процедура, что втрое больше, чем в 1990 г. Накал антидемпинговых страстей с тех пор только вырос. Какие страны наиболее часто возбуждают антидемпинговые процедуры и применяют соответствующие меры защиты? В первую очередь, это страны т.н. «большой четверки» – США, Канада, Австралия, ЕС. На их долю приходится более 50% антидемпинговых процедур. Характерной чертой конца ХХ – начала XXI вв. стало вовлечение в этот процесс развивающихся стран – Индии, ЮАР, Южной Кореи, Аргентины и Мексики, причем как по отношению к развитым странам, так и по отношению к собратьям по группе развивающихся стран. Какие страны чаще всего оказываются объектами антидемпинговых процедур? Это Китай, Япония, Бразилия, Россия, Тайвань, а также Южная Корея и США. Например, особым «вниманием» торговых партнеров России является отечественная сталь, в основном горячекатаный прокат. Это один из самых дискриминируемых в мире видов промышленной продукции. Антидемпинговые меры по отношении к российской стали применяют ныне Мексика, Аргентина, Эквадор, Филиппины, Венесуэла, Египет, Индия, Индонезия, Китай, Канада. В конце 90-х гг. американским стальным магнатам, под угрозой применения антидемпинговых пошлин, удалось полностью вытеснить российскую сталь с американского рынка. Страны ЕС квотируют импорт российской стали на уровне меньше 1 млн. т. в год, также под предлогом антидемпинговых процедур. Какова отраслевая характеристика антидемпинговых процедур? Практика их применения свидетельствует, что они в основном сконцентрированы в черной металлургии, химической промышленности, машиностроении и текстильной промышленности – т.е. как раз в тех отраслях, которые были центром внимания Уругвайского раунда ГАТТ и где был достигнут наибольший уровень снижения таможенных барьеров и нетаможенных ограничений. Для США и Канады наиболее болезненная ситуация сложилась в черной металлургии, для Австралии – в химической промышленности, для Новой Зеландии – в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. При этом антидемпинговые разбирательства затягиваются на долгие годы. По правилам ВТО, антидемпинговое расследование не должно занимать более 12 месяцев, и только в исключительных случаях оно может быть продлено еще на 6 месяцев. Практика свидетельствует, что в значительном числе случаев разбирательства тянутся по 2-3 года. Не выдерживаются и сроки, на которые вводятся антидемпинговые пошлины. По самому замыслу – они краткосрочные, чтобы отбить демпинговую атаку. В реальности антидемпинговые пошлины и другие антидемпинговые меры (соглашения о ценах, например) действуют в США в среднем 9 лет, в Канаде – 6 лет, в ЕС – 3,5 года. Самым болезненным вопросом является уровень антидемпинговых пошлин. За 90-е гг. ХХ в. и в начале XXI в. он имеет выраженную тенденцию роста, причем очень значительного. Антидемпинговые пошлины превышают минимальные пошлины (по режиму «наибольшего благоприятствования») в 10-20, а то и в 100 раз. В странах ЕС этот уровень составляет 20-25%, в США – 30-35%. Известны случаи максимальных пошлин: США установили для ввоза китайских кистей из натуральной щетины пошлину в 350%, в ЕС – для ввоза японских телекамер пошлину в 200%. Вопросы для кейс-анализа: 1. Рассмотрите предложенную ситуацию с точки зрения целей ВТО, ее правил и общих тенденций развития мировой экономики. 2. Каковы, на Ваш взгляд, причины столь активного применения антидемпинговых процедур в конце ХХ и начале XXI вв.? 3. Исходное назначение антидемпинговых пошлин состоит в выравнивании условий международной конкуренции. В какой степени, по Вашему мнению, они ныне выполняют эту главную функцию. 4. Рассмотрите ситуацию с точки зрения сторонника протекционизма. Справедливо ли утверждать, что антидемпинговые пошлины и другие меры практически заместили традиционные меры торговых ограничений, унаследовав жесткий и агрессивный стиль протекционистской политики времен меркантилизма? Какую задачу, по Вашему мнению, в большей степени реализуют сегодня антидемпинговые меры – защиту национальной промышленности и сельского хозяйства или выравнивания условий международной конкуренции? 5. Каковы перспективы дальнейшего развития мировой торговли в условиях растущего уровня антидемпинговой защиты? Реальны ли в этих условиях ожидания преимуществ от глобализации мировой экономики? Каковы должны быть меры мирового сообщества в отношении применения антидемпинговых процедур? 6. Практика свидетельствует, что антидемпинговые процедуры с легкостью применяют как страны, входящие в ВТО, так и страны, не являющиеся членами ВТО, причем друг по отношению к другу, и с нарушениями правил ВТО. Одним из аргументов сторонников скорейшего вступления России в ВТО являлось как раз утверждение, что в этом случае Россия получит дополнительный выигрыш от снижения таможенных барьеров и иных ограничений (например, квот). Заслуживают ли данные аргументы внимания в свете той ситуации, которая описана?
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
