Страницы: 1 2
ГЛАВА 2. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ПОВЫШЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ РУКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ К ПИСЬМУ
2.1. Выявление уровня развития мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста
Цель: выявить уровень развития мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста.
Базой опытно — экспериментальной работы является Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «ЦРР – д/с «Аленушка»» г. Вилюйск. Исследование проводилось в период с 12 января по 8 февраля 2018 года. В ходе исследования участвовали воспитанники старшей группы, в количестве 24 человек, из них 8 детей с ОВЗ (Приложение 1).
Таблица 1 Список детей экспериментальной и контрольной групп
Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
№ | Ф.И ребенка | Код ребенка | № | Ф.И ребенка | Код ребенка |
1 | Дмитриев Ваня | А1 | 1 | Семенова Вилена | Б1 |
2 | Макаров Дамир | А2 | 2 | Софронов Алгыс | Б2 |
3 | Саввинов Егор | А3 | 3 | Сивцева Айаана | Б3 |
4 | Алексеева Дайаана | А4 | 4 | Сыромятникова Майя | Б4 |
5 | Михайлова Ира | А5 | 5 | Церенов Марик | Б5 |
6 | Григорьев Аркадий | А6 | 6 | Томский Антон | Б6 |
7 | Быканов Сандал | А7 | 7 | Федоров Дима | Б7 |
8 | Васильев Артем | А8 | 8 | Чабыева Аня | Б8 |
9 | Кононова Лилия | А9 | 9 | Прокопьев Егор | Б9 |
10 | Михайлов Сергей | А10 | 10 | Чурукова Дайаана | Б10 |
11 | Семенов Алеша | А11 | 11 | Дьяконава Аливия | Б11 |
12 | Семенова Алина | А12 | 12 | Акумов Эрчим | Б12 |
Для выявления уровня развития мелкой моторики рук, детей старшего дошкольного возраста, были отобраны следующие методики (Приложение 2):
1.Беседа с воспитателями группы.
2.Диагностическая методика с вариантами заданий из теста «Школьной зрелости» Керна – Йерасека:
— копирование фразы «Он ел суп»,
— срисовывание группы точек,
— рисунок человека
3.Упражнение «Бордюры»
4.Диагностические задания для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (О.В. Бачина, Н.Ф. Коробкова. Практическое пособие для педагогов и родителей).
1) Беседа с воспитателями группы.
Цель: Собрать наиболее полную информацию о процессе подготовки руки к письму.
Критерии анализа:
1.Объемность, масштабность работы в данном направлении.
2.Взаимодействие с семьей.
3.Осведомленность педагога в вопросе использования нетрадиционных форм работы в подготовке руки к письму.
Анализ беседы с воспитателем. Таким образом, занятия по подготовке руки к письму проводятся в соответствии с программными требованиями (сетка занятий группы), свободного времени на дополнительную работу остается недостаточно. Оба педагога проводят индивидуальную работу с детьми после дневного сна, перед тем, как родители забирают детей домой.
Отдельных консультаций с родителями на данную тему не проводилось, рассматриваются в основном проблемы заболеваемости, о возрастных особенностях (но отмечают, что затрагивают проблему подготовки руки к письму). Осуществляются дни открытых дверей. По возможности родители приходят посмотреть, как занимаются их дети, в основном присутствуют мамы.
Проводятся дополнительные курсы и мастер — классы для педагогов (изготовление игрушки из подручных материалов, снежинки в технике оригами, дракон из слоеного теста и др.).
Из нетрадиционных форм в основном применяются — шнуровки, нанизывание бус, рассортировка мелких деталей. Как отмечают сами воспитатели, после мастер — классов для педагогов — используют полученные знания, но нет серии занятий в одном конкретном направлении. Кружковой работы не проводится.
Предметно — развивающая среда обновляется не очень часто, родители вносят посильный вклад в центр развития мелкой моторики.
2) Диагностическая методика с вариантами заданий из теста «Школьной зрелости» Керна — Йерасека:
Копирование фразы «Он ел суп».(Приложение 5).
Цель: Выявление особенностей двигательной координации и мелкой моторики руки дошкольника.
Таблица 2 Результаты задания копирования фразы «Он ел суп» экспериментальной и контрольной групп
Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||||
№ | Код ребенка | Баллы | Уровень | № | Код ребенка | Баллы | Уровень |
1 | А1* | 4 | С | 1 | Б1 | 3 | С |
2 | А2* | 4 | С | 2 | Б2* | 1 | В |
3 | А3* | 5 | Н | 3 | Б3 | 4 | С |
4 | А4 | 4 | С | 4 | Б4 | 4 | С |
5 | А5* | 4 | С | 5 | Б5* | 4 | С |
6 | А6 | 1 | В | 6 | Б6 | 2 | В |
7 | А7 | 4 | С | 7 | Б7 | 4 | С |
8 | А8 | 3 | С | 8 | Б8 | 2 | В |
9 | А9 | 3 | С | 9 | Б9* | 4 | С |
10 | А10 | 3 | С | 10 | Б10 | 3 | С |
11 | А11 | 3 | С | 11 | Б11* | 5 | Н |
12 | А12 | 2 | В | 12 | Б12 | 3 | С |
Результаты:
Экспериментальная группа:
Низкий – 1 (8,3%)
Средний – 9 (75,1%)
Высокий – 2 (16,6%)
Контрольная группа:
Низкий – 1 (8,3%)
Средний – 8 (66,8%)
Высокий – 3 (24,9%)
Срисовывание группы точек.
Цель: Выявить уровень аналитико-синтетических операций, умения соотносить свои действия с образцом.
Таблица 3 Результаты задания «Срисовывания группы точек» экспериментальной и контрольной групп
Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||||
№ | Код ребенка | Баллы | Уровень | № | Код ребенка | Баллы | Уровень |
1 | А1* | 3 | С | 1 | Б1 | 1 | Н |
2 | А2* | 2 | Н | 2 | Б2* | 2 | Н |
3 | А3* | 1 | Н | 3 | Б3 | 1 | Н |
4 | А4 | 1 | Н | 4 | Б4 | 1 | Н |
5 | А5* | 1 | Н | 5 | Б5* | 3 | С |
6 | А6 | 3 | С | 6 | Б6 | 2 | Н |
7 | А7 | 1 | Н | 7 | Б7 | 2 | Н |
8 | А8 | 1 | Н | 8 | Б8 | 2 | Н |
9 | А9 | 3 | С | 9 | Б9* | 1 | Н |
10 | А10 | 3 | С | 10 | Б10 | 2 | Н |
11 | А11 | 1 | Н | 11 | Б11* | 2 | Н |
12 | А12 | 4 | В | 12 | Б12 | 3 | С |
Результаты:
Экспериментальная группа:
Низкий – 7 (51,5%)
Средний – 4 (33,2%)
Высокий – 1 (8,3%)
Контрольная группа:
Низкий – 10 (83,4%)
Средний – 2 (16,6%)
Высокий — 0 (0%)
3.Рисунок человека.
Цель: Исследовать умение ребенка рисовать человека, способность к прорисовыванию деталей, выявление особенностей мелкой моторики, двигательной активности.
Таблица 4 Результаты задания «Рисунок человека» экспериментальной и контрольной групп
Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||||
№ | Код ребенка | Баллы | Уровень | № | Код ребенка | Баллы | Уровень |
1 | А1* | 5 | Н | 1 | Б1 | 4 | Н |
2 | А2* | 4 | Н | 2 | Б2* | 4 | Н |
3 | А3* | 5 | Н | 3 | Б3 | 3 | С |
4 | А4 | 4 | Н | 4 | Б4 | 4 | Н |
5 | А5* | 5 | Н | 5 | Б5* | 4 | Н |
6 | А6 | 4 | Н | 6 | Б6 | 3 | С |
7 | А7 | 5 | Н | 7 | Б7 | 4 | Н |
8 | А8 | 4 | Н | 8 | Б8 | 4 | Н |
9 | А9 | 4 | Н | 9 | Б9* | 5 | Н |
10 | А10 | 4 | Н | 10 | Б10 | 5 | Н |
11 | А11 | 3 | С | 11 | Б11* | 4 | Н |
12 | А12 | 2 | В | 12 | Б12 | 2 | В |
Результаты:
Экспериментальная группа:
Низкий – 10 (83,4%)
Средний – 1 (8,3%)
Высокий – 1 (8,3%)
Контрольная группа:
Низкий – 9 (75,1%)
Средний – 2 (16,6%)
Высокий – 1 (8,3%)
3) Упражнение «Бордюры»
Цель: Выявление умений проводить анализ (разложение на составляющие элементы) и синтез (соединение элементов в единое целое) простого изображения; соблюдать ритм изображения; ориентироваться в клетке (четкое пространственное соответствие собственного изображения образцу, проявляющееся в умении не выходить за границы строки, не нарушать величину бордюра и пр.).
Материал: лист (половина листа А4) в клетку с нанесенными в начале строки тремя образцами бордюров, простой карандаш.
Проведение упражнения: ребенку предлагается внимательно посмотреть на предложенные рисунки бордюров и продолжить их до конца строки.
По анализу детской работы определяется уровень готовности ребенка к обучению письму.
Низкий уровень (Н) — ребенок не выделяет отдельные элементы бордюра; отсутствует ритм в изображении; не ориентируется в клетках (выходит за границы строки, нарушает величины бордюра)
Средний уровень (С) — в целом выделяет в изображении бордюра отдельные элементы, пытается соблюдать ритм, но не ориентируется в строке
Достаточный уровень (Д) — выделяет в изображении бордюра отдельные элементы; соблюдает ритм, ориентируется, в строке.
Таблица 5 Результаты упражнения «Бордюры» экспериментальной и контрольной групп
Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
№ | Код ребенка | Уровень | № | Код ребенка | Уровень |
1 | А1* | Н | 1 | Б1 | С |
2 | А2* | Н | 2 | Б2* | Н |
3 | А3* | Н | 3 | Б3 | С |
4 | А4 | Д | 4 | Б4 | С |
5 | А5* | Н | 5 | Б5* | Н |
6 | А6 | Д | 6 | Б6 | Н |
7 | А7 | Н | 7 | Б7 | Н |
8 | А8 | Н | 8 | Б8 | С |
9 | А9 | Д | 9 | Б9* | Н |
10 | А10 | Н | 10 | Б10 | Н |
11 | А11 | Н | 11 | Б11* | Н |
12 | А12 | Н | 12 | Б12 | Д |
Результаты:
Экспериментальной группы:
Низкий – 9 (74,1%)
Средний – 0 (0%)
Достаточный – 3 (24,9%)
Контрольная группа:
Низкий – 7 (51,5%)
Средний – 4 (33,2%)
Достаточный – 1 (8,3%)
4) Диагностические задания для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова).
Цель: выявить развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
А) Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.
Показатель результатов:
- Недостаточная амплитуда (Н) движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.
- Достаточная амплитуда (Д) движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.
Б) Тест на выявление переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак — ребро — ладонь» (А.Р. Лурия).
Показатель результатов:
- Достаточная переключаемость (Д) — безошибочное выполнение команд экспериментатора.
- Средняя переключаемость (С) — ребенок допускает ошибки, но исправляет их сам.
- Недостаточная переключаемость (Н) — нарушение переключаемости руки, когда характер действия выполняющего не соответствует командам экспериментатора.
В) Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.
Показатель результатов:
- Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев. — (В)
- Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться. (нВ)
Г) Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки.
Показатель результатов:
- Достаточный (Д) — если ребенок соединяет пальцы колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.
- Недостаточный (Н) — если при выполнении нарушается точность, ловкость, последовательность соединения пальцев в колечки.
Таблица 6 Результаты диагностических заданий выявления уровня сформированности мелкой моторики детей экспериментальной группы
Экспериментальная группа | ||||||
№ | Код ребенка | Диагностические задания | Уровень | |||
А | Б | В | Г | |||
1 | А1* | Н | Н | нВ | Н | Н |
2 | А2* | Н | С | нВ | Н | Н |
3 | А3* | Н | Н | нВ | Н | Н |
4 | А4 | Д | С | В | Д | Д |
5 | А5* | Н | Н | нВ | Н | Н |
6 | А6 | Д | Д | В | Д | Д |
7 | А7 | Н | Н | нВ | Н | Н |
8 | А8 | Н | С | нВ | Н | Н |
9 | А9 | Д | С | В | Д | Д |
10 | А10 | Н | С | В | Н | С |
11 | А11 | Н | С | В | Н | С |
12 | А12 | Н | Д | В | Н | С |
Результаты: Низкий — 6 (50%), Средний — 3 (25%), Достаточный — 3 (25%).
Таблица 7 Результаты диагностических заданий выявления уровня сформированности мелкой моторики детей контрольной группы
Контрольная группа | ||||||
№ | Код ребенка | Диагностические задания | Уровень | |||
А | Б | В | Г | |||
1 | Б1 | Д | С | В | Д | Д |
2 | Б2* | Н | Н | нВ | Н | Н |
3 | Б3 | Д | С | нВ | Д | Д |
4 | Б4 | Д | С | В | Д | Д |
5 | Б5* | Н | Н | В | Н | Н |
6 | Б6 | Н | С | нВ | Н | С |
7 | Б7 | Н | Н | нВ | Н | Н |
8 | Б8 | Д | С | В | Д | Д |
9 | Б9* | Н | Н | нВ | Н | Н |
10 | Б10 | Н | Н | нВ | Н | Н |
11 | Б11* | Н | Н | нВ | Д | С |
12 | Б12 | Д | Д | В | Д | Д |
Результаты: Низкий — 5 (41,7 %), Средний — 2 (16,6%), Достаточный -5 (41,7%)
Таблица 8 Общая таблица результатов диагностических методик констатирующего этапа
Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||||||||||
Код р-ка | Мет.1 | Мет.2 | Мет.3 | Общий уровень | Код р-ка | Мет.1 | Мет.2 | Мет.3 | Общий уровень | ||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||||||||
А1* | С | С | Н | Н | Н | Н | Б1 | С | Н | Н | С | Д | С |
А2* | С | Н | Н | Н | Н | Н | Б2* | В | Н | Н | Н | Н | Н |
А3* | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Б3 | С | Н | С | С | Д | С |
А4 | С | Н | Н | Д | Д | С | Б4 | С | Н | Н | С | Д | С |
А5* | С | Н | Н | Н | Н | Н | Б5* | С | С | Н | Н | Н | Н |
А6 | В | С | Н | Д | Д | С | Б6 | В | Н | С | Н | С | Н |
А7 | С | Н | Н | Н | Н | Н | Б7 | С | Н | Н | Н | Н | С |
А8 | С | Н | Н | Н | Н | Н | Б8 | В | Н | Н | С | Д | Н |
А9 | С | С | Н | Д | Д | С | Б9* | С | Н | Н | Н | Н | Н |
А10 | С | С | Н | Н | С | С | Б10 | С | Н | Н | Н | Н | Н |
А11 | С | Н | С | Н | С | С | Б11* | Н | Н | Н | Н | С | Н |
А12 | В | В | В | Н | С | С | Б12 | С | С | В | Д | Д | В |
Результаты:
Экспериментальная группа:
Низкий — 6 (50%)
Средний — 6 (50%)
Высокий — 0 (0%)
Контрольная группа:
Низкий — 6 (50%)
Средний — 5 (41,7%)
Высокий-1(8,3%)
2.2. Содержание работы по применению комплекса игр и упражнений в повышении функциональных возможностей мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Цель: Апробировать на практике комплекс игр и упражнений по повышению функциональных возможностей мелкой моторики рук
Таблица 9 Перспективный план работы
Дата | Игры и упражнения | Содержание |
Дата 12.01.18 -15.01.18
| Диагностические период | 1)Беседа 1) Диагностическая методика с вариантами заданий из теста «Школьной зрелости» Керна — Йерасека 2) Упражнение «Бордюры» 3) Диагностические задания для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев |
16.01.18 Вторник | 1) Кто запомнит?
2) Выложи узор в строке.
3) Катание шарика.
4) Цветы (работа со штампами)
| — учить детей запоминать и точно воспроизводить образец; выкладывать фигуры из палочек разной длины; воспитывать внимание, умение сопоставлять выполненную работу с образцом. — учить детей запоминать и быстро воспроизводить образец. Подготовка пальцев рук к правильному захвату карандаша. — Упражнение проводится с шариком (горошиной), диаметр шарика (горошины) должен быть равен 10 мм; время проведения упражнения 60 с. Ребенок катает шарик тремя пальцами (щепотью). Работа с шариком начинается в медленном темпе, который по мере совершенствования навыка убыстряется. — Тренировка в правильном распределении мышечной нагрузки руки. |
17.01.18 Среда | 1) Узор (работа со штампами) 2) Построим дом
3) Какая фигура получилась? 4) Считай не глядя.
| — Тренировка в правильном распределении мышечной нагрузки руки. — сравнивать предметы по форме; выбирать предметы определенной величины. — проверить умение детей воспроизводить знакомые геометрические фигуры. — упражнять детей в счете с помощью осязания. |
18.01.18 Четверг
| 1) Игра «Кто быстрее — кто ровнее?»
2) Игра «Парашютисты».
| — Точность и координация графических движений. Она может происходить как соревнование 2х групп детей. У каждой команды — доска, на которой воспитатель рисует мелом две вертикальные линии и соединяет их вверху горизонтальной слева направо. Задача детей — сменяя друг друга, быстро проводить ниже параллельные горизонтальные линии. — В верхней части доски рисуют несколько разноцветных точек (это парашютисты), внизу — небольшой круг (место их приземления). Задача: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов. |
19.01.18 Пятница | 1) Игра «Охотник и волк».
2) Игра «Самолет и облако».
3) Упражнение «Попади в точку».
| — На одном конце листа рисуется охотник с ружьем, на другом — волк. Охотник «должен выстрелить и убить волка» (дуло ружья соединяется прямой линией с фигурой волка, карандаш при этом не отрывается от бумаги). — Ребенку предлагается сделать одно облако «таким темным», чтобы самолет через него совсем не было видно, а другое «светлым», чтобы самолет был через него немножко виден. — Взрослый ставит на листе бумаги точку, отводит руку ребенка с карандашом вверх на расстояние 10 -15 см от листа, а затем предлагает ребенку попасть кончиком карандаша в точку. |
22.01.18 Понедельник | 1) Упражнение «Обведи квадрат».
2) Упражнение «Дорога». | — Ребенка просят обвести карандашом квадратный трафарет. В задании оценивается умение ребенка остановиться точно у края. «Соскальзывание» карандаша с края трафарета говорит о недостаточной зрительно-двигательной координации. — Ребенку дают лист бумаги, на котором нарисована дорога, идущая к дому. Предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, провести по дороге «машину» до дома так, чтобы она «ехала» точно посередине дороги, не касаясь краев. В упражнении можно менять ширину и конфигурацию дороги. |
23.01.18 Вторник | 1) «Дружба» 2) «В гости» 3) «Домик» 4) Журавлик | — пальчиковая гимнастика — пальчиковая гимнастика — пальчиковая гимнастика — техника оригами |
24.01.18 Среда | 1) «Прогулка» 2) «Человечки» 3) «Волшебные тучки»
| — пальчиковая гимнастика — пальчиковая гимнастика — развития у детей мелкой моторики рук, сенсорного развития, творческого воображения, внимания, логического мышления, а также навыков счета. |
25.01.18 Четверг | 1) «Раскрась меня»
| — раскраска готовых рисунков. |
26.01.18 Пятница | 1) «Собери картинку» | — собрать пазл. |
29.01.18 Понедельник | 1) «Почини то что, сломано» | — реставрация сломанных игрушек. |
30.01.18 Вторник | 1)«Бассейн из бусинок» 2)«Разложи, раздели по цвету» 3) «Насади на нитку» | — окунают пальцы в миску с бусами. — разделяют бусы по цвету.
— нанизывают бусы на нитку. |
31.01.18 Среда | 1)«Волшебные кроссовки» 2)«Пуговички» | — зашнуровывают кроссовки из картона.
— надевают пуговички. |
01.02.18 Четверг | 1) Выложи узор в строке.
2) Катание шарика.
3) Игра «Самолет и облако».
| — учить детей запоминать и быстро воспроизводить образец. Подготовка пальцев рук к правильному захвату карандаша. — Упражнение проводится с шариком (горошиной), диаметр шарика (горошины) должен быть равен 10 мм; время проведения упражнения 60 с. Ребенок катает шарик тремя пальцами (щепотью). Работа с шариком начинается в медленном темпе, который по мере совершенствования навыка убыстряется. — Ребенку предлагается сделать одно облако «таким темным», чтобы самолет через него совсем не было видно, а другое «светлым», чтобы самолет был через него немножко виден. |
02.02.18 Пятница | 2) «В гости» 3) «Домик» «Квадрат» | — пальчиковая гимнастика — пальчиковая гимнастика — техника оригами |
05.02.18 Понедельник | 1) Игра «Парашютисты».
2) «Собери картинку» | — В верхней части доски рисуют несколько разноцветных точек (это парашютисты), внизу — небольшой круг (место их приземления). Задача: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов. — собрать пазл. |
06.02.18 Вторник | 1) Узор (работа со штампами) 2) Построим дом
3) Какая фигура получилась?
4) Считай не глядя. | — Тренировка в правильном распределении мышечной нагрузки руки. — сравнивать предметы по форме; выбирать предметы определенной величины. — проверить умение детей воспроизводить знакомые геометрические фигуры. — упражнять детей в счете с помощью осязания. |
07.02.18 Среда | 1) Упражнение «Обведи квадрат».
2) Упражнение «Дорога». | — Ребенка просят обвести карандашом квадратный трафарет. В задании оценивается умение ребенка остановиться точно у края. «Соскальзывание» карандаша с края трафарета говорит о недостаточной зрительно-двигательной координации. — Ребенку дают лист бумаги, на котором нарисована дорога, идущая к дому. Предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, провести по дороге «машину» до дома так, чтобы она «ехала» точно посередине дороги, не касаясь краев. В упражнении можно менять ширину и конфигурацию дороги. |
08.02.18 Четверг | 1) «Волшебные тучки»
| — развития у детей мелкой моторики рук, сенсорного развития, творческого воображения, внимания, логического мышления, а также навыков счета. |
Нами были разработаны и провидены комплекс игр и упражнений по развитию мелкой моторики руки для подготовки руки к письму старших дошкольников с ОВЗ. Мы проводили комплекс игр и упражнений систематически в свободное время от занятий, в большинстве перед уходом детей домой. Содержание игр и упражнений представлены в приложении (Приложение 3).
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования
Цель: на основании сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента выявить эффективность проведенного исследования.
Задачи:
1.Провести контрольную диагностику для выявления уровня развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
1.Сравнить полученные результаты.
2.Выявить эффективность проведенного исследования.
После апробации комплекса игр и упражнений по повышению функциональных возможностей мелкой моторики рук в процессе подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, была осуществлена контрольная диагностика выявления уровня развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста теми же методиками что и в констатирующем этапе исследования.
Таблица 10 Результаты задания копирование фразы «Он ел суп»
Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||||
№ | Код ребенка | Баллы | Уровень | № | Код ребенка | Баллы | Уровень |
1 | А1* | 3 | С | 1 | Б1 | 3 | С |
2 | А2* | 3 | С | 2 | Б2* | 1 | В |
3 | А3* | 4 | С | 3 | Б3 | 3 | С |
4 | А4 | 4 | С | 4 | Б4 | 4 | С |
5 | А5* | 4 | С | 5 | Б5* | 4 | С |
6 | А6 | 1 | В | 6 | Б6 | 2 | В |
7 | А7 | 3 | С | 7 | Б7 | 3 | С |
8 | А8 | 2 | В | 8 | Б8 | 2 | В |
9 | А9 | 3 | С | 9 | Б9* | 3 | С |
10 | А10 | 3 | С | 10 | Б10 | 3 | С |
11 | А11 | 2 | В | 11 | Б11* | 4 | С |
12 | А12 | 2 | В | 12 | Б12 | 4 | С |
Результаты:
Экспериментальная группа:
Низкий – 0 (0%)
Средний – 8 (66,4%)
Высокий – 4 (33,6%)
Контрольная группа:
Низкий – 0 (0%)
Средний – 9 (75%)
Высокий – 3 (25%)
Таблица 11 Результаты задания «Срисовывание группы точек» экспериментальной и контрольной групп
Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||||
№ | Код ребенка | Баллы | Уровень | № | Код ребенка | Баллы | Уровень |
1 | А1* | 4 | В | 1 | Б1 | 2 | Н |
2 | А2* | 2 | Н | 2 | Б2* | 2 | Н |
3 | А3* | 2 | Н | 3 | Б3 | 2 | Н |
4 | А4 | 2 | Н | 4 | Б4 | 1 | Н |
5 | А5* | 3 | С | 5 | Б5* | 3 | С |
6 | А6 | 4 | В | 6 | Б6 | 3 | С |
7 | А7 | 2 | Н | 7 | Б7 | 2 | Н |
8 | А8 | 1 | Н | 8 | Б8 | 3 | С |
9 | А9 | 4 | В | 9 | Б9* | 1 | Н |
10 | А10 | 4 | В | 10 | Б10 | 2 | Н |
11 | А11 | 2 | Н | 11 | Б11* | 3 | С |
12 | А12 | 4 | В | 12 | Б12 | 3 | С |
Результаты:
Экспериментальная группа:
Низкий – 6 (50%)
Средний – 1 (8,3%)
Высокий – 5 (41,7%)
Контрольная группа:
Низкий – 7 (58,3%)
Средний – 5 (41,7%)
Высокий – 0 (0%)
Таблица 1 Результаты задания «Рисунок человека» экспериментальной и контрольной групп
Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||||
№ | Код ребенка | Баллы | Уровень | № | Код ребенка | Баллы | Уровень |
1 | А1* | 4 | Н | 1 | Б1 | 4 | Н |
2 | А2* | 4 | Н | 2 | Б2* | 3 | С |
3 | А3* | 4 | Н | 3 | Б3 | 3 | С |
4 | А4 | 3 | С | 4 | Б4 | 3 | С |
5 | А5* | 3 | С | 5 | Б5* | 4 | Н |
6 | А6 | 3 | С | 6 | Б6 | 2 | В |
7 | А7 | 5 | Н | 7 | Б7 | 4 | Н |
8 | А8 | 4 | Н | 8 | Б8 | 4 | Н |
9 | А9 | 3 | С | 9 | Б9* | 4 | Н |
10 | А10 | 3 | С | 10 | Б10 | 4 | Н |
11 | А11 | 2 | В | 11 | Б11* | 3 | С |
12 | А12 | 2 | В | 12 | Б12 | 2 | В |
Результаты:
Экспериментальная группа:
Низкий – 5 (41,7%)
Средний – 5 (41,7%)
Высокий – 2 (16,6%)
Контрольная группа:
Низкий – 6 (50%)
Средний – 4 (33,4%)
Высокий – 2 (16,6%)
Таблица 13 Результаты упражнение «Бардюры» экспериментальной и контрольной групп
Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
№ | Код ребенка | Уровень | № | Код ребенка | Уровень |
1 | А1* | С | 1 | Б1 | С |
2 | А2* | С | 2 | Б2* | Н |
3 | А3* | Н | 3 | Б3 | С |
4 | А4 | Д | 4 | Б4 | С |
5 | А5* | С | 5 | Б5* | Н |
6 | А6 | Д | 6 | Б6 | Н |
7 | А7 | С | 7 | Б7 | С |
8 | А8 | Н | 8 | Б8 | С |
9 | А9 | Д | 9 | Б9* | Н |
10 | А10 | Н | 10 | Б10 | С |
11 | А11 | С | 11 | Б11* | Н |
12 | А12 | С | 12 | Б12 | Д |
Результаты:
Экспериментальная группа:
Низкий – 3 (25%)
Средний – 6 (50%)
Достаточный – 3 (25%)
Контрольная группа:
Низкий – 5 (41,7%)
Средний – 6 (50%)
Достаточный — 1 (8,3%)
Таблица 14 Результаты диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики детей экспериментальной группы
Экспериментальная группа | ||||||
№ | Код ребенка | Диагностические задания | Уровень | |||
А | Б | В | Г | |||
1 | А1* | С | С | В | Н | С |
2 | А2* | Н | С | В | С | С |
3 | А3* | С | Н | В | С | С |
4 | А4 | Д | С | В | Д | Д |
5 | А5* | Н | Н | В | Н | Н |
6 | А6 | Д | Д | нВ | Д | Д |
7 | А7 | Н | Н | нВ | Н | Н |
8 | А8 | С | С | В | С | С |
9 | А9 | Д | С | В | Д | Д |
10 | А10 | Н | С | В | С | С |
11 | А11 | С | С | В | Н | С |
12 | А12 | Н | Д | В | С | Д |
Результаты:
Низкий – 2 (16,6%)
Средний – 6 (50%)
Достаточный – 4 (33,4%)
Таблица 15 Результаты диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики детей контрольной группы
Контрольная группа | ||||||
№ | Код ребенка | Диагностические задания | Уровень | |||
А | Б | В | Г | |||
1 | Б1 | Д | С | В | Д | Д |
2 | Б2* | С | Н | В | С | С |
3 | Б3 | Д | С | нВ | Д | Д |
4 | Б4 | Д | В | В | Д | Д |
5 | Б5* | С | Н | В | С | С |
6 | Б6 | Н | С | В | С | С |
7 | Б7 | Н | Н | нВ | Н | Н |
8 | Б8 | Д | С | В | Д | Д |
9 | Б9* | С | С | В | Н | С |
10 | Б10 | С | С | В | С | С |
11 | Б11* | Н | С | В | Д | Д |
12 | Б12 | Д | Д | В | Д | Д |
Результаты:
Низкий – 1 (8,3%)
Средний – 5 (41,7%)
Достаточный – 6 (50%)
Таблица 16 Сравнительная таблица результатов экспериментальной и контрольной групп
Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||||||||||
Код р-ка | Мет.1 | Мет.2 | Мет.3 | Общий уровень | Код р-ка | Мет.1 | Мет.2 | Мет.3 | Общий уровень | ||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||||||||
А1* | С | В | Н | С | С | С | Б1 | С | Н | Н | С | Д | С |
А2* | С | Н | Н | С | С | С | Б2* | В | Н | С | Н | С | С |
А3* | С | Н | Н | Н | С | Н | Б3 | С | Н | С | С | Д | С |
А4 | С | Н | С | Д | Д | Д | Б4 | С | Н | С | С | Д | С |
А5* | С | С | С | С | Н | С | Б5* | С | С | Н | Н | С | С |
А6 | В | В | С | Д | Д | Д | Б6 | В | С | В | Н | С | Д |
А7 | С | Н | Н | С | Н | Н | Б7 | С | Н | Н | С | Н | Н |
А8 | В | Н | Н | Н | С | Н | Б8 | В | С | Н | С | Д | Д |
А9 | С | В | С | Д | Д | Д | Б9* | С | Н | Н | Н | С | Н |
А10 | С | В | С | Н | С | С | Б10 | С | Н | Н | С | С | С |
А11 | В | Н | В | С | С | Д | Б11* | С | С | С | Н | Д | С |
А12 | В | В | В | С | Д | Д | Б12 | С | С | В | Д | Д | Д |
Результаты:
Экспериментальная группа:
Низкий – 3 (25%)
Средний – 4 (33,3%)
Достаточный – 5 (41,7%)
Контрольная группа:
Низкий — 2 (16,6%)
Средний – 7 (58,4%)
Достаточный – 3 (25%)
Таблица 17 Сравнительная таблица результатов констатирующего и контрольного этапа исследования
Группы | Этапы эксперимента | Низкий | Средний | Достаточный | |
Экспериментальная | 2.1 | Констатирующий | 50% | 50% | 0% |
2.3 | Контрольный | 25% | 33,3% | 41,7% | |
Контрольная | 2.1 | Констатирующий | 50% | 41,7% | 8,3% |
2.3 | Контрольный | 16,6% | 58,4% | 25% |
Вывод по второй главе. Во второй главе данного исследования была проведена опытно – экспериментальная работа МБДОУ ЦЦР – д/с «Аленушка», где на констатирующем этапе мы использовали следующие методики — беседа воспитателем; диагностическая методика с вариантами заданий из теста «Школьной зрелости» Керна — Йерсака; упражнение Бордюры; диагностические задания для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев. Результаты, которых показали 6 детей с низким уровнем, 6 детей средним уровнем. У детей данной групп недостаточно развита мелкая моторика. Следовательно, мы можем утверждать т о появляется необходимость проведения работы по повышению функциональных возможностей мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством комплекса игр и упражнений.
В формирующем этапе эксперимента нами разработан и апробирован комплекс игр и упражнений направленные на повышение функциональных возможностей мелкой моторики рук детей с ОВЗ. Подобрано и проведено ___ игр. Дети охотно и активно участвовали во всех играх и выполняли упражнения.
На контрольном этапе эксперимента мы использовали те же самые методики, что и в констатирующем этапе. Результаты повторного диагностического исследования показали, что 3 детей остались на низком уровне, 4 детей на среднем и 5 на достаточном уровне, из них дети с ОВЗ показали следующие результаты: один из четырех детей остался на низком уровне, а остальные на среднем.
Большинство детей в экспериментальной группе показал средний уровень функциональности мелкой моторики руки – 50%, пятеро детей показали достаточный уровень функциональности мелкой моторики руки – 41,7%, но трое детей остались на низком уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе нашего исследования была выявлена актуальность подготовки руки детей старшего дошкольного возраста к письму. В воспитания и обучении дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. В ходе обучения письму ребёнок испытывает огромные трудности.
Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки. Использование современных технических средств, постоянное их использование в работе с детьми, снижает готовность ребенка. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Модернизация современного общества оказывает масштабное влияние на формирование личности.
В соответствии с актуальностью проблемы нами была сформулированна тема нашего исследования «Комплекс игр и упражнений как средство повышения функциональных возможностей мелкой моторики руки в процессе подготовки к письму детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ», сформулирован научный аппарат, выдвинута гипотеза.
Анализируя проблемное поле исследования, мы изучили следующие аспекты: Историю проблемы подготовки руки ребенка дошкольного возраста к письму; Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ; Направления работы по подготовке руки ребенка к письму в условиях ДОУ.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «ЦРР – д/с «Аленушка»» г. Вилюйск. Исследование проводилось в период с 12 января по 8 февраля 2018 года. Исследование проводилось в старшей группе.
Мы проанализировали уровень сформированности мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп, используя: диагностическую методику теста «школьной зрелости» Керна — Йерасека (копирование фразы «Он ел суп», срисовывание группы точек, изображение образа мужчины) и упражнение «Бордюры», диагностические задания для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев детей.
В ходе констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности: недостаточное развитие руки: неумение правильно держать орудия письма, слабо развита мелкая моторика, слабая аналитико- синтетическая деятельность, затруднение в пространственной ориентировке.
На формирующем этапе эксперимента был разработан комплекс игр и упражнений по подготовке руки детей старшего дошкольного возраста к письму. Данные техники способствуют решению таких проблем, как: подготовка ребенка к школе, восполнить дефицит игровой деятельности, путем обыгрывания продуктами своей деятельности; решает проблему творческой активности и самостоятельности в художественно-эстетическом развитии ребенка; создание сюжетно — тематических композиций, а также развитие коммуникативных способностей детей.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что система комплекса игр и упражнений по развитию мелкой моторики руки будет способствовать развитию к обучению письму детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ при условии, что они будут проводится систематически.
Таким образом, использование комплекса игр и упражнений в процессе формирования детей к обучению письму вполне оправдывает себя.
Следовательно, благодаря проведенной работе, поставленные задачи решены, цель работы достигнута, гипотеза подтверждена.
В результате проведенной опытно-экспериментальной работы нами разработаны следующие рекомендации:
— Для развития мелкой моторики кистей рук детей с ОВЗ рекомендуем использовать разнообразные подготовительные упражнения, при выборе которых необходимо учитывать тонус мышц (гипотонус, гипертонус);
— При подборе игр и упражнений нужно учитывать возрастные и психические особенности детей с ОВЗ в том числе особенности зрительного восприятия, внимания, памяти и т. д;
— При подготовке к обучению письму рекомендуем обучить детей правильно сидеть за столом, пользоваться письменными принадлежностями;
— В работе с детьми с ОВЗ надо создавать спокойную, доброжелательную обстановку, способствующую достижению коррекционных целей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Агапова, И., Давыдова, М. «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008. – 189 с.
- Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. М., 2009. – 256 с..
- Бабаева, Т. И. — У школьного порога. — М, 2008. – 235 с.
- Бабаева, Т. И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. — Л., 2007. — 81с.
- Безруких, М. М. и др. — Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия, 2007. – 341 с.»
- Багатеева, З. А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием // Дошк. восп. — 1987. № 8 — с. 49-52.
- Большакова, С. Е. — Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. — М.: ТЦ Сфера, 2006. Готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья шестилетнего возраста: сборник научных трудов / Акад. пед. наук СССР, Ордена «Знак почета» науч.-исслед. ин-т дефектологии; [под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной]. — М.: Издательство АПН СССР, 1989. – 328 с.
- Борисенко, М. Г., Лукина, Н. А. Смотрим, видим, запоминаем (Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти). — СПб., 2010. – 199 с.
- Величко, Н. В. Поделки из ниток. — М., 2011. – 79 с.
- Венгер, Л. А., Венгер, А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? — М.: Знание, 2008. — 191с.
- Воскресенская, А. И.. Грамота в детском саду. М. – 2007 – 211 с.
- Выготский, Л. С. Предистория развития письменной речи. Сбор. соч. Т.3.- М.: Педагогика, 2009. — 366с.
- Готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья шестилетнего возраста: сборник научных трудов/ Акад. пед. наук СССР, Ордена «Знак почета» науч.-исслед. ин-т дефектологии; [под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной]. — М.: Издательство АПН СССР, 1989. – 287 с].
- Грабенко, Т. М., Зинкевич — Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная терапия. – СПб., 2010. – 126 с.
- Гризик, Т. И. Подготовка ребенка к обучению письму: пособие для родителей/ Т. И. Гризик. — М., 2007. – 119 с.
- Дубровская, И. В. «Аппликация из гофрированной бумаги» «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2009Ермолаева Ю.А. — Возрастная физиология: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов. — М.: Высш. шк., 1985. – 156 с.
- Ильина, М. Н. — Подготовка к школе: Развивающие тесты и упражнения. — СПб, 2007. – 99 с.
- Истрин, В. А. Возникновение и развитие письма. — М.: Наука, 2007. – 399 с.
- Климов, Е. А. Психология: Воспитание и обучение. — М.: Владос, 2011. – 201 с.
- Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Сов. Россия, 2001. – 137 с.
- Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 2000. – 174 с.
- Лыкова, И. А. «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008. – 87 с.
- Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М., 2008. – 185 с.
- Пищикова, Н. Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике». ООО Издательство «Скрипторий 2003»;
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — (серия «Вместе с детьми»).
- Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / под ред. Парамоновой, Л. А. — М. ОЛМА Медиа Групп, 2007. — 409 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие — М.: Нар. образование, 2001. — 256 с.
- Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей дет.сада/ под ред. Ф.А. Сохина.- М., 2000. -133 с.
- Уолтер, Х. «Цветы из бумажных лент». — М.: Издательство «Ниола — Пресс», 2010. — 32с.
- Филиппова, С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. СПб., 2004. – 197 с.
- Фролова, О. А. «Е.Н. Водовозова о воспитании детей дошкольного возраста». М. – 2001. – 157 с.
- Чиотти, Д. «Оригинальные поделки из бумаги». М.:ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. — 96с.
- Чуйкова, Ж. В. Историко-педагогический анализ проблемы обучения дошкольников родному языку: Учебно-методическое пособие к курсу по выбору. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007. – 211 с.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф