-
Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики: функции, структура, формы и виды
Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и прибылью, которая остается после уплаты налогов, других обязательных платежей. То есть предприятие является самостоятельным товаропроизводителем.
Функции предприятия в современной экономике: 1) на предприятиях производится продукция, выполняются работы и оказываются услуги, составляющие основу жизнедеятельности каждого человека в отдельности и общества в целом; 2) предприятие является главным субъектом отношений, складывающихся в обществе по поводу производства, реализации, распределения и потребления продукции; 3) предприятия формируют спрос на факторы производства, технологические и продуктовые инновации, организационно-управленческие нововведения; 4) предприятия являются одним из важнейших источников формирования доходов бюджетов всех уровней; 5) на предприятиях подавляющая часть населения получает вознаграждение за свой труд, материально обеспечивая себя и членов своей семьи.
Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Прежде всего предприятия отличаются друг от друга принадлежностью к той или иной отрасли экономики страны — промышленности, строительству, сельскому хозяйству, транспорту, торговле, снабжению и сбыту, финансовой сфере, науке и образованию, здравоохранению, культуре и т.д.
Деление предприятий по отраслям происходит по целевому назначению выпускаемой продукции. Например, промышленные предприятия в основе своей деятельности имеют производство товаров (обычно к промышленным предприятиям относят те, у которых более 50% оборота приходится на производство промышленной продукции). Торговые предприятия занимаются осуществлением в основном операций по купле-продаже товаров. Транспортно-экспедиторские предприятия специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм.
Одной из важнейших характеристик предприятия являются его размеры, определяемые в первую очередь количеством персонала предприятия. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются следующим образом: малые — до 50 занятых; средние — от 50 до 500 (иногда — до 300); крупные — свыше 500, в том числе особо крупные — свыше 1000 занятых. Размеры предприятий тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Например, предприятия черной металлургии и машиностроения обычно крупные и очень крупные предприятия. В легкой, пищевой, нефтеперерабатывающей промышленности действуют в основном средние предприятия.
Форма собственности лежит в основе юридического статуса предприятия. По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные, в собственности общественных организаций и иные предприятия.
Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, участков, отделов, лабораторий и других подразделений, составляющих единый хозяйственный объект. Структуру предприятия различают: общую, производственную (форма организации производственного процесса), организационную.
-
Планирование и прогнозирование на предприятии. Бизнес-план предприятия
Каждое предприятие для успешной работы должно пользоваться принципами планирования и прогнозирования. Данным видом деятельности занимается планово-экономический отдел, который разрабатывает основные показатели прогноза социально-экономического развития предприятия на каждый год.
Задача планирования — обеспечение высоких темпов развития производства на основе научно-технического прогресса, а также своевременное и равномерное выполнение заданий государственного плана по всем количественным и качественным показателям при наиболее рациональном и эффективном использовании производственных ресурсов.
Можно выделить следующие виды планирования, которые использует предприятие: перспективное, текущее, оперативное. Перспективное планирование — это планирование деятельности предприятия на 5 лет. Из-за тяжелого финансово-экономического положения в настоящее время данный вид практически не используется. Текущее планирование — планирование деятельности предприятия на 1 год исходя из показателей пятилетки.
Выделяют также и два подвида планирования — это: 1) технико-экономическое планирование — направляет и организует производственно-хозяйственную деятельность предприятия по всем техническим и экономическим показателям. 2) оперативно-производственное планирование — позволяет регулировать и контролировать повседневный ход производства.
Бизнес-план — краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Цель, назначение бизнес-плана – обоснование деятельности предприятия, стратегии и тактики хозяйственного поведения, планирование и прогнозирование результатов деятельности, привлечение инвесторов и спонсоров для определённого предпринимательского проекта, расширение круга предприятий-партнёров.
Бизнес-план составляется не по приказу сверху и не имеет строгой регламентации ни по объёму информации, ни по структуре документа. Материал бизнес-плана должен излагаться просто и понятно. Он должен быть доступен различным группам людей, даже тем, которые имеют ограниченные знания о продукте (услугах) и рынке. Следует стремиться к тому, чтобы объём бизнес-плана не превышал пятидесяти страниц.
Наиболее распространённые на предприятиях формы бизнес-плана содержат:
· титульный лист (реквизиты предприятия, авторы предпринимательского проекта, наименование и суть проекта).
- резюме (основные положения предполагаемого коммерческого проекта: за счёт каких ресурсов, срок окупаемости проекта, финансовые результаты с расчётом предполагаемого размера продаж и выручки от реализации).
- меморандум конфиденциальности,
- описание предприятия и отрасли,
- анализ рынка сбыта (степень насыщенности данного рынка конкурирующими товарами, расчёт общей ёмкости рынка по предполагаемому товару, проведение сегментирования рынка).
- описание продукции, работ, услуг,
- стратегия маркетинга
- инвестиционный план (определяется размер необходимых инвестиций, их распределение по этапам осуществления проекта и по направлениям).
- производственный план – существует только на предприятиях, осуществляющих производство товаров, выполнение работ, оказание услуг.
- организационный план (в нём закладываются основные правовые аспекты функционирования предприятия и система его организации).
- финансовый план (включает прогноз объёмов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, баланс активов и пассивов, план по себестоимости продукции, план по прибыли, расчёт условий безубыточности).
- схема финансирования.
-
Виды экономических ресурсов и характеристика их сущности
Ресурсы — это факторы, используемые для производства экономических благ. Экономические ресурсы — это все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.
Классификация ресурсов:
- материальные ресурсы — земля (сырьевые материалы) и капитал (инвестиционные ресурсы);
- людские ресурсы — труд и предпринимательская деятельность.
Земля — это все естественные ресурсы: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы (ресурсы рек, морей и океанов). Под термином «земля» чаще всего понимается щедрость природы, то есть все ресурсы — от минералов, лесов и до воздуха. Природные ресурсы подразделяются на восполнимые и невосполнимые. Для них характерны неравномерное размещение по территории нашей планеты и не всегда имеющаяся доступность их использования.
Понятие «капитал или инвестиционные ресурсы» охватывает все произведенные средства производства, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю (здания, сооружения, оборудование, полуфабрикаты и т.п.).
«Труд» обозначает все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг.
«Предпринимательство» — это особое внутреннее свойство, которым наделены не все люди. Оно связано с умением рисковать, брать на себя ответственность и рационально, прибыльнؾ хозяйствовать на основе постоянного поиска нового.
«Орудия труда» — это то, с помощью чего производятся товары и услуги: производственные возможности, созданные людьми в форме оборудования, инструмента, технологий, зданий и т.д. Особенность данного фактора состоит в том, что он должен воспроизводиться в расширенном объеме с тем, чтобы иметь возможность постоянно увеличивать производство товаров и услуг.
Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве.
Особенности рынков ресурсов связаны с их дефицитностью, ограниченностью объема производства и предложения ресурсов.
Особенности спроса на ресурсы:
- ресурс является производным (зависимым) от спроса на готовую продукцию, которая изготавливается с применением данных ресурсов, — ее рост вызывает увеличение спроса на ресурсы (в зависимости от динамики производительности труда);
- спрос на определенные ресурсы связан с динамикой спроса на другие ресурсы, то есть с изменением цены на замещающие ресурсы и на дополнительные ресурсы.
Вывод — производственный спрос на ресурсы возрастает, если увеличивается спрос на продукт, повышается производительность труда в изготовлении готовой продукции, падает или поднимается цена на замещающие ресурсы, снижается цена на дополнительные ресурсы.
Эластичность спроса на ресурсы, то есть реакция на изменение цен ресурсов, зависит от следующих факторов:
- эластичности спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем эластичнее спрос на ресурсы;
- заменяемости ресурсов;
- доли ресурсов в общих издержках.
Особенности предложения ресурсов. Предложение ресурсов зависит от закона редкости, ограниченности ресурсов. Наименее эластично предложение земли — ее размеры довольно жестко фиксированы, а альтернативного, заменяющего ресурса не существует. Практически неэластично предложение полезных ископаемых, хотя их можно заменить другими ресурсами или открыть новые месторождения.
Цена на ресурсы складывается под воздействием спроса и предложения.
-
Основные фонды предприятий, показатели оценки движения основных фондов предприятия
Основные производственные фонды — средства труда, участвующие в процессе производства длительное время и сохраняющие при этом свою натуральную форму и переносящие свою стоимость на готовую продукцию по частями, по мере износа.
В зависимости от производственного назначения основные фонды делятся на группы:
¨ здания — производственные корпуса, склады, конторы, гаражи и т.п.;
¨ сооружения — дороги, эстакады, ограждения и др. инженерно-строительные конструкции, создающие необходимые условия для осуществления процесса производства;
¨ передаточные средства — линии электропередач, связи, трубопроводы;
¨ машины и устройства — силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие устройства и лабораторное оборудование, вычислительная техника;
¨ транспортные средства — все виды транспортных средств, в т.ч. межзаводские, межцеховые и внутрицеховые;
¨ инструменты;
¨ производственный инвентарь и принадлежности;
¨ хозяйственный инвентарь;
¨ другие основные фонды.
Эти группы образуют активную и пассивную части основных производственных фондов. К активной части относятся передаточные устройства, машины и оборудование, к пассивной — здания, сооружения, транспортные средства, которые непосредственно не участвуют в процессе производства, но являются необходимым его условием.
Существует несколько видов стоимостной оценки основных фондов.
Первоначальная стоимость основных фондов – это сумма затрат на изготовление или приобретение фондов, их доставку и монтаж.
Восстановительная стоимость – это стоимость фондов на момент последней их переоценки.
Остаточная стоимость представляет собой разность между первоначальной или восстановительной стоимостью основных фондов и суммой их износа.
Ликвидационная стоимость – это стоимость реализации изношенных и снятых с производства основных фондов (например, цена лома).
Основными показателями использования основных производственных фондов являются:
1) коэффициент экстенсивного использования оборудования определяется отношением фактического количества часов работы оборудования к количеству часов его работы по плану;
2) коэффициент сменности работы оборудования – отношение общего количества отработанных машино-дней за сутки к числу установленного оборудования;
3) коэффициент интенсивного использования оборудования определяется отношением фактической производительности оборудования к его технической (паспортной) производительности;
4) коэффициент интегрального использования оборудования равен произведению коэффициентов интенсивного и экстенсивного использования оборудования и комплексно характеризует эксплуатацию его по времени и производительности;
5) фондоотдача – показатель выпуска продукции, приходящейся на один рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов;
6) фондоемкость – величина, обратная фондоотдаче. Она показывает долю стоимости основных производственных фондов, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции. Фондоотдача должна иметь тенденцию к увеличению, а фондоемкость — к снижению;
7) фондовооруженность труда определяется отношением среднегодовой стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности промышленно-производственного персонала предприятия за год.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
|---|---|
|
|
|
