Меню Услуги

Комплекс игр и упражнений как средство повышения функциональных возможностей мелкой моторики руки в процессе подготовки к письму детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Часть 2.

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

ГЛАВА 2. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ПОВЫШЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ РУКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ К ПИСЬМУ

2.1. Выявление уровня развития мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста

 

Цель: выявить уровень развития мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста.

Базой опытно — экспериментальной работы является Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «ЦРР – д/с «Аленушка»» г. Вилюйск. Исследование проводилось в период с 12 января по 8 февраля 2018 года. В ходе исследования участвовали воспитанники старшей группы, в количестве 24 человек, из них 8 детей с ОВЗ (Приложение 1).

Таблица 1  Список детей экспериментальной и контрольной групп

Экспериментальная группа Контрольная группа
Ф.И ребенка Код ребенка Ф.И ребенка Код ребенка
1 Дмитриев Ваня А1 1 Семенова Вилена Б1
2 Макаров Дамир А2 2 Софронов Алгыс Б2
3 Саввинов Егор А3 3 Сивцева Айаана Б3
4 Алексеева Дайаана А4 4 Сыромятникова Майя Б4
5 Михайлова Ира А5 5 Церенов Марик Б5
6 Григорьев Аркадий А6 6 Томский Антон Б6
7 Быканов Сандал А7 7 Федоров Дима Б7
8 Васильев Артем А8 8 Чабыева Аня Б8
9 Кононова Лилия А9 9 Прокопьев Егор Б9
10 Михайлов Сергей А10 10 Чурукова Дайаана Б10
11 Семенов Алеша А11 11 Дьяконава Аливия Б11
12 Семенова Алина А12 12 Акумов Эрчим Б12

Для выявления уровня развития мелкой моторики рук, детей старшего дошкольного возраста, были отобраны следующие методики (Приложение 2):

1.Беседа с воспитателями группы.

2.Диагностическая методика с вариантами заданий из теста «Школьной зрелости» Керна – Йерасека:

— копирование фразы «Он ел суп»,

— срисовывание группы точек,

— рисунок человека

3.Упражнение «Бордюры»

4.Диагностические задания для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (О.В. Бачина, Н.Ф. Коробкова. Практическое пособие для педагогов и родителей).

1) Беседа с воспитателями группы.

Цель: Собрать наиболее полную информацию о процессе подготовки руки к письму.

Критерии анализа:

1.Объемность, масштабность работы в данном направлении.

2.Взаимодействие с семьей.

3.Осведомленность педагога в вопросе использования нетрадиционных форм работы в подготовке руки к письму.

Анализ беседы с воспитателем. Таким образом, занятия по подготовке руки к письму проводятся в соответствии с программными требованиями (сетка занятий группы), свободного времени на дополнительную работу остается недостаточно. Оба педагога проводят индивидуальную работу с детьми после дневного сна, перед тем, как родители забирают детей домой.

Отдельных консультаций с родителями на данную тему не проводилось, рассматриваются в основном проблемы заболеваемости, о возрастных особенностях (но отмечают, что затрагивают проблему подготовки руки к письму). Осуществляются дни открытых дверей. По возможности родители приходят посмотреть, как занимаются их дети, в основном присутствуют мамы.

Проводятся дополнительные курсы и мастер — классы для педагогов (изготовление игрушки из подручных материалов, снежинки в технике оригами, дракон из слоеного теста и др.).

Из нетрадиционных форм в основном применяются — шнуровки, нанизывание бус, рассортировка мелких деталей. Как отмечают сами воспитатели, после мастер — классов для педагогов — используют полученные знания, но нет серии занятий в одном конкретном направлении. Кружковой работы не проводится.

Предметно — развивающая среда обновляется не очень часто, родители вносят посильный вклад в центр развития мелкой моторики.

2) Диагностическая методика с вариантами заданий из теста «Школьной зрелости» Керна — Йерасека:

Копирование фразы «Он ел суп».(Приложение 5).

Цель: Выявление особенностей двигательной координации и мелкой моторики руки дошкольника.

Таблица 2 Результаты задания копирования фразы «Он ел суп»  экспериментальной и контрольной групп

Экспериментальная группа Контрольная группа
Код ребенка Баллы Уровень Код ребенка Баллы Уровень
1 А1* 4 С 1 Б1 3 С
2 А2* 4 С 2 Б2* 1 В
3 А3* 5 Н 3 Б3 4 С
4 А4 4 С 4 Б4 4 С
5 А5* 4 С 5 Б5* 4 С
6 А6 1 В 6 Б6 2 В
7 А7 4 С 7 Б7 4 С
8 А8 3 С 8 Б8 2 В
9 А9 3 С 9 Б9* 4 С
10 А10 3 С 10 Б10 3 С
11 А11 3 С 11 Б11* 5 Н
12 А12 2 В 12 Б12 3 С

 

Результаты:

Экспериментальная группа:

Низкий – 1 (8,3%)

Средний – 9 (75,1%)

Высокий – 2 (16,6%)

Контрольная группа:

Низкий – 1 (8,3%)

Средний – 8 (66,8%)

Высокий – 3 (24,9%)

Срисовывание группы точек.

Цель: Выявить уровень аналитико-синтетических операций, умения соотносить свои действия с образцом.

Таблица 3 Результаты задания «Срисовывания группы точек»  экспериментальной и контрольной групп

Экспериментальная группа Контрольная группа
Код ребенка Баллы Уровень Код ребенка Баллы Уровень
1 А1* 3 С 1 Б1 1 Н
2 А2* 2 Н 2 Б2* 2 Н
3 А3* 1 Н 3 Б3 1 Н
4 А4 1 Н 4 Б4 1 Н
5 А5* 1 Н 5 Б5* 3 С
6 А6 3 С 6 Б6 2 Н
7 А7 1 Н 7 Б7 2 Н
8 А8 1 Н 8 Б8 2 Н
9 А9 3 С 9 Б9* 1 Н
10 А10 3 С 10 Б10 2 Н
11 А11 1 Н 11 Б11* 2 Н
12 А12 4 В 12 Б12 3 С

 

Результаты:

Экспериментальная группа:

Низкий – 7 (51,5%)

Средний – 4 (33,2%)

Высокий – 1 (8,3%)

Контрольная группа:

Низкий – 10 (83,4%)

Средний – 2 (16,6%)

Высокий — 0 (0%)

3.Рисунок человека.

Цель: Исследовать умение ребенка рисовать человека, способность к прорисовыванию деталей, выявление особенностей мелкой моторики, двигательной активности.

Таблица 4 Результаты задания «Рисунок человека» экспериментальной и контрольной групп

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
Экспериментальная группа Контрольная группа
Код ребенка Баллы Уровень Код ребенка Баллы Уровень
1 А1* 5 Н 1 Б1 4 Н
2 А2* 4 Н 2 Б2* 4 Н
3 А3* 5 Н 3 Б3 3 С
4 А4 4 Н 4 Б4 4 Н
5 А5* 5 Н 5 Б5* 4 Н
6 А6 4 Н 6 Б6 3 С
7 А7 5 Н 7 Б7 4 Н
8 А8 4 Н 8 Б8 4 Н
9 А9 4 Н 9 Б9* 5 Н
10 А10 4 Н 10 Б10 5 Н
11 А11 3 С 11 Б11* 4 Н
12 А12 2 В 12 Б12 2 В

 

Результаты:

Экспериментальная группа:

Низкий – 10 (83,4%)

Средний – 1 (8,3%)

Высокий – 1 (8,3%)

Контрольная группа:

Низкий – 9 (75,1%)

Средний – 2 (16,6%)

Высокий – 1 (8,3%)

3) Упражнение «Бордюры» 

Цель: Выявление умений проводить анализ (разложение на составляющие элементы) и синтез (соединение элементов в единое целое) простого изображения; соблюдать ритм изображения; ориентироваться в клетке (четкое пространственное соответствие собственного изображения образцу, проявляющееся в умении не выходить за границы строки, не нарушать величину бордюра и пр.).

Материал: лист (половина листа А4) в клетку с нанесенными в начале строки тремя образцами бордюров, простой карандаш.

Проведение упражнения: ребенку предлагается внимательно посмотреть на предложенные рисунки бордюров и продолжить их до конца строки.

По анализу детской работы определяется уровень готовности ребенка к обучению письму.

Низкий уровень (Н) — ребенок не выделяет отдельные элементы бордюра; отсутствует ритм в изображении; не ориентируется в клетках (выходит за границы строки, нарушает величины бордюра)

Средний уровень (С) — в целом выделяет в изображении бордюра отдельные элементы, пытается соблюдать ритм, но не ориентируется в строке

Достаточный уровень (Д) — выделяет в изображении бордюра отдельные элементы; соблюдает ритм, ориентируется, в строке.

Таблица 5 Результаты упражнения «Бордюры» экспериментальной и контрольной групп

Экспериментальная группа Контрольная группа
Код ребенка Уровень Код ребенка Уровень
1 А1* Н 1 Б1 С
2 А2* Н 2 Б2* Н
3 А3* Н 3 Б3 С
4 А4 Д 4 Б4 С
5 А5* Н 5 Б5* Н
6 А6 Д 6 Б6 Н
7 А7 Н 7 Б7 Н
8 А8 Н 8 Б8 С
9 А9 Д 9 Б9* Н
10 А10 Н 10 Б10 Н
11 А11 Н 11 Б11* Н
12 А12 Н 12 Б12 Д

 

Результаты:

Экспериментальной группы:

Низкий – 9 (74,1%)

Средний – 0 (0%)

Достаточный – 3 (24,9%)

Контрольная группа:

Низкий – 7 (51,5%)

Средний – 4 (33,2%)

Достаточный – 1 (8,3%)

4) Диагностические задания для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова).

Цель: выявить развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

А) Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.

Показатель результатов:

  • Недостаточная амплитуда (Н) движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.
  • Достаточная амплитуда (Д) движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.

Б) Тест на выявление переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак — ребро — ладонь» (А.Р. Лурия).

Показатель результатов:

  • Достаточная переключаемость (Д) — безошибочное выполнение команд экспериментатора.
  • Средняя переключаемость (С) — ребенок допускает ошибки, но исправляет их сам.
  • Недостаточная переключаемость (Н) — нарушение переключаемости руки, когда характер действия выполняющего не соответствует командам экспериментатора.

В) Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.

Показатель результатов:

  • Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев. — (В)
  • Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться. (нВ)

Г) Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки.

Показатель результатов:

  • Достаточный (Д) — если ребенок соединяет пальцы колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.
  • Недостаточный (Н) — если при выполнении нарушается точность, ловкость, последовательность соединения пальцев в колечки.

Таблица 6 Результаты диагностических заданий выявления уровня сформированности мелкой моторики детей экспериментальной группы

Экспериментальная группа
Код ребенка Диагностические задания Уровень
А Б В Г
1 А1* Н Н нВ Н Н
2 А2* Н С нВ Н Н
3 А3* Н Н нВ Н Н
4 А4 Д С В Д Д
5 А5* Н Н нВ Н Н
6 А6 Д Д В Д Д
7 А7 Н Н нВ Н Н
8 А8 Н С нВ Н Н
9 А9 Д С В Д Д
10 А10 Н С В Н С
11 А11 Н С В Н С
12 А12 Н Д В Н С

 

Результаты: Низкий — 6 (50%), Средний — 3 (25%), Достаточный — 3 (25%).

Таблица 7 Результаты диагностических заданий выявления уровня сформированности мелкой моторики детей контрольной группы

Контрольная группа
Код ребенка Диагностические задания Уровень
А Б В Г
1 Б1 Д С В Д Д
2 Б2* Н Н нВ Н Н
3 Б3 Д С нВ Д Д
4 Б4 Д С В Д Д
5 Б5* Н Н В Н Н
6 Б6 Н С нВ Н С
7 Б7 Н Н нВ Н Н
8 Б8 Д С В Д Д
9 Б9* Н Н нВ Н Н
10 Б10 Н Н нВ Н Н
11 Б11* Н Н нВ Д С
12 Б12 Д Д В Д Д

 

Результаты: Низкий — 5 (41,7 %), Средний — 2 (16,6%), Достаточный -5 (41,7%)

Таблица 8 Общая таблица результатов диагностических методик констатирующего этапа

Экспериментальная группа Контрольная группа
Код р-ка Мет.1 Мет.2 Мет.3 Общий уровень Код р-ка Мет.1 Мет.2 Мет.3 Общий уровень
1 2 3 1 2 3
А1* С С Н Н Н Н Б1 С Н Н С Д С
А2* С Н Н Н Н Н Б2* В Н Н Н Н Н
А3* Н Н Н Н Н Н Б3 С Н С С Д С
А4 С Н Н Д Д С Б4 С Н Н С Д С
А5* С Н Н Н Н Н Б5* С С Н Н Н Н
А6 В С Н Д Д С Б6 В Н С Н С Н
А7 С Н Н Н Н Н Б7 С Н Н Н Н С
А8 С Н Н Н Н Н Б8 В Н Н С Д Н
А9 С С Н Д Д С Б9* С Н Н Н Н Н
А10 С С Н Н С С Б10 С Н Н Н Н Н
А11 С Н С Н С С Б11* Н Н Н Н С Н
А12 В В В Н С С Б12 С С В Д Д В

 

Результаты:

Экспериментальная группа:

Низкий — 6 (50%)

Средний — 6 (50%)

Высокий — 0 (0%)

Контрольная группа:

Низкий — 6 (50%)

Средний — 5 (41,7%)

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Высокий-1(8,3%)

 

2.2. Содержание работы по применению комплекса игр и упражнений в повышении функциональных возможностей мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

 

Цель: Апробировать на практике комплекс игр и упражнений по повышению функциональных возможностей мелкой моторики рук

Таблица 9 Перспективный план работы

Дата Игры и упражнения Содержание
Дата 12.01.18 -15.01.18

 

Диагностические период 1)Беседа

1) Диагностическая методика с вариантами заданий из теста «Школьной зрелости» Керна — Йерасека

2) Упражнение «Бордюры»

3) Диагностические задания для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев

16.01.18

Вторник

1)      Кто запомнит?

 

 

 

 

2) Выложи узор в строке.

 

 

3) Катание шарика.

 

 

 

 

 

 

4) Цветы (работа со штампами)

 

— учить детей запоминать и точно воспроизводить образец; выкладывать фигуры из палочек разной длины; воспитывать внимание, умение сопоставлять выполненную работу с образцом.

— учить детей запоминать и быстро воспроизводить образец. Подготовка пальцев рук к правильному захвату карандаша.

— Упражнение проводится с шариком (горошиной), диаметр шарика (горошины) должен быть равен 10 мм; время проведения упражнения 60 с. Ребенок катает шарик тремя пальцами (щепотью). Работа с шариком начинается в медленном темпе, который по мере совершенствования навыка убыстряется.

— Тренировка в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

17.01.18

Среда

1) Узор (работа со штампами)

2) Построим дом

 

3) Какая фигура получилась?

4) Считай не глядя.

 

— Тренировка в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

— сравнивать предметы по форме; выбирать предметы определенной величины.

— проверить умение детей воспроизводить знакомые геометрические фигуры.

— упражнять детей в счете с помощью осязания.

18.01.18

Четверг

 

1) Игра «Кто быстрее — кто ровнее?»

 

 

 

 

 

 

 

2) Игра «Парашютисты».

 

— Точность и координация графических движений. Она может происходить как соревнование 2х групп детей. У каждой команды — доска, на которой воспитатель рисует мелом две вертикальные линии и соединяет их вверху горизонтальной слева направо. Задача детей — сменяя друг друга, быстро проводить ниже параллельные горизонтальные линии.

— В верхней части доски рисуют несколько разноцветных точек (это парашютисты), внизу — небольшой круг (место их приземления). Задача: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов.

 19.01.18

Пятница

1) Игра «Охотник и волк».

 

 

 

2) Игра «Самолет и облако».

 

 

3) Упражнение «Попади в точку».

 

— На одном конце листа рисуется охотник с ружьем, на другом — волк. Охотник «должен выстрелить и убить волка» (дуло ружья соединяется прямой линией с фигурой волка, карандаш при этом не отрывается от бумаги).

— Ребенку предлагается сделать одно облако «таким темным», чтобы самолет через него совсем не было видно, а другое «светлым», чтобы самолет был через него немножко виден.

— Взрослый ставит на листе бумаги точку, отводит руку ребенка с карандашом вверх на расстояние 10 -15 см от листа, а затем предлагает ребенку попасть кончиком карандаша в точку.

 22.01.18

Понедельник

1) Упражнение «Обведи квадрат».

 

 

 

 

2) Упражнение «Дорога».

— Ребенка просят обвести карандашом квадратный трафарет. В задании оценивается умение ребенка остановиться точно у края. «Соскальзывание» карандаша с края трафарета говорит о недостаточной зрительно-двигательной координации.

— Ребенку дают лист бумаги, на котором нарисована дорога, идущая к дому. Предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, провести по дороге «машину» до дома так, чтобы она «ехала» точно посередине дороги, не касаясь краев. В упражнении можно менять ширину и конфигурацию дороги.

 23.01.18

Вторник

1) «Дружба»

2) «В гости»

3) «Домик»

4) Журавлик

— пальчиковая гимнастика

— пальчиковая гимнастика

— пальчиковая гимнастика

— техника оригами

 24.01.18

Среда

1) «Прогулка»

2) «Человечки»

3) «Волшебные тучки»

 

— пальчиковая гимнастика

— пальчиковая гимнастика

— развития у детей мелкой моторики рук, сенсорного развития, творческого воображения, внимания, логического мышления, а также навыков счета.

 25.01.18

Четверг

1) «Раскрась меня»

 

— раскраска готовых рисунков.
26.01.18

Пятница

1) «Собери картинку» — собрать пазл.
29.01.18

Понедельник

1) «Почини то что, сломано» — реставрация сломанных игрушек.
 30.01.18

Вторник

1)«Бассейн из бусинок»

2)«Разложи, раздели по цвету»

3) «Насади на нитку»

— окунают пальцы в миску с бусами.

— разделяют бусы по цвету.

 

— нанизывают бусы на нитку.

 31.01.18

Среда

1)«Волшебные кроссовки»

2)«Пуговички»

— зашнуровывают кроссовки из картона.

 

— надевают пуговички.

01.02.18

Четверг

1) Выложи узор в строке.

 

 

2) Катание шарика.

 

 

 

 

 

 

3) Игра «Самолет и облако».

 

— учить детей запоминать и быстро воспроизводить образец. Подготовка пальцев рук к правильному захвату карандаша.

— Упражнение проводится с шариком (горошиной), диаметр шарика (горошины) должен быть равен 10 мм; время проведения упражнения 60 с. Ребенок катает шарик тремя пальцами (щепотью). Работа с шариком начинается в медленном темпе, который по мере совершенствования навыка убыстряется.

— Ребенку предлагается сделать одно облако «таким темным», чтобы самолет через него совсем не было видно, а другое «светлым», чтобы самолет был через него немножко виден.

02.02.18

Пятница

2) «В гости»

3) «Домик»

«Квадрат»

— пальчиковая гимнастика

— пальчиковая гимнастика

— техника оригами

05.02.18

Понедельник

1) Игра «Парашютисты».

 

 

 

 

 

2) «Собери картинку»

— В верхней части доски рисуют несколько разноцветных точек (это парашютисты), внизу — небольшой круг (место их приземления). Задача: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов.

— собрать пазл.

06.02.18

Вторник

1) Узор (работа со штампами)

2) Построим дом

 

3) Какая фигура получилась?

 

4) Считай не глядя.

— Тренировка в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

— сравнивать предметы по форме; выбирать предметы определенной величины.

— проверить умение детей воспроизводить знакомые геометрические фигуры.

— упражнять детей в счете с помощью осязания.

07.02.18

Среда

1) Упражнение «Обведи квадрат».

 

 

 

 

2) Упражнение «Дорога».

— Ребенка просят обвести карандашом квадратный трафарет. В задании оценивается умение ребенка остановиться точно у края. «Соскальзывание» карандаша с края трафарета говорит о недостаточной зрительно-двигательной координации.

— Ребенку дают лист бумаги, на котором нарисована дорога, идущая к дому. Предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, провести по дороге «машину» до дома так, чтобы она «ехала» точно посередине дороги, не касаясь краев. В упражнении можно менять ширину и конфигурацию дороги.

08.02.18

Четверг

1) «Волшебные тучки»

 

— развития у детей мелкой моторики рук, сенсорного развития, творческого воображения, внимания, логического мышления, а также навыков счета.

 

Нами были разработаны и провидены комплекс игр и упражнений по развитию мелкой моторики руки для подготовки руки к письму старших дошкольников с ОВЗ. Мы проводили комплекс игр и упражнений систематически в свободное время от занятий, в большинстве перед уходом детей домой. Содержание игр и упражнений представлены в приложении (Приложение 3).

 

2.3. Сравнительный анализ результатов исследования

 

Цель: на основании сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента выявить эффективность проведенного исследования.

Задачи:

1.Провести контрольную диагностику для выявления уровня развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

1.Сравнить полученные результаты.

2.Выявить эффективность проведенного исследования.

После апробации комплекса игр и упражнений по повышению функциональных возможностей мелкой моторики рук в процессе подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, была осуществлена контрольная диагностика выявления уровня развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста теми же методиками что и в констатирующем этапе исследования.

Таблица 10 Результаты задания копирование фразы «Он ел суп»

Экспериментальная группа Контрольная группа
Код ребенка Баллы Уровень Код ребенка Баллы Уровень
1 А1* 3 С 1 Б1 3 С
2 А2* 3 С 2 Б2* 1 В
3 А3* 4 С 3 Б3 3 С
4 А4 4 С 4 Б4 4 С
5 А5* 4 С 5 Б5* 4 С
6 А6 1 В 6 Б6 2 В
7 А7 3 С 7 Б7 3 С
8 А8 2 В 8 Б8 2 В
9 А9 3 С 9 Б9* 3 С
10 А10 3 С 10 Б10 3 С
11 А11 2 В 11 Б11* 4 С
12 А12 2 В 12 Б12 4 С

 

Результаты:

Экспериментальная группа:

Низкий – 0 (0%)

Средний – 8 (66,4%)

Высокий – 4 (33,6%)

Контрольная группа:

Низкий – 0 (0%)

Средний – 9 (75%)

Высокий – 3 (25%)

Таблица 11 Результаты задания «Срисовывание группы точек» экспериментальной и контрольной групп

Экспериментальная группа Контрольная группа
Код ребенка Баллы Уровень Код ребенка Баллы Уровень
1 А1* 4 В 1 Б1 2 Н
2 А2* 2 Н 2 Б2* 2 Н
3 А3* 2 Н 3 Б3 2 Н
4 А4 2 Н 4 Б4 1 Н
5 А5* 3 С 5 Б5* 3 С
6 А6 4 В 6 Б6 3 С
7 А7 2 Н 7 Б7 2 Н
8 А8 1 Н 8 Б8 3 С
9 А9 4 В 9 Б9* 1 Н
10 А10 4 В 10 Б10 2 Н
11 А11 2 Н 11 Б11* 3 С
12 А12 4 В 12 Б12 3 С

 

Результаты:

Экспериментальная группа:

Низкий – 6 (50%)

Средний – 1 (8,3%)

Высокий – 5 (41,7%)

Контрольная группа:

Низкий – 7 (58,3%)

Средний – 5 (41,7%)

Высокий – 0 (0%)

Таблица 1 Результаты задания «Рисунок человека» экспериментальной и контрольной групп

Экспериментальная группа Контрольная группа
Код ребенка Баллы Уровень Код ребенка Баллы Уровень
1 А1* 4 Н 1 Б1 4 Н
2 А2* 4 Н 2 Б2* 3 С
3 А3* 4 Н 3 Б3 3 С
4 А4 3 С 4 Б4 3 С
5 А5* 3 С 5 Б5* 4 Н
6 А6 3 С 6 Б6 2 В
7 А7 5 Н 7 Б7 4 Н
8 А8 4 Н 8 Б8 4 Н
9 А9 3 С 9 Б9* 4 Н
10 А10 3 С 10 Б10 4 Н
11 А11 2 В 11 Б11* 3 С
12 А12 2 В 12 Б12 2 В

 

Результаты:

Экспериментальная группа:

Низкий – 5 (41,7%)

Средний – 5 (41,7%)

Высокий – 2 (16,6%)

Контрольная группа:

Низкий – 6 (50%)

Средний – 4 (33,4%)

Высокий – 2 (16,6%)

Таблица 13 Результаты упражнение «Бардюры»  экспериментальной и контрольной групп

Экспериментальная группа Контрольная группа
Код ребенка Уровень Код ребенка Уровень
1 А1* С 1 Б1 С
2 А2* С 2 Б2* Н
3 А3* Н 3 Б3 С
4 А4 Д 4 Б4 С
5 А5* С 5 Б5* Н
6 А6 Д 6 Б6 Н
7 А7 С 7 Б7 С
8 А8 Н 8 Б8 С
9 А9 Д 9 Б9* Н
10 А10 Н 10 Б10 С
11 А11 С 11 Б11* Н
12 А12 С 12 Б12 Д

 

Результаты:

Экспериментальная группа:

Низкий – 3 (25%)

Средний – 6 (50%)

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Достаточный – 3 (25%)

Контрольная группа:

Низкий – 5 (41,7%)

Средний – 6 (50%)

Достаточный — 1 (8,3%)

Таблица 14 Результаты диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики детей экспериментальной группы

Экспериментальная группа
Код ребенка Диагностические задания Уровень
А Б В Г
1 А1* С С В Н С
2 А2* Н С В С С
3 А3* С Н В С С
4 А4 Д С В Д Д
5 А5* Н Н В Н Н
6 А6 Д Д нВ Д Д
7 А7 Н Н нВ Н Н
8 А8 С С В С С
9 А9 Д С В Д Д
10 А10 Н С В С С
11 А11 С С В Н С
12 А12 Н Д В С Д

 

Результаты:

Низкий – 2 (16,6%)

Средний – 6 (50%)

Достаточный – 4 (33,4%)

Таблица 15 Результаты диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики детей контрольной группы

Контрольная группа
Код ребенка Диагностические задания Уровень
А Б В Г
1 Б1 Д С В Д Д
2 Б2* С Н В С С
3 Б3 Д С нВ Д Д
4 Б4 Д В В Д Д
5 Б5* С Н В С С
6 Б6 Н С В С С
7 Б7 Н Н нВ Н Н
8 Б8 Д С В Д Д
9 Б9* С С В Н С
10 Б10 С С В С С
11 Б11* Н С В Д Д
12 Б12 Д Д В Д Д

 

Результаты:

Низкий – 1 (8,3%)

Средний – 5 (41,7%)

Достаточный – 6 (50%)

Таблица 16 Сравнительная таблица результатов экспериментальной и контрольной групп

Экспериментальная группа Контрольная группа
Код р-ка Мет.1 Мет.2 Мет.3 Общий уровень Код р-ка Мет.1 Мет.2 Мет.3 Общий уровень
1 2 3 1 2 3
А1* С В Н С С С Б1 С Н Н С Д С
А2* С Н Н С С С Б2* В Н С Н С С
А3* С Н Н Н С Н Б3 С Н С С Д С
А4 С Н С Д Д Д Б4 С Н С С Д С
А5* С С С С Н С Б5* С С Н Н С С
А6 В В С Д Д Д Б6 В С В Н С Д
А7 С Н Н С Н Н Б7 С Н Н С Н Н
А8 В Н Н Н С Н Б8 В С Н С Д Д
А9 С В С Д Д Д Б9* С Н Н Н С Н
А10 С В С Н С С Б10 С Н Н С С С
А11 В Н В С С Д Б11* С С С Н Д С
А12 В В В С Д Д Б12 С С В Д Д Д

 

Результаты:

Экспериментальная группа:

Низкий – 3 (25%)

Средний – 4 (33,3%)

Достаточный – 5 (41,7%)

Контрольная группа:

Низкий — 2 (16,6%)

Средний – 7 (58,4%)

Достаточный – 3 (25%)

Таблица 17 Сравнительная таблица результатов констатирующего и контрольного этапа исследования

Группы Этапы эксперимента Низкий Средний Достаточный
Экспериментальная 2.1 Констатирующий 50% 50% 0%
2.3 Контрольный 25% 33,3% 41,7%
Контрольная 2.1 Констатирующий 50% 41,7% 8,3%
2.3 Контрольный 16,6% 58,4% 25%

 

Вывод по второй главе. Во второй главе данного исследования была проведена опытно – экспериментальная работа МБДОУ ЦЦР – д/с «Аленушка», где на констатирующем этапе мы использовали следующие методики — беседа воспитателем; диагностическая методика с вариантами заданий из теста «Школьной зрелости» Керна — Йерсака; упражнение Бордюры; диагностические задания для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев. Результаты, которых показали 6 детей с низким уровнем, 6 детей средним уровнем. У детей данной групп недостаточно развита мелкая моторика. Следовательно, мы можем утверждать т о появляется необходимость проведения работы по повышению функциональных возможностей мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством комплекса игр и упражнений.

В формирующем этапе эксперимента нами разработан и апробирован комплекс игр и упражнений направленные на повышение функциональных возможностей мелкой моторики рук детей с ОВЗ. Подобрано и проведено ___ игр. Дети охотно и активно участвовали во всех играх и выполняли упражнения.

На контрольном этапе эксперимента мы использовали те же самые методики, что и в констатирующем этапе. Результаты повторного диагностического исследования показали, что 3 детей остались на низком уровне, 4 детей на среднем и 5 на достаточном уровне, из них дети с ОВЗ показали следующие результаты: один из четырех детей остался на низком уровне, а остальные на среднем.

Большинство детей в экспериментальной группе показал средний уровень функциональности мелкой моторики руки – 50%, пятеро детей показали достаточный уровень функциональности мелкой моторики руки – 41,7%, но трое детей остались на низком уровне.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе нашего исследования была выявлена актуальность подготовки руки детей старшего дошкольного возраста к письму. В воспитания и обучении дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. В ходе обучения письму ребёнок испытывает огромные трудности.

Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки. Использование современных технических средств, постоянное их использование в работе с детьми, снижает готовность ребенка. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Модернизация современного общества оказывает масштабное влияние на формирование личности.

В соответствии с актуальностью проблемы нами была сформулированна тема нашего исследования «Комплекс игр и упражнений как средство повышения функциональных возможностей мелкой моторики руки в процессе подготовки к письму детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ», сформулирован научный аппарат, выдвинута гипотеза.

Анализируя проблемное поле исследования, мы изучили следующие аспекты: Историю проблемы подготовки руки ребенка дошкольного возраста к письму; Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ; Направления работы по подготовке руки ребенка к письму в условиях ДОУ.

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «ЦРР – д/с «Аленушка»» г. Вилюйск. Исследование проводилось в период с 12 января по 8 февраля 2018 года. Исследование проводилось в старшей группе.

Мы проанализировали уровень сформированности мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп, используя: диагностическую методику теста «школьной зрелости» Керна — Йерасека (копирование фразы «Он ел суп», срисовывание группы точек, изображение образа мужчины) и упражнение «Бордюры», диагностические задания для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев детей.

В ходе констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности: недостаточное развитие руки: неумение правильно держать орудия письма, слабо развита мелкая моторика, слабая аналитико- синтетическая деятельность, затруднение в пространственной ориентировке.

На формирующем этапе эксперимента был разработан комплекс игр и упражнений по подготовке руки детей старшего дошкольного возраста к письму. Данные техники способствуют решению таких проблем, как: подготовка ребенка к школе, восполнить дефицит игровой деятельности, путем обыгрывания продуктами своей деятельности; решает проблему творческой активности и самостоятельности в художественно-эстетическом развитии ребенка; создание сюжетно — тематических композиций, а также развитие коммуникативных способностей детей.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что система комплекса игр и упражнений по развитию мелкой моторики руки будет способствовать развитию к обучению письму детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ при условии, что они будут проводится систематически.

Таким образом, использование комплекса игр и упражнений в процессе формирования детей к обучению письму вполне оправдывает себя.

Следовательно, благодаря проведенной работе, поставленные задачи решены, цель работы достигнута, гипотеза подтверждена.

В результате проведенной опытно-экспериментальной работы нами разработаны следующие рекомендации:

— Для развития мелкой моторики кистей рук детей с ОВЗ рекомендуем использовать разнообразные подготовительные упражнения, при выборе которых необходимо учитывать тонус мышц (гипотонус, гипертонус);

— При подборе игр и упражнений нужно учитывать возрастные и психические особенности детей с ОВЗ в том числе особенности зрительного восприятия, внимания, памяти и т. д;

— При подготовке к обучению письму рекомендуем обучить детей правильно сидеть за столом, пользоваться письменными принадлежностями;

— В работе с детьми с ОВЗ надо создавать спокойную, доброжелательную обстановку, способствующую достижению коррекционных целей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Агапова, И., Давыдова, М. «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008. – 189 с.
  2. Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. М., 2009. – 256 с..
  3. Бабаева, Т. И. — У школьного порога. — М, 2008. – 235 с.
  4. Бабаева, Т. И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. — Л., 2007. — 81с.
  5. Безруких, М. М. и др. — Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия, 2007. – 341 с.»
  6. Багатеева, З. А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием // Дошк. восп. — 1987. № 8 — с. 49-52.
  7. Большакова, С. Е. — Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. — М.: ТЦ Сфера, 2006. Готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья шестилетнего возраста: сборник научных трудов / Акад. пед. наук СССР, Ордена «Знак почета» науч.-исслед. ин-т дефектологии; [под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной]. — М.: Издательство АПН СССР, 1989. – 328 с.
  8. Борисенко, М. Г., Лукина, Н. А. Смотрим, видим, запоминаем (Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти). — СПб., 2010. – 199 с.
  9. Величко, Н. В. Поделки из ниток. — М., 2011. – 79 с.
  10. Венгер, Л. А., Венгер, А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? — М.: Знание, 2008. — 191с.
  11. Воскресенская, А. И.. Грамота в детском саду. М. – 2007 – 211 с.
  12. Выготский, Л. С. Предистория развития письменной речи. Сбор. соч. Т.3.- М.: Педагогика, 2009. — 366с.
  13. Готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья шестилетнего возраста: сборник научных трудов/ Акад. пед. наук СССР, Ордена «Знак почета» науч.-исслед. ин-т дефектологии; [под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной]. — М.: Издательство АПН СССР, 1989. – 287 с].
  14. Грабенко, Т. М., Зинкевич — Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная терапия. – СПб., 2010. – 126 с.
  15. Гризик, Т. И. Подготовка ребенка к обучению письму: пособие для родителей/ Т. И. Гризик. — М., 2007. – 119 с.
  16. Дубровская, И. В. «Аппликация из гофрированной бумаги» «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2009Ермолаева Ю.А. — Возрастная физиология: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов. — М.: Высш. шк., 1985. – 156 с.
  17. Ильина, М. Н. — Подготовка к школе: Развивающие тесты и упражнения. — СПб, 2007. – 99 с.
  18. Истрин, В. А. Возникновение и развитие письма. — М.: Наука, 2007. – 399 с.
  19. Климов, Е. А. Психология: Воспитание и обучение. — М.: Владос, 2011. – 201 с.
  20. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Сов. Россия, 2001. – 137 с.
  21. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 2000. – 174 с.
  22. Лыкова, И. А. «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008. – 87 с.
  23. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М., 2008. – 185 с.
  24. Пищикова, Н. Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике». ООО Издательство «Скрипторий 2003»;
  25. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — (серия «Вместе с детьми»).
  26. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / под ред. Парамоновой, Л. А. — М. ОЛМА Медиа Групп, 2007. — 409 с.
  27. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие — М.: Нар. образование, 2001. — 256 с.
  28. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей дет.сада/ под ред. Ф.А. Сохина.- М., 2000. -133 с.
  29. Уолтер, Х. «Цветы из бумажных лент». — М.: Издательство «Ниола — Пресс», 2010. — 32с.
  30. Филиппова, С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. СПб., 2004. – 197 с.
  31. Фролова, О. А. «Е.Н. Водовозова о воспитании детей дошкольного возраста». М. – 2001. – 157 с.
  32. Чиотти, Д. «Оригинальные поделки из бумаги». М.:ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. — 96с.
  33. Чуйкова, Ж. В. Историко-педагогический анализ проблемы обучения дошкольников родному языку: Учебно-методическое пособие к курсу по выбору. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007. – 211 с.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2