Заявка на расчет
Меню Услуги

Когнитивная гибкость людей с тревожными расстройствами, проходящие курс медико-психологической реабилитации. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Страницы: 1 2

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНОЙ ГИБКОСТИ ЛЮДЕЙ С ТРЕВОЖНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ, ПРОХОДЯЩИХ КУРС МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

2.1 Организация и методы исследования

Цель эмпирического исследования: исследование когнитивной гибкости людей с тревожными расстройствами, проходящих курс медико-психологической реабилитации.
Цель — изучение особенности когнитивных функций людей, проходящих психологическую реабилитацию
ОбЪект — исследование когнитивной гибкости у людей (среднего возраста); современные аспекты исследования когнитивной гибкости
Предмет — когнитивная гибкость у людей, проходящих курс реабилитации (телесно-ориентированная терапия)
Гипотеза исследования: работа с телом улучшает когнитивную составляющую, снижает тревогу и возвращает человека к решению собственных проблем.
Дополнительная гипотеза: увеличение когнитивной гибкости снижает уровень тревоги и увеличивает эффективность психологической реабилитации.
В исследовании приняли участие две группы женщин (40 человек), посещающие медико-психологическую реабилитацию:
— группа 1 женщин (20 человек) – проходящие реабилитацию в амбулаторных условиях. Эти женщины занимались принимали участие в телесно-ориентированной терапии средствами йоги. Занятия проходили на базе студии йоги “Практика”;
— группа 2 женщин (20 человек) — проходящие реабилитацию в амбулаторных условиях. И женщины получали медикаментозное лечение от врача психиатра и клинического психолога.
Для достижения цели исследования был сформирован пакет диагностических методик, приставлены в таблице 1.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Таблица 1

Обоснование диагностических методик исследования

Название методики Цель методики
Шкала тревоги Бека Оценка уровня тревоги
Тест Шульте-Горобова (красно-черные таблицы) Оценка скорости и переключения внимания
Тест матрица Равена – Шкала прогрессивных матриц Оценка уровня интеллектуального развития и способности к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности (логичность мышления).
Тест «Образование сложных аналогий» оценка уровня развития логического мышления
Тест Торренса Оценка гибкости мышления

 

Представим краткое описание методик:
1.Шкала тревоги Бека.
Тест оценивает уровень тревоги обследуемых. Тест включает 21 вопрос с вариантами ответов.
2.Тест Шульте (красно-черные таблицы)
Тест является одним из самых популярных тестов для оценки скорости переключения внимания. То психологический тест для оценки концентрации внимания и быстрой реакции, который часто применяется в оценке профпригодности. Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Обследуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке. Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения. Учитывается разница во времени при выполнении серий заданий, количество совершенных ошибок.
3.Тест матрица Равена – Шкала прогрессивных матриц.
Методика была разработана в 1936 году Джоном Равеном. Тест прогрессивные матрицы Равена предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития и оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности (логичность мышления).
Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии. Время прохождения теста ограничено и составляет 20 мин.
4.Тест «Образование сложных аналогий»
Методика позволяет оценить уровень развития логического мышления.
Обследуемому представляется 6 пар логически связанных слов. Затем экспериментатор зачитывает новые пары слов. Нужно соотнести их по смыслу с приведенными парами, и определить их к одной из 6 пар.
Материал: бланк методики (тестовый материал), бланк протокола регистрации ответов.
5.Тест Торренса («Закончи рисунок»).
Тест позволяет оценить творческое мышление. Для выполнения задания обследуемым предлагается лист бумаги и простой карандаш. Участникам исследования необходимо дорисовать предложенные фигуры. Оценка творческого мышления осуществляется по параметрам: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.
Для сравнения результатов исследования был применен статистический критерий Мана-Уитни. Применения данного критерия позволяет сравнить значения тестов двух групп женщин.

2.2 Оценка уровня тревожности в группах и подсчет результатов

Представим результаты исследования тревоги у женщин, проходящих курс медико-психологической реабилитации (рис 1-3).

Рис. 2 Уровень тревоги женщин, проходящих стационарно курс медико-психологической реабилитации

Согласно данным рисунка 2 видно, что в выборке женщин, проходящих стационарно курс медико-психологической реабилитации, выявлен высокий уровень тревожности у большинства женщин (90%). У 10% был диагностирован средний уровень тревоги. С низким уровнем тревоги не было выявлено ни одной женщины.

 

Рис. 3 Сравнение уровня тревоги женщин, проходящих амбулаторно  (группа1) и стационарно (группа 2)курс медико-психологической реабилитации

Сравнение уровня тревоги женщин, проходящих амбулаторно и стационарно  курс медико-психологической реабилитации, показа, что в обеих группах преобладает высокий уровень тревоги.

 

2.3 Результаты исследования когнитивной гибкости

 

Осуществим анализ когнитивной гибкости женщин, проходящих амбулаторно и стационарно  курс медико-психологической реабилитации.

Представим результаты исследования по методике Тест Шульте-Горобова (красно-черные таблицы) (рис 4-6).

Рис. 4 Свойства внимания женщин, проходящих амбулаторно курс медико-психологической реабилитации, ср.знач

Анализ данных рисунка 4 показал, что у женщин, проходящих амбулаторно курс медико-психологической реабилитации, средний уровень свойств внимания: распределения, объема, приключения.

Рис. 5 Свойства внимания женщин, проходящих стационарно курс медико-психологической реабилитации, ср.знач

Анализ данных рисунка 5 показал, что у женщин, проходящих стационарно курс медико-психологической реабилитации, низкий уровень свойств внимания: распределения, объема, приключения.

 

Рис. 6 Сравнение свойств внимания женщин, проходящих амбулаторно  (группа1) и стационарно (группа 2)курс медико-психологической реабилитации, ср.знач

Сравнение свойств внимания женщин двух групп, проходящих курс медико-психологической реабилитации, показал, что в выборке женщин, участвующих в телесно-ориентированной терапии (амбулаторная реабилитация), свойства внимания имеют более высокий показатель.

Далее были проанализированы результаты теста матрица Равена – Шкала прогрессивных матриц (рис 7-9).

Рис. 7 Уровень интеллекта женщин, проходящих амбулаторно курс медико-психологической реабилитации

Из данных рисунка 7 видим, что в группе женщин, проходящих амбулаторно курс медико-психологической реабилитации, у 45% отмечается высокий уровень интеллекта, у 20% женщин- интеллект выше среднего, у 35% женщин- средний уровень интеллекта.

Рис. 8 Уровень интеллекта женщин, проходящих стационарно курс медико-психологической реабилитации

Из данных рисунка 8 видим, что в группе женщин, проходящих стационарно курс медико-психологической реабилитации, у 10% отмечается низкий уровень интеллекта, у 60% женщин- интеллект ниже среднего, у 30% женщин- средний уровень интеллекта.

Рис. 9 Сравнение уровня интеллекта женщин, проходящих амбулаторно  (группа1) и стационарно (группа 2)курс медико-психологической реабилитации

Сравнение уровня интеллекта внимания женщин, проходящих амбулаторно   и стационарно курс медико-психологической реабилитации, показало, что в группе 1 женщин уровень интеллекта выше, чем в группе 2.

Анализ данных по тесту  «Образование сложных аналогий» (рис 10).

Рис. 10 Сравнение логического мышления женщин, проходящих амбулаторно  (группа1) и стационарно (группа 2)курс медико-психологической реабилитации, ср.знач

Из данных рисунка 10 видим, что в группе женщин, проходящих амбулаторно  курс медико-психологической реабилитации (группа 1), более высокие средне значения (15,5) по логическому мышлению, чем у женщин, проходящих  курс медико-психологической реабилитации стационарно (ср.знач=10).

Результаты исследования по тесту Торренса представлены на рисунках (11-13).

Анализ данных рисунка 11 показал, что в группе женщин, проходящих амбулаторно курс медико-психологической реабилитации, следующие показатели творческого мышления: беглость =7, гибкость =11,9, оригинальность = 13,05, разработанность = 27,35. Показатели по всем параметрам творческого мышления – хороший.

Рис. 11 Уровень творческого мышления женщин, проходящих амбулаторно курс медико-психологической реабилитации, ср.знач

 

Рис. 12 Уровень творческого мышления женщин, проходящих стационарно курс медико-психологической реабилитации, ср.знач

Анализ данных рисунка 12 показал, что в группе женщин, проходящих стационарно курс медико-психологической реабилитации, следующие показатели творческого мышления: беглость =3,05, гибкость =6,45, оригинальность = 7,4, разработанность = 21,65. Показатели по всем параметрам творческого мышления – средний.

 

Рис. 13 Сравнение творческого мышления женщин, проходящих амбулаторно  (группа1) и стационарно (группа 2)курс медико-психологической реабилитации, ср.знач

Сравнение творческого мышления женщин, проходящих амбулаторно  и стационарно курс медико-психологической реабилитации, позволяет сделать вывод, что в группе женщин 1 более высокие показатели развития творческого мышления.

Для оценки достоверности различий между выборками женщин двух групп был проведен статистический анализ при помощи критерия Манна-Уитни (таблица 2, приложение 1).

Таблица 2

Сравнение показателей когнитивной гибкости женщин, проходящих амбулаторно  и стационарно курс медико-психологической реабилитации при помощи критерия Манна-Уитни

Показатели когнитивной гибкости U Сумма рангов
Группа 1 Группа 2
Тревога 183 393 427
Переключаемость внимания 98,5** 511,5 308,5
Объем внимания 105,5** 504,5 315,5
Распределение внимания 114,5* 495,5 324,5
Уровень интеллекта 52,5** 557,5 262,5
Логическое мышление 42,5** 567,5 252,5
Беглость 19,5** 590,5 229,5
Гибкость 53,5** 556,5 263,5
Оригинальность 46** 564 256
Разработанность 116* 494 326

Уровень значимости р=0,01 U=114, р=0,05 U=138

 

Согласно значениям, представленным в таблице 2, видим, что существуют значимые различия в когнитивной гибкости у женщин, проходящих амбулаторно и стационарно курс медико-психологической реабилитации:

— у женщин, проходящих амбулаторно стационарно курс медико-психологической реабилитации, более выражены показатели когнитивной гибкости:  переключаемость внимания (U=98,5, р=0,01), объем внимания (U=105,5, р=0,01), распределение внимания(U=114,5, р=0,01) т.е. у них лучше развиты свойства внимания, нежели у женщин, проходящих стационарно курс медико-психологической реабилитации;

— у женщин, проходящих амбулаторно стационарно курс медико-психологической реабилитации, более выражены показатели когнитивной гибкости:  уровень логического мышления (U=42,5, р=0,01), уровень интеллекта (U=52,5, р=0,01), т.е. у них интеллект и логическое мышление лучше развиты, нежели у женщин, проходящих стационарно курс медико-психологической реабилитации;

— женщин, проходящих амбулаторно стационарно курс медико-психологической реабилитации, более выражены все показатели творческого мышления:  беглость (U=19,5, р=0,01), гибкость (U=53,5, р=0,01), оригинальность (U=46, р=0,01), распределение (U=116, р=0,05), т.е. у них отмечаются более высокие показатели развития творческого мышления, нежели у женщин, проходящих стационарно курс медико-психологической реабилитации.

Таким образом видим, что показатели когнитивной гибкости (свойства внимания, логическое мышление, уровень интеллекта, творческое мышление) имеют более высокие показатели у женщин, проходящих амбулаторно стационарно курс медико-психологической реабилитации.

 

Выводы по эмпирическому исследованию

Проведенное эмпирическое исследование когнитивной гибкости у женщин проходящих курс медико-психологической реабилитации, позволило сделать следующие выводы:

1.уровень тревоги выражен на высоком уровне у женщин обеих групп, проходящих курс медико-психологической реабилитации.

  1. В группе женщин, женщин, проходящих амбулаторно стационарно курс медико-психологической реабилитации, был определен средний уровень свойств внимания: распределения, объема, приключения, высокий уровень интеллекта, высокий уровень логического мышления, хороший уровень творческого мышления.
  2. В группе женщин, женщин, проходящих стационарно курс медико-психологической реабилитации, был определен низкий уровень свойств внимания: распределения, объема, приключения, уровень интеллекта -ниже среднего, средний уровень логического мышления, средний уровень творческого мышления.
  3. Сравнение когнитивной гибкости женщин, проходящих амбулаторно и стационарно курс медико-психологической реабилитации при помощи критерия Мана-Уитни показало, что у женщин, проходящих амбулаторно стационарно курс медико-психологической реабилитации, более выражены показатели когнитивной гибкости: переключаемость внимания, объем внимания, распределение внимания, уровень логического мышления, уровень интеллекта, показатели творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность, распределение).

 

Заключение

Проведенный теоретический анализ научной литературы и результаты, полученные в ходе исследовательской работы, позволяют сформулировать выводы дипломной работы.

В настоящее время — в период стрессов и перегрузок — распространенность тревожных расстройств  в популяции очень велика.

Тревожные расстройства являются важной биомедицинской проблемой в связи с высокой распространенностью, значительным негативным влиянием на качество жизни и течение сопутствующих соматических и неврологических заболеваний. Одним из наиболее активно изучаемых аспектов патологической тревоги являются когнитивные нарушения, что обусловлено

взаимоотношениями когнитивных и эмоциональных процессов при аффективных расстройствах. В частности, при тревожных расстройствах выделяют нарушения в сфере внимания и исполнительных функций, памяти, когнитивный дефицит, а также аномальные когнитивные и метакогнитивные установки. При этом лечение тревожных расстройств с помощью наиболее часто применяемых препаратов (антидепрессанты, атипичные нейролептики, антиконвульсанты, транквилизаторы) не приводит к значительному улучшению когнитивных функций, а зачастую и способствует их утяжелению.

На фоне когнитивных нарушений у лиц с тревожными  расстройствами отмечается когнитивная ригидность, как тугоподвижность мышления, жесткость когнитивных схем, стереотипия. При решении мыслительных задач ригидность проявляется в привязанности к рутинному способу действия, недостаточной вариабельности реакций, неспособности изменить установку, конкретности мышления.

Необходимость развития когнитивной гибкости лиц с тревожными  расстройствами является важной мишенью психотерапии. Так как когнитивная гибкость является важным показателем психического здоровья человека.

Поэтому, проблема изучения когнитивной гибкости и методов ее развития у лиц с тревожными расстройствами в процессе медико-психологической реабилитации является актуальной для рассмотрения.

Медико-психологическая реабилитация строится на постулате первичности психологических факторов в сохранении здоровья, их ведущей роли в развитии психосоматической патологии и возможности восстановления здоровья преимущественно через воздействие на психологическое состояние человека. Исходя из этого, в данной специальности практическая работа проводится с личностью пациента и направлена на формирование здорового образа его жизни. Завершающий этап медико-психологической реабилитации — научно обоснованные индивидуальные рекомендации пациенту относительно характера, объема и интенсивности переносимых психических и физических нагрузок, оптимальных видов деятельности и реальных жизненных целей.

Эмпирическое исследование женщин с тревожными расстройствами. проходящих курс медико-психологической реабилитации, позволило определить специфику когнитивной гибкости.

В группе женщин, женщин, проходящих амбулаторно стационарно курс медико-психологической реабилитации, был определен средний уровень свойств внимания: распределения, объема, приключения, высокий уровень интеллекта, высокий уровень логического мышления, хороший уровень творческого мышления. Отметим, что женщины данной группы проходили курс телесно-ориентированной терапии средствами йоги в течение длительного времени.

В группе женщин, женщин, проходящих стационарно курс медико-психологической реабилитации, был определен низкий уровень свойств внимания: распределения, объема, приключения, уровень интеллекта -ниже среднего, средний уровень логического мышления, средний уровень творческого мышления.

Статистическое равнение когнитивной гибкости женщин, проходящих амбулаторно  и стационарно курс медико-психологической реабилитации выявило наличие значимых различий в когнитивной гибкости между группами женщин. Оказалось, что у женщин, проходящих амбулаторно стационарно курс медико-психологической реабилитации, более выражены показатели когнитивной гибкости:  переключаемость внимания, объем внимания, распределение внимания, уровень логического мышления, уровень интеллекта, показатели творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность, распределение).

Полученные данные подтверждают гипотезы о том, что: работа с телом улучшает когнитивную составляющую, снижает тревогу и возвращает человека к решению собственных проблем и что увеличение когнитивной гибкости снижает уровень тревоги и увеличивает эффективность психологической реабилитации.

Таким образом, задачи цель исследования достигнута, задачи решены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Александровский, Ю.А. Краткий психиатрический словарь / Ю.А. Александровский [Текст]. — Изд. 2-е. — М: РЛС-2009; 2008. – 230 с.
  2. Александровский, Ю.А. Рациональная фармакотерапия в психиатрической практике [Электронный ресурс]: руководство для практикующих врачей / под общ. ред. Ю.А. Александровского, Н.Г. Незнанова – М. : Литтерра, 2014 – 1080 с.
  3. Аухадеев, Э.И. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, рекомендованная ВОЗ — новый этап развития реабилитологии / Э.И.Аухадеев [Текст] // Казанский медицинский журнал.—2007.—№ 1, Т.88.—С.5—9.
  4. Аухадеев, Э.И. Новый этап в методологическом развитии восстановительного лечения, медико-социальной экспертизе и реабилитации больных и инвалидов [Текст] / Э.И.Аухадеев // Вертеброневрология.—2006.—Т. 13, № 1.—2.—С.32—37.
  5. Белова, А.Н. Нейрореабилитация [Текст]/ А.Н.Белова // Руководство для врачей.—М.: Антидор, 2002.—736 с.
  6. Белова, А.Н. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации [Текст]/ А.Н.Белова, О.Н.Щепетова.—М.: Анти-дор, 2002.—440 с.
  7. Боголюбов, В.М. Медицинская реабилитация (руководство): в 3 т. / В.М.Боголюбов; под ред. В.М.Боголюбова.—М., 2007.
  8. Белевский, А.С. Реабилитация в пульмонологии [Текст] / А.С. Белевский. — Consilium Medicum 2006; 10: 80—82.
  9. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф. Б. Березин – Л., 1988. – 272 с.
  10. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология [Текст]/ В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». — 2002. — с. 512.
  11. Бобров, А.Е. Клинические, личностные и когнитивно-стилевые особенности больных с тревожными расстройствами [Текст]/ А. Е.Бобров, Е. В. Файзрахманова // Российский психиатрический журнал. – 2017 – № 5 – С. 50–58.
  12. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества[Текст] / Д. Б. Богоявленская. – Ростов н/Д. : Изд-во Ростовского университета, 1983. – 176 с.
  13. Бызова, В.М. Гибкость мышления как когнитивный ресурс психологического здоровья молодежи [Текст] / В.М. Бызова, Е.И. Перикова // Здоровье — основа человеческого потенциала: Проблемы и пути их решения. — 2015. — №1. — С. 182-188.
  14. Боголепова, А. Н. Современные подходы к терапии тревожных расстройств у пациентов пожилого возраста [Текст] / А. Н. Боголепова, Е. А. Коваленко, Е. В. Махнович // Медицинский совет. – 2017.– № 5 – С. 60–64.
  15. Вельтищев, Д. Ю. Генерализованное тревожное расстройство: проблемы диагностики, прогноза и психофармакотерапии [Текст] / Д. Ю. Вельтищев, А. С. Марченко // Современная терапия психических расстройств. – 2013 – № 1.– С. 17–23.
  16. Вознесенская, Т.Г. Генерализованное тревожное расстройство: дифференциальный. Диагноз и лечение [Текст] / Т. Г. Вознесенская // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2013 – № 2 – С. 18–22.
  17. Воробьева, О.В. Пути повышения эффективности терапии тревожных расстройств в клинике нервных болезней [Текст] / О. В. Воробьева // Психиатрия и психофармакотерапия: журнал им. П.Б. Ганнушкина. – 2016 – № 1 – С. 34–39.
  18. Волель, Б.А. Когнитивные нарушения при тревожных расстройствах / Б. А. Волель, Д. С. Петелин, Р. В. Ахапкин, А. А. Малютина [Текст] // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2018 – Т. 10, № 1 – С. 78–82.
  19. Гордыня, Н.Д. Исследование ригидности-гибкости познавательного контроля и импульсивности-рефлективности у студентов-авиадиспетчеров [Текст] / Н.Д. Гордыня // «Молодой ученый». — 2013. — №5. — с. 634-638.
  20. Дудко, Т.Н. Реабилитация наркологических больных (реабилитология и реабилитационные концепции) [Текст] / Т.Н. Дудко // Психиатр и психофармакотерапия. — 2007. — №1. – С.26—31.
  21. Долецкий, А.А. др. Психологическая реабилитация кардиологических больных [Текст] / А.А. Долецкий, А.В. Свет// Кардиол серд-сосуд хирургия.- 2011. — № 1. – С. 31—36.
  22. Давыдкин, Н.Ф. Реабилитация: современное определение. В кн.: Медицинская терминология и гуманитарные аспекты образования в медицинском вузе [Текст] / Н.Ф. Давыдкин, И.В. Куницын. — Самара: СамГМУ, 1998. – С. 65—68.
  23. Еремина, Н.В. О становлении концептуальной структуры термина «реабилитация» [Текст] / Н.В. Еремина, Е.В. Бекишева, О.М. Рылкина // Рос оториноларингология. — 2003. – С. 35—38.
  24. Епифанов, В.А. Медицинская реабилитация: руководство для врачей [Текст] / В.А.Епифанов.—М.: МЕДпресс-ин-форм, 2005.—328 с.
  25. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник [Текст] / О. Ю. Ермолаев – 7-е изд., стереотипное. – М: Флинт, 2014. – 336 с. – (Библиотека психолога).
  26. Зайцев, В.П. Психологическая реабилитация больных [Текст] / В.П.Зайцев // Медицинская реабилитация: руководство / под ред. В.М.Боголюбова.—М., 2007.—Т.1.—С.531—568.
  27. Зайцев, В.П. и др. Влияние интенсивных физических тренировок на психическое состояние больных, перенесших инфаркт миокарда[Текст] / В.П. Зайцев, Д.М. Аронов, Н.А. Белая // Тер арх 1975. – С. 59—64.
  28. Залевский, Г.В. Томский опросник ригидности Г. В. Залевского [Текст] / Г.В. Залевский // Сибирский психологический журнал. — 2000. — №12. — С. 129-137.
  29. Залевский, Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии [Текст] / Г.В. Залевский. – Томск: Издательство Томского университета. — 1993. – с. 272.
  30. Залуцкая, Н. М. Генерализованное тревожное расстройство: современные теоретические модели и подходы к диагностике и к терапии. [Текст] Часть 3 / Н. М Залуцкая //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2015 – № 1 – С.45-48.
  31. Зейгарник, Б. В. Патология мышления [Текст] / Б.В. Зейгарник. – М., 2000. – с. 459.
  32. Кабанов, М.М. Некоторые методологические и методические вопросы реабилитации больных. [Текст] В кн.: Кабанов М.М., Тонконогий И.М. (ред.) Актуальные вопросы медицинской психологии. — Л: ЛНИПИ, 1974. – С. 26—40.
  33. Кокоева, Р.Т. Основы психологической реабилитации: учебно-методическое пособие [Текст] / Р.Т. Кокоева. – Ульяновск: Издательство «Зебра», 2020 – 40 с.
  34. Караваева, Т.А. Принципы и алгоритмы психотерапии тревожных расстройств невротического уровня (тревожно-фобических, панического и генерализованного тревожного расстройств) [Текст] / Т. А. Караваева, А. В. Васильева, С. В. Полторак // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2016 – № 4 – С. 42–51.
  35. Караваева, Т.А. Холистическая диагностика пограничных психических расстройств [Текст] / Т. А. Караваева, А. П. Коцюбинский. – Санкт-Петербург: Спецлит, 2017 – 340 с.
  36. Клячкин, Л.М. Медицинская реабилитация больных с заболеваниями внутренних органов: руководство для врачей [Текст] / Л.М.Клячкин, А.М.Щегольков.—М.: Медицина, 2000.—325 с.
  37. Кувшинова, В. А. Феномен тревоги [Текст] / В.А. Кувшинова / Научный форум: педагогика и психология — сб. ст. по материалам LI междунар. науч.-практ. конф. – № 6(51). – М.: Изд. «МЦНО», 2021. – 36-46 с.
  38. Левицкая, Т.Е. К проблеме творческого мышления учащихся [Текст] / Т.Е. Левицкая, С.А. Богомаз, Г.В. Залевский // Сибирский психологический журнал. 2000. Вып. 12. С. 54-59.
  39. Левин, О.С. Генерализованное тревожное расстройство: диагностика, коморбидность и лечение [Текст] / О. С. Левин // Современная терапия в психиатрии и неврологии. –2016. – № 2 – С. 4–10.
  40. Менчинская, Н. А. Мышление в процессе обучения [Текст] / Под ред. Е. В. Шороховой. – М. : Наука, 1996.
  41. Международная номенклатура нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности [Текст].— М., 1994.—108 с.
  42. Мосолов, С.Н. Алгоритм биологической тревожного расстройства [Текст] / С. Н.Мосолов, П. В. Алфимов // Современная терапия психических расстройств. – 2015 – № 2 – С. 24–28.
  43. Незнанов, Н. Г. Особенности диагностики генерализованного тревожного расстройства российскими психиатрами: результаты исследования с использованием оценки кратких клинических описаний [Текст] /Н. Г. Незнанов, И. А.Мартынихин, С.Н. Мосолов // Современная терапия психических расстройств. – 2018 – № 4 – С. 51–59.
  44. Нижарадзе, Г.А. О двух типах ригидности при решении интеллектуальных задач [Текст] / Г.А. Нижарадзе // Вопросы психологии. — 1987. — №3. — c. 142.
  45. Основы реабилитации: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» [Текст] / сост. А.А. Соловьева; СанктПетербург: Лань, 2022. – 314 с.
  46. Павличенко, А. В. Научно обоснованная психофармакотерапия генерализованного тревожного расстройства [Текст] / А. В. Павличенко // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2015 – Т. 17, № 1 – С. 61–66.
  47. Пахомова, И.В. и др. Эффективность аутогенной тренировки в восстановительном лечении больных синдромом раздраженного кишечника с преобладанием запоров[Текст] / И.В. Пахомова, Т.А. Айвазян, В.П. Зайцев // Вопр курортол физиотер ЛФК, 2008. -№ 1. – С. 24—27.
  48. Прихожан, А. М. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности [Текст] / А.М. Прихожан // Тревога и тревожность: хрестоматия / сост. В.М. Астапов – СПб, 2008. – 138-150 с
  49. Перминас, А. и др. Эффективность ранней психологической реабилитации госпитализированных больных ишемической болезнью сердца [Текст] / А. Перминас, Н. Аусманене, А. Гоштаутас // Кардиология 2004; 7: 35—39.
  50. Принципы психотерапии тревожных расстройств невротического уровня (панического, генерализованного тревожного и тревожно-фобических 60 расстройств): методические рекомендации [Текст] / НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева; авторы-сост.: Т.А. Караваева, А.В. Васильева, С.В. Полторак, Е.Б. Мизинова. – СПб.: / НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева, 2020. – С. 13-17.
  51. Ролло, М. Смысл тревоги [Текст] / М. Ролло; пер. М. И. Завалова, А. Ю. Сибурина – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 384 с.
  52. Ромасенко, Л.В. Генерализованное тревожное расстройство у пациентов медицинской практики: клиника, лечение [Текст] / Л. В. Ромасенко, Ю. Александровский, В. М. Махов и др. // Психиатрия и психофармакотерапия: журнал им. П.Б. Ганнушкина. – 2015 – № 3 – С. 56–59.
  53. Саякин, В. Ю. Специфика когнитивно-бихевиорального подхода к проблеме генерализованного тревожного расстройства [Текст] / В. Ю. Саякин // Высшее образование сегодня. – 2018 – № 6 – С. 55–57.
  54. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие [Текст] / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006 – 146 с.
  55. Солдатова, Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире [Текст] / Г.У. Солдатова // Социальная психология и общество. — 2018. – Т. 9 — №3. — С. 71-80.
  56. Соловьева, С. Л. Психотерапия: новейший справочник практического психолога [Текст] / сост. С. Л. Соловьева – М: АСТ, 2009. – 704 с.
  57. Сорокин, Г.Г. Интеграция в интернет-сообщество в третьем возрасте [Текст] / Г.Г Сорокин //Третий возраст: старшее поколение в современной информационной среде: Труды Всероссийской междисциплинарной научной конференции (Москва, Россия, 30 января.) – 2008. – С. 150.
  58. Справочник по медико-социальной экспертизе и реабилитации [Текст] / под ред. М.В.Коробова, В.Г.Помникова.— 2-е изд., испр. и доп.—СПб.: Гиппократ, 2005.—856 с.
  59. Физическая реабилитация: учебник для академий и ин-тов физ. культуры[Текст]/ С.Н.Попов, Н.М. Валеев, Л.С.Захаро-ва [и др.]; под общ. ред. С.Н.Попова.—Ростов н/Д.: Феникс, 1999.—604 с.
  60. Холмогорова, А.Б. Когнитивно-бихевиоральные модели и методы лечения генерализованного тревожного расстройства [Текст] / А. Б. Холмогорова // Современная терапия психических расстройств. – 2014.– № 1 – С. 19–24.
  61. Шавловская, О.А. Коррекция тревожных нарушений: фокус на коморбидного пациента [Текст] / О. А. Шавловская, С. Л. Кузнецов // Терапевтический архив. – 2018 – № 4 – С.68-73.
  62. Шхвацабая, И.К. Реабилитация больных ишемической болезнью сердца [Текст]/ И.К. Шхвацабая, Д.М. Аронов, В.П. Зайцев. — М: Медицина 1978.
  63. Щекалов, И. А. Лекции по философии [Электронный ресурс] [Текст] / И. А. Щекалов. – Режим доступа: http://www.gumfak.ru/filos_html/lecture/content.shtml
  64. Юнусов, Ф.А. Организация медико-социальной реабилитации за рубежом [Текст] / Ф.А.Юнусов, В.Гайгер, Э.Микус.— М.: Общероссийский общественный фонд «Социальное развитие России», 2004.—310 с.
  65. Юрьева, Р.Г. Аспекты совершенствования системы медикосоциальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в Санкт-Петербурге [Текст] / Р.Г. Юрьева // Детская подростков реабилитация. — 2010. — № 1. – С. 45—49.
  66. Юрданов, В.С. Метод аутогенной тренировки у больных инфарктом миокарда. В кн.: Методические рекомендации по комплексной поэтапной реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда, в условиях стационара, санатория и поликлиники[Текст] / В.С. Юрданов. — М: Медицина 2007. – С. 64—66.
  67. Языкова, Т.А. Поведение типа А: проблемы изучения и психологической коррекции [Текст]/ Т.А. Языкова, В.П. Зайцев // Психол журнал. – 1990. -№ 5. -С. 56—59.
  68. Ялтонский, В.М. Психология совладающего поведения: развитие, достижения, проблемы и перспективы [Текст] В кн: Журавлев А.Л., Крюкова Т.Л., Сергиенко Е.А. Совладающее поведение. — М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. -С. 21—54.
  69. Яшин, А.А. Когнитивная ригидность как фактор недостаточной успешности [Текст] / А.А. Яшин // Психология и Психотехника. – 2015. – № 11. – С. 1146 — 1157.
  70. Guiryb E., Conroy R. M., Hickey N. et al. Psychological Response to an Acute Coronary Event and Its Effect on Subsequent Rehabilitation and Lifestyle Change. Clin Cardiol 1987; 10: 256—260.
  71. Oldervoll L.M., Kaasa S., Hjermstad M.J. et al. Physical exercise results in the improved subjective well-being of a few or is effective rehabilitation for all cancer patients? Eur J Cancer 2004; 40 (7): 951—962.
  72. Ades Ph.A. Cardiac Rehabilitation and Secondary Prevention of Coronary Heart Disease. N Engl J Med 2001; 345: 892—902.
  73. Daly J., Sindone A. P., Thompson D. R. et al. Barriers to Participation in and Adherence to Cardiac Rehabilitation Programs: A Critical Literature Review. Progr Cardiovasc Nurs 2002; 17 (1): 8—17.
  74. Boersma K., Linton S.J. Screening to Identify Patients at Risk: Profiles of Psychological Risk Factors for Early Intervention. Clin J Pain 2005; 21 (1): 38—43.
  75. McGrady A., McGinnis R., Badenhop D. et al. Effects of depression and anxiety on adherence to cardiac rehabilitation. J Cardiopulm Rehab Prev 2009; 29 (6): 358—364
  76. Kennedy P., Lude P., Elfström M.L., Smithson E.F. Psychological contributions to functional independence: a longitudinal investigation of spinal cord injury rehabilitation. Arch Phys Med Rehab 2011; 92 (4): 597—602.
  77. Kugler J., Seelbach H., Krüskemper G.M. Effects of rehabilitation exercise programmes on anxiety and depression in coronary patients: A meta-analysis. Br J Clin Psychol 1994; 33 (3): 401—410.
  78. Halford W.K., Hayes R. Psychological rehabilitation of chronic schizophrenic patients: Recent findings on social skills training and family psychoeducation. Clin Psychol Rev 1991; 11 (1): 23—44. .
  79. Wang J.P., Wang Z.F., Ye X.M., Guo S.Y. The psychological characteristics and rehabilitation of enterostomized patients. World J Gastroenterol 2000; 6 (Suppl 3): 34.
  80. Chen H., Jiang Ch., Li Ya.-h. et al. Study on effects of coping modes on psychological rehabilitation of cancer patients. Chin J Clin Oncol Rehab 2003; (1). Доступно на: http://en.cnki.com. cn/Article_en/CJFDTotal-ZGZK200301042.htm
  81. Visser-Meily A., Post M., Gorter J.W. et al. Rehabilitation of stroke patients needs a family-centred approach. Disabil Rehab 2006; 28 (24): 1557—1561.
  82. Merckaert I., Libert Y., Messin S. et al. Cancer patients’ desire for psychological support: prevalence and implications for screening patients’ psychological needs. Psycho-Oncol 2010; 19: 141—149.
  83. Mohtaa M., Sethia A.K., Tyagia A. et al. Psychol Care Trauma Patients. Injury 2003; 34 (1): 17—25. 33. Nguyen T. J., Thaller S. Psychological Rehabilitation of Pediatric Burn Patients. J Craniofac Surg 2008; 19 (4): 882—887.
  84. Cuijpers P. Adding psychotherapy to antidepressant medication in depression and anxiety disorders: a meta-analysis / P. Cuijpers, M. Sijbrandij, S. L. Koole et al. // World Psychiatry. – 2014 – Vol. 13(1). – Р. 56–67. – DOI: 10.1002/wps.20089
  85. Turk C. L. Emotion dysregulation in generalized anxiety disorder: a comparison with social anxiety disorder / C. L.Turk, R. G. Heimberg, J. A. Luterek et al. // Cognitive Therapy and Research. – 2005 – Vol. 29 (1). – Р. 89–106. – DOI: 10.1007/s10608-005-1651-1
  86. Montero-Marin J. Is cognitive-behavioural therapy more effective than relaxation therapy in the treatment of anxiety disorders? A meta-analysis / J.Montero-Marin J., Garcia- Campayo, A. López-Montoyo et al. // Psychol.Med. – 2018 – Vol. 48(9). – Р. 1427–1436.
  87. Khoury B. Mindfulness-based therapy: a com-prehensive meta-analysis / B. Khoury, T. Lecomte, G. Fortin et al. // Clin. Psychol. Rev. – 2013 – Vol. 33(6). – Р. 763–771.
  88. Van Dixhoorn J., White A. Relaxation therapy for rehabilitation and prevention in ischaemic heart disease: a systematic review and meta-analysis. Eur J Cardiovasc Prev Rehabil 2005; (12): 193—202.
  89. Frizelle D.J., Lewin R.J.P., Kaye, G. et al. Cognitive-behavioural rehabilitation programme for patients with an implanted cardioverter defibrillator: A pilot study. Br J Health Psychol 2006; 9 (3): 381—392.
  90. Lewin R.J., Coulton S., Frizelle D.J. et al. A brief cognitive behavioural preimplantation and rehabilitation programme for patients receiving an implantable cardioverter-defibrillator improves physical health and reduces psychological morbidity and unplanned readmissions. Heart 2009; 95: 63—69.
  91. Rees K., Bennett P., West R. et al. Psychological interventions for coronary heart disease. Cochrane Database of Systematic Reviews 2004; Issue 2. Art No: CD002902. DOI: 10.1002/14651858. CD002920.pub2.
  92. Roder V., Mueller D.R., Mueser K.T., Brenner H.D. Integrated Psychological Therapy (IPT) for Schizophrenia: Is It Effective? Schizophr Bull 2006; 32 (1): 81—93.

 

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф