Скоро защита?
Меню Услуги

Комплексная система обеспечения экономической безопасности кредитной организации. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы обеспечения экономической безопасности в ПАО «Сбербанк»

3.1. Проблемы системы обеспечения экономической безопасности

ПАО «Сбербанк»

Предложим методику оценки кредитоспособности клиентов малого и среднего бизнеса, которая используется  в ПАО «Сбербанк».

Данная методика предназначена для определения финансового состояния предприятия, обратившегося в Банк с целью получения кредита, на основе балансовых данных.

Основной источник информации для осуществления данного анализа – форма № 1 «Бухгалтерский баланс» и форма № 2 «Отчет о финансовых результатах».

Исследование баланса предприятия производится двумя методами — вертикальным (исследование коэффициентов на основе текущего баланса) и горизонтальным (оценка тенденция для различных отчетных периодов).

Оценка финансового состояния малых и средних предприятий — юридического лица включает  в ПАО «Сбербанк» следующие этапы: Первый этап это анализ первичного пакета документов (баланс ф1 и ф2, карточка 51счета, ОСВ счетов 60, 62, 90) – анализ первичного пакета документов не обходим, для того что бы предварительно оценить компанию, проходит ли она на кредит. Анализ карточки 51 счета показывает нам объем оборотов по расчетным счетам компании, по ОСВ 60 и 62 счета можно увидеть поставщиков и покупателей компании, объемы оборотов по каждому контрагенту, определения крупнейших. Анализ 90 счета показывает нам выручку и себестоимость. После этого клиент проходит проверку по СПАРК является обязательным пунктом рассмотрения кредитной заявки. С помощью СПАРКА можно проверить всех участников бизнеса, их доли в уставном капитале, связанные компании, для определения ГСЛ (группа связанных лиц). А так же участие компании в судах, наличие исполнительных производств и пр.

После первичного анализа аналитиком запрашиваются анкеты на всех участников бизнеса и на связанные компании для направления их в службу безопасности, где более детально проверяют компании и участников на наличие негативных факторов, реальность деятельности, а так же службой безопасности делается запрос в БКИ (Бюро кредитных историй) для проверки кредитной истории компании заемщика, связанных компаний, а так же всех участников бизнеса. После чего отправляется запрос полного пакета документов для проведения финансового анализа – в случае, если кредитный аналитик посчитал, что по итогам предварительного анализа, с клиентом можно работать, а так же, в случае положительного заключения службы безопасности, запрашивается полный пакет документов на кредит, который включает в себя бухгалтерскую отчетность (ф1, ф2) за 4 последних квартала, ОСВ по всем счетам за последние 12 месяцев в разрезе месяцев, договора с крупнейшими контрагентами, договора аренды или свидетельства о собственности помещений, справки из обслуживающих банков об оборотах, справки из налоговой об отсутствии задолженностей перед государством и пр. Обязательно проводиться выезд на место ведения бизнеса – так же, в рамках финансового анализа, кредитным аналитиком осуществляется выезд на место ведения бизнеса (на все точки, в случае если бизнес ведется в нескольких местах).

На выезде, кредитный аналитик должен визуально осмотреть место ведения бизнеса, пересчитать товарные остатки, посмотреть условия работы на предприятия, зафиксировать на фотографиях. Заполнение аналитического формуляра, на основе предоставленных данных – в каждом банке есть свой индивидуальный аналитический формуляр, который заполняется кредитным аналитиком во время проведения финансового анализа. В аналитическом формуляре должна быть отражена полная информация о предприятии, начиная с истории бизнеса и заканчивая сведением финансовых данных за определённый период. Формуляр отражает каждый момент кредитной заявки, в том числе цели кредита, процентная ставка, срок кредита, схема ведения бизнеса, заполненные финансовые результаты. Все это необходимо для того, что бы ответственный сотрудник из Департамента кредитных рисков мог наглядно ознакомиться со всем материалом, задать свои вопросы и выдвинуть решение об выдаче или отказе в кредите. Определение рейтинга предприятия и итоговой процентной ставки – аналитический формуляр так же включает в себя определение кредитного рейтинга заемщика, который, в конечном итоге, повлияет на итоговую процентную ставку. В конце следует подведение  итогов и направление заполненного аналитического формуляра и полного пакета документов в Департамент кредитных рисков для принятия решений – после полного сведения аналитического формуляра, он направляется в Департамент кредитных рисков на принятие решения по кредитной заявке. Ответственным сотрудником Департамента кредитных рисков проводится проверка  финансового анализа, проведенного кредитным аналитиком, сверяется с финансовыми документами, присланными клиентом. Выдача (отказ) кредита – в конечном итоге, сотрудник Департамента кредитных рисков выносит заявку на кредитный комитет, где и выносится решение о выдаче или отказе в кредите. В случае положительного решения, готовится кредитно-обеспечительная документация и подписывается с клиентом. Целью структурного анализа активов и пассивов является оценка активов компании, ее обязательств и собственного капитала, изучение структуры и динамики средств и источников их формирования для ознакомления с общей картиной финансового состояния компании.

По результатам проведенного анализа экспертом дается оценка сложившейся структуры активов и пассивов предприятия, делается вывод о ее ухудшении или улучшении за период. В ходе анализа могут сочетаться объективные критерии и субъективные оценки эксперта, обязательно учитывается специфика присущих виду деятельности анализируемого предприятия, индивидуальные особенности ведения бизнеса, производственный цикл. Окончательные выводы о качестве структуры активов и пассивов анализируемого предприятия делаются кредитным экспертом после анализа относительных показателей финансового состояния.

Анализ отчета о прибылях и убытках позволяет оценить объемы продаж, величины затрат, финансовые результаты деятельности компании. В ходе анализа оцениваются динамика прибыльности/убыточности хозяйственной деятельности, причины, повлекшие за собой улучшение/ухудшение показателей, планируемые предприятием мероприятия по наращиванию выручки и соответственно прибыли.

Коэффициентный анализ является дополнительным инструментом финансово-экономического анализа предприятий малого и среднего бизнеса и представляет собой наиболее распространенный метод интерпретации и сравнения финансовых показателей и отчетов.

Финансовый коэффициент – показатель, представляющий числовое выражение отношения двух или более одного исчисленных величин определенных показателей бизнеса. Также коэффициентный анализ используется для текущего мониторинга финансового состояния клиентов малого и среднего бизнеса, по результатам которого кредитный эксперт принимает решение о необходимости проведения более глубокого исследования финансового состояния предприятия.

Финансовые коэффициенты рассчитываются на основе данных управленческого баланса, отчета о финансовых результатах, и отчета о движении денежных средств.

Для проведения анализа все предприятия делятся на четыре основные группы:

— производственные предприятия (1 группа),

— предприятия торговли (2 группа),

— предприятия, занимающиеся посреднической деятельностью (3 группа),

— предприятия прочих видов деятельности (4 группа).

Кредитоспособность данных групп предприятий оценивается по представленной ниже системе коэффициентов.

Большинство коэффициентов можно разделить на следующие основные группы:

— группы коэффициентов ликвидности

— группы коэффициентов устойчивости

— группа коэффициентов оборачиваемости

— группа коэффициентов рентабельности

Существует два основных способа расчета финансовых коэффициентов:

Первый способ определяет показатели на базе отдельной отчетности, к примеру, бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах. Так как в данной ситуации числитель и знаменатель показателя соотносятся в одном периоде, в частности, к дате составления отчетности или к периоду, охватываемому ОПиУ, то подобное сопоставление вполне правомерно. В связи с этим коэффициенты по данным Баланса рассчитываются на дату финансового анализа, а по данным ОПиУ – в рамках любого периода и на основе средних значений за рассматриваемый период.

Второй способ определяет показатели, рассчитываемые на основе соотношения различных статей финансовой отчетности. Причем появляется проблема сопоставимости информации, так как балансовый показатель соотносится с определенной датой, а показатели другой отчетности относятся к анализируемому периоду времени. С целью обеспечения сопоставимости данных рекомендуется учитывать показатели Баланса на дату финансового анализа, а для показателей ОПиУ – использовать среднеарифметические значения за анализируемый период времени. Исключения могут составлять сезонные периоды, когда расчет средних значений ОПиУ необходимо проводить для расчета каждого сезона отдельно.

Коэффициенты ликвидности характеризуют способность предприятия погашать свои задолженности в краткосрочной перспективе за счет оборотных средств различного состава и показывают возможности бизнеса выдерживать быстрые изменения в рыночной конъектуре и бизнес-среде.

Группа коэффициентов устойчивости.

Коэффициенты устойчивости (независимости, автономии, достаточности собственного капитала) отражают степень самостоятельности и финансовой независимости предприятия от внешнего финансирования, характеризуют отношения активов предприятия к источникам их образования.

Группа коэффициентов устойчивости относятся к показателям, которые дают информацию о долгосрочной стабильности клиента. Чем больше срок кредита, тем важнее значение этих коэффициентов.

Предпринимательская практика показывает, что большинство успешных бизнесов развиваются с помощью заемных средств. Наличие кредиторской задолженности не говорит о проблемах в бизнесе. Предприятию необходимо правильно определить потребность в заемных ресурсах, а та уже уметь правильно управлять и распоряжаться этими средствами.

Однако, чем выше становится зависимость бизнеса от заемных средств, тем более рискованным становится данный бизнес. Несмотря на то, что кредиты выгодны для бизнеса и предприятие может зарабатывать больше прибыли, пользуясь займами, большое количество кредитов может повредить заемщику при, например, уменьшении выручки, или отсутствии запланированного роста выручки заемных средств, или общеэкономическом спаде.

Соответственно, очень важную роль при оценке устойчивости бизнеса является оценка качества активов предприятия. Активы, включаемые в управленческий баланс, которые составляют кредитные аналитики, должны быть оценены по реальной стоимости (просроченная дебиторская задолженность не включается в баланс, основные средства оцениваются и включаются в баланс по рыночной стоимости и т.д.).

Поэтому нормативные значения коэффициента устойчивости бизнеса для микро предприятий и Малых предприятий и являются финансовыми стоп — факторами при принятии решений по кредитам.

Группы коэффициентов оборачиваемости.

Коэффициенты оборачиваемости характеризуют интенсивность использования (скорость оборота) различных оборотных активов и краткосрочных обязательств предприятия. Коэффициенты позволяют оценить, насколько эффективно предприятие управляет своими активами и пассивами.

Коэффициенты оборачиваемости рассчитываются на основе данных Баланса и ОПиУ компании.

При финансовом анализе предприятий малого и среднего бизнеса, как правило, достаточно использовать три коэффициенты оборачиваемости:

  1. Коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов (ТМЗ).
  2. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.
  3. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности.

Анализ скорости оборачиваемости кредиторской задолженности перед поставщиками необходимо проводить в трех направлениях:

  1. Сопоставление с условиями договоров, заключенных с поставщиками:

Выявление случаев нарушения сроков возврата кредиторской задолженности, и, тем самым, выявление просроченной кредиторской задолженности. Любые существенные нарушения условий расчетов могут негативно отразиться на отношениях с поставщиками, что, в свою очередь, может привести к ухудшению финансового положения предприятия.

  1. Сопоставление со значением коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности анализируемого предприятия (будет рассмотрено далее).
  2. Анализ коэффициента в динамике, т.е. сравнение полученного значения с аналогичным значением коэффициента для этого же предприятия за прошлый период.

Рост значения рассматриваемого коэффициента в динамике в рамках условий действующих договоров свидетельствует об уменьшении сроков возврата кредиторской задолженности и как следствие, об уменьшении ликвидности бизнеса при прочих равных условиях.

Коэффициенты рентабельности характеризуют экономическую эффективность деятельности предприятия, доходность использования предприятием денежных средств. Методика расчета  и нормативные значения коэффициентов платежеспособности  представлены  в таблице 19.

Таблица 19 — Методика расчета коэффициентов платежеспособности банка ПАО «Сбербанк»

Наименование показателя Нормативные значения Информационное обеспечение
1 2 3
Коэффициенты ликвидности Нормативное значение  1 (для текущей ликвидности): нормативное значение 0.7 (для срочной ликвидности) Касса

Расчетный счет

Сбережения

Дебиторская задолженность покупателей

Товары в пути

Предоплата поставщикам

Товарно-материальные запасы, готовая продукция, сырье, полуфабрикаты

Прочие оборотные активы

Группа коэффициентов устойчивости Нормативным минимальным значением при кредитовании малых и средних предприятий является 30%-50% с учетом планируемого кредита. Собственный капитал; Валюта баланса

 

Продолжение таблицы 19

1 2 3
Коэффициенты оборачиваемости Нормативного значения для коэффициентов оборачиваемости нет, так как оборачиваемость ТМЗ в большей степени зависят от специфики деятельности предприятия, Для предприятий, у которых ассортимент ТМЗ небольшой или высокие требования к оборачиваемости ТМЗ, период оборачиваемости ТМЗ должен быть короче. Для предприятий, эффективная деятельность которых подразумевает большой ассортимент или весомую стоимость ТМЗ, значение коэффициента может быть большим, то есть временной период, необходимый для полного оборота ТМЗ, может быть длиннее.

А коэффициенты оборачиваемости ДЗ и КЗ должны быть равны срокам выполнения обязательств с поставщиками и покупателями по заключенным договорам

Запасы, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность
Коэффициент рентабельности Нормативного значения нет. Чем выше показатель рентабельности, тем лучше. Выручка, чистая прибыль

Источник: составлено автором на основе данных https://www.sberbank.ru/ru

 

На завершающем этапе оценки уровня кредитного риска встает проблема – выбор оптимального варианта минимизации кредитного риска с учетом особенностей деятельности малого и среднего бизнеса. Отсюда вытекает вопрос, есть ли возможность у традиционных методов оценки кредитоспособности (финансового анализа, анализа ликвидности) осуществлять учет изменчивости ресурсного потенциала кредитной организации, либо необходима взвешенная методика анализа финансовых показателей на основе построения эконометрической модели.

Также существуют и другие факторы, влияющие на рейтинг кредитоспособности клиента. В итоге, формируется 1 рейтинг, 2 рейтинг и 3 рейтинг. В ПАО «Сбербанк» рейтинг кредитоспособности клиента влияет на конечную процентную ставку по кредиту:

— 1 рейтинг говорит о том, что все перечисленные факторы являются положительными. Бизнес хорошо и четко структурирован, ведется в собственных помещениях и пр. Процентная ставка остается базовой.

— 2 рейтинг является менее предпочтительным. Определение данного рейтинга увеличивает итоговую процентную ставку на 1.5 %.

— 3 рейтинг самый худший, и увеличивает процентную ставку на 3 %. Самый худший рейтинг говорит о том, что в структуре бизнеса имеются негативные факторы, в виде отсутствия собственных помещений, перенасыщенности рынка в данной области, небольшим опытом работы собственников, плохо структурированного учета и пр.

Для удобства восприятия, выявленные в процессе исследования проблемы  и предлагаемые пути их решения, представлены в таблице 22.

Таблица 22 — Проблемы кредитования и пути их решения

Проблемы кредитной политики банка Пути решения
Рост просроченной задолженности Проведение эконометрического исследования заемщиков и выявление набора факторов, влияющих на своевременный возврат кредита
Несовершенство методики оценки платежеспособности малых и средних предприятий Определение платежеспособности  методом бальных оценок
Нарушение принципов кредитования Обеспечение возвратности и срочности кредитов путем расчета  коэффициентов текущей ликвидности,

Автономии, абсолютной ликвидности

Источник: составлено автором

 

Для оценки кредитоспособности необходимо проверить учредительные документы на предмет возможности привлекать заемные средства согласно законодательству РФ. После проверки учредительных документов банк делает запрос в БКИ для проверки кредитной истории. Важным условием кредитования в банке является отсутствие просрочек по платежам по предыдущим ссудам и наличие положительной кредитной истории.

Для решения выявленных проблем и совершенствования кредитования в банке предлагается усовершенствовать методику проведения оценки кредитоспособности клиентов малого и среднего бизнеса и снижения рисков банка.

3.2. Направления совершенствования системы обеспечения экономической безопасности ПАО «Сбербанк»

 

Стратегия бизнес-системы банка ПАО Сбербанк предъявляет повышенные требования к консолидированной финансовой отчетности. В существующей структуре было сложно проанализировать затраты на все перераспределение продуктов. Несогласованность действий отдельных подразделений не позволила закрыть отчетные периоды в короткие сроки. Все эти причины побудили руководство компании внедрить программное обеспечение SAP ERP. Система SAP ERP (старое название SAP R / 3) разработана немецкой программной корпорацией SAP AG и предназначена для комплексной автоматизации предприятий.

Комплексная автоматизация означает, что единая информационная система на основе R / 3 должна охватывать все аспекты деятельности предприятия. То есть как в сферах деятельности, так и на уровнях иерархии управления предприятием, от ввода данных на нижних уровнях до поддержки принятия управленческих решений на высшем уровне. Система SAP ERP включает в себя несколько модулей. Внедрение системы возможно постепенно, согласно отдельным модулям. SAP ERP состоит из нескольких модулей, модули объединены в подсистемы, каждая подсистема взаимодействует с базой данных своей подсистемы и другими реплицированными базами данных через сервер приложений через модули. Отдельные надстройки модуля, надстройка подсистемы, правила репликации также хранятся на сервере приложений.

Изменения в программе вносятся путем изменения кода программы на сервере приложений. Основной задачей, которую должна решить служба управления рисками и экономической безопасности ПАО Сбербанк, является организация, координация и реализация процесса управления рисками, в основе которого лежит разработка и реализация программы управления рисками. Таким образом, формирование и реализация программы обеспечения экономической безопасности является центральной задачей системы управления предприятием. Управление банковскими рисками проекта должно осуществляться в четыре этапа. На первом этапе необходимо определить риски и составить список рисков с их описанием. Потеря данных — это невозможность получить данные, которые у вас когда-то были, в физическом, логическом или другом хранилище.

Таблица 11 отражает риски потери данных.

Таблица 11 — Риски потери данных

Тип риска Описание
Физическое хранение Уничтожение данных в хранилище, вызванных поломкой устройства.
Логическое хранилище Удаление файла или записи базы данных. Во многих случаях данные остаются недоступными в течение короткого времени, на физическом устройстве.
Порча данных Данные, которые становятся недоступными на устройстве, которое работает нормально. Операции ввода / вывода имеют частые ошибки, которые привели к повреждению данных со временем. Кроме того, ошибки программного обеспечения могут привести к повреждению файлов. Например, офисная платформа может неправильно форматировать файл при его сохранении.
Потеря данных при транспортировке В некоторых случаях данные теряются при транспортировке. Например, при отправке формы на веб-сайт, она может быть потеряна из-за сбоя сети или обслуживания.
Проблемы с работником Данные могут стать недоступными при закрытии учетной записи у работника банка, например, специалиста облачных сервисов. Во многих случаях работник банка может по-прежнему иметь данные клиента, но не обязан предоставлять к ним доступ. Это может также произойти из-за банкротства.
Цифровое устаревание Данные, которые имеются на носителе, но больше не доступны, поскольку технология, необходимая для ее чтения, больше не доступна. Часто можно восстановить такие данные, но стоимость может быть значительной.

Источник: составлено автором

 

Архитектурный риск — это возможность архитектурного проектирования для несоответствующего проекта. Он включает ограничения полосы пропускания, некачественные проекты, недостатки и неэффективность, которые либо отклоняются спонсором, либо препятствуют работе над проектом.

Вероятность того, что результаты проекта не смогут обеспечить предсказуемую прибыль, является риском недостаточной прибыли. Во многих случаях, даже если проект выполняется вовремя и в рамках бюджета, его все равно можно считать неудачным, если окончательные результаты не соответствуют прогнозам в экономическом обосновании проекта. Классическим примером является запуск нового продукта, который не работает на рынке. Риски информационной безопасности — риски, возникающие из-за уязвимости и несовершенства информационной системы.

Таблица 12 отражает риски информационной безопасности.

Риск юзабилити — это некачественный дизайн, который может привести к будущим затратам. Проекты, которые включают инженерные, технические планы, визуальный дизайн и любой другой план, в котором подробно описано, как что-то построить. Риск удобства использования — это тип риска, который возникает из-за таких ограничений, как бюджет, время или способность дизайнера. Как и во всех рисках, юзабилити не обязательно является отрицательным риском. Дизайн требует компромиссов, которые часто приводят к долгам проектирования того или иного типа.
Темные данные — это данные, которые организация собирает, но не использует. Организации обычно имеют более темные данные, чем обычные данные. Основная причина этого явления — недорогие устройства передачи и хранения данных. Вторичными факторами являются большие объемы данных, связанных с социальными сетями, коммуникациями и автоматизацией. У банка обычно оптимистичное чувство, что данные являются ценными, даже если у них нет прямых планов их использования. Данные часто рассматриваются как безрисковые, бесценные, потенциальные инвестиции.

Таблица 12 — Риски информационной безопасности

Указать название графы Описание
Активная атака Инциденты информационной безопасности, которые приводят к повреждению систем, данных, инфраструктуры или объектов. Они также могут привести к потере данных.
Нарушение данных Загрузка или просмотр данных тем, кто не имеет права доступа к нему. Этот термин применяется к лично идентифицируемым данным и конфиденциальным данным, контролируемым доступом. После того, как данные просочились, организация не имеет возможности контролировать ее распространение и использование.
Размагничивание Уменьшение, устранение или переориентация магнитного поля. Может используется как средство физического уничтожения данных на магнитных носителях, таких как жесткий диск.
Ошибка человека Ошибка, которая приводит к потере. Уязвимость системы безопасности – это недостаток в системе, процессе, инфраструктуре или технологии, которые могут быть использованы угрозой, приводящей к инциденту информационной безопасности.
Пассивная атака Это инцидент в информационной безопасности на основе мониторинга или сканирования сообщений, информационных потоков или систем. В некоторых случаях пассивные атаки трудно обнаружить, потому что они просто контролируют, а не пытаются проникнуть в систему.
Утомление паролем Это стресс, раздражение, которое испытывают пользователи из-за требований к созданию, повторному вводу, запоминанию и изменению большого количества паролей. Это может быть проблема удовлетворенности клиентов и сотрудников. Это также может быть проблемой безопасности, поскольку требования к запоминанию и вводу паролей часто побуждают пользователей выбирать простые пароли, записывать их и повторно использовать.
Уязвимость с нулевым днем Это недостаток безопасности в программном или аппаратном обеспечении, который не сообщается и неизвестен работнику.

Источник: составлено автором

 

Инфраструктурный риск — это потенциальный убыток из-за нарушения основных услуг, организационных структур и объектов. По определению, инфраструктура является основным сервисом, который выполняет другие сервисы и бизнес-функции. В результате риски сбоев инфраструктуры часто имеют значительный потенциал воздействия.

Инновации, как правило, представляют повышенный уровень риска, поскольку невозможно революционизировать отрасль консервативным образом. Предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, могут обогнать своих конкурентов, создавая структуры, технологии, процессы, способности и опыт, на порядок лучше, чем то, что в настоящее время имеется на рынке. Инновационный риск, как таковой, является особой категорией риска, согласно которой бизнес ожидает очередной провал, когда он пытается многое увидеть, что работает.

Отказ во взаимной интеграции связан с интеграционным риском. Плохо спроектированная интеграция данных между двумя технологиями приводит к проблемам с данными, которые нарушают критические рабочие процессы. Две фирмы одинакового размера при объединении сталкиваются с серьезными проблемами в организационной культуре, что приводит к снижению активности сотрудников и производительности труда.
Технологии быстро устаревают и могут представлять операционный риск для бизнеса. Информационные технологии имеют тенденцию быстро стареть, так как архитектурные методы, разработка программного обеспечения, языки программирования, операционные системы часто меняются. Риск устаревшей системы возникает, если система старше 3-5 лет. Это происходит, если:

1) технологии, используемые системой, включая деловое программное обеспечение, языки программирования, операционную систему и оборудование, больше не поддерживаются;

2) дизайн системы в значительной степени неизвестен тем, кто ее поддерживает;

3) навыки, необходимые для поддержки и расширения системы, трудно найти на рынке;

4) система не может быть изменена или изменения являются дорогостоящими;

5) когда происходит инцидент или проблема, восстановление системы занимает много времени;

6) система не может масштабироваться для объемов, требуемых компанией;

7) система имеет такие ограничения, которые делают невозможным обработку большого числа или будущих дат;

8) текущие расходы, такие как техническое обслуживание, высоки по сравнению с современными системами.

Риск прогресса возникает в том случае если новая технология на первоначально этапе внедрения, но в конечном итоге приносит незапланированные ухудшения. Новая технология обычно несет в себе как риск, так возможности. В некоторых случаях технология приносит больше вреда, чем пользы, и нет смысла вводить ее внедрять.

В случае, когда проект не может достигнуть своей цели из-за не хватки человеческих ресурсов возникает ресурсный риск. Ресурсный риск может включать финансирование, время, квалифицированных рабочих и все, что нужно для достижения определенной цели. Он возникает, когда оценка трудозатрат проведена неверно или во время выполнения проекта возникает потребность в выполнении новых работ, ресурсы на которые не были запланированы.

Риск отказа проекта наступает тогда, когда проекта признается неудачным. Признание проекта неудачных может происходить со стороны руководителя проекта, со стороны спонсоров проекта или, когда заинтересованная сторона признает проект неудачным.

После идентификации рисков необходимо провести анализ рисков с целью определить наиболее критичные риски, для этого необходимо провести оценку вероятности возникновения рисков от 1 до 10. Следующим этапом будет проведение оценки рисков с целью определения рисков по степени влияния последствий возникновения данных рисков от 1 до 10. На следующем этапе необходимо произвести приоритезацию рисков по важности, что дает понимание каким рискам необходимо уделять большее внимание при разработке мероприятий по их контролю, определение важности риска осуществляется путем перемножения вероятности риска на последствия риска. Результаты экспертной оценки в соответствии с методологией рисков отражены в таблице 13. Экспертная оценка проводилась специально созданной группой во главе с коммерческим директором, в составе службы контроля кредитных рисков.

 

Таблица 13 — Результаты экспертной оценки

Риск Вероятность (1-10) Последствия (1-10) Важность
Риск потери данных 5 9 45
Архитектурные риск 7 6 42
Юзабилити риск 7 6 42
Риск недополучения прибыли 4 9 36
Риск темных данных 7 5 35
Интеграционный риск 7 5 35
Риски ошибки машин 5 7 35
Инфраструктурные риски 4 7 28
Риск информационной безопасности 3 8 24
Инновационный риск 4 6 24
Риск устаревания системы 3 7 21
Риски прогресса 2 9 18

Источник: составлено автором

 

После анализа рисков необходимо разработать план управления рисками. В соответствии с методологией управления проектом используется несколько стратегий:

1) передача риска, при которой передача риска происходит третьим сторонам с использованием юридического соглашения. Это может включать страхование, при котором совокупность рисков компании передается страховщику через страховой полис. Хеджирование рисков, чтобы компенсировать негативное влияние риска. Использование аутсорсинга, который позволяет передавать различные риски партнерам. Такие переводы указаны в договорных условиях. Например, могут быть наложены штрафы или другой вид компенсации, на основании которого удерживается штраф или компенсация, если проект или процесс не удовлетворяет ряду минимальных требований;

2) стратегия снижения риска, в рамках которой разрабатываются мероприятия, снижающие вероятность или последствия риска;

3) стратегия принятия риска используется, когда риск имеет небольшие последствия для реализации или когда другие меры по устранению этого риска имеют неоправданно высокую стоимость. Результаты выбора стратегии управления рисками обобщены в таблице 14.

Таблица 14 — Результаты выбора стратегии

Риск Стратегия
Риск потери данных Снижение
Архитектурный риск Передача
Юзабилити риск Принятие
Риск недополучения прибыли Снижение
Риск темных данных Принятие
Интеграционный риск Передача
Риски ошибки машин Снижение
Инфраструктурные риски Передача
Риск информационной безопасности Снижение
Инновационный риск Принятие
Риск устаревания системы Принятие
Риски прогресса Принятие

Источник: составлено автором

 

При использовании готового программного продукта архитектурные риски, риски интеграции, инфраструктурные риски не должны приниматься или уменьшаться или могут быть полностью переданы поставщику программного обеспечения, в данном случае SAP AG, поэтому для уменьшения влияния этих риски, стратегия передачи риска будет применяться правильно.

Риск потери данных, упущенной выгоды, машинных ошибок, информационной безопасности не может быть перенесен без значительного увеличения бюджета проекта, что нецелесообразно, поскольку снижает доход проекта и делает его убыточным. Принятие этих рисков недопустимо, так как это может привести к провалу проекта. В отношении этих рисков целесообразно применять стратегию сокращения.

Риск юзабилити и риск мрачных данных является неотъемлемым риском проекта в банковском секторе. В отношении этих рисков страхование не применяется. Разработка мер по снижению этих рисков нецелесообразна, поскольку применение меры не гарантирует снижения риска. Инновационный риск, риск устаревания системы, риски прогресса не могут быть застрахованы, отсутствуют меры по их снижению. Предприятие должно регулярно отслеживать эти риски и быть готовым к их реализации.
После определения приоритетов рисков и определения стратегии реагирования на каждый риск необходимо разработать план действий по управлению рисками в соответствии с выбранной стратегией.

Таблица 15 — План мероприятий по управлению рисками

Риск Стратегия План управления риском
Риск потери данных Снижение Предусмотреть дополнительные серверные мощности для резервного копирования с созданием зеркальных архивов.
Архитектурные риск Передача В договоре с вендором на внедрение продукта предусмотреть данный пункт и ответственность сторон в случае возникновение данного риска
Юзабилити риск Принятие Предусмотреть время для пользовательского тестирования продукта и временя на возможную доработку интерфейсов по результатам тестирования.
Риск недополучения прибыли Снижение Производить оценку результатов проекта с периодичностью раз в две недели для анализа данного типа риска.
Риск темных данных Принятие Предусмотреть время в плане проекта для оценки информации которую необходимо сохранять после завершения проекта.
Интеграционный риск Передача В договоре с вендором на внедрение продукта предусмотреть данный пункт и ответственность сторон в случае возникновение данного риска.
Риски ошибки машин Снижение Предусмотреть в плане проекта мероприятия по анализу алгоритмов до перехода проекта в фазу пользовательского тестирования. После передачи в эксплуатацию осуществлять анализ ошибок с периодичностью раз в неделю.
Инфраструктурные риски Передача В договоре с вендором на внедрение продукта предусмотреть данный пункт и ответственность сторон в случае возникновение данного риска
Риск информационной безопасности Снижение Использовать комплекс мероприятий по информационной безопасности предусмотренный для всех подразделений предприятия. Своевременное обновление систем безопасности производить в соответствии с регламентом компании.
Инновационный риск Принятие Принять данный риск. Производить бенчмаркинг с периодичностью раз в год, для оценки новых решений, предлагаемых рынком.
Риск устаревания системы Принятие Принять данный риск. Производить бенчмаркинг с периодичностью раз в год, для оценки новых решений, предлагаемых рынком.
Риски прогресса Принятие Принять данный риск. Производить бенчмаркинг с периодичностью раз в год, для оценки новых решений, предлагаемых рынком.

Источник: составлено автором

 

После формирования плана управления рисками руководитель проекта должен на постоянной основе отслеживать риски, которые отражены в плане. В случае риска, запланированные действия выполняются. После того как меры завершены, проводится оценка влияния риска и определяется степень успеха меры по устранению риска. Для формализации полученных знаний эти оценки заносятся в архив проекта. Если меры по противодействию риску не принесли успеха или не дали ожидаемого эффекта, для разработки дополнительных мер организуется внеочередное совещание руководителей проектов.

Чтобы проект был успешным, менеджер проекта должен регулярно выполнять действия, описанные выше. Реестр рисков должен постоянно обновляться, в противном случае реализация проекта окажется под угрозой. Обязанность этих действий должна быть стандартизирована в уставе проекта. Руководствуясь схемой управления рисками, руководство проекта устраняет локализованные риски, своевременно выявляет новые риски и оперативно разрабатывает меры по их снижению и устранению.
Таким образом, в данной главе оценивается эффективность проекта по оптимизации процесса закупок за счет внедрения системы взаимодействия с сотрудниками на основе SAP Ariba, мероприятие рекомендовано к реализации и позволит компании более эффективно взаимодействовать с контрагентами через SAP SRM.

3.3. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы обеспечения экономической безопасности в ПАО «Сбербанк»

 

Для оценки эффективности предложенной скоринговой модели ПАО «Сбербанк» был проведен контрольный эксперимент, в ходе которого был проведен анализ кредитоспособности 61 заемщика (предприятий малого и среднего бизнеса). Полученные результаты отражены в таблице сопряженности 16.

Скоринговая система определила, что из 61 заемщика, 14 клиентов являются неплатежеспособными, из которых 1 клиент не был определен, а остальные выбраны правильно – это ошибка первого рода. 47 заемщиков признаны платежеспособными, из которых правильно определены 46 заемщиков, 1 заемщик, будучи платежеспособным, программой был признан как неплатежеспособный – это ошибка второго рода.

Таблица 16 – Таблица сопряженности

Классифицировано
Фактически False True Итого
False 13 1 14
True 1 46 47
Итого 14 47 61
Специфичность 92,9
Чувствительность 97,78

Источник: составлено автором

Для банков как при разработке собственных скоринговых систем, так и при покупке систем, предлагаемых на рынке, принципиально важно оценить эффективность скоринговой системы. Методология ее построения обусловливает вероятность ошибок, что и определяет, в конечном счете, эффективность системы. Более точно эффективность скоринговой системы может быть оценена с позиции вероятности ошибок первого и второго рода (рисунок 7).

Рисунок 7 — Эффективность системы скоринга

Источник: составлено автором

Очевидно, что ошибки второго рода являются наиболее фатальными с точки зрения кредитного риска, а ошибки первого рода характеризуют упущенные рыночные возможности по кредитованию малого и среднего бизнеса. Соотношение этих ошибок может быть различным у различных скоринговых систем. В общем случае для самых приближенных оценок может использоваться линейная функция полезности вида (формула 3):

 

U = S * (е0 — е2 * е0) — М * е1 * d,                                        (3)

где   S — объем кредитного портфеля;

e0 — уровень просроченной задолженности по портфелю до внедрения  скоринговой системы;

e1 — уровень ошибок первого рода;

e2 — уровень ошибок второго рода;

М — количество кредитов в портфеле;

d — объем доходов по одному погашенному в срок кредиту (в среднем по портфелю).

Смысл функции U заключается в денежной оценке баланса доходов (в результате сокращения удельного веса просроченной задолженности) и потерь (при отказе кредитоспособным заемщикам) от использования скоринговой системы. Значение функции U должно также анализироваться наряду с рассмотрением цен (затрат на разработку) и расходов на внедрение и актуализацию скоринговой системы. Конкретный вид и структура функции полезности будет выбираться каждым банком с учетом собственной рыночной стратегии и кредитной политики. Затраты на приобретение, актуализацию скоринговой системы и разработку нового программного обеспечения для внедрения системы скоринга в банке составят около 1250 тыс. руб.

Рассчитаем эффект от внедрения скоринговой системы, исходя из того, что ошибки второго рода составят 2 процента, а ошибки первого рода — 7 процентов, Используем для расчета формулу (3). В результате расчета U=15290,92 тыс. руб. Вычтем из полученной суммы расходы на внедрение скоринга в банке и получим 14040,92 тыс. руб. Это является дополнительным доходом от внедрения скоринговой системы. Следовательно, можно сделать вывод об увеличении доходности кредитования на 19,1 процента (14290,92 / 749* 100).

Полученный результат подтверждает целесообразность реализации предлагаемой скоринговой системы.

В наше время скоринговые системы активно применяются во всех экономически развитых странах. К примеру, в США наиболее популярным видом кредитного скоринга является FICO score, который принимает значения от 300 до 900. Во внимание принимаются следующие характеристики: качество кредитной истории, наличие и размер текущих долгов, длительность отношений с кредиторами, соотношение количества поданных заявок и выданных кредитов, типы выданных кредитов. Заёмщик в соответствии с этим оценивается:

  • выше 690 — «великолепно»
  • 650—690 — средний стандартный уровень
  • 640—650 — «очень хорошо»
  • 620—640 — «хорошо»
  • 600—620 — «плохо»
  • ниже 600 — «очень плохо»

Среднее значение FICO score для жителей США равно 723.

Какие же составляющие являются самыми важными для прогнозирования кредитных рисков? В разных странах набор характеристик варьируется. Например, в Великобритании наиболее часто используются следующие характеристики:

  • Возраст
  • Количество детей/иждивенцев
  • Профессия
  • Профессия супруга(и)
  • Доход
  • Доход супруга(и)
  • Район проживания
  • Стоимость жилья
  • Наличие телефона
  • Сколько лет живет по данному адресу
  • Сколько лет работает на данной работе
  • Сколько лет является клиентом данного банка
  • Наличие кредитной карточки/чековой книжки

В других странах набор характеристик, наиболее тесно связанных с возможностью дефолта по кредиту, будет отличаться в силу национальных экономических и социально-культурных особенностей. Нельзя автоматически перенести модель из одной страны в другую или из одного банка в другой: даже внутри одного и того же банка существуют уникальные модели для разных групп клиентов и различных кредитных программ.

Почему кредитный скоринг стал необходимостью? С началом в конце 60-х гг. «бума» кредитных карт банки и кредитные организации осознали удобство использования кредитного скоринга. Автоматизация принятия решения о кредитовании стала единственным возможным решением в связи с огромным количеством заявок на кредитные карты. Кроме того, практика показала, что кредитный скоринг является существенно более надежным прогнозом, нежели экспертные оценки (процент дефолтов снизился более чем на 50%).

Вывод по главе 3. Таким образом, с точки зрения влияния показателей капитала на показатели финансовой устойчивости кредитных организаций, можно сделать вывод, что рост общего размера капитала увеличивает размер рисков, принимаемых кредитной организацией, и увеличивает уровень высоколиквидных активов. Капитал более высокого качества, наоборот, снижает стремление банков принимать на себя избыточный риск, так как при привлечении некачественных ресурсов банк не будет иметь источников формирования капитала первого уровня.

Заключение

 

Подводя итоги исследования экономических проблем коммерческих банков, можно сказать, что обеспечение экономической безопасности коммерческих банков является одной из важных задач. Это определяется необходимостью создания условий для полноценного функционирования коммерческих банков с учетом особенностей экономического развития, формирования такого ударного механизма, который бы оперативно реагировал на внешние и внутренние угрозы экономической безопасности российских коммерческих банков.

Для реализации этих целей необходимо сделать выбор подходящих методов регулирования деятельности банков монетарными властями. Должны быть созданы условия для обеспечения их экономической безопасности, то есть должен быть увеличен финансово-кредитный потенциал. Это включает в себя: стабильность ресурсной базы коммерческих банков, привлечение средне- и долгосрочных депозитов клиентов, поскольку депозиты являются одной из основных составляющих безопасности коммерческих банков. Можно предположить, что банк, который обеспечивает не только свои интересы, но и интересы клиентов, выполняет все свои обязательства на достаточно высоком уровне, соблюдает требования действующих нормативных актов, будет надежным. К числу показателей, по которым можно судить о надежности коммерческих банков, относятся объем кредитов, предоставленных нефинансовому сектору, доходность, соответствие установленным экономическим стандартам.

В ПАО Сбербанк действует отдел внутреннего контроля (УВК). Он был создан для осуществления внутреннего контроля и оказания помощи органам управления Банка в обеспечении эффективного функционирования. Отдел внутреннего контроля обеспечивает мониторинг функционирования системы внутреннего контроля, выявляет проблемы, связанные с ее функционированием, разрабатывает предложения по улучшению и повышению эффективности системы; проводит регулярные проверки деятельности подразделений Банка, следит за выполнением мероприятий по устранению выявленных нарушений и информирует руководство Банка о результатах; участвует в разработке внутренних документов банка, регламентирующих деятельность подразделений и работников, порядок операций и принятия решений, в целях обеспечения функционирования системы контроля.

Внутренний контроль осуществляется с целью обеспечения эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при проведении банковских операций и других операций, эффективности управления активами и пассивами, включая сохранение активов, управление банковскими рисками; достоверность, полнота, объективность и своевременность составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей), а также информационной безопасности (защита интересов (целей) в информационной сфере); соблюдение норм, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов; исключая участие Банка и участие работников в осуществлении незаконных действий, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

В работе приведены организационно-экономические характеристики банка ПАО «Сбербанк». Выявлено, что по всем финансово-экономическим показателям Сбербанк является динамично развивающейся прибыльной компанией. В течение анализируемого периода наблюдается устойчивый рост пассивных и активных операций. Значительный вклад в доходы банка вносят процентные доходы, основным источником которых являются кредиты юридическим лицам. В связи с ростом кредитного портфеля и его периодической переоценкой важной остается проблема качества кредитного портфеля, в котором нарушена почти половина кредитов (категории качества II-V).

В таком виде портфель требует больших затрат на создание резервов, которые увеличиваются в течение всего анализируемого периода.
Была проведена оценка эффективности проекта по консолидации единого каталога приобретенных продуктов на основе SAP ERP. Показатели эффективности проекта показывают, что проект эффективен и приемлем, поскольку чистый дисконтированный доход является положительным, а индекс прибыльности больше единицы.

Проведена оценка эффективности проекта по оптимизации процесса закупок за счет внедрения системы взаимодействия с поставщиками на основе SAP Ariba. Показатели эффективности проекта указывают на то, что проект эффективен и приемлем, потому что чистый дисконтированный доход является положительным, а индекс прибыльности больше единицы. Для внедрения систем SAP была разработана концептуальная схема управления рисками, которая позволит осуществлять мониторинг проекта на всех его этапах, определять риски, возникшие во времени, и принимать меры по управлению этими рисками.

 

Список использованных источников

 

  1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 27.12.2018) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018).
  2. Об утверждении Плана Центрального банка Российской Федерации по противодействию коррупции на 2016-2017 годы: Приказ Банка России №ОД-1504 от 13.05.2016 г.
  3. Алексеева, Д. Г. Банковский вклад и банковский счет. Расчеты : учебник для бакалавриата и магистратуры / Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин, Р. З. Загиров ; отв. ред. Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 243 с.
  4. Банки и банковские операции : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Иванов [и др.] ; под ред. Б. И. Соколова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 189 с.
  5. Банки и банковское дело в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Боровкова [и др.] ; под ред. В. А. Боровковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 422 с.
  6. Банковское дело в 2 ч. Часть 1 : учебник для СПО / Н. Н. Мартыненко, О. М. Маркова, О. С. Рудакова, Н. В. Сергеева ; под ред. Н. Н. Мартыненко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 217 с.
  7. Верещагина А.В. Система комплексной безопасности современного общества в контексте национальной безопасности России в условиях новых вызовов и угроз: монография – Москва: Русайнс, 2016. – 151 с.
  8. Графова И.Л., Емельянов Р.А. Экономическая безопасность коммерческого банка как элемента банковское системы страны // Экономический журнал – 2016 – Т. 42. – №42 – С. 73-78.
  9. Езангина И.А. Проблемы и тенденции развития инфраструктуры кредитных рынков в России // Экономическая безопасность России и стратегии развития ее регионов в современных условиях. 2015. С. 67-70.
  10. Езангина И.А., Пак Е.А., Попова С.С. Рассмотрение актуальных проблем экономической безопасности коммерческого банка // Научно методический журнал novainfo – 2016 – Декабрь – №57-2.
  11. Идрисова Э.А. Минимизация кредитных рисков коммерческих банков как составляющая их экономической безопасности // Экономика, предпринимательство и право. – 2016. – Том 6. – № 4. – С. 437-443.
  12. Клюев С.В., Василенко О.А. Основные факторы обеспечения стабильности коммерческого банка в условиях кризиса // Журнал успехи современной науки и образования – 2016 – Том 3, №9 – С. 106-108.
  13. Коваленко О. Г., Игонина О. В. Сущность и классификация банковских рисков // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 1296-1299.
  14. Костерина, Т. М. Банковское дело : учебник для СПО / Т. М. Костерина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 332 с.
  15. Мамателашвили О.В. Оптимизация активов как способ экономии затрат предприятия / О.В. Мамателашвили // Инструменты современной научной деятельности сборник статей международной научно-практической конференции. – 2016. – с. 81-83.
  16. Мельник Д.Ю. Экономическая безопасность банковской системы: теоретические и практические аспекты // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» – 2017 – Том 9, №5.
  17. Мусатаева М. О. Источники, виды и факторы угроз экономической безопасности, создание службы экономической безопасности // Научно– методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 23. – С. 26-30.
  18. Петрова О. С. Экономическая безопасность банковской системы // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Экономика, право и управление» – № 2, 2015 г. – с. 130-133.
  19. Романов В. С., Бутуханов А. В. Риски-предприятия как составная часть рисков [Текст] // Моделирование и анализ безопасности, риска и качества в сложных системах: труды международной научной школы МА БРК. – СПб.: НПО «Омега», 2015. – с. 218-221.
  20. Романов В.С. Понятие рисков и их классификация как основной элемент теории рисков [Текст] // Инвестиции в России. – 2015. – № 12 – С. 41-43.
  21. Романов В.С. Риск-менеджмент как условие развития предприятия [Текст] // Теория и практика реструктуризации предприятий: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2016. – С. 144-146.
  22. Романов В.С. Управление рисками: этапы и методы [Текст] // Факты и проблемы практики менеджмента: Материалы научно-практической конференции. – Киров: Изд-во Вятского ГЛУ, 2015. – С. 71-77.
  23. Салин, В. Н. Банковская статистика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Н. Салин, О. Г. Третьякова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 215 с.
  24. Сазонов С.П., Езангина И.А., Евсеев Р.С. Экономическая безопасность кредитной организации: факторы, угрозы, направления укрепления// Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 31 (313). С. 42-56.
  25. Светлова, В. В. От решения задач экономической безопасности коммерческого банка к его устойчивому развитию / Шихобаловские чтения: Опыт, проблемы и перспективы развития потребительского рынка: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. 29-30 сентября 2015 г.: в 2-х ч. Ч. 2 / отв.ред. Е. Н. Шереметьева // Самара: Самар. ин-т (фил.) РЭУ им. Г. В. Плеханова. – 2015. – 263 с.
  26. Шумилина О.В., Езангина И.А. Финансовая безопасность банка: риски ДБО//Научный альманах. 2016. № 2-1 (16). С. 392-396.
  27. Ильина Д.В., Мухамадиева Э.Ф. Оценка экономической безопасности предприятия // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(11). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(11).pdf (дата обращения: 25.11.2018).
  28. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Банковский риск-менеджмент // ИТпортал, 2016. №4 (12). URL: http://itportal.ru/science/economy/bankovskiy­risk-menedzhment (дата обращения: 25.11.2018).
  29. Мельник Д.Ю. Экономическая безопасность банковской системы: теоретические и практические аспекты // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №5 (2017) https://naukovedenie.ru/PDF/02EVN517.pdf (дата обращения: 25.11.2018).
  30. Обзор Банка России о несанкционированных переводах денежных средств 2017 год http://www.cbr.ru/PSystem/P-sys/survey_2017.pdf (дата обращения: 25.11.2018).
  31. Официальный сайт ПАО «Сбербанк». URL: https://www.sberbank.ru/ru/person (дата обращения: 25.11.2018).

Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф